Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ермекеевскии район башкирские и этнически смешанные деревни
Территорию района в прошлом заселяли башкиры Байлярской и Кыр-Еланской волостей. Племя байляр, как и буляр, занимало бассейн р. Ик, но центром его расселения была р. Мензеля. Байлярские земли на западе достигли Степного Зая. Большая группа байлярцев расселяется южнее, в верховьях р. Ик. Байляр — древнебашкирское племя тюркского происхождения, вступившее в контакт с булгаро-угорским населением края1. О еланском роде Р. Г. Кузеев писал: «Происхождение еланцев на основании имеющихся данных решить невозможно. Однако они дают повод для вполне обоснованного заключения, что башкиры племени елан — потомки одного из древнетюркских племен, которое включилось в состав кыпчаков еще на ранней стадии их истории миграции на запад»2. Племя елан подразделялось на три рода: Эске (Внутренний)-Елан, Идель-Елан и Кыр (Тыштсы — внешний)-Елан. Населенные пункты башкир и их припущенников возникли на вотчинных землях Кыр-Еланской и Байлярской волостей. Земельные владения Кыр-Еланской волости во время Генерального межевания земель были разделены на 7 дач: первая из них имела 181711 десятин, вторая — 315.1, третья — 1390, четвертая — 16968, пятая — Особая Кыр-Еланская (д. Бикташево и др.) — 6498, шестая (дд. Рята-мак, Тумбарлы) — 13441, седьмая (д. Дюмеево и др.) — 114047 десятин3. По итогам VII ревизии 1816 г. на всех 7 дачах башкир-вотчинников насчитывалось 3084, припущенников (мишарей, ясачных татар, тептярей) — 5530 душ м.п.4 Кыр-Еланская волость получала от царей жалованные грамоты в 7082 (1574), 7134 (1626) гг.5 и сберегательные памяти в 7166 (1658)6, 7193 (1685)7, Т7538, 1766, 1793 гг.9 В делах нижеперечисленных фондов архива
названные документы не раз упоминаются, однако отсутствует их полное содержание.
Башкирские деревни в XVI—XVIII вв. находились в составе Кыр-Елан-ской и Байлярской волостей. В 1798- 1865 гг. они вошли в 7-ю и 8-ю юрты 12-го (с 1847 г. 13-го) башкирского кантона. Тептяри управлялись своими старшинами, стоявшими во главе тептярских команд, которые комплектовали два тептярских полка, один из них (2-й) участвовал во взятии Парижа в 1814 г. Прежде чем перейти к изложению конкретного материала по ранней истории деревень, обратим внимание на карту «Башкирской орды или Уфимской провинции», составленную в 1737 г.10 И вот что там мы находим: по р. Ря ближе к ее устью расположены слева и справа дд. Ря (тамак) и Суерметево; по течению на правом берегу р. Ик — дд. Сынгрян (ныне Кулбаево), Кульчимово; в устье р. Кидаш — д. Абдулово, в среднем ее течении на правом берегу — д. Шахово; на левом берегу левого притока р. Кидаш — дд. Суккулово, Сеуш, Ерал (Елан), Пудошь, Попово, Абаево. На карте, кроме названных, других деревень нет. Это наводит на мысль, что они возникли позже даты составления карты, хотя дд. Тураево, Танглы, Сулли были созданы до этого времени, но по неизвестным причинам они на карте отсутствуют. Теперь краткие сведения о деревнях района. Д. Абдулкаримово называли «Письмян-Елга тож». Развитие деревни можно проследить по следующим данным (см. табл. 16). Таблица 16"
1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 318, 328-330. 2Тамже. С. 363. 3 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 62-70. 4Тамже. Ф. 172. Он. 1. Д. 69. Л. 49. 5 Там же. Ф. 1. Оп. 1.Д. 512.Л. 2. 6 Там же. Д. 1699. Л. 8. " 7 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 65. 9 Там же. Д. 616. Л. 142. 10 МИБ. Т. 3 (Приложение). 11 ЦГИА РБ. Ф. 172, Оп. 1. Д. 156. ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН
По X ревизии в деревне в 23 домах проживали 204 мужчины и 236 женщин. Это — все жители без этнической дифференциации. В 1906 г. было 500 мужчин и 495 женщин (184 двора). Первая советская перепись насчитывала 544 мужчины и 588 женщин (220 домов). Жители, по переписи, —тептяри и мишари. Башкиры оказались в составе тептярей, поскольку и они были припущены, как тептяри и мишари. К середине XIX в. башкиры-припущенники уже не помнили ни свою родную волость, откуда они выходили, ни время их припуска12. Известны их тамги: Несмотря на такое их утверждение, по архивным материалам можно установить точное время припуска всех жителей деревни. По договорной записи башкир Кыр-Еланской волости от 9 марта 1742 г. ими были приняты башкиры, мишари, тептяри и ясачные татары в количестве 6 дворов с условием уплаты вотчинникам по 10 куниц в год. Договор для всех получил ясачный татарин Адиль Кильмяков. В тот год и образовалась деревня под названием Письмян-Елга. По договору от 5 июня 1809 г. башкиры Байлярской волости приняли еще 17 дворов мишарей и тептярей. Договор получили мишарский мулла Садыршагит Гумеров и тептярь Ярму-хамет Кузеев. Ясачный (Хабибулла Абдулкаримов) и служилые (Абдулмазит Аббясов, Байбак Курмашев) татары в числе трех дворов с условием уплаты по 10 коп. с двора в год были приняты байлярцами по «приемному письму» от 25 мая 1811г.13 Ясачные татары пополнили ряды тептярей, а служилые — мишарей. Несколько слов о состоянии земледелия разных сословий в Байлярской и Кыр-Еланской волостей в конце XVIII в. Во время Генерального межевания земель было записано следующее: «Грунт черноземный, а местами каменистый, из посеянного... хлеба лучше родится рожь, овес, пшеница, полба, ячмень, горох, просо, гречиха, конопля; семена посредственные; лес вышиной от 7 до 8 сажени, толщиной в отрубе — до 12 вершков. Землю обрабатывают новокрещеные мордва, чуваши, тептяри, ясачные татары, а башкирцы хлебопашества не имеют, а производят хорошее скотоводство, зажитком посредственны, женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лен, шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу»14. Тем не менее в 1843 г. на 40 башкир (в т.ч. 29 мужчин) было засеяно 60 пудов озимого и 304 пуда ярового хлеба, т.е. по 9 пудов на каждого15. Д. Абдулово при р. Ик в течение второй половины XVIII — начале XIX в. стала многонациональной. По договорной записи башкир Кыр-Еланской волости от 8 июня 1755 г. был припущен в деревню тептяр-ский мулла Утямыш Дусмухаметов. В 1781 г. в аульную общину был принят тептярь Абит Ягудин. С условием уплаты вотчинникам денежного оброка по 10 коп. с двора обосновался в деревне ясачный татарин Биг-мамет Бикмеев. По договору от 5 декабря 1809 г. при-пущенником стал сельский заседатель Абдулов. «Чемоданные»* татары во главе с Ишмухаметом Ишбулатовым 12 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 18-19. 13 Там же. Д. 69. Л. 137. * «Чемоданные» татары выполняли почтовую повинность. (18 мужчин) осели в деревне по договору с башкирами в 1816 г.16 В 1795 г. в деревне проживали башкиры (32 человека, 4 двора), ясачные татары (31 человек, 5 домов) и тептяри (45 человек, 7 дворов). VIII ревизия выявила 35 башкир, в т.ч. 4 припущенника, 140 тептярей (ясачные татары пополнили ряды тептярей). 43 двора с 281 жителем из вотчинников и припущенников было в 1859 г.17 В 1905 г. было учтено 592 человек без определения национальной принадлежности и 100 домов. Первая советская перепись 1920 г. показала 808 жителей, 162 двора. Все названы тептярями и мишарями. Относительно первых данные переписи соответствуют действительности. Что касается мишарей, то их в этой деревне вообще не было. Следовательно, они показаны ошибочно. Башкиры, уступавшие тептярям численно, в графе «преобладающая национальность» особо не были выделены. Фамилия первопоселенца нам не известна. Его сын Шак (Шах) Абдуллин из д. Абдулово в 1756 г. в качестве поверенного (доверенного лица) башкир Кыр-Еланской волости (дд. Таймашево, Танглы, Самсыково, Кулбаево, Бишинды, Аднагулово, Рятамак, Шахово) участвовал в отдаче в кортом владельцам Троицкого медеплавильного завода вотчинной земли по р. Кидаш18. Башкирским населением деревни в 1843 г. было засеяно по 9 пудов хлеба (всего 32 пуда озимого и 240 пудов ярового) на каждого человека. Нынешнее село Атамкуль в прошлом называлось д. Тавашлы. Поселение кыр-еланцев возникло после V ревизии 1795 г. VII ревизия 1816 г. показала 9-дворную деревушку с 46 жителями. В 1834 г. было 37, в 1850 г. — 56 душ м.п. башкир. 58 мужчин и 63 женщины проживало в 19 дворах в 1859 г. Перепись 1920 г. зафиксировала 196 мужчин и 237 женщин (81 двор). По данным переписи, жители — башкиры. В 1843 г. на каждого из 77 вотчинников было засеяно по 4,7 пуда хлеба. Д. Тураево, расположенная при р. Кидаш, входила в Байлярскую волость. В конце XVIII в. в 24 дворах проживали башкиры (176 человек) и в 2 домах — тептяри (12 человек). Последние вселились в эту деревню по договору с вотчинниками в 1743 г., который был продлен в 1809 г., когда была припущена еще одна группа тептярей19. Башкир-вотчинников было в 1816 г. 122, в 1834 г. — 164, в 1850 г. — 221, в 1859 г. — 267 душ м.п. После переселения части тептярей в д. Талды-Булак их оставалось соответственно вышеназванным годам: 96, 126, 140, 159 мужчин20. В 1859 г. насчитывалось 134 двора. В 1816 г. в 40 дворах башкир зафиксировано 5 многобрачных семей (12,4%), в 1834 г. из 40 семей — 6 полигамных семей (15%). 14 РГАДА- Ф- 1355. Д. 929 (Белебеевский уезд). Л. 52, 53. 15 Количество башкир обоего пола дано по VIII ревизии 16 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 132. 17 Там же. Д. 156; Малоизученные источники по истории 18 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 132-133. 19 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 112. - 20 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 156. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Между 1834—1858 гг. образовалась д. Новотураево. По X ревизии там было учтено 442 человека и 51 дом. 413 жителей и 67 дворов зафиксировано в 1905 г. 364 человека при 66 домах показала перепись 1920 г. Жители — башкиры. Перечислим имена некоторых вотчинников: Габдул-ханнан Абдрашитов, Рахимкул Сагитов, Кидрас, Ильяс, Рахманкул Сырымовы, Самей, Губайдулла Тойкины, Башир Магдиев, Албай Галикеев, Хамит, Абдулмазит Заитовы, Байслан Баязитов, Ахмер Усаинов, Юлдаш Абдуллатифов, Мулкаман Мурадымов (1834 г.)21. Название д. Шахово (Шах), расположенной при р. Кидаш, тесно связано с именем первопоселенца — кыр-еланца. Однако его фамилия нам не известна. Но отметим, что имя Шах в тех краях — не редкость. Выше был упомянут поверенный башкир Кыр-Еланской волости Шах Абдуллин — житель д. Абдулово. Обе деревни — Шахово и Абдулово — относились к одной и той же волости. Поэтому Шах Абдуллин мог иметь непосредственное отношение к основанию д. Шахово. В то же время для утвердительного ответа крайне мало убедительных материалов. Однонациональное (башкирское) население деревни стало смешанным с 1742 г., когда были припущены тептяри. По договорной записи 1771 г. кыр-еланцы приняли вторую группу тептярей22. Затем почти половина тептярей была переселена в дд. Суярметово и Ермекеево (в 1816 г. - 54, в 1834 г. - 58, в 1850 г. - 90, в 1859 г. -116 душ тептярей м.п.). Рост численности населения деревни можно проследить по следующим данным23: Таблица 17 Между 1859—1870 гг. образовалась д. Новошахово. До этого был известен хутор. В 1905 г. новая деревня состояла из 100 дворов с 567 жителями (без определения национальной принадлежности). Тогда здесь функционировало русско-башкирское училище. В Старошахово в 155 домах проживали 461 мужчина и 460 женщин. Трем сельчанам принадлежали 3 лавки. 1250 жителей при 231 дворе в коренной деревне показала перепись 1920 г. Все они названы башкирами. Однако по материалам ревизий XIX в. правильно было бы показать их башкирами и тептярями. В 1920 г. в д. Новошахово (Приютовская волость) — 578 человек и 109 дворов. По данным переписи, жители — башкиры. Но должно быть: башкиры и тептяри. 21 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 17. 22 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69; Малоизученные источники по 23 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 156. В 1834 г. на 127 башкир было засеяно 80 пудов озимого и 400 пудов ярового хлеба24. Кыр-еланская д. Усман-Ташлы до середины XVIII в. называлась Танглы. Сотник Усман Бердубаев, житель д. Ташлы, в 1756 г. участвовал в отдаче владельцам Троицкого медеплавильного завода вотчинной земли по pp. Кидаш, Карлы, Стевензя, Сосновка на 10 лет в оброк по 10 руб. в год25. Вместе с Усманом среди вотчинников из его деревни были Каскын Ишкильдеев, Кинзябай Асянов, Иштек и Токаш Девлетовы, Ишмекей Кансияров. С середины XVIII в. население деревни становится этнически смешанным. По договорной записи с башкирами Кыр-Еланской волости в 1753 г. тептяри Ишбулды и Юлдаш Уразаевы, в 1760 г. мулла Габдулла Альмаметов с 4 дворами, в 1764 г. тептяри Абдулла Юсупов, Байрамгул Дюсмакаев с 13 дворами, 20 марта 1793 г. тептярь Ишкул Ишкулдин с 5 душами осели в Усман-Ташлы. Припущен-ники обязались платить по 10 коп. с двора в год26. В 1795 г. V ревизией здесь зафиксировано 15 дворов башкир (78 человек), 29 домов тептярей (174 человека)27. В 1859 г. было башкир-вотчинников — 17, башкир-припущенников — 62, тептярей — 241, мишарей — 1, государственных крестьян из татар — 38 душ м.п. Место выхода тептярей нам не известно. Что касается башкир-припущенников, то они переселились из д. Будяня Байлярской волости Мензелинского уезда (их тамги Н Ч Ж Э)28. По X ревизии 1859 г. в деревне насчитывалось 324 мужчины и 340 женщин при 38 дворах. В 1905 г. в 245 домах проживали 650 мужчин и 654 женщины. 1786 человек при 251 дворе было в 1920 г. Все — тептяри. В 1843 г. на 143 башкира было засеяно 168 пудов озимого и 488 пудов ярового хлеба. Д. Кулбаево носит имя влиятельного вотчинника Кыр-Еланской волости Кулбая Такаева, который вместе с сыном Ниязом, односельчанином Амзи Бабыкаевым и другими кыр-еланцами в 1756 г. участвовал в отдаче в аренду вотчинной земли по р. Кидаш Троицкому медеплавильному заводу29. До 40-х гг. XVIII в. деревня называлась Сынгрян. Припущенники из ясачных татар и тептярей проживают в д. Кулбаево с начала 80-х гг. XVIII в. По договорной записи от 1 июня 1783 г. кыр-еланцы припустили муллу из ясачных татар Халила Надырова с условием уплаты по 15 коп. с двора в год. Тептяри Максют Азменев, Ермухамет Ахмеров и Мухаметрахим Муслюмов поселились тремя дворами из оброка по 20 коп. с двора в год по договору от 20 ноября 1802 г. В тот же год был припущен тептярь Хусаин Асанов сроком на 50 лет с условием уплаты 20-копеечного оброка в год. С таким же условием и сроком по договору от 15 июня 1811г. осели здесь татары Балтакай Ахмеров и его сын Абубакир, а также Махмут Гайсин30. Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 177. МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 132-134. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 131. РГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 48. ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 110. МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 132. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 134. ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН
В 1795 г. по V ревизии насчитывалось 44 башкира (6 дворов), 9 тептярей (1 двор), 4 ясачных татарина (1 двор). В 1816 г. показано две деревни под названием Кулбаево: в первой из них — в 8 дворах 38 башкир, в другой — в 6 домах 33 башкира. Здесь жил один из сыновей Кулбая - Тимербай, 1764 года рождения (его сыновья Кусербай, Кагарман, Багаман, Шагимрат, Шагимар-дан)31. В 1859 г. было башкир-вотчинников — 65, тептярей — 80 душ м.п. 893 тептяря и башкира при 194 домах зафиксировала перепись 1920 г. 5 четвертей (40 пудов) озимого и 59 четвертей (472 пуда) ярового хлеба сеяли башкиры (86 человек) в 1843 г. Д. Сулли, с 1805 г. Старые Сулли — одно из коренных поселений кыр-еланцев. Называли также по одноименной речке Большие Сулли. Кыр-еланские вотчинники по договору от 5 мая 1753 г. припустили ясачного татарина Кажая Дюсеева. Тептярь Мухтар Максютов осел в деревне по договору 1808 г. Служилые татары Файзулла Асеев, Субхангул и Бахтияр Биктимировы, Габдий Кунсуяров, Шафей Абзелилов и Сулейман Салеев были припущены по записи кыр-еланцев от 8 июля 1811г. Припущенники должны были ежегодно вносить в пользу вотчинников по 15 коп. с двора32. В 1795 г. в д. Большие Сулли в 12 дворах зафиксировано 103 башкира-кыр-еланца. Припущенник Кажай Дюсеев почему-то не попал на учет. В 1859 г. насчитывалось башкир-вотчинников — 42, башкир-припущенников — 68, тептярей — 50, татар — 50 душ м.п. Известно и происхождение башкир-припущенников. Около 70% их вышли из д. Кугыш Байлярской волости Мензелинского уезда (их тамги: ), остальные — из д. Суллисат («Минлигулово тож»)33. 898 вотчинников и припущенников (164 двора) было в 1905 г., 1097 при 210 домах - в 1920 г. Они — тептяри и башкиры. В 1843 г. на 225 башкир сеяли 248 пудов озимого и 728 пудов ярового хлеба. Д. Суерметово в XVIII в. была известна как Сайрано-во. Башкиры-кыр-еланцы в 1777 г. по договорной записи припустили тептяря Абубакира Усманова «с товарыщи» для поселения 8 дворами. По договору от 20 августа 1811г. вотчинники приняли к себе татарского мурзу Мур-салима Юмагулова и Наума Юсупова с условием платежа 30-копеечного оброка с двора в год34. В 1795 г. в деревне в 7 дворах проживали 49 башкир, в 5 домах — 35 тептярей. В 1833 г. ясачные татары были переведены в д. Рятамак. В 1816 г. было башкир — 5, тептярей — 23, в 1834 г. башкир — 9, тептярей — 31, в 1850 г. башкир — 10, тептярей — 39, в 1859 г. башкир — 15, тептярей - 60 душ м.п.35 По V ревизии 1859 г. насчитывалось 30 дворов, 159 вотчинников и припущенников. 245 человек и 65 домов брали на учет в 1905 г. Перепись 1920 г. показала 438 тептярей и башкир (88 дворов). В 1843 г. 16 башкирами было засеяно 16 пудов озимого и 96 пудов ярового хлеба. На карте 1737 г. при впадении р, Ря в р. Ик показана д. Ря, которая затем называлась Рятамак (т.е. устье Ря). В 1756 г. ее жители — вотчинники Кыр-Еланской волости участвовали в отдаче Троицкому медеплавильному заводу в аренду вотчинной земли по pp. Кидаш, Карлы, Соснов-ка, Стевензя. Вот их имена: Муртаза Кульчубаев, Кин-зягул Тойнаев, Тулбай Курнябаев, Исакай Исадыков, Суяргул Якшимбетов, Янаберды Тунгусяев, Сабытай Тугульбаев, Муаш Якупов, Сапык Якупов, Кусим Кус-кильдеев, Заит Муллин, Азналы Кусягулов36. Вотчинники несколько раз принимали к себе припущенников. Вышеназванный башкир Муртаза Кульчубаев «с товарыщи» дал договорную запись от 1752 г. тептярю Ермеку Бейкашеву «для принятия к себе и общего владения землею». Через год был припущен тептярь Юсупов. По договору от 30 июня 1806 г. осел здесь служилый татарин Баязит Масягутов на условиях уплаты вотчинникам 10-копеечного денежного оброка с двора в год37. В 1795 г. в деревне насчитывалось 118 башкир (15 дворов) и 35 тептярей (7 домов). Через 21 год здесь было 36 дворов, где проживали башкиры (95 душ), тептяри (40 душ) и служилый татарин (1). По X ревизии в деревне было взято на учет 554 вотчинника и 154 припущенника (118 домов)38. В 1905 г. деревня состояла из 300 дворов с 1668 жителями. Действовало русско-башкирское училище, было 2 мечети. К переписи 1920 г. вотчинники обособились от своих припущенников: их д. Рятамак 1-й находилась в одной версте от второй. В первой из них в 300 домах зафиксировано 1563 башкира, во второй в 109 дворах — 589 тептярей и мишарей (кстати, последних в 1905 г. было только 53 человека). В 1843 г. на 276 башкир было засеяно 656 пудов озимого и 2472 пуда ярового хлеба. В 1837 г. в д. Рятамак из 7-й юрты 12-го башкирского кантона проживали два зауряд-есаула — 55-летний Абдулла Каракаев (его сыновья Янтуря, Хабибулла) и 45-летний Давлетбай Наурузбаев, по 4 раза находившиеся на Оренбургской пограничной линии вдоль р. Яик (Урал)39. Д. Тарказы называлась Тарказытамак, Абдуллино («Тарказы тож»), Икбаш, а также Ташлы. Принадлежала к Кыр-Еланской волости. Относительно этих названий деревни жители в 1838 г. писали, что «они живут в д. Тарказытамак («Абдуллино тож») или Камень в числе по 7-й ревизии 48 душ ясачных татар, 4 души тептярей, 94 души м.п. башкир, первые из которых поселились по договорам от башкирцев 22 июля 1782 г., 18 августа 1793 г., а тептярь Хамза Еайсин по записи от башкирцев Байлярской волости 1 февраля 1793 г.»40. Приводим текст первого договора о припуске ясачных татар. «1782 года июля 22 дня Уфимского наместничества Белебеевской округи Кыр-Иланской волости команды старшины Аптикея Московова деревни Икбаш Тарказытамак асабы башкирцы Сяпяк Якупов, Габдулла
31 Там же. Ф. 138. Оп. 1.Д. 156. Л. 11. 32 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 140. 33 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. ПО, 111, 114. 34 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 135. 35 Там же. Д. 156. Л. 23. 36 МИБ. Т. 4. Ч. 1 (Приложение). 37 Там же. С. 132. 38 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 136. 39 Там же. Д. 156. Л. 24. 40 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД
Аитов и Еркей Бухаров же дали позволение во оную деревню свою поселитца дворами той же Белебеевской округи д. Ар-Елги ясачным татарам Смаилу Ишкинину с сыновьями ево Субхангулом, Габдулмазитом, Исхаком да той же деревни Ар-Елги Масягуту Мустаеву всего 5 дворами ко общему владению землю пахать, сено косить, лес рубить, хмель щипать, в разлития вешней воды рыбу ловить, также и удами оную ловить, прибытке и тягости нести с нами обще ж с реченными же пяти дворах людей. С каждого двора взяли мы оброку по 10 руб., а есть ли отделяться будут от отцов сыновья с таковых брать за поселение по 4 руб. да на каждый год с каждого двора брать оброку по 10 коп....В довольствовании на оной земле во всех промыслах ни под каким видом их татар до притеснений и препятствий нам не допускать. Межи той земле: по р. Ик на горную сторону, верхняя межа от Дуванейской горы, от устья р. Терися идти вверх на сырт, идти на тарказинскую вершину, на Каран-Чишму»41. Тамги башкир На тех же условиях почему-то вторично был припущен сын Исмаила Ишкинина. «1793 года августа 18 дня мы, нижеподписавшияся Белебеевской округи команды старшины Яхьи Якупова Кыр-Иланской волости д. Тар-казы Тамаковой вотчинники башкирцы, со всего нашего общего согласия дали сие договорное письмо сей же округи д. Смаиловой («Ар-Илги тож») есашному татарину Абдулмазиту Смаилову в том, что припустили мы ево Смаилова с десятью душами в показанную деревню Тарказину на жительство и пользоваться ему с товарыщи разными угодьями...» Вотчинники закрепили это письмо своими тамгами42: Габит Сапиков , Салих Сапиков , Еркей Бухаров , Абдулкарим Абдулменев , Абдул-манан Абдуллин По договору от 12 апреля 1839 г. еще были припущены ясачные татары. V ревизия насчитывала в деревне 47 башкир, 6 тептя-рей и татар. В 1905 г. в 245 дворах проживали 1321 вотчинник и припущенник. Перепись 1920 г. показала 1585 башкир и мишарей (310 домов). Мишари показаны неправильно, поскольку они составляли меньше одного процента жителей в конце ХГХ в. Подавляющее большинство жителей — башкиры, за ними шли татары. Перечислим имена вотчинников (1837 г.): Габзалил, Ибниамин Габдулменяновы, Габдрахим Еабдулменяфов, Мухаметбакый Габдумазитов, Мухаметкирей Абдуллати-фов, Абдулбакый, Абдулвагап Абдулкаримовы, Абдрашит Абдуллин, сын Абдулгази, Минликай Яркеев, Аит, Даут Мавлюкаевы, Рахматулла Батыров, Бикбау Иликаев, Сулейман, Гумер Бикбовы, Габидулла Габитов, Куль-шариф Амиров, Абдулнасыр Бикмухаметов, Хуснутдин Азаматов, Абдулвахит Султангулов, Хабибулла Субхангу-лов, Сапиковы и др. В 1843 г. на 273 башкира было засеяно 224 пуда озимого и 2080 пудов ярового хлеба. Д. Исламбахты известна с 1742 г. Ее житель Ислам-бахты Аднагулов — вотчинник Кыр-Еланской волости, в 1786 г. участвовал в припуске чувашей и мордвы 41 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. Л. 195. 42 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 193. на вотчинную землю на вершине р. Ик, основавших д. Кожай-Ма-ксимово43. Тамга Исламбахты — . Его братья Уразбахты (тамга •) и Уразман (тамга ) Аднагуловы в 1786 г. жили в д. Уруссу-Тамак. В 1756 г. Уразбахты жил в д. Абдулово44. Есть основания для утверждения, что все они вышли из д. Абдулово. Д. Исламбахты иногда называли Исламбакиево, точно так же, как и сына Исламбахты указного муллу Исламгула (1763 г.) часто называли Исламбакиевым. Или его брата Мраткузу (его сын Хуснутдин) считали Исламбакиевым, хотя и он был Ислам-бахтиным45. Сыновей Исламгула Исламбахтина звали Гайнуллой, Нугуманом, Абдрахманом. Сыновья Уразбахты и Уразмана перешли на жительство в д. Исламбахты. Это — Тухватулла (его сын Мифтахитдин), Субхангул, Масей, юртовой старшина, чиновник 14-го класса Муллагали (сын Абдулгани) Уразбахтины, Мурсалим Уразманов. Перечислим имена других вотчинников деревни: Забир Тураев (сын Абд-рахман), Давлетша и Давлеткул Султангуловы, Биктимир Тука-ев, Шахмурза Бикмурзин, Хамит Уртанаев (сыновья Хайбулла, Гибатулла), Хисматулла, Гиба-дулла Бакировы, Гильман Амиров, Гайнулла, Фаткулла Бикта-гировы, Гибадулла Габдуллин, Ахметша Рахимкулов, Гибадулла Баширов46 и др. С 1816 по 1850 г. в д. Сулли-Сат («Минлигулово тож») были перечислены обер-офицерские дети башкир: Муллагали Уразбахтин с сыном Абдулгани, Тухватулла Уразбахтин, Мурсалим Уразманов, Биктимир Тукаев (или Мукаев), Ишмухамет Максютов, Салих Мансуров, Ишмурза, Габидулла Ниязовы47. Приведенная здесь родословная, содержащая 18 имен — колен, начиная с Малика, и охватывающая большие хронологические рамки (XI—XIX вв.), требует дальнейших изысканий новых материалов и детального изучения имеющихся источников. Находящиеся здесь имена Мухамет, Муса, Нуркай (Hyp) можно найти, например, в Ярлыке 43 Там же. Л. 186-187. 44 МИБ. Т. 4.4. 1.С 132. * У других авторов — Юкачей. 45 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 39. 46 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 200. 47 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 253. 8 - История сел и деревень Башкортостана ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН
казанского хана Сахиб-Гирея 1523 г., подтверждавшем тарханетво 7 жителей с бассейна р. Ик48. Этническое (башкирское) происхождение этих тарханов как будто объясняют «Материалы уфимского городского головы Волкова для истории Оренбургской губернии», хранящиеся в Научном архиве УНЦ РАН. Кандидатская диссертация С. М. Васильева «Припущенники на башкирских землях в первой половине XVIII в. (тептяро-бобыль-ское население Башкирии)», защищенная им в Москве в 1950 г., содержит интересные сведения о башкирах — правнуках упомянутых тарханов. В работах других авторов49 имеются сведения, относящиеся к той же самой родословной. В 1795 г. в д. Исламбахты в 3 дворах проживали башкиры (35 человек) и в 5 домах — тептяри (57 человек). Последние вышли из тептярского сословия и вернулись в свое ясачное татарское. Тептяри из татар «заселение свое возымели по договору, данному им в 1795 г. Кыр-Иланской волости от вотчинников башкирцев»50, т.е. перед самой V ревизией. После VII ревизии всех ясачных татар, ставших государственными крестьянами, перевели в дд. Ермекеево и Тарказы. В деревне остались башкиры-вотчинники и башкиры-припущенники. Первых насчитывалось в 1816 г. 180 душ м.п.51 Башкиры-припущенники Кыр-Еланской волости указной мулла Амир (или Ашир) Султанмуратов, Зайсан Мукаев, Гильман Аширов, Ибрагим Багаманов «имели вотчину в Верхнеуральском уезде в Табынской волости и из оной перешли в д. Ташлы (ныне уже 22-го башкирского кантона, 1857 г.). Оттоль около 56 лет (т.е. в 1801 г.) перешли в настоящую деревню Исламбахтину»52. В 1842 г. из д. Ермекеево вернулась семья ясачного татарина Сагита Салимова, состоящая из 14 мужчин и 18 женщин. В 1859 г. в 64 дворах проживало 192 мужчины (в т.ч. 180 вотчинников, 12 припущенников) и 222 женщины. 499 мужчин и 505 женщин при 174 дворах было в 1905 г. Действовала мечеть, имелись бакалейные лавки. Советская перепись 1920 г. показала всех жителей башкирами, их насчитывалось 1298 человек (238 дворов). В 1843 г. на 192 башкира было засеяно 504 пуда озимого и 1376 пудов ярового хлеба. Д. Минлигулово в 1795 г. состояла лишь из 6 дворов с 49 башкирами. Затем она была известна как Сулли-Сат («Минлигулово тож»). По VII ревизии в 11 дворах проживали 95 вотчинников. VIII ревизия насчитывала 111 башкир при 16 дворах, в т.ч. 15 башкир-припущенников. В последующем среди деревень 12-го башкирского кантона данное поселение больше не упоминается ввиду перевода жителей в другие населенные пункты Кыр-Еланской волости. 48 История Татарии в материалах и документах. М., 1937. 49 Филоненко В. Башкиры // Вестник Оренбургского учеб 50ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 156. Л. 24. 51 Там же. Ф. l.On. 1. Д. 2978. Л. 111,254. 52 Там же. Л. 253. Д. Суккулово постепенно превратилась в этнически смешанное поселение. Сегодня в районе известна чувашская д. Суккулово. В 1758 г. по договорному письму башкир Кыр-Еланской волости был припущен тептярь Ахмер Ахметов «с товарыщи» с условием уплаты вотчинникам по 10 коп. с двора в год. Чуваши Иван Родионов, Сергей Терентьев с 30 душами м.п. были приняты «из денежного оброка по 30 коп. с двора в год» по договору с башкирами от 8 апреля 1811 г. На тех же условиях «по приемным письмам» от 25 февраля и 26 сентября 1831 г. здесь осели чуваши-новокрещены Василий Иванов, Иван Дмитриев, Михаил Матвеев «с прочими». Их было 43 души. И, наконец, «по приемному письму» башкир от 15 июля 1815 г. стали жить здесь и ясачные татары53. В 1795 г. в деревне проживали в 3 дворах башкиры (26 человек), в 16 дворах тептяри (90 человек), в 1 доме ясачные татары (3 человека). В 1859 г. насчитывалось башкир — 58, тептярей — 10, государственных крестьян из чувашей и ясачных татар — 254 души м.п. В 1843 г. на 69 башкир было посеяно по 80 пудов озимого и 288 пудов ярового хлеба. К началу XX в. образовалось две деревни: село Суккулово 1-е (Чувашский Суккул), в ней проживали чуваши и татары, которых в 1920 г. насчитывалось 1047 человек (220 дворов), и д. Суккулово 2-е (Татарский Суккул). Здесь жили башкиры и татары (553 человека при 98 домах). Оба поселения находились в 18 верстах от центра одноименной волости д. Ермекеево. Почти такой же путь развития проходит д. Азналы-Карамалы (Ик-Карамалы, Нижние Азналы-Карамалы), сегодня — Нижние Карамалы. Азналы — первопоселенец из кыр-еланцев. Им является, видимо, бывший житель д. Рятамак Азналы Кусягулов, который в числе других вотчинников участвовал в отдаче в аренду Троицкому медеплавильному заводу вотчинной земли в 1756 г.54 Карамалы — речка. Тептярь Карамай Карамсин с 4 дво-. рами был припущен кыр-еланцами по договорной записи от 4 июня 1779 г. с условием ежегодного денежного оброка по 10 коп. с двора в пользу башкир. С таким же обязательством осели здесь Ишей и Абдрей Ишмаметовы по договору от 1 марта 1805 г. Мордовца Родиона Андреева с 20 душами припустили по письму от 12 июня 1810 г., его сородича Федора Кириллова — по договору от 6 июля 1811 г. По двум записям от 1 сентября 1808 г. и 5 мая 1811 г. были припущены чуваши Семен Петров и Дмитрий Федоров с 22 душами55. В 1783 г. д. Азналы-Карамалы — 8-дворное поселение с 56 тептярями. Через 12 лет их количество увеличилось на 2 человека56. В 1859 г. здесь насчитывалось: башкир — 21, тептярей -146, чувашей и мордвы — 248, мишарей — 4 души м.п. Следует отметить, что в начале XIX в. произошло выделение из коренной деревни чувашей и мордвы с созданием собственной одноименной деревни. По X ревизии 1859 г. численность всех жителей дана лишь по коренной деревне. В 1906 г. тептяри и башкиры жили в 147 домах (1002 че- Тамже. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 133. МИБ.Т. 4.4. 1.С. 132. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 142. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
ловека). К 1920 г. их стало чуть меньше — 993 человека, но дворов больше — 186. Имелось две мечети. Чтобы здесь же завершить сюжет об этой деревне, отметим, что на рубеже XVIII и XIX вв. произошло выделение из коренного поселения чувашей и мордовцев с созданием своих населенных пунктов. Верхние Азналы-Карама-лы (Мордовские Карамалы) становятся новым местом приюта для мордвы. В 1816 г. их было 24, в 1834 г. — 88 душ мордовцев м.п. (в т.ч. 30 душ из д. Каран-Елга). В 1920 г. в 89 домах проживало 452 человека. Д. Средние Азналы-Карамалы (Чувашские Карамалы) в 1816 г. состояла из 29 дворов с 109 жителями из чувашей. 579 человек при 93 домах — итог переписи 1920 г. Название д. Ермекеево связано с именем ясачного татарина из д. Кимаево Ермекея Суюндукова, припущенного с другими пятью татарами на кыр-еланскую вотчину в д. Абдулкаримово («Писмян тож»). За припуск платили половину ясака башкир-вотчинников. Затем Ермекей обосновался отдельно, и это поселение стало известно под названием Ермекеево. Сюда башкиры-кыр-еланцы припустили в 1747 г. ясачного татарина Аймана Алма-чаева и в 1759 г. — муллу Мустакима Заитова «для житель-ствования обще с Ермекеем и с его согласия»57. В 1749 г. среди жителей появились башкиры во главе с Ямансаром Якуповым, которые 4 августа получили разрешение «переехать на свою жалованную землю при р. Ря». По договорной записи башкир от 28 марта 1764 г. ясачный татарин Уразай Бикметов стал припущенником-тептярем. Тептярь Султе Сеитов с 7 дворами обосновался здесь по договору от 3 февраля 1791 г. с условием уплаты ежегодно оброка по 10 коп. с двора. По Приемному письму ермекеевцев от 2 апреля 1812 г. был принят сотник Тулбай Тураев58. Половина государственных крестьян (татары) была переведена сюда из д. Исламбахтино. В восстании Е. И. Пугачева участвовало 26 ясачных татар. В деревне проживала одна семья из татарских мурз. Это — Махмут Ханесверов (1756—1829) с сыновьями Буркаем и Курмаем59. Недалеко от д. Ермекеево на другом берегу р. Ик на территории Татарстана находится д. Хан-сверкино. Думается, что к основанию деревни имел прямое отношение отец Махмута — Ханесвер. В Ермекеево в 1859 г. проживало 23 башкира, 26 татар, 329 тептярей, 2 мишаря м.п. Жители поселка Новорайманово, сегодня Райманово, до 1920 г. выделились из д. Райманово (Кинзекеево). Райман и его сын Рахмангул — старшины тептярей, другие сыновья Имангул и Муллагул — сотники. В 1906 г. поселка еще не было. Коренная деревня находится на территории Туймазинского района. По переписи 1920 г. здесь в 30 дворах проживало 175 башкир. Поскольку в коренной деревне совместно жили вотчинники и припущенники, постольку и здесь — в новой деревне — должны были показать представителей обоих сословий. Поселок Кушкаран возник к 1925 г., тогда в нем насчитывалось до 10 татарских хозяйств. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 3). Л. 325-326. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 137. Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Date: 2015-07-10; view: 2001; Нарушение авторских прав |