Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тептярские деревни. Д. Игметоворасположена на двух берегах р





Д. Игметово расположена на двух берегах р. Наза, при этом правый — принадлежал башкирам-вотчинникам д. Манчарово Ельдятской волости, а левый — Еланской47. Жители — тептяри из татар, «происходивших из башкирского рода»48. Они были припущены башкирами Еланской волости по договорным записям 1697, 1718 и 1772 гг., а также по указу Комиссии башкирских дел от 1738 г.49 Возможно, в один из указанных годов и ельдятцы припустили часть тептярей.

Развитие деревни прослеживаем по следующей таблице.

Таблица ПО

По таблице видно, что ясачные татары перешли в тептяри. Сведения 1920 г. следует, по-видимому, понимать так, как есть, поскольку ясачные татары происходили «из башкирского рода».

Очень похожа история формирования тептярского населения д. Абдуллино. Тептяри состояли из бывших ясачных татар «из башкирского рода». Еланцы принимали их по договорам 1718, 1748 гг., а также они получили возможность пользоваться башкирской вотчинной землей Еланской волости по указу Комиссии башкирских дел от 1738 г.50

А теперь приводим таблицу изменения численности населения по итогам ревизий и переписей.

Таблица 111

И здесь 1920 г. выделяется от остальных тем, что тептярей показали башкирами. Между тем, тептяри — это бывшие ясачные татары, «происходившие из башкирского рода». Поэтому сами жители были правы в определении своего этнического происхождения в 1920 г.

Деревня с мечетью и мельницей отличалась от соседних поселений развитой торговой сетью. По средам проводились базары, в декабре — ярмарка, где разворачивалось 25 лавок (1870 г.).

Д. Надырово по-другому называли Исаево. Жители ее — удельные крестьяне были припущены вотчинниками


Еланской волости по договорной записи 1755 г., а тептяри и государственные крестьяне — в 1777 г. с условием уплаты ими ежегодного денежного оброка. Договорные записи были «писаны на простой бумаге и нигде не засвидетельствованы»51. Все они были новокрещеными татарами, часть перешла в тептярское сословие52.

Развитие деревни можно проследить по следующей таблице53.

Таблица 112

Сведения 1870 г. затрудняемся объяснить, поскольку здесь не было русского населения, и вдруг оказалось около 100 человек. Следует думать, что под русскими показали крещеных людей. Относительно башкир, по-видимому, допущена неточность. В 1920 г. в д. Старона-дырово (Исаево) жили тептяри и вотяки (удмурты).

Время переселения части жителей из коренной деревни и образования нового поселения Новонадырово не известно. Но предположительно можно указать начало XX в. В 1920 г. в Новонадырово проживало 276 башкир.

Д. Чуй-Атасево в документах показывалась как Атасево («Чуево тож»). Расположена при р. База. Она возникла рядом с Ангасякским винокуренным заводом по указу Уфимской провинциальной канцелярии при овраге Бургазак. Время основания ее на земле башкир Еланской волости не известно. Но деревню зафиксировала III ревизия 1762 г. Следовательно, ведет отсчет с 40-х гг. XVIII в. Ее зафиксировала II ревизия 1748 г.

Приводим таблицу о развитии деревни.

Таблица 113

Данные за 1870 г. о 212 башкирах— это ошибка. До этого времени их в деревне не было. Жители деревни — тептяри и марийцы.

Само название тептярской д. Базытамак подсказывает ее местоположение — устье р. Базы. Возникла она в 1676 г.


 


47ЦГИАРБ. Ф. 172. On. 1. Д. 37. Л. 275; Д. 127. Л. 11.

48 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Л. 199.

49 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

50 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Л. 199; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.


51 Там же. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 28.

52 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

53 1762 г.- ЦГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3797. Л. 394; 1795 г. -
ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68; 1816 г. - Там же. Ф. 419. Оп. 1.
Д. 2. Л. 27; 1858 г. - Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 15158. Л. 98.



ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 



по договорной записи башкир Еланской волости. Однако ее развитие можно проследить лишь с IIIревизии 1762 г. Предлагаем таблицу о численности жителей.

Таблица 114

Сведения 1870 г. о мишарях не соответствуют действительности, поскольку они составляли ничтожную долю среди жителей. Это — тептяри. Вместе с тем, нет данных об этническом составе или происхождении тептярей. Тем не менее в книге «Административно-территориальное деление Башкирской АССР» (Уфа, 1981. С. 169) жители Базытамака представлены как татары.

Д. Шидали при одноименной речке принадлежала башкирам Ельдятской волости, затем бывшему Ангасяк-скому винокуренному заводу. В 1870 г. ее житель башкир Умуртай Курелев зафиксирован в одном прошении, где он обвиняется «в выдерании чужих бортей»54. Тептяри сидели на казенной земле. В 1920 г. деревню называли Татарские Шидали (Шидали). Было поселение под названием Вотские Шидали, где, кроме удмуртов, жили и русские (всего населения 250 человек при 48 дворах в 1920 г.).


В 1920 г. все жители неоправданно были отнесены к тептярям, последние входили во 2-ю тептярскую команду, а мишари — в 4-й мишарский кантон. Мишари составляли 3 двора, владельцами которых были Абдулсалям Абдулменев (сын Абдулгафар, внук Абдулгани), Минли-гул Мурсалимов (сыновья — Гирфан, Вильдан, Гильман), Гадельша Биккулов (1834 г.).

Таблица показывает развитие деревни за 158 лет.

Таблица 115

Все же этнический состав населения был пестрым и многое в нем не совсем ясно.

Д. База-Куяново находилась при pp. База и Читкырга в составе Белебеевского уезда. Двойное название ее позднее, ранее была известна как Куяново. Куян — один из жителей д. База, может быть и первопоселенец. Фамилия Куяновых — не редкость для того времени. Хотя о возникновении этого поселения по договорной записи

54 ЦГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 56. Л. 1. * Тептяри — бывшие ясачные татары.


башкир Киргизской волости от 24 января 1802 г.55 говорили сами куяновцы, оно было основано гораздо раньше указанного времени. К IV ревизии 1783 г. оно было значительным по числу жителей. Д. Куяново была создана за несколько десятилетий до 1783 г., но ее не учла III ревизия 1762 г. Следовательно, время основания данного населенного пункта относится к 1762—1783 гг.

Развитие деревни показано в следующей таблице56.

Таблица 116

Сведения 1870 г. явно не согласуются с таковыми за другие годы. Поэтому они ошибочны. Об этническом происхождении тептярей нет прямых указаний.

При одноименной речке возникло татарское поселение Менеуз, впоследствии получившее название Татарский Менеуз. Основанием для этого послужил договор 1777 г., данный тептярям башкирами-вотчинниками Еланской волости57.

Рост численности населения виден в таблице.

Таблица 117

И на этот раз 1870 г. выделяется от остальных лет тем, что искажает информацию: здесь не было мишарей.

По ранней истории д. Тукай-Тамак при устье одноименной речки и р. Сюнь не удалось найти материала. Среди тептярских деревень в списке за 1841 г. она отсутствует. Нет ее и по X ревизии 1858 г. Лишь в 1870 г. она взята на учет, но уже тогда была немалым поселением: на 61 двор приходилось 327 тептярей обоего пола. Это означает, хотя и косвенно, что она возникла сразу же после X ревизии. По переписи 1920 г. в 112 домах проживало 539 тептярей. Через 5 лет там было 119 дворов.

Из поздних отметим лишь одно поселение, зафиксированное переписью 1925 г. Ашманово (Ашмяк) — поселок из 14 хозяев. Жили здесь тептяри. В 1920 г. еще не было этого поселка.

Все остальные поселения Ирмашово, Лена, Красный Октябрь, Уяндык, Красноярово, Восток, Яна-Турмыш, Кызыл Куч, Кызыл-Байрак, Улу-Ялан, Ташчишма, Урняк, Буляк, Кызыл-Юндуз возникли после 1925 г.

55 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 117.

56 1783 г. - ЦГИАРБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34; 1795 г. - Там же;
1816 г. - Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1389. Л. 103; 1834 г. - Там же.


57 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 30; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.
Л. 89; Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 125.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД



 








Date: 2015-07-10; view: 1870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию