Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 9 методология естествознания и техники





Тема 47. Философия и методология

Тема 48 Проблема и гипотеза в науке

Тема 49. Общенаучные методы

Тема 50. Методы эмпирического исследования

Тема 51. Методы теоретического познания

Тема 52. Методы технических наук и инженерной деятельности

Приложения

1. Тур Хейердал "Аку-Аку"

2. А. и Б. Стругацкие Трудно быть богом

Литература: Список форумов rutracker.org // Коллекции книг и библиотеки // Тематические коллекции (подборки) // Библиотека " История и философия науки " (1824 - 2010гг.) - 01.09.2010г. [разные]

Содержание библиотеки:

<01 Учебно-методический материал>

<02 Философия науки и техники>

<03 История науки и техники>

<04 История философии и цивилизаций>

<05 Первоисточники. Философия>

<06 Первоисточники. Наука>

<07 Первоисточники. Философия науки>

<08 Дополнительная литература>

 

 


Тема 0.1. Введение
= Программа разработана
o Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им, М.В. Ломоносова, СПбГУ, ИИЕиТ и ряда других университетов.
= Программа одобрена
o экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии
= Программа ориентирована
o на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития
o получение представления о тенденциях исторического развития данной отрасли науки
Часть 1. Философское введение
Тема 1. Цели и задачи курса
1.1. Специалист и его компетентность:
= Болонский процесс и российское образование
= уровни компетентности:
o профессиональный,
o прикладной,
o базовый
= Проблемы базового уровня компетентности аспирантов:
o понимание механизмов развития НиТ требует понимания
· НиТ как социальных институтов
· механизмов их целостности, самоорганизации и саморазвития
o понимание социально-исторической обусловленности НиТ требует понимания
· сущности социального бытия
· основных закономерностей развития общества
· особенностей конкретных этапов развития общества
= Модульный принцип образования:
o дисциплинарный подход
o компетентностный подход
o образовательный модуль
· социально-гуманитарный модуль
· профессионализм и философское знание.
1.2. Философия и история науки:
= Философия
o пытается понять
· что такое мир и он сам
· что такое человек и социум
· как человек познаёт мир, социум и человека (МСЧ)
o превращает «очевидное» в «невероятное»
= ФИНиТ
o исследование общих закономерностей исторического развития НиТ
o исследование изменяющегося социокультурного контекста развития НиТ
o разработка методологии изучения закономерностей развития НиТ
1.3. Цели и обеспечение курса:
= Компоненты учебного процесса:
o обучение
· цель: передача и усвоение знаний
· средства:
ü вербально-логическая форма мышления (ФМ)
ü память
· результат:
ü формирование знаний
ü развитие способности (умений) понимания ситуаций
o научение
· цель: формирование навыков деятельности
· средства:
ü наглядно-действенная ФМ;
ü образная ФМ
ü словесно-логическая ФМ
ü память
· результат:
ü развитие всех ФМ
ü синтез ФМ
o воспитание:
· социализация
· формирование научных и социальных ценностей
ü ценности-цели
ü ценности-средства
· пример: А.Д. Сахаров и Ю.Б. Харитон по формуле В.С. Степина:
{(Сп - Цн) – СП - [О - (Сд - Цо)]}   где: Сп, Сд – субъект познания и деятельности (общества); Цн, Цо – ценности науки и общества; СП, О – средства и объект познания.
= Место курса в компетенции специалиста:
o базовый уровень
· общие знания о мире, социуме, человеке (МСЧ), в том числе ФИНиТ
· умение применять знания для понимания МСЧ
o прикладной уровень
· общие знания и понимание ЕН и НТ деятельности
ü схема ЕН деятельности
ü схема НТ деятельности
· понимание особенностей отрасли ГК «Росатом»:
ü место в национальных задачах
ü особенности СП-матрицы
ü особенности деятельности
· понимание особенностей предприятия РФЯЦ-ВНИИЭФ:
ü миссия, культура, политика, управление,
ü особенности НТ деятельности
= Основания и учебно-методическое обеспечение курса
o программы ВАК:
o учебники:
o учебно-методические пособия:
o раздаточный материал: электронная библиотека с учебными программами, учебниками, методическими пособиями и литературой
Тема 2. Человек познающий
2.1. Чувственное восприятие человека
= Что значит «видеть»:
o кто «видит» и чем «видит»?
o центрированность человеческого макромира во Вселенной
o масштабы человеческого мира:
• пространство: 10-33 – 1026 м,
• время: 10-23 – 1020 с.
• микромир: 10-33 – 10-5 м, 10-23 –10-2 с.
• макромир 10-5 – 107 м, 10-2 – 107 с.
• мегамир: 107 – 1026 м, 107 – 1020 с.
= Формирование чувственных данных
o опосредованность чувственного восприятия:
· объект восприятия как источник воздействия
· среда передачи воздействия
· органы чувств – датчики, перцептивное поле
