Рис. Схема методов социотехники
Рис. Схема жизненного цикла товара
Рис. Портфель товаров
| 6.4. Наука/техника - социальный институт
|
| = Понятие социального института (СИ)
|
| o системный подход
|
| o самоорганизующая целостность, подсистема общества
|
| o элементы науки как СИ
|
| = Этапы жизненного цикла СИ
|
| o Внешняя история
|
| · от зарождения человечества до 16в.
|
| · формирование условий и предпосылок
|
| · зарождение специфических функций
|
| · привлечение внешних элементов
|
| o Внутренняя история
|
| · от 17в. до н.вр.
|
| · социальный заказ
|
| · формирование собственных элементов
|
| = Генезис науки и техники как СИ
|
| o Этапы
|
| · формирование предпосылок (социально и научно-исторический контекст)
|
| · научный этап
|
| · научно-технический этап
|
| · промышленно-социальный этап
|
| o Пример: атомный проект
|
| = Роль науки в жизни общества:
|
| o мировоззрение
|
| o идеология
|
| o производительная и социальная сила
|
| o проблема сциентизма и антисциентизма
|
| = Наука и сферы общества:
|
| o наука и экономика
|
| o наука и власть
|
| · проблема государственного регулирования науки
|
| · проблема секретности и закрытости научных исследований
|
| = 6.5. Метод «Эволюция артефакта»
|
| = Понятие «артефакт»
|
| ·
|
| = Познавательные возможности метода
|
| · Позволяет анализировать алгоритм развития материальных/духовных средств деятельности
|
| · Анализ идет по конкретным направлениям развития
|
| = Итерационная схема метода
|
| Шаг 1.
|
| 1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности
|
| 2) Формулировка идеи по решению проблемы
|
| 3) Проработка метода и пробной технической реализации (лабораторный, опытный образец)
|
| 4) Разработка серийного образца, организация производства эксплуатации - до насыщения
|
| Шаг 2.
|
| 1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности…
|
|
|
| Тема 7.
Строение естественнонаучной теории
|
| 7.1. Теоретическая схема (ТС) – модель объекта исследования
|
| = Концепт из пространственно-временного образа и набора понятий
|
| o Элементы: абстрактные и/или идеальные конструктивы, вводимые через понятия
|
| o Структура отражается на пространственно-образной схеме
|
Рис. 3 Теоретическая схема
а) Пространственно-образная схема
|
| | | | | С (х, у,t) – система координат;
х, у – пространственные координаты;
t – временная ось в системе координат, время;
А, А¢ – точка (материальное тело, не имеющее
пространственных размеров) в исходном и
перемещенном положениях;
m -масса точки;
F -сила;
V(Vх, Vу)–скорость и её проекции на оси
координат, Vх= …
а (а х, а у)–ускорение и его проекции на оси
координат, а х = …
L –траектория движения точки …
| |
б) Понятийно-логические определения
|
| 7.2. Математический аппарат (МА):
|
| А=ВС, А=ВС2 …
|
| o это математическое выражение, оно становится законом при интерпретации на ТС
|
| o функция закладывается на этапе разработки ТС или в форме математической гипотезы
|
| 7.3. Интерпретация:
|
| o придает физический смысл и форму закона математическому выражению
|
| o позволяет ввести количественную форму во взаимосвязи и отношения элементов ТС
|
| А= В С → FΔt = Δ (m V) или F = m а,
|
| 7.4. Парадигмальные образцы решения задач
|
| = Конструктивный способ создания
|
| o нет логического метода вывода частных следствий из базовой теоретической схемы
|
| o творческий процесс операционализации
|
| o сведение базовой ТС к эмпирической схеме (ЭС), соответствующей экспериментальной ситуации
|
| = Обязательная составляющая теории
|
| 7.5. Факты науки и эмпирические обобщения
|
| o Задают область определения теории, для их объяснения она и создается
|
| o Имеется строгий формат описания
|
| 7.6. Отраслевая методология и методы
|
| 7.7. Основания науки
|
| o Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
|
| o Научная картина мира (НКМ).
|
| o Философские основания науки.
|
| Тема 8.
СТРОЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
|
| 8.1. Теоретические схемы и абстрактные объекты технической теории
|
| = Способ представления теоретической модели объекта
|
| "Фарадеевы линии силы занимают в науке об электромагнитизме такое же положение, как пучки линий в геометрии положения. Они позволяют нам воспроизвести точный образ предмета, о котором мы рассуждаем". Максвелл Д.К. Речи и статьи. М., 1967. с. 69.
|
| o Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения, заданным в данной теории
|
| · отражают интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов,
|
| · являются ее оперативными средствами для идеализированного представления этих объектов,
|
| · может быть практически реализовано в эксперименте путем устранения побочных влияний техническим путем.
|
| Галилей, проверяя закон свободного падения тел, выбрал для бросаемого шарика очень твердый материал, что позволяло практически пренебречь его деформацией. Стремясь устранить трение на наклонной плоскости, он оклеил ее отполированным пергаментом.
|
| В качестве теоретической схемы подобным образом технически изготовленный объект представлял собой наклонную плоскость, т.е. абстрактный объект, соответствующий некоторому классу реальных объектов, для которых можно пренебречь трением и упругой деформацией.
|
| Одновременно он представлял собой объект оперирования, замещающий в определенном отношении реальный объект, с которым осуществлялись различные математические действия и преобразования.
|
| Использование для описания электродинамических процессов теоретических схем оптики и акустики позволило Герцу не только применить ряд таких понятий, как угол падения, показатель преломления, фокальная линия и т.п., но и осуществить над электромагнитными колебаниями ряд классических оптических опытов (по регистрации прямолинейного распространения, интерференции и преломления электромагнитных волн и т.п.).
|
| Теоретическая схема естественного процесса распространения электромагнитных волн (Герц называл ее "картиной поля", "картиной электрических волн") позволила транслировать и соответствующую математическую схему, а именно - геометрическое изображение стоячей волны, которое дает возможность четко определять узловые точки, пучности, период, фазу и длину волны.
|
| = Абстрактные объекты технической теории обладают.
|
| o "однородностью" - они собраны с помощью:
|
| · фиксированного набора элементов
|
| · ограниченного и заданного набора операций их сборки.
|
| Рело построил представление о кинематической паре, а составляющие ее тела он называл элементами пары. С помощью двух таких элементов можно осуществлять различные движения.
|
| Несколько кинематических пар образуют кинематическое звено, несколько звеньев - кинематическую цепь. Механизм является замкнутой кинематической цепью принужденного движения, одно из звеньев которой закреплено.
|
| Поэтому из одной цепи можно получить столько механизмов, сколько она имеет звеньев.
|
| o иерархической организацией - любые механизмы можно собрать из стандартных цепей, звеньев, пар и элементов. Это обеспечивает:
|
| · соответствие абстрактных объектов конструктивным элементам реальных технических систем
|
| · возможность их дедуктивного преобразования на теоретическом уровне
|
| = Правила соответствия - способ перехода от одних модельных уровней к другим
|
| = Задача реализации - способ интерпретации и эмпирического обоснования в технической науке
|
| 8.2. Эмпирический уровень в технической теории
|
| = Конструктивно-технические и технологические знания
|
| o являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем (инженерной работы)
|
| o это - эвристические методы и приемы:
|
| · разработанные в самой инженерной практике
|
| · рассмотренные в качестве эмпирического базиса технической теории
|
| = Конструктивно-технические знания
|
| o преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем, представляющих собой совокупность элементов, имеющих определенную форму, свойства и способ соединения.
|
| o включают также знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем
|
| = Технологические знания
|
| o фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.
|
| = Практико-методические знания – это практические рекомендации по применению научных знаний:
|
| o полученных
|
| · в технической теории,
|
| · в практике инженерного проектирования
|
| o являющиеся:
|
| · продуктом теоретической деятельности в области технической науки
|
| · сформулированы для еще неосуществленной инженерной деятельности
|
| 8.3. Теоретический уровень научно-технического знания
|
| = Включает в себя три основные уровня, или слоя, теоретических схем
|
| Функциональная схема (ФС):
|
| o общая для целого класса технических систем
|
| o фиксирует общее представление о технической системе, независимо от способа ее реализации,
|
| o результат идеализации ТС на основе принципов определенной технической теории.
|
| o с её помощью строится алгоритм функционирования системы и выбирается ее конфигурация (внутренняя структура)
|
| o блоки схемы (модели):
|
| · это совокупность важных свойств элементов, рассмотренных обособлено от тех нежелательных свойств, которые привносит с собой элемент в систему
|
| · замещают функциональные элементы системы и фиксируют те их свойства, ради которых они включены в ТС
|
| · выражают обобщенные математические операции
|
| o функциональные связи, или отношения, между блоками выражают определенные математические зависимости
|
| Функциональные схемы, например, в теории электрических цепей представляют собой графическую форму математического описания состояния электрической цепи. Каждому функциональному элементу такой схемы соответствует определенное математическое соотношение, - скажем, между силой тока и напряжением на некотором участке цепи или вполне определенная математическая операция (дифференцирование, интегрирование и т.п.). Порядок расположения и характеристики функциональных элементов адекватны электрической схеме.
|
| o ФС в классической технической науке
|
| · всегда привязаны к определенному типу физического процесса, т.е. к определенному режиму функционирования технического устройства
|
| · всегда могут быть отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением.
|
| o ФС могут быть и не замкнуты на конкретный математический аппарат.
|
| · в этом случае они выражаются в виде простой декомпозиции взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей цели, предписанной данной технической системе.
|
| Поточная схема (ПС), или схема функционирования
|
| o описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое
|
| o блоки отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования
|
| o строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений
|
| Теория электрических цепей, к примеру, имеет дело не с огромным разнообразием конструктивных элементов электротехнической системы, отличающихся своими характеристиками, принципом действия, конструктивным оформлением и т.д., а со сравнительно небольшим количеством идеальных элементов и их соединений, представляющих эти идеальные элементы на теоретическом уровне. К таким элементам относятся, прежде всего, емкость, индуктивность, сопротивление, источники тока и напряжения.
|
| Для применения математического аппарата требуется дальнейшая идеализация: каждый из перечисленных выше элементов может быть рассмотрен как активный (идеальные источники тока или напряжения) или пассивный (комплексное - линейное омическое и нелинейные индуктивное и емкостное - сопротивления) двухполюсник, т.е. участок цепи с двумя полюсами, к которым приложена разность потенциалов и через которую течет электрический ток.
|
| Все элементы электрической цепи должны быть приведены к указанному виду. Причем в зависимости от режима функционирования технической системы одна и та же схема может принять различный вид.
|
| o режим функционирования технической системы определяется, прежде всего, тем, какой естественный (например, физический) процесс через нее протекает
|
| · при постоянном токе индуктивность представляется идеальным омическим сопротивлением,
|
| · при переменном токе низкой частоты - последовательно соединенными идеальными омическим сопротивлением и индуктивностью (индуктивным сопротивлением),
|
| · при переменном токе высокой частоты ее поточная схема дополняется параллельно присоединяемым идеальным элементом емкости (емкостным сопротивлением).
|
| · для разных режимов функционирования технической системы может быть построено несколько поточных и функциональных схем
|
| o для каждого вида естественного (физического) процесса применяется наиболее адекватный ему математический аппарат, призванный обеспечить эффективный анализ поточной схемы технической системы в данном режиме ее функционирования.
|
| o в предельно общем случае поточные схемы отображают не только естественные процессы, но и вообще любые потоки субстанции (вещества, энергии, информации)
|
| Структурная схема (СС) технической системы
|
| o фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования).
|
| Это могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, которые могут отличаться по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик.
|
| Такие элементы обладают кроме функциональных свойств свойствами второго порядка, т.е. теми, которые привносят с собой в систему определенным образом реализованные элементы, в том числе и нежелательными (например, усилитель - искажения усиливаемого сигнала).
|
| o фиксирует конструктивное расположение элементов и связей (т.е. структуру) данной технической системы и уже предполагает определенный способ ее реализации
|
| o является теоретической схемой технической системы с целью ее теоретического расчета и поиска возможностей для усовершенствования (или разработки на ее основе новой системы).
|
| Уже структурные схемы теории электрических цепей представляют собой идеализированное изображение электрической цепи, поскольку в них абстрагируются от многих частных характеристик электротехнического устройства (габаритов, веса, способов монтажа и т.д.). Эти характеристики учитывают в процессе проектирования и изготовления, т.е. в самой инженерной деятельности. На структурных схемах указываются обобщенные конструктивно-технические и технологические параметры стандартизированных конструктивных элементов (резисторов, катушек индуктивности, батарей и т.д.), необходимые для проведения дальнейших расчетов: их тип и размерность в соответствии с инженерными каталогами, рабочее напряжение, способы наилучшего расположения и соединения, экранировка.
|
| o в классических технических науках СС
|
| · отображают в технической теории именно конструкцию технической системы и ее технические характеристики
|
| · позволяют перейти от естественного модуса рассмотрения технической системы, который фиксируется в его поточной схеме (в частности физического процесса), к искусственному модусу.
|
| · в идеализированной форме отображает техническую реализацию физического процесса в контексте определенного типа инженерной деятельности и вида производства.
|
| o в современных человеко-машинных системах
|
| · такая реализация может быть самой различной, в том числе и нетехнической. В этом случае термины "технические параметры", "конструкция" и т.п. не годятся.
|
| · речь идет о конфигурации системы, их обобщенной структуре
|
| Тема 9.
Динамика науки как процесс
порождения знания
|
| 9.1. Зарождение научной дисциплины. Первичные модели и законы
|
| = Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины
|
| = Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
|
| = Формирование частных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
|
| = Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий
|
| 9.2. Развитая теория
|
| = Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
|
| = Генезис образцов решения задач.
|
| = Проблемные ситуации в науке.
|
| o Перерастание частных задач в проблемы.
|
| o Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
|
| o Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
|
| Тема 10.
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
|
| 10.1. Философия и культура
|
| = Культура
|
| o хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт
|
| o динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
|
| o можно выделить основные уровни программ
|
| · биологические программы
|
| ü инстинкты самосохранения, питания, половой инстинкт
|
| ü инстинктивная предрасположенность к общению, выработанная как результат приспособления человеческих предков к стадному образу жизни
|
| · социальные программы
|
| ü реликтовые - осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность, но воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия и приметы)
|
| ü жизненно важные для данного типа общества и определяющие его специфику
|
| ü будущих форм и видов поведения и деятельности для будущих ступеней социального развития
|
| · глубинные социальные программы (основания):
|
| ü пронизывают все другие феномены и элементы культуры и организуют их в целостную систему
|
| = Философия
|
| o философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры
|
| o генератор категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
|
| o схемы научного мировоззрения:
|
| · научная картина мира (схема объекта)
|
| · идеалы и нормы науки (схема метода)
|
| = Категории культуры
|
| o схема господствующего культурного мировоззрения той или иной исторической эпохи
|
| · образ человека и представление о его месте в мире
|
| · представления о социальных отношениях и духовной жизни
|
| · представления об окружающей нас природе и строении ее объектов
|
| o “сетка” категорий культуры фиксирует определенный способ членения мира и синтеза его объектов
|
| o в соответствии с ней происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов
|
| · малые системы: естествознанием XVII—XVIII веков, механицизм
|
| · большие системы: иерархичность, целостность, случайность, вещь как процесс
|
| · человекоразмерные системы
|
| = Матрица культуры
|
| o сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
|
| o определяет общественное сознание, а также индивидуальное - как внешне заданная форма
|
| o усваивается человеком в процессе социализации и далее используется как само собой разумеющееся основание для его жизни в социуме
|
| o предстает как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира, имеет уровни:
|
| · уровень всеобщего, который включает определения бытия, инвариантные по отношению к различным конкретным историческим эпохам
|
| · уровень особенного, представленного смыслами универсалий культуры каждой эпохи
|
| · уровень единичного, который соответствует специфике группового и индивидуального сознания
|
| = Функции универсалий культуры:
|
| o структурирование и сортировка многообразного, исторически изменчивого социального опыта
|
| o базисная структура человеческого сознания
|
| o шкала ценностей, определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание мира человеком
|
| = Развитие категориальной матрицы:
|
| o различные культуры имеют общие и специфические слои в категориальной матрице
|
| o адекватная объекту категориальная структура
|
| · должна быть выработана заранее,
|
| · как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов
|
| o задача
|
| · выработка категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов,
|
| · во многом решается благодаря философскому познанию
|
| = Философские системы:
|
| o монадология Лейбница
|
| · развивал идеи, во многом альтернативные механическим концепциям.
|
| · удивительное созвучие с некоторыми концепциями и моделями современной космологии и физики элементарных частиц
|
| · часть и целое, несиловые взаимодействия, связь между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью
|
| o объективный идеализм Гегеля:
|
| · был сформулирован категориальный аппарат, который позволял осваивать объекты, относящиеся к типу саморазвивающихся систем
|
| · саморазвитие абсолютной идеи:
|
| ü объект порождает “свое иное”,
|
| ü которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием
|
| ü и, перестраивая его, формирует новое целое
|
| · особенности развивающихся систем:
|
| ü способность развертывать исходное противоречие, заключенное в их первоначальном зародышевом состоянии
|
| ü наращивать все новые уровни организации и перестраивать при появлении каждого нового уровня сложное целое системы
|
| 10.2. Глобальные революции и типы научной рациональности.
|
| = Диалектика «рациональное - иррациональное» в культуре:
|
| o базовая оппозиция: рациональное - иррациональное в познании
|
| (1) - архаическое общество: интуитивизм, обыденное сознание
|
| (2) - Неолит
|
| (3) - Древние царства
|
| (4) - Античность:
|
| (5) - христианское Средневековье
|
| (6) - Возрождение и Новое время, протестантизм, рационализм, модерн
|
| (7) - ХХ век: постмодерн, новый иррационализм:
|
(Р)
Арх.О Неол. ДрЦ Ср/в
Хр.
Ант. Н/вр. ХХв.
Д/гр. Ф Мод. П/мод.
(И)
1 2 3 4 5 6 7
|
| = Историческая смена типов научной рациональности:
|
| o преднаука
|
| o классическая наука
|
| o неклассическая наука
|
| o постнеклассическая наука.
|
| = Классический тип научной рациональности
|
| o центрирование внимания на объекте
|
| o при теоретическом объяснении и описании необходимо элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, это необходимое условие получения объективно-истинного знания о мир
|
| o не осознаётся, что цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями
|
| = Неклассический тип научной рациональности
|
| o учитываются связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности
|
| o описание этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира
|
| o связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии
|
| = Постнеклассический тип рациональности
|
| o расширяется поле рефлексии над деятельностью
|
| o учитывается соотнесенность знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
|
| o описывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями
|
| 10.3. Научные революции как перестройка оснований науки
|
| = Первая глобальная научная революция
|
| 1) С - СП – (О)
|
| o революция XVII в. ознаменовала становление классического естествознания
|
| o идея:
|
| · объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности:
|
| · эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные
|
| · идеалом было построение абсолютно истинной картины природы
|
| o задача:
|
| · поиск очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты
|
| · объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления
|
| · в понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики
|
| o субъект:
|
| · отстранён от вещей, со стороны наблюдает и исследует их
|
| · не детерминирован никакими предпосылками, кроме свойств изучаемых объектов
|
| o объект:
|
| · малая система (механическое устройство)
|
| · небольшое количество элементов с силовыми взаимодействиями
|
| · свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей
|
| · процесс представляется как перемещение тел в пространстве во времени
|
| o причинность понималась в лапласовском смысле
|
| = Вторая глобальная научная революция
|
| 2) С - ∑[СП – (О)]i
|
| o конец XVIII - первая половина XIX в.
|
| o переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке
|
| o научная картина мира:
|
| · механическая картина мира утрачивает статус общенаучной
|
| · в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической
|
| o дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования
|
| · эволюционное объяснение живой природы и в геологии
|
| · разработка теории поля в физике
|
| = Третья глобальная научная революция
|
| 3) С - (СП – О)
|
| o с конца XIX до середины XX столетия
|
| o становлением нового, неклассического естествознания
|
| · в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории)
|
| · в космологии (концепция нестационарной Вселенной)
|
| · в химии (квантовая химия),
|
| · в биологии (становление генетики).
|
| o возникает кибернетика и теория систем
|
| o особенности объекта:
|
| · сложные саморегулирующиеся системы
|
| · иерархическая (уровневая) организация, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем,
|
| · массовое стохастическое взаимодействие элементов
|
| · существованием управляющего уровня и обратных связей, целостность системы
|
| · процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния
|
| o субъект познания
|
| · ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов
|
| · познание зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности
|
| o идеалы и нормы новой, неклассической науки
|
| · отказ от прямолинейного онтологизма
|
| · понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания
|
| · допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания
|
| · для объективности объяснения и описания необходима четкая фиксация особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом
|
| · принцип наблюдаемости: операциональное обоснование понятий
|
| · принцип соответствия: выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями
|
| · "вероятностная причинность"
|
| = Четвертая глобальная научная революция
|
4) (Сд – Цн) – {СП– [О - (Сд - Цо)]}
|
| o последняя треть ХХ в., рождается новая постнеклассическая наука
|
| o новый тип объекта познания
|
| · уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием
|
| ü саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов.
|
| ü человеческое действие не является внешним, а включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний
|
| o меняется характер научной деятельности
|
| · традиционные - дисциплинарные исследования
|
| · новые - междисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования
|
| ü сложные системные объекты в отдельных дисциплинах изучаются лишь фрагментарно
|
| ü эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при дисциплинарном подходе
|
| ü системность выявляется только при синтезе фундаментальных и прикладных задач
|
| · все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера
|
| o революция в средствах хранения и получения знаний
|
| · компьютеризация науки, математический эксперимент
|
| · сложные и дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства
|
| o научная картина мира
|
| · стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.
|
| · они становятся взаимозависимыми, фрагментами целостной общенаучной картины мира
|
| · идеи эволюции и историзма сливаются в общую идею глобального эволюционизма
|
| · становятся основой синтеза общенаучной КМ, исторического развития природы и человека
|
| o идеалы и нормы научного познания
|
| · особые способы описания и предсказания состояний объекта - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации
|
| · идеал строения теории
|
| · было: представление как об аксиоматически-дедуктивной системе
|
| · конкурируют: метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы
|
| · уникальные развивающиеся системы
|
| ü эмпирический анализ производится методом вычислительного эксперимента на ЭВМ
|
| ü это позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система
|
| · "человекоразмерные" объекты
|
| ü нельзя свободно экспериментировать.
|
| ü запрет на взаимодействия, потенциально катастрофически опасные
|
| ü включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений, границы возможного вмешательства в объект
|
| · научное познание, как особая часть жизни общества (социальный институт)
|
| ü в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий
|
| ü детерминируемая общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
|
| ü осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания
|
| 10.4. Механизмы научных революций
|
| = Общие представления
|
| o сущность
|
| · революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования
|
| o примеры
|
| · переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля
|
| · создание квантово-релятивистской физики
|
| = Внутридисциплинарные механизмы научных революций
|
| o начинается с накопления фактов
|
| · не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира.
|
| · могут выражать характеристики новых типов объектов
|
| · могут приводить к парадоксам при попытках их теоретической ассимиляции
|
| o к новым фактам может привести совершенствование средств и методов исследования
|
| = Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке
|
| o революция, в период которой меняются картина мира, идеалы и нормы науки
|
| · для преобразования оснований науки не обязательно, чтобы в ней были парадоксы.
|
| · преобразование может осуществляться за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин
|
| · это заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты, как аномалии
|
| o парадигмальными принципами, "прививаемыми" в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки:
|
| · Ядро ее картины реальности образует в определенную историческую эпоху фундамент общей научной картины мира, а принятые в ней идеалы и нормы обретают общенаучный статус.
|
| · Философское осмысление и обоснование этого статуса подготавливает почву для трансляции некоторых идей, принципов и методов лидирующей дисциплины в другие науки
|
| · Внедряясь в новую отрасль исследования, парадигмальные принципы науки адаптируются к специфике новой области, превращаясь
|
| ü в картину реальности соответствующей дисциплины
|
| ü в новые для нее нормативы исследования
|
| o обратное влияние
|
| · принципы, модифицированные и развитые применительно к специфике новой дисциплины, могут оказать обратное воздействие на науки, из которых они были первоначально заимствованы
|
| 10.5. Наука как традиция
|
| = Механизмы социальной памяти
|
| o навыки:
|
| · эстафета непосредственно данных образцов
|
| · человек может воспроизводить только то, что он непосредственно наблюдал, он владеет только той совокупностью образцов, которая была ему продемонстрирована
|
| o знание как социальная память
|
| · знание как особое устройство памяти в современной культуре
|
| · новые возможности языка
|
| ü а) можно показать, как надо действовать в ситуации
|
| ü б) можно объяснить на словах, как надо действовать, т.е. описать способ действия.
|
| o социальные эстафеты
|
| · социальный процесс – это совокупность программ, в рамках которых организуется и функционирует все время обновляющий себя материал
|
| · воспроизведение значительной части сравнительно устойчивых форм нашего поведения и деятельности никак не связано с письменными текстами, а чаще всего не вербализовано вообще
|
| · неявное знание передается от человека к человеку, от поколения к поколению на уровне воспроизведения непосредственных образцов
|
| o язык
|
| · на его строятся более развитые формы передачи опыта
|
| · он передается и воспроизводится на уровне непосредственных образцов речевой деятельности.
|
| · ребенок, осваивая язык, не пользуется ни словарями, ни грамматиками. Единственное, что имеется в его распоряжении - это образцы живой речи
|
| o образ жизни
|
| · традиции и обычаи, усвоенные как само собой разумеющееся и определяющих в рамках того или иного сообщества основные и постоянно повторяющиеся траектории поведения и деятельности людей
|
| «Каждый день слышатся здесь звуки тамтама, каждый день кто-то ловит рыбу или плетет циновки, каждый день кто-то уходит работать на огороды. В совокупности все это и образует образ жизни. Люди рождаются и умирают, сменяются поколения, а образ жизни может оставаться одним и тем же. И очевидно, что в основе этой устойчивости и повторяемости лежат не словесные инструкции, ибо таковых просто не существует, а механизмы более фундаментальные - социальные эстафеты, т.е. воспроизведение форм поведения и деятельности по непосредственным образцам».
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
|
| = Наука и социальная память
|
| o наука связана не только с производством знаний, но и с их систематизацией
|
| · монографии, обзоры, учебные курсы - все это попытки собрать воедино результаты, полученные огромным количеством исследователей в разное время и в разных местах
|
| · науку можно рассматривать как механизм централизованной социальной памяти, которая аккумулирует практический и теоретический опыт человечества и делает его всеобщим достоянием
|
| · формирование науки - это формирование механизмов централизованной социальной памяти
|
| o ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся, пока не появились соответствующие обзоры или учебные курсы, т.е. пока не заданы традиции организации знания
|
| · географическим открытием называют первое посещение данной территории представителями народов, владеющих письменностью, ее описание и нанесение на карту
|
| · карта задает нам способы фиксации географических наблюдений, каждую произвольно выделенную область на карте можно рассматривать как ячейку памяти
|
| · Геккель дал толчок к тому, чтобы собрать все обширные сведения о взаимосвязи организмов со средой вместе в рамках одного научного предмета - экологии
|
| = Научные программы систематизации знаний
|
| o движущие силы познания
|
| "Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож".
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. с. 7.
|
| · «Скрытый мир» Гийома - это мир нашего неявного осознания проблем, мир уже накопленных знаний, играющих роль образца, задающего традицию
|
| · философии, начиная с Платона и Демокрита, пытается ответить на этот вопрос, что представляет собой мир "скрытых вещей", к познанию которого мы стремимся?
|
| · за "видимым миром"
|
| ü для Демокрита срываются атомы и пустота
|
| ü для Платона - мир объективных идей
|
| o исследовательские программы
|
| · задают способы собственно исследовательской деятельности
|
| · задают методы и средства получения знания:
|
| ü вербализованные инструкции, задающие методику проведения исследований
|
| ü образцы решенных задач
|
| ü описания экспериментов
|
| ü приборы и способы их применения
|
| ü методы измерения параметров
|
| ü методы расчета, в том числе и символические выражения законов
|
| · ими являются любые форматы получения и обоснования знания, воспроизводимые на уровне эстафет
|
| o коллекторские программы
|
| · задают способы отбора, организации и систематизации знаний, например
|
| ü Графический способ: строится графическое изображение объекта, и отдельные его элементы становятся ячейками памяти для записи дополнительной информации
|
| ü Классификационный способ: множество изучаемых объектов при соблюдении определенных правил разбивается на подмножества, и знания строятся относительно каждого из таких подмножеств
|
| ü Аналитический способ: изучаемый объект разделяется на части или подсистемы, и знания группируются соответствующим образом
|
| ü Дисциплинарный способ: один и тот же объект можно описывать с точки зрения разных научных дисциплин
|
| ü Категориальный способ: знания можно группировать по категориальному принципу, т.е. как знания о свойствах, о строении, о видах и разновидностях, о происхождении и развитии
|
| · задают образцы или вербальные указания, показывающие, что и о чем мы хотим знать, какова наша избирательность по отношению к знаниям
|
| 1) программа референции - указания на объект изучения, с которыми традиционно связаны попытки определения предмета тех или иных научных дисциплин.
|
| 2) программа проблематизации - образцы задач или вопросов, которые ставит ученый.
|
| 3) программы систематизации знаний
|
| ü комбинируя виды программ, учёный обретает большую свободу в конкретном исследовании
|
| ü границы исследования становятся прозрачными для заимствований, а результаты оказываются полифункциональными и потенциально значимыми для науки в целом
|
| · методы решения задач - это программа исследовательская, сами задачи – коллекторские программы
|
| · любое знание функционирует в качестве неявной коллекторской программы, подразумевая
|
| ü образец продукта, к получению которого надо стремиться
|
| ü образец референции
|
| ü возможную постановку задачи
|
| · "скрытый мир" Гийома мы несем в самих себе, это мир наших коллекторских программ, это мы сами или, точнее, это мир нашей Культуры
|
| "Бросая ретроспективный взгляд на историю, мы видим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика. Мы привязаны к движению нашей истории, наша жизнь есть частица этого движения, а наша свобода выбора ограничена, по-видимому, волей решать, хотим мы или не хотим участвовать в развитии, которое совершается в нашей современности независимо от того, вносим ли мы в него какой-то свой вклад или нет".
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. с. 226-227.
|
| · виды коллекторских программ:
|
| ü публикации (доклады, статьи, монографии)
|
| ü лекционные курсы, учебники,
|
| ü инструкции по их разработке не существует, постоянное воспроизведение одних и тех же схем и принципов организации материала происходит по социальной эстафете
|
| = Традиции и новации
|
| o концепция " пришельцев "
|
| 1) в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие
|
| ü важную роль здесь играет личность ученого, преодолевшего догмы, креативного
|
| 2) "пришелец" принес с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы.
|
| ü здесь на первое место выступает приверженность переносимым традициям в новой обстановке, а "пришелец" - это, скорее, прилежный законопослушник, чем анархист
|
| ü решающее значение приобретает сочетаемость, совместимость этих методов и традиций с атмосферой той области знания, куда они перенесены
|
| o побочные результаты исследования
|
| · в сферу неведения мы проникаем непреднамеренно, т.е. побочным образом.
|
| ü желая одного, исследователь получает нечто другое, чего он никак не мог ожидать
|
| ü оно должно потребовать объяснения, а для этого оно должно не укладываться в существующие представления, должно противоречить им
|
| o движение с пересадками
|
| · результат, непреднамеренно полученный в рамках одной из традиций, оказывается существенным для другой. Другая традиция как бы "стоит на страже", чтобы подхватить побочный результат
|
| "Пересадка" возможна благодаря появлению особого объекта (в данном случае - это экспериментальная установка при исследовании кручения), который может быть осмыслен и использован в рамках как одной, так и другой традиции работы.
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 130.
|
| · методы измерения в широких пределах безразличны к конкретному содержанию тех дисциплин, где они применяются
|
| · Закон Кулона
|
| ü не мог быть вскрыт в рамках парадигмы теории упругости, крутильные весы не могли появиться в рамках учения об электричестве.
|
| ü Кулон ранее создал экспериментальную установку для исследования упругости нитей, но, переосмыслив установку как весы, он переходит к традиции измерения.
|
| · радиоастрономия
|
| «в 1931-1932 гг. в процессе экспериментов по исследованию высокочастотных радиопомех в атмосфере Янский из лаборатории телефонной компании "Белл" обнаружил, что "Полученные данные указывают на присутствие трех отдельных групп шумов: группа 1 - шумы от местных гроз; 2 - шумы от далеких гроз и группа 3 - постоянный свистящий шум неизвестного происхождения". Позднее Янский выяснил, что неизвестные радиоволны приходят от центра Млечного Пути»
|
| · электростатика и теоретическая механика
|
| ü Пуассон обратил внимание, что закон Кулона по своей математической форме совпадает с законом всемирного тяготения Ньютона
|
| ü в электростатику хлынули математические методы теоретической механики, которые разрабатывались до этого в трудах Эйлера, Лагранжа и Лапласа.
|
| ü были разработаны методы математической теории потенциала в электродинамике
|
| 10.6. Возникновение нового знания
|
| = Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
|
| o новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть
|
| · вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи
|
| · согласованы с лежащими в ее фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами
|
| o перестройка оснований науки - это выбор особых направлений роста знаний, обеспечивающих
|
| · расширение диапазона исследования объектов
|
| · адаптацию динамики знания к ценностям и мировоззренческим установкам исторической эпохи
|
| = Нелинейность роста знаний
|
| o в период научной революции имеются несколько возможных путей роста знания,
|
| o реализация одного из путей означает его превращения из возможности в действительность
|
| o не все из возможностей реализуются в действительной истории науки
|
| «В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре»
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 117.
|
| = Механизмы роста знаний
|
| 1) Конкуренция исследовательских программ в рамках одной отрасли науки
|
| o тип научного мышления в некоторой исторической эпохе, всегда соответствует характеру общения и деятельности людей данной эпохи, обусловлен контекстом ее культуры.
|
| · факторы социальной детерминации познания воздействуют на соперничество исследовательских программ, активизируя одни пути их развертывания и притормаживая другие.
|
| · в результате "селективной работы" этих факторов в рамках каждой научной дисциплины реализуются лишь некоторые из потенциально возможных путей научного развития
|
| · победа одной и вырождение другой программы направляют развитие отрасли науки по определенному руслу, при этом закрывают какие-то иные пути ее возможного развития
|
| o исследовательская программа и НКМ: в классическую эпоху
|
| · физическая картина мира, прежде чем генерировать новые теоретические идеи, должна была предстать как подтверждаемый опытом "наглядный портрет" реальности, который предшествовал построению теории.
|
| · формирование конкурирующих картин исследуемой реальности предполагало жесткую их конфронтацию, в условиях которой каждая из них рассматривалась своими сторонниками как единственно правильная онтология.
|
| o исследовательская программа и НКМ: в современной рациональности
|
| · однажды полученные образы свойств объекта не рассматриваются как единственно возможные
|
| · онтология создаётся за счёт операционализации, которая представлена в принципе дополнительности и понимании роли наблюдателя, а также особой категориальной сеткой
|
| 2) Взаимодействие и изменение оснований научных дисциплин
|
| o возникновение новых отраслей знания, революция их оснований, могут оказывать существенное воздействие на другие отрасли знания, изменяя их основания (“парадигмальные прививки”)
|
| o процессы взаимодействия наук опосредуются феноменами культуры и сами оказывают на них активное обратное воздействие.
|
| Тема 11.
ДИАЛЕКТИКА в познании
|
| 11.1. Качество и количество
|
| = Гегель о качестве
|
| o качественная определенность
|
| o пространственно-временная определенность: отграниченность, процесс изменения
|
| o свойства: внутреннее и внешнее
|
| = Проблема времени:
|
| o субстанциальная концепция;
|
| o реляционная концепция
|
| = И. Кант: априорные формы чувственного рассудка
|
| = Количество:
|
| o число
|
| · единое и проблема познания многообразия
|
| · натуральный ряд чисел как счетная бесконечность
|
| o величина: континуум как потенциальная бесконечность
|
| o мера:
|
| · проблема несоизмеримости
|
| · качество и соизмеримость
|
| = Математика Античности
|
| o арифметика: оперирование с числами
|
| o геометрия – математика величин:
|
| · Фалес: расстояние до корабля, предсказание солнечного затмения 585г.днэ
|
| · Пифагор: числовая гармония, геометрия мира, постановка проблемы несоизмеримости
|
| o Теорема Евдокса-Архимеда: роговидные углы (отношение);
|
| o Евклид: проблема несоизмеримости, дискретности
|
| · разработать математику без числа, непрерывности и дискретности, движения
|
| · «Начала»: геометрическая алгебра
|
| 11.2. Проблема математизации естествознания
|
| = Методологическая роль математики в естествознании
|
| o методы системно-структурного анализа
|
| o методы абстрагирования и идеализации
|
| o методы символизации и формализации
|
| · символизация [<греч. symbolon] – обозначение при помощи условных знаков – символов; условное обозначение
|
| · формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта в определенную информационную структуру — форму.
|
| o методы количественного познания
|
| = Проблема континуума и физика
|
| o проблема движения у элеатов
|
| o математика и проблема бесконечности
|
| o метод исчерпания и инфинитезимальные методы
|
| = Интегральное исчисление:
|
| o Ньютон (метод флюксий)
|
| o Лейбниц
|
| o метод приближенных вычислений
|
| o О. Коши, предел функции
|
| = Кант: монады и физическое пространство
|
| = Пределы математизации физики
|
| o абстрагирование и идеализация в построении ТС
|
| o математические и физические конструкты
|
| o математическое описание структур и отношений
|
| 11.3. Диалектика в формировании законов классической механики
|
| = Аристотелева концепция мироздания:
|
| o неоднородность пространства и времени
|
| o геоцентризм, абсолютное движение и абсолютный покой
|
| = Механики-предшественники Галилея и Ньютона
|
| «В соответствии с традициями древнегреческой физики сравнивать можно было только однородные величины (путь – с путем, время - со временем и т.п.). Поэтому скорость движения характеризовалась не путем, пройденным в единицу времени, а безразмерным числом». Яковлев В.И. Начала механики. – М.-Ижевск.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика, 2005, с. 32.
|
| o Брадвардин Томас (XIV в.)
|
| · основоположник Оксфордской школы «калькуляторов»
|
| · высказал идею функциональной зависимости скорости от причин движения
|
| · ввел понятия «качество» (скорость) и «количество» (время) движения
|
| · его ученики – ученые Мертон-колледжа Оксфордского ун-та - внесли существенный вклад в формирование кинематических понятий (1330-1340гг.)
|
| o Хейтесбери Уильям (калькулятор)
|
| · ввел понятия (и термины) для видов движения
|
| ü в пространстве – «местное» или «локальное»
|
| ü равномерное - униформное «в любые равные промежутки времени описываются равные пути»
|
| ü неравномерное - диформное
|
| ü ускорение – «интенсивность»
|
| ü замедление (не было отрицательного числа) – «ремиссия»
|
| ü равноускоренное (униформно-интенсивное) -
|
| ü мгновенная скорость неравномерного движения
|
| ü мера скорости – «градус»
|
| o Суайнсхед (Суиссет) Ричард
|
| · «Мертонское правило»:
|
| «Всякая широта движения, униформно приобретаемая или теряемая, соответствует своему среднему градусу, так что столько же в точности будет пройдено благодаря этой приобретенной широте, сколько и благодаря среднему градусу, если бы тело двигалось все время с этим средним градусом».
Где: «широта» - ускорение («интенсивность»),
«градус» - величина ускорения.
|
| ü теорема об эквивалентности равномерного ускоренного движения равномерному движению со средней скоростью
|
| ü путь, пройденный при равноускоренном движении за некоторое время, равен пути равномерного движения за то же время со средней скоростью.
|
| o Буридан Жан
|
| · профессор, ректор Парижского ун-та, Наваррского колледжа
|
| · автор парадокса «Буриданов осел»
|
| · создатель теории «импетуса» -
|
«движитель, приводя в движение перемещающееся тело, внедряет в него определенный напор (impe
Date: 2015-06-11; view: 457; Нарушение авторских прав | Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|