| Часть 8.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
|
| Тема 43. Исходные представления о технике
|
| 43.1. Что такое техника?
|
| = Осмысление сущности техники
|
| o социальная сущность техники:
|
| · в чем природа техники
|
| · как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности
|
| o генезис и развитие техники
|
| · история: когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии;
|
| · закономерности: каковы перспективы развития и изменения техники;
|
| o техника и человек:
|
| · действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждает ряд философов и учёных;
|
| · каково влияние техники на человека и природу.
|
| = Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин
|
| = Философия техники
|
| o исследует феномен техники в целом;
|
| o не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом;
|
| o принимает во внимание широкую историческую перспективу.
|
| «Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств - оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний… Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.»
Франц Рело, лекция"Техника и культура",г. Вена, 1884г.
|
| = Техника должна быть понята (аспекты бытия)
|
| 1) как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
|
| 2) как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств
|
| 3) как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
|
| 4) как социальный институт
|
| Итог: «Мегамашина»
|
| 43.2. Наука и техника в исторической ретроспективе
|
| = Древний мир: техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием
|
| = Античная наука и техника:
|
| o специализация знания только намечалась, не принимала форм дисциплин
|
| o четкое различение теоретического знания и практического ремесла, наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности.
|
| · эпистеме – истинное знание, на постижении которого основывается наука
|
| · понятие " тэхнэ " обнимает и технику, и техническое знание, и искусство
|
| · тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику
|
| = Средние века: архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно
|
| = Эпоха Возрождения:
|
| o изменился социальный статус ремесленников, они в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры.
|
| · тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета,
|
| · формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера
|
| · равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники
|
| «В ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику»
|
| = Новое время:
|
| o стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами
|
| o идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники
|
| o возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах:
|
| · это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну,
|
| · но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.
|
| Тема 44.
Этапы формирования технического знания
|
| Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.
|
| 44.1. Первый период (донаучный)
|
| = Последовательно формируются три типа технических знаний:
|
| o практико - методические
|
| o технологические
|
| o конструктивно-технические.
|
| = Потребность в обучении в рамках отдельных видов ремесленной технологии
|
| = Георгий Агрикола "О горном деле и металлургии в двенадцати книгах" (1556г.)
|
| o первая производственно-техническая энциклопедия
|
| o практические сведения и рецепты, почерпнутые у ремесленников, а также из собственной многогранной инженерной практики
|
| o сведения и рецепты, относящиеся к производству металлов и сплавов, к вопросам разведки и добычи полезных ископаемых и многому другому
|
| = Якоб Лейпольд " Общий театр машин " в девяти томах
|
| = Наука и техника:
|
| o инженеры ориентировались на научную картину мира, но в реальной технической практике всё делалось «на глазок», мир "приблизительности"
|
| o образцы точного расчета демонстрировали ученые, разрабатывая все более совершенные научные инструменты и приборы, которые лишь впоследствии попадали в сферу производственной практики
|
| o взаимоотношения науки и техники определялись случайными факторами - например, личными контактами ученых и практиков и т.п.
|
| o до XIX века наука и техника развиваются по независимым траекториям, являлись обособленными социальными институтами
|
| = Учебные заведения:
|
| o наиболее передовым было Горное училище, учрежденное в 1773г. в Петербурге. В его программах уже четко прослеживается ориентация на научную подготовку будущих инженеров.
|
| o обычно технические училища были ориентированы на практическую подготовку, и научная подготовка в них значительно отставала от уровня развития науки.
|
| o преподавание в инженерных учебных заведениях того времени носило характер ремесленного ученичества: инженеры-практики объясняли отдельным студентам или их небольшим группам, как нужно возводить тот или иной тип сооружений или машин.
|
| o даже лучшие учебники по инженерному делу, вышедшие в течение XVIII столетия, являются в основном описательными: математические расчеты встречаются в них крайне редко
|
| 44.2. Второй период – широкие обобщения ремесленной техники
|
| = Иоганн Бекманн:
|
| o систематизация производства в различных технических ремеслах, чтобы облегчить их изучение
|
| o "Общая технология" (1777г.) - попытка обобщения приемов технической деятельности различного рода
|
| o "Введение в технологию или о знании цехов, фабрик и мануфактур
|
| ..." - обобщенное описание не столько самих машин и орудий как продуктов технической деятельности, сколько самой этой деятельности, т.е. всех существовавших тогда технологий (ремесел, производств, устройство заводов, а также употребляемых в них машин, орудий, материалов и т.д.).