o механизмы
· датчики
· анализаторы,
· детекторы,
· шаблоны восприятия
o пространственное восприятие:
· сосуществование в настоящем, память
· предположение одновременности и возможности связи
o восприятие времени:
· неравнозначность существования прошлого, настоящего и будущего.
· существует только «сейчас»,
· прошлое извлекается (реконструируется) из памяти – его уже нет
· будущее прогнозируется, моделируется – его ещё нет и может не быть
o вероятностный характер восприятия:
· «объект-гипотеза»
· ошибки восприятия
2.2. Мышление
= Понятие о мышлении:
«Мышление – это процесс отражения реальности в психических образах и оперирования с ними»
= Формы мышления:
o наглядно-действенное:
· отрабатывается сознательно, применяется автоматически (спорт, десантник, балет)
· объект: схематизмы движений
· уровень отражения: «здесь и сейчас», явление
o пространственно-образное:
· субъект: художник, скульптор,
· объект: чувственный образ
· уровень отражения:
ü «здесь и сейчас», явление
ü абстрагирование особенного (пространственной формы)
· ребенок рисует – видим как мыслит, можем принимать участие в его мышлении
o вербальное понятийно-логическое (человек)
· объект:
ü чувственный образ (архаическая речь)
ü абстрактный образ (обыденное, эмпирическое мышление)
ü идеальный конструкт – теоретическое мышление
· уровень отражения:
ü «здесь и сейчас», явление
ü абстрагирование особенного и общего
ü идеализированное общее и всеобщее
· логика
· локализация: левое полушарие
o тест: эстафета образца – «палец»
= Фазы и инструменты мышления:
o выделение (ощущения, внимание)
o фиксирование
· объект: ощущения, представления
· средство: внимание, память
· результат: чувственные (ощущения) и абстрактные (представления) объекты
o объективация (опредмечивание)
· объект: ощущения, представления
· средство: внимание, память, абстрагирование
· результат: абстрактные объекты
o оперирование (внимание, память)
· объект: абстрактный объект
· средство: внимание, память, представления, логика, идеализация
· результат: абстрактные и идеальные объекты
= Понятие о «понятии»
o единица мышления
o способ бытия: циркуляционный процесс возбуждения нейронной сети
o структура памяти – сеть понятий как циклических процессов (нейронные кольца)
Рис. 15 Нейроны и нейронные сети
      Рис. 16. Мысль – циркуляция самоподдерживающегося сигнала в нейронной цепи
= Социальная природа мышления
o социализация:
· содержание: усвоение механизмов и содержания мышления, социальных норм
· этапы освоение речи: движения и звуки, звуки-знаки элементов ситуации, звуки-знаки предметов и действий, элементное участие в диалоге, эгоцентрическая речь, шепот, внутренняя речь
· развитие логики: глаголы, существительные, глагольная связка, простое повествование и вопрос…
· эгоцентричность: до 7 лет не способен встать на точку зрения другого
o социальная обусловленность текущего состояния мышления
· неочевидность «очевидного», предустановки и стереотипы (школа Узнадзе)
· социально-политическое манипулирование восприятием
· 9/11/2001: подача причин и содержания событий властью США, фильм «Расследование с нуля»
· кавказский конфликт (Грузия - Ю.Осетия – Абхазия - Россия): СМИ Запада
· реклама и потребитель в экономике
2.3. Мышление и ЭВМ
= Информация
= Сущность ЭВМ
= ЭВМ и мышление
= Виртуальная реальность
Тема 3. Человеческое познание
3.1. Исходные представления о знании
= Понятие о знании:
o «внутреннее»:
· правильность с лингвистической точки зрения,
· убежденность и восприятие знания самим человеком
· проверка или подтверждение (эмпирическая проверка, логическая доказательность, практическая применимость), опровержение
o «внешнее» знание:
· отношение его к внешнему миру или деятельности человека выражается понятием истинности знания
o верование, мнение, знание
o знание, незнание и неведение,
o знание-умение («как?») и знание-информация («что?»),
= Критерии и теории истины:
o истина или ложь
o экзистенциально-онтологический: непотаённость истины, индивидуальность познания
o эпистемологический, классическая (корреспондентская) концепция истины: реализм в понимании знания
o когерентная теория истины - рациональная приемлемость и согласованность знания
o прагматизм в понимании истины: инструментальный подход
3.2. Источники и уровни познания
= Философские течения
o понимание источников знания: сенсуализм и рационализм
o приоритет уровням познания: чувственное и рациональное познание
= Уровни познания
o чувственное познание:
· чувственные модальности
· формы знания: ощущение, восприятие, представление
o рациональное познание:
· формы знания: понятие, суждение, умозаключение
· логика мышления, формальная логика Аристотеля
   
Уровни познания Формы знания
Чувственное Ощущения Восприятия Представления
Рациональное Понятия Суждения Умозаключения
   

 

= Научное познание:
o Источники научного знания
· схоластика – писание, Слово
· эмпиризм - Ф. Бэкон
· рационализм - Р. Декарт
o Эмпирический и теоретический уровни научного познания
3.3. Концепт – единица знания
= Концепт (психолингвистика):
o исходное понятие:
· познавательная (когнитивная) единица, задающая базовую категоризацию (систему категорий) воспринимаемого мира
· категория: наиболее общее понятие, организующее представления человека о многообразии объектов мира
o функция:
· организует беспорядочное многообразие чувственных ощущений (образов) человека в совокупность понятных объектов, составляющих окружающий (жизненный) мир
· единица структурированного знания
= Концепт и понятие:
o о понятиях люди сорят, договариваются, конструируют их как общий язык
o концепты возникают сами собой как результат мысленной реконструкции объектов живого мира
= Структура концепта:
«Концепт» = «Типовой образ» ← «Субъективная характеристика»
o состоит из элементов в соответствии с формами мышления:
· наглядно-действенные элементы
· образные элементы
· словесно-логические
 
Концепт Образ Характеристика
«Корова» = < Домашнее животное, дает молоко > < Мирное, большие добрые глаза …> < Животное, род травоядное, класс …>
  < Представление о характере движения - все время жует, ходит медленно …>  
    < Эмоциональные восприятия >
     
o объединения из элементарных концептов образуют сложные структуры, из которых в совокупности и образуется живой мир человека
«Ворона-сидит-на-заборе» = = «Ворона» + «Сидит на…» + «Забор»
= Речь
o формы у животных:
· собственное выражение, аспект физиологических реакций
· для других: восприятие в качестве сигнала
o роль у человека
· особая форма мышления
· средство объективации процесса мышления
· осознаваемое и конструируемое средство коммуникации
o процесс коммуникации:
· необходимо различать концепт и слово как его редуцированное знаковое выражение
· многообразие концептов значительно превышает множество слов в языке
«Концепт» → Редукция → «Слово» → → трансляция → → Восприятие → → Интерпретация «Слова» → «Концепт»
3.4. Информация
= Информация как приращение знаний
o пример коммуникации «Аптека - Карамбула» (диалог)
  Вопрос Ответ  
  - «Здравствуйте, это аптека?» - «У Вас есть карамбула?» - «А не подскажете, где можно купить? - «Спасибо!» Через паузу звонки и вопросы повторяются. - «Да, что Вы хотите?» - «??? Нету». - «В соседней аптеке (любой другой адрес)».   Последующие ответы с нарастанием раздражения, пока фармацевт не поймет шутку.  
 
o анализ: субъект и сущность коммуникации
= Информация как мера порядка
o античное представление о познании:
· познать явление – значит дать ему понятие и число
· система понятий: качественное упорядочение мира
· число: количественное упорядочение явлений
o процесс квантификации
· качество и количество как характеристики явлений
· мера и число, количественная характеристика меры
= Сигнал:
o понятие и знаковая сущность сигнала, антропоморфизм понимания
o носитель сигнала, субъект и модальности восприятия сигнала
o преобразование модальности сигнала
= Знак:
o бытие знака – субъективно воспринимаемые модуляции характеристик носителя сигнала
o дешифровка: выделение («снятие») знакового содержания из сигнала
3.3. Виды познания
= Обыденное познание:
o не выделено из процесса и аспектов повседневной жизнедеятельности
o опирается на здравый смысл и наивный реализм (что и как вижу – то так и существует)
o метод: «проб и ошибок», объяснение по аналогии
o истинность проверяется подтверждением в практике
o чувственные обобщения и стихийное познание «естественных» закономерностей
o результаты: неявное знание, представления и убеждения
= Мифологическое и религиозное
o функция: упорядочение и объяснение мира
o принципы: анимизм (одухотворение мира) и мистическая взаимосвязь, причинность в форме временного следования
o предполагается наличие субъективной воли (духов, богов) и «чуда»
o результат: миф, ритуал, установка, духовная реальность
o теоретический уровень религиозного знания - теология
= Философское
= Научное, ненаучное и вненаучное
= Этическое, эстетическое
3.4. Философское познание
= Основные разделы философии
o онтология
o гносеология
o история философии
o философские вопросы частных наук
· Философия науки и техники
= Современная философия:
o актуальные проблемы
= Философия и наука:
o основные исторические типы отношения философии и науки
o функции философии в научном познании:
· методологическая роль,
· прогностическая роль,
· философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.
o этика науки
· философия и мировоззрение ученого,
· ценность научной рациональности,
· этика научной деятельности.
o роль науки в современном образовании и формировании личности:
· естественные (фундаментальные) науки влияют на уровень культуры общества через систему образования;
· инженерно-технические науки определяют
ü технический уровень
ü потенциал производства
ü уровень бытового оснащения
3.5. Познавательные подходы
= Субъект-объектное (познавательное) отношение:С – СП – (О)
o статус в отношении к реальности
· наше представление, схематизированная модель
· понимание С-О исторически менялось
o объект познания (О) – то, на что направлена реальная познавательная активность субъекта
· не тождественен «реальности»:
ü не охватывается сознанием во всей её полноте
ü только часть реальности, которая дана человеку через его практику
ü дан человеку в форме ограниченного образа реальности
ü включает состояния сознания
· всегда внеположен субъекту
o субъект – носитель предметно-практической и познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект
o предмет познания (исследования) – сторона/аспект исследуемого объекта, которая рассматривается в текущем исследовании
o познавательный подход – взгляд, угол зрения на объект познания, позволяющий выделить в нем конкретные аспекты/стороны/свойства, составляющие предмет исследования
= Натурфилософский подход:
o проблема: источник общего и закономерного в чувственно-изменчивом мире
o идея: поиск неизменных первоначал мира
o метод: обобщение и абстрагирование от чувственных данных
o реализация (результат): стихии как агрегатные состояния, апейрон (неопределимое)
= Атомистический подход
o идея: мир состоит из неделимых и неизменных атомов и пустоты
o метод: аксиоматическое определение идеального первоначала
o результат: познавательная программа, длившаяся 2.5 тыс. лет, завершившаяся созданием Таблицы Менделеева.
= Системный подход
o Основные понятия:
· элемент, взаимодействия, структура
· окружающая среда, функция,
· система, целое, иерархия
o Целостность:
· проблема целостности, «курица и яйцо», элемент и целое
· понятие целостности как интенсивность системности
· целостность человеческого общества, личность как элемент социума
           

 

 

 
 

 

 


 

o Развитие классического системного подхода
· микро- и макромир
· объекты – временные процессы.
ü в структуре классической системы явно нет места для времени, а следовательно и для процесса
ü новое понимание системы: в объекте-процессе элементами и структурой становятся именно его составляющие
ü процесс функционирования отделяется от его материального носителя (субстрата).
· системно-структурный подход
o Системный подход в науке:
· основа научного метода с Нового времени
· экспериментальный метод предполагает, что внешние проявления объекта исследования (свойства) определяются внутренним его устройством. А оно – системно, т.е. также раскладывается на элементы и структуру и т.д.
= Конструктивный подход
o представление о познании как активной деятельности человека, использующего специальные методы для построения (конструирования) образов, понятий и рассуждений
o всякая познавательная деятельность является конструированием
o социальные системы создаются и функционируют только через человека, но не индивида, а коллективно
o антропный принцип
= Деятельностный подход
o деятельность носит обезличенный (не субъективный) характер, является не индивидуальным, а коллективным, социальным процессом
o человек включен в деятельность как материал и/или ресурс
o деятельность представляет собой иерархически организованную систему с многими элементами, сложной системой связей (структурой), входами и выходами
o каждый компонент имеет относительную внутреннюю и внешнюю свободу (люфт)
o деятельность по своей природе является нематериальным (социальным) объектом
o деятельность фиксируется в знаковой форме, и в этой форме:
· должна быть усвоена исполнителями
· является системой нормативов, регламентирующих процедуры и элементы
= Процессный подход
o Идея:
· является конкретизацией системного и деятельностного подходов к задачам управления
· деятельность организации рассматривается как набор процессов
· для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами
o ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными
o Назначение, область применения:
· процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях.
· подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства
· процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
· в отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом.
· процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов
o Принципы:
· Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
· Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
· Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
· Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
· Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
o Ключевые элементы:
· входы и выходы
· ресурсы
· потребители и поставщики
· владелец процесса и ответственный исполнитель (бизнес-роль)
= Компетентностный подход
o КП
· конкретизирует деятельностный подход в части человека как ресурса, его способности действовать в конкретной ситуации.
· акцент в образовании переносится с усвоения предметно-дисциплинарных ЗУНов на свободу выбора траектории саморазвития и овладение компетенциями, со знаний – на практическую деятельность
o компетенция
· заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста
· совокупность компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
· описывает потенциал специалиста, который проявляется ситуативно
o компетентность
· совокупность знаний, умений, навыков, способностей, установок в определенном виде деятельности
· качество личности,
· владение человеком соответствующей компетенцией и готовность её применять в деятельности
· не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях
o готовность:
· мотивационная, ценностно-смысловая
· когнитивная (теоретическая),
· операциональная (практическая).
o компетентности шире своих элементов (целостны, не суммативные):
· знаний – существуют в виде деятельности, а не только информации о ней.
· умений – могут применяться к решению разного ряда задач и в различных ситуациях (обладают свойством переноса).
· навыков – осознанны и не автоматизированы, позволяют человеку действовать не только в типовой, но и нестандартной ситуации
o компоненты компетентностей
· когнитивный
· мотивационный
· аксиологический
· эмоционально-волевой
o классификация компетенций: общие и специальные (профессиональные)
o общие компетенции: инструментальные, межличностные, системные
o инструментальные компетенции (когнитивные, методологические, технологические, компьютерные, лингвистические)
· когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения
· методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем
· технологические умения, умения, связанные с использованием техники
· компьютерные навыки и способности информационного управления
· лингвистические умения, коммуникативные компетенции
o межличностные компетенции (умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства)
o системные компетенции (сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы)
3.6. Генезис научного познания (логический аспект исторического процесса):
= Исходные представления
o признаки научного знания
· объективность
· систематизированность, организованность
· доказательность
o аспекты бытия науки
· система знания
· деятельность по производству истинного знания (методология)
· социальный институт
o преднаука и наука
· две стратегии порождения знаний:
ü метод проб и ошибок, эмпирическое обобщение обыденного практического опыта
ü конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
· рубеж формирования развитой науки как СИ CVI-CVII вв.
= Архаическое общество и неолит - формирование условий и предпосылок науки
= Зарождение и развитие элементов науки
o Античность:
o Средневековье
= Научные достижения античности
o познавательные программы
· континуальная (Гераклит, VI-V вднэ.): понимание мира как процесса
· математическая (Пифагор VI-V вднэ.): поиск законов мировой упорядоченности в идеальных формах (число, геометрия)
· дискретная (атомизм, Демокрит, IV вднэ.): поиск структуры мира из неделимых частиц («Состоит из…»)
o концепции и научные теории
· физика Аристотеля (IV вднэ.): первая целостная протонаучная концепция
· геометрия Евклид (IV вднэ.): первая аксиоматико-дедуктивная математическая теория
· гидростатика Архимед (III вднэ.): первая техническая теория
= Научные революции в развитой науке
1) Классическая наука
2) Дисциплинарная наука
3) Неклассическая наука
4) Постнеклассическая наука
= Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
o Научные сообщества XVII в. – «Республика ученых», научная переписка
o Формирование науки как профессиональной деятельности:
· возникновение дисциплинарно организованной науки
· научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки.
· научные школы,
· подготовка научных кадров
o Формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия.
Тема 4. Принципы познания человеческого общества
4.1. Генетический принцип
= Генетический механизм наследования и изменчивости в животном мире
o механизм эволюции
· гены, мутации, наследование и отбор.
D = {М, Н, О}, td, график
  Рис. 9 Рост интегральной биопродукции популяции при естественных мутациях
o биотическая конкуренция и отбор особей
o тип целого: сообщество наиболее адаптированных особей
= Негенетический механизм адаптации
o биотическое (половое) разделение социальных функций
o социальная организация в животном мире:
· доминирование и территориальность
· социальная структура: половозрастные группы
o социальная эстафета (научение):
· образцов поведения
· предметов и результатов операций
· связь двух поколений
o механизм эволюции
S = D + {М, О, Н}
· постоянная времени ts определяется
ü способностью взрослых особей к интеллектуальной деятельности
ü способностью детенышей к научению
· график
o тип целого: сообщество наиболее адаптированных особей
= Негенетический механизм адаптации в человеческом обществе
o знаниевые технологии
o механизм антропогенной эволюции
А = D + S + ∆Z
· постоянная времени ta определяется
ü способностью взрослых особей к интеллектуальной деятельности
ü педагогическими способностями взрослых,
ü накопленным педагогическим инструментарием
ü способностью детенышей к обучению и научению
· график
· биотический отбор особей замещается на отбор социальных групп
      Рис. 10 Рост продуктивности системы
o тип целого:
· сообщество наиболее социализованных и образованных особей
· искусственная среда обитания
o механизм целостности
· социальное нормирование:
ü социальный норматив: мораль
ü внутренний норматив: нравственность
ü контроль соблюдения: общественный надзор за нравственностью
· социальная эстафета:
ü мировоззрение - миф,
ü социальные отношения и деятельность - ритуал
4.2. Социальное разделение труда
= Сущность социального:
o элементарный социальный процесс:
· активная среда,
· элементы процесса
· нормирование и организация
· самосохранение процесса
    Рис. 11 Элементарный социальный процесс
o идеальное:
· внечувственность социального
· идеальное как способ бытия социального
· субъективное и объективное в идеальном
= Социальное разделение труда
 
 
 

 


Рис. 12 Социальное разделение труда

o схема процесса:
· операции и действия
· социальная цель, разделение биотически и социально значимых целей жизнедеятельности
· деятельность как целое
o социализация ребенка как игра:
· манипулирование
· оперирование
· ролевые игры
· сценарные игры
o адаптационная основа социальной структуры, знаниевые технологии
= Духовные средства:
o мышление:
· ограниченность мышления животных, интеллект волков,
· адаптационная сущность мышления
· эмпирические аппроксимации, экстраполяция,
· прогнозирование изменения окружения и его ассимиляция
o речь:
· физиологические реакции
· сигнальная сущность коммуникации животных
· модальности органов чувств
· объективация и опредмечивание мыслей
· естественный отбор средств коммуникации
o социализация:
· мотивация деятельности, пирамида А. Маслоу
· управление собственным поведением, формирование себя как члена социума
Уровень 3 – Личностный (Саморазвитие, самореализация) Уровень 2 – Социальный Уровень 1 – Организменный     Рис. 13. Пирамида А. Маслоу
o духовные средства научной деятельности:
· метод, методика (технология)
· методология: принципы и подходы, этос науки, эмпирические и теоретические методы
= Вещественные средства (техника):
o вытеснение человека как силового агента из производства:
· орудия труда и механизмы как средство преодоления биотических ограничений организма;
o искусственная среда:
· организм: морфофизиологическая адаптация к среде
· экосистема: эволюция экологического отношения как повышение адаптации
· инверсия адаптации человека
o искусственные источники энергии
· преодоление ограничений по мощности воздействия на природу
· экологические последствия неограниченного возрастания мощности человеческой цивилизации
o техника научного исследования
= АСУ:
o средства автоматизации и вытеснение человека как субъекта управления.
o компьютеризация науки и ее социальные последствия.
= Накопление и передача знаний
o трансляция и коммуникация в науке
o историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
4.3. Воспроизводство социального
= СП-матрица как ген социального:
o «социальная эстафета»,
o бессознательность формирования и функционирования
= Структура матрицы:
o шаблоны чувственного восприятия, «объект-гипотезы»
o шаблоны и схемы поведения, взаимоотношений
o ценности: ценности-цели, инструментальные цели
Пример различия ценностей в цивилизациях
 
Цивилизация Россия Европа США
ЦЦ 1) Община, родня 2) Благо общины 1) Жизнь человека 2) Самореализация 1) Закон 2) Права человека
ЦС 1) Социальные связи 2) Взаимовыручка 3) Осуждение и поддержка 1) Свобода 2) Равенство 3) Демократия 1) Законность, 2) Демократия

 

 
= Формирование СП-матрицы:
o генетические и негенетические механизмы
o импридинг
o научение
o жизненный опыт
o рефлексия и саморазвитие

 


 

Часть 2. ОСНОВЫ ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема 5. Философский анализ науки
5.1. Позитивистская традиция в исследовании науки
= Позитивистский подход
o проявление механицизма в философии науки,
o феноменализм, исключение познания сверхчувственных (метафизических) основ
o внесоциальность науки
= И. Кант (1724-1804), немец
o идеалист, агностик, «вещь в себе»
o постановка проблемы априорных форм чувственного рассудка
= К.Сен-Симон (1760-1825), француз
o научная рациональность как ценность,
o научная социология, социальный прогресс, классификация наук
= О.Конт (1798-1857):
o француз, секретарь Сен-Симона
o позитивная философия
= Дж.Миль (1806-1873):
o позитивист
o комплексы чувственного опыта, экономия описания
5.2. Эмпириокритицизм:
= Идеи Дж. Беркли и Д.Юма
o созерцательность и субъективность познания
= Э.Мах, Р.Авенариус
o принцип экономии мышления
o первичность чувственного опыта
o шаблоны восприятия
o комплексы ощущений как первично данное
o научные законы как функциональные зависимости комплексов
= Организационная наука А.А. Богданова
5.3. Неопозитивизм
= Аналитическая философия:
o Б.Рассел,
o Л.Витгенштейн,
o логический атомизм
= Логический позитивизм, Венский кружок:
o логические отношения эмпирического и теоретического уровней научного знания
o создание нормированного типа науки по образцу математизированного естествознания
o строение научного знания и критерии научности высказываний (теорий)
o проверке теорий на истинность и их соответствии критериям научности
o принципы верификации и фальсификации
= Конвенционализм (А. Пуанкаре, П. Дюгем)
5.4. Постпозитивизм:
= Критический рационализм К. Поппера
«меня удивляет и разочаровывает, когда цели науки и её возможный прогресс пытаются выяснить, обращаясь к социологии или к психологии (или, как рекомендовал Пирс Уильямс, к истории науки)». Поппер К. Нормальная наука и опасности, вязанные с ней // Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003, с. 324-325.
o проблема различения научного и ненаучного знания (принцип демаркации)
o принцип фальсифицируемости
= Проблемы исторической динамики науки
o разочарование в попытках объяснения научного знания только на основе эмпирии и логического анализа, т.е. из внутренних для науки факторов (интерналистский подход к развитию науки)
o отказ от нормативных и критических идей позитивизма по отношению к научной практике
o описании научной практики и выявление в ней устойчивых норм, закономерностей и образований
o ситуационные исследования конкретных познавательных эпизодов из истории науки
o рассмотрение развития науки в широком историческом процессе и контексте социально-исторической детерминации.
= Т. Кун Концепция смены научных парадигм
o термин «парадигма»
· взаимосвязь науки с жизнью соответствующего научного сообщества
· нормативные функции парадигмы по. обеспечению научной деятельности
· обращается к субъекту познания, к многообразию всех значимых для познавательного процесса факторов, определяющих «тот способ, каким наука реально осуществляется»
«С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества. С другой стороны, он указывает один вид элемента в этой совокупности — конкретные решения головоломок, которые, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу для решения не разгаданных еще головоломок нормальной науки». Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003, с. 259.
o понятие «дисциплинарная матрица»
«я предлагаю термин “дисциплинарная матрица”: “дисциплинарная” потому, что она учитывает обычную принадлежность ученых-исследователей к определенной дисциплине; “матрица” — потому, что она составлена из упорядоченных элементов различного рода, причем каждый из них требует дальнейшей спецификации. Все или большинство предписаний из той группы предписаний, которую я в первоначальном тексте называю парадигмой, частью парадигмы или как имеющую парадигмальный характер, являются компонентами дисциплинарной матрицы. В этом качестве они образуют единое целое и функционируют как единое целое». Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003, с. 270-271.
o компоненты ДМ
1) символические обобщения;
«имеют формальный характер или легко формализуются… внешне напоминают законы природы, но их функция, как правило, не ограничивается этим для членов научной группы»
2) метафизические парадигмы или метафизические части парадигм;
«общепризнанные предписания (такие как теплота, с её определениями через кинетическую энергию, атомистическое и полевое строение материи, представления о молекулярных взаимодействиях) и т.д. Эти представления наделяются функцией выступать в качестве концептуальных моделей различных аспектов предмета исследования, предписываются научному сообществу и являются для него «предпочтительными и допустимыми аналогиями и метафорами», они помогают определить, что должно быть принято в научном исследовании в качестве искомого решения и объяснения»
3) ценности;
«общие ценности создают в научном сообществе чувство единства, они функционируют постоянно, но особенно важное их значение проявляется в периоды кризисов, при выявлении кризисов и выборе путей их разрешения из числа несовместимых вариантов. Ценности определяют требования к научным предсказаниям и прогнозам, задают требования к характеру научных теорий (теории «должны позволять формулировать и решать головоломки»), ценности «должны быть простыми, не самопротиворечивыми и правдоподобными, то есть совместимыми с другими, параллельно и независимо развитыми теориями». Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003, с. 274-275.
4) образцы.
«конкретное решение проблемы, с которым сталкиваются студенты с самого начала своей научной подготовки в лабораториях, на экзаменах или в конце глав используемых ими учебных пособий. Эти признанные примеры должны быть, однако, дополнены по крайней мере некоторыми техническими решениями проблем, взятыми из периодической литературы, с которыми сталкиваются ученые в процессе их послеуниверситетской самостоятельной исследовательской работы и которые служат для них также примером того, как “делается” наука. Различия между системами “образцов” в большей степени, чем другие виды элементов, составляющих дисциплинарную матрицу, определяют тонкую структуру научного знания». Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003, с. 278.
o нормальная наука, научная революция
«революция есть исключительное событие, в определенном смысле выходящее за рамки науки, а в периоды “нормальной науки” критика воспринимается как анафема. Только в сравнительно редкие периоды “кризисов” позволительно критиковать господствующую теорию и предлагать новую»
«изменение научного знания — от одной “парадигмы” к другой — мистическое преображение, у которого нет и не может быть рациональных правил, логики. Это предмет психологии открытия. При этом изучать следует не мышление отдельного ученого, а мышление научного сообщества. Психология индивидуума сменяется социальной психологией; подражание великим ученым — сменяется подчинением коллективной мудрости сообщества. Изменение научного знания подобно перемене религиозной веры»
= Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса (60 - 70 гг. ХХ в.)
o Ученик К.Поппера
o «Историческое измерение» в методологии
o Расстался с претензиями на «априорность», безотносительность и безусловность истории науки
«В основу своей концепции Лакатос кладет положение о том, что развитие научного знания — это процесс, важнейшие характеристики которого не могут быть втиснуты в схемы индуктивизма. Историческое движение науки может быть объяснено как соперничество научных теорий, победа в котором обеспечивается не накоплением подтверждений выдвинутых гипотез, а прежде всего эвристическим потенциалом теории, ее способностью обеспечивать получение нового эмпирического знания, ее научной продуктивностью». Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: "Медиум", 1995, с. 5-6.
o Методологические правила исследовательской программы:
· отрицательная эвристика - правила, указывающие каких путей исследования нужно избегать
· положительная эвристика - какие пути надо избирать и как по ним идти
o история науки - это история
· исследовательских программ, а не теорий
· концептуальных каркасов или языков науки
o структура теории
· «ядро теории»,
· «защитный пояс»
· решающий эксперимент («modus tollens»)
«У всех исследовательских программ есть “твердое ядро”. Отрицательная эвристика запрещает использовать modus tollens, когда речь идет об утверждениях, включенных в “твердое ядро” Вместо этого, мы должны напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые “вспомогательные гипотезы”, которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра; modus tollens своим острием направляется именно на эти гипотезы. Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок, защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если того требуют интересы обороны. Если все это дает прогрессивный сдвиг проблем, исследовательская программа может считаться успешной. Она неуспешна, если это приводит к регрессивному сдвигу проблем»
«И главным критерием успешности научной исследовательской программы является прогресс в решении возникающих проблем (аномалий).»
«Мой подход, - пишет И. Лакатос, - предполагает новый критерий демаркации между “зрелой наукой”, состоящей из исследовательских программ, и “незрелой наукой”, работающей по затасканному образцу проб и ошибок» Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: "Медиум", 1995, с. 149.
o Классические научные исследовательские программы
· континуальная Гераклита, Аристотеля
· атомистическая Демокрита
· математическая Пифагора
«Тем самым, научная программа как бы задает самые общие предпосылки для построения научной теории, давая средство для перехода от общемировоззренческого принципа, заявленного в философской системе, к раскрытию связи явлений эмпирического мира... Научная программа, как правило, задает и определенную картину мира; как и основные принципы программы, картина мира обладает большой устойчивостью и консерватизмом. Изменение картины мира, так же как и перестройка научной программы, влечет за собой перестройку стиля научного мышления и вызывает серьезный переворот в характере научных теорий». Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010, с. 11.
o НИП обеспечивает связь науки с культурой, социумом
«Изучение формирования, эволюции и, наконец, смерти научных программ, становления и укрепления новых, а также изменения форм связи между программами и построенными на их основе научными теориями дает возможность раскрыть внутреннюю связь между наукой и тем культурно-историческим целым, в рамках которого она существует. Такой подход позволяет проследить также исторически изменяющийся характер этой связи, т.е. показать, каким образом история науки внутренне связана с историей общества, и культуры». Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010, с. 12.
= Реконструкция истории науки, методологический анархизм П. Фейерабенда.
= Концепция «неявного знания» М. Полани.    
5.5. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки:
= Социология знания:
o классическая (Э.Дюркгейм): проблема социальной обусловленности знания
o немецкая
· М.Шелер
ü у каждого соц. слоя, человека – субъективные идеалы
ü элита – создатель и носитель истинности знания
· К. Мангейм
ü дихотомия социологии знания
ü частичная и тотальная идеологии
ü интеллектуалы
= Марксистская социология науки
o К.Маркс, Ф. Энгельс
· естественнонаучное понимание общества без субъективности человека
· наука как производительная сила общества
o Дж. Бернал
o советская школа
· социальный заказ науке от государства:
ü ГОЭЛРО, индустриализация, атомный проект
· плановая экономика: Госплан
· проблемы: «шарашка», генетика, кибернетика
= Теория социологии науки Р. Мертона (1910-2003)
o наука как социальный институт, ценности, этос науки
o самоорганизация науки, конкуренция как стимул развития
o цель науки – рост массива знаний, вклад в общее дело
o процедуры признания научного вклада и статуса ученого
o императивы научного этоса
5.6. Предпосылочное знание
= И.Кант
o Поставил проблему
· методологической роли нравственных регулятивов и предпосылок в теоретической познавательной деятельности
· существования априорных принципов человеческого рассудка, научного познания
o Исследовал основания естествознания
· открыл и исследовал феномен a priori, ввел понятие «предпосылочного знания», «максим чистого разума»
· научное познание возможно лишь на основе исходных регулятивных идей
· ими являются предпосылки, категории, положения и принципы
o Значение для понимания процесса познания
· в становлении теории предпосылки имеют, столь же фундаментальное значение, как и эмпирическое знание
= Э. Гуссерль
o Причины кризиса

Date: 2015-06-11; view: 364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию