Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доктор филологических наук
Когда говорят о деградации языка, имеют в виду, конечно, не сам язык, а падение речевой культуры. Уровень речевой культуры общества определяется относительным весом различных типов владения языком. I. Высокое искусство слова. Оно представлено в первоклассной художественной литературе. Здесь - неиссякаемый источник реального обогащения языка (ср. знаменитое высказывание Пушкина о стихах «Горя от ума»). II. Хорошее ремесленное владение языком. Оно представлено в хорошей журналистике или профессионально выполненных, но зализанных переводах иностранной художественной литературы. Здесь - источник пополнения языка добротными штампами. III. Интеллигентное владение языком - тот самый литературный язык, который Шахматов называл языком узкого круга образованных лиц. Здесь - необходимое для блага всякого языка консервативное начало. IV. Полуобразованное владение языком, соединенное с плохим владением мыслью и логикой. Оно определяется, с одной стороны, родовой привязанностью к идеологическим штампам и просторечию, а с другой – [51] комплексом речевой неполноценности. Комплекс приводит к беспомощной имитации культурной речи. Этот тип владения языком, высмеянный еще Салтыковым-Щедриным, представляет собой самое разрушительное начало, поскольку состоит из химер - синтаксических, лексических, семантических и даже морфологических. V. Городское просторечие, молодежные жаргоны, язык приблатненных слоев общества. В нем есть и деструктивное начало (особенно в американизированном молодежном сленге), и здоровые элементы, которые, пользуясь именно этими элементами, можно было бы назвать «крутой» образностью. Бедственное состояние нашей нынешней речевой культуры («распад языка», сопровождающий распад экономики, экологии, нравственности) определяется несколькими факторами: а) в результате семидесяти лет идеологического насилия над культурой было почти полностью элиминировано влияние на язык высокого искусства слова. Оставшиеся крохотные оазисы преемственной словесной культуры сейчас не в силах помешать всеобщему языковому одичанию; б) кургузая гласность, так и не ставшая свободой слова, дала преимущество «образованщине» — неряшливому газетному репортажу, дремучим парламентариям, государственным «органчикам» всех рангов. Вынужденные в условиях гласности говорить спонтанно и абсолютно не способные говорить спонтанно из-за недостатка мыслей и слов, они плодят языковые химеры, которые через радио, телевидение и газеты врываются в каждый дом; в) подавление естественного взаимодействия нашей культуры с мировой привело к тому, что оно приобрело уродливую форму копирования или калькирования, которое в сфере языка породило безобразный феномен американизированного молодежного сленга, тоже продукта «образованщины». Таким образом, падение языковой культуры определяется перераспределением роли различных факторов, определяющих ее состояние в каждый текущий момент эволюции литературного языка. Хотя второй и третий факторы сохранили свою стабилизирующую роль, речевая культура в целом перестала получать конструктивные импульсы от высокого искусства слова и пала жертвой разрушительного натиска «образованщины».
А. В. Бондарко, Date: 2015-07-11; view: 446; Нарушение авторских прав |