Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Туимазинскии район башкирские и национально смешанные деревни
Все населенные пункты района находятся на территории бывших башкирских Кыр-Еланской, Канлинской, Киргизской, Кубовской и Байлярской волостей. В 1798—1865 гг. башкирские деревни этих волостей входили в 12-й кантон. О Кыр-Еланской волости мы уже говорили, когда речь шла о поселениях Шаранского и Ермекеевского рай- 83 Андрущенко А. И. Крестьянская война 1773—1775 гг. на 84 Крестьянское движение в России в 1881 - 1889 гг. С. 583. 85 МИБ. Т. 5. С. 317. 86 Знамя Октября. 25 июля 1991 г. 87 Там же. Н. Г. Залесов впоследствии стал генералом от Карта Туймазинского района 1934 г. онов. К этой волости относилось 20 с лишним башкирских деревень Туймазинского района, постепенно становившихся этнически смешанными. Уже в начале XIX в. соотношение вотчинников и припущенников было не в пользу первых. В 1816 г. вотчинников было 1001 душа, припущенников — 6618 душ м.п.1 Обзор поселений начнем с Кыр-Еланской волости. Д. Каратово (от гидронима) — поселение башкир-вотчинников, которых насчитывалось в 1795 г. при 9 домах 42 человека обоего пола, в 1816 г. — 23 души, в 1834 г. — 37, в 1850 г. — 56, в 1859 г.— 66 душ м.п.2 Здесь зафиксированы и тептяри (в 1795 г. в двух дворах — 10 человек, в 1816 г.— 15 душ обоего пола), но, по словам жителей деревни, «хотя по ревизским сказкам числятся здесь тептяри, но живут и дома имеют в разных деревнях»3, в частности, в д. Талды-Булак. 152 башкира при 62 дворах проживало в 1870 г.4, в 1920 г. — 437 человек (89 дворов)5. Деревню называли по-другому Карашево. 1 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 3. 21795 г. - ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929 (Белебеевский уезд). Л. 48; 1816 г. - Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755; 1834, 1850, 1859 гг. - Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 61, 156. 3 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. 4 Списки населенных мест Российской империи. Т. 45. 5 Список населенных пунктов Башреспублики. ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
В 1843 г. на 67 башкир было засеяно 8 пудов озимого, 240 пудов ярового хлеба6. О занятиях населения Кыр-Еланской и Байлярской волостей в начале XIX в. в «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию земель» сказано следующее: «Землю обрабатывают новокрещеные мордва, чуваши, тептяри, ясашные татары, а башкиры хлебопашества не имеют, а производят хорошее скотоводство»7. Если к 30-м гг. XIX в. они засевали немного хлеба, то это отчасти объясняется принудительными мерами военных губернаторов по переводу башкир к оседлости и земледелию. Название д. Какрыбашево непосредственно связано с именем башкира-вотчинника Кыр-Еланской волости Какырбаша. Деревня называлась Какырбашево, затем ее название изменилось — Какрыбашево. Какырбаш известен тем, что в 1721 г. сопротивлялся возвращению беглых крестьян. В инструкции Сената, данной полковнику князю И. Б. Головкину, посланному к башкирам для возвращения беглых крестьян, было написано следующее: «Казанския татара и иных разных городов Казанской губернии ясашные люди и полонные живут в бегах на Уфе, да многие служилые люди мурзы и татара живут домами своими в укрывательстве, императорскому величеству не служат и рублевых денег не платят. Башкирцы де их беглецов и приняли, и от того де учинилось его и в казне недобор в денежном 160000 Рублев, а в хлебном — 180000 батманов»*. Достойны внимания и следующие строки: «да из беглецов же, которые пришли меньше 10 лет происком своим, назвав их башкирские земли своими землями, и взяв у губернаторов указ, живут, поселясь деревнями, на их землях, чтоб их с протчими беглецами выслать на прежние жилища». Однако сыскным правительственным отрядам башкиры оказали сопротивление: «стали быть противны и беглецов не отдают». Среди башкир, оказавших «противности», был и кыр-еланец Какырбаш, который стоял перед карателями «во многом собрании, вооружась с копьи и сайдаки, хотели побить их до смерти». Поручик Буткевич с верными башкирами уговаривал его, чтобы «они тех беглецов отдали, и он де Какирбаш, и Смаил мулла, и Киразман батыр с товарищы, увидав, что они едут, выехали к ним навстречу многолюдством в пансырях и со всяким воинским оружием и не допустя их до своих жилищ в Ыланской волости в деревне, и хотели порутчи-ка с тов. и (верных) башкирцев Яркея, и Клея, и Устюма с тов. побить до смерти... в той деревне сидели в осаде сутки и отошли от них отходом пешим»8. Башкиры владели землей по сберегательной записи от 7149 (-5508=1641) г. Тептяри заселились по договорной записи от кыр-еланцев, составленной 21 мая 7201 (—5509=1692) г. Вот ее содержание: «Се яз Илькей Ямметов сын Уфимского уезда Казанской дороги Кыриланской волости башкирец з братьями своими и з детьми, з племянниками дали есьмя сию запись той же дороги д. Кырканлы (сегодня Урмекеево) ясашному татарину Чурманяшу Аккильдину да детям его Русметю да Ильчимбетю да Илимбетко Чур-маняшевым в том, в нынешнем 7201 году 21 мая впредь вечно припустили мы, Илькей з братьями в вотчину свою»9. Ясачные татары, припущенные кыр-еланцами, стали тептярями, т.е. они вышли из своего ясачного сословия, освободившись от всех его прав и обязанностей, и записались в новое сословие с новыми обязанностями и правами. Среди них, тептярей, оказались и башкиры-вотчинники д. Бикбулово Енейской волости Мен-зелинского уезда Оренбургской губернии. Это произошло в 1757 г. Естественно, енейцы, став припущенниками кыр-еланцев, оказались зависимыми от вотчинников тептярями10. Еще до 1739 г. кыр-еланцы Зыян Байдашев и Утяс Натуров припустили в д. Какрыбашево башкир Тамьянской волости Асана Базина, Якупа Досеева, Авта-кая Усейнова «к поселению в свой повыток по р. Ику и другим урочищам»11. Затем часть припущенных тамьян-цев переселилась в д. Байракатуба по р. Сюнь. Так шло формирование тептярского населения деревни. Перечислим имена отдельных жителей деревни. В 1814 г. на одном документе12 стояли подписи и тамги башкир-вотчинников: Ардуана Бакирова (подпись), Габдрахмана Курбангалеева (подпись), Хамидуллы Хай-буллина — тамга , Асфандияра Курбангалеева •, Абдулгафара Сайфуллина , Калимуллы Гузаирова , а также тептярей Нигматуллы Урманаева (подпись), Мухаметгалия Кунафина , Ахметзяна Ибрагимова Рост численности населения деревни виден в таблице. Таблица 51 Таким образом, население деревни состояло главным образом из башкир-вотчинников и башкир-припущен-ников. Последние находились в составе тептярей, состоящих также и из татар. В 1843 г. на 62 башкира было засеяно 8 пудов озимого и 128 пудов ярового хлеба. Только что начали культивировать картофель: было посажено 8 пудов. Д. Максютово основал кыр-еланец из д. Ахметово Максют Абдуллин. Между прочим, здесь же жили башкиры-вотчинники Усман Бердыбаев и Кулбай Тенкеев, ставшие первопоселенцами поселений Усман-Ташлы и Кулбаево (Ермекеевский район). В 1748 г. они припустили ясачных татар в дд. Биктышево, Улкан по pp. Ик и Кидаш13.
6 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. По другим деревням были 7 ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 925. Л. 53. * Батман казанский равен 4, оренбургский — 8 пудам. 8МИБ.Ч. 1.С. 286, 296. 9 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. 10 Там же. Ф. l.On. 1. Д. 2978. 11 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4678; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. 12 Там же. Д. 4871 (т. 1). 13 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 64. БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД
Таблица 52
В 1783 г. кыр-еланцы припустили в свою деревню тептярей, но перед ревизией 1850 г. все они были переселены в д. Япрыково. Национальный состав жителей деревни (табл. 52) переписями и ревизиями раскрыт не совсем точно. В этой деревне жили башкиры и государственные крестьяне из татар. Д. Ильчимбетово имеет генетическую связь с дд. Урме-кеево и Какрыбаш. Еще в 1693 г. ясачного татарина Чурма-няша Аккильдина с тремя сыновьями, в т.ч. Ильчимбетом, припустили в Какрыбаш. До этого они жили в д. Урмекее-во (Кырканлы, Кыркалны) на правах припутценников. В начале XVIII в. на новом месте возникло поселение, которое, возможно, и носит имя Ильчимбета Чурманяше-ва, переселившегося и оформившего новый припуск. В деревне проживали башкиры-вотчинники, башкиры -припущенники, тептяри, ясачные и служилые татары. Проследим формирование припущеннического населения. Первый документ о припуске в д. Ильчимбетово башкир из Сарыш-Кипчакской (затем называвшейся Кары-Кипчакской, занимавшей территорию нынешнего Кугарчинского района Башкортостана) волости Оренбургского уезда. Вот текст указа. «Дан сей ея императорского величества Елизаветы Петровны из Уфимской провинциальной канцелярии указ Уфимского уезду Кипчакской волости команды старшины Заита Абдулова д. Сайкановой (Саиткановой?) башкирцам Битикию Давлетову с товарыщи для того, что сего майя 4 числа 1758 года в присланном ее императорского величества из Оренбургской губернской канцелярии в реченную провинциальную канцелярию указе написано. По данному во оную губернскую канцелярию ты, Битикей с тов., доношению объявили, что назад тому пять лет за неимением в старом жилище довольного сенокосу и пашенной земли и всего домового удовольствия с позволения старшинского поблизости к нему старшины по уступке вам той же Кыр-Иланской волости команды старшины Мос-кова Давлеткулова деревни Ильчимбетовой башкирцев Муртазы Дюмеева с тов. перешли бы на вотчинную их землю для житья, пашни и сенокосу и хмелевого щипанья и звериного гону и протчаго употребления, кроме бортного ухожья, за что де заплатили им оброку по 1 рублю 20 коп. з двора, в чем они Муртаза с тов. дали вам письмо, почему тут поселилось вас башкирцев шесть да ясашных татар пять, итого одиннадцать дворов. Только о житье вам на том месте указу ни откуда не дано и просили вы, чтоб * Башкирский край. Вып. 1. С. 99; в дальнейшем использованы статданные из этой публикации, но без ссылок на нее. о том вам дать указ. Почему оным е.и.в. Оренбургской губернской канцелярии указом здешней провинциальной канцелярии велено ту вашу прозбу разсмотреть и потом надлежащее определение учинить в чем указов по своему усмотрению. Чтобы вам с ними в той деревне жить и по очереди старостам быть, общественные службы исправлять обще, чем де и они будут довольны... велено тебе Битикей с тов. дать сей е.и.в. указ. припустили на их общую землю вотчинники для единственного только житья в их деревне и владения одних их повытков, кои ныне за ними состоят из оброку и неправежою продали и особливо по позволению старшины. Указ дан в Уфе 7 мая 1758 г.»14 Сарыш-кипчаков в деревне было в 1816 г. — 43, в 1850 г. — 50, в 1859 г. — 99 мужчин. Из д. Шуран Сынрянской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии в 1850 г. проживало здесь в качестве припущенников 6 башкир м.п. По VII ревизии 1816 г. приводим имена башкир: Зубаир Мавлютович Дюмеев, 44 года, сын Мухаметрахим. Гузаир Мавлютов, 40 лет, сыновья Мухаметзян, Мухамет-садык; брат Галикей, 38 лет, двоюродный брат Нарынбай Абубакиров, 19 лет. Усман Мавлютов, 36 лет, сын Багаут-дин; двоюродный брат Курбангали Мустафин. Алтынбай Битикеев (1754—1814), его дети Кунакбай, Давлетбай (его сын Кутлубай), Умитбай. Юртовой есаул Башир Тукта-мышев, 46 лет, сыновья Мухаметрахим (его сыновья Габдулнасыр, Габдулвали), Мухаметкарим, Давлетша, Зиганша, Мухаметшариф. Мухаметамин Амиров, 28 лет, сыновья Мухаметзян, Шагимардан, брат Мухаметгали, 25 лет. Кумыр Тляпов, 59 лет, сыновья Хусаин (его Гиль-ман), Габидулла. Гумер Тляпов, 54 лет, его дети Нигма-тулла, Файзулла, Салават, Калимулла. Курбангул Мулла-гулов (1765—1816), сын Хисамутдин, 30 лет (его сыновья Надырша, Фаткулла). Магадий Карагулов, 76 лет. Рахма-тулла Рахмангулов, 46 лет; брат Хамидулла, 30 лет (его сын Хисматулла). Среди них были и вотчинники (Мавлютовы) и припу-щенники (Битикеевы). По закону о земле 1832 г. баш-киры-припущенники могли вернуться в свои волости и потребовать земельные участки до 40—60 десятин на каждого мужчину как бывшие вотчинники тех мест. Но ильчимбетовские кипчаки заявили, что «доказательств на принадлежность нам оной земли не имеем, переселиться туда не намерены, а желаем остаться на прежнем месте»15, и поставили тамги — у всех ,. У башкир-вотчинников тамга другая — ковш По договорному письму от 10 марта 1798 г. вотчинники кыр-еланцы д. Ильчимбетово припустили в эту деревню тептярей Яхью и Якшигула Токтагуловых из д. Мушуги Мензелинского уезда для пользования их вотчиной, «а буде они найдут бобров, соболей и борти, то с нами, башкирцами, делить пополам». За припуск теп-тяри уплатили единовременную плату в сумме 20 руб., а также обязались ежегодно платить им по 10 коп. с двора и «исправлять их дороги, мосты и прочие мирские тягости»16. 14 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). Л. 2-3; Ф. 172. Оп. 1. 15 Там же. Ф. l.On. 1.Д. 2978. 16 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
По договору от 8 декабря 1808 г. житель д. Ильчимбе-тово Гузаир Мавлютов припустил 10 душ татар (3 двора)17. Среди них были Абдулмин и Курбангали Абдулкаримо-вы, Ибрагим Якупов, Тухватулла Абдрашитов. И, наконец, припуск служилых татар Файзуллы Масягутова и его сына Гибатуллы Файзуллина с условием платы оброка вотчинникам по 10 коп. с двора в год был осуществлен договорным письмом от 11 февраля 1811 г.18 Они вышли из д. Минлигулово (Сулличат) Бугульмин-ского уезда. О росте количества жителей приводим статистические данные (табл. 53). Таблица 53 Как видно, последняя перепись не отражает действи В 1843 г. на 112 башкир д. Ильчимбетово было засеяно 16 пудов озимого и 496 пудов ярового хлеба19. Д. Байракатуба была известна еще до 1739 г., когда ее жители-башкиры приняли башкир Тамьянской волости, живущих по припуску в д. Какрыбашево, но вытесненных первопоселенцами. Обратим внимание на договорную запись: «1739 года 20 марта Уфимского уезда Казанской дороги Кыр-Иланской волости деревни Байраки Тюба башкирцы Зяв Байдашев, Ипак Максютов, Бурза Давлет-баев, Караша Азаматов дали сию запись Уфимского уезда Ногайской дороги Тамьянской волости деревни Барсуковой башкирцам, жившим на Казанской дороге по речке Сюнь, а именно: Асану и Якупу Досаевым, Аверакаю (?) Усякову, Максюту Сапарову, Ишкени Батырову, Лапаю Имангулову, Амлекею Алекееву, Токамбетю Уразметову, Резяпу Мрясову в том, (что) припустили мы их для поселения дворами в вотчину свою в свои попытья, которые имеются по межам по речкам Ику, Усеню, Сюне до деревень Кусюковой и Алпаевой». За припуск они в числе 31 души м.п. платили вотчинникам всего 2 куницы в год20. Затем эта запись была подтверждена указом Комиссии башкирских дел от 8 февраля 1740 г. Д. Байракатуба называли еще Давлетбаево. Сын первопоселенца Бурза Давлетбаев Находился среди тех, кто припускал в эту деревню башкир-тамьянцев. Тамь-янцы о себе писали, что имеют вотчинную землю в Тамь-янской волости, но «доказательств на владение не имеют и перечисляться туда не желают»21. Третье название деревни — Новокакырбашево. Значит, ее основали выходцы из коренной деревни. По VII ревизии башкир-припущенников насчитывалось 32, по VIII — 43, по X — 53 души м.п. 74 мужчины было в 1870, 92 - в 1905 г., 106 - в 1920 г. Все — башкиры. В 1834 г. деревня имела мечеть. Было 50 ульев. Тогда же на всех 90 башкир было засеяно 8 пудов озимого и 176 пудов ярового хлеба. Картофеля посадили 8 пудов. К 4-й же юрте 12-го % башкирского кантона относилась д. Япрыково. Название деревни происходит от имени одного из вотчинников. Он нам не известен, но источники сохранили имя его сына — Юлуша Япрыко-ва (тамга ). Его упоминает договорная запись от 1742 г. Деревню зафиксировала I ревизия, проведенная Петром I в 1719 г., тогда она имела, кроме башкир, 19 теп-тярей. II ревизия в 1748 г. показала 29, IV в 1783 г. — 61, V в 1795 г. — 74 тептяря обоего пола. По другим данным, по V ревизии их было 38 человек при 8 домах. Нам не известны документы о припуске первых теп-тярей, которые осели в деревне кыр-еланцев еще в годы I ревизии. Но в последующем их передвижения зафиксировали источники. Жители д. Япрыково Юлуш Япрыков, Утеган и Аканай Тюкиновы, Ситдык Суюндуков «с това-рыщи» по договорной записи от 24 марта 1742 г. припустили «для поселения и житья» башкира Байлярской волости Мензелинского уезда Исекея Сапеева, ясачного татарина Мустафу Токметева из д. Курмашево, тептяря Юсупа Ишкинина из д. Ильтимирово с условием уплаты вотчинникам по 10 коп. с двора в год22. 14 июня 1776 г. сюда были припущены башкиры Тамьянской волости23. По договорной записи от 10 февраля 1748 г. кыр-еланцы бессрочно приняли к себе тептяря из башкир Бикбова Кулбулдина и его брата башкира (не тептяря) Бирдегула с условием уплаты по 10 коп. с двора24. На тех же условиях были припущены по договору от 11 февраля 1794 г. башкиры Тамьянской волости Абдрашит Абдуллин, Ярмухамет Мурадымов, Балтай Султанов, Ишбулды Ишалин, Галикей Юсупов25. Часть припущенных башкир пополняет ряды тептярей, другая сохраняет свое башкирское сословие. Ясачные татары на право пользования землей в деревне представили договорную запись от кыр-еланцев от 8 июня 1782 г.26 Таким образом, в деревне жили башкиры-вотчинники кыр-еланцы (1859 г. — 49 душ м.п.), башкиры-припу-щенники (в 1859 г. — 32 души м.п. из Айлинской волости Троицкого уезда, 19 человек из Тамьянской волости, 31 человек из Байлярской волости, еще 12 Человек не смогли назвать свою волость), тептяри (88 душ м.п.) и ясачные татары (45 душ м.п.)27.
17 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. |8Тамже. Ф. 172. Оп. 1.Д. 69. 19 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 176. 20 Там же. Д. 4871 (т. 3). Л. 433-434; Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978; 21 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 9-10. 22 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2). 23 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 241. 24 Там же. Л. 121. 25 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). Л. 144. 27 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 108-109. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Таблица 54
Как видно по таблице, татары вошли в состав тептярей. Жители деревни из вотчинников активно участвовали в делах общины, в частности, в припуске чужеродцев в свое и другие поселения, в кортоме и продаже своих вотчинных земель. Жители Япрыково Мряс Юсупов, Акай Урускулов, БуЛяк Аккулов, Асан Алмякаев, Урускул Рысов, Зайляу Кулбулдин, Смак Баимов и Ахмер Аканов в 1755 г. продали часть своих вотчин по речкам Сарбаю и Кинелю капитану И. П. Толстому, тот перепродал через два года Ивану Тимашеву, он — роднрму брату Михаилу28. В 1778 г. они припустили 20 дворов чувашей на свою общину по правой стороне р. Базгия. Через год Сатыкай Тимкеев вместе с вотчинниками д. Тюменяково продали подпоручику И. П. Кроткову земли по р. Сюнь29. В 1783 г. япрыковцы Мухаметрахим Зыянов, Рахмангул Байгузин, Суюндук Сагындыков, Мухаметрахим Юлдашев с другими вотчинниками - кыр-еланцами - отдали заводчику П. Г. Красильникову в аренду земли по pp. Тюльгаза, Шаран, Сюнь, Имчай30. В 70-х гг. XIX в. япрыковцы имели мечеть, при ней мектебе. В 1843 г. на 172 башкира было засеяно 88 пудов озимого, 848 пудов ярового хлеба, посажено 16 пудов картофеля31. Д. Тюменяково — одно из коренных поселений кыр-еланцев, ставшее этнически смешанным. Ее название связано с именем влиятельного кыр-еланца Тюменяка Кудайметова (его родной брат Кузей Кудайметов основал д. Кузеево ныне Буздякского района), участвовавшего в припуске чужеродцев на вотчину своей волости по договору 6 мая 1692 г. Его сыновья Баязит, Бикташ и Давлет Тюменяковы — постоянные участники в продаже, кортоме земель и приписке чужеродцев. Сыновья, внуки, вообще потомки Тюменяка были единственными вотчинниками в деревне. В 1834 г. VIII ревизией были отмечены 53-летний Зайсан и 50-летний Гайсар Бикташевы, а также сыновья Гайсара Сатый (23 года), Тимербулат (18 лет), Акчулпан (15 лет), Гисматулла (7 лет). Тептярское население деревни сформировалось на основании следующих документов. Первый — это указ Уфимской провинциальной канцелярии от 20 марта 1736 г. Второй - точно такой же указ от 18 сентября 1737 г. Третий — договорная запись башкир дд. Тойкуше-во, Кузеево, Япрыково и Тюменяково (участвовали Давлет и Бикташ Тюменяковы) ясачным татарам разных деревень (Кимаево, Янбердино) Адилю Кильметову, Муслюму Апасову, Бикбау Ахметову, Абдулкариму Кур-манову, Ермекею Суюндукову, Сулейману Уразметову об их припуске в деревню «для поселения дворами с платой доимочного ясака за прошлые годы за 7 лет по 10 куниц обще с припущенниками д. Япрыково из Байлярской волости д. Тойкиной башкирцами Исекеем Сапеевым с прочими». И последний документ — это договорная запись от 1 марта 1782 г. о припуске тептярей32. Ясачные татары перешли в тептярское сословие. Развитие деревни показано в табл. 55. Таблица 55
Как видно, деревня стала тептярской, башкиры растворились среди тептярей. В 1870 г. здесь находилось волостное правление, имелась мечеть, действовало при ней мектебе. В 1843 г. на 13 башкир было засеяно 8 пудов озимого, 40 пудов ярового хлеба, посажено 4 пуда картофеля. Д. Исмаилово, как и другие кыр-еланские дд. Какры-башево, Байракатуба, Ильчимбетово, Япрыково, находилась в составе 4-й юрты 12-го башкирского кантона. Башкиры владели землей как вотчинники, а тептяри пользовались ею как припущенники по договорам с собственниками земель от 1741, 1760, 1776, 1779 гг.33 Известны сам первопоселенец, старшина ясачных татар, ставших тептярями, Исмаил Уразметов и его сын Карим Исмаилов. Это поселение постепенно переросло в национально смешанное с преобладанием тептярей. В 1762 г. здесь зафиксировано 19 ясачных татар, все они были пугачевцами. В 1783 г. тептярей насчитывалось 68, в 1795 г. — 75, башкир — 7 душ м.п. Тептярей было в 1816 г. — 117, башкир — 22, в 1834 г. первых — 137, вторых — 26 душ м.п. Перечислим имена башкир по VIII ревизии 1834 г.: Абдулсалям Махмутов, его сыновья Абдулсаттар (его Аб-дулханнан, Абдулманнан, Мухаметгани), Абдулхалик; Габбас Ильясов, его сын Хамза, племянники Гайнитдин и Давлетша; Габдуллатип Ильясов; Миндикей Галиев (1752—1818), его сыновья Турай (его Габдулнасыр, Муха-метзян), Гайнан, Хасан, Хусаин, Мухаметгали; Абдул-
28МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 99. 153. 29 Там же. Т. 5. С. 97; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4678. 30 МИБ. Т. 5. С. 137. 31 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 176. По татарам и тептя- рям нет сведений. 32 Там же. Ф. 172.0п. 1.Д. 69. 33 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 487 (1). Л. 82; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
муталлап Галиев (1749—1819), сыновья Абдулмазит (его Габдулханнан), Габдулвагап (его Габдулгаллям, Габдул-маннан); Ханмурза Абдулмуталлапов, его сын Идрис, брат Бикмурза; Исмагил Абдрашитов, его сын Хуснутдин; Абдрашит Байракаев (1772—1818), сын Амирхан34. В 1859 г. всех жителей было 471 человек при 61 дворе, в 1870 г. — 570 жителей при 172 дворах, в 1920 г. при 204 домах 1060 человек. Все — тептяри, что не отражает этнического состава жителей. В 1843 г. на 54 башкира обоего пола было засеяно 112 пудов ярового хлеба и посажено 8 пудов картофеля. * * * К 8-й юрте относятся 9 башкирских деревень. Продолжим их обзор. Д. Карамалы-Валитово — поселение припущенников из башкир и татар. Население деревни (название от гидронима и антропонима, однако Валит нам по источникам не известен) формировалось следующим образом. Башкиры д. Мусино (ныне Старомусино Мелеузовского района) Тамьянской волости Стерлита-макского уезда «издавна жившие из оброка по 10 коп. с двора в год» Чуракай, Кулганай, Кулчура, Ишмухамет Суюшевы, Мунасип Чураков, Нигматулла и Губайдулла Минлибаевы, Кутлу и Магадей Кулчурины и др. в 11 дворах 17 октября 1780 г. официально заключили договор с кыр-еланцами о припуске. Кыр-еланцы припустили их за 87 руб.35 В 1841 г. в одном документе поставили тамги или расписались потомки тех башкир-тамьянцев: Муха-мадияр Кулганаев «руку поставил», Юнус Магадиев (р.), Иблий Чуракаев , Габдулатиф Кулганаев , Давлетша Кутлуев , Инан ХасаноВ (р.), Сайфутдин Мухаметшин , Сатый Аблаев , Нигматулла Минлибаев , Сайфулла Мухаметшин , Мусакай Шамсутдинов , Хайбулла Нигматуллин , Зайнитдин Хасанов Из д. Барсукове Габдрахим Габдулкаримов жил здесь с 1826 г.36 7 августа 1780 г. кыр-еланцы припустили ясачных татар Габдулкарима Касанаева «с товарыщи» с 4 дворами «жительствовать во оной деревне Карамалы-Валитовой с получением от них за каждый дом по два рубли и еще каждогодно по 10 коп. оброка»37. Башкиры-кыр-еланцы д. Ильчимбетово 4 июня 1784 г. припустили 6 дворов ясачных татар в числе 24 душ «на принадлежащую им вотчинную землю в д. Карамалы-Валитову по согласию оной деревни жителей» «обзаводиться домами и жительствовать сроком на 30 лет» с уплатой вотчинникам по 10 коп. с двора в год38. Среди них были Габдрашит Габдрахманов, Шарип Сагитов, Сайфулла Балтачев, Шариф Асянов, ставшие затем тептярями. Развитие деревни39 показано в таблице. 34 Там же. Ф. 138. Он. 2. Д. 513. 35Тамже. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). Л. 113; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. 36 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 254; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 37 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). Л. 117-118. 38 Там же. Л. 120-121. 39 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34; Ф. 172. Оп. 1. Д. 156. Ясачные татары, вошедшие в сословие государственных крестьян, пополнялись за счет переселенцев из дд. Каран-Бишинды, Уязытамак, Муллино, Зиштяково. В 1870 г. тептяри были показаны в составе башкир, в 1920 г. преобладающей национальностью определены башкиры. Но это не означает, что там не было татар и тептярей, которые в 1917 г. составляли больше половины населения. В войне 1812 г. в составе 5-го башкирского полка участвовал Мухамадияр Кулганаев, имел медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Сына его звали Алимгул. Во второй половине XIX в. в деревне имелись хлебо-запасные магазины (2), кузница, при ней мельница. Была мечеть. В 1843 г. на 183 башкира обоего пола было засеяно 16 пудов озимого, 976 пудов ярового хлеба, посажено 32 пуда картофеля. Д. Муллино со времени припуска тептярей становится этнически смешанной. По договору от 22 января 1782 г. башкиры дд. Муллино и Заитово узаконили пребывание одной тептярской семьи муллы Мунасипа и его брата Абдрахима Абдуллиных, припущенных годом раньше, с уплатой единовременно 6 руб. и ежегодным оброком по 10 коп. в год с двора. Ясачный татарин Мухаметша Ислангулов жил здесь без документа40. Из припущенников проживали здесь башкиры, прибывшие из д. Уразае-во Юрминской волости Бугульминского уезда. В 1850 г. их было 12 человек обоего пола41. Развитие деревни показано в таблице. Таблица 57
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
В 1843 г. на 382 башкира-вотчинника было посеяно 72 пуда озимого, 1312 пудов ярового хлеба, посажено 36 пудов картофеля. Д. Уязытамак — поселение кыр-еланцев, сначала называлось Уязы, затем Уязытамак (устье Уязы). По договору от 14 декабря 1748 г. они припустили ясачного татарина Смаила Уразметова «с прочими». По договорной записи от 10 мая 1786 г. башкиры-кыр-еланцы приняли в эту деревню на свою вотчину сроком на 80 лет ясачных татар Габдулатифа и Муртазу Габдулкаримовых и Амира Ермякова с 10 душами м.п. с уплатой вотчинникам по 15 коп. с двора в год42. Ясачные татары, прибывшие из д. Москово, перешли в тептярское сословие. Развитие деревни43 показано в табл. 58. В 1870 г. в деревне была мечеть, два домохозяина имели по одной мельнице. В 1834 г. 248 башкирами было засеяно 32 пуда озимого, 928 пудов ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля. Таблица 58 При одноименной речке была основана д. Нары-шево — однонациональное поселение башкир-припущен-ников, вышедших из Байлярской волости Мензелинско-го уезда Оренбургской губернии. Они были приняты кыр-еланцами по договорной записи от 15 февраля 1742 г.44 Данная дата дает намек и на время возникновения деревни. Известно и поселение байлярцев, откуда они выехали, где имели вотчинные земли. Но и после издания в 1832 г. указа о наделении вотчинников большим количеством земли, чем припущенников, они отказались вернуться к месту выхода. Деревню их называли Ами-кеево, она в 1795 г. состояла из 15 дворов башкир с 174 вотчинниками, 3 дворов ясачных татар с 10 припу-щенниками45. Приводим тамги байлярцев: В 1795 г. здесь в 15 домах проживало 95 башкир, в 1816 г. - 111, в 1834 г. - 179, в 1850 г. - 214, в 1859 г. -260, в 1870 г. - 289, в 1920 г. - 800 башкир. В 1917 г. половина их находилась среди тептярей. Житель д. Нарышево башкир зауряд-сотник Валиша Аблаев участвовал в Отечественной войне 1812 г. в составе 4-го башкирского полка и имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»46. В 70-х гг. XIX в. деревня располагала двумя мельницами, была мечеть. В 1843 г. на 179 башкир-припущенников было засеяно лишь 8 пудов озимого, 1432 пуда ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля. Д. Новонарышево возникла после 1920 г. При одноименной речке возникла д. Туймазы, которая из поселения вотчинников стала селением припущенников из башкир и тептярей. Деревню основали вотчинники из кыр-еланцев. Первое упоминание о ней относится к 1736 г., когда кыр-еланцы припустили в эту деревню две семьи башкир. В 1738 г. по договору тех же вотчинников были приняты 7 дворов башкир и тептярей с условием уплаты по 5 куниц в год «без означения дрока». 9 сентября 1745 г. кыр-еланцы приняли к себе марийцев во главе с Юсупом Аднагуловым с условием уплаты части башкирского ясака в размере 10 куниц в год. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 23 марта 1756 г. прибывшие из д. Наратасты (ныне Шаранского района) в числе 24 дворов ясачные татары Абдулла Явитдинов, Шамиль Баганов получили возможность поселиться в дд. Туймазы и Туркменево. Формирование припущеннического населения Туй-мазов продолжалось и в последующем. Кыр-еланцы Суюндук Сагындыков, Умутбай Кугашев, Мавлют Дюмеев по договору от 1 июля 1775 г. припустили в эту деревню выходцев из д. Турбеево (ныне Шаранского района) тептярей Яхью Мрясова «с товарыщи» с получением единовременно по 10 руб. с двора. По договорному письму от 5 октября 1791 г. кыр-еланцы припустили «вечно и потомственно» с получением с каждого двора единовременно по 5 руб. башкир д. Султангулово Айлинской волости Троицкого уезда Сибирской дороги Зубаира, Габидуллу, Абдуллу Султангуловых «с товарыщи». На основании договорного же письма от 12 июня 1795 г. кыр-еланцы припустили в д. Туймазы тептярей из д. Шахово (ныне Ермекеевского района) Ишмамета Ишкинина, Репея Муртазина. И, наконец, по предписанию военного губернатора Оренбургской губернии от 11 сентября 1800 г. из того же упомянутого поселения Султангулово Троицкого уезда башкиры-айлинцы Губай-дулла Субханкулов, его племянник Бикмухамет Султан-муратов «с товарыщи» были «причислены в д. Туймазы для совместного с сродственниками своими пребывания», куда приняли их «на жительство как свойственники, так и прочие башкирцы»47. Вот таким образом сформировалось полиэтническое припущенническое население д. Туймазы. Основная масса башкир-припущенников составляла сословие тептярей. В 1870 г. в деревне были мечеть (с начала XX в. — 2), 5—6 водяных мельниц. 70 домохозяев имели пчелиные ульи. В 1843 г. на 26 башкир-вотчинников было засеяно 16 пудов озимого и 176 пудов ярового хлеба.
42 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2). 43 Там же. Д. 156. 44 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2); Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. 45 ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 127. 46 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. 47 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1); Ф. 172. Оп. 1.Д. 69. 252 ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН
В 1870 и 1920 гг. все население отнесено к башкирам. Однако следует подчеркнуть, что среди жителей, кроме башкир-вотчинников из Кыр-Еланской волости, башкир-припущенников из Айлинской волости, оказавшихся среди тептяреи, были тептяри из татар и марийцев. Последние были ассимилированы тептярями. Date: 2015-07-10; view: 2611; Нарушение авторских прав |