Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технич. сложность 2 page






 

Часть 3. Формирование УСЛОВИЙ И предпосылок Науки И техники
Введение к исторической части курса
В.1. Проблема целостности курса
= Программы ВАК:
1. Общие проблемы философии науки (4.5с – 32%)
2. Современные философские проблемы областей научного знания (1.5.с – 11%)
3. История технических наук (9с – 64%)
= Проблема междисциплинарности ФН
o частнонаучные знания о науке
o философское содержание ФН
В.2. Синергетический подход
= Суть: рассмотрение объекта как целостного, самоорганизующегося
= Основные понятия:
o открытые и изолированные системы,
o неравновесное состояние,
o самоорганизация (с/зарождение, с/сохранение, с/развитие),
o креод, аттрактор, точка бифуркации
= Механизмы с/организации:
o градиенты движущих сил (субстанции)
o воспроизводство структуры процесса
o пример: стакан на эл/плите
В.3. Логическая схема истории науки
= Задача:
o историческое (процесс) необходимо представить в виде логического (закономерная линия событий)
o наука в её исторических событиях (историческое) как проявления саморазвивающегося целостного образования
= Саморазвитие науки происходит под влиянием условий (факторов):
o пример:деление клетки и специализация сообщества под действием факторов (гравитация, ОС – питание)
o уровень развития самой науки
o основания науки:
1) идеалы и нормы
a) объяснения и описания
c) доказательности и обоснованности
d) построения и организации знания
2) Научная картина мира
3) Философские основания
· категориальная матрица науки
· обосновывающие постулаты
· идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска
Эти принципы направляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологий и новых представлений о методе.
o внешние факторы (социально-исторический контекст:
1) ОС
2) стиль мышления, вера (SM)
3) знания (Z)
3) техника (T)
4) социальные факторы (S)
= периодизация истории науки
o преднаука – внешняя история
· формирование условий и предпосылок
· развитие предпосылок и зарождение элементов
· формирование элементов и структур
o развитая наука - внутренняя история
· формирование социального заказа на научную деятельность
· формирование и социального института (СИ)
· развитие СИ и обратное влияние на общество
Тема 12. Архаическое общество
12.1. Переход от неандертальца к кроманьонцу
= Питание остатками мозгового вещества:
o животные-хищники:
• киллеры – узкоспециализированные убийцы, не способны к борьбе и узкая специализация, не много видов
• собиратели (падальщики) – много видов, антропоиды в т.ч. Всеядны.
• все они не способны добывать косный мозг из остатков, а это 20% биомассы
«Ногти и зубы, скорость передвижения, неспособность к высокому прыжку - все не благоприятствовало превращению этой обезьяны в «хищника», в убийцу. Ее челюстной аппарат, зубы, пищеварительные средства, несмотря на всеядность, вовсе не были приспособлены и подготовлены к преимущественно мясной пище, в частности к поеданию мяса крупных млекопитающих (к раздиранию толстой шкуры, отдиранию мяса от костей и сухожилий, разжевыванию крепких мышечных тканей, перевариванию свежего мяса в значительных количествах)». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007, с. 248.
o орудийная деятельность животных
«Нырнув, калан приносит на поверхность моллюска-мидию, то одновременно подмышкой выносит и камень размером с кулак. На поверхности воды калан перевертывается на спину, кладет камень на грудь и, крепко зажав моллюска в своих коротких лапах, сильно и многократно бьет им о каменную «наковальню», поглядывая время от времени, не раскололась ли раковина и не показалось ли мягкое тело мидии. … за полтора часа один калан вытащил пятьдесят четыре моллюска и стукнул ими о камушек 2237 раз. При этом подчас калан разбивает несколько моллюсков об один и тот же камень. Замечено, как он, выныривая, извлекает у себя из подмышки тот же самый камень, который уже использовал и с которым нырнул». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007, с. 258.
o орудийная деятельность неандертальца
• стал не только систематически использовать камни как орудия, как делают многие животные, но и изготавливал их (впрок)
• каменные орудия использовались для разбивания костей и добывания мозга, занял особую экологическую нишу
o новая основа социальности
• в основе социальной жизни обезьян было биотическое доминирование, основанное на физической силе
«Изготовление орудий предполагало усложнение центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, способность к более тонким и точным движениям, но отнюдь не развитие мускулатуры. Обладание большой физической силой не столько способствовало, сколько препятствовало изготовлению более совершенных орудий.
В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому. Но в таком случае естественный индивидуальный отбор должен был бы вести к уменьшению числа индивидов, более других способных к производственной деятельности». Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989, с. 118.
• у неандертальцев для преодоления биотического доминирования формируется «интердикция» - дистантное (опосредованное имитативным рефлексом) нейросигнальное воздействие одной особи на другую
= Социальная природа орудийной деятельности
«…Деятельностью, в отличие от индивидуального поведения, является только то, что зафиксировано в форме образцов, эталонов, норм и живет в истории благодаря процессу воспроизводства, тиражирования, отпечатывания, складываясь затем в пространство культуры, а затем отпечатываясь опять и т.д. <…> Если мы эту трансляцию не организуем, то нашли мы решение или не нашли, значения не имеет: никто им воспользоваться все равно не сможет». Щедровицкий Г.П. Лекции по психологии // В кн.: "Вопросы саморазвития человека". Вып. 3. К., 1991, с. 19, 27.
= Рождение сознания
«Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер ее мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в ее состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной – какой была у животных – становится сознательной». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000. С. 18.
= Становление мышления и орудийная деятельность:
o Этапы становления:
«между развитием мышления и эволюцией каменной индустрии имеется взаимосвязь, а формирование способности к производству каменных орудий и соответствующих приемов деятельности (индустрии) проходит в своем развитии несколько уровней». Bordes F. Physical evolution and technological evolution in man: parallelism // World archaeology/ 1971. Vol. 3. № 1
1) Уровень галечных орудий. Производящее существо знает лишь, что в любом камне есть острый край, который только ждет, чтобы его высвободили. Процесс обработки камня на этом уровне не направлен на то, чтобы придать ему определенную форму. Просто камень подвергается обработке до тех пор, пока на нем не образуется острый край.
2) Уровень ручных рубил. Внутри камня существует не только острый край, но и форма и что эта форма может быть освобождена путем целенаправленных, волевых действий. На этом уровне появляются истинные питекантропы с большим мозгом
3 Техника «леваллуа».
«человек придает особую форму не непосредственно орудию, а ядрищу, с которого затем снимается отщеп. Именно этот отщеп и служит в качестве орудия. И форма данного орудия была предопределена формой ядрища. Непосредственно обрабатывая не нужное ему в качестве орудия ядрище, человек опосредствованно определяет форму необходимого ему орудия.
Вполне понятно, что это предполагает существенный сдвиг в способности мышления абстрагироваться и заглядывать в будущее. В свою очередь это требует и предполагает дальнейшее совершенствование мозга». Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989, с. 173.
o Рождение теоретического мышления – оперирование мысленной моделью до практической деятельности
«Животные (неандертальцы – А.Е.) получили возможность перцептивно мыслить, прежде чем действовать. И это их весьма ощутимое адаптационное преимущество получило генетическое закрепление благодаря естественному отбору». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. — СПб: Изд-во РХГА, 2003, с. 81.
o Параллели развития обезьяны и ребенка:
1) На начальном уровне развития ребенка (до 6.7 месяцев) его мир целостен, речь нечленораздельна («лепет»). 2) От 7-8 месяцев до 1.5 лет возникает второй уровень, на котором тот же мир представлен дифференцировано, отдельными ситуациями, а речь становится членораздельной («холофразы»). 3) Далее (от 1.5. до 2 лет) появляется третий уровень, где каждая ситуация распадается на отдельные предметы («телеграфная речь»). 4) Свойственный только человеку этап когнитивного развития, на котором предметы представлены в виде совокупности своих частей. Ребенок достигает качественно иного, более глубокого понимания мира, - начинается «речевой взрыв». (1-3) У антропоидов когнитивное развитие заканчивается предыдущим, третьим уровнем (уровнем отдельных предметов), что ограничивает их понимание мира и языковой потенциал («телеграфная речь «говорящих» антропоидов»)
12.2. Образ жизни и мышление кроманьонца
= Деятельность
o биотическое (половое) разделение труда
o зарождение социального разделения труда
o становление орудийной охоты, рыболовства и садоводства
= Первобытное мышление:
o Доминирует пространственно-образное (правополушарное) мышление, основанное на целостном (холистическом, синтетическом) восприятии объекта исследования
«Имеющиеся археологические данные, а также исследования зачатков знаково-символического мышления у шимпанзе и анатомического строения их мозга дают некоторые основания полагать, что скорее всего развитию языка и использованию простейших орудий предшествовала специализация левого полушария в аналитическом мышлении». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Том 1. – СПб.: РХГИ, 2003, с. 147.
o Свойства архаического мышления:
• высокая степень слияния индивида с окружающей его природой, сообществом, родом;
• анимистическое восприятие природы и наделение её мистическими силами;
• высокую эмоциональную чувствительность и аффективная напряженность общения;
• большую образность и иконическую полноту воспроизведения содержания памяти, а также деятельности воображения.
o Мыслительные стратегии:
1) индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и их зависимостей;
2) умозаключение по аналогии на основе сходных признаков, свойств, характера взаимодействий и протекания процессов.
o Причинность
• подменяется временным следованием событий, связанных мистически (суеверия «пустое ведро», «черная кошка»):
«термин "мистический" подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные. Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят многое, о чем мы и не догадываемся.
Например, для "первобытного" человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами». Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Психология мышления. Пер. с англ. - М: МГУ, 1980, с. 134-135.
o Социальная природа мышления
• формы человеческой деятельности и мышления складываются независимо от воли и сознания отдельных индивидов,
• они противостоят человеку как формы, образцы и шаблоны исторически развивавшейся системы культуры и активно детерминируют его волю и сознание.
• Отдельный индивид не только не вырабатывает всеобщие формы человеческой деятельности в одиночку, но он и не может их выработать. Он усваивает эти формы готовыми в ходе социализации, освоения культурного наследия, в том числе, вместе с языком и выраженными в нем знаниями.
• Механизм нормирования деятельности и выработки социально значимых форм, воспроизводства и трансляции их в человеческих поколениях является определяющим в процессах существования человеческого общества и охватывает все его сферы, включая воспроизводство не только взаимоотношений и социальных структур, но и самого человека.
• Человеческое общество можно рассматривать как самовоспроизводящийся процесс нормированных форм деятельности и условий их осуществления, превращения их в образцы и шаблоны, передаваемые как традиция по социальной эстафете
Ребенок должен усвоить в процессе социализации «всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учится говорить, и «законы государства», в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира и т.д. и т.п. Все эти нормативные схемы он должен усваивать как некоторую, явно отличную от него самого (и от его собственного мозга, разумеется) особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную…». Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991, с. 233.
12.3. Социальное устройство:
= Смена типа отбора
o биотический отбор
• размножение более приспособленных и вымирание менее приспособленных,
• формирование популяций из наиболее биотически адаптированных особей
o социальный отбор
• сообществ, имеющих наиболее высокие темпы накопления способов интеллектуальной адаптации,
• адаптация основана на орудийной деятельности, позволяющей преодолеть ограниченности человеческого организма
• забота о нетрудоспособных и посильная защита их от смерти стали отличительным признаком данного вида
= Родовая община
o отделение индивидуальных сексуальных отношений от социального воспроизводства человека
o запрет на внутри родовой брак и формирование фратрийной структуры
o родовая община – ячейка архаического общества
= Знания и социальная структура:
o Вождь
• в оперативных, достаточно типичных жизненных ситуациях, требующих незамедлительных совместных действий управляет единоличный лидер - вожак (вождь) сообщества
• наиболее авторитетный, сильный, сообразительный и умелый из его членов.
o Совет старейшин
• собрание наиболее пожилых, немощных и мудрых, накопивших наибольший жизненный опыт, членов сообщества.
• принимает решения в ситуациях, связанных со значительной неопределенностью и максимально взвешенным и обоснованным выбором, особенно имеющим стратегическое значение
o Знахарь (шаман) - «кризисный» специалист
• включается в нестандартных ситуациях, не поддающихся решению на основе простого жизненного опыта, накопленного методом проб и ошибок, особенно при регулировании социальных отношений и выполнении ритуалов, необходимости снятия коллективных и индивидуальных психологических проблем, негативных состояний индивидуального здоровья
• не выделяется своим физическим состоянием, но обладает особыми психологическими и интеллектуальными способностями
o «Кадровый резерв»: дети и женщины - матери
= Ритуал и миф
o Семиотическая сущность мифологии:
• каждый образ и ситуация имеют собственный мистический смысл, знаковую природу
• пример: подвиги Геракла – «Агниевы конюшни» вычищены потоком реки
o Функции мифа
• «объяснительная» и «проективная» функции мифологии
• «миф» как пространство мышления и деятельности
o Ритуал:
• сущность и социальная роль
• создание социальных объектов
• воспроизводство социальной эстафеты
12.4. Вторая сигнальная система
= Способность к вербальному знаково-символическому мышлению, созданию на этой основе второй сигнальной системы и семиотической реальности как специфической для человека духовной среды обитания формируется в цепи «Сигнал» → «Знак» → «Символ».
1) Сигнал.
• Животные, обладающие первой сигнальной системой (по Павлову), способны к рефлекторному реагированию на вторичные факторы окружающей среды (для них - сигналы), постоянно сопутствующие значимым экологическим факторам. При этом связь значимых факторов и сигналов однозначная и жесткая на уровне автоматизмов условных рефлексов.
«Языки большинства животных, включая и язык обезьян, — это совокупность конкретных сигналов — звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент. Важная особенность основных видов коммуникации большинства животных — ее непреднамеренность, т.е. сигналы не имеют непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли. В языках животных сигналы видоспецифичны: в общих чертах они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению». Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: - М.: Аспект Пресс, 2002, с. 194-195.
2) Знак.
• знак от сигнала отличается отсутствием жесткой обусловленной связи между обозначаемым предметом и самим знаком, их связь не определяется биотическими механизмами, произвольна и вводится самим субъектом (сообществом).
• знаки как инструмент формирования приспособительных реакций ограничены областью единичного и конкретного.
3) Символ
• Символизация — установление эквивалентности между нейтральными знаками (символами) и предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.
«В процессе эволюции исходная функция какого-либо поведенческого сценария животных модифицируется, упрощается и, превращаясь в знак, информационный сигнал, становится средством коммуникации смыслов этого сценария, мыслей, средством передачи на расстояние необходимой для выживания внутривидовой когнитивной информации. …
Знак как строгая последовательность непосредственно воспринимаемых стереотипных перцептивных образов репрезентирует только смысл поведенческого сценария. … Ритуализация поведения позволяет животным получать самую разнообразную, необходимую для выживания внутривидовую информацию». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 185-186.
• Для многих животных элементарный уровень символьного внутривидового общения и знаково-символического мышления оказался вполне достаточен для адаптации и выживания в течение сотен миллионов лет.
= Вербализация мышления и речи
o процесс вербализации речи и знаково-символического мышления является ключевым в генезисе и становлении человека.
o 2-я сигнальная система зарождается не для передачи информации, а в форме регулирующей, управляющей речи.
• это подтверждается, во-первых, структурой зон мозга.
«древнейшие зоны речевой деятельности возникают в моторной (двигательной), а не сенсорной (чувствующей) области коры. … вторая сигнальная система родилась как система принуждения между индивидами: чего не делать; что делать». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - СПб: Алетейя, 2007. – с. 436.
• у ребенка первоначально слово служит для управления взрослыми и с их помощью удовлетворения своих потребностей.
• по мере овладения словом человек овладевает и собственными психическими процессами, своими потребностями
«Структура поведения ребенка определяется моделью, где действие разделено между двумя людьми: мать говорит ему: "На мячик", "Дай мячик", он тянется к мячу; в более позднем возрасте он сам говорит "мячик", называет, фиксирует словами предметы, к которым тянется и с которыми манипулирует: он вобрал в себя оба полюса, ранее разделенные между двумя действующими лицами. Так "интерпсихическое действие превращается в его интрапсихическую структуру"; слова, указания, запрещения, которые он раньше слышал от других, становятся его внутренними средствами организации психической деятельности». Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - СПб.: Алетейя, 2007. – с. 103.
o постепенно символьные мышление и речь начинают выполнять не только регулирующую, но и информационно-объяснительную функцию, берут на себя задачи формирования представлений о причинах и закономерностях мира, его объяснения и прогнозирования
«Речевое общение в коллективах первобытных охотников и собирателей, вероятно, носило крайне ограниченный характер, довольствуясь лишь минимальным запасом слов и фраз, необходимых для передачи адаптивно ценной информации. Они использовались главным образом для обозначения смыслов перцептивных образов, представлений и прототипов, каких-то их ассоциаций и сценариев, относящихся к предметам повседневного быта, животным и растениям, окружающей природе, социальным отношениям, а также к производству орудий охоты, приготовлению пищи и содержанию простейших религиозно-культовых верований». Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006, с. 197-198.
o вербальные формы «опираются» на невербальные, «вырастают» из них и продолжают сосуществовать в форме «концептов», где в тесном смысловом единстве сплавлены слово, действие, образ и чувства.
o символизация на основе вербализации, ставшая доступной человеку позволила:
• сформировать вербального понятийно-логическое мышление и вербальные знания о природном и социальном мире;
• расширить инструментарий мышления, обеспечить замещение реальных объектов и явлений их символами не только в процессе восприятия, но и вне его
• ввести в процессы мышления обобщенные, абстрактные и идеальные представления, выйти в языковой форме на уровень интеллектуального оперирования понятиями и генерирования новых понятий
• осознать на основе вербализации собственных потребностей и поведения и превратить их в предмет осмысления и управления, отделить биотических потребностей от социальных;
• дополнить социальную эстафету трансляции в поколениях навыков адаптивного поведения (научения) эстафетой вербальных знаний и их понимания – обучением.
«Орудия — это опредмеченный опыт. В них умения и знания человека, изготовившего орудие, находят свое материальное воплощение. Эти знания и умения лишь отчасти являются результатом сугубо индивидуального опыта, в основном же они — результат опыта предыдущих поколений, являющегося следствием разделения труда и развития общения. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. Пер. с нем. - М.: «ПРОГРЕСС», 1983, с. 49.
• создать особую символическую реальность как духовную среду обитания человека.
12.5. Семиотическая реальность
= Уровни семиотической реальности
o индивидуальный:
• с формированием у человека вербального знаково-символического мышления, развиваются соответствующие предметные и непредметные понятия,
• из понятий складываются комплексы знаково-символических представлений о природном и социальном мире его окружающем
• здесь происходит духовная жизнь человека, в ней потребности людей, связи и взаимодействия в общине получают социально нормированную форму и смыслы
• этот слой надстраивается над психофизиологическим уровнем и разрастается за счет наполнения его множеством знаково-символических элементов и процессов, образующих духовную жизнь человека.
• Индивидуальная семиотическая реальность, как и духовная жизнь индивида вообще, не ограничиваются социальным содержанием, а наполняется и собственными представлениями, объектами и продуктами мышления.
• биотические отношения и взаимодействия между отдельными членами сообщества не исчезают и не уменьшаются, но концентрируются в локальной области семейно-родственной организации общины.
o Коллективный (социальный)
• человеческое общество «вырастает» из биотического уровня, социальная жизнь перестает определяться только непосредственно биотически мотивированными взаимодействиями людей
• этот слой формируют новые социальные отношения и структуры не биотической, а знаково-символической, семиотической природы.
• сюда выходят собственно социальные (родоплеменные) ценности, нормы, мотивации и процедуры, необходимые для обеспечения самосохранения и развития человеческого сообщества как небиотической самоорганизующейся целостности,
• в основе социальной жизни лежит уже не биотический, а социальный отбор и саморегулирование.
• человеческое общество приобретает собственную семиотическую основу, соответствующую его природе и надстраивающуюся над пространством его биотического существования вначале как вспомогательная, а затем уже и как определяющая социальную жизнь реальность
= Парадоксальность семиотической реальности
o семантическая реальность
• состоит из знаково-символических духовных объектов, существующих только в сознании отдельных людей, другого бытия у семиотических объектов не может быть по природе
o индивид по отношению к своей духовной жизни, к знаково-символическим объектам, наполняющим его мышление, в общем случае обладает свободой, т.е. эти объекты для него произвольны, он их может по своему желанию порождать и изменять.
o но только не для социальных духовных объектов, которые идентичны в сознании всех людей данного сообщества одновременно и является не индивидуальным, а сугубо коллективным, социальным.
o это происходит в связи с особым ритуальным способом порождения и функционирования социальных духовных объектов в сознании каждого отдельного человека и всех членов данного сообщества
• каждый этап биотического жизненного цикла человека становится социально значимым и соотносится с соответствующим социальным этапом его жизни как члена сообщества не автоматически, вслед за его биотической историей, а только в процессе коллективного исполнения определенных ритуалов.
• именно ритуал придаёт человеку его социальный статус с конкретными правами и обязанностями: рождение человека, его превращение во взрослого, образование семьи и превращение в супруга и родителя, старость, признание умершим.
• переход человека в следующий социальный статус определяется не событиями его биотической жизни, а исключительно коллективным исполнением соответствующего ритуала
• именно в процессе коллективного исполнения ритуала в сознании всех членов сообщества (рода, фратрии, племени) создается образ уникального и идентичного для всех социального существа или меняются свойства, статус уже имеющегося социального существа.
• При этом все участники ритуала воспринимают вновь введенное социальное существо как безусловную реальность, как такой же социальный объект как и все другие ранее существующие
• Биотическая форма (организм) при этом служит только знаком социального объекта
= Изобретение знаков и действий с ними:
o Функции знаков
• функция замещения
• объяснительная функция
o Виды знаков
знаки-модели: по материалу (но не по функции и природе) совпадают с объектом (пальцы (камешки, ракушки, зарубки, черточки), с помощью которых считали древние народы)
знаки-символы: деревянный или каменный идол
знаки-обозначения: объект и знак по материалу не совпадают, элементы мыслительных операций в семиотической реальности
знаки как «вторичные» объекты: планы полей в шумеро-вавилонской математике – это не только изображения (знаки-модели) соответствующих полей, но и самостоятельные (вторичные) предметы: их анализируют, преобразуют, к ним относят результаты вычисления площадей или знания о форме поля
o Знак и мышление
= Знак «Душа»:
o позволило архаическому человеку осмыслить определенные явления и создать соответствующие практики
o смерть:
• смысл (операция преобразования знака): "уход" навсегда души из тела;
• архаическая практика – захоронения, понимаемая как создание (постройка) для души нового дома, который оснащался всем, что нужно было душе для продолжения на новом месте полноценной жизни
o болезнь:
• смысл (операция преобразования знака): "временный уход души из тела"
• архаическая практика – врачевание (лечение), приемы воздействия на душу [уговоры души, преподнесение ей подарков – жертвы, создание условий, которые она любит – тепло, холод, влажность, действие трав и т.д., с целью заставить ее вернуться в тело
• возвращение души в тело - осмысленное как "выздоровление" – это фактически обратная операция со знаком по сравнению с прямой – временным уходом души
o сновидение
• смысл (операция преобразования знака): приход в тело человека во время сна другой души (или путешествие собственной души вне тела в период сна)
• обратная операция задала смысл пробуждения, выхода из сновидения.
• архаическая практика – толкование сновидений, понимаемых как свидетельства души.
o «общение с духами»
• вызов души, предъявление ее зрению или слуху,
• обращение к душе, общение с ней,
• архаические практики: рисование, пение, игра на инструментах, исполнение ритуалов в масках и обращение к скульптурным фигурам
• техника архаической практики: изготовление музыкальных инструментов и масок, орудий и материалов для живописи и скульптуры
• технологии древнего искусства: рисование, танец, изготовление скульптур и т.д.
12.6. Язык и познание
= Понятие «язык»
o система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.
o с помощью языка познаётся мир, в нем объективируется самосознание личности
o специфически социальное средство накопления и передачи знаний, управления человеческим поведением
= Др. Греция:
o познать явление – дать ему имя и число
o язык - всеобъемлющее хранилище человеческих знаний
o овладевая начальным уровнем языка в детстве, человек всю жизнь погружается в него как целостную систему знаний человечества о мире, социуме и личности
12.7. Архаическая техника:
= Технические изобретения:
o орудия труда: копьё, гарпун, каменный топор, лучковое сверло, лук, праща, духовое ружьё
o средства жизнедеятельности: жилище (землянка, пещера), одежда, лодка
= Технологии:
o огонь:
цели использования: обогрев, отпугивание хищников, приготовление пищи
способы использования: добывание и поддержание, использование (открытый огонь, горячие камни, глиняная посуда)
o ферментация: дубление кож, крашение,
o обработка: природных материалов (в каменном веке - дерево, кость, кожи, затем и металлы)
o скрепление: прокалывать, сшивать, скручивать, привязывать, сплетать и ткать.
= Архаическое понимание техники и технологии
o способ деятельности: древняя технология для архаического человека – это способ побуждения и воздействия на души сакральных существ
o «распредмечивание» техники и технической деятельности: превращение их в текст
o цитата из книги Т. Хейердала " Аку-Аку " Приложение 1
12.8. Итог
Исходное состояние развития человеческого общества для последующего анализа процесса формирования условий и предпосылок генезиса науки.
1) архаический человек, обладающий способностью к социализации и необходимыми для теоретической познавательной деятельности базовыми способностями, в том числе
• вербальным понятийно-логическим мышлением,
• способностью к замещению предметной деятельности знаково-символическим оперированием в мышлении, т.е. способностью к теоретическому мышлению
2) человеческое общество, являющееся самоорганизующейся целостной системой, обеспечивающей социальное воспроизводство человека - познающего;
3) негенетический механизм интеллектуальной адаптации на основе
• преодоления физических ограниченностей тела за счет применения искусственных орудий,
• преобразования окружающей среды
• и замещения реальной деятельности мысленным оперированием ментальными моделями.
4) Язык
o средство познания и всеобъемлющее хранилище человеческих знаний
o овладевая начальным уровнем языка в детстве, человек всю жизнь погружается в него как целостную систему знаний человечества о мире, социуме и личности
5) Интеллектуальная познавательная и конструктивно-преобразующая деятельность становится базовым видом деятельности архаического человека, определяющим возможности существования и прогрессивной эволюции человеческого общества.
Тема 13. Земледелие неолита
13.1. Факторы эволюции:
= Изменения климата
o отступление ледников вызывает потепление и смену растительного и животного мира
• виды крупных животных (мамонты) сменяются более мелкими видами (олени)
• стада заменились мелкими группами или отдельными животными
• собирательство останков дополняется рыбной ловлей и охотой
= Развитие техники
o развивается набор каменных и костяных орудий
o специализируется техника рыбной ловли и охоты
13.2. Зарождение земледелия
= социально-историческая обусловленность:
o накопление опыта и практических знаний
o совершенствование технологий собирательства и охоты
= стимулирующие факторы:
o (--) рост численности человечества
o (--) истощение природных ресурсов
o (+) освоение плодородных речных долин
= способ формирования:
o наблюдение за последствиями ритуалов и жертвоприношений
o наблюдение за условиями естественного произрастания злаков и жизнью животных
o одомашнивание растений и животных
o ведение садоводства
o формирование практики обработки земли и переход от лугового укоса к засеву
= Значение земледелия:
o смена паразитического способ существования человека на производительный
o формирование трудовой деятельности («труда»)
«неолитический изготовитель орудий впервые изобрел «ежедневный труд» как «старательное выполнение определенного задания, конечный продукт которого имеет общественную пользу, но непосредственное вознаграждение за которое для самого работника незначительно; если же работа длится чересчур долго, то она даже превратится в наказание. Такая работа оправдывалась лишь в том случае, если ее конечная польза для общины оказывалась больше, нежели та, которой можно было добиться при более необязательном, легкомысленном, «любительском» подходе к труду». Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Перевод с англ. - М. Логос, 2001, с. 184.
o повышение производительности труда
• организационные преимущества специализации в социальном разделении труда
• совершенствование духовных и материальных средств
= Проблема наследования (собственности)
o принцип: кто создал, тому и принадлежит
• земледелие основано на земле как ресурсе, которая очищается и делается пригодной (создается) мужчинами, земля – собственность мужчин
• но земля обрабатывается совместно, даже в большей мере женщинами. Потребляются непосредственно не земля, а плоды труда.
o принцип: надо делиться с родственниками
• богатство оценивается по ценности раздаваемых подарков, способности помочь и одарить, угостить других
• богатого и жадного могли убить и все забрать (первобытный коммунизм)
• для личного потребления производителем оставляется часть продукта, а остальное передается в общее пользование
o мотивация активности и успешности:
• социальный авторитет, уважение, статус производителя и руководителя
• земля – собственность мужчин, продукты – совместная собственность (в долях) мужчин и женщин
13.3. Социальное устройство
= Экзогамия
o запрет браков внутри круга близких родственников (род) для преодоления вырождения
o разделение социальных процессов:
• сексуальные отношения в коллективе порождали агрессию и были выведены из общинной жизни
• сексуальные отношения - это индивидуально-личностные отношения, община только контролировала их допустимость (отсутствие кровосмешения) и взаимность
• воспитанием и социализацией ребенка занимались родственники (род), отец мог только присутствовать, играть с ним
= Род (сельская община)
o обеспечивает хозяйственную жизнь, младенчество и детство человека
o объединяется на одной территории в сельскую общину
o основан на повседневном чувственном взаимодействии его членов
= Фратрия
o 2-3 соседних рода, связанные общей экзогамией
o соседние фратрии, не связанные экзогамией, объединяются перекрестными брачными отношениями
= Племя:
o несколько фратрий объединяются в племя
o племя имеет нематериальную основу (знаково-символическую) единства: ритуалы, мифы, тотемы
o совет старейшин племени
o совместно участвуют в праздниках, военных действиях, принимают общие важные решения,
= Иерархическая структура
o сельская община – уровень материальной повседневной жизни
o фратрия, племя – знаково-символический уровень социальной системы
13.4. Формирование семьи как социального института
= Социальная потребность: согласование процессов социального разделения труда и воспроизводства человека
= Социальные функции:
o биотическое и социальное воспроизводство человека
o организация первичной (базовой) производительной деятельности
o организация распределения и индивидуально-группового потребления
o мотивация к труду и социальной жизни
o единица социальной и экономической жизни общины
= Этапы эволюции:
o матриархат - материнская семья
o патриархат
• большая семья (семейная община)
• нуклеарная семья
= Способ возникновения:
o следствие развития социального разделения труда
o согласование производителя с наследованием
o под контролем и регулированием общины
= Зарождение индивидуальной (семейной) собственности
13.5. Зарождение «Мегамашины»:
= Освоение природных процессов
o осознание и изучение естественных условий и ритмики жизни растений и животных
o создание технологий и средств обеспечения условий для земледелия и скотоводства
= Социальная организация
o в организации социальной жизни в соответствии с требованиями ведения земледелия и животноводства возникают
• естественная ритмика
• ролевое распределение труда
• управление
o разделение и выделение форм жизни в общине
• личной (сексуальной)
• общественно-производственной, распределения и потребления
13.6.Итоги
= Условия:
1) Формирование производительного способа обеспечения жизненных потребностей на основе земледелия и животноводства означает, что
• популяция человека овладевает естественными процессами жизни фауны и флоры,
• происходит смена адаптационных механизмов человечества – инверсия адаптации.
• в отличие от животных, которые адаптируются за счет морфофизиологических и поведенческих приспособлений отдельного животного,
• человек переходит к групповой адаптации на основе интеллектуальных механизмов и создания искусственных орудий и искусственной среды.
2) На основе новых способностей человека и социального разделения труда формируется иерархическая структура общества, включающая
а) сельская община
• единица биотического и социального воспроизводства человека, организации производственной деятельности
• материальная чувственная повседневная жизнь
б) фратрия, племя
• знаково-символический уровень организации,
3) Знаково-символическая реальность формируется на двух уровнях:
а) духовной жизни индивида
б) существования социальных объектов и духовной жизни сообщества и его подструктур,
= Предпосылки: познавательная деятельность
o человеком неолита выработаны методы и формы опытного познания и производительной деятельности,
o в процессе становления и развития производящего способа жизни сельской общины накоплены обширные знания и навыки,
o они явились на многие тысячелетия основой для повседневной жизни человека и не потеряли своего значения вплоть до настоящего времени
Тема 14. Знания и техника в Древнем мире
14.1. Общая характеристика
= Географическое деление:
o Ближний Восток - Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина – с IV тыс. до н. э.
o Средний Восток - Индия, Иран, Афганистан
o Дальний Восток - Китай, Вьетнам, Корея, Япония
= Факторы эволюции:
o плодородные почвы в речных долинах
o открытие металлов
= Общие признаки
o мелиоративное земледелие, земля и вода находятся в собственности государства
o централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией
o абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император)
o население в полной зависимости от государства; относительно замкнутые и разрозненные сельские общины
o человек не выделяет себя из природы и общества
= Характер мышления:
o формирование резко различающихся и несводимых стилей мышления
1) Ближний Восток
2) Средний и Дальний Восток
3) Европейский
= Социальное развитие
o развитие ремесел
o наследование собственности
o возникновение и развитие поселений и городов
= Храмовая элита
o монополизация функций и возрастание значения
• в социальных ритуалах, верованиях, миропонимании
• в знаниевой функции
o боги
• стихии природы, духи→боги
• деятельность человека, ритуал, функциональные боги
= Формирование и развитие государства
o семиотическая природа государства
• сакрализация власти и знаний, отделение их от повседневного и родоплеменного уровней
• монарх – сакральный представитель богов на земле
• монарх творит социальные законы, они перестали быть вечными, данными от предков
• право развивается самостоятельно и отдельно от ритуалов и мифов
o функции:
социального нормирования и регулирования:
ü решения власти приобретают объективный (не зависящий от общины и индивида) и обязательный характер
ü указы дополняют традиции
организационная: организация сбора, хранения и распределения продуктов
силовая:
ü обеспечение сохранности ресурсов
ü охрана внутреннего порядка
ü охрана от внешних агрессий
ü войны: захватнические и оборонительные
o закрепление социального неравенства
• монополизация социальных функций
• закрепление властного права элит
• власть понимается как
ü право принуждения
ü право собственности
= Технические стратегии в древних культурах:
(1) закрытые цивилизации Среднего и Дальнего Востока - стремление к гармонии (Индия) и поддержанию порядка (Китай)
(2) открытые цивилизации Ближнего Востока - агрессия и «война» с природой (Египет, Месопотамия)
14.2. Ближний Восток
= Регион: Крит, Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина – с IV тыс. до н. э.
Цивилизация в Египте и Месопотамии обязана своим раним развитием Нилу, Тигру и Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным занятием. Она во многом сходна с цивилизацией, которую испанцы застали в Мексике и в Перу. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. - Глава I. Возникновение греческой цивилизации
= Общая характеристика
o исходно существовали независимые города, которые исторически сменялись, воевали и торговали друг с другом
o древнейшим из известных до сих пор правовых кодексов является кодекс вавилонского царя Хаммурапи (ок. XXI века до н.э.)
= Факторы развития:
o открытый характер цивилизации, возможность расширения территории и притока рабочей силы (рабов)
o необходимость природопреобразующей деятельности в долинах рек
o возможность обмена результатами труда
= Технические достижения
o развитие социального разделения труда, создание «Мегамашины» с деспотическим управлением
o до I тысячелетия до н.э. оружие делали из бронзы, а племена, не имевшие на своей собственной территории необходимых металлов, были вынуждены приобретать их путем торговли
= Религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности
o двойственность ритуала: сакральный и практический аспекты ритуала
o мировоззренческий смысл ритуала: царь или верховный жрец связывают земной мир с миром божественным, неправильное исполнение ритуала - «мир рухнет!»
o несвобода богов, близость «божественной» и «естественной» закономерности
= Технические знания как часть мифологии
o мистификация деятельности:
• рецептурный, алгоритмический характер ритуальных знаний
• работник знает и умеет делать, но не понимает своих действий
• человек производит работу, но считает, что, выполняя ритуалы, он призывает богов и они по своей воле обеспечивают качество результата
o очеловечивание богов:
• функциональность, знаковый характер богов
• «распределение обязанностей» богов и человека: боги отвечают за качество
= Институализация церкви:
o формирование социальной функции храмов:
• сакрализация и монополизация знаний
• монополизация ритуалов как механизмов социального управления
o формирование механизма самовоспроизводства церкви
• замкнутый способ воспроизводства жрецов (элементов системы) – рекрутирование и воспитание;
• саморегулирование за счет формирования:
ü мифологии как системы мировоззрения, обеспечивающей приверженность единым ценностям
ü ритуалов как системы норм внутренних взаимодействий (социальная структура)
ü требований к элементам (рядовым членам и элите)
• централизация ресурсов
o самосохранение и развитие церкви:
• приобретение государственного статуса
• создание собственных силовых подразделений
• развитие способности выполнения социальной функции
ü организация собственных исследований для развития необходимых знаний
ü формирование системы продвижения и развития кадров
14.3. Формирование математических представлений
= Формирование числа:
o устойчивое восприятие вещи как «отдельного»
o формирование знака-обозначения – имени отдельной вещи
o развитие знака-обозначение за счёт синтеза многообразия чувственных аспектов отдельного и формирование на их основе «комплекса ощущений»
= Счёт как оперирования со знаками
o анализ различий в отдельных вещах и «схватывание» общего – единичности, формирование знака единичности как общего свойства – знак «единица»
o абстрагирование свойства единичности в отдельных вещах и группах вещей, формирование знака-модели для свойства единичности
o формирование восприятия группы отдельных вещей как нового типа «отдельного»
o формирование знака-обозначения – имени количества
= Представления о геометрическом объекте и плане участка:
o граница
• абстрагирование свойства «быть границей участка»,
• формирование знака-обозначения «отрезок» как граница,
• формирование знака-модели «отрезок» в форме линии на поверхности
o прямая линия
• абстрагирование свойства «быть прямолинейной границей»,
• формирование знаков-обозначений «прямая линия» и «прямолинейный отрезок»,
• формирование знаков-моделей «прямая линия» и «прямолинейный отрезок» в форме линий на поверхности
o угол
• абстрагирование свойства двух границ участков «составлять угол»,
• формирование знака-обозначения «угол»
• формирование знака-модели «угол» в форме линий на поверхности
o план участка и вынос на местность
• формирование способности к построениям геометрических объектов
• синтез геометрических объектов в план участка,
• формирование способности к мысленному соотнесению реального участка и плана участка и совмещению их элементов
• формирование способности к построению геометрических объектов на местности
= Рождение конструктивной деятельности как оперирования знаками
o арифметические действия с числами
o геометрические преобразования плана участка
o сопряжение арифметических действий с числами и действия с геометрическими объектами
14.4. Практические математические знания:
= Разделы знания:
o счет, арифметические операции
o письменность
o астрономия
o планиметрия
= Решаемые задачи:
o операции, обладающие очевидной истинностью:
· отсчёт единиц измерения длины (расстояния)
· построение планов (моделей)
· наложение геометрических фигур
· вынос (построение) на местности
o прямая задача:
· оперирование геометрическими объектами: построения планов и вынос на местности (с исходными объектами и моделями)
· оперирование знаками: вычисления площадей и объёмов (с моделями и числами)
«Заметив, что величина поля не изменится, если длину гряды (количество гряд) увеличить в n раз, и соответственно количество гряд (длину гряды) уменьшить в n раз» «Они стали преобразовывать поля, но не реально, а в плоскости замещающих их знаков (чисел)». «Постепенно сложилась практика приведения длины гряды к самой маленькой длине полей и, в конце концов, к единице длины (один шаг, локоть)». Розин В.М. Философия науки, 1997, с.33
Размер поля Длина, в ед.длины Кол. гряд, экв.шт. Итого экв.шт.
Длина Кол. гряд
    10:10 40х10 1 / 400
    5: 5 25х 5 1 / 125
    15:15 20х15 1 / 300
    2: 2 30х 2 1 / 60

 




o обратная задача
· оперирование знаками: определение элементов по площади,
· оперирование идеализированными объектами: преобразование геометрических объектов, операции с участками (сложение, вычитание, деление)
o пример вавилонской задачи: найти стороны поля, если известна площадь и разность сторон
 
Вавилоно-шумерская задача и руководство для землемера Современное понимание

 

"Длина и ширина прямого поля. Длина превышает ширину на 10. Площадь поля II. Длина и ширина сколько? Решение: "Раздели то, на что превышает длина ширину, пополам 10:2 - получишь 5. Возьми результат пять раз (т. е. возведи в квадрат) - получишь 25. Сложи 25 с величиной площади II - получишь 36. Извлеки затем квадратный корень - получишь 6. Вычти из шести 5 - получишь 1 (ширину поля). Сложи 6 и 5 - получишь II (длину поля)". Результат: у, х у-х=а, а=10 s=11 x=?, y=? (а/2)=5 (а/2)2 = (а2/4)=25 2/4 + в)=36 (√ (а2/4 + в))=6 (х)=1 (у)=11 Дано: - ширина х - длина у = х+а, а = 10 - площадь s = x y = в, в = 11 Найти: х, у Решение: 1) х (х+а) =в; х2 +а х – в = 0 2) Х12 = - а/2 ± √ (а2/4 + в)

 

= знание и понимание:
o жрецы понимали метод и составили руководство
o землемеры знали как применять метод, но не понимали его
14.5. Резюме
= Ключевые факторы, инициирующие саморазвитие:
o плодородные почвы в речных долинах
o открытие металлов
= Создание «Мегамашины» на основе
o социальной функции - Египет
o военной функции - Междуречье
= Формирование двух стратегий цивилизационного развития:
o преобразование природы (Ближний Восток)
o гармония с природой (Средний и Дальний Восток)
= Формирование предпосылок науки
o накопление эмпирических и технических знаний
o формирование социального заказа от государства
o формирование социального слоя теоретических деятелей с определенными функциями
• жрецы
• чиновники
o формирование прикладной математики (арифметика и геометрия)

 







Date: 2015-06-11; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию