Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Gt;н * ?н
А теперь вкратце охарактеризуем деревни 9-й юрты 12-го башкирского кантона. Д. Нуркеево первый раз упоминается в опубликованной долговой записи башкира Семенгула Салимова, занявшего у Ф. Д. Гладышева 38 руб. в 1764 г.48 Однако это поселение относилось к Байлярской волости (Салагушев-ской тюбы). Кыр-еланская же деревня — родина безземельных башкир, припущенных вотчинниками. В архиве сохранился текст договорной записи о припуске. «Тысяча семьсот сорок второго году февраля пятого на десять дня Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыр-Еланской волости деревни Япрыковой башкирцы Утеган да Аканай Такановы, Елуш Япрыков, Сюндюк Сагынды-ков, д. Кузы Тимекей да Зян Кузыевы, д. Тюменяковой Девлет да Бектыш Тюменяковы дали сию запись от крепостных дел тое же Казанской дороги Байлярской волости д. Точиной (?) башкирцам Исекею Сапаеву, Бал-тасю Досаеву, тое же волости д. Сюлти Муслюму Сюль-тину, д. Урметевой Кадырметю Салтанаеву, д. Теперля Яушу и Мрату Багышаевым, д. Амукуевой Урусметю Тукушеву, д. Курмашевой Искендеру Курмашеву, Давыду Сулейманову да тое же деревни тептярям Муслюму Бига-шеву, Мустафе Тайметеву, д. Ильтемировой Бексентею Тойметову, Абдулсалиму Юртыкуеву, Абдулкариму и Якупу Уразовым, Биккине Усееву, Абдею Калмаеву, Темиру Елдешеву, д. Каскиновой башкирцам Иткине, Сеиту и Асану Мурзекуевым, Утею Сюлейманову, д. Сюкеевой башкирцам Кадырметю Ишелину, Кутлу-мету Московову, Сюлюку Сапарову, д. Старый Байляр башкирцам Ишменю Айтуганову, Булярской волости д. Исянсубиной башкирцам Сеиту Московову, Уразаю Ишменеву, Юсупу Сулейманову, Гарейской волости д. Тахталачик башкирцам Араслану и Бидалю Килмяко-вым, д. Тлякеевой ясашному татарину Аюке Асанову з детьми и братьями и з племянники в том, что припусти- 48МИБ.Т. 4. Ч. 1.С. 293. ли мы Утеган и Аканай и Юлуш с товарыщи их Исекея, Балтаса и Муслюма и Мустафу с тов. на вотчинную свою землю для поселения 35 дворами и на той нашей вотчинной земле пашню пахать и сено косить и лесами черными и красными владеть и в тех лесах борти делать». Они поселены «из платежа ясаку по 10 куниц ежегодно»49. Следует думать, что нуркеевцы-байлярцы на кыр-еланской вотчине создали свое припущенническое поселение под названием Новонуркеево. Так оно называлось и в последующие века. Здесь же жил первопоселенец коренной деревни Нуркей Заитов (1723—1812). Его 59-летний сын Хасан Нуркеев, по сведениям VIII ревизии, жил здесь же со своими сыновьями Хамидуллой (27 лет), Хабибуллой (19), Халиуллой (4 года)50. Временем образования нового поселения является дата договора между сторонами —1742 г. Здесь проживали в 1816 г. — 51, в 1834 г. — 59, в 1850 г. — 82, в 1859 г. — 95 душ м.п. башкир-припущенников. В 1870 г. в 30 домах проживали 219 башкир обоего пола. 78 дворов и 454 жителя было в 1905 г. 512 башкир при 97 домах показала перепись 1920 г. В 1834 г. на 120 башкир-припущенников было засеяно лишь 8 пудов озимого, 176 пудов ярового хлеба, посажено 24 пуда картофеля. На вотчинной земле Кыр-Еланской волости при р. Би-шинды находились одноименные деревни. Одна из них - Верхние (или Средние) Бишинды — поселение кыр-елан-ских башкир. Приводим их имена: Балтакай Байгильдин, Хасан и Мухаметзян Балтакаевы, Сайфульмулюк Шакаев, Усман Амиров, Минлибай Ярмухаметов, Габдулла Ишку-лов, Абдулнасыр Юлдашев, Габдулвагап Юлбарисов, Афлятун Рамазанов, Батырша Мурсалимов, Ягафар Утягу-лов, Мунасип Муксинов, Шагиахмат Ишмухаметов, Абдрашит и Абдразак Муртазины, Исламгул Азнагулов (сыновья Мурзагул, Рамазан), Юлбарис Курбангулов, его сыновья Юлдаш, Абдулвахит, Рахманкул. С конца 40-х гг. XVIII в. деревня стала национально смешанной. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 17 марта 1747 г. ясачный татарин Бикмет Бига-шев с 7 дворами переселился в эту деревню. По договору от 9 марта 1760 г. башкиры кыр-еланцы разрешили его сыну Пулатаю Бикметову «с товарыщи» продолжать пользоваться волостной землей, «не делать им препятствий»51. В том же году из Байлярской волости были приняты башкиры из 8 семей52. За припуск вотчинники взяли у них единовременно 30 руб. и ежегодно взимали по 15 коп. с двора. Походный старшина Темир Масягутов и другие 12 июня 1806 г. припустили в деревню тептяря Абдулменя Сулюкова53. Все припущенники — ясачные татары, башкиры Байлярской волости — перешли в сословие тептяреи. В 1834 г. на 162 башкира было засеяно 16 пудов озимого, 256 пудов ярового хлеба, посажено 36 пудов картофеля. Со второй половины XIX в. деревня имела кузницу, 3 мечети, 2 мельницы, почту, 2 лавки, по чет- 49 ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1.-Д. 1285. Л. 128; Д. 4871 (т. 3). Л. 426; 50 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 512 (1834 г.). 51 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 117. 52 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). 53 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Данные за 1870 и 1920 гг. неверно отражают этнический состав жителей, здесь жили башкиры-вотчинники (в 1917 г. их 37 человек), башкиры-припущенники в составе тептярей и собственно тептяри из татар. Писатель П. Добротворский в одном рассказе описывает голод в Башкортостане в 70-е гг. XIX в. Писатель занимал пост мирового посредника в Белебеевском уезде, сопровождал гражданского губернатора Уфимской губернии И. Ф. Щербатского в его поездке по уезду. Вот что он писал: «В деревню Верхние Бишинды мы, по расчету времени, должны были приехать к утру, а попали туда на другой день поздно вечером. И вообще-то степная башкирская деревня глядит невесело, но когда вы въезжаете в нее в «голодовку», да еще ночью, то она производит на вас страшно тяжелое впечатление. С раннего вечера воцаряется в ней мертвая тишина, точно самое население-то в ней вымерло: нигде ни огня, ни живой души — воет разве какая-нибудь одинокая собака, но чаще и собак не слышно, и те все разбрелись по полям, отыскивая и подкарауливая себе добычу. Верхние Бишинды производили именно такое впечатление, когда мы со Щербатским въезжали в них». И в соседних деревнях «нигде, ни в одной избенке» они «не видели ничего, кроме каких-нибудь суррогатов хлеба да муки из чистой лебеды». Сельчане показывали им «муку черную, как земля, или хлеб, похожий на камень». «Господи, да неужели эти люди понятия не имеют о настоящем хлебе, если эту мерзость называют хлебом! — сказал Щербатский». У башкира-хозяина Валия, у которого гости остановились, спрашивали о причинах бедности его односельчан. Среди других причин, между прочим, он выделил следующую, архиактуальную и сегодня: «Еще, ваше превосходительство, — русский закон хороша, бульна (очень) хороша, только порядка нет»54. Д. Нижние Бишинды является поселением башкир-припущенников из Айлинской волости Троицкого уезда и Енейской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Обе группы этих припущенников на право пользования землей ссылались на один и тот же документ — договорное письмо от 1 июня 1755 г., данное им башкирами Кыр-Еланской волости. Вот содержание письма: «1755 году июня 1 дня Уфимского уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирцы Хасан Бер-дыгулов (тамга ), Муаш Якупов (), Таныбек Якупов (), Абдюкей Тайчурин (), Мрат Аитов (), Масягут Кубяков (), Утяш Байгулов (подпись), Суяргул Ал-дакаев (), Чирмыш Азналин (), Байгильды Ишкарин (), Мукай Тойкин (), Аднагул Абдюкеев (), Хамзя Бабкин ( к), Кулбай Такаев (), Тукай Кутлумбетов (), сотник Усман Бердыбаев (), Муртаза Кулчубаев () в силу данной в Нагайбацкой конторе по подписке... уступили дедовскую и отцовскую вотчинную свою землю того же Уфимского уезду Казанской дороги Енейской волости деревни Токаевой башкирцам Амиру Рысметову, Мрады-му Амирову, Абдулгазию, Абдюшу и Карсяну Кадырмето-вым, детям их и правнучатам поселиться дворами и жить вечно и довольствие иметь пашенною землею, сенными покосами, рубкою леса, лубья сымать и что потребено будет до домового извороту всем довольствоваться, окро-ме бортевых ухожьев и звериных гонов...»55 Кроме вышеназванного документа айлинцы представили еще два договора: первый — от 17 марта 1775 г. и второй — от 28 июня 1787 г., по которым кыр-еланские вотчинники разрешили им пользоваться земельными угодьями. Но в 1791 г. вотчинники продали земли д. Нижние Бишинды заводчику Осокину. Вот тогда и началась длительная поземельная тяжба сторон, ее жители потеряли много угодий, захваченных крестьянами заводчика56. Жители д. Нижние Бишинды, являясь припущенни-ками кыр-еланцев, сами сохраняли вотчинные права по месту их выхода в д. Старые Тугузлы Айлинской волости Троицкого уезда57. Вот их тамги: Доказательством этому является их участие на равных правах со всеми вотчинниками Айлинской волости в делах волостной общины. В частности, они принимали участие в припуске людей в эту общину. Например, 12 июля 1781 г. жители д. Нижние Бишинды айлинцы Нияз Ахмеров, Таймас Сулейманов, Сабанак Муртазин, Габбас Сафаров, Ясыр Якупов (их тамги ) вместе с айлинцами Сибирской дороги Троицкого и Челябинского уездов припустили крестьян из мордвы в д. Айлинская (8 февраля 1802 г. договор был повторен)58. По предписанию командующего Башкирско-меще-рякским войском генерал-майора Т. С. Циолковского от 5 апреля 1837 г. на свою айлинскую вотчину возвратилась часть жителей д. Нижние Бишинды. Они составили 12—14 семей. Назовем имена глав семей: Туйгун Ильясов, Хамит Суюндуков, Габдулла Халитов, Мраткузя, Аккул, Исхак Акчувашевы, Нуруш Амиров (сын Лузамас), Валит и Ярмухамет Иркины, Зиганша Сабанаков (сын Гумер), Шафей Сабанаков. Вместе с частью жителей д. Балтаево в количестве 30 душ м.п. они создали новую деревню на своей вотчине под названием Арсланово («Абдрязаково тож»)59. По предписанию командующего башкирско-мещерякским войском от 25 ноября 1851 г. 50 мужчин -айлинцев из д. Нижние Бишинды основали д. Есаулово. Новые поселения возникли на территории нынешнего Кигинского района. Однако в Белебеевском уезде «осталось довольно значительное число душ наших
54 Добротворский П. В глуши Башкирии. Уфа, 1989. С. 164, 165, 166. ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 15, 16. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 25. Л. 70. Там же. Л. 64. ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
одновотчинников-айлинцев на жительстве в качестве припущенников»60. Д. Нижние Бишинды — однонациональное поселение, если не считать новокрещеных тептярей (в 1795 г.— 85 душ м.п.), временно здесь проживавших, затем переведенных в с. Бакалы. Часть башкир-припущенников переходила из сословия в сословие. Например, 15 мужчин в 1795 г. находились среди тептярей, затем они вернулись в башкирское сословие. Половина их стала тептярями. С основания деревни в 1755 г. до 1920 г. в ней проживали одни башкиры. В 1795 г. их было 212 человек обоего пола, в 1816 г. - 400, в 1834 г. - 456, в 1859 г. - 537, в 1870 г. -558, в 1897 г. - 1054, в 1905 г. - 1260, в 1920 г. - 1340 человек. Количество дворов соответственно этим годам выражалось в следующих цифрах: 26, 44, 68, 81,110, 201, 265. В деревне были мечеть, мельница, кузница и лавки. В 1843 г. на 456 башкир было засеяно 400 пудов озимого, 6496 пудов ярового хлеба, посажено 124 пуда картофеля. Ранняя история д. Балтаево схожа с прошлым д. Нижние Бишинды. И здесь осели припущенники, но только из одной Айлинской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии. Однако точное время их поселения нам не известно61. На карте Уфимского наместничества за 1781 г. отсутствует д. Балтаево62, но зато на другой, за 1786 г., она показана около озера Кандрыкуль63. Однако среди населенных пунктов Кыр-Еланской волости по переписи 1795 г. ее не найти. По каким-то причинам она была пропущена. Но нам важно определить время ее появления. На основании данных картографических материалов утвердительно можно сказать, что д. Балтаево возникла в 1781-1786 гг. Известно и место выхода балтаевцев — д. Тугузлы Троицкого уезда Оренбургской губернии. По закону 1832 г. башкир-припущенников наделяли 30 десятинами земли на одну душу м.п., в то время как вотчинников — 40 десятинами. Тогда башкиры-айлинцы дд. Нижние Бишинды и Балтаево решили вернуться на свои вотчинные владения, расположенные в Троицком уезде, чтобы получить больше надельной земли. Вместе с 12—14 семьями бишиндинцев 30 мужчин из Балтаево по обственному желанию и с согласия военного начальства в 1837 г. основали здесь д. Арсланово («Абдрязаково тож»). Первопоселенцем был зауряд-сотник Арслан Тай-масов, бывший житель д. Балтаево64. Среди возвращенцев были и его братья Мратбакий и Губай Таймасовы. Часть балтаевцев во главе с Бикташем и Култаем Балтаевыми* тогда же прибыла в д. Шулямино Троицкого уезда. В 1834 г. было две деревни под одним и тем же названием, стоящие друг от друга в трех верстах; 1-я — в 35 верстах, 2-я — в 38 верстах от центра уезда г. Белебей. В первой из них была мечеть, во второй — мельница. В 1870 г. при мечети показано медресе. 60ЦГИАРБ:Ф. l.On. l. Д. 2978. Л. 59. 61 Хотя у балтаевцев другое мнение: они считают, что дерев 62 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 20627 (карта 1781 г.). 63 Там же. Д. 20628 (карта 1786 г.). 64 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 25. Л. 117. * Они были сыновьями основателя д. Балтаево. В 1920 г. все жители были отнесены к тептярям, что не соответствует действительности: башкиры были припу-щенниками, которые, однако, не вышли из своего башкирского сословия. Д. Карамалы-Тамак (Темирово) или Карамалы-Теми-рово — однонациональное поселение башкир как вотчинников, так и припущенников. Последние были припущены в 1775 и 1787 гг.65 Вотчинники составляли 4 двора: Тимера Масягутова, Нигматуллы Акчувашева, Галея Ахмерова и Шагиахмета Ишмухаметова66. Название деревни происходят от гидронима (устье Карамалы) и антропонима. К другому названию непосредственное отношение имел зауряд-сотник Тимер Масягутов (1765—1831), служивший походным старшиной. Сыновей его звали Абдулла (его Курамша) и Губай-дулла67. В этой деревушке проживали в1816г. — 11, в 1834 г. — 23, в 1850 г. - 42, в 1859 г. - 50 мужчин башкир68. В 1870 г. при 24 домах был зафиксирован 181 человек, 1920 г. показал 497 башкир при 38 дворах. В 1843 г. на 40 башкир было засеяно 352 пуда ярового хлеба и посажено 16 пудов картофеля. О судьбе деревни нет точных сведений. Тем не менее предполагаем, что сегодняшняя д. Тимерово, находящаяся в 13 км от г. Туймазы, и прежняя — в 10 верстах от железнодорожной станции Туймазы, имеют между собой генетическую связь. О таких же связях мы писали по ранней истории дд. Нижнезаитово (Шаранский район) и Верхнезаитово (Туймазинский район). Однако они принадлежали к разным волостям, поэтому об основании их одним и тем же вотчинником речи быть не могло. Д. Верхнезаитово относилась к Кыр-Еланской волости, поэтому она могла быть основана лишь ее представителями, а не башкирами из Киргизской волости, к которой принадлежала Нижнезаитово. Верхнезаитовцы были собственниками земель, а не пользователями их. Еще в 1773 г. вотчинники приняли к себе 3 служилых татар, 2 тептярей. Однако перед IX ревизией 1850 г. они переехали в д. Туймазы69. ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 723. Л. 36. Там же. Д. 2879. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156 (1816 г.). Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 156. Там же. Д. 69. Л. 216; Д. 156. Л. 30. БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД
О развитии деревни свидетельствуют следующие цифры. В 1795 г. здесь жили 120, в 1816 г. - 140, в 1834 г. -189, в 1850 г. - 244, в 1859 г. - 275, в 1870 г. - 470, в 1920 г. -639 башкир м.п. В 1917 г. здесь зафиксировали 537 тептя-рей обоего пола, башкир — 1129 человек. В 1843 г. на всех 373 человека было засеяно 16 пудов озимого и 1600 пудов ярового хлеба, посажено 32 пуда картофеля70. Д. Якшаево была зафиксирована в документах еще в конце XVII в.71 как поселение башкир-вотчинников Байлярской волости. Между тем была известна другая деревня такого же названия, но она принадлежала кыр-еланцам. Названия их антропонимического характера, однако эти личности нам не известны. В д. Якшаево Байлярской волости в 1795 г. жили 20 башкир при 8 домах. В 1816 г. их насчитывалось при 14 дворах 80, в 1834 г. при 13 домах 118 человек обоего пола. 100 человек показала X ревизия. Уменьшение численности башкир-вотчинников объясняется переездом части их в д. Исякаево (ныне Бижбулякский район). В 1920 г. здесь жили одни башкиры: 317 человек (в 57 дворах). В 1843 г. 118 башкир посеяли 56 пудов озимого и 376 пудов ярового хлеба, было посажено 12 пудов картофеля. Тептяри жили в деревне с 1764 по 1858 г., затем они были причислены в д. Кулбаево (ныне Ермекеевский район). Имеется текст договора о припуске тептярей. «1764 года (12 августа) проживающие в деревне Якшаевой башкирцы Тейминдикай Султанов, мулла Габдрашит Байракиев (оставили у себя) припущенных прежде братьями нашими во оную деревню заводиться домами и исправлять наравне с нами все повинности Уфимского уезда Казанской дороги Байлярской волости Назира Мратова, Габдрашита Мратова, Кодряка Мратова с платежом по 10 коп. с двора в год и единовременно по 3 рубля с двора»72. Теперь несколько слов о поселении кыр-еланцев. В 1795 г. в д. Якшаево проживали 29 башкир (8 дворов) и 17 тептярей из татар (5 домов). В 1816 г. было 27, в 1834 г. -108, в 1859 г. - 110 башкир, в 1870 г. -142 башкира и мишаря, в 1920 г. — 571 тептярь и башкир. Как видим, с конца XIX в. этническое происхождение определялось не совсем точно. В деревне жили башкиры и татары. Антропонимическое название деревни время от времени менялось: в 1870 г. Якшаево имело второе имя — Мусино (в самом деле, до 1820 г. здесь жил Муса Такиев, 1742 года рождения). В 1905 г. Мусино-Якшаево названо Мустафино, в 1920 г. — Мустафино (Мусино). А сегодня она известна под первоначальным именем — Якшаево. В 1843 г. 108 башкир засеяли 56 пудов озимого и 376 пудов ярового хлеба. Картофеля сажали 12 пудов. Д. Москово, по-башкирски - Мэскэу, при р. Ик относится к Байлярской волости. Ее название тесно связано с именем башкирского старшины этой волости — Моско-ва Давлеткулова, стоявшего во главе ее в 40—60-х гг. XVIII в. Байлярцы в 1790, 1799 гг. припустили в деревню ясачных татар73. По договорному письму от 2 мая 1796 г. они же приняли к себе купцов 3-й гильдии Баязита и Хазипа Субханкуловых с условием уплаты ими башкирам по 10 коп. с двора в год. Кроме того, они должны были «исправлять подводной гоньбы и мосты». Татары были родом из д. Хасан Ишково Арчинского уезда Казанского наместничества74. Ясачные татары были приняты в 1790 г., башкиры — в 1799 г.75 В их припуске участвовали жители д. Москово башкиры-вотчинники Шариф Султанмуратов, Юсуп Шарипов. Среди припущенников были и безземельные башкиры: в 1834 г. из всех 80 башкир их было 56 (70%). Таблица 62 Как видно по данным 1870 г., башкир было в 3 раза больше, чем татар. В 1843 г. на 79 башкир было засеяно 18 пудов озимого, 40 пудов ярового хлеба, посажено 4 пуда картофеля. Сын Москова Аптикей Московов, старшина Кыр-Еланской волости, участвовал в восстании Пугачева. 134 двора башкир, находящихся под его ведением, также принимали участие в Крестьянской войне. Сын Аптикея Аднагул Аптикеев служил юртовым старшиной 12-го башкирского кантона. * * * К 15-й юрте 12-го башкирского кантона относилось национально смешанное поселение Улканово, вернее, его часть с только башкирским населением. Тептяри подчинялись своим старшинам, татары — своим. Деревню населяли припущенники. Ими были как башкиры, так и татары и тептяри. Башкиры Тамьянской волости Бузулукского уезда были приняты кыр-елански-ми вотчинниками по договорному письму от 1 января 1736 г., точнее, узаконили их «давнее пребывание» в д. Улканово. Указано даже название д. Барсуково, откуда они вышли. Договор заключил с кыр-еланцами тамья-нец Касим Бикметов, уплативший за припуск 100 руб. и согласившийся на оброк по 10 коп. с двора в год76. Назовем по VIII ревизии 1834 г. имена этих башкир-тамьянцев, ставших припущенниками кыр-еланцев и осевших до 1736 г. в д. Улканово, поскольку в дальнейшем они указываются лишь по социальному признаку как припущенники, а не по этническому происхожде-
70ЦГАДА. Ф. 1173. Д. 81. 72 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2). 73 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 122. 74 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2). Л. 149. 75 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 122. 76 Сохранился текст договора: ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 69 ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
нию. Вот эти имена: Сейфулла Мустакимов, 48 лет. Мус-тафа Юзюкеев (71), его сыновья Музафар (40), его дети Мухамадияр (16), Мухаметгарей (5), Мухаметсадык (3); Абдулгафар (35), его сыновья Гайнан (5), Гильман (2 месяца). Рахметулла Бикташев (68), его сыновья Сейфулла (1787—1833), его сын Губайдулла (7); Зайнулла (43), его Шаяхмет (19); Минлибай (12); племянники Рахметуллы Гайнулла Габидуллин (38), его сын Валиулла (6 месяцев); Сибагатулла Нигматуллин (33); двоюродный брат Рахметуллы Аднагул Абзанов (41). Рахимкул Ямангулов (Иман-гулов 1775—1825), его братья Хисамутдин (39), Халит (36), его сын Хамит (9); Минлиш (30), его сын Асылгарей (6 месяцев). Имакай Ямангулов (1765—1823), его сын Абдулвахит (39); брат Исламгул (1773—1820), его сын Шамсутдин (33), внук Шагимардан (3). Алибай Азнаев (1758—1831), его племянник Зайнильгабдин Минигулов (43), его сын Шагиахмет (4). Башкирскими жителями (56 человек в 6 дворах) в 1843 г. было засеяно 24 пуда озимого и 128 пудов ярового хлеба. Тептярское население сформировалось, по словам самих припущенников, на основании того же вышеназванного договора 1736 г.77 Однако заметим, что как башкиры, так и тептяри осели здесь задолго до указанной даты — 1736 г. Припустили всех вместе вотчинники-кыр-еланцы Кулбай Тенкаев, Максют Абдуллин, Усман Бердыбаев, известные тем, что они — первопоселенцы одноименных поселений. Место выхода служилого татарина Исмагила Ибрагимова с сыном Исхаком точно известно по договорной записи — это д. Починка Царевококшайского уезда Казанского наместничества. Два договора (от 22 апреля 1792 г. и 28 апреля 1795 г.) узаконили их пребывание с 1775 г. в этой деревне официальным припуском78. В Улканово жили и чуваши. По приемному письму от 5 марта 1834 г. тептяри и башкиры припустили в эту деревню чуваша Марка Григорьева «с товарыщи» с 15 душами м.п. и разрешили им здесь «приписаться по VIII ревизии»79. Известны и места их выхода: дд. Алкеево («Караево тож»), Янмурзино («Утеево тож») Ядрин-ского уезда Казанской губернии80. Вот таким образом сформировалось припущенни-ческое население деревни. Здесь не было вотчинников. Нам не известно этническое происхождение теп-тярей. По истечении значительного времени служилые татары вошли в состав тептярей, а чуваши находились в сословии государственных крестьян. Несколько слов о названии деревни. Она расположена при одноименной речке. Но гидроним берет свое начало от антропонима — имени тептяря Улкана. Его сын Итей Улканов (тамга X) участвовал в припуске служилых татар в 1792 и 1795 гг. Вместе с ним в договорных письмах свои тамги поставили башкир Мустафа Исмеев, тептяри Балтакай Аднагулов (сыновья Хусаин, Бакий), Абзелил 77 В опубликованном источнике указана неточная дата 78 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л. 13; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. 79 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 8. 80 Там же. Ф. 138. Оп. 1. Д. 671 (1834 г.). Минигулов (сын Минлибай), Кинзя Исхаков, Амин Кид-ралин (сын Мухаметкарим), Яркей Курбанов, Амир Урускулов. Перед 1870 г. чуваши в 3—4 верстах от коренной деревни создали свое поселение, состоявшее тогда из 15 дворов с 40 мужчинами и 52 женщинами. В 1905 г. эти деревни отличаются и названиями: Улкан татарский и Улкан чувашский. В 1920 г. они названы точно так же, как и сегодня: Татар-Улканово и Чуваш-Улканово. В 1905 г. в последней в 35 домах проживали 110 мужчин и 98 женщин, в 1920 г. в 49 дворах — 122 чуваша и 123 чувашки. Здесь с конца XIX в. было известно начальное училище. Численность и этнический состав коренной деревни показаны в табл. 63. Таблица 63 Как видим, с 1870 г. по 1920 г. все тептяри были перечислены в башкирское сословие, что не соответствует действительности: тептяри составляли подавляющее большинство жителей деревни. В 1859 г. башкиры м.п. составляли 17-%, тептяри — 83 % всех жителей-мусульман. Поэтому справедливо было бы показать население деревни прежде всего тептярским, затем — башкирским. По косвенным материалам (в восстании Пугачева участвовали 19 ясачных татар) можно утвердительно сказать, что в тептярское сословие перешли ясачные, частично и служилые татары. * * * Много башкирских поселений Кандинской (Каль-нинской) волости относится к Туймазинскому району. Исследователи неоднозначно раскрывают историю племени канлы. Одни из них считают временем возникновения Кандинского союза XI—XII вв. (в приаральских стецях на печенежско-огузской основе) и сближают этноним «канглы» с другим самоназванием печенегов «кан-гар». Другие утверждают, что «канглы» — этнические преемники кангюйцев, создавших в последние века до нашей эры обширное государство Кангюй на Сырдарье и прилегающих к ней землях. Третьи предполагают, что канглы и кипчаки были союзными, но одновременно и соперничающими племенами81. Единая канлинская община по * До 1859 г. численность населения деревни показана в ду--шах мужского пола. 81 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 381. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
мере усиления колонизации Башкортостана русскими и другими крестьянами добивалась от властей закрепления за ней всех своих вотчинных земель. Лишь в 7180 (1672) г. канлинцы смогли получить царскую грамоту, которая узаконила их земельное владение с указанием его границ [по левому берегу р. Кармасан с вершин до ее устья, с устья и до вершин двух речек Пушияты (?), до вершины р. Усень по обоим ее берегам, до Еланской волости, оттуда до устья р. Сарсаз, до вершины р. Базы, оттуда на р. Еланку, оттуда до вершины р. Куваши, до Ельдякской волости, с вершины р. Бирь до Бураев лес, до устья р. Кармасан]82. Озеро Асылыкуль («Ачилы») стало предметом спора между канлинцами и минцами, но вопрос был решен в пользу первых83. До середины ХГХ в. Кандинская волость в источниках называется Кайлинской или Кальнинской, редко Кандинской. Были деревни под этими названиями: Кайлы, Калны, Кыр-Калны, Канлы84. В конце XVII в. единая община Канглы раздробилась на тюбы. По Р. Г. Кузееву, их четыре: идель-канлы, юрак-тау-канлы, актау-канлы, кыр-канлы. По источникам XVIII — XIX вв. тюбы названы по именам глав и гидронима (озеро Актау): Тукбаева, Балгазина, Актова, Урмекее-ва. Все они или их сыновья известны по источникам: Урмекей Кунгильдин — житель д. Кыр-Канлы, затем переименованной в Урмекеево (1710 г.); Урускул Балга-зин и др.85 Три тюбы Кандинской волости в начале XIX в. владели 217 тыс. и Тукбаева тюба —10 тыс. десятин земли. Все канлинские населенные пункты, находящиеся сейчас в составе Туймазинского района, относились к Урмекеевой тюбе. Из них 6 деревень при р. Нугуш составляли 17-ю юрту 12-го башкирского кантона. Жители всех поселений — безземельные башкиры, принятые канлинцами на правах припущенников. Первая из деревень называется Тюпкильды. Раннее упоминание о ней относится к 1714 г., когда канлинцы-вотчинники припустили сюда безземельных башкир. Развитие деревни проследим по следующим данным. Таблица 64 Следует подчеркнуть, что в 1859 г. все жители названы припущенниками, что соответствует действительности, в 1870 г. — башкирами, в другие годы — тептярями. Дело в том, что башкиры, ставшие в 30-х гг. XVIII в. припущенниками канлинцев, вышли из Айлинской волости будущего Троицкого уезда (уезды образованы в 1781— 1782 гг.)86. Таким образом, жители д. Тюпкильды — бывшие вотчинники-айлинцы. В 1843 г. на 386 башкир было засеяно 272 пуда озимого и 1744 пуда ярового хлеба, посажено 48 пудов картофеля. Д. Ермухаметово основали башкиры д. Касаево Еланской волости, принятые канлинцами по договору от 14 июля 1738 г. «для поселения при р. Кармасан и другим урочищам»87. Вместе с еланцами в ее создании участвовали бывшие вотчинники Айлинской волости Троицкого уезда. Последние составляли подавляющее большинство жителей села88. Рост численности населения деревни показан в таблице. Таблица 65 В 1895—1905 гг. в источниках национальный признак отсутствует, в 1920 г. все жители — тептяри. Однако здесь наблюдается то же самое, как было сказано о предыдущей деревне. К 1838 г. был жив ветеран Отечественной войны 1812 г. зауряд-есаул Имангул Юсупов сын Иликов, 1777 года рождения, воевавший в составе 11-го башкирского полка89. Его сыновья Абдулгарей (17 лет), Арсланга-рей (5), Саитгарей (4), Якуп (1). В 1843 г. 499 башкир засеяли 472 пуда озимого и 2328 пудов ярового хлеба. Д. Бикметово — поселение припущенников из башкир и тептярей. Время их заселения определено договором о припуске от 15 декабря 1760 г.90 В 1795 г. здесь проживали в 6 дворах 93 башкира, в 2 дворах 13 тептярей, в 1 дворе 3 татарина. В 1834 г. башкир было 239 (15 дворов), тептярей — 20 человек. В 1859 г. все правильно названы припущенниками — 509 человек (63 двора), но без определения их этнического происхождения. 602 башкира и 38 татар при 109 домах было в 1870 г., 1356 башкир при 251 дворе — в 1920 г. В 1843 г. на 229 башкир было засеяно 344 пуда озимого и 1192 пуда ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля. Д. Туктагулово была основана припущенниками из башкир и тептярей. Первое ее упоминание относится к 1752 г. Свое пребывание в деревне припущенники оформили