Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К, кг к
Эластичный спрос означает, что на небольшое снижение цен рынок реагирует значительным ростом объема продаж (и соответствующих доходов). Чем эластичнее спрос, тем оправданнее возможное снижение цен. Эластичность спроса по ценам зависит от возможной замены товара аналогами, товарами конкурентов, от того, замечают ли потребители новые цены, от инерционности их установок потребления, от оправданности новых цен (в том числе в глазах общественного мнения). В экономике развитых стран эластичность низка» В развивающихся странах с ненасыщенным рынком эластичность высока. "У готовой продукции эластичность спроса выше, чем у сырья. Математический смысл эластичности спроса по ценам может быть выражен формулой: Аналогичное выражение может иметь и эластичность предложения по ценам: МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Таким образом, анализ емкости рынка, эластичности спроса дает знание максимально возможной цены товара на данном рынке и ее влияния на динамику спроса. Определение издержек Определение издержек или расчет себестоимости дает представление о минимально допустимой для фирмы цены товара. Цена, меньшая, чем сумма издержек, несет фирме убытки. Издержки складываются из постоянных (накладных расходов, включающих аренду, электричество, тепло, заработную плату и др.) и переменных издержек, зависящих от объема производства (сырье, материалы и т. п.). Определение ценовой ситуации Определение ценовой ситуации включает решение ряда задач. Важно определить доминирующий на рынке тип механизма ценообразования. В случае чистой конкуренции цена есть баланс спроса и предложения: цена выше точки равновесия невозможна, а ниже — убыточна. В случае монопольной конкуренции действенен веер цен по товарам, сегментам рынка и т. д. На олигонолистическом рынке (при небольшом числе продавцов) высок риск завышения или занижения цены. В случае чистой монополии (один продавец) возможны три основных варианта: 1. При государственной монополии цены могут быть ниже себестоимости (например, для социально значимых товаров и услуг), могут ограничиваться покрытием издержек (в случае нонпрофита цены равны себестоимости), могут предполагать небольшую прибыль (плановые накопления) и могут быть очень завышены (в целях, 4. МАРКЕТИНГ например, подавления нерационального потребления или получения дополнительных средств в бюджет). 2. При частной, регулируемой государством монополии, 3. При частной нерегулируемой монополии (напри Необходим также учет государственной политики в области цен, которая может заключаться в: • административном регулировании цен: их заморажи • косвенном регулировании: обеспечение определенно • экономическом регулировании через государственные Следует избегать ситуаций, влекущих возможные санкции государственных органов, например таких, как: • фиксированные цены по договору с конкурентами, • ценовые дискриминации потребителя или посредников, • демпинг, • неоправданное повышение цен на социально значи Необходим анализ цен конкурентов и товаров-заменителей. Он может осуществляться с помощью пробных покупок, изучения прейскурантов, анализа рекламы и т. д. Важно также понять возможные реакции конкурентов на динамику ценовой ситуации, а также возможные реакции агентов, дилеров и других посредников. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Может возникнуть необходимость увязки цены на данный товар с ценами на сопровождающие и дополняющие его товары. Важны учет инфляции, этапа жизненного цикла товара, психологии потребителя — например, предпочтения им округленных цен (100, 150, 220 и т. д. руб.) или наоборот — ненамного, но меньше (99, 148, 219 и т. д. руб.). Определение метода ценообразования. Анализ и решения, произведенные на предыдущих VJ^ ' Возможная цена V Максимальный Щ предел =. щ цена слишком высока для..,,,, реализации Маркетинговое пространство цены = пространство ценовой Стратегии Рис. 22 Пространство ценового маневра Поэтому после определения верхнего и нижнего порогов цен, а также общих условий ценообразования, можно приступить к решению собственно стратегических задач, и первая из них — выбор метода (методики) ценообразования. а) Цена может быть определена как сумма^полных б) Может быть использована методика безубыточнос
4 МАРКЕТИНГ в) На основе представлений о ценности товара. Напри 2 тыс. р. — цена товара конкурентов 0,3 тыс. р. — наценка на престижность 0,2 тыс. р. — наценка на надежность 0,2 тыс. р. — наценка на сервис 0,1 тыс. р. — наценка на гарантию уровня и качества Итого: 2,8 тыс. р. 0,4 — скидка фирмы. Всего: 2,4 т. р. г) На основе текущих цен, т. е.: • фактических сделок; • биржевых котировок; • аукционов и торгов; •. ■ • статистических цен продавца (стоимость произведен • статистических цен покупателя (стоимость продан • справочных цен (+ доплаты и скидки). д) Могут использоваться пробные цены в качестве При расчете цены решаются фактически три задачи: а) максимизации прибыли; б) максимизации охвата потребителей; в) возмещения издержек. Последняя задача решается не всегда за счет платы потребителей. В принципе ценообразование может быть трех основных типов. Во-первых, ориентированное на затраты (издержки + прибыль). В сфере некоммерческой деятельности (т. е. и в сфере культуры тоже) применяется обычно убыточная цена (+ пожертвования, покрывающие издержки). Во-вторых, ориентированная на спрос, имеющий динамику в зависимости от статуса, от сезона, от времени дня, Это ценообразование эффективно только в случае тщательной сегментации рынка. В-третьих, ориентированная на конкурентов (демпинговые цены, цены выше или не ниже цен конкурентов). Фактически учитываются все три принципа. Важно помнить только, что изменение цен должно быть публичным, обоснованным и объясняемым потребителям. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Ценовая политика фирмы Собственно ценовая политика фирмы представляет собой долговременные (стратегические) задачи, которые фирма собирается решать с помощью цены: В случае отсутствия конкуренции и совершенно нового товара — стратегия «снятия сливок» (высокие цены). В случае наличия конкурентов — обычные рыночные цены. При необходимости завоевания рынка — цены более низкие, чем у конкурентов. Для устранения конкурентов — сверхнизкие (демпинговые) цены. В любом случае ценовая стратегия зависит от общих целей фирмы — то ли выживания, то ли агрессивного натиска, то ли просто увеличения объема продаж или прибыльности, то ли укрепления позиций на рынке и стабилизация круга клиентуры. а) Задачи товара на рынке могут быть представлены в табличной форме (табл. 6). Та б л и и, а в Задачи товара на рынке
б) Простое повышение цены в связи с повышением в) Максимизация тенденций прибыли.. Например, в г) Прочное внедрение на рынке, например, с помощью 4 МАРКЕТИНГ пластичности спроса и непривлекательности низких цен для конкурентов. д) Завоевание лидерства может проявляться в увели е) Обеспечение выживания фирмы может оказаться Решение — выбор цены Стратегическое решение по ценам прежде всего касается типа цены. Вводить пробные цены целесообразно, но опасно, так как потом от них, возможно, будет трудно отказаться. Дифференцированные цены вводятся в случае легкой сегментации рынка. Льготные цены способствуют стимулированию рынка и активизации конкретных групп потребителей. Этим же целям служат скидки: • привилегированные (например, постоянным клиентам); • за скорость расчетов (скидки сконто); • за расчет наличными (так как цены в кредит выше); • за количество приобретенного товара (прогрессирую • торговые скидки (за учет, за складирование и т. д.); • сезонные. Зачеты действенны, например, при сдаче клиентом фирме старого товара. Дискриминационные цены могут устанавливаться по различным основаниям: по покупателям (например, детям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам), по месту приобретения (например, в зале, в городе), по времени недели (различию цен в выходные и в будни) или суток (дневные, вечерние, ночные цены). Затем определяется вид цены: • розничные и оптовые (могут быть в 2-3 раза ниже МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ • для внутреннего и внешнего рынков; • контрактные (договорные) цены могут быть твердыми, И, наконец, определяются валютные цены, цены платежей, страховки от валютных рисков. Чем более развита экономика, чем насыщенней рынок, чем ниже степень эластичности спроса по ценам, тем слабее роль ценовой стратегии по сравнению с товарной, сбытовой, продвижения. В такой ситуации следует избегать ценовой конкуренции за счет большей сегментации рынка, лучшего позиционирования товара, повышения его качества. Например, в музейных учреждениях Англии и все более — США, цена за билеты играет все меньшую роль в экономическом механизме их работы. С посетителей берется незначительная или просто символическая плата, а доход обеспечивается от так называемого членства (membership), клубов друзей с привилегиями в зависимости от размера взноса. Или полный отказ от билетов дополняется системой пожертвований. Или цена билета дифференцируется по профессии посетителей, или их возрасту (дети и пожилые — бесплатно). Либо вводятся бесплатные дни в году или на неделе. Во всех этих случаях ценовая стратегия фактически переходит в стратегию продвижения и public relations. Можно говорить о существенной роли неценовых факторов в ценовой стратегии. Как писал А. Смит, реальная цена всего, что необходимо человеку, — это усилия и трудности по приобретению этого товара. Поэтому можно говорить и о цене усилий, затрат физической и нервной энергии, времени. При одинаковой цене товаров или услуг могут быть различными расходы на транспорт, время, затраченное на дорогу. И эти расходы могут существенно менять отношение к собственно цене. Кроме того, цена обычно воспринимается как показатель качества товара (услуги). Поэтому низкие цены могут не привлекать осторожного покупателя. I
4 МАРКЕТИНГ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ КАК СИНТЕЗ ТОВАРНОЙ И ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ Если товарная стратегия ориентирована на решение преимущественно проблем потребителя с помощью конкретного товара, то ценовая стратегия решает преимущественно проблемы производителя. Однако главная особенность рыночного феномена товара заключается в его способности удовлетворяя потребности потребителя, удовлетворять потребности производителя в одновременном решении их проблем. Поэтому особый интерес представляет функционально-стоимостный анализ (ФСА) — маркетинговая технология, сопрягающая цели потребителя и производителя. Оптимизацию качества товара ФСА сочетает с оптимизацией затрат. Первое направлено на четкое соответствие характеристик товара требованиям потребителя. Второе —• прежде всего на снижение издержек и одновременное повышение конкурентоспособности. В этом плане ФСА предполагает интеграцию двух классов задач, решаемых в рамках товарной и ценовой стратегий маркетинга. ФСА может рассматриваться как синтез этих двух стратегий, как единая программа повышения эффективности деятельности фирмы. Связь ФСА с эффективностью наглядно выражена в формуле эффективности: п ц з' Э — эффективность, П — потребности, Ц —■ цели, Р — результаты деятельности, а 3 — затраты, необходимые для их получения. Каждая из этих величин может характеризоваться в различных показателях. Главное же то, что эффективность как одна из центральных идей управления есть характеристика менеджмента, позволяющая достичь результатов, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям с наименьшими затратами. Нетрудно заметить, что формула эффективности может быть упрощена: П Ц 3 П
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ а эффективность сведена к экономичности и социальной результативности. Однако, промежуточная роль целей важна именно с менеджментной и маркетинговой точки зрения: целесообразности целей, их направленности на реализацию требований рынка и общества (ц/п), и результативности менеджмента, достижения поставленных целей (р/ц). Товарная стратегия, вырабатывая цели фирмы, соответствующие нуждам потребителя, решая проблемы потребителя, устанавливает фактически соотношение ц/п, а ценовая стратегия, решая проблемы экономичности деятельности фирмы, конкретизирует соотношение р/з. Таким образом, ФСА является междисциплинарным по своей сути полем деятельности социологического, социально-психологического, психологического, экономического, культурологического, инженерного подходов. С операциональной точки зрения ФСА состоит из ряда этапов: 1) На подготовительном этапе решаются задачи сег 2) Информационный этап (силами маркетологов и 3) Аналитический этап (силами маркетологов, специ \\
4 МАРКЕТИНГ модели предстает как переход от классификационного дерева целей концепции товара через его каузальное дерево целей (структуру причинно-следственных связей) к композиционному дереву целей (конструкции, композиции частей, образующих целое). 4) Конструктивный этап, на котором разрабатывают 5) Оценочный этап — выбор оптимальных решений 6) Этап анализа конъюнктуры рынка, включая ана 7) Внедрение — этап организации нововведения, при Приведем пример — фрагмент ФСА в маркетинге развлечений. Он касается центрального момента — синтеза модели (образа товара): • сегментация: обеспеченные молодые люди от 18 лет; • ценности (нужды): развлечения, престижное обще • идея товара: высококачественный престижный досуг • функциональная модель товара (дерево целей) (схема Из чего складывается цена: издержки + прибыль. Режим реализации цены: 1. Членские взносы — имеют недостаток в условиях 2. Входные билеты — снижают уровень заведения. 3. Пригласительные билеты — возможны только на 4. Кредитная карточка гостя — (с расчетом на выхо Меры public relations при внедрении: • для потенциальных клиентов — серия приемов и пре МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
А МАРКЕТИНГ 8-1185 4.6 СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Эта стратегия решает задачи распределения и распространения товара, реализации его приобретения потребителем. Задачи эти составляют три основные проблемы: каналы распределения, товародвижение (доставка) и собственно реализация. Совершенствование сбыта может достигаться различными путями — как за счет самостоятельного выхода на потребителя, развития деловых связей и т. д., так и с помощью различных посредников: агентов и специальных фирм. Последний путь — путь специализации и разделения труда — способствует большей интенсивности, профессионализации сбыта. Посреднические фирмы, не производящие непосредственно услуг, располагают специально оборудованными залами, площадками, службами и т. д. Однако этот путь, освобождающий творческие коллективы от несвойственных им функций, чреват утратой прямых связей с потребителем. Кроме того, ответственность за качество услуг в конечном счете ложится на производителя. В общем виде поэтому можно говорить о трех подходах к стратегии реализации: во-первых, это может быть стратегия собственного сбыта, во-вторых, стратегия посреднического сбыта, в-третьих — стратегия смешанного сбыта. Важнейшим компонентом реализации и продвижения товаров и услуг является реклама. Эта чрезвычайно важная и развитая сфера современного бизнеса рассматривается в специальном учебном пособии. Каналы распределения Каналы распределения (КР) — это система фирм или лиц, берущих на себя право собственности на товар или помогающих другим передать его на пути товара от про-, изводителя к потребителю. Реализация возможна по различным каналам: «непосредственно фирмой: вразнос, посылками, через свои магазины, кассы и т. п. Но такой путь может быть сложен или дорог. Часто более эффективно вхож- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕЕЕ КУЛЬТУРЫ дение в развитую систему посредничества дилерских и дистрибьюторных систем, агентств, контор и т. п; • через одного посредника: в розничной торговле, или • через опт в сочетании с розницей (например, с помо • через опт, мелкий опт и розницу; • смешанным образом. В сфере культуры широко распространена реализация в записи (аудио, видео), с использованием СМИ. Примером может служить обеспечение актеру возможности предложить услуги кино, театру, ТВ, шоу-бизнесу, концертным организациям, Для политика КР — структуры, облегчающие его доступ на ТВ, в прессу, общение с избирателями. КР могут быть интегрированы в различной степени: - • корпоративные КР — вся сбытовая сеть принадлежит фирме, • управляемые фирмой КР, • договорные КР: добровольные, кооперативные и об Помимо такой «вертикальной-» интеграции КР возможна их «горизонтальная» интеграция как объединение усилий. В функции любых КР входят: • распределение и сбыт товара, • участие в маркетинге,
