Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент в сфере культуры







.[.-■■ В практику и в литературу прочно вошло традицион­ное различение стимулирования, с одной стороны, на ма­териальное и моральное, и с другой — на стимулирование в плане поощрения и стимулирование в плане наказания. Таким образом, традиционно различаются четыре вида стимулирования и соответствующие его методы:

• материальное поощрение: премии, перевод на более
высокооплачиваемую должность, ценные подарки
и т. п.;

в материальное наказание: депремирование, перевод на низкооплачиваемую работу, штрафы, вычеты, наче­ты и т. п.;

• моральное поощрение: благодарность в приказе и ус­
тная, публикация об успехах в СМИ, представление
к награде, фотографии, грамоты, вымпелы, почетные
звания и т. п.; ■ ■

• моральное наказание: выговоры устные и письмен­
ные, отношение руководства и коллег и -т. д.

До сих пор технология стимулирования организуется на использовании указанных видов и. соответствующих методов и форм, в соответствии с оценками успешности деятельности работников.

В образной форме эта идея была.выражена Макгрего-ром в принципе «горячей печи», согласно которому орга­низация стимулирования уподобляется действию горя­чей печи. Во-первых, так же как горячая печь излучает жар, как. бы предупреждая об опасности неосторожных прикосновений к ней, так же и система стимулирования должно быть доведена до персонала. Люди должны знать, в каких случаях их ждет наказание, а в каких —. поощ­рение, и в какой мере. Во-вторых, горячая печь обжига­ет любого, дотронувшегося до нее, невзирая на лица и былые заслуги. Так же и система стимулирования долж­на быть внеличностной и бесстрастной: совершил упуще­ние — получи наказание, добился успеха — получай по­ощрение. В-третьих, горячая печь обжигает неосторож­ного немедленно. Аналогично и система стимулирования должна быть оперативной, поощрения и наказания не должны откладываться на будущее время.

Такое понимание стимулирования, сводящее его фак­тически к политике кнута и пряника; имеет существенные


7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



изъяны, все более очевидно вступающие в противоречие с современной практикой менеджмента. Прежде всего это относится к различению морального и материально­го аспектов стимулирования. Это различение в изрядной степени условно. Во-первых, очевидно, что любое мо­ральное стимулирование предполагает свое материаль­ное воплощение и затраты на реализацию. Но самое глав­ное это то, что любое стимулирование имеет моральное содержание, поскольку является выражением оценки личности работника и его деятельности.

Кроме того, давно замечена несимметричность поощ­рения и наказания. Во-первых, на разных людей сила их действия различна. Так, при условии, что оценка исхо­дит от авторитетного руководителя, любимого учителя, порицание оказывает более стимулирующее воздействие на личность, чем похвала (если они меня хвалят, значит я в их глазах достиг потолка, а если ругают, значит моя планка в их глазах выше). Во-вторых, как показывают авторитетные исследования, общественное сознание при­выкает к определенным формам стимулирования, делая их малоэффективными. Поэтому следует периодически смещать акценты с поощрения на наказание и наоборот.

И наконец, самое главное. Традиционное стимули­рование основано на предположении, что непосредствен­ное внешнее воздействие на человека способно побуж­дать его радикально менять свое поведение и взгляды. Если отвлечься от мер прямого физического воздействия (насилие, ограничение свободы передвижения и т. п.), то, как показывает жизнь, между характером и мерой стимулирующего воздействия и его эффектом нет пря­мой зависимости.

Так же, как эффект от зажженной спички (может получиться пожар, взрыв, можно разжечь костер, мож­но прикурить сигарету, а может не получиться ничего) зависит не от размера спички, намерений и силы воли ее использующего, а единственно только от того материала, к которому подносится спичка, так и эффективность сти­мулирования зависит не от размера и характера стиму­лирующего воздействия, а прежде всего от учета интере­сов, значений, престижей, намерений и других мотивов людей, к которым это стимулирование применяется.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



 


 



- В работе с персоналом стимулирование оказываете^ вторичным по отношению к учету и формированию МО' тивации. Если этого не понимать, изощренная система премирования или штрафов окажется мертворожденной и неэффективной.


Содержание мотивации и виды мотивов

Мотивация — это система внутренних факторов (дви­жущих сил), побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенную направлен­ность и содержание.

Смещение внимания на мотивацию, помимо прочего, выражает изменение в понимании природы человечес­кой личности. Человек — не автомат, а его поведение не сводится к реакции на внешние стимулы. Но он и не животное, поведение которого программируется его ин­стинктами. Мотивация как раз и выражает понимание человека как существа, способного к самопрограммиро­ванию и самоорганизации.

В основе современного понимания мотивации две идеи: потребностей (определяющих содержание и направлен­ность) человеческой деятельности и оценки этой деятель­ности социальным окружением и самой личностью.

В психологии и социальной психологии выработаны самые различные концепции человеческих потребностей. Согласно 3. Фрейду, человеком движут две основные груп­пы влечений: к жизнеутверждению (Эрос) и к разруше­нию, смерти (Танатос). Согласно Я. Э. Голосовкеру, че­ловеком движут три основные группы мотивов («по-будов»): вегетативный побуд (мотив самосохранения индивида: потребности в пище, сне, одежде и т. п.); сек­суальный побуд (мотивы самосохранения человека как вида, прежде всего — в продолжении рода); культурный побуд (или побуд к бессмертию — мотивы социального самоутверждения человека: в творчестве, в успехе, в при­знании и т. д.).

В теории и практике менеджмента широкую извест­ность приобрела модель мотивации А. Маслоу, основан­ная на уровневом представлении человеческих потреб­ностей. Согласно А. Маслоу человеческие потребности


 


 


T РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



I


образуют иерархическую структуру типа пирамидвг (рис. 37). Согласно этой мо­дели потребности каждого уровня «включаются» как активные мотивы только пос­ле удовлетворения потребно­стей предыдущего уровня. Такое представление о моти­вации является очень при­близительным, поверхност­ным и не соответствует ре­альным жизненным ситуа­циям. Она не в состоянии объяснить творческую дея­тельность (осуществляемую часто при неудовлетворенных потребностях «низших» уровней), самоотверженные поступки (вопреки опаснос­ти и потребности самосохранения) и т. п.

Развитием концепции Маслоу стала концепция Макк-леланда, в которой особый акцент делается на «высшие» потребности, при этом особенно выделяются потребности власти (влияния на других, в том числе и через конфрон-' тацию), успеха (в том числе и идя на риск с полной ответственностью за результат), и причастности (обще­ния, дружеских отношений и т. п.).

Еще больший интерес для целей менеджмента пред­ставляет модель Ф. Герцберга, основная идея которой состоит в том, что состоянием, обратным удовлетворе­нию, является не неудовлетворение, а отсутствие удов­летворенности. Аналогично состоянием, обратным неудов­летворенности, является не удовлетворение, а отсутствие удовлетворенности.\Это не игра слов, а очень верное и точное наблюдение. В связи с этим Ф. Герцберг предло­жил различать две группы потребностей: факторы усло­вий и факторы роста. Факторы условий способны вызы­вать неудовлетворение, но удовлетворения их действие не вызывает. К ним относятся, например, политика ад­министрации, условия труда, заработная плата (кото­рой, сколько бы ее ни было, все равно будет мало), меж­личностные отношения с коллегами и руководством, ре-



 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



жим труда и т. п. Факторы роста — собственно мотивы — не ведут к неудовлетворенности, но их наличие способно вызвать удовлетворение. К ним относятся успех, продви­жение по службе, признание и одобрение, высокая от­ветственность, возможности творческого и делового рос­та, интересная работа и т. д.

С этой точки зрения создание благоприятных усло­вий труда не будет способствовать развитию мотивации, но предотвратит возможную неудовлетворенность. Для развития мотивации необходимы признание, уважение, самореализация, «обогащение» труда и т. д. Но и эта модель не учитывает индивидуальность и динамику мо­тивации. Например, удовлетворение трудом не обязатель­но связано с производством — человек может ориенти­роваться на дружеское общение в коллективе, и иниции­рование творчества и ответственности не приведет к росту заинтересованности в производительном труде.

Таким образом, чисто потребностное понимание мо­тивации оказывается недостаточным. Кроме того, в этом случае имеется опасность- превращения классификации потребностей в самодовлеющую проблему. Так, Маслоу насчитывал 15 потребностей, Макдугал — 18, Меррей — 20, а К. Обуховский — более 100. Представляется весь-. ма справедливым мнение П. В. Симонова, что классифи­кация потребностей — проблема несущественная, так как потребности динамичны и зависят от культурно-цивили-зационного контекста.

Более важным поэтому является выработка представ­
лений о содержании и механизме действия мотивации, с
какими бы потребностями она ни была связана. Любая
мотивация определяется жизненным дискомфортом, на­
пряжением, испытываемым личностью и вызванным дис­
балансом, несоответствием желаемого и реального. По­
этому структура мотивации может иллюстрироваться схе­
мой (рис. 38). (

 

К мотивации относятся не только намерения и воз­можности, но также и возможность их соотнесения, при­нятия решения, а также воля, способствующая реа­лизации решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, возможностей их осуществления, невозможность принятия самостоятельного решения или

7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ


I



 


безволие) разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только к дизмотивации,, во и к развитию неврозов, конфликтов.

Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы, действия и результаты деятельности подвер­гаются оценке со стороны общества, самой личности, и,. тем самым, сама оценка выступает важным компонен­том мотивации (рис. 39).

С этой точки зрения к удовлетворенности ведет ре­зультат труда, но никак не наоборот, как это понимается в других моделях. Показательна трактовка заработной платы в различных концепциях мотивации. С точки зре-




 


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


 
 


ния Маслоу, зарплата является способом удовлетворе­ния различных (практически всех) потребностей. По Гер-цбергу, зарплата есть фактор условия (неудовлетворен­ности), но не мотивации, и лишь иногда, при условии адекватной связи с результатом, становится мотивом. Согласно развиваемой точки зрения, зарплата может быть мотивацией только при определенных условиях: работ­ник должен придавать заработной плате особенно высо­кое значение (зарплата как ценность, как символ) и ра­ботник должен верить в связь между заработной платой и производительностью труда. В этом случае заработная плата для выполнения стимулирующей функции может быть разбита, например, на три составные части: за вы> полнение должностных обязанностей; выплаты за выс­лугу лет, индексированную инфляцию; по результатам конкретной деятельности.. Первые две части выплачива­ются гарантированно, последняя — с учетом ситуации и конечных результатов.

.Мотивация и проблема успеха

Для современных концепций мотивации, таким обра­зом, характерна все нарастающая роль субъективно-соци-.альных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой.личности. По точному замечанию В. А. Ядова, если отвлечься от потребностей, объединяю­щих человека с животным миром (в еде, сне, тепле, про­должении рода и т. д.), оставить только собственно чело­веческое, то останется всего одна потребность. Единствен­ная, хотя и по-своему интегральная — потребность быть чему-то.сопричастным, тому, что придает смысл суще-•ствованию (идея, вера, дело, дети... — дом души у каждо­го свой), и в этой сопричастности не быть забытым, поте­рянным, быть замеченным, именованным, окликнутым.

Фактически речь идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жиз­ненный). Роль проблемы успеха в осмыслении мотивации была отмечена еще на заре становления современной пси­хологии У. Джемсом, предложившим «формулу счастья»:

С


РАВОХА С ПЕРСОНАЛОМ "


где С — счастье (фактически — самооценка), У — успех, а П — притязания. Эту формулу любил Л. Н. Толстой, прочитывавший следующим образом: «Счастье это дробь, где в числителе — то, что о тебе говорят другие, а в знаменателе — то, что ты думаешь о себе сам». С этой точки зрения быть счастливым очень просто — надо либо добиваться успеха, либо снижать уровень притязаний и амбиций.

Представление об успехе как доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, психо­логии менеджмента в том числе. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преимущественно стремлени­ем избежать неудачу. Разработаны и используются доб­ротные методики и тесты, позволяющие выявить сте­пень мотивированности успехом и избеганием неудачи, позволяющие строить индивидуальные «алгебры поведе­ния» (Аткинсон, 'Хекхаузен и др.). Были даже предло­жены культурологические обобщения, согласно которым «западный» человек на 75% мотивируется стремлением к успеху и на 25% — избеганием неудачи, а «восточ­ный» (например, японец) — наоборот — на 25% стрем­лением к успеху и на 75% избеганием неудачи.

Однако, более глубокий анализ показывает, что меж­ду успехом и неудачей (в качестве мотивационных фак­торов) нет простой симметрии, выявился ряд неоднознач­ных обстоятельств. Так выявилось, что люди, мотивируе­мые стремлением к успеху, склонны удачи приписывать себе, а причины неудач приписывать обстоятельствам, злой воле противников и т. п. В этом плане они оказы­ваются существенно зависимыми от внешних оценок. Люди же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку при­чину неудач видят'в себе, а успех относят на обстоя­тельства и поэтому ищут резервы решения проблем в себе самих. И самое главное, разные люди по-разному понимают сам успех.

Можно говорить о нескольких видах успеха и соот­ветствующих основных видах мотивации, а значит и ти­пах личности:



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


I

J


Успех-признание (популярность, известность) — этот тип мотивации характерен для молодых людей, начина­ющих профессионалов.

Успех-признание у «значимых других» — у того со­циального окружения, на которое ориентируется лич­ность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, спе­циалисты-профессионалы и т. д.).

Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жиз­ненные проблемы (такое поведение чревато опасным про­фессиональным поведением, а то и жизненным «каска­дерством»).

Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда вне­шние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью.

Успех-призвание, когда ценностью является сама воз­можность заниматься любимым делом, а не какие-то вне­шние оценки результата.

Эти виды мотивации могут быть представлены в виде шкалы успеха. Интервалами на этой шкале будут виды успеха как меры зрелости личности: успех-признание, успех-признание у значимых других, успех-преодоление, самопреодоление, призвание. От признания к призванию нарастает автономность^шчности, ее свобода, а значит — ответственность.

Для работы с персоналом в менеджменте эта шкала принципиально важна — менеджеру очень важно знать, с кем он имеет дело. Например, в случае с личностью, мотивируемой преимущественно стремлением к призна­нию, задача менеджера (воспитателя, родителя) заклю­чается в своевременном признании достигнутых резуль­татов. Это хорошо знают хорошие менеджеры, тренеры, режиссеры, родители — что значит вовремя пришедшее признание. Поэтому сознательно программируются пусть маленькие, но победы. Не менее важно знать и кто для сотрудника является авторитетом (значимыми другими) и, по возможности, не препятствовать в соотнесении лич­ности с ними. «Каскадерам», мотивируемым стремлени­ем к преодолению, разрешению проблем, надо только вовремя такие проблемы предлагать.


7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ

11-1185



 


Но уже с мастеров начинаются трудности, достигаю­щие пика в отношении призванных. Дело в том, что внешние оценки их деятельности для них мало значи­мы. Критерии и основания они находят в самих себе, сами себе поднимают планку оценок. Учить их, давать задание — заведомо лишено смысла. Они делают не то, что кому-то надо, а то, что не могут не делать. Для них даже важен не результат, а сама возможность это делать. Хорошие примеры такого поведения давали великие: М. Лютер («На том стою и не могу иначе»), М. В. Ломо­носов («Нельзя Ломоносова отставить от Академии, можно Академию отставить от Ломоносова»). Для окружающих, близких такие люди чрезвычайно неудобны. Они себя не щадят, видя в себе только средство осуществления при­звания. Но и других не жалеют. Единственно конструк­тивная возможность — общность интересов. Если ее нет — в коллективе вызреет колоссальной силы конфликтный потенциал. Но если она есть — фирма получит мощный потенциал развития. Практически весь научно-техничес­кий прогресс, художественное творчество, социально-культурное развитие в целом осуществляются именно за счет сил — духовных, интеллектуальных и физических — этих людей. Но тогда чем отличается призванный от самозванца, делающего других счастливыми помимо, а то и вопреки их воле? Там, где проходит граница призва­ния и самозванство, проходит, фактически, граница доб­ра и зла. В первом приближении критерий был предло­жен В. Дудинцевым в. романе «Белые одежды»: если кто-то громко кричит о великом добре, которое он несет людям, — подозревай зло, если кто-то тихим голосом извиняется за вынужденное неудобство, которое он при­чиняет другим, — подозревай, как минимум, порядочно­го человека. Но можно выразиться еще точнее. Безнрав­ственна личность, руководствующаяся по отношению к обществу представлениями о собственном достоинстве, и безнравственно общество, руководствующееся по Отно­шению к личности представлениями о ее долге. И наобо­рот. Нравственна личность, руководствующаяся по отно­шению к обществу представлениями о долге, и общество, руководствующееся по отношению к личности представ­лениями о ее свободе и достоинстве.


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ: КУЛЬТУРЫ


Долг — не извне внутрь, а изнутри вовне. Никто н# вправе мне сказать, что я должен. Долг — это дело моего выбора. Но общество может задать ограничения против возможного самозванства, задать правила игры, который я могу принять или не принять, но со всеми вытекающи--ми для меня возможными последствиями. Так же как s логике отрицание обладает большей силой, чем утверж­дение, так и в этике отрицание, запрет оказываются куль­турологически более фундаментальны, конструктивны, чем позитивные характеристики.

Главное же — принятие этих ограничений — также дело свободного выбора самой личности. Путь цивилиза­ции — путь самоограничения самозванства. Само по себе оно есть проявление воли как инстинкта свободы. А сво­бода, по сути дела, есть сознание воли, ее самоограниче­ние и ответственность.

Свобода и ответственность

Итак, есть ситуация свободы и ситуация воли. В си­туации свободы границы моей свободы совпадают с гра­ницами ответственности: я свободен там, где я отвечаю за свои- решения, но и отвечать я' могу только за те решения, которые я принял свободно.

Поэтому ответственность не может строиться исклю­чительно сверху вщиз — как ответственность перед вы­шестоящим. Ничего, кроме безответственности это не породит. Нижестоящий будет уклоняться от принятия решения, в неудачах у него будут ответственны обстоя­тельства, происки противников и недоброжелателей и т. п. Для того, чтобы спрашивать с работника, ему необходимо предоставить «поле свободы».

Как я могу стать свободней, расширить границы своей свободы? Только отнесясь к другому как к такому же свободному, как и я сам, соотнеся его интересы со своими и вступив с ним во взаимно свободные и ответственные отношения. Социальное пространство оказывается всюду илотно структурировано этими взаимоответственными от­ношениями, имеющими к тому же правовое оформление.

Иначе говоря, свободное общество потому и богатеет, что оно оказывается обществом взаимного удовлетворе­ния взаимного спроса. И тогда становится очевидным,


7 ТАВОТА* 11*


ПЕРСОНАЛОМ



tt-

К,'-*


что демократия есть результат, итог, «упаковка» всюду плотных рыночных отношений, так как имеются реаль­ные опора, почва, ткани, на которые она может опереть­ся, из которых она и вырастает, как адекватная им фор­ма управления.

И есть ситуация воли, когда интересы других людей меня напрочь не интересуют. У меня идея великая, кото­рая спишет все мои возмржные грехи. «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься», — гово­рил один из российских самозванцев. Социальное про­странство не структурировано, оно пусто. В нем носятся самозванцы со своими великими идеями, налетают друг на друга, отскакивают. Треску, грохоту много, толку никакого. До тех пор, пока не появится суперсамозва­нец, который всех их встряхнет, зажмет в железный кулак и выстроит по ранжиру. И понятно,'что попытки «ввести» демократию в ситуации воли деструктивны и разваливают общество.

Создание и развитие мотивационных условий

Каким же образом можно способствовать развитию мотивации? Очевидно, методы прямого воздействия (при­нуждение и убеждение) в этом плане могут оказаться не только неэффективными, но и способны даже к порож­дению эффекта диаметрально противоположного — диз-мотивации. Поэтому задача менеджера заключается ско­рее в учете мотивации конкретных работников и созда­нию условий, способствующих закреплению и развитию мотивации к конструктивной активной деятельности.

Эта работа должна начинаться еще при беседе по най­му, когда с помощью открытых вопросов, нащупав моти­вы кандидата, работодатель, осознавший возможную об-.щность интересов, раскрывает содержание этой общнос­ти для потенциального сотрудника (возможности делового и профессионального роста, решения жизненных про­блем, возможные льготы и блага, личная заинтересован­ность руководства в возможном сотрудничестве и т. п.).

Очень важно закрепить позитивную мотивацию при введении в должность нового сотрудника. Этому аспек­ту работы не всегда уделяют должное внимание. Между


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


 



 


тем статистика показывает, что основной процент теку­чести составляют работники, проработавшие не более полутора лет. Иначе говоря, чаще всего уходят люди, испытавшие резкое несоответствие между обещаниями при найме и реальным положением дел, принятые на работу и оставленные руководством наедине с их про­блемами. Поэтому полноценное введение нового работ­ника в коллектив осуществляется планомерно, этап за этапом:

1) Информирование коллектива о новом работнике:
кто придет, откуда, с чьей «подачи», почему именно он,
какие перспективы с ним связываются. Сделать это не­
обходимо, чтобы пресечь возможные ненужные разгово­
ры, слухи и сплетни;

2) До появления нового работника полностью обору­
довать его рабочее место, чтобы он с первых минут почув­
ствовал внимание и мог полноценно входить в курс дел;

3) В первый день работы нового сотрудника обяза­
тельно представить его коллективу, как минимум, обя­
зательно — тем, с кем он будет находиться в контакте
свое рабочее время. Необходимо вновь, в его присут­
ствии, не только представить его, но и акцентировать
внимание на причинах его появления, планах, с ним
связываемых. Это надо сделать демонстративно, чтобы и
новичок, и другие сотрудники четко и ясно поняли отно­
шение руководства к новому сотруднику;

4) До приступания новичка к непосредственному ис­
полнению его должностных обязанностей необходимо его
подробным образом проинструктировать, продемонстри­
ровать образцы документов, операции, которые ему при­
дется выполнять. И только после такого инструктажа
.разрешить приступать к работе. Целесообразно на пер­
вое время договориться с кем-нибудь из опытных работ­
ников о персональном наставничестве над новичком;

5) В первые месяц-два со стороны руководства за де­
ятельностью нового сотрудника должен быть обеспечен
пристальный контроль — и не столько по результатам
работы, сколько за процессом. Разумеется, речь идет не
о цепляний по мелочам, а о доброжелательном и забот­
ливом внимании к деятельности, которое работник дол­
жен почувствовать.


Р щ


 


7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



К созданию мотивационных условий 'относятся раз­личные писанные (оговоренные в контракте) и неписан-ные договоренности руководства с конкретным работни­ком (о режиме дня, отпусках за свой счет и т. д.), созда­ющих систему доверительных отношений.

Важным условием создания оптимального нравствен­но-психологического климата является разрешение и профилактика конфликтов. Содержание этой работы под­робно рассматривается в курсе «Психология управления». Здесь же отметим главное. Во-первых, нет и не может быть полностью бесконфликтного менеджмента. Более того, усилия по развитию фирмы зачастую предполагают порождение конфликтной ситуации. Проблема заключа­ется в том, чтобы не допустить перерастания производ­ственного конфликта в конфликт межличностный. Если первые конфликты поддаются конструктивному разре­шению, то вторые — неразрешимы в принципе.

Технология разрешения конфликта достаточно проста. Конфликт может быть разрешен на нескольких уровнях:

• Профилактика конфликта, т. е. создание и развитие
мотивации на конструктивную совместную деятель­
ность и т. д.;

• Воспитательное воздействие на конфликтующие сто­
роны, анализ и разъяснение природы конфликта, пу­
тей его разрешения, в том числе — совместно с конф­
ликтующими сторонами);

• Разделение объекта спора (создание производствен­
ных условий, когда конкретные задачи, решаемые
конфликтующими сторонами, дополняют, а не ис­
ключают друг друга);

• Перераспределение полномочий конфликтующих сто­
рон, принятие организационных мер по разведению их
рабочих мест по различным площадкам, помещениям
(пространственное решение) или по разведению их рабо­
чего времени (временное решение), лишая, тем самым,
их непосредственных контактов, хотя бы на время;

• Если все предыдущие меры не помогли, а конфликт
начинает сказываться на деятельности фирмы, необ­
ходимо принимать (по соответствующим конкретным
нарушениям и упущениям) меры административного
воздействия, вплоть до увольнения.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Формирование мотивационных условий выражается и в определенном нравственно-психологическом клима­те в коллективе. Критерии оптимального нравственно-психологического климата в коллективе достаточно оче­видны — иногда достаточно даже простого наблюдения, чтобы судить о том, какова нравственная атмосфера в фирме. Об этом свидетельствует и отношение к посетите­лям и клиентам, а также характер общения сотрудников друг с другом (непринужденный и доброжелательный или натянутый). Для нормального коллектива характер­ны частые активные и заинтересованные обсуждения различных производственных вопросов, причем критика не воспринимается как личные выпады. В таком коллек­тиве важные решения зачастую принимаются в рабочем порядке, без проведения специальных формальных сове­щаний. Коллеги уважают мнение друг друга, в коллек­тиве высоко ценится справедливость. Цели работы и со­держание заданий ясны и воспринимаются как личные, отсутствует мелочная опека со стороны руководства. Бо­лее того, временное отсутствие самого руководства не сказывается на результатах работы. И наконец, самый объективный критерий — отсутствие провалов в работе по вине персонала и слабая текучесть кадров.

Формирование мотивационных условий во многом направлено на формирование у работников чувства со­причастности фирме, сознания и чувства некоторого «Мы». Так, развитие мотивации персонала в японском менеджменте предполагает формирование системы глу­бокой интеграции коллектива, разветвленной системы стимулирования, включая систему пожизненного найма работников (которым гарантируется, что они не будут уво­лены по инициативе фирмы); продвижение по службе в зависимости от возраста; стимулирование по итогам ком­плексной оценки, а не только в зависимости от эффектив­ности и внедрения новшеств; ориентацию на групповые методы принятия решений и работы; повышенное внима­ние к личности работника, его чести, достоинству, в том числе отказ от открытой публичной критики; широкую практику организации общения работников в свободное время. Ряд этих принципов прямо противоречит тради­ционным представлениям об успешном менеджменте,


¥.■

В

I


 


Г РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



однако реальная практика убедительно доказала их эф­фективность, потому что их реализация позволяет ре­шить главную задачу современного менеджмента —-.со­здать коллектив, глубоко интегрированный общими ин­тересами, общим видением перспектив.

Формирование сопричастности общему делу предпо­лагает формирование общего видения фирмы: ее миссии, состояния, идеологии, перспектив. Вне такого видения невозможно правильное и адекватное, заинтересованное понимание решений, планов, проявление ответственной инициативы. При этом важно учитывать» что горизонты такого видения у работников различного уровня могут и должны быть различными как по кругу охватываемых проблем, так и по глубине перспективы (табл. 13),

Таблица 13 Горизонты видения

 

Ранг Временной горизонт Видение
Председатель правления 20 лет Будущее фирмы
Члены правления 12-15 лет Концепции будущего
Руководитель направления 3-7 лет Программы, проекты
Начальники отделов 0,5-1 год Главные направления
Руководители групп 0,5 года Комплексы задач
Исполнители НеДеля -— 1 месяц Отдельные задачи

Важную роль играет формирование у работника со­знания его личной и профессиональной значимости для коллектива и руководства, профессиональной гордости за общее дело, создания чувства уверенности (защищен­ности и доверия) в отношениях с коллегами и- руковод­ством.

И наконец, формирование мотивационных условий невозможно без учета такого мощного фактора, каким является личный пример руководителя. Именно его по­ведение, его решения и отношения выступают для под­чиненных главным ориентиром в оценке итогов рабо­ты — своей, коллег и фирмы в целом.



. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Все рассмотренные факторы развития мотивации име­ют особое значение в женских коллективах, каковых в сфере культуры большинство. В таких коллективах вве­дение в должность должно осуществляться особенно де­ликатно и подчеркнуто. Всякие нововведения и особен­но реорганизации должны сопровождаться тщательны­ми разъяснениями их целей, профилактике возможных опасений. Женщины вообще в большей степени, чем мужчины, нуждаются в «понятности руководителя». По­этому задания должны даваться максимально ясные, сопровождаться детальными разъяснениями их значе­ния, цели, намерений и Планов руководства, его личной заинтересованности. Конфликты в таком коллективе обычно носят более выраженный личный характер. Боль­ше внимания должно уделяться личным контактам, до­верительным отношениям при категорическом избега­нии впечатления предпочтения, сексуальной агрессии. Очень многое в женском коллективе зависит от правиль­ного тона в общении руководителя с подчиненными, гиб­кости трудового режима, организации социальной под­держки персонала.

Два потока

внутрифирменной информации

В работе с персоналом по созданию позитивной моти­вации важную роль играет внутрифирменная информа­ция. Внутри фирмы информация выполняет ряд важ­нейших для современного менеджмента функций:

• помощь работникам и специалистам в ознакомлении
с целями, возможностями и традициями фирмы;

• разъяснение общей политики руководства и принци­
пов его работы с персоналом;

• удовлетворение потребности персонала в информации
о событиях на фирме и вокруг ее;

• обеспечение и стимулирование двусторонней комму­
никации между руководством фирмы и работниками;

• способствование развитию положительной мотивации
у каждого работника по отношению к фирме и высо­
кому качеству работы;

• формирование организационной культуры и фирмен­
ного стиля;


7 работа с Персоналом



» воспитание работников как представителей фирмы,

носителей ее имиджа и культуры.

Главнейшей задачей в связи с этим является обеспе­чение двух^потоков внутрифирменной информации: «сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об инфор­мации, исходящей от первых лиц фирмы, которая долж­на систематически доводиться до персонала. У каждого работника имеется вполне естественная потребность в «чувстве руководителя», в знании о намерениях руко­водства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянию дел, обоснованности слухов и т. д„ Некоторые руководители считают, что они должны быть загадочны­ми для подчиненных, полагая, что это способствует ук­реплению их авторитета, — заблуждение чрезвычайно 'опасное. Если руководитель загадочен как сфинкс, это создает острый дискомфорт у подчиненных. Они начина­ют «угадывать шефа», строить догадки об истинных на­мерениях, оценках и настроениях руководства, начина­ют распространяться слухи, сплетни, создается нервоз­ная обстановка, благоприятная для интриг, отвлекающая коллектив от дела и не идущая этому делу на пользу. Для решения этой проблемы отнюдь не достаточно отда­вать приказы и доводить их до исполнителей. Для адек­ватного понимания сути приказов и распоряжений необ­ходима дополнительная разъяснительная работа и жела­тельно исходящая из первых уст. Поэтому хороший руководитель пользуется каждой возможностью демон­стративного разъяснения позиции руководства, принци­пов управления, своих оценок, решений, их мотивов, намерений.

Не менее важен и встречный информационный по­ток — от персонала к руководству. Настроения, мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улуч­шению дел — обо всем этом руководитель может узнать твлько непосредственно от работников. Поэтому он дол­жен пользоваться любой возможностью личного контак­та, создавать для этого возможности — от текущего при­ема до отдельных бесед и неформального общения. Этот. источник не могут заменить сведения, поступающие от руководителей подразделений, так как возможны иска­жения информации, ее скрывание («чего шеф не знает,



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


от того не страдает»), и тогда руководство может столк­нуться с неожиданным для него конфликтом, забастов­кой и т. п. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного*. Если пер­вые лица фирмы не выстраивают этот поток информа­ции, он начинает складываться стихийно и также от­нюдь не на пользу делу. Очевидный дефицит информа­ции у руководства начинает заполняться: начинаются сплетни, наушничанье, доносительство, «доброжелатель­ство» и прочие проявления нездоровой обстановки.

Важнейшим незаменимым источником информации для руководителя является увольнение работника. При­чины его ухода могут быть различными, как по его ини­циативе, так и по инициативе руководства фирмы. Одна­ко важно помнить, что такой работник является носите­лем такой информации, которую руководитель, возможно, нигде получить не сможет. Более того, чаще всего уходя­щий работник готов поделиться с руководством фирмы наболевшим пониманием проблем, которым он в другой ситуации не поделился бы с руководством ни при каких условиях. Поэтому увольнение должно сопровождаться обязательным собеседованием. Помимо прочего, какими бы причинами ни было бы вызвано увольнение, всегда лучше расстаться если не друзьями, то хотя бы по-чело­вечески. Тот же уход работника, его переход в другую фирму может открыть перед фирмой, из которой он ухо­дит, новые перспективы сотрудничества, партнерства и бизнеса в целом, расширения ее влияния и сферы дея­тельности.

Оба потока информации, как создающий «чувство руководителя» у подчиненных, так и создающий «чув­ство подчиненного» у руководства, в конечном счете направлены на достижение единой цели — формирова­ния чувства «Мы», сопричастности общему делу. Этому служит и привлечение подчиненных к выработке реше­ний, поиску наиболее оптимальных из них. Важную роль в формировании позитивной мотивации играет пра­вильно выстроенные подбор и расстановка кадров, тща­тельно выстроенное введение в должность новых ра­ботников. Но для формирования общности интересов внутри фирмы недостаточно традиционных технологий


7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



               
   
 
   
 
 
   
 


менеджмента. Это не может быть проблемой отдельных его фрагментов типа стиля руководства, контроля и т. п. Речь должна идти о целостной технологии с ориентаци­ей на информацию.

Поэтому проведение встреч с персоналом — как са­мостоятельных, так и (желательно) с участием руковод­ства; собрания, совещания, семинары, конференции, сбор и анализ предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформление стендов, стенгазет, до­сок объявлений, постоянных и временных выставок, ста­тьи и письма в СМИ, использование фото-, кино-, видео­материалов, печатных материалов (справочников, памя­ток для новичков и начинающих), телефон доверия — все эти методы PR должны использоваться и в работе с персоналом фирмы.

Для этого могут использоваться также собственные радиостудии, кабельное ТВ, компьютерная сеть фирмы, многотиражки. Практика подсказывает, что распределе­ние материалов в собственных СМИ фирмы может быть примерно следующим: 50% информации о жизни фир­мы и событиях местного, национального или междуна­родного характера, с нею связанных (новые контракты и контакты, модернизации, реорганизации, новые тех­нологии, важные решения, назначения, отставки, ва­кансии и т. д.); 20% — информация по социальным вопросам, касающимся персонала (организация заработ­ной платы и стимулирования, социальные гарантии, льготы, отдых, награды, достижения, безопасность, ком­пенсации, юридические и другие консультации, письма, отклики и запросы работников и т. д.); 20% — инфор­мация о социальной среде фирмы (конкурентах, инвесто­рах, властях и т. д.); 10% — прочие факты и сведения («разное»). Кроме собственной газеты или журнала мож­но издавать справочную литературу, ориентированные на персонал листовки и буклеты, другие информацион­ные материалы.

Организуются также музеи фирм, предназначенные для знакомства персонала и посетителей с историей и. современным состоянием фирмы, практикой ее деятель­ности. Сегодня даже в промышленных и коммерческих фирмах не в диковинку создание своих художественных



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


коллективов, спортивных клубов и секций, объединений по интересам, поддержка и развитие различных увлече/ ний сотрудников. Современная фирма (не только сферь* культуры) все в большей степени предстает социальный институтом, напоминающим многопрофильное учрежде' ние культуры.

■7.6 ' "

КУЛЬТУРА МЕНЕДЖМЕНТА

И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ФИРМЫ

Современный менеджмент начинается и заканчивает' ся культурологическими сюжетами. Поэтому рассмотрев ние его технологий естественно закончить на вопросах культуры общения, управления и внутрифирменной жиз­ни. Многое на эту тему уже было сказано в разделе, посвя­щенном стилю руководства и развитию мотивации. В до­полнение к сказанному можно сказать главное— с точки зрения технологии современного менеджмента фирма пред­стает культурой — в буквальном смысле, всерьез и по большому счету, со всеми вытекающими последствиями.

Это значит, что к фирме применимы все характерис­тики любой культуры. Как и в любой няциональной, этнической, профессиональной, возрастной и т. д. куль­туре, в фирме должны быть и всегда имеются (в том числе стихийно складываются): свои нормы и ценности, свои традиции, эпос (герои и легенды), фольклор, свои сказочники, шаманы, вожди, субкультуры, их носители и трансляторы.

Нормы и ценности могут быть как писанные (осоз­нанные, отрефлектированные), так и неписанные, скла­дывающиеся в практической деятельности как проявле­ние ориентации руководства и других лидеров мнения. В любом коллективе обязательно складываются свои тра­диции и ритуалы (прием на работу и увольнение, уход на пенсию, отношение к больным, новое назначение, серь­езные личные события, подведение итогов, празднование серьезного успеха и т. п.). Такие традиции устанавлива­ются сами, даже без вмешательства руководства. Но, с очевидностью, лучше, чтобы этот процесс контролиро­вался и направлялся.


