Рис. Схема методов социотехники
Рис. Схема жизненного цикла товара
Рис. Портфель товаров
6.4. Наука/техника - социальный институт
|
= Понятие социального института (СИ)
|
o системный подход
|
o самоорганизующая целостность, подсистема общества
|
o элементы науки как СИ
|
= Этапы жизненного цикла СИ
|
o Внешняя история
|
· от зарождения человечества до 16в.
|
· формирование условий и предпосылок
|
· зарождение специфических функций
|
· привлечение внешних элементов
|
o Внутренняя история
|
· от 17в. до н.вр.
|
· социальный заказ
|
· формирование собственных элементов
|
= Генезис науки и техники как СИ
|
o Этапы
|
· формирование предпосылок (социально и научно-исторический контекст)
|
· научный этап
|
· научно-технический этап
|
· промышленно-социальный этап
|
o Пример: атомный проект
|
= Роль науки в жизни общества:
|
o мировоззрение
|
o идеология
|
o производительная и социальная сила
|
o проблема сциентизма и антисциентизма
|
= Наука и сферы общества:
|
o наука и экономика
|
o наука и власть
|
· проблема государственного регулирования науки
|
· проблема секретности и закрытости научных исследований
|
= 6.5. Метод «Эволюция артефакта»
|
= Понятие «артефакт»
|
·
|
= Познавательные возможности метода
|
· Позволяет анализировать алгоритм развития материальных/духовных средств деятельности
|
· Анализ идет по конкретным направлениям развития
|
= Итерационная схема метода
|
Шаг 1.
|
1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности
|
2) Формулировка идеи по решению проблемы
|
3) Проработка метода и пробной технической реализации (лабораторный, опытный образец)
|
4) Разработка серийного образца, организация производства эксплуатации - до насыщения
|
Шаг 2.
|
1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности…
|
|
Тема 7.
Строение естественнонаучной теории
|
7.1. Теоретическая схема (ТС) – модель объекта исследования
|
= Концепт из пространственно-временного образа и набора понятий
|
o Элементы: абстрактные и/или идеальные конструктивы, вводимые через понятия
|
o Структура отражается на пространственно-образной схеме
|
Рис. 3 Теоретическая схема
а) Пространственно-образная схема
|
| | С (х, у,t) – система координат;
х, у – пространственные координаты;
t – временная ось в системе координат, время;
А, А¢ – точка (материальное тело, не имеющее
пространственных размеров) в исходном и
перемещенном положениях;
m -масса точки;
F -сила;
V(Vх, Vу)–скорость и её проекции на оси
координат, Vх= …
а (а х, а у)–ускорение и его проекции на оси
координат, а х = …
L –траектория движения точки …
| |
б) Понятийно-логические определения
|
7.2. Математический аппарат (МА):
|
А=ВС, А=ВС2 …
|
o это математическое выражение, оно становится законом при интерпретации на ТС
|
o функция закладывается на этапе разработки ТС или в форме математической гипотезы
|
7.3. Интерпретация:
|
o придает физический смысл и форму закона математическому выражению
|
o позволяет ввести количественную форму во взаимосвязи и отношения элементов ТС
|
А= В С → FΔt = Δ (m V) или F = m а,
|
7.4. Парадигмальные образцы решения задач
|
= Конструктивный способ создания
|
o нет логического метода вывода частных следствий из базовой теоретической схемы
|
o творческий процесс операционализации
|
o сведение базовой ТС к эмпирической схеме (ЭС), соответствующей экспериментальной ситуации
|
= Обязательная составляющая теории
|
7.5. Факты науки и эмпирические обобщения
|
o Задают область определения теории, для их объяснения она и создается
|
o Имеется строгий формат описания
|
7.6. Отраслевая методология и методы
|
7.7. Основания науки
|
o Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
|
o Научная картина мира (НКМ).
|
o Философские основания науки.
|
Тема 8.
СТРОЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
|
8.1. Теоретические схемы и абстрактные объекты технической теории
|
= Способ представления теоретической модели объекта
|
"Фарадеевы линии силы занимают в науке об электромагнитизме такое же положение, как пучки линий в геометрии положения. Они позволяют нам воспроизвести точный образ предмета, о котором мы рассуждаем". Максвелл Д.К. Речи и статьи. М., 1967. с. 69.
|
o Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения, заданным в данной теории
|
· отражают интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов,
|
· являются ее оперативными средствами для идеализированного представления этих объектов,
|
· может быть практически реализовано в эксперименте путем устранения побочных влияний техническим путем.
|
Галилей, проверяя закон свободного падения тел, выбрал для бросаемого шарика очень твердый материал, что позволяло практически пренебречь его деформацией. Стремясь устранить трение на наклонной плоскости, он оклеил ее отполированным пергаментом.
|
В качестве теоретической схемы подобным образом технически изготовленный объект представлял собой наклонную плоскость, т.е. абстрактный объект, соответствующий некоторому классу реальных объектов, для которых можно пренебречь трением и упругой деформацией.
|
Одновременно он представлял собой объект оперирования, замещающий в определенном отношении реальный объект, с которым осуществлялись различные математические действия и преобразования.
|
Использование для описания электродинамических процессов теоретических схем оптики и акустики позволило Герцу не только применить ряд таких понятий, как угол падения, показатель преломления, фокальная линия и т.п., но и осуществить над электромагнитными колебаниями ряд классических оптических опытов (по регистрации прямолинейного распространения, интерференции и преломления электромагнитных волн и т.п.).
|
Теоретическая схема естественного процесса распространения электромагнитных волн (Герц называл ее "картиной поля", "картиной электрических волн") позволила транслировать и соответствующую математическую схему, а именно - геометрическое изображение стоячей волны, которое дает возможность четко определять узловые точки, пучности, период, фазу и длину волны.
|
= Абстрактные объекты технической теории обладают.
|
o "однородностью" - они собраны с помощью:
|
· фиксированного набора элементов
|
· ограниченного и заданного набора операций их сборки.
|
Рело построил представление о кинематической паре, а составляющие ее тела он называл элементами пары. С помощью двух таких элементов можно осуществлять различные движения.
|
Несколько кинематических пар образуют кинематическое звено, несколько звеньев - кинематическую цепь. Механизм является замкнутой кинематической цепью принужденного движения, одно из звеньев которой закреплено.
|
Поэтому из одной цепи можно получить столько механизмов, сколько она имеет звеньев.
|
o иерархической организацией - любые механизмы можно собрать из стандартных цепей, звеньев, пар и элементов. Это обеспечивает:
|
· соответствие абстрактных объектов конструктивным элементам реальных технических систем
|
· возможность их дедуктивного преобразования на теоретическом уровне
|
= Правила соответствия - способ перехода от одних модельных уровней к другим
|
= Задача реализации - способ интерпретации и эмпирического обоснования в технической науке
|
8.2. Эмпирический уровень в технической теории
|
= Конструктивно-технические и технологические знания
|
o являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем (инженерной работы)
|
o это - эвристические методы и приемы:
|
· разработанные в самой инженерной практике
|
· рассмотренные в качестве эмпирического базиса технической теории
|
= Конструктивно-технические знания
|
o преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем, представляющих собой совокупность элементов, имеющих определенную форму, свойства и способ соединения.
|
o включают также знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем
|
= Технологические знания
|
o фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.
|
= Практико-методические знания – это практические рекомендации по применению научных знаний:
|
o полученных
|
· в технической теории,
|
· в практике инженерного проектирования
|
o являющиеся:
|
· продуктом теоретической деятельности в области технической науки
|
· сформулированы для еще неосуществленной инженерной деятельности
|
8.3. Теоретический уровень научно-технического знания
|
= Включает в себя три основные уровня, или слоя, теоретических схем
|
Функциональная схема (ФС):
|
o общая для целого класса технических систем
|
o фиксирует общее представление о технической системе, независимо от способа ее реализации,
|
o результат идеализации ТС на основе принципов определенной технической теории.
|
o с её помощью строится алгоритм функционирования системы и выбирается ее конфигурация (внутренняя структура)
|
o блоки схемы (модели):
|
· это совокупность важных свойств элементов, рассмотренных обособлено от тех нежелательных свойств, которые привносит с собой элемент в систему
|
· замещают функциональные элементы системы и фиксируют те их свойства, ради которых они включены в ТС
|
· выражают обобщенные математические операции
|
o функциональные связи, или отношения, между блоками выражают определенные математические зависимости
|
Функциональные схемы, например, в теории электрических цепей представляют собой графическую форму математического описания состояния электрической цепи. Каждому функциональному элементу такой схемы соответствует определенное математическое соотношение, - скажем, между силой тока и напряжением на некотором участке цепи или вполне определенная математическая операция (дифференцирование, интегрирование и т.п.). Порядок расположения и характеристики функциональных элементов адекватны электрической схеме.
|
o ФС в классической технической науке
|
· всегда привязаны к определенному типу физического процесса, т.е. к определенному режиму функционирования технического устройства
|
· всегда могут быть отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением.
|
o ФС могут быть и не замкнуты на конкретный математический аппарат.
|
· в этом случае они выражаются в виде простой декомпозиции взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей цели, предписанной данной технической системе.
|
Поточная схема (ПС), или схема функционирования
|
o описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое
|
o блоки отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования
|
o строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений
|
Теория электрических цепей, к примеру, имеет дело не с огромным разнообразием конструктивных элементов электротехнической системы, отличающихся своими характеристиками, принципом действия, конструктивным оформлением и т.д., а со сравнительно небольшим количеством идеальных элементов и их соединений, представляющих эти идеальные элементы на теоретическом уровне. К таким элементам относятся, прежде всего, емкость, индуктивность, сопротивление, источники тока и напряжения.
|
Для применения математического аппарата требуется дальнейшая идеализация: каждый из перечисленных выше элементов может быть рассмотрен как активный (идеальные источники тока или напряжения) или пассивный (комплексное - линейное омическое и нелинейные индуктивное и емкостное - сопротивления) двухполюсник, т.е. участок цепи с двумя полюсами, к которым приложена разность потенциалов и через которую течет электрический ток.
|
Все элементы электрической цепи должны быть приведены к указанному виду. Причем в зависимости от режима функционирования технической системы одна и та же схема может принять различный вид.
|
o режим функционирования технической системы определяется, прежде всего, тем, какой естественный (например, физический) процесс через нее протекает
|
· при постоянном токе индуктивность представляется идеальным омическим сопротивлением,
|
· при переменном токе низкой частоты - последовательно соединенными идеальными омическим сопротивлением и индуктивностью (индуктивным сопротивлением),
|
· при переменном токе высокой частоты ее поточная схема дополняется параллельно присоединяемым идеальным элементом емкости (емкостным сопротивлением).
|
· для разных режимов функционирования технической системы может быть построено несколько поточных и функциональных схем
|
o для каждого вида естественного (физического) процесса применяется наиболее адекватный ему математический аппарат, призванный обеспечить эффективный анализ поточной схемы технической системы в данном режиме ее функционирования.
|
o в предельно общем случае поточные схемы отображают не только естественные процессы, но и вообще любые потоки субстанции (вещества, энергии, информации)
|
Структурная схема (СС) технической системы
|
o фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования).
|
Это могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, которые могут отличаться по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик.
|
Такие элементы обладают кроме функциональных свойств свойствами второго порядка, т.е. теми, которые привносят с собой в систему определенным образом реализованные элементы, в том числе и нежелательными (например, усилитель - искажения усиливаемого сигнала).
|
o фиксирует конструктивное расположение элементов и связей (т.е. структуру) данной технической системы и уже предполагает определенный способ ее реализации
|
o является теоретической схемой технической системы с целью ее теоретического расчета и поиска возможностей для усовершенствования (или разработки на ее основе новой системы).
|
Уже структурные схемы теории электрических цепей представляют собой идеализированное изображение электрической цепи, поскольку в них абстрагируются от многих частных характеристик электротехнического устройства (габаритов, веса, способов монтажа и т.д.). Эти характеристики учитывают в процессе проектирования и изготовления, т.е. в самой инженерной деятельности. На структурных схемах указываются обобщенные конструктивно-технические и технологические параметры стандартизированных конструктивных элементов (резисторов, катушек индуктивности, батарей и т.д.), необходимые для проведения дальнейших расчетов: их тип и размерность в соответствии с инженерными каталогами, рабочее напряжение, способы наилучшего расположения и соединения, экранировка.
|
o в классических технических науках СС
|
· отображают в технической теории именно конструкцию технической системы и ее технические характеристики
|
· позволяют перейти от естественного модуса рассмотрения технической системы, который фиксируется в его поточной схеме (в частности физического процесса), к искусственному модусу.
|
· в идеализированной форме отображает техническую реализацию физического процесса в контексте определенного типа инженерной деятельности и вида производства.
|
o в современных человеко-машинных системах
|
· такая реализация может быть самой различной, в том числе и нетехнической. В этом случае термины "технические параметры", "конструкция" и т.п. не годятся.
|
· речь идет о конфигурации системы, их обобщенной структуре
|
Тема 9.
Динамика науки как процесс
порождения знания
|
9.1. Зарождение научной дисциплины. Первичные модели и законы
|
= Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины
|
= Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
|
= Формирование частных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
|
= Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий
|
9.2. Развитая теория
|
= Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
|
= Генезис образцов решения задач.
|
= Проблемные ситуации в науке.
|
o Перерастание частных задач в проблемы.
|
o Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
|
o Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
|
Тема 10.
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
|
10.1. Философия и культура
|
= Культура
|
o хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт
|
o динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
|
o можно выделить основные уровни программ
|
· биологические программы
|
ü инстинкты самосохранения, питания, половой инстинкт
|
ü инстинктивная предрасположенность к общению, выработанная как результат приспособления человеческих предков к стадному образу жизни
|
· социальные программы
|
ü реликтовые - осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность, но воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия и приметы)
|
ü жизненно важные для данного типа общества и определяющие его специфику
|
ü будущих форм и видов поведения и деятельности для будущих ступеней социального развития
|
· глубинные социальные программы (основания):
|
ü пронизывают все другие феномены и элементы культуры и организуют их в целостную систему
|
= Философия
|
o философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры
|
o генератор категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
|
o схемы научного мировоззрения:
|
· научная картина мира (схема объекта)
|
· идеалы и нормы науки (схема метода)
|
= Категории культуры
|
o схема господствующего культурного мировоззрения той или иной исторической эпохи
|
· образ человека и представление о его месте в мире
|
· представления о социальных отношениях и духовной жизни
|
· представления об окружающей нас природе и строении ее объектов
|
o “сетка” категорий культуры фиксирует определенный способ членения мира и синтеза его объектов
|
o в соответствии с ней происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов
|
· малые системы: естествознанием XVII—XVIII веков, механицизм
|
· большие системы: иерархичность, целостность, случайность, вещь как процесс
|
· человекоразмерные системы
|
= Матрица культуры
|
o сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
|
o определяет общественное сознание, а также индивидуальное - как внешне заданная форма
|
o усваивается человеком в процессе социализации и далее используется как само собой разумеющееся основание для его жизни в социуме
|
o предстает как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира, имеет уровни:
|
· уровень всеобщего, который включает определения бытия, инвариантные по отношению к различным конкретным историческим эпохам
|
· уровень особенного, представленного смыслами универсалий культуры каждой эпохи
|
· уровень единичного, который соответствует специфике группового и индивидуального сознания
|
= Функции универсалий культуры:
|
o структурирование и сортировка многообразного, исторически изменчивого социального опыта
|
o базисная структура человеческого сознания
|
o шкала ценностей, определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание мира человеком
|
= Развитие категориальной матрицы:
|
o различные культуры имеют общие и специфические слои в категориальной матрице
|
o адекватная объекту категориальная структура
|
· должна быть выработана заранее,
|
· как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов
|
o задача
|
· выработка категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов,
|
· во многом решается благодаря философскому познанию
|
= Философские системы:
|
o монадология Лейбница
|
· развивал идеи, во многом альтернативные механическим концепциям.
|
· удивительное созвучие с некоторыми концепциями и моделями современной космологии и физики элементарных частиц
|
· часть и целое, несиловые взаимодействия, связь между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью
|
o объективный идеализм Гегеля:
|
· был сформулирован категориальный аппарат, который позволял осваивать объекты, относящиеся к типу саморазвивающихся систем
|
· саморазвитие абсолютной идеи:
|
ü объект порождает “свое иное”,
|
ü которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием
|
ü и, перестраивая его, формирует новое целое
|
· особенности развивающихся систем:
|
ü способность развертывать исходное противоречие, заключенное в их первоначальном зародышевом состоянии
|
ü наращивать все новые уровни организации и перестраивать при появлении каждого нового уровня сложное целое системы
|
10.2. Глобальные революции и типы научной рациональности.
|
= Диалектика «рациональное - иррациональное» в культуре:
|
o базовая оппозиция: рациональное - иррациональное в познании
|
(1) - архаическое общество: интуитивизм, обыденное сознание
|
(2) - Неолит
|
(3) - Древние царства
|
(4) - Античность:
|
(5) - христианское Средневековье
|
(6) - Возрождение и Новое время, протестантизм, рационализм, модерн
|
(7) - ХХ век: постмодерн, новый иррационализм:
|
(Р)
Арх.О Неол. ДрЦ Ср/в
Хр.
Ант. Н/вр. ХХв.
Д/гр. Ф Мод. П/мод.
(И)
1 2 3 4 5 6 7
|
= Историческая смена типов научной рациональности:
|
o преднаука
|
o классическая наука
|
o неклассическая наука
|
o постнеклассическая наука.
|
= Классический тип научной рациональности
|
o центрирование внимания на объекте
|
o при теоретическом объяснении и описании необходимо элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, это необходимое условие получения объективно-истинного знания о мир
|
o не осознаётся, что цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями
|
= Неклассический тип научной рациональности
|
o учитываются связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности
|
o описание этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира
|
o связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии
|
= Постнеклассический тип рациональности
|
o расширяется поле рефлексии над деятельностью
|
o учитывается соотнесенность знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
|
o описывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями
|
10.3. Научные революции как перестройка оснований науки
|
= Первая глобальная научная революция
|
1) С - СП – (О)
|
o революция XVII в. ознаменовала становление классического естествознания
|
o идея:
|
· объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности:
|
· эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные
|
· идеалом было построение абсолютно истинной картины природы
|
o задача:
|
· поиск очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты
|
· объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления
|
· в понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики
|
o субъект:
|
· отстранён от вещей, со стороны наблюдает и исследует их
|
· не детерминирован никакими предпосылками, кроме свойств изучаемых объектов
|
o объект:
|
· малая система (механическое устройство)
|
· небольшое количество элементов с силовыми взаимодействиями
|
· свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей
|
· процесс представляется как перемещение тел в пространстве во времени
|
o причинность понималась в лапласовском смысле
|
= Вторая глобальная научная революция
|
2) С - ∑[СП – (О)]i
|
o конец XVIII - первая половина XIX в.
|
o переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке
|
o научная картина мира:
|
· механическая картина мира утрачивает статус общенаучной
|
· в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической
|
o дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования
|
· эволюционное объяснение живой природы и в геологии
|
· разработка теории поля в физике
|
= Третья глобальная научная революция
|
3) С - (СП – О)
|
o с конца XIX до середины XX столетия
|
o становлением нового, неклассического естествознания
|
· в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории)
|
· в космологии (концепция нестационарной Вселенной)
|
· в химии (квантовая химия),
|
· в биологии (становление генетики).
|
o возникает кибернетика и теория систем
|
o особенности объекта:
|
· сложные саморегулирующиеся системы
|
· иерархическая (уровневая) организация, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем,
|
· массовое стохастическое взаимодействие элементов
|
· существованием управляющего уровня и обратных связей, целостность системы
|
· процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния
|
o субъект познания
|
· ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов
|
· познание зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности
|
o идеалы и нормы новой, неклассической науки
|
· отказ от прямолинейного онтологизма
|
· понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания
|
· допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания
|
· для объективности объяснения и описания необходима четкая фиксация особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом
|
· принцип наблюдаемости: операциональное обоснование понятий
|
· принцип соответствия: выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями
|
· "вероятностная причинность"
|
= Четвертая глобальная научная революция
|
4) (Сд – Цн) – {СП– [О - (Сд - Цо)]}
|
o последняя треть ХХ в., рождается новая постнеклассическая наука
|
o новый тип объекта познания
|
· уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием
|
ü саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов.
|
ü человеческое действие не является внешним, а включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний
|
o меняется характер научной деятельности
|
· традиционные - дисциплинарные исследования
|
· новые - междисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования
|
ü сложные системные объекты в отдельных дисциплинах изучаются лишь фрагментарно
|
ü эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при дисциплинарном подходе
|
ü системность выявляется только при синтезе фундаментальных и прикладных задач
|
· все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера
|
o революция в средствах хранения и получения знаний
|
· компьютеризация науки, математический эксперимент
|
· сложные и дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства
|
o научная картина мира
|
· стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.
|
· они становятся взаимозависимыми, фрагментами целостной общенаучной картины мира
|
· идеи эволюции и историзма сливаются в общую идею глобального эволюционизма
|
· становятся основой синтеза общенаучной КМ, исторического развития природы и человека
|
o идеалы и нормы научного познания
|
· особые способы описания и предсказания состояний объекта - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации
|
· идеал строения теории
|
· было: представление как об аксиоматически-дедуктивной системе
|
· конкурируют: метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы
|
· уникальные развивающиеся системы
|
ü эмпирический анализ производится методом вычислительного эксперимента на ЭВМ
|
ü это позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система
|
· "человекоразмерные" объекты
|
ü нельзя свободно экспериментировать.
|
ü запрет на взаимодействия, потенциально катастрофически опасные
|
ü включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений, границы возможного вмешательства в объект
|
· научное познание, как особая часть жизни общества (социальный институт)
|
ü в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий
|
ü детерминируемая общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
|
ü осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания
|
10.4. Механизмы научных революций
|
= Общие представления
|
o сущность
|
· революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования
|
o примеры
|
· переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля
|
· создание квантово-релятивистской физики
|
= Внутридисциплинарные механизмы научных революций
|
o начинается с накопления фактов
|
· не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира.
|
· могут выражать характеристики новых типов объектов
|
· могут приводить к парадоксам при попытках их теоретической ассимиляции
|
o к новым фактам может привести совершенствование средств и методов исследования
|
= Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке
|
o революция, в период которой меняются картина мира, идеалы и нормы науки
|
· для преобразования оснований науки не обязательно, чтобы в ней были парадоксы.
|
· преобразование может осуществляться за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин
|
· это заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты, как аномалии
|
o парадигмальными принципами, "прививаемыми" в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки:
|
· Ядро ее картины реальности образует в определенную историческую эпоху фундамент общей научной картины мира, а принятые в ней идеалы и нормы обретают общенаучный статус.
|
· Философское осмысление и обоснование этого статуса подготавливает почву для трансляции некоторых идей, принципов и методов лидирующей дисциплины в другие науки
|
· Внедряясь в новую отрасль исследования, парадигмальные принципы науки адаптируются к специфике новой области, превращаясь
|
ü в картину реальности соответствующей дисциплины
|
ü в новые для нее нормативы исследования
|
o обратное влияние
|
· принципы, модифицированные и развитые применительно к специфике новой дисциплины, могут оказать обратное воздействие на науки, из которых они были первоначально заимствованы
|
10.5. Наука как традиция
|
= Механизмы социальной памяти
|
o навыки:
|
· эстафета непосредственно данных образцов
|
· человек может воспроизводить только то, что он непосредственно наблюдал, он владеет только той совокупностью образцов, которая была ему продемонстрирована
|
o знание как социальная память
|
· знание как особое устройство памяти в современной культуре
|
· новые возможности языка
|
ü а) можно показать, как надо действовать в ситуации
|
ü б) можно объяснить на словах, как надо действовать, т.е. описать способ действия.
|
o социальные эстафеты
|
· социальный процесс – это совокупность программ, в рамках которых организуется и функционирует все время обновляющий себя материал
|
· воспроизведение значительной части сравнительно устойчивых форм нашего поведения и деятельности никак не связано с письменными текстами, а чаще всего не вербализовано вообще
|
· неявное знание передается от человека к человеку, от поколения к поколению на уровне воспроизведения непосредственных образцов
|
o язык
|
· на его строятся более развитые формы передачи опыта
|
· он передается и воспроизводится на уровне непосредственных образцов речевой деятельности.
|
· ребенок, осваивая язык, не пользуется ни словарями, ни грамматиками. Единственное, что имеется в его распоряжении - это образцы живой речи
|
o образ жизни
|
· традиции и обычаи, усвоенные как само собой разумеющееся и определяющих в рамках того или иного сообщества основные и постоянно повторяющиеся траектории поведения и деятельности людей
|
«Каждый день слышатся здесь звуки тамтама, каждый день кто-то ловит рыбу или плетет циновки, каждый день кто-то уходит работать на огороды. В совокупности все это и образует образ жизни. Люди рождаются и умирают, сменяются поколения, а образ жизни может оставаться одним и тем же. И очевидно, что в основе этой устойчивости и повторяемости лежат не словесные инструкции, ибо таковых просто не существует, а механизмы более фундаментальные - социальные эстафеты, т.е. воспроизведение форм поведения и деятельности по непосредственным образцам».
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
|
= Наука и социальная память
|
o наука связана не только с производством знаний, но и с их систематизацией
|
· монографии, обзоры, учебные курсы - все это попытки собрать воедино результаты, полученные огромным количеством исследователей в разное время и в разных местах
|
· науку можно рассматривать как механизм централизованной социальной памяти, которая аккумулирует практический и теоретический опыт человечества и делает его всеобщим достоянием
|
· формирование науки - это формирование механизмов централизованной социальной памяти
|
o ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся, пока не появились соответствующие обзоры или учебные курсы, т.е. пока не заданы традиции организации знания
|
· географическим открытием называют первое посещение данной территории представителями народов, владеющих письменностью, ее описание и нанесение на карту
|
· карта задает нам способы фиксации географических наблюдений, каждую произвольно выделенную область на карте можно рассматривать как ячейку памяти
|
· Геккель дал толчок к тому, чтобы собрать все обширные сведения о взаимосвязи организмов со средой вместе в рамках одного научного предмета - экологии
|
= Научные программы систематизации знаний
|
o движущие силы познания
|
"Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож".
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. с. 7.
|
· «Скрытый мир» Гийома - это мир нашего неявного осознания проблем, мир уже накопленных знаний, играющих роль образца, задающего традицию
|
· философии, начиная с Платона и Демокрита, пытается ответить на этот вопрос, что представляет собой мир "скрытых вещей", к познанию которого мы стремимся?
|
· за "видимым миром"
|
ü для Демокрита срываются атомы и пустота
|
ü для Платона - мир объективных идей
|
o исследовательские программы
|
· задают способы собственно исследовательской деятельности
|
· задают методы и средства получения знания:
|
ü вербализованные инструкции, задающие методику проведения исследований
|
ü образцы решенных задач
|
ü описания экспериментов
|
ü приборы и способы их применения
|
ü методы измерения параметров
|
ü методы расчета, в том числе и символические выражения законов
|
· ими являются любые форматы получения и обоснования знания, воспроизводимые на уровне эстафет
|
o коллекторские программы
|
· задают способы отбора, организации и систематизации знаний, например
|
ü Графический способ: строится графическое изображение объекта, и отдельные его элементы становятся ячейками памяти для записи дополнительной информации
|
ü Классификационный способ: множество изучаемых объектов при соблюдении определенных правил разбивается на подмножества, и знания строятся относительно каждого из таких подмножеств
|
ü Аналитический способ: изучаемый объект разделяется на части или подсистемы, и знания группируются соответствующим образом
|
ü Дисциплинарный способ: один и тот же объект можно описывать с точки зрения разных научных дисциплин
|
ü Категориальный способ: знания можно группировать по категориальному принципу, т.е. как знания о свойствах, о строении, о видах и разновидностях, о происхождении и развитии
|
· задают образцы или вербальные указания, показывающие, что и о чем мы хотим знать, какова наша избирательность по отношению к знаниям
|
1) программа референции - указания на объект изучения, с которыми традиционно связаны попытки определения предмета тех или иных научных дисциплин.
|
2) программа проблематизации - образцы задач или вопросов, которые ставит ученый.
|
3) программы систематизации знаний
|
ü комбинируя виды программ, учёный обретает большую свободу в конкретном исследовании
|
ü границы исследования становятся прозрачными для заимствований, а результаты оказываются полифункциональными и потенциально значимыми для науки в целом
|
· методы решения задач - это программа исследовательская, сами задачи – коллекторские программы
|
· любое знание функционирует в качестве неявной коллекторской программы, подразумевая
|
ü образец продукта, к получению которого надо стремиться
|
ü образец референции
|
ü возможную постановку задачи
|
· "скрытый мир" Гийома мы несем в самих себе, это мир наших коллекторских программ, это мы сами или, точнее, это мир нашей Культуры
|
"Бросая ретроспективный взгляд на историю, мы видим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика. Мы привязаны к движению нашей истории, наша жизнь есть частица этого движения, а наша свобода выбора ограничена, по-видимому, волей решать, хотим мы или не хотим участвовать в развитии, которое совершается в нашей современности независимо от того, вносим ли мы в него какой-то свой вклад или нет".
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. с. 226-227.
|
· виды коллекторских программ:
|
ü публикации (доклады, статьи, монографии)
|
ü лекционные курсы, учебники,
|
ü инструкции по их разработке не существует, постоянное воспроизведение одних и тех же схем и принципов организации материала происходит по социальной эстафете
|
= Традиции и новации
|
o концепция " пришельцев "
|
1) в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие
|
ü важную роль здесь играет личность ученого, преодолевшего догмы, креативного
|
2) "пришелец" принес с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы.
|
ü здесь на первое место выступает приверженность переносимым традициям в новой обстановке, а "пришелец" - это, скорее, прилежный законопослушник, чем анархист
|
ü решающее значение приобретает сочетаемость, совместимость этих методов и традиций с атмосферой той области знания, куда они перенесены
|
o побочные результаты исследования
|
· в сферу неведения мы проникаем непреднамеренно, т.е. побочным образом.
|
ü желая одного, исследователь получает нечто другое, чего он никак не мог ожидать
|
ü оно должно потребовать объяснения, а для этого оно должно не укладываться в существующие представления, должно противоречить им
|
o движение с пересадками
|
· результат, непреднамеренно полученный в рамках одной из традиций, оказывается существенным для другой. Другая традиция как бы "стоит на страже", чтобы подхватить побочный результат
|
"Пересадка" возможна благодаря появлению особого объекта (в данном случае - это экспериментальная установка при исследовании кручения), который может быть осмыслен и использован в рамках как одной, так и другой традиции работы.
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 130.
|
· методы измерения в широких пределах безразличны к конкретному содержанию тех дисциплин, где они применяются
|
· Закон Кулона
|
ü не мог быть вскрыт в рамках парадигмы теории упругости, крутильные весы не могли появиться в рамках учения об электричестве.
|
ü Кулон ранее создал экспериментальную установку для исследования упругости нитей, но, переосмыслив установку как весы, он переходит к традиции измерения.
|
· радиоастрономия
|
«в 1931-1932 гг. в процессе экспериментов по исследованию высокочастотных радиопомех в атмосфере Янский из лаборатории телефонной компании "Белл" обнаружил, что "Полученные данные указывают на присутствие трех отдельных групп шумов: группа 1 - шумы от местных гроз; 2 - шумы от далеких гроз и группа 3 - постоянный свистящий шум неизвестного происхождения". Позднее Янский выяснил, что неизвестные радиоволны приходят от центра Млечного Пути»
|
· электростатика и теоретическая механика
|
ü Пуассон обратил внимание, что закон Кулона по своей математической форме совпадает с законом всемирного тяготения Ньютона
|
ü в электростатику хлынули математические методы теоретической механики, которые разрабатывались до этого в трудах Эйлера, Лагранжа и Лапласа.
|
ü были разработаны методы математической теории потенциала в электродинамике
|
10.6. Возникновение нового знания
|
= Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
|
o новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть
|
· вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи
|
· согласованы с лежащими в ее фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами
|
o перестройка оснований науки - это выбор особых направлений роста знаний, обеспечивающих
|
· расширение диапазона исследования объектов
|
· адаптацию динамики знания к ценностям и мировоззренческим установкам исторической эпохи
|
= Нелинейность роста знаний
|
o в период научной революции имеются несколько возможных путей роста знания,
|
o реализация одного из путей означает его превращения из возможности в действительность
|
o не все из возможностей реализуются в действительной истории науки
|
«В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре»
Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 117.
|
= Механизмы роста знаний
|
1) Конкуренция исследовательских программ в рамках одной отрасли науки
|
o тип научного мышления в некоторой исторической эпохе, всегда соответствует характеру общения и деятельности людей данной эпохи, обусловлен контекстом ее культуры.
|
· факторы социальной детерминации познания воздействуют на соперничество исследовательских программ, активизируя одни пути их развертывания и притормаживая другие.
|
· в результате "селективной работы" этих факторов в рамках каждой научной дисциплины реализуются лишь некоторые из потенциально возможных путей научного развития
|
· победа одной и вырождение другой программы направляют развитие отрасли науки по определенному руслу, при этом закрывают какие-то иные пути ее возможного развития
|
o исследовательская программа и НКМ: в классическую эпоху
|
· физическая картина мира, прежде чем генерировать новые теоретические идеи, должна была предстать как подтверждаемый опытом "наглядный портрет" реальности, который предшествовал построению теории.
|
· формирование конкурирующих картин исследуемой реальности предполагало жесткую их конфронтацию, в условиях которой каждая из них рассматривалась своими сторонниками как единственно правильная онтология.
|
o исследовательская программа и НКМ: в современной рациональности
|
· однажды полученные образы свойств объекта не рассматриваются как единственно возможные
|
· онтология создаётся за счёт операционализации, которая представлена в принципе дополнительности и понимании роли наблюдателя, а также особой категориальной сеткой
|
2) Взаимодействие и изменение оснований научных дисциплин
|
o возникновение новых отраслей знания, революция их оснований, могут оказывать существенное воздействие на другие отрасли знания, изменяя их основания (“парадигмальные прививки”)
|
o процессы взаимодействия наук опосредуются феноменами культуры и сами оказывают на них активное обратное воздействие.
|
Тема 11.
ДИАЛЕКТИКА в познании
|
11.1. Качество и количество
|
= Гегель о качестве
|
o качественная определенность
|
o пространственно-временная определенность: отграниченность, процесс изменения
|
o свойства: внутреннее и внешнее
|
= Проблема времени:
|
o субстанциальная концепция;
|
o реляционная концепция
|
= И. Кант: априорные формы чувственного рассудка
|
= Количество:
|
o число
|
· единое и проблема познания многообразия
|
· натуральный ряд чисел как счетная бесконечность
|
o величина: континуум как потенциальная бесконечность
|
o мера:
|
· проблема несоизмеримости
|
· качество и соизмеримость
|
= Математика Античности
|
o арифметика: оперирование с числами
|
o геометрия – математика величин:
|
· Фалес: расстояние до корабля, предсказание солнечного затмения 585г.днэ
|
· Пифагор: числовая гармония, геометрия мира, постановка проблемы несоизмеримости
|
o Теорема Евдокса-Архимеда: роговидные углы (отношение);
|
o Евклид: проблема несоизмеримости, дискретности
|
· разработать математику без числа, непрерывности и дискретности, движения
|
· «Начала»: геометрическая алгебра
|
11.2. Проблема математизации естествознания
|
= Методологическая роль математики в естествознании
|
o методы системно-структурного анализа
|
o методы абстрагирования и идеализации
|
o методы символизации и формализации
|
· символизация [<греч. symbolon] – обозначение при помощи условных знаков – символов; условное обозначение
|
· формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта в определенную информационную структуру — форму.
|
o методы количественного познания
|
= Проблема континуума и физика
|
o проблема движения у элеатов
|
o математика и проблема бесконечности
|
o метод исчерпания и инфинитезимальные методы
|
= Интегральное исчисление:
|
o Ньютон (метод флюксий)
|
o Лейбниц
|
o метод приближенных вычислений
|
o О. Коши, предел функции
|
= Кант: монады и физическое пространство
|
= Пределы математизации физики
|
o абстрагирование и идеализация в построении ТС
|
o математические и физические конструкты
|
o математическое описание структур и отношений
|
11.3. Диалектика в формировании законов классической механики
|
= Аристотелева концепция мироздания:
|
o неоднородность пространства и времени
|
o геоцентризм, абсолютное движение и абсолютный покой
|
= Механики-предшественники Галилея и Ньютона
|
«В соответствии с традициями древнегреческой физики сравнивать можно было только однородные величины (путь – с путем, время - со временем и т.п.). Поэтому скорость движения характеризовалась не путем, пройденным в единицу времени, а безразмерным числом». Яковлев В.И. Начала механики. – М.-Ижевск.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика, 2005, с. 32.
|
o Брадвардин Томас (XIV в.)
|
· основоположник Оксфордской школы «калькуляторов»
|
· высказал идею функциональной зависимости скорости от причин движения
|
· ввел понятия «качество» (скорость) и «количество» (время) движения
|
· его ученики – ученые Мертон-колледжа Оксфордского ун-та - внесли существенный вклад в формирование кинематических понятий (1330-1340гг.)
|
o Хейтесбери Уильям (калькулятор)
|
· ввел понятия (и термины) для видов движения
|
ü в пространстве – «местное» или «локальное»
|
ü равномерное - униформное «в любые равные промежутки времени описываются равные пути»
|
ü неравномерное - диформное
|
ü ускорение – «интенсивность»
|
ü замедление (не было отрицательного числа) – «ремиссия»
|
ü равноускоренное (униформно-интенсивное) -
|
ü мгновенная скорость неравномерного движения
|
ü мера скорости – «градус»
|
o Суайнсхед (Суиссет) Ричард
|
· «Мертонское правило»:
|
«Всякая широта движения, униформно приобретаемая или теряемая, соответствует своему среднему градусу, так что столько же в точности будет пройдено благодаря этой приобретенной широте, сколько и благодаря среднему градусу, если бы тело двигалось все время с этим средним градусом».
Где: «широта» - ускорение («интенсивность»),
«градус» - величина ускорения.
|
ü теорема об эквивалентности равномерного ускоренного движения равномерному движению со средней скоростью
|
ü путь, пройденный при равноускоренном движении за некоторое время, равен пути равномерного движения за то же время со средней скоростью.
|
o Буридан Жан
|
· профессор, ректор Парижского ун-та, Наваррского колледжа
|
· автор парадокса «Буриданов осел»
|
· создатель теории «импетуса» -
|
«движитель, приводя в движение перемещающееся тело, внедряет в него определенный напор (impe
Date: 2015-06-11; view: 401; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|