|
| = Французская "Энциклопедия" Д. Дидро:
|
| o компендиум всех существовавших к тому времени наук и ремесел.
|
| o собрать все знания, "рассеянные по земле", ознакомить с ними всех живущих людей и передать их тем, кто придет на смену.
|
| o устранить барьеры между ремеслами и науками, дать им свободу.
|
| 44.3. Третий период (2-я ½ XVIII в. - 70-е XIX в.)
|
| = Зарождение технических наук (технических теорий)
|
| o формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук
|
| o появление первых технических наук.
|
| = Первоначальная цель:
|
| o научное образования инженеров при ориентации на естественнонаучную картину мира.
|
| o научная техника означала на первых порах лишь применение естествознания к технике
|
| "В XIX веке техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке. Техническое сообщество, которое в 1800 г. было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. На передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами - новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной".
Э. Лейтон - американский философ и историк
|
| = Парижская политехническая школа (1794г.):
|
| o основана математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.
|
| o ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку инженеров.
|
| o стала центром развития математики и математического естествознания, а также технической науки, прежде всего прикладной механики.
|
| o по образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России
|
| 44.4. Четвертый период - классический (80-е XIX в. – ½ XX века)
|
| = Построен ряд фундаментальных технических теорий;
|
| = Сформировался особый класс научных дисциплин:
|
| o отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре
|
| o обладающих дисциплинарной организацией
|
| 44.5. Пятый период (настоящее время)
|
| = Признаки:
|
| o осуществление комплексных исследований
|
| o интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками
|
| o процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.
|
| = Системотехника
|
| o высшая на сегодня ступень рационального обобщения в технике
|
| o комплексное теоретическое обобщение всех отраслей современной техники и технических наук
|
| o ориентация не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, на системную картину мира
|
| o научное знание проходит полный цикл функционирования - от его получения до использования в инженерной практике
|
| · особая деятельность по созданию сложных технических систем, современный вид инженерной, технической деятельности
|
| · включает в себя также особую научную деятельность, происходит выработка новых знаний
|
| o инженер-системотехник должен сочетать в себе талант ученого, конструктора и менеджера, уметь объединять специалистов различного профиля для совместной работы
|
| o главное - научиться применять все полученные знания для решения двух основных системотехнических задач:
|
| · обеспечения интеграции частей сложной системы в единое целое
|
| · управления процессом создания этой системы: организация, научно - техническая координация и руководство всеми видами системотехнической деятельности
|
| o перечень изучаемых в вузах США будущим системотехником дисциплин:
|
| общая теория систем, линейная алгебра и матрицы, топология, теория комплексного переменного, интегральные преобразования, векторное исчисление дифференциальные уравнения, математическая логика, теория графов, теория цепей, теория надежности, математическая статистика, теория вероятностей, линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория регулирования, теория информации, кибернетика, методы моделирования и оптимизации, методология проектирования систем, применение инженерных моделей, проектирование,
|
| анализ и синтез цепей, вычислительная техника, биологические и социально-экономические, экологические и информационно-вычислительные системы, прогнозирование, исследование операций и т.д.
|
| = Схема реальностей современной инженерной деятельности: необходимость синтеза
|
| o естественных наук (теоретический и экспериментальный уровни)
|
| o технической науки и инженерной деятельности
|
| 44.6. Итог: научный метод в технике
|
| "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Рело Франц. Техника и её связь с задачею культуры. С. 1-2, 7-8.
|
| Тема 45.
Соотношение естествознания и техники
|
| 45.1. Линейная модель 50-60-е гг. ХХ в.
|
| = Техника рассматривается как прикладная наука
|
| o линейная последовательность
|
| · научное производство знаний
|
| · техническое открытие
|
| · промышленная инновация
|
| o Дж. Агасси о фундаментальной и прикладной науке:
|
| · разделение наук по сфере практического применения является относительным
|
| · изобретение - это теория, а не практическая деятельность, но с практическим результатом
|
| · естественные науки могут быть рассмотрены как сфера приложения, например, математики.
|
| o Марио Бунге о разделении наук на "чистые" (А) и прикладные (В):
|
| · объяснение различия в точке зрения и мотивации исследователей
|
| · (А) ищет новый закон природы и хочет лучше понять вещи
|
| · (В) применяет известные законы к проектированию полезных приспособлений и желает с помощью знания законов природы усовершенствовать наше мастерство.
|
| = Технический прогресс и эмпирическое знание:
|
| Конечно, технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней - в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых - технических - науках
|
| = Особенность технического знания:
|
| o инженеры используют не столько готовые научные знания, сколько научный метод
|
| o фундаментальные исследования в технике:
|
| · в технических науках формируется мощный слой фундаментальных исследований,
|
| · фундаментальные исследования с прикладными целями проводятся в интересах самой техники
|
| 45.2. Эволюционная модель.
|
| = Принципиальные положения:
|
| o процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные
|
| o выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (практическое использование)
|
| = Варианты модели:
|
| a) Случайное взаимодействие: наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот - бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей;
|
| b) Координация: техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических
|
| = Стефан Тулмин: популяционная модель эволюции науки и техники
|
| o в науке эволюционируют на основе конкуренции и выживания популяции теорий или понятий
|
| o в технике эволюции инструкций, проектов, практических методов, приемов изготовления и т.д.
|
| · новая идея в технике ведет, как и в науке, к появлению совершенно новой технической дисциплины.
|
| · техника развивается за счет отбора нововведений из запаса возможных технических вариантов
|
| o схема эволюции:
|
| · фаза мутаций - создание новых вариантов;
|
| · фаза селекции - создание новых вариантов для практического использования;
|
| · фаза диффузии и доминирования - распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники.
|
| 45.3. Модель приоритета техники в развитии науки
|
| = Наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, отвечая на вызовы технического развития
|
| = Гернот Бёме:
|
| o теория магнита Вильяма Гильберта базировалась на использовании компаса.
|
| o термодинамика возникла в ответ на техническое развитие парового двигателя.
|
| o открытия Галилея и Торичелли вызваны практикой инженеров, строивших водяные насосы.
|
| o техника не является применением научных законов, в технике моделируется природа сообразно социальным заказам.
|
| o наука является базисом технологии, а технология дает основу науке
|
| o прогресс науки зависел в от изобретения соответствующих научных инструментов
|
| 45.4. Модель доминирования научной техники
|
| = Принципиальные положения:
|
| o техника науки, т.е. измерение и эксперимент, всегда обгоняет технику повседневной жизни
|
| o наука не вырастает из ремесла
|
| = А. Койре:
|
| «Галилей и Декарт никогда не были людьми ремесленных или механических искусств и не создали ничего, кроме мыслительных конструкций. Не Галилей учился у ремесленников на венецианских верфях, напротив, он научил их многому. Он был первым, кто создал первые действительно точные научные инструменты - телескоп и маятник, которые были результатом физической теории.
|
| При создании своего собственного телескопа Галилей не просто усовершенствовал голландскую подзорную трубу, а исходил из оптической теории, стремясь сделать невидимое наблюдаемым, из математического расчета, стремясь достичь точности в наблюдениях и измерениях.
|
| Измерительные инструменты, которыми пользовались его предшественники, были по сравнению с приборами Галилея еще ремесленными орудиями.
|
| Новая наука заменила расплывчатые и качественные понятия аристотелевской физики системой надежных и строго количественных понятий. Заслуга великого ученого в том, что он заменил обыкновенный опыт основанным на математике и технически совершенным экспериментом.
|
| Декартовская и галилеевская наука имела огромное значение для техников и инженеров. То, что на смену миру "приблизительности" и "почти" в создании ремесленниками различных технических сооружений и машин приходит мир новой науки - мир точности и расчета, - заслуга не инженеров и техников, а теоретиков и философов»
|
| = Луис Мамфорд
|
| "Сначала инициатива исходила не от инженеров-изобретателей, а от ученых... Телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо - Фарадей, а не Сименс; электромотор - Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф - Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форест..."
«Преобразование научных знаний в практические инструменты было простым эпизодом в процессе открытия. Из этого выросло новое явление: обдуманное и систематическое изобретение. Например, телефон на большие дистанции стал возможен только благодаря систематическим исследованиям в лабораториях Белла».
|
| = Критика модели: ни Максвелл, ни Герц не имели в виду технических приложений развитой ими электромагнитной теории.
|
| «Герц ставил естественнонаучные эксперименты, подтвердившие теорию Максвелла, а не конструировал радиоприемную или радиопередающую аппаратуру, изобретенную позже. Потребовались еще значительные усилия многих ученых и инженеров, прежде чем подобная аппаратура приобрела современный вид. Верно, однако, что эта работа была связана с серьёзными систематическими научными (точнее, научно-техническими) исследованиями. В то же время технологические инновации вовсе не обязательно являются результатом движения, начинающегося с научного открытия»
|
| 45.5. Модель независимого развития НиТ до XXв.
|
| = Принципиальные положения: до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня
|
| o естествознание до ХIХ века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники.
|
| o техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают.
|
| o инженеры, провозглашавшие ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно.
|
| o после многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции.
|
| o однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии
|
| 45.6. Модель равноправного партнерства
|
| = Принципиальные положения:
|
| o технические и естественные науки - равноправные научные дисциплины
|
| o каждая техническая наука - это отдельная и относительно автономная дисциплина
|
| o технические науки - часть науки и, они не отрываются от практики, но и не совпадают с ней.
|
| o техническая наука обслуживает технику, но является прежде всего наукой, т.е. направлена на получение объективного, поддающегося социальной трансляции знания
|
| = Э. Лейтон:
|
| «Становление технических наук связано с широким движением в XIX веке - приданием инженерному знанию формы, аналогичной науке. Среди результатов этой тенденции было формирование профессиональных обществ, подобных тем, которые существовали в науке, появление исследовательских журналов, создание исследовательских лабораторий и приспособление математической теории и экспериментальных методов науки к нуждам инженерии.
|
| Таким образом, инженеры XX века заимствовали не просто результаты научных исследований, но также методы и социальные институты научного сообщества. С помощью этих средств они смогли сами генерировать специфические, необходимые для их профессионального сообщества знания.
|
| Современная техника включает ученых, которые "делают" технику и техников, которые работают как ученые. Их работа (если они работают, например, в университете и не выполняют практических обязанностей) является "чистой" наукой, хотя свои результаты они публикуют в соответствующих технических журналах»
|
| = Синтез "естественного" и "искусственного":
|
| o искусственность объектов технических наук заключается в том, что они являются продуктами сознательной целенаправленной человеческой деятельности
|
| o их естественность обнаруживается прежде всего в том, что все искусственные объекты в конечном итоге создаются из естественного (природного) материала
|
| «Осуществление эксперимента — это деятельность по производству технических эффектов и может быть отчасти квалифицирована как инженерная, т.е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств»
|
| = Иерархия технических наук:
|
| «Технические науки к началу XX столетия составили сложную иерархическую систему знаний — от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах... К началу XX столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий»
|
| Тема 46.
Техника и государство
|
| 46.1. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
|
| = Наука и экономика
|
| o Э. Лейтон на примере проекта «Хивд-сайт» («Прицел») изучал.
|
| · насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений
|
| · Перед участниками — тринадцать групп ученых и инженеров — на протяжении восьми лет ставилась задача — изучить около семисот технологических инноваций.
|
| · Выводы таковы: только 9% из них имели в качестве своего источника новейшие научные достижения, а 91 % имели в качестве своего источника предшествующие технологии.
|
| · Из выявленных 9% инноваций только 0,3% имели источник в области фундаментальных исследований.
|
| · Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс движения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.
|
| o практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть напрямую связан с его успешным технологическим применением.
|
| · до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет,
|
| · сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20 — 30 лет.
|
| o развитие техники, оторванное от гуманистических целей и ценностей, порождает разрушающие человеческое бытие последствия
|
| o негативные последствия технократического развития
|
| · примеры: угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение, последствия зомбирования и мн. др.
|
| · природогенные - возникают в природных процессах, но являются отрицательными результатами технократического давления, нарушающего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр.
|
| · техногенные - генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании.
|
| o прогнозирование — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю ни со стороны ученых, ни со стороны властных, государственных структур.
|
| = Наука и власть
|
| o свобода или ответственность
|
| · относительная свобода творца, но также безответственность (запад)
|
| · СССР: власть обеспечивает ученым крайне скромное содержание, а ученые получают возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране
|
| o государственное регулирование развития науки и техники
|
| o поиск оптимума:
|
| · этика науки
|
| · ответственность ученого и инженера перед обществом
|
| · социально-ориентированная научно-техническая экспертиза направлений исследований и проектов
|
| 46.2. Этика научно-технической деятельности и ее философские основания
|
| 46.3. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов
|
| = Научно-техническая экспертиза (внутренняя)
|
| = Государственная экспертиза
|
| 46.4. Проблема оценки техники
|
| = Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения.
|
| o и хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов
|
| o принятие решения по такого рода проектам – прерогатива общества
|
| · открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати,
|
| · социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов
|
| · это - важнейший атрибут современной жизни, неизбежное условие и следствие ее демократизации
|
| o невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы
|