• контакты и переговоры, ' • участие в планировании товарного ассортимента,
• финансирование издержек ш> сбыту с принятием на • обслуживание товара, • складирование и хранение, • участие в ценообразовании. Собственно стратегическое решение относительно КР касается: • структуры КР, их глубины и характера интеграции, • числа посредников, • интенсивности сбыта, Й
4.МАРКЕТИНГ 8* • селективности сбыта и исключительных прав (огра • мотивации посредников и торговых агентов, стиму При выборе посредников следует убедиться, что он не является посредником конкурентов. Предпочтительно отдать право на посредничество специалистам, им также более известным. Немаловажны также источники финансирования посредника, степень материально-технической оснащенности, уровень квалификации, география КР. Договор целесообразно заключать на 1 год. Товародвижение Имеется в виду доставка товара посредникам или потребителю (экспедиция) и сопровождающая ее деятельность. Товародвижение должно обеспечивать своевременность доставки товара, его сохранность, возможность замены дефектного товара. Решения по товародвижению должны давать ответы на вопросы: • Как работать с заказчиком? (Методика заказов) • Какой запас товара необходим? (Товарные запасы) «Каков порядок отгрузки и доставки? (Транспортировка) Реализация Решения в этой части касаются организационных структур КР и режима их работы: в розничная торговля, • торговля с помощью заказов по каталогам (через • заказы (в том числе по каталогам) через демонстра • оптовая торговля с помощью агентов, брокеров и ди о торговые агенты — продавцы или коммивояжеры. Важно определить место оказания услуг, его оснащение? благоустройство, возможность создания новых точек. Не менее важно время потребления: время дня, день недели, режим (с перерывом или без). МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ Продвижение складывается из трех блоков деятельности, каждый из которых использует свои специфические технологии и предполагает свой специфический профессионализм: коммуникации, режима и стимулирования продаж. Коммуникация Коммуникация имеет целью обеспечение благоприятной среды реализации проекта, программы, разъяснения целей, мотиваций возможностей. Тем самым повышается статус и репутация фирмы, привлекаются перспективные спонсоры. Поэтому главные задачи коммуникативной стратегии это: а) Уточнение сил, групп влияния, инстанций среды Среда включает в себя: • микросреду фирмы: руководящий персонал, специали • рыночную среду: клиенты, конкуренты, поставщи • властные структуры (представительные, исполнитель • средства массовой информации (электронные СМИ, • общественные организации (партии, движения, со • местные группы (население); • широкая публика. б) Определение их интересов и соответствие (или не в) Определение факторов, действующих в среде фирмы: • экономических (состояние экономики страны, ре • природных, • экологических, • научно-технических, • политических, 4 МАРКЕТИНГ • правовых, • ■. а в культурных (в том числе традиционные ценности национально-этнических культур, субкультуры, ценностей их динамики), которые проявляются в отношении людей к себе самим, жизни, к другим людям, к обществу, к природе, к мирозданию. г) Определение мер и форм работы по согласованию интересов фирмы с ее средой, разъяснение мотиваций, целей программы, ее перспектив. Делается это с помощью методов и форм общественных связей (public relations), включающих: • информационные листы и релизы, • связи с прессой (интервью, статьи, информации, • пресс-конференции, • приемы и презентации, • обращения, личные контакты, • политическое лобби, • акции, в том числе праздники, • спонсорство, благотворительность, • выставки, • экскурсии, • фото-, кино- и видеоматериалы. Главное отличие public relations в рамках маркетинговых программ от собственно public relations состоит в том, что первые формируют благоприятный образ товара (программы, проекта), общественное мнение по отношению к нему, а вторые — все то же самое, но относительно фирмы в целом. Поэтому первые имеют коммерческую ориентацию и финансируются в рамках данной программы, а вторые — из стратегического бюджета фирмы. Хорошим примером роли мероприятий PR является маркетинг главной сенсации 1999 киногода — американского фильма «Ведьма из Блэра» iiro трех студентов киноинститута, которые в 1994 г. поехали в глухую провинцию, чтобы сделать учебный фильм про легендарную и ужасную ведьму, и которые пропали, оставив только случайно найденные сделанные ими пленки. Фильм, съемки которого обошлись по официальным данным в 40 000 долларов, а по неофициальным — даже МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ в 20 000 долларов, принес только на одном американском прокате 140 000 000 долларов, став самым рентабельным за всю историю кино. (Знаменитый «Титаник» собрал 600 млн. долларов в США и 1800 млн, долларов по миру, но он и стоил 300'млн. долларов.) Самым неожиданным было то, что американцы ринулись смотреть картину, в которой играют трое совершенно неизвестных актеров, которая снята ручной камерой, изображение в которой мечется, а то и вовсе пропадает. Однако при мизерных затратах на производство фильма на его раскрутку было вложено 15 млн. долларов. Для начала публику убедили в «легендарности» ведьмы. Была придумана и растиражирована через Интернет двухсотлетняя история ее кровавых злодеяний. Был сфабрикован документальный фильм о ней, будто бы снятый в конце 1940-х. Отдельной книгой был опубликован дневник пропавшей героини, словно бы найденный вместе с ее рюкзаком, причем страницы рукописного дневника воспроизведены в книге факсимильно. В университетских городках были расклеены листовки с портретами исчезнувших студентов и просьбами помочь полиции любыми сведениями. В результате многие зрители и впрямь уверовали в Без всей этой PR-овской мифологии (например, в России) этот весьма средний фильм воспринимается в прокате совершенно иначе. В США же «Ведьма из Блэра» явила современную модель в высшей степени эффективного маркетинга. Реклама Реклама — убеждающее и побуждающее информационное воздействие на потребителя. По сути дела, это средство формирования и стимулирования спроса путем описания свойств товара на языке нужд потребителя. Средств и форм рекламы — великое множество: газеты, ТВ, радио, письма, обращения, прямая и электронная почта, стендовая реклама, афиши... 4. МАРКЕТИНГ Рекламу фирма может определять сама или через специальные агентства — выбор зависит от возможностей и целей фирмы., Стратегическое решение должно касаться не только главного содержания, форм, но и широты охвата рынка рекламой, ее объема и интенсивности (частоты — реклама может быть непрерывной или пульсирующей), степени агрессивности. Реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению товара. Помимо рекламы реализации и продвижению способствуют различные формы стимулирования продаж, т. е. организация непосредственного потребления и поощрение потребителей. Речь идет о снижении цен, доставке товаров и услуг по месту жительства, распродажи, открытии консультационных пунктов, демонстрации, конкурсы потребителей и т. п. Общие цели рекламы обыкновенно совпадают с общими целями маркетинга, но также могут преследовать и специфически рекламные цели, работающие на систему маркетинга: - • информация о существовании товара, его характери • формирование памяти о товаре и- мотивации на его Выработка рекламной стратегии во многом заключается в формулировке «редакционной платформы» — ос- -новного документа (copy-platform, copy-strategy), определяющего суть рекламного обращения к потребителю. Оно включает в себя 4 пункта: 1. Собственно предложение потребителю (что и с ка 2. Доказательства — подтверждение предложения 3. Точное описание целевой аудитории, к которой 4. Тон (стиль) рекламного обращения, созвучный 23? МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ i Стимулирование продаж Стимулирование продаж отличается от рекламы тем, что если реклама — информационное воздействие на потребителя, побуждающее его к потреблению, то стимулирование продаж является организацией непосредственных актов потребления. Достигается это путем организационного воздействия на потребителя, КР и собственным персоналом. Формами стимулирования продаж могут быть: • сервис, ' «распродажи,^ «бесплатные раздачи образцов и приглашения, • купоны, • премии потребителям, » экспозиции и демонстрации, • выставки-продажи, • конкурсы, • игры, в лотереи, • профессиональные встречи и т. д. Главная цель стимулирования продаж — закрепить образ потребляемого товара в сознании потребителя, создав практическую привычку к реальному потреблению данного товара. В плане стратегии реализации (сбыта) и продвижения товара все большее значение приобретает так называемое «стимулирование продаж». И не только потому, что «стимулировать» означает «привести в действие», вызывая прямую смысловую ассоциацию с продвижением (promotion) товара. В мировой практике маркетинга соотношение (доли) затрат на рекламу и на стимулирование продаж быстро изменяется в пользу последнего. Так, в США в 1986 г. объем затрат на рекламу возрос на 7,5%, тогда как на стимулирование продаж — на 30%, составив около 60% затрат на продвижение товаров. Причин такого роста достаточно много. Это и чрезмерный рост стоимости рекламы, ужесточение законодательства, стремление менеджеров и предпринимателей 4. МАРКЕТИНГ к быстрому получению результатов, обострение конку-ч ренции, требующей все более оригинальных способов сбыта, и т. д. Во Франции в сфере культуры, досуга и развлечений доля затрат на стимулирование составляет 8,5% от суммы затрат на продвижение товаров (для сравнения — доля на рекламу в месте продажи — 7%). А в туризме это соотношение достигает 12% и 3,5% соответственно. Особый интерес стимулирование продаж представляет для маркетинга в сфере культуры. Во-первых, в силу особенностей потребления в этой сфере, требующих не просто информации о возможных видах культурной деятельности, а, непосредственного вовлечения в нее. И во-, вторых, в силу чрезвычайно перспективного сотрудничества учреждений культуры и творческих коллективов с промышленными и коммерческими фирмами в деле promotion их товаров — причем именно в виде стимулирования продаж. Ведь последние, особенно в виде конкурсов, праздников, ярмарок и т. п. невозможны без привлечения потенциала сферы культуры. Да и сами акции по стимулированию продаж предъявляют к их организаторам такие требования, как творческий подход, концептуальная и практическая режиссура, импровизация — т. е. те качества, которыми профессионально обладают работники культуры. По сравнению с рекламой СП имеет несомненное преимущество: оно позволяет быстро и интенсивно воздействовать на спрос. Поэтому представляется целесообразным подробнее остановиться на целях, возможностях и формах стимулирования продаж. Стимулирование продаж (СП) суть совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении потребителя и организаторов реализации с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых потребителей (клиентов). Если public relations создает обстановку в обществе, благоприятную для фирмы, реклама информирует о товаре и создает мотивацию на его потребление, то СП временно повышает интерес к товару и организует его МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ интенсивное приобретение. В этом смысле PR, реклама и СП образуют ряд все более интенсивного возбуждения интереса к деятельности фирмы: от доброжелательного отношения (PR), через знание и память о товаре (реклама) до прямой организации интенсивного спроса (СП). Последнее ориентировано не на знания и информацию, а на немедленное изменение поведения потребителей, а именно — интенсивное потребление именно этого товара. В этом плане СП — наиболее «жесткий» способ продвижения, особенно по сравнению с таким «мягким», как PR. В каких случаях целесообразно СП? Возможны три группы оснований прибегать к нему: 1. Стратегические соображения: • увеличить число потребителей, • увеличить количество товара, потребляемого каждым • оживить интерес к товару, • увеличить оборот фирмы до желаемого уровня, • достичь намеченного объема продаж. 2. Специфические соображения: • ускорить-реализацию наиболее выгодного товара, • повысить оборачиваемость конкретного товара, • избавиться от затоваривания (излишков запаса то «придать регулярность реализации сезонного товара,» противодействовать конкурентам, • оживить сбыт товара, переживающего застой. 3. Разовые основания: » извлечь выгоду из ежегодных событий и праздников,» воспользоваться какой-либо благоприятной возможностью (событием) типа Олимпийских игр, Игр Доброй воли, годовщины фирмы, • поддержка рекламной кампании. СП эффективно только если увязывается с определенным этапом жизненного цикла товара. Так, на стадии начала (выхода на рынок) ни потребители, ни службы сбыта, ни агенты, ни посредники не являются еще приверженцами нового товара, неохотно идут на риск, проявляют сдержанность. Поэтому на этой стадии помимо рекламы необходимо энергичное СП. В случае роста, 4. МАРКЕТИНГ когда товар хорошо принят ком, СП обычно отходит на второй план. В фазе зрелости, когда круг потребителей стабилизировался, затраты на рекламу не оправданы незначительным ростом продаж, вновь увеличивается значение СП, способного привлечь новых клиентов и увеличить объем потребления каждым из потребителей. В стадии спада СП теряет смысл, будучи оправданным только в случае либо энергичного ухода товара с рынка («валы-финалы»), либо кампании его замены другим товаром. Наиболее оптимальный эффект СП состоит в общем улучшении динамики товара на рынке (рис. 25). Умелое СП на стадии выхода дает существенный выигрыш во времени, в том числе в плане наступления стадии роста (рис. 26). Простое разовое СП, используемое главным образом на стадии зрелости, дает разовый эффект «наскока» на объем продаж, на общую динамику жизненного цикла товара (рис. 27). СП не обязательно приводит к росту общего объема продаж, а в связи с явлением компенсации лишь смещает показатели во времени (рис. 28). Такой эффект может быть важен для производителя в случае сезонного характера сбыта. Общего роста продаж не будет, но зато можно более рациональ- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ rid спланировать свою деятельность, как бы «уплотнив» ее на.более коротких отрезках времени. Такое «уплотнение» может быть важно на стадии затухания и ухода с рынка (рис. 29). Иначе говоря, при уходе с рынка можно, используя СП, уйти «быстро и красиво». Наиболее эффективно относительно непродолжительное СП (не более 1-2 месяцев), побуждающее потребителя быстро воспользоваться преходящей выгодой. План СП как часть (раздел) маркетинговой программы включает в себя: а) цели на планируемый период (улучшение образа б) программу действий, включая средства, формы и в) контроль за СП; г) бюджет (смету) каждой из операций СП; д) график мероприятий по СП, включающий одну Потребитель обычно охотно и доброжелательно реагирует на СП, рассматривая его как «бесплатный подарок» или развлечение. Какие же существуют конкретные формы СП? Ценовое СП. Оно может быть в виде прямого снижения цен (сезонных, к событиям и т. п.), в виде скидок в процентах, в денежном выражении (10, 50, 500 и т. д. руб.), специальных цен. Практикуется совмещенная продажа товаров, ни один из которых не является компонентом другого, но один из которых пользуется повышенным спросом (продажа «с нагрузкой»). Возможен зачет потребленного товара или приобретение нового (обычно зачет фактически соответствует 10%-й скидке). Повышенную реакцию вызывает дополнительное количество товара бесплатно — особенно в момент освоения рынка, психологически это более мощное воздействие, чем даже соответствующая скидка. Всякое СП, связанное с прямым или косвенным, немедленным или с отсрочкой снижением цены, обычно приветствуется как 4. МАРКЕТИНГ
II потребителем, так и законодателем, так как тормозит рост стоимости жизни. Но эффективность этого метода СП падает, если им пользоваться слишком часто. Кроме того, он не ведет к созданию круга устойчивой и надежной клиентуры, так как потребитель реагирует именно на снижение цены. Купоны. По сути более сложная форма снижения цен. Потребителю предлагается купон, дающий право на получение скидки с цены товара (определенная денежная сумма, снижение цены товара при новой покупке и т. п.). Купоны могут рассылаться по почте, разноситься по адресам, распространяться через органы печати (газетш, журналы, издания), в местах продажи и потребления, выдаваться органами власти и общественными организациями и т. д. Возмещение с отсрочкой. Фактически представляет собой снижение цены, но не в момент продажи, а спустя некоторое, время по предъявлении доказательств сделанных покупок. Возмещение может быть в виде чека или наличных на заранее определенную сумму. Обычно в этом случае речь идет о более крупном, чем в предыдущих СП вознаграждении. Возможно также объединение ряда товаров в одном купоне (талоне),'распространяемом через прессу и предъявляемом вместе с доказательством покупки. Практикуются также книжечки талонов (абонементы) на несколько товаров или на определенную сумму. Перекрестный купонаж позволяет вести СП совершенно разных товаров — например, потребитель одного товара получает вознаграждение в случае приобретения другого товара. Сумма вознаграждения соответствует СП в случае покупки обоих товаров. Все эти простые или сложные формы снижения цен имеют общую черту — более или менее крупный выигрыш в деньгах сразу или с отсрочкой выплаты. Все эти методы СП имеют отчетливое социальное значение: • они важны для властей как фактор общего снижения • являются элементом проявления конкуренции, важ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ■ ;; «позволяют производителю легко и просто стимулировать продажу; • гарантируют торговой и прочей сбытовой сети увели • привлекательны для потребителя, создавая побуди Кроме ценовых методов СП, существует широкий спектр методов стимулирования натурой в виде премий и образцов (предлагаемых бесплатно). Эти методы СП обладают еще более резко выраженным социальным значением, так как дают потребителю дополнительное количество товара (а не просто экономят деньги, как методы снижения цен) и придают контактам производителя и потребителя более разносторонний и предметный характер. Примером могут быть премии для детей в виде коллекций моделей, составления головоломок, мягких игрушек, наклеек. Для этого обычно используются ассоциации с популярными персонажами телепередач, спортивных игр. Используются также премии для взрослых в виде полезных товаров для хозяйства, быта и т. д. При распространении образцов для сферы культуры особенно перспективно перекрестное (сопутствующее) распространение: как собственных услуг с другими товарами, так и наоборот. Еще более интересны и перспективны для сферы культуры методы активного СП, прежде всего — конкурсы, лотереи и игры. Эти приемы СП привлекают большее количество людей, которым предлагаются чрезвычайно привлекательные выигрыши, позволяют реализовать творческий потенциал художественной культуры (например, продажа недвижимости в виде конкурса литературных сочинений на определенную тему). Широкое распространение конкурсы, лотереи и игры получили с применением средств массовой информации, особенно ТВ '(«Лотто-миллион», «Поле чудес» —наиболее известные примеры). Для успеха этих методов СП особенно важны привлекательные призы (туристические поездки, автомашины, крупные пакеты ценных бумаг, значительные льготы — вплоть до освобождения от подоходного налога на год-два). i. МАРКЕТИНГ Стратегии фирмы (структура рабочего документа) Рынок: • Задачи, которые ставятся фирмой на планируемый Стратегии решения этих задач: • Товарная: изменение номенклатуры, изменение по • Ценовая: образование цены, динамика цен, характер • Сбытовая: место и способ обслуживания, создание ус • Продвижение: реклама, стимулирование продаж, * * * Завершается стратегическое обоснование маркетинга выработкой плана действий по каждой из стратегий и общего бюджета (сметы). Примерная форма плана действий такова: Стратегия................................................ Время начала действий...................... Время окончания действий................... Действие............................................. Дата................................................. Расходы........................................... Действие....................................... Дата........................................ .»... Расходы........................................... Программы обычно разрабатываются на 5 лет и корректируются ежегодно. Годовые планы и программы уточняются ежеквартально, а кварталы — ежемесячно. Структура и форма планов и программ различной деятельности зависят от особенностей фирмы и содержания работы. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование во многом занимает особое, если не сказать — центральное, место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы. Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит — соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований — способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля. Эту связь можно представить в виде последовательности: Планирование (определение целей и путей их достижения): • содержание деятельности; • финансирование и другое обеспечение; • организационная структура; • требования к персоналу; • подбор, расстановка, стимулирование • система учета, отчетности и контроля. 5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 5.1 ВИДЫ ПЛАНОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности — в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы — комплексный план или программа. В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные. В зависимости от степени директивности, т. е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности. Прогнозные МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или фирмы. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера. В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.). В таких планах указываютёя обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также ствляется на тех же уровнях, что и перспективное, а '| также на уровне отдельных учреждений и их подразде- '. лений. Наиболее полно деятельность учреждения куль- < туры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая?, детализация и конкретизация плановых заданий дости- j гается в квартальных и месячных (календарных) и дру- ij гих оперативных планах работы. К оперативным отно- £ сятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день,.] а также оперативные индивидуальные планы.? Следует различать также стратегические и тактичес- ^ кие планы. В предыдущей главе были рассмотрены мар- у кетинговые стратегии фирмы. Подобные разработки мо- ■? гут конкретизироваться в отдельных программах, про- : I ектах, текущих плановых документах, бизнес-планах.,?| дополнены системами анализа, оценки, контроля, кор- «| ректировки деятельности. Очевидна, таким образом, цен- ': тральная роль стратегии — она определяет как содержание конкретных планов, так и организацию обеспечения 6. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 243 их выполнения, требования к контролю и персоналу,, Цель стратегии — удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые. В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка — собранный в единый до-кумент, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия. 5.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ) Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения. Организационно-подготовительный этап На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач. Определение круга исполнителей. Разработка планов обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы. В ряде случаев, особенно при необходимости разработки масштабной программы, целесообразно создать комиссию по разработке проекта плана и привлечь к участию в ней представителей потенциальных заказчиков, общественных организаций, специалистов из научных, мето- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ дических и образовательных учреждений культуры (по согласованию или на договорной основе). При необходи- -мости такая комиссия может делиться на рабочие группы по направлениям разрабатываемой программы. Определение сроков разработки. Важно определиться и со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Следует помнить, что полноценный план не может быть разработан в считанные дни. На выполнение серьезной разработки требуется соответствующее время. Так разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года. Информационное обеспечение. Разработка программы jjj-f должна опираться на добротную информационную базу. f Информационное обеспечение планирования заключается Планирование предполагает наличие широкого круга разнообразной информации, в том числе и добытой своими силами. Разработка планов предполагает пользование библиотеками — как специализированными, так и массовыми. Более того, рано или поздно, но приходится заводить собственную библиотеку на фирме, содержащую справочные издания, адресные книги, необходимую периодику и издания по профессии, отраслевые журналы, литературу по культурологическим, политическим, экологическим и другим проблемам., В ряде случаев, особенно при необходимости выработки стратегических решений, возникает необходимость 5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 245 проведения специальных исследований. Они могут быть направлены на изучение как внешней, так и внутренней социальной среды фирмы («внешние» и «внутренние» исследования). Речь идет об изучении каждого сектора социальной среды, а внутри каждого сектора — важных для работы фирмы его представителей: их оценки фирмы, мнения, настроения, прет Date: 2015-06-11; view: 437; Нарушение авторских прав |