| Часть 4.
Наука и техника в классической Античности
|
| Тема 15.
Общая характеристика эпохи
|
| 15.1. Факторы эволюции:
|
| = Изобретение технологий выплавки и обработки железа
|
| = Островная изоляция от сухопутных империй
|
| 15.2. Развитие социального разделения труда («Мегамашины»):
|
| = Изготовление морских кораблей железными орудиями
|
| = Международная торговля и развитие разделения труда
|
| = Специализация в с/х производстве на основе природных условий,
|
| = Освоение прибрежных территорий Средиземноморья
|
| 15.3. Механизмы саморазвития социума:
|
| = демократия, метод традиции сменяется обоснованностью социальных решений
|
| = развитие рабовладения, зарождение элементов рыночных отношений и экономики
|
| o первичное вытеснение избытка населения на свободные территории сменяется рабством
|
| o накопление богатств у элиты и отделение её от плебса
|
| Тема 16.
ЗАРОЖДЕНИЕ философиИ
|
| 16.1. Общая характеристика:
|
| = Общественной организацией греческого полиса управляли безличные, единообразные законы, а не самовластие деспота
|
| = Принципы нового типа мышления
|
| o направленность мышления:
|
| · от сверхъестественного – к естественному
|
| · от божественного – к мирскому
|
| · от мифического – к понятийному
|
| · от поэзии и описания – к прозе и анализу
|
| o светский и рациональный характер видения мира
|
| · мышление, внешнее но отношению к религии и чуждое ей.
|
| · возникновение космоса и других естественных явлений ионийские "физики" объясняли чисто рациональными причинами и в отрыве от религии.
|
| · Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых закрепили в своих поэмах такие поэты-"теологи", как Гесиод.
|
| o понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса
|
| · идея космического порядка, покоящегося не на мощи бога - верховного правителя, монарха, басилевса (как в традиционных теогониях), но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos).
|
| · Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов (стихий) порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим
|
| o геометрическая картина вселенной
|
| · эта мысль имеет глубоко геометрический характер.
|
| · в географии, астрономии или космологии, физический мир постигается и проецируется в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного
|
| · но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями
|
| = образ социального космоса
|
| o стремились определить основы нового человеческого миропорядка, который заменил бы власть монарха или знати на писанные законы, обязательные для всех (isonomia)
|
| o город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса:
|
| · каждый гражданин, подобный всем остальным, подчиняясь и властвуя, должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметричные положения, составляющие гражданское пространство
|
| = недостатки:
|
| o еще несут на себе печать метафорического мышления, знания, характерного для традиционных обществ
|
| o они так же лишены доказательства и систематического характера, как и мифологемы
|
| o мы можем иметь столько метафорических определений явления, сколько связей и опосредований имеется у этого явления, а этих связей бесконечно много.
|
| 16.2. Милетская школа, ионийская физика
|
| = первые ученые, которые пришли к знаменательному заключению:
|
| o за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок
|
| o надо обнаружить этот основополагающий принцип, начало – arche, которое и правит природой, и составляет ее суть.
|
| o прежнее традиционное мифологическое понимание они дополнили безличными и концептуальными объяснениями, основанными на наблюдении за природными явлениями
|
| = Фалес (625 – 547 гг. до н.э.) – основоположник школы
|
| = Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) – апейрон – предельная и неопределенная абстракция
|
| = Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.) – понятие о движущей силе всего
|
| 16.3. Гераклит Эфесский(544 –? гг. до н.э.)
|
| = ЛОГОС:
|
| o понимание:
|
| · " Logos " - " слово ", " речь " или " мысль "
|
| · божественный интеллект, правящее Космосом разумное начало
|
| · связывал Логос со стихией огня,
|
| o «ЛОГОС творящий» – он первый обратил внимание на значение языка как средства
|
| · формирования человека
|
| · конструирования и познания мира
|
| o высказывания о ЛОГОСЕ
|
| · большинство людей, не будучи в силах воспринять Логос, живут, словно во сне, с ложным представлением о мире, и, следовательно, в состоянии вечного разлада
|
| · людям следовало бы постичь присутствие Логоса в мире и в себе, пробудиться для истинной жизни, соотносить свои действия с великим порядком Вселенной
|
| = Диалектика:
|
| o мир как самовоспроизводящийся процесс
|
| · все непрерывно течет, но порядок вещей зависит от вселенского Логоса, который проявляется и в способности человека разумно мыслить
|
| · мир в целом – это "вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно затухающий", находящийся в постоянном движении
|
| · все стремится к своей противоположности, создавая в итоге равновесие, – так что все противоположности в конце концов образуют единство
|
| o гармония создается
|
| · на основе борьбы противоположностей
|
| · из элементов, сопряженных между собой
|
| 16.4. Демокрит (470 г.– IVв. до н.э.) и Левкипп ( акмэ 440 год до н.э.)
|
| = Основы атомизма
|
| o реально существуют атомы и пустота (вакуум) - пространство, в котором движутся атомы
|
| o "индивидуум" ("неделимый") - буквальный перевод на латинский язык греческого слова "атом".
|
| o целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов, целое - суммативно
|
| o при делении тела мы получаем в конце концов далее неделимые элементы того же измерения, что и само тело (ср. Платон и Пифагор)
|
| = Научная познавательная программа
|
| o первая в истории мысли теоретическая программа, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей - индивидуумов.
|
| o разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир.
|
| · "качество" - субъективное ощущение, ибо атомы различаются лишь количественными характеристиками
|
| · в XVII-XVIII вв. это выразилось в учении о первичных и вторичных качествах
|
| o атомисты разработали метод, который мог быть применен - и неоднократно применялся - ко всем возможным областям как природного, так и человеческого бытия
|
| Тема 17.
Пифагореизм
|
| 17.1. Этапы развития:
|
| = Основатель – Пифагор (VI в. до н.э)
|
| = Неопифагореизм эпохи эллинизма (I в. до н.э.-III в. н.э.):
|
| 17.2. Онтологизация числа
|
| = Арифметика и геометрия у пифагорейцев были очень тесно связаны: линейные, плоские и телесные числа:
|
| o единица - точка, не наделенная особым положением, а точка - единица, имеющая положение,
|
| o единица не просто число, а начало чисел и мироздания - монада; чтобы стать числом, все должно приобщиться к единице - она же единство
|
| o двойка - как линия (две точки), а линия неограниченно простирается в обе стороны, беспредельна
|
| o тройка - как плоскость, это элементарный треугольник, совершенная фигура.
|
| o четверка - как тело ("первое" тело – пирамида)
|
| o декада - это " предел " числа, ибо, перешагнув этот предел, число вновь возвращается к единице. Поскольку она не кладет конца счету, то в ней присутствует и беспредельное
|
| o "Деление", благодаря которому происходит "скачок" от n-мерного к n + 1-мерному миру, предполагает всякий раз "переход в другой род".
|
| = Мистификация числа
|
| o божественное начало мира, миросозидающий и смыслообразующий элемент
|
| o человек открыл для себя закономерности мира через число и слово (ЛОГОС),
|
| o числовые отношения составляют самую сущность природы, познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений
|
| o с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего.
|
| o стремятся математическими занятиями очистить человеческую душу для спасения ее от круговорота рождений и смертей.
|
| = Учение о числовых отношениях, о числовой гармонии:
|
| o мифилогическое начало философского понимания мира связало человеческое восприятие гармоничного (как соответствующего определенным числовым пропорциям) и божественные закономерности мира как числовое воспроизведение
|
| o числовые отношения обнаруживались в самых разных процессах (космических, музыкальных…)
|
| o гармония стала математическим понятием
|
| o гармоничным (единым, целостным) в числовом отношении становится несоизмеримое, разнородное
|
| 17.3. Открытие несоизмеримости:
|
| = пифагорейцы обнаружили несоизмеримость
|
| o при попытке арифметически вычислить сторону квадрата, площадь которого равна 2; отыскания величины, квадрат которой равен 2
|
| o геометрически при отыскании общей меры стороны и диагонали квадрата
|
| = Кризис математики
|
| o открытие иррациональности, вызвало кризис оснований математики и философии пифагорейцев, что "все есть число"
|
| o появилось стремление геометрически выразить отношения, невыразимы с помощью арифметического числа
|
| o открытие иррациональности заставило задуматься о предпосылках математики.
|
| o остро встал вопрос об онтологическом статусе чисел, что такое величина
|
| 17.4. Статус математики:
|
| = То, что у вавилонян и египтян выступало всего лишь как средство, пифагорейцы превратили в специальный предмет исследования, т.е. в цель последнего
|
| = Пример вавилонской задачи:
|
| "Доказать, что два отрезка будут определены, если определен прямоугольник, построенный на этих отрезках и определен отрезок, равный разности исходных отрезков" (предложение 84 (85) «Начал» Евклида
|
| Тема 18. Элеаты
|
| 18.1. Основатель школы Ксенофан Колофонский, главными ее представителями были Парменид (625 – 547 гг. до н.э.) и Зенон Элейский (акмэ 464 – 461 гг. до н.э.)
|
| 18.2. Значение элеатов:
|
| = Они впервые
|
| o поставили вопрос о том как можно логически верно мыслить общее, внечувственное и назвали его «бытиё»
|
| o показали недостаточность существующих научно-философских онтологических понятий
|
| = Вопрос о соотношении мышления и бытия становится предметом рефлексии
|
| 18.3. Проблема бытия:
|
| = Анализ проблемы
|
| o бытие всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его предикаты.
|
| o раз бытие вечно, то оно безначально - никогда не возникает; неуничтожимо - никогда не гибнет
|
| o оно бесконечно, цельно, однородно и неподвижно
|
| = Мир бытия и чувственный мир впервые в истории человеческого мышления сознательно противополагаются:
|
| o первый - это истинный мир, второй - мир видимости, мнения.
|
| o Первый познаваем, второй недоступен познанию
|
| = Впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности, а математика иногда определяется как наука о бесконечном
|
| 18.4. Апории Зенона
|
| = Апории: "Апория меры", "Дихотомия ", " Ахиллес и черепаха ", " Стрела " и " Стадий "
|
| = Значение
|
| o Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях
|
| o заставили позднейших философов, в том числе и пифагорейцев, задуматься о том, как возможно без противоречия мыслить число и какова его природа
|
| o после критики элеатами проблем бесконечности и континуума (П и В, движения), начинают складываться основные направления научной мысли Древней Греции
|
| Тема 19. Софисты
|
| 19.1. Социально-историческая ситуация
|
| = Общая характеристика
|
| o в древних традиционных обществах Востока было более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками установившийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения по традиции из поколения в поколение
|
| o всеобщая форма сознания была представлена в мифологии, древние певцы и сказители, не выступавшие как специальное сословие, выполняли функцию духовного "посредничества" между разными сословиями
|
| o развитие греческой демократии уже сильно размыло границы, которые существовали в традиционном обществе между сословиями. Образование приходит на место обычаев.
|
| = Социальный заказ:
|
| o индивид почувствовал себя уже не просто членом своего "цеха", а самостоятельным лицом
|
| o все, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто собственной критике.
|
| o индивид выделился в качестве самостоятельной реальности - личности
|
| o софисты были в Греции особым сословием, связывающим воедино все остальные группы и индивидов
|
| o потребность в образовании, которую удовлетворяли софисты, возникла из-за переключения с трансляции знания "по вертикали" (в поколениях) на трансляцию его "по горизонтали" (между сословиями).
|
| 19.2. Платные учителя мудрости
|
| = Область интересов
|
| o софист должен быть, прежде всего, знатоком людей
|
| o внимание их сосредоточивается на проблемах логики и языка.
|
| o интерес софистов направлен, прежде всего, на выделение сознания как специфической реальности
|
| o острый интерес к процессу образования философских понятий и методов,
|
| o стремление не только к получению определенных результатов, но и к их логическому обоснованию,
|
| o разработка способов подтверждения достоверности этих результатов
|
| = Значение
|
| o новый этап в развитии древнегреческой философии:
|
| o впервые сделали предметом анализа человеческое сознание и язык как орудие воздействия на сознание
|
| o положили начало формальной логике, филологии, психологии, социологии и др. наукам
|
| 19.3. Протагор (480—410 до н.э.):
|
| = Работы
|
| o "Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем", "О богах" и др.
|
| = Значение
|
| o первый начал изучать способы доказательств, положил начало разработке формальной логики
|
| = Высказывания
|
| o "Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии".
|
| o невозможна всеобщезначимая истина, всякое мнение истинно и всякая истина есть чье-то мнение
|
| o для человека одно и то же никогда не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком.
|
| 19.4. Целевая направленность софистики:
|
| = Научная и риторическая подготовка к политической деятельности за счёт:
|
| o технического, формального развития речи
|
| o сообщения тех познаний, которые наиболее могли бы способствовать этой главной цели"
|
| = Сообщить результаты науки массе, приспособить их к ее потребностям
|
| 19.5. Гносеологический результат:
|
| = Критика софистов положила конец непосредственному знанию:
|
| o она требовала рефлексии, опосредствования, проверки всякого утверждения
|
| o требовала выносить на суд всякое непосредственное наблюдение, бессознательно приобретенное убеждение или дорефлективно сложившееся мнение.
|
| = Софистика истребляла все непосредственное, воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.
|
| o отныне право на жительство имело только такое содержание, которое было допущено в сознание самим этим сознанием;
|
| o все же, что проникло в него не этим законным путем, а через какие-то неконтролируемые сознанием каналы, т.е. то, что было усвоено бессознательно, должно быть исторгнуто как недостоверное, неистинное,
|
| o а потом, может быть, частично и впущено назад - после проверки.
|
| Тема 20. Сократ
|
| = Годы жизни (479 – 399 гг. до н.э.):
|
| 20.1. Эпоха V в. до н.э.
|
| = Становление Афинской империи:
|
| o Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом,
|
| o в населении увеличивался слой ремесленников и искусных мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей.
|
| o постепенно обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а зерно ввозить, главным образом с побережья Черного моря.
|
| o монарх стал просто религиозным деятелем без политической власти. Власть перешла в руки аристократии, подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских ремесленников.
|
| o в начале VI столетия Солоном было осуществлено преобразование в интересах демократии
|
| = Величие Афин начинается между двумя персидскими войнами (490-479гг. до н.э.).
|
| o победы Афин над персидским царем Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и греческого флота под афинским руководством над Ксерксом (480 год до н.э.) создали им громадный престиж
|
| o на островах и на части побережья Малой Азии против персов восстали ионийцы, и они были освобождены Афинами
|
| o Афины приобрели морское превосходство над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую империю
|
| = Расцвет Афин и их падение:
|
| o Афины стали богатым городом, преуспевающим под мудрым руководством Перикла, который управлял на основе свободных выборов в течение почти 30 лет, до своего падения в 430 году до н.э.
|
| · в 430 г. до н.э. Афины имели максимальное население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек (включая рабов); население окружающей Афины сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности населению города.
|
| · экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся трения со Спартой, приведшие в конце концов к Пелопоннесской войне (431-404 года до н.э.), Афины потерпели полное поражение
|
| o в философии Афины дали Сократа и Платона.
|
| · Академия, где учил Платон, пережила все остальные школы
|
| · только в 529 году н.э. она была закрыта Юстинианом, и в Европе наступили века мрака
|
| 20.2. Проблема сознания:
|
| = Сократ проблематизирует сознание:
|
| o казалось бы, сознание принадлежит индивиду и, значит, должно определяться его индивидуальными особенностями, т.е. его чувственностью (психологией)
|
| o но субъектом теоретического познания и практического действия, оказывается не индивид
|
| = В строении сознания Сократ выделяет слои:
|
| o слои состоят с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже в конфликтных
|
| o субъектом первого слоя оказывается чувственный индивид - это хорошо показали софисты
|
| o существует другой слой сознания, над которым индивид, как отдельное чувственное существо, не определяет ни его статуса, ни его содержания не властен, а который, напротив, сам властен над индивидом
|
| 20.3. Надындивидуальный слой в индивидуальном сознании:
|
| = Основания старой цивилизации:
|
| o основания включают в себя нравы, верования, обычаи, устои
|
| o они имеют непосредственный характер, самоочевидны, в этом - их традиционность.
|
| = Условия существования традиции:
|
| o имеет силу до тех пор, пока существует непосредственное доверие к ней.
|
| o держится не силой оружия, не силой сознания, не силой логики и аргументов, а силой бессознательности, силой непосредственности
|
| o враг традиции - опосредование, стремление обосновать, доказать, найти для очевидного рациональное основание
|
| 20.4. Новая форма социальности
|
| = Истина индивидуальна, в практически-нравственной сфере индивид должен руководствоваться собственным частным интересом
|
| o это соответствует разложению традиционного типа социальности, предполагавшей нерефлектированное сознание
|
| = «Знание – благо»:
|
| o знания не подвержены изменению и гибели
|
| o основанное на знании поведение человека предсказуемо и направлено на познанное общее благо, в отличие от поведения на основе субъективного и изменчивого «мнения»
|
| 20.5. Гносеологические особенности новой эпохи:
|
| = Знание становится одним из важных регулятивов социальных отношений, необходимым моментом, без которого не может существовать теперь социальная общность
|
| o проблема знания выступает как главная проблема нравственности
|
| o философия становится фундаментом государственной жизни
|
| = В понятие философии и науки обязательно включается знание собственных оснований
|
| = Принцип доказательности, лежащий в основе математики древних греков есть плод новой духовной атмосферы, которой не было в традиционных типах общества
|
| Тема 21. Платон
|
| = Годы жизни (427 – 347 гг. до н.э.):
|
| 21.1. Сфера чувственного и сфера умопостигаемого
|
| = Душа и тело:
|
| o слои в сознании влекут различение телесного и бестелесного, тела и души в человеке.
|
| o когда душа находится под влиянием тела, она подчинена "телесными" состояниям, влечениям к изменчивым, телесным вещам эмпирического мира.
|
| o размышление - это состояние самой души, ее стихия, когда она свободна от тела
|
| = Гносеологическая проблема:
|
| o все знание о природе в досократовской "физике" - натурфилософии, есть знание о том, что возникает и уничтожается и не может быть достоверным знанием
|
| o оно не является истинным знанием о мире идей и должно быть отнесено к сфере изменчивого "мнения".
|
| o частный интерес индивида не является единственной реальностью, на базе которой должен быть построен новый тип общественных связей, новая форма социальности
|
| = Цель философии:
|
| o освободить душу из плена заблуждений, где подлинно вечное застилается пеленой далеких от совершенства копий.
|
| o " вспомнить " трансцендентные идеи (архетипы), вновь обрести непосредственное знание истинных причин и истоков всех вещей
|
| = Цель познания человека:
|
| o необходимо найти в сознании индивида абсолютное, всеобщее и незыблемое начало, не опосредованное индивидуальным сознанием, а принимаемое непосредственно
|
| o это начало в традиционном обществе существовало в виде объективных нравов, обычаев, верований– проблема социальной эстафеты и существования общих понятий как АРХЕТИПОВ
|
| = Двойственность человека: бесконечная душа и смертное тело
|
| = Три мира:
|
| o мир чистой Идеи
|
| o мир изображений искусства и идей ремесленников
|
| o мир воплощений Идей в материальные результаты ремесленников
|
| 21.2. Диалог «Парменид»
|
| = Впервые создан новый гипотетико-дедуктивный метод в науке
|
| = Принимается определенное допущение, или гипотеза, и затем прослеживается, какие утверждения следуют из этой гипотезы.
|
| 21.3. Число как идеальное образование
|
| = Статус математических объектов:
|
| o числа - чисто идеальные сущности (логические объекты), а линии, углы, фигуры - сущности " промежуточные "
|
| o числа и числовые отношения геометрия представляет пространственными образами, фигурами
|
| o впервые в науке вводит понятие геометрического пространства, пространство - стихия геометрии - есть нечто среднее между идеями и чувственным миром
|
| «пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Платон " Тимей "
|
| · пространство выступает у Аристотеля как "место",
|
| · атомисты определяли пространство физически - как пустоту, отличая ее от атомов как "полного".
|
| = Число - это идеальное образование, его нельзя воспринять чувственно, а можно только мыслить – проблема познания идеального – фитишизация соц. разделения труда
|
| o единица неделима, ибо она есть единое, а единое неделимо по определению.
|
| o единица рождает множество, многое - это множество единиц.
|
| 21.4. "Математические объекты"
|
| = Это образования не арифметики, оперирующей с числами, а геометрии и стереометрии
|
| o это фигуры: окружности, треугольники, четырехугольники - и их элементы: радиусы, углы, диагонали, биссектрисы и т.д., т.е. линии и плоскости, по-разному сконструированные.
|
| o это также шар, куб, тетраэдр, икосаэдр и др.
|
| «древнегреческая наука принципиально не могла последовательно провести мысль о том, что геометрический объект - точка - движется в материальном мире. Даже у Архимеда и Герона еще не было той формы связи между механикой и геометрией, какая возникла только в эпоху Возрождения и благодаря которой стало возможным совсем новое истолкование математической программы античности»
Гайденко П.П. "Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). - М.: Наука, 1980. - (п. 5.12. Прокл о воображаемом движении)
|
| = Это объекты мысли, они могут иметь чувственные подобия, чувственные аналоги-модели:
|
| o начерченные на песке или на восковой дощечке круги, треугольники и т.д.,
|
| o вырезанные из дерева или из камня шары, кубы, пирамиды
|
| 21.5. Математические операции:
|
| = Для отрезков, которые можно видеть и эмпирически измерять, является бессмысленным вопрос, имеют ли они общую меру или нет: ширина волоса уложится целое число раз в любом начерченном отрезке.
|
| = Вопрос о соизмеримости имеет смысл только для отрезков, создаваемых мыслью
|
| = Говорить о "делении" применительно к идеальным объектам (первым элементам) можно только в смысле уменьшения числа измерений.
|
| o в результате "разделения" треугольника, т.е. плоскости, получим не плоскости, меньшие по своей величине, а линию;
|
| o в результате деления линии - не все меньшие линейные отрезки, а точку.
|
| 21.6. Познание природы
|
| «Физика, по Платону не может претендовать на статус науки - таковой является лишь математика»
Гайденко П.П. Цит. соч. (п.5.16. Космология и физика Платона. Понятие материи)
|
| = Материя
|
| o понятия материи и пространства (пустого) у Платона если и не прямо отождествляются, то, во всяком случае, не различаются
|
| o лишенный качеств субстрат, из которого могут быть отлиты тела любой формы, но который сам не должен привносить ничего своего, иначе он будет плохой материей
|
| = «Театр теней» в темной подземной пещере:
|
| o иллюстрация различия между подлинным знанием и иллюзорной видимостью
|
| o только тот, кто освободится от оков и выйдет из подземелья, сможет узреть свет подлинной реальности
|
| Тема 22. Аристотель
|
| = Годы жизни (384-322 гг. до н.э.):
|
| 22.1. Общая характеристика
|
| = система мира (мир подлунный и мир небесный), субстанция, пространство и время, бытиё, учение о движении
|
| = опыт ремесленника (знание «что?»), искусство (технэ) – знание «почему?», научное (истинное) знание «эпистеме»
|
| = природа - фюсис - отличается от простого продукта искусства тем, что она в самой себе обладает принципом движения
|
| = "Бытие" - это сфера идеального, куда относятся и числа; все идеальное постигается умом, и о нем возможно истинное знание - эпистеме.
|
| 22.2. Логика
|
| = "Первая Аналитика" - учение о силлогизме
|
| o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.
|
| Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертен (заключение).
|
| = "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки?
|
| = суждения и пропорции
|
| o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку.
|
| o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией
|
| o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта
|
| = принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время
|
| = принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего.
|
| 22.3. Категории
|
| = категории - выражения, которые разграничивают различные способы бытия
|
| = десять категорий:
|
| o субстанция
|
| · обозначает конкретное независимое существование ("эта лошадь")
|
| · обладает онтологической первичностью, все же прочие виды бытия производны от нее и по отношению к ней предикативны
|
| · находятся в основе всего и составляют предмет, или субъект всего остального. Если бы их не было, не существовало бы ничего
|
| o качество (" белая ")
|
| o количество (" высокая ")
|
| o отношение (" более быстрая ")
|
| o все остальные: место, время, положение, состояние, действие и страдание
|
| 22.4. Субстанция и универсалии:
|
| = общие качества:
|
| o субстанции характеризуются такими качествами или иными типами бытия, которые объединяют их с другими индивидуальными субстанциями
|
| o эта общность не подразумевает тем не менее существования некой трансцендентной Идеи, от которой происходит данное общее качество
|
| o это универсалии, распознаваемые при помощи интеллекта в чувственных вещах, но никак не самодостаточные сущности
|
| = универсалии (общие качества):
|
| o отделяемы от конкретной индивидуальности
|
| o не наделены онтологической независимостью, не являются субстанцией
|
| o всего лишь абстракции
|
| o не чисто умозрительные абстракции, а основываются на той или иной действительной стороне характеризуемой ими субстанции
|
| 22.5. Материя и форма:
|
| = "форма" и "материя" – понятия относительные, осуществление формы может привести к превращению ее в материю, из которой может вырасти более высокая форма
|
| = форма
|
| o придает субстанции не только ее сущностную структуру, но также динамику, в которой заложено ее будущее развитие
|
| o внутренний принцип действия, заложенный внутри организма с момента его возникновения – подобно тому, как форма дуба внутренне заложена в желуде
|
| o " вживляет " в организм импульс, движущий и управляющий его развитием
|
| o есть актуальность материи, конечная цель оформления
|
| = движение и развитие:
|
| o миру имманентно присущ порядок, он внутри самого эмпирического мира
|
| o мир стремится в движении от несовершенства к совершенству – от стадии потенциальной к стадии актуальной, к осуществлению своей целостности
|
| o форма подталкивает вещь к развитию от возможности – к действительности
|
| o изменение и движение – не признаки " тенеподобной " нереальности; а телеологическое стремление к совершенству, то есть к цели
|
| o нечто может превращаться в другое, если имеется непрерывная субстанция, претерпевающая изменение из потенциального состояния в актуальное
|
| o причины движения:
|
| · внешняя причина – каковая выступает одновременно как движущая причина (дающая начало движению)
|
| · формальная причина (придающая данной сущности ее форму)
|
| · целевая причина (служащая целью развития данной сущности)
|
| o конечная причина движения – Бог:
|
| · Бог Аристотеля – это чистый Разум, верховная Форма, не включающий материальных элементов
|
| · всё движимое не может быть совершенным, конечной причиной может быть только неподвижное
|
| · не процесс борьбы – kinesis, сопровождающий движение от потенциального к актуальному, но деятельность, которой дано наслаждаться вечно, – energeia
|
| · такой деятельностью является мысль: вечное созерцание собственного бытия, не подвластного изменениям и не причастного к несовершенствам физического мира
|
| · неподвижный Двигатель, верховное совершенное Бытие – есть Чистая Форма или Бог
|
| = материя:
|
| o открытость в вещах структурному и динамическому формированию
|
| o неопределенный субстрат бытия, возможность формы, которую форма наделяет очертаниями, возбуждает и подталкивает от потенциальности к актуальности
|
| o находит свое осуществление только благодаря единению с формой.
|
| o вещь – есть единство материи (субстрата) и формы
|
| 22.6. Познание
|
| = божественный рассудок:
|
| o бессмертен и трансцендентен
|
| o потенциальной долей его наделен каждый человек и это отличает его от животных
|
| = основа познания:
|
| o чувственный опыт и логика
|
| o интуитивное знание (Nous):
|
| · способность человека постигать конечные и всеобщие истины
|
| · нисходит к человеку как бы "извне".
|
| = чувственное познание:
|
| o знание природного мира исходит от восприятия конкретных явлений
|
| o до чувственного опыта человеческий ум подобен чистой табличке, находится в состоянии потенциальности по отношению к умопостигаемым вещам
|
| o эмпирия – пусть ей и недостает такой глубины, как непосредственному интуитивному проникновению в абсолютные Идеи у Платона, – обладает надежной осязаемостью
|
| = рациональное познание:
|
| o разум может распознать в чувственных данных регулярные образцы и сформулировать общие принципы
|
| o человек накапливает опыт, сравнивает и противопоставляет, вычисляет, размышляет и выводит заключения, – и все это делает познание мира возможным
|
| o инструментарий познания
|
| · дедукция и индукция
|
| · силлогизм;
|
| · разложение причинности на материальную, движущую, формальную и целевую причины
|
| · основные разграничения: субъект и предикат, существенное и случайное, материя и форма, потенциальное и актуальное, всеобщее и частное, род, вид и индивид
|
| · десять категорий: сущности, величества, качества, отношения, места, времени, состояния, обладания, действия и страдания
|
| = цель познания: в конечной цели действительности (telos'e), к которой вещь устремлена
|