7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



На любой фирме обязательно складываются свои ле­генды. Имеются даже обязательные сюжеты, изустно передающиеся в коллективе. Например, сюжеты типа «Как рядовой сотрудник дорос до...», «Как и за что у нас увольняют», «Шеф тоже человек» (со своими слабостя­ми, и ничто человеческое ему не чуждо), «Как у нас умеют прощать», «Какие у нас бывали ЧП» и т. п. И этот процесс тоже может направляться и контролироваться. Ярким примером сознательного и целенаправленного формирования мифов, легенд и слухов о себе является деятельность шоу-группы «На-на». Она включает в себя, например, регулярное издание газеты, носящей назва­ние группы, большую часть материалов в которой со­ставляют интервью, откровения, слухи, сплетни, анек­доты о жизни группы в целом и каждого ее участника. Для этого перелицовываются старые анекдоты, провоци­руются письма почитательниц, но достигается главное — формируется желанный потребителями — а это преиму­щественно девочки-подростки — образ участников груп­пы, удовлетворяется потребность поклонниц в информа­ции о своих любимцах- Менеджер группы Б. Ал-ибасов постоянно подчеркивает, что «На-на» — это не просто шоу-группа, он носитель и сердцевина «на-найской куль­туры». Эти слова — не просто удачная метафора, а сви­детельство профессионального понимания существа дела и отношения к нему.

В любой фирме, как любой живой культуре, форми­руются и развиваются субкультуры (группировки по воз­расту, по интересам, по образованию, по профилю дея­тельности и т. д.), задающие сложные неформальные от­ношения, выдвигающие своих неформальных лидеров. Такие субкультуры впоследствии могут стать доминиру­ющими, отлиться в формальные организационные струк­туры. И опять-таки, плох тот менеджер, который пас­сивно воспринимает этот естественный процесс или вос­принимает его как зло и пытается искоренить. Этот естественный процесс также может быть обращен на пользу делу, придать новые импульсы развитию фирмы как социального института.

Как и любая культура, фирма, с этой точки зрения, подобна игре, точнее — системе игр со своими правила-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ми, распределениями ролей, сценариями, времени игрэ-ния, победами и поражениями.

Культурологическое содержание менеджмента, на первый взгляд, трудноуловимо, нечто «мягкое» и фа­культативное в менеджменте, но — по сути дела и на поверку — и самое стабильное, выступающее предпосыл­кой и фундаментом всего остального.

В современном менеджменте все более отчетливо на первый план выходят культурологические проблемы. Непосредственной организации менеджмента все более явно предшествует выработка видения, образа фирмы, представлений о ее социальной миссии, принятых цен­ностях, идеалах, нормах. Фактически речь идет об отве­те на вопросы «Кто мы такие?», «Чего мы хотим?», «Что для нас свято?» и т. п. — т. е. о культурном самосозна­нии и самоидентификации. Только на этой основе могут разрабатываться долговременная стратегия и приниматься конкретные решения.

Замечательное свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются вовсе, и специально не работают над ее формированием. Везде, где есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные способы действий, поведе­ния, общения, их писанные и неписанные правила, т. е культура. В полной мере относится это и к культуре менеджмента и предпринимательства. Даже если менед­жеры не думаю'т о культуре, складывающейся в их фир­ме, о стиле общения, приема, отношений с общественно­стью и прессой, они все равно будут. И чем меньше заду­мываются менеджеры над этим, тем вернее сложившиеся культура и стиль не будут способствовать росту репута­ции фирмы и самих менеджеров, будут разрушительно сказываться на мотивации персонала. Организационная (корпоративная) культура и фирменный стиль являются как бы наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры ме­неджеров фирмы и ее персонала.

Поэтому организационная культура и фирменный стиль очень важны в современном менеджменте, а в сфе­ре культуры — тем более: с одной стороны, как предпо­сылка менеджмента, тот характер и способ отношений,


7 РАБОТА G ПЕРСОНАЛОМ



образ фирмы и ее руководства, которые утверждаются и распространяются в деятельности фирмы, с другой — сам менеджмент как сознательные и целенаправленные действия формирует определенный фирменный стиль.

Образ (имидж) фирмы, подобно двуликому Янусу, обращен и адресуется в две стороны: к внутрифирмен­ной жизни и вовне. Разумеется, организационная куль­тура и фирменный стиль — это, прежде всего, внутрен­нее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней самой. Но одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее обликом, по которому о ней судит социаль­ное окружение.

Из каких же компонентов состоит организационная культура? Какие факторы необходимо учитывать в каче­стве предпосылок, важных для формирования и утверж­дения образа, а в конечном счете — и репутации фирмы? Рассмотрим их, переходя от как бы внешних формаль­ных компонентов и факторов к более глубинным.

Информационный дизайн включает в себя выработку знаков, в идеале — полноценную знаковую систему гра­фических, изобразительных, словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и аббревиатура этого названия. Желательны их краткость и благозвучие, чтобы они не царапали глаз и слух, причем, не только на русском языке. Если не задуматься над этим, то вполне возможными будут трагикомические ситуации и положения, в которые поставят себя и фирму ее менед­жеры, в силу неблагозвучия, а то и нежелательных ассо­циаций, вызываемых названием или аббревиатурой.

Следующий компонент — эмблема, которая может иметь исполнение как на основе изобразительного сим­вола (привлекательный зверек, растение, здание, архи­тектурный или ландшафтный силуэт, фигурка, про­филь и т. п.) или специально выполненного написания аббревиатуры, или как их комбинация.

На фирме могут быть приняты особые шрифты, ис­пользуемые в документах, по которым легко распозна­ются материалы именно данной фирмы. Могут быть при­няты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, ис­пользуемые в документации, рекламе, оформлении, одежде сотрудников и т. д. На некоторых фирмах при-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


нимаются также звуковой или музыкальный символ фирмы: звук, интонация, музыкальная тема. Они могут использоваться в организации распорядка рабочего дня, при проведении мероприятий, как позывные, в рекламе. Возможно также использование фирменных запахов, спе­циальных дезодорантов, освежителей и т. п.

За рубежом получили распространение лозунги фир­мы (слоганы) — фразы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы — как бы «кредо», «символ веры» ее сотрудников от высшего руководства до рядового персонала.

Перечисленные основные элементы информационно­го дизайна важны тем, что они создают систему знаков, информирующих о фирме, о ее существовании, о ее при­сутствии «здесь и сейчас», и которые могут участвовать в других, более сложных проявлениях фирменного сти­ля, в том числе и того же информационного характера. Так, на основе эмблемы, названия, шрифтов и цвета вы­рабатывается логотип — особое написание названия фир­мы и ее юридического адреса, которое используется в бланках — «шапка» документов (писем, приказов, инст­рукций и т. д.), конвертах, визитках, сувенирах, знач­ках. Нередко разработкой логотипа, бланков, конвертов и визиток ограничивают выработку «фирменного сти­ля», заказывая такую разработку у специалистов-дизай­неров. Однако информационный дизайн, а тем более фир­менный стиль — вещь и проблема более серьезная и ком­плексная. Например, компоненты информационного дизайна могут использоваться в оформлении рабочих мест, офиса фирмы, внешнего облика работников и т. д.

Архитектурный дизайн включает в себя внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их пла­нировку. Речь идет не обязательно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Но важно помнить, что для репутации фирмы важен и адрес офиса, здание (приспо­собленное или новострой), вид фасада, табличка с наиме­нованием, благоустроенность подхода и подъезда ко вхо­ду, оформление и чистота самого этого входа.

Оформительский дизайн (дизайн оформления) пред­полагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных. Речь идет не только

РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ

I


 


об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важ­но, например, чтобы посетитель или начинающий работ­ник легко ориентировались во внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы.

Внешний облик сотрудников, включая одежду, при­ческу и макияж, может иметь различную степень норма­тивности — от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (гал­стук, нагрудный знак, цветок и т. п.). То же касается и прически. Не обязательно всем сотрудникам делать одну и ту же прическу или пользоваться одинаковым макия­жем. Может быть принята и система простейших запре­тов («как не принято») на внешний вид персонала.

Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать пред­метом специальной целостной разработки проекта сис­темного (программного) дизайна фирмы, что, разуме­ется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-дизайнеров, Важно только помнить, что никакой проект не может создать «с нуля», «из голо­вы» фирменный стиль и организационную культуру. В конечном счете перечисленные дизайновые составляю­щие выражают и воплощают определенную культуру уп­равления, работы, общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работников фирмы.

Эти вопросы тесным образом связаны с проблемами психологии управления, культуры руководства и т. д. Назовем те их компоненты, которые определяют* органи­зационную культуру и фирменный стиль.

Стиль управления выражает не только культуру ру­ководства и подчиненных, но и определенную степень зрелости коллектива. Это и соблюдение ритмичности в работе, равномерность распределения заданий и сроков, и определенная работа по разрешению и профилактике конфликтов и т. д. и т. п. Хотя опыт показывает, что решающую роль здесь играет личность руководителя, накладывающая неповторимый отпечаток на стиль и культуру управления, режим работы, ее ритм, распреде­ление заданий и контроль исполнения.


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ1 КУЛЬТУРЫ


Стиль деловых отношений — важнейший компонент, по которому партнеры, посетители и другие судят об орга­низационной культуре фирмы. Обязательность, личная. заинтересованность и ответственность, точность, оператив­ность — наилучшее свидетельство надежности фирмы, вызывающее доверие к ней и ее руководству, сотрудникам.

Стиль поведения определяет как характер общения, так и поступки работников фирмы (как в рабочее, так и в свободное время). Общение включает в себя как вер­бальные, так и невербальные аспекты. Поэтому для фир­менного стиля важны не только манеры ее сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, но и культура их речи, их способность понятно выражать свои мысли и намерения, их поведение (особенно публичное) во внерабочее время, личная жизнь.-

Личная культура — наиболее полное и в то же вре­мя трудноуловимое выражение организационной куль­туры и фирменного стиля. Если руководитель не занима­ется сознательным выстраиванием собственного имид­жа,'то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. В связи с этим мож­но даже говорить об определенных типах патологичес­ких организаций:

• «Параноидальная» — фирма, в которой царит недо­
верчивость, страх риска, боязнь происков вражеско­
го окружения и т. д.;

• «Принудительная» — организация, в которой доми­
нирует любовь к мелочам, все предписано, расписано
и систематизировано, строится на иерархии власт­
ных отношений, а необходимые решения постоянно
откладываются;

• «Драматические» — организации, в которых рабо­
та — непрерывная инсценировка и представление,
импульсивные действия, целиком направленные на
закрепление ореола гениальности самовлюбленного
шефа. Принимаемые решения при этом оказываются
внезапными озарениями руководства, а отношения

■ сотрудников либо экзальтированно идеализируются, либо скатываются к демонстративному пренебреже­нию (опала со стороны шефа);


7. КАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ



«Депрессивные» — организации, в руководстве кото­
рых вакуум власти, а деятельность сотрудников бес­
цельна и бессмысленна;

• «Шизоидная» — организация, руководитель кото­
рой предстает холодным, отрешенным, замкнутым,
даже страшноватым загадочным сфинксом. Он не
дает четких и ясных указаний, говорит загадками,
дистанцируется от подчиненных. В таких организа­
циях почти отсутствует интегративное начало, а ва­
куум власти очень быстро заполняется игрой инте­
ресов среднего звена.

В этом пункте мы доходим уже до требований к обра­зованию, особенностям личности сотрудников и менед­жеров, их нравственной культуре — к тому, с чего начи­нается и чем кончается любой менеджмент и любое чело­веческое дело — человеческой личности. Давно сказано: «Бытие коренится в сердце души человеческой», — эти слова в полной мере относятся и к менеджменту.



 


I



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Эффект и эффективность

Центральной и ключевой проблемой тео­рии и практики менеджмента является проблема эффективности. Особое значение эта проблема имеет применительно к ме^ неджменту в сфере культуры, где оценить эффективность деятельности чрезвычайно трудно, прежде всего — в силу особеннос­тей менеджмента в этой сфере, о которых







Date: 2015-06-11; view: 765; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.093 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию