Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Илишевский район
Населенные пункты нынешнего Илишевского района в прошлом находились в составе двух уездов — Бирского и Белебеевского. Они составляли часть 10-го башкирского кантона. Эти поселения относились к Еланской, Ельдятской, Булярской и Киргизской волостям. Беле-беевскому уезду подчинялись часть Енейской, часть Киргизской, часть Байлярской, часть Кыр-Еланской волостей. Деревни Белебеевского уезда были в составе 12-го башкирского кантона. Начнем с обзора башкирских поселений Киргизской волости. Д. Тупеево при pp. Маты и Турба в период кантонного управления (1798—1865 гг.) находилась в составе 10-й юрты. Основателем деревни был башкир Тыпый Безергенов (ЦГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1240. Л. 10). Из этой деревни башкир Кузей Юзеев (тамга ) с другими вотчинниками Киргизской волости в 1749 г. припустил на свою вотчину ясачных татар Усея Асеева «с товарыщи» сроком на 10 лет для построения двух хуторов по pp. Бай и Ютады1. Башкиры д. Тупеево Иман и Чюра Юлметевы, Даут Московов участвовали в отдаче в аренду на 15 лет мест рыбных ловель в озерах Татыш, Темели и других за 65 руб.2 дворцовым крестьянам. Представление о развитии деревни3 можно получить по следующей таблице.
Таблица 98 Тептяри были припущены в эту деревню между III (1762 г.) и IV (1783 г.) ревизиями, а мишари гораздо позже — в начале XIX в. Один из вотчинников урядник Кутлубулат Юлдашев, 1802 г., имел серебряную медаль за русско-турецкую войну 1828—1829 гг., когда он «находился в действующей армии против турок»*. В 1843 г. на 456 башкир было засеяно 1600 пудов озимого и 1592 пуда ярового хлеба. Кто-то из жителей посадил 4 пуда картофеля. Действующая мечеть зафиксирована еще в 1816 г. Сельчане имели 3 мельницы. 11-й юрте подчинялась той же Киргизской волости д. Иштеряково при р. Курпа. В Иштеряково проживали вотчинники-киргизцы, башкиры-припущенники, а также тептяри, принятые не башкирами-киргизцами, а буляр-цами. Дата их припуска не известна. А теперь по таблице проследим развитие поселения. Таблица 99 Башкиры-припущенники и ясачные татары учитывались в составе тептярей (1920 г.). В 1843 г. на всех башкир — 46 вотчинников и 238 при-пущенников — было засеяно 920 пудов озимого и 1264 пуда ярового хлеба. В 1816 г. сельчанам принадлежала мечеть. Двое из них владели 2 мельницами. Д. Урметово — поселение башкир-припущенников и тептярей. Впоследствии первые пополнили ряды вторых. Обе категории припущенников осели здесь по договорной записи башкир-вотчинников Киргизской волости за 1740 г.4 В то время старшиной Киргизской волости был Урметов5. Его отец имел прямое отношение к созданию одноименного поселения. Развитие деревни видно в следующей таблице. Таблица 100
1 МИБ. Т. 3. С. 468-470. 2 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 268. 3 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34 (1783, 1795 гг.); Ф. 2. Оп. 1. * Башкирский край. Вып. 2. С. 63. 4 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118. 5 ЦГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 44 (1768 г.). Л. 8. Имя Урмет" - ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН
Ясачные татары и башкиры как припущенники вошли в состав тептярей. В 1843 г. на 168 башкир было засеяно по 344 пуда ози * * * Несколько деревень принадлежали к Кыр- Еланской волости. Д. Рсаево при р. База относилась к Лаяштынской тюбе. Нам думается, что первопоселенцем был активнейший член общины Рыс Темеев из Еланской волости6. Он выступал и заимодавцем (1707 г.), и посредником при спорных имущественных делах. Его тамга . Башкиры-вотчинники в 1782 г. по договору сроком на 50 лет с условием уплаты 10 коп. с двора в год припустили новокрещеных чувашей, находившихся в сословии государственных крестьян7. О развитии деревни приводим таблицу. Таблица 101 В 1843 г. 328 башкирами было засеяно 720 пудов озимого и 1664 пуда ярового хлеба. Кто-то сажал 8 пудов картофеля. Сельчанам принадлежало 4 мельницы (1870 г.). При мечети действовало «училище». Рядовой Магадан Абдулкаримов, 1787 года рождения, за участие в составе 5-го башкирского полка в войне 1812 г. имел боевую награду — серебряную медаль (его сыновья Мухаметлатиф, Мухаметвали)8. Д. Янтуганово при р. База — поселение кыр-еланцев Лаяштынской тюбы. Первопоселенец — вотчинник Янту-ган по опубликованным источникам нам не известен.
Таблица 102 В том же году в 26 дворах была зафиксирована одна полигамная семья: 47-летний Баймурза Смакаев имел жен 35 и 13 лет. Последний факт — редчайший случай. В 1843 г. на 110 башкир было засеяно 400 пудов озимого и 584 пуда ярового хлеба. Действующую мечеть зафиксировали еще в 1816 г. * * * Дд. Стародюмеево и Новодюмеево находились в 13-й юрте 12-го башкирского кантона. Одна из них — коренная — ныне в составе Илишевского района, выселок Новодюмеево — в Чекмагушевском районе. Ранняя история д. Стародюмеево известна по опубликованным и архивным источникам сравнительно лучше, чем истории других поселений волости. Поселение под названием Дюмеево было известно в Булярской (или Енейской) волости. Казанский комиссар Сергеев в ходе подавления башкирского восстания 1704—1711 гг. вызвал к себе башкир из вышеназванных волостей, отобрал из них 11 человек, в т.ч. Якуп-бая с сыном Мамет-муллой, Ишалея «с товарищи». Один из них Ата-бай умер «от голоду» в тюрьме. Сергеев «разбил по реке Мензеле Дюмееву деревню всю и многия пожитки в ясыри взяли». Дюмей служил старшиной волости и активно участвовал в восстании. Башкир, заключенных в мензелинскую тюрьму, отвезли в Казань, где в заточении умер вышеупомянутый Якуп-бай. Оставшихся в живых освободил фельдмаршал Б. П. Шереметев. В 1706 г. шесть башкир с Дюмеем во главе отправились в Астрахань, где находился этот фельдмаршал, который послал их к царю, чтобы они доставили ему челобитную. Однако последние были перехвачены Сергеевым в самой Москве. Оттуда «привез их в Казань и держал их за караулом многие годы и ис тех челобитчиков вышеписанного Дюмея в Казани он повесил, для чего де они безведома ево, Сергеева, к императорскому величеству ездили»9. Между прочим, сам Петр I приказал выслать Дюмея с «товарыщами» из Москвы в Казань «для розыска»10. Результат такого расследования — виселица. Все это приводим не для того, чтобы как-то связать Дюмея Ишкеева с историей интересующей нас деревни, а для того, чтобы показать всю жестокость и антигуманность колониальной политики царизма. Рассеять по всей России «бунтующих» башкир и захватить их земли предлагали и раньше. Вот что рекомендовал генералу-карателю П. И. Панину историк, член-корреспондент Российской Академии наук оренбуржец П. И. Рычков в 1774 г.: «Поступить с башкирцами так, как поступали китайцы с целым и со здешной стороны противу их не меньше людным зюнгарским народом, которым они совершенно овладев, развеяли ево по всей своей империи. Башкирцы этой меры заслужили. На изобильных их землях заселить людьми из других уездов»11. Пора вернуться к истории д. Дюмеево. Кто из еланцев (кыр-еланцев) основал эту деревню?
6 МИБ. Т. 3. С. 34, 270-271. 7 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 29. * По другим данным, башкир было 831, татар 55 человек. Список населенных мест Российской империи. Т. 45. ** Все названы «мусульманами». 8 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. Л. 19. 9МИБ.Ч. 1.С. 114. 10 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 4. СПб.-, 1900. С. 290, 944-945. " ЦГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 196. Л. 18. БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД
В 1697 г. разбирали спорное дело между башкирами Еланской волости Карабашем Тохтагуловым и Девеем Байчуриным, где выяснилось, что до башкирского восстания 1662—1664 гг. отец Карабаша Тохтагул Бюрки дал «на время безоброчно пашенную землю пахать и хлеб сеять отцу его Дюмейкову Девейку и многие годы он, Девейко, и сын его Дюмейко, тою землею владели и пашни пахали. Тою землю Девейко называет своею и отдает на оброк»12. Получается, что Дюмей Девеев с отцом бесплатно обрабатывали чужую землю. Д. Дюмеево была расположена на собственной вотчинной земле Кыр-Еланской волости. Значит, это то поселение, какое нам нужно. Оно возникло в 1666 г. под названием Девеево. Приводим содержание последней группы документов. По житейской записи 1726 г. видно, что татарин д. Ахметово Казанской дороги Ишимбет Кильмяков занял у башкира д. Дюмеево Явгильде Айтышева 10 руб., которые он с женой в течение 10 лет должен был отработать «в домовой и отъезжей работе» заимодавца13. Второй документ за 1731 г. упоминает имя кыр-еланца Дюмея, имеющего тамгу . Дюмей с Харашаем Азаматовым припустили тептяря «в вотчинную свою землю в повытья после умершего брата... для поселения деревнею ему, Тлевкею Инысову (тамга ). За припуск «платить ему... нашего брата ясак и всякие подати, какие впредь спросят, також в вотчинной земле какие будут дела и учинятца убытки, помогать ему, Тлевкею, не отговариваясь ничем»14. В 1734 г. сын Дюмея из д. Дюмеево Еланской волости Дюсмет Дюмеев (тамга ) дал взаймы 30 руб. тептярю Казанской дороги д. Балаково Москову Бев-кееву. Этот долг последний должен был в течение 20 лет отработать, выполняя «всякую работу», «живучи во дворе Досметя», «не ослушатца его, не красть, не воровать, не пьянствовать и с воровскими людьми не знатца... ежели он будет ослушатца или пьянствовать, то Дюсметю вольно Москова смирять и ото всякого дурна отнимать. Также ему, Москову, над животом и над скотом ево никакова дурна не чинить. А в оные урочные годы пить и есть, одежа и всякая обувь носить все ево, Досметево»15. Тамга Москова В 1783 г. Мавлют Дюмеев «с товарищи» из Кыр-Еланской волости продали часть своей вотчины 4 старокрещеным людям16. Мавлют — один из сыновей первопоселенца. Выселок из коренной деревни под названием Новодюмеево (ныне Чекмагушевского района) образовался между III (1762 г.) и IV (1783 г.) ревизиями. Выселок-хутор существовал долго. В 1807 г. был поднят вопрос о получении им статуса деревни со всеми атрибутами местной аульной власти во главе с деревенским начальником — «ауыл карты», десятником, сотником, выполняющим административно-полицейские функции. Лишь в 1845 г. жители добились своей цели: Новодюмеево стало деревней17. 12 Янгузин Р. 3. Хозяйство башкир дореволюционной России. С. 25. ,3МИБ. Т. 3. С. 241-242. 14 Там же. С. 290-291. 15 Там же. С. 328-329. 16 ЦГИА РБ. Ф. 384. Оп. 1. Д. 1. Л. 8. Теперь обратите внимание на таблицу, где приведены итоги ревизий и переписей по деревне. Таблица 103 Не совсем понятно появление такого количества не прослеживаемых в источниках «мусульман» к 1917 г., когда тептяри (они могли считать себя «мусульманами») в 1834 г. составили всего лишь 3 % всех жителей. Тептяри, как выше выяснили, были припущены первопоселенцем Дюмеем Дюсумбетовым в 1731 г. В конце XVIII в. д. Стародюмеево называли в документах «Дюсмет тож» по имени сына основателя поселения. V ревизия зафиксировала 90-летнего долгожителя Юлдаша Токтакова (1693-1784). В 1811-1816 гг. зафиксировано 10 тептярей. Они составляли семью Адильши Алюшкина (1752—1805). Его братья Курей, Еренчей. Дети Адильши: Абдулмен (его Абдулатиф), Рахматулла, Хисма-тулла, Нигаматулла (его Хисамутдин)18. К 1842 г. юртовым старшиной 13-й юрты (8 деревень) служил правнук первопоселенца зауряд-есаул Хисаметдин Нурушев сын Дюмеев, 1779 года рождения. Он три раза побывал на пограничной службе в качестве офицера в Спасском редуте (1819 г.), Орской крепости (1834 г.), на Сергеевских минеральных водах (строили жилые и др. сооружения)19. В 1843 г. на 699 башкир засеяли 1128 пудов озимого и 1200 пудов ярового хлеба, т.е. по 3,3 пуда на каждого. К 70-м гг. XIX в. при 2 мечетях было 3 мусульманских «училища». На берегах Седяша имели 6 мельниц. * * * В составе Булярской волости находились дд. Кадыро-во и Сынгряново, входившие в Кадырову тюбу и 11-ю юрту 12-го башкирского кантона. Жители их — вотчинники, владельцы вотчинных земель. Д. Кадырово при р. Куяшты обязана своим названием старшине Булярской волости20 Кадыргулу Касимову, известному тем, что он поставил свою тамгу под донесением на имя В. Н. Татищева старшин и башкир, жаловав- 18 Там же. Ф. 138. Он. 2. Д. 97. Л. 84. 19 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. Л. 14. 20 Булярская волость названа то Бюлярской, то Байлярской. 270 ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН шихся на притеснения местных русских должностных лиц21, а также под челобитной башкир разных- волостей на имя императрицы Анны Иоанновны с просьбой об издании указа, подтверждающего их права на взимание оброка с припущенников как русских, так и «иноверцев»22. Эти документы относятся к 1738 г. Тамга Кадыргула Касимова — . Уверенность в том, что он первопоселенец одноименного поселения, основывается на той истине, что населенные пункты носят в основном имена светских и духовных должностных лиц, а не рядовых людей. Посмотрим на таблицу, которая характеризует развитие д. Кадырове Таблица 104 Тептяри были припущены башкирами -булярцами около 1740 г.23 Тептярями стали ясачные татары, 47 человек из них были пугачевцами. Таблица не требует особых разъяснений, остается только сожалеть об отсутствии материалов по тептярям за несколько лет. Но и без них общая картина этнического состава жителей ясна: тептяри составляли от 42 до 35 % всех жителей. В 1920 г. все жители отнесены к башкирам, тептяри не были учтены особо. Состав тептярей пополнялся и после X ревизии 1858 г. 20 тептярей из дд. Чини-ково, Адаево, Карачево, Усово и Буранчино в 1863 г. переселились в Кадырово и Сынгряново и получили по 10 десятин земли24. Об участии башкир в Отечественной войне 1812 г. свидетельствует единственный выявленный в архиве факт: 40-летний Темир Ишбулдин «не воротился из армии с 1812 года», т.е. погиб на полях сражений с наполеоновцами25. В 1816 г. в 4 дворах (11,4 %) из 34, в 1834 г. в 7 семьях (12,2 %) из 57 наблюдалось многобрачие, т.е. у глав семей имелись по 2 жены. У одного 67-летнего двоеженца женам было 50 и 40 лет, у другого 58-летнего первой жене было 60, второй — 17 лет26. В 1843 г. на 281 башкира было засеяно 960 пудов озимого и 1716 пудов ярового хлеба. Один из жителей посадил 8 пудов картофеля. На берегах pp. Кесе-Елга и Куяшты было по мельнице. Житель д. Кадырово башкир Абдулкарим Ишметов имел у р. Дюмбурлы поташный завод с 4 котлами27. Д. Сынгряново при pp. Сюнь и Куяшты напоминает своим названием о былой одноименной Сынгрянской волости, расположенной по р. Ик (1730 г.)28: Это — коренное поселение сынгрянцев. В Росписи аманатам («кто ныне в Мензелинске и кому на их место быть на Уфу в аманатах») за 1664 г. по Казанской дороге среди Икских волостей была и «Саныринская волость», где располагалась одноименная «деревня Санырская», житель которой Исенка Сарманов содержался аманатом (заложником) в Мензелинске. Его должны были заменить Алибай Илик-пердеев или его брат Сарыбай29. В конце XVIII в. еще была известна Саныренская волость30. Затем земли Сынгрянской волости оказались в составе Булярской волости, точно также исчезли по р. Ик и другие волости, как-то: Сарыш-Кипчакская, Та^мьянская, Тангаурская, Бурзян-ская, Кипчакская, Айская, Курпеч-Табынская, Табын-ская. Сынгрянцы стали булярцами-вотчинниками. Перед VII ревизией 1816 г. 5 семей (19 человек), вышедшие «из-за границы в 1815 г. по царскому Манифесту», были причислены в деревню. О развитии деревни свидетельствует следующая таблица. Таблица 105 В одной купчей за 1789 г. перечисляются имена башкир-вотчинников д. Сынгряново одноименной волости Алмея Мухаметова, Иска Ишкулова, Гали Сагитова, Карзи Сююндукова, Муллакая Суерметева, Солтанбека Арсланбекова, Ишбулды Хусейнова, Кидряса Екеева, Исмагила Якупова, Ишмухамета Суюрметова, которые продали помещику Н. М. Булгакову «жалованную дедам нашим от прежних государей землю, лежащую в Бузулук-ской округе» по р. Большой Муштай до ее устья и до р. Сыртмыш (по-русски Буровки), по ее обоим берегам32. В дд. Кадырово и Сынгряново по X ревизии 32 башкира были припущенниками, вышедшими из Мушугин-ской тюбы Байлярской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии33. Тептяри составляли почти половину населения, но в 1920 г. их не показали. Данные об этническом составе жителей за 1917 г. следует признать близкими к истине. Тептяри проживали здесь с 1740 г., когда их припустили вотчинники. С войны 1812 г. не вернулись братья 30-летний Надырша и 35-летний Валиша Зубаировичи Янгуватовы34.
21МИБ.Ч. 1.С. 140-144. 22 Там же. С. 144-145. * ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 39. 23 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118. 24 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 17. Л. 10-11. 25 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 41. 26 Тамже. Л. 43. 27 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 600. 28 МИБ. Ч. 1.С. 137. Одноименная волость была и в Ногай 29 Там же. С. 192. 30 Там же. Т. 5. С. 251. \ 32 Там же. 33 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1257. Л. П. 34 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 70. БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД
В 1843 г. на 124 башкира засеяли 544 пуда озимого и 880 пудов ярового хлеба. Начал проникать как огородная культура картофель (посадили всего лишь 4 пуда). Мусульманам принадлежала мечеть. Была и мельница. * * * А теперь приступаем к краткой характеристике поселений Ельдятской волости. Д. Сюльтино при р. База — поселение башкир-при-пущенников. Сюльти — первопоселенец. Это имя у башкир — не редкость. Например, Муслим Сюльтин в 1742 г. из деревни (из какой конкретно — неясно) отца перебрался в д. Новонуркеево35. Он из Байлярской волости. Его и других в тот год припустили башкиры Кыр-Еланской волости36. Д. Сюльтино относилась к другой волости. Поэтому нелегко просто увязать припущенника Сюль-тина с одноименной деревней. Несмотря на это, между ними все-таки есть прямая связь: Сюльтин — байлярец, д. Сюльтино — поселение башкир-байлярцев. И тот и эти — припущенники. О времени заселения — основания д. Сюльтино имеется легенда, по которой на ельдякской вотчине обосновались башкиры, вышедшие с правобережья Камы. Сначала они — Султангали (Султый — Сюльте) с братьями Игилеком и Курбангалием — остановились на короткое время на возвышенном месте западнее д. Сул-танбеково (ныне Дюртюлинский район). Затем вотчин-ники-ельдякцы перешли на новое место. Но и оно еще не было окончательным их местожительством. Наконец, они навсегда закрепились на гористом месте Бурлытау. Это случилось примерно в 1700 г.37 А теперь сопоставим упомянутые факты с текстом договора конца XVII в. Поверенный башкир д. Сюльтино Абдулвахит Зиянгулов в 1828 г. в своем прошении отметил следующее: «Предки мои Байлярской волости Сюл-тинай Багаев с товарищами заселение свое показанною деревню Сюльти возымели на земле единородцев своих Ельдятской волости по записи от крепостных дел, выданной в 7199 (1691) году марта в 17 день с ограждением в оной к безпритязательному от кого-либо во владении помешательству нижеследующих урочищ: бортный лес ухожей Баттал и с колки и с полянки и сенными покосы лет Базы речка, подле Базы камышы Карке, а с верхния межи Черклаклы озеро до барсучьих или лисьих гнезд, да Зюкали Урды(?) и с большим на том поле два дуба вместе и до отроста колка до Нази речки до вершины каковыми поземельными выгодами как те предки, а по них и я с доверителями согласно записи владели без помеша-тельно да и распоряжались всем яко полные хозяева, не ожидая за замеживанием оной земли за нас бесспорно по записи Ельдятской волости башкирцев, сверх всякого нашего чаяния живущие той волости в особой тюбе в уездах одного со мною Белебеевского деревень Биш-куразовой, Тюлюгановой и Бирского — Верхней Монча-ровой башкирцы, презревши вышесказанною записью, в коей между прочим сказано, что нам т.е. дателям оной записи Ельдятской волости башкирцам Султанбеку и Челтемиру и детям нашим, внучатам и роду нашему и племянникам до той вотчины дела нет и вторгнулись внутрь доверителей моих владения и производят в великом пространстве с 1803 года сенокошение, рубку дров, и словом сказать всем, что только есть по земле выгодное и может служить подкреплением доверителям моим быть исправнее и всем по службе овладели и недовольствуясь тем разорению трех деревень башкирцы довели нас до такой крайности, что не только отправлять службу сделались не в силах»38. Как видно по тексту, легенда почти полностью подтверждается архивным источником — текстом договорной записи. Дата основания деревни 1693 г., в легенде — 1700 г.; первопоселенец Сюлтинай, в легенде Султангали, его отец там и тут — Багай. Следующая таблица содержит информацию о развитии деревни. Таблица 106 По таблице видно, что в 1858 г. всех жителей отнесли к припущенникам, что соответствует действительности, в 1870 г. — к башкирам, что частично близко к истине, в последующем — к тептярям. Башкиры-припущенники до единой души вошли в состав тептярей. В 1843 г. на всех 270 башкир было засеяно 464 пуда озимого и 776 пудов ярового хлеба. В 1834 г. в деревне были мельница, кузница. У тептярей было 120, у башкир 55 ульев и 30 бортей. По формам брака имеются такие сведения: если в 1816 г. из 31 семьи в 6 наблюдалось многобрачие (11,2 %), ток 1834 г. их стало 8 (16 %) из 50 семей, причем в середине XIX в. из шести многоженцев у одного было 4, у другого — 3, у остальных — по 2 жены39. Д. Бишкураево (Бишкуразово) была основана башкирами Киргизской волости. О происхождении ее названия мы уже говорили, когда речь шла о деревнях Туймазин-ского района. Такого же названия поселение в Илишев-ском районе принадлежит Сырымовой тюбе Ельдятской волости. Ее жители-вотчинники в 1751 г. наряду с другими башкирами той же волости участвовали в отдаче в аренду мест рыбных ловель в курье Костоватой русским крестьянам. Среди них своей активностью выделялись сотник Кильмет Нурмешев и рядовой общинник Сензяп Муслюмов (тамга )40. Интересно отметить, что сын Кильмета Баязит Кильметов стал впоследствии старшиной Ельдятской волости. В 1780 г. жители Бишкураево
35 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 3). Л. 18; Д. 1285. Л. 128. 36 Там же. Д. 1285. Л. 128. 37 Мухамметов К Из глубин веков // Башкортостан. 20 мар 38 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 797. Л. 1-1 об. 39 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156, 512, 513. 40 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36. ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН
сотник Ибниамин Едигаров, рядовые общинники-башкиры Алакай Султанбеков, Бахтияр Араптанов, Абиш Муслюмов, Биккул Аташев, Мукай Исаев, Едигар Авве-лев, Шарип Едигаров и упомянутый старшина «на свои необходимые надобности» заняли у уфимского купца А. М. Подьячева 50 руб. и «разного товару на 60 руб.», на сумму в 100 руб. и обязались вернуть долг через 2 месяца41. Приводим таблицу об этническом составе жителей Бишкураево. Таблица 107 Время припуска ясачных татар, перешедших в сословие тептярей, не известно. По этому поводу в одном документе сказано следующее: тептяри пользуются земельными угодьями «по допуску башкирцев-вотчинников Ельдяцкой волости с давнего времени»42. В 1870 г. тептяри, по-видимому, были учтены вместе с башкирами, как и в 1920 г. Жители Мало-Бишкураево выделились и создали свое поселение между 1858 и 1870 гг. В 1920 г. обе деревни были показаны под номерами 1-е и 2-е, причем количество их жителей учитывалось вместе. В 1925 г. в Малой деревне, или Бишкураево 2-е было 85 хозяйств. В 1843 г. на 221 башкира засеяли 1136 пудов озимого и 1400 пудов ярового хлеба, т.е. по 11,4 пуда на каждого из них; начали разводить картофель: было посажено 16 пудов. В Бишкураево жил юртовой старшина Гайнан Баязи-тов (1764—1811). Его сын Мухаметжан Гайнанов служил урядником, в 1830—1831 гг. с 7-м башкирским полком находился в Могилеве для сопровождения пленных польских повстанцев. Другие дети Гайнана: Абдулвахит, Абд-рашит, Абдулатиф, Абдулкарим, Мухаметгали, Ахметзян. Башкиры д. Илякшиде, как вотчинники-ельдякцы из Сырымовой тюбы, по договору от 15 мая 1784 г. припустили к себе тептярей43. Приводим таблицу о численности жителей деревни. Перечислим имена вотчинников-башкир по V ревизии 1816 г. Это Азмет Хусаинов (1732 г.); его сыновья Сайфульмулюк, Абдулсалих, Абдулкадыр, Абдулрахим; сыновья Сайфульмулюка Абдулсадик, Абдрахман. Указной мулла Абдулвагап Азметов (1775 г.); его дети Абдулатиф, Галифулла. Габит Азметов (1765 г.); от двух жен имел сыновей Габдулзяббера, Хисматуллу, Хиса-метдина. Сайфулла Азметов (1772 года рождения); его племянник Кутлукай Бигашев, его сын Кутлугузя. Указной мухтасип Кидрас Азметов (1774 г.); его сыновья Ага-футдияр, Абубакир, Абушахман, Мухаметша. Кутлубай Бигашев (1794 г.). Абдулнасыр Амиров (1782 г.); его племянник Абдулгафар Абдулвахитов, сын Абдулнадыр. Шафей Сайгафаров, 44 лет, сыновья Гайнулла, Фазулла; его брат Мухаметшариф (1774—1815); его сын Мухаметша. Абдулла Азметов (1771 г.), его дети Абдулханнан, Абдулхазин, Ибрагим, Йсмагил. Сайфутдин Азметов (1785 года рождения), его сыновья Тазитдин, Шагитдин, Фархутдин44. В 1843 г. на 114 человек засеяли 128 пудов озимого, 312 пудов ярового хлеба. Д. Тюлиганово относилась к той же Сырымовой тюбе Ельдятской волости 12-й юрты 12-го башкирского кантона. В опубликованных источниках она впервые упоминается в 1751 г., когда ее жители Токтар Мратов (тамга ), Байряш Кутушев (тамга ), Уразай Субанаев () с вотчинниками дд. Бишкуразово, Манчарово, Аташево, Чаки (?), Шидали, а также с башкирами-киргизцами из дд. Илишево, Кугарчи, Чекантамак (Кулчубаево), Аишево, Кадыкеево, Татышево участвовали, в отдаче в аренду крестьянам мест рыбных ловель в курье Костова-той (Иргыныш)45. Развитие д. Тюлиганово видно в приведенной таблице. Таблица 109
Таблица 108 Хотя время припуска тептярей в источнике указано неопределенно: «по допуску башкир-вотчинников Ельдятской волости без актов с давнего времени»46, тем не менее цифры о 2 дворах с 27 тептярями в 1795 г. говорят о недавнем их пребывании здесь, т.е. они были припущены перед самой V ревизией. О хозяйстве жителей одно-два слова. 83 башкира в 1843 г. засеяли 136 пудов озимого и 504 пуда ярового хлеба, посадили 12 пудов картофеля.
41 Там же. Т. 5. С. 117. * Деревня названа Большое Бишкуразово. 42 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118. 43 ЦГИАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2501. Л. 9. В сб. «Малоизученные 44 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. 45МИБ. Т. 4.4. 1.С. 34-36. 46 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 119. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Date: 2015-07-10; view: 2754; Нарушение авторских прав |