Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технич. сложность 3 page






 

Часть 4. Наука и техника в классической Античности
Тема 15. Общая характеристика эпохи
15.1. Факторы эволюции:
= Изобретение технологий выплавки и обработки железа
= Островная изоляция от сухопутных империй
15.2. Развитие социального разделения труда («Мегамашины»):
= Изготовление морских кораблей железными орудиями
= Международная торговля и развитие разделения труда
= Специализация в с/х производстве на основе природных условий,
= Освоение прибрежных территорий Средиземноморья
15.3. Механизмы саморазвития социума:
= демократия, метод традиции сменяется обоснованностью социальных решений
= развитие рабовладения, зарождение элементов рыночных отношений и экономики
o первичное вытеснение избытка населения на свободные территории сменяется рабством
o накопление богатств у элиты и отделение её от плебса
Тема 16. ЗАРОЖДЕНИЕ философиИ
16.1. Общая характеристика:
= Общественной организацией греческого полиса управляли безличные, единообразные законы, а не самовластие деспота
= Принципы нового типа мышления
o направленность мышления:
· от сверхъестественного – к естественному
· от божественного – к мирскому
· от мифического – к понятийному
· от поэзии и описания – к прозе и анализу
o светский и рациональный характер видения мира
· мышление, внешнее но отношению к религии и чуждое ей.
· возникновение космоса и других естественных явлений ионийские "физики" объясняли чисто рациональными причинами и в отрыве от религии.
· Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых закрепили в своих поэмах такие поэты-"теологи", как Гесиод.
o понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса
· идея космического порядка, покоящегося не на мощи бога - верховного правителя, монарха, басилевса (как в традиционных теогониях), но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos).
· Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов (стихий) порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим
o геометрическая картина вселенной
· эта мысль имеет глубоко геометрический характер.
· в географии, астрономии или космологии, физический мир постигается и проецируется в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного
· но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями
= образ социального космоса
o стремились определить основы нового человеческого миропорядка, который заменил бы власть монарха или знати на писанные законы, обязательные для всех (isonomia)
o город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса:
· каждый гражданин, подобный всем остальным, подчиняясь и властвуя, должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметричные положения, составляющие гражданское пространство
= недостатки:
o еще несут на себе печать метафорического мышления, знания, характерного для традиционных обществ
o они так же лишены доказательства и систематического характера, как и мифологемы
o мы можем иметь столько метафорических определений явления, сколько связей и опосредований имеется у этого явления, а этих связей бесконечно много.
16.2. Милетская школа, ионийская физика
= первые ученые, которые пришли к знаменательному заключению:
o за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок
o надо обнаружить этот основополагающий принцип, начало – arche, которое и правит природой, и составляет ее суть.
o прежнее традиционное мифологическое понимание они дополнили безличными и концептуальными объяснениями, основанными на наблюдении за природными явлениями
= Фалес (625 – 547 гг. до н.э.) – основоположник школы
= Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) – апейрон – предельная и неопределенная абстракция
= Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.) – понятие о движущей силе всего
16.3. Гераклит Эфесский(544 –? гг. до н.э.)
= ЛОГОС:
o понимание:
· " Logos " - " слово ", " речь " или " мысль "
· божественный интеллект, правящее Космосом разумное начало
· связывал Логос со стихией огня,
o «ЛОГОС творящий» – он первый обратил внимание на значение языка как средства
· формирования человека
· конструирования и познания мира
o высказывания о ЛОГОСЕ
· большинство людей, не будучи в силах воспринять Логос, живут, словно во сне, с ложным представлением о мире, и, следовательно, в состоянии вечного разлада
· людям следовало бы постичь присутствие Логоса в мире и в себе, пробудиться для истинной жизни, соотносить свои действия с великим порядком Вселенной
= Диалектика:
o мир как самовоспроизводящийся процесс
· все непрерывно течет, но порядок вещей зависит от вселенского Логоса, который проявляется и в способности человека разумно мыслить
· мир в целом – это "вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно затухающий", находящийся в постоянном движении
· все стремится к своей противоположности, создавая в итоге равновесие, – так что все противоположности в конце концов образуют единство
o гармония создается
· на основе борьбы противоположностей
· из элементов, сопряженных между собой
16.4. Демокрит (470 г.– IVв. до н.э.) и Левкипп ( акмэ 440 год до н.э.)
= Основы атомизма
o реально существуют атомы и пустота (вакуум) - пространство, в котором движутся атомы
o "индивидуум" ("неделимый") - буквальный перевод на латинский язык греческого слова "атом".
o целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов, целое - суммативно
o при делении тела мы получаем в конце концов далее неделимые элементы того же измерения, что и само тело (ср. Платон и Пифагор)
= Научная познавательная программа
o первая в истории мысли теоретическая программа, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей - индивидуумов.
o разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир.
· "качество" - субъективное ощущение, ибо атомы различаются лишь количественными характеристиками
· в XVII-XVIII вв. это выразилось в учении о первичных и вторичных качествах
o атомисты разработали метод, который мог быть применен - и неоднократно применялся - ко всем возможным областям как природного, так и человеческого бытия
Тема 17. Пифагореизм
17.1. Этапы развития:
= Основатель – Пифагор (VI в. до н.э)
= Неопифагореизм эпохи эллинизма (I в. до н.э.-III в. н.э.):
17.2. Онтологизация числа
= Арифметика и геометрия у пифагорейцев были очень тесно связаны: линейные, плоские и телесные числа:
o единица - точка, не наделенная особым положением, а точка - единица, имеющая положение,
o единица не просто число, а начало чисел и мироздания - монада; чтобы стать числом, все должно приобщиться к единице - она же единство
o двойка - как линия (две точки), а линия неограниченно простирается в обе стороны, беспредельна
o тройка - как плоскость, это элементарный треугольник, совершенная фигура.
o четверка - как тело ("первое" тело – пирамида)
o декада - это " предел " числа, ибо, перешагнув этот предел, число вновь возвращается к единице. Поскольку она не кладет конца счету, то в ней присутствует и беспредельное
o "Деление", благодаря которому происходит "скачок" от n-мерного к n + 1-мерному миру, предполагает всякий раз "переход в другой род".
= Мистификация числа
o божественное начало мира, миросозидающий и смыслообразующий элемент
o человек открыл для себя закономерности мира через число и слово (ЛОГОС),
o числовые отношения составляют самую сущность природы, познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений
o с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего.
o стремятся математическими занятиями очистить человеческую душу для спасения ее от круговорота рождений и смертей.
= Учение о числовых отношениях, о числовой гармонии:
o мифилогическое начало философского понимания мира связало человеческое восприятие гармоничного (как соответствующего определенным числовым пропорциям) и божественные закономерности мира как числовое воспроизведение
o числовые отношения обнаруживались в самых разных процессах (космических, музыкальных…)
o гармония стала математическим понятием
o гармоничным (единым, целостным) в числовом отношении становится несоизмеримое, разнородное
17.3. Открытие несоизмеримости:
= пифагорейцы обнаружили несоизмеримость
o при попытке арифметически вычислить сторону квадрата, площадь которого равна 2; отыскания величины, квадрат которой равен 2
o геометрически при отыскании общей меры стороны и диагонали квадрата
= Кризис математики
o открытие иррациональности, вызвало кризис оснований математики и философии пифагорейцев, что "все есть число"
o появилось стремление геометрически выразить отношения, невыразимы с помощью арифметического числа
o открытие иррациональности заставило задуматься о предпосылках математики.
o остро встал вопрос об онтологическом статусе чисел, что такое величина
17.4. Статус математики:
= То, что у вавилонян и египтян выступало всего лишь как средство, пифагорейцы превратили в специальный предмет исследования, т.е. в цель последнего
= Пример вавилонской задачи:
"Доказать, что два отрезка будут определены, если определен прямоугольник, построенный на этих отрезках и определен отрезок, равный разности исходных отрезков" (предложение 84 (85) «Начал» Евклида
Тема 18. Элеаты
18.1. Основатель школы Ксенофан Колофонский, главными ее представителями были Парменид (625 – 547 гг. до н.э.) и Зенон Элейский (акмэ 464 – 461 гг. до н.э.)
18.2. Значение элеатов:
= Они впервые
o поставили вопрос о том как можно логически верно мыслить общее, внечувственное и назвали его «бытиё»
o показали недостаточность существующих научно-философских онтологических понятий
= Вопрос о соотношении мышления и бытия становится предметом рефлексии
18.3. Проблема бытия:
= Анализ проблемы
o бытие всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его предикаты.
o раз бытие вечно, то оно безначально - никогда не возникает; неуничтожимо - никогда не гибнет
o оно бесконечно, цельно, однородно и неподвижно
= Мир бытия и чувственный мир впервые в истории человеческого мышления сознательно противополагаются:
o первый - это истинный мир, второй - мир видимости, мнения.
o Первый познаваем, второй недоступен познанию
= Впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности, а математика иногда определяется как наука о бесконечном
18.4. Апории Зенона
= Апории: "Апория меры", "Дихотомия ", " Ахиллес и черепаха ", " Стрела " и " Стадий "
= Значение
o Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях
o заставили позднейших философов, в том числе и пифагорейцев, задуматься о том, как возможно без противоречия мыслить число и какова его природа
o после критики элеатами проблем бесконечности и континуума (П и В, движения), начинают складываться основные направления научной мысли Древней Греции
Тема 19. Софисты
19.1. Социально-историческая ситуация
= Общая характеристика
o в древних традиционных обществах Востока было более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками установившийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения по традиции из поколения в поколение
o всеобщая форма сознания была представлена в мифологии, древние певцы и сказители, не выступавшие как специальное сословие, выполняли функцию духовного "посредничества" между разными сословиями
o развитие греческой демократии уже сильно размыло границы, которые существовали в традиционном обществе между сословиями. Образование приходит на место обычаев.
= Социальный заказ:
o индивид почувствовал себя уже не просто членом своего "цеха", а самостоятельным лицом
o все, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто собственной критике.
o индивид выделился в качестве самостоятельной реальности - личности
o софисты были в Греции особым сословием, связывающим воедино все остальные группы и индивидов
o потребность в образовании, которую удовлетворяли софисты, возникла из-за переключения с трансляции знания "по вертикали" (в поколениях) на трансляцию его "по горизонтали" (между сословиями).
19.2. Платные учителя мудрости
= Область интересов
o софист должен быть, прежде всего, знатоком людей
o внимание их сосредоточивается на проблемах логики и языка.
o интерес софистов направлен, прежде всего, на выделение сознания как специфической реальности
o острый интерес к процессу образования философских понятий и методов,
o стремление не только к получению определенных результатов, но и к их логическому обоснованию,
o разработка способов подтверждения достоверности этих результатов
= Значение
o новый этап в развитии древнегреческой философии:
o впервые сделали предметом анализа человеческое сознание и язык как орудие воздействия на сознание
o положили начало формальной логике, филологии, психологии, социологии и др. наукам
19.3. Протагор (480—410 до н.э.):
= Работы
o "Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем", "О богах" и др.
= Значение
o первый начал изучать способы доказательств, положил начало разработке формальной логики
= Высказывания
o "Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии".
o невозможна всеобщезначимая истина, всякое мнение истинно и всякая истина есть чье-то мнение
o для человека одно и то же никогда не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком.
19.4. Целевая направленность софистики:
= Научная и риторическая подготовка к политической деятельности за счёт:
o технического, формального развития речи
o сообщения тех познаний, которые наиболее могли бы способствовать этой главной цели"
= Сообщить результаты науки массе, приспособить их к ее потребностям
19.5. Гносеологический результат:
= Критика софистов положила конец непосредственному знанию:
o она требовала рефлексии, опосредствования, проверки всякого утверждения
o требовала выносить на суд всякое непосредственное наблюдение, бессознательно приобретенное убеждение или дорефлективно сложившееся мнение.
= Софистика истребляла все непосредственное, воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.
o отныне право на жительство имело только такое содержание, которое было допущено в сознание самим этим сознанием;
o все же, что проникло в него не этим законным путем, а через какие-то неконтролируемые сознанием каналы, т.е. то, что было усвоено бессознательно, должно быть исторгнуто как недостоверное, неистинное,
o а потом, может быть, частично и впущено назад - после проверки.
Тема 20. Сократ
= Годы жизни (479 – 399 гг. до н.э.):
20.1. Эпоха V в. до н.э.
= Становление Афинской империи:
o Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом,
o в населении увеличивался слой ремесленников и искусных мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей.
o постепенно обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а зерно ввозить, главным образом с побережья Черного моря.
o монарх стал просто религиозным деятелем без политической власти. Власть перешла в руки аристократии, подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских ремесленников.
o в начале VI столетия Солоном было осуществлено преобразование в интересах демократии
= Величие Афин начинается между двумя персидскими войнами (490-479гг. до н.э.).
o победы Афин над персидским царем Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и греческого флота под афинским руководством над Ксерксом (480 год до н.э.) создали им громадный престиж
o на островах и на части побережья Малой Азии против персов восстали ионийцы, и они были освобождены Афинами
o Афины приобрели морское превосходство над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую империю
= Расцвет Афин и их падение:
o Афины стали богатым городом, преуспевающим под мудрым руководством Перикла, который управлял на основе свободных выборов в течение почти 30 лет, до своего падения в 430 году до н.э.
· в 430 г. до н.э. Афины имели максимальное население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек (включая рабов); население окружающей Афины сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности населению города.
· экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся трения со Спартой, приведшие в конце концов к Пелопоннесской войне (431-404 года до н.э.), Афины потерпели полное поражение
o в философии Афины дали Сократа и Платона.
· Академия, где учил Платон, пережила все остальные школы
· только в 529 году н.э. она была закрыта Юстинианом, и в Европе наступили века мрака
20.2. Проблема сознания:
= Сократ проблематизирует сознание:
o казалось бы, сознание принадлежит индивиду и, значит, должно определяться его индивидуальными особенностями, т.е. его чувственностью (психологией)
o но субъектом теоретического познания и практического действия, оказывается не индивид
= В строении сознания Сократ выделяет слои:
o слои состоят с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже в конфликтных
o субъектом первого слоя оказывается чувственный индивид - это хорошо показали софисты
o существует другой слой сознания, над которым индивид, как отдельное чувственное существо, не определяет ни его статуса, ни его содержания не властен, а который, напротив, сам властен над индивидом
20.3. Надындивидуальный слой в индивидуальном сознании:
= Основания старой цивилизации:
o основания включают в себя нравы, верования, обычаи, устои
o они имеют непосредственный характер, самоочевидны, в этом - их традиционность.
= Условия существования традиции:
o имеет силу до тех пор, пока существует непосредственное доверие к ней.
o держится не силой оружия, не силой сознания, не силой логики и аргументов, а силой бессознательности, силой непосредственности
o враг традиции - опосредование, стремление обосновать, доказать, найти для очевидного рациональное основание
20.4. Новая форма социальности
= Истина индивидуальна, в практически-нравственной сфере индивид должен руководствоваться собственным частным интересом
o это соответствует разложению традиционного типа социальности, предполагавшей нерефлектированное сознание
= «Знание – благо»:
o знания не подвержены изменению и гибели
o основанное на знании поведение человека предсказуемо и направлено на познанное общее благо, в отличие от поведения на основе субъективного и изменчивого «мнения»
20.5. Гносеологические особенности новой эпохи:
= Знание становится одним из важных регулятивов социальных отношений, необходимым моментом, без которого не может существовать теперь социальная общность
o проблема знания выступает как главная проблема нравственности
o философия становится фундаментом государственной жизни
= В понятие философии и науки обязательно включается знание собственных оснований
= Принцип доказательности, лежащий в основе математики древних греков есть плод новой духовной атмосферы, которой не было в традиционных типах общества
Тема 21. Платон
= Годы жизни (427 – 347 гг. до н.э.):
21.1. Сфера чувственного и сфера умопостигаемого
= Душа и тело:
o слои в сознании влекут различение телесного и бестелесного, тела и души в человеке.
o когда душа находится под влиянием тела, она подчинена "телесными" состояниям, влечениям к изменчивым, телесным вещам эмпирического мира.
o размышление - это состояние самой души, ее стихия, когда она свободна от тела
= Гносеологическая проблема:
o все знание о природе в досократовской "физике" - натурфилософии, есть знание о том, что возникает и уничтожается и не может быть достоверным знанием
o оно не является истинным знанием о мире идей и должно быть отнесено к сфере изменчивого "мнения".
o частный интерес индивида не является единственной реальностью, на базе которой должен быть построен новый тип общественных связей, новая форма социальности
= Цель философии:
o освободить душу из плена заблуждений, где подлинно вечное застилается пеленой далеких от совершенства копий.
o " вспомнить " трансцендентные идеи (архетипы), вновь обрести непосредственное знание истинных причин и истоков всех вещей
= Цель познания человека:
o необходимо найти в сознании индивида абсолютное, всеобщее и незыблемое начало, не опосредованное индивидуальным сознанием, а принимаемое непосредственно
o это начало в традиционном обществе существовало в виде объективных нравов, обычаев, верований– проблема социальной эстафеты и существования общих понятий как АРХЕТИПОВ
= Двойственность человека: бесконечная душа и смертное тело
= Три мира:
o мир чистой Идеи
o мир изображений искусства и идей ремесленников
o мир воплощений Идей в материальные результаты ремесленников
21.2. Диалог «Парменид»
= Впервые создан новый гипотетико-дедуктивный метод в науке
= Принимается определенное допущение, или гипотеза, и затем прослеживается, какие утверждения следуют из этой гипотезы.
21.3. Число как идеальное образование
= Статус математических объектов:
o числа - чисто идеальные сущности (логические объекты), а линии, углы, фигуры - сущности " промежуточные "
o числа и числовые отношения геометрия представляет пространственными образами, фигурами
o впервые в науке вводит понятие геометрического пространства, пространство - стихия геометрии - есть нечто среднее между идеями и чувственным миром
«пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Платон " Тимей "
· пространство выступает у Аристотеля как "место",
· атомисты определяли пространство физически - как пустоту, отличая ее от атомов как "полного".
= Число - это идеальное образование, его нельзя воспринять чувственно, а можно только мыслить – проблема познания идеального – фитишизация соц. разделения труда
o единица неделима, ибо она есть единое, а единое неделимо по определению.
o единица рождает множество, многое - это множество единиц.
21.4. "Математические объекты"
= Это образования не арифметики, оперирующей с числами, а геометрии и стереометрии
o это фигуры: окружности, треугольники, четырехугольники - и их элементы: радиусы, углы, диагонали, биссектрисы и т.д., т.е. линии и плоскости, по-разному сконструированные.
o это также шар, куб, тетраэдр, икосаэдр и др.
«древнегреческая наука принципиально не могла последовательно провести мысль о том, что геометрический объект - точка - движется в материальном мире. Даже у Архимеда и Герона еще не было той формы связи между механикой и геометрией, какая возникла только в эпоху Возрождения и благодаря которой стало возможным совсем новое истолкование математической программы античности» Гайденко П.П. "Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). - М.: Наука, 1980. - (п. 5.12. Прокл о воображаемом движении)
= Это объекты мысли, они могут иметь чувственные подобия, чувственные аналоги-модели:
o начерченные на песке или на восковой дощечке круги, треугольники и т.д.,
o вырезанные из дерева или из камня шары, кубы, пирамиды
21.5. Математические операции:
= Для отрезков, которые можно видеть и эмпирически измерять, является бессмысленным вопрос, имеют ли они общую меру или нет: ширина волоса уложится целое число раз в любом начерченном отрезке.
= Вопрос о соизмеримости имеет смысл только для отрезков, создаваемых мыслью
= Говорить о "делении" применительно к идеальным объектам (первым элементам) можно только в смысле уменьшения числа измерений.
o в результате "разделения" треугольника, т.е. плоскости, получим не плоскости, меньшие по своей величине, а линию;
o в результате деления линии - не все меньшие линейные отрезки, а точку.
21.6. Познание природы
«Физика, по Платону не может претендовать на статус науки - таковой является лишь математика» Гайденко П.П. Цит. соч. (п.5.16. Космология и физика Платона. Понятие материи)
= Материя
o понятия материи и пространства (пустого) у Платона если и не прямо отождествляются, то, во всяком случае, не различаются
o лишенный качеств субстрат, из которого могут быть отлиты тела любой формы, но который сам не должен привносить ничего своего, иначе он будет плохой материей
= «Театр теней» в темной подземной пещере:
o иллюстрация различия между подлинным знанием и иллюзорной видимостью
o только тот, кто освободится от оков и выйдет из подземелья, сможет узреть свет подлинной реальности
Тема 22. Аристотель
= Годы жизни (384-322 гг. до н.э.):
22.1. Общая характеристика
= система мира (мир подлунный и мир небесный), субстанция, пространство и время, бытиё, учение о движении
= опыт ремесленника (знание «что?»), искусство (технэ) – знание «почему?», научное (истинное) знание «эпистеме»
= природа - фюсис - отличается от простого продукта искусства тем, что она в самой себе обладает принципом движения
= "Бытие" - это сфера идеального, куда относятся и числа; все идеальное постигается умом, и о нем возможно истинное знание - эпистеме.
22.2. Логика
= "Первая Аналитика" - учение о силлогизме
o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.
Все люди смертны (большая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение).
= "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки?
= суждения и пропорции
o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку.
o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией
o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта
= принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время
= принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего.
22.3. Категории
= категории - выражения, которые разграничивают различные способы бытия
= десять категорий:
o субстанция
· обозначает конкретное независимое существование ("эта лошадь")
· обладает онтологической первичностью, все же прочие виды бытия производны от нее и по отношению к ней предикативны
· находятся в основе всего и составляют предмет, или субъект всего остального. Если бы их не было, не существовало бы ничего
o качество (" белая ")
o количество (" высокая ")
o отношение (" более быстрая ")
o все остальные: место, время, положение, состояние, действие и страдание
22.4. Субстанция и универсалии:
= общие качества:
o субстанции характеризуются такими качествами или иными типами бытия, которые объединяют их с другими индивидуальными субстанциями
o эта общность не подразумевает тем не менее существования некой трансцендентной Идеи, от которой происходит данное общее качество
o это универсалии, распознаваемые при помощи интеллекта в чувственных вещах, но никак не самодостаточные сущности
= универсалии (общие качества):
o отделяемы от конкретной индивидуальности
o не наделены онтологической независимостью, не являются субстанцией
o всего лишь абстракции
o не чисто умозрительные абстракции, а основываются на той или иной действительной стороне характеризуемой ими субстанции
22.5. Материя и форма:
= "форма" и "материя" – понятия относительные, осуществление формы может привести к превращению ее в материю, из которой может вырасти более высокая форма
= форма
o придает субстанции не только ее сущностную структуру, но также динамику, в которой заложено ее будущее развитие
o внутренний принцип действия, заложенный внутри организма с момента его возникновения – подобно тому, как форма дуба внутренне заложена в желуде
o " вживляет " в организм импульс, движущий и управляющий его развитием
o есть актуальность материи, конечная цель оформления
= движение и развитие:
o миру имманентно присущ порядок, он внутри самого эмпирического мира
o мир стремится в движении от несовершенства к совершенству – от стадии потенциальной к стадии актуальной, к осуществлению своей целостности
o форма подталкивает вещь к развитию от возможности – к действительности
o изменение и движение – не признаки " тенеподобной " нереальности; а телеологическое стремление к совершенству, то есть к цели
o нечто может превращаться в другое, если имеется непрерывная субстанция, претерпевающая изменение из потенциального состояния в актуальное
o причины движения:
· внешняя причина – каковая выступает одновременно как движущая причина (дающая начало движению)
· формальная причина (придающая данной сущности ее форму)
· целевая причина (служащая целью развития данной сущности)
o конечная причина движения – Бог:
· Бог Аристотеля – это чистый Разум, верховная Форма, не включающий материальных элементов
· всё движимое не может быть совершенным, конечной причиной может быть только неподвижное
· не процесс борьбы – kinesis, сопровождающий движение от потенциального к актуальному, но деятельность, которой дано наслаждаться вечно, – energeia
· такой деятельностью является мысль: вечное созерцание собственного бытия, не подвластного изменениям и не причастного к несовершенствам физического мира
· неподвижный Двигатель, верховное совершенное Бытие – есть Чистая Форма или Бог
= материя:
o открытость в вещах структурному и динамическому формированию
o неопределенный субстрат бытия, возможность формы, которую форма наделяет очертаниями, возбуждает и подталкивает от потенциальности к актуальности
o находит свое осуществление только благодаря единению с формой.
o вещь – есть единство материи (субстрата) и формы
22.6. Познание
= божественный рассудок:
o бессмертен и трансцендентен
o потенциальной долей его наделен каждый человек и это отличает его от животных
= основа познания:
o чувственный опыт и логика
o интуитивное знание (Nous):
· способность человека постигать конечные и всеобщие истины
· нисходит к человеку как бы "извне".
= чувственное познание:
o знание природного мира исходит от восприятия конкретных явлений
o до чувственного опыта человеческий ум подобен чистой табличке, находится в состоянии потенциальности по отношению к умопостигаемым вещам
o эмпирия – пусть ей и недостает такой глубины, как непосредственному интуитивному проникновению в абсолютные Идеи у Платона, – обладает надежной осязаемостью
= рациональное познание:
o разум может распознать в чувственных данных регулярные образцы и сформулировать общие принципы
o человек накапливает опыт, сравнивает и противопоставляет, вычисляет, размышляет и выводит заключения, – и все это делает познание мира возможным
o инструментарий познания
· дедукция и индукция
· силлогизм;
· разложение причинности на материальную, движущую, формальную и целевую причины
· основные разграничения: субъект и предикат, существенное и случайное, материя и форма, потенциальное и актуальное, всеобщее и частное, род, вид и индивид
· десять категорий: сущности, величества, качества, отношения, места, времени, состояния, обладания, действия и страдания
= цель познания: в конечной цели действительности (telos'e), к которой вещь устремлена

 

Date: 2015-06-11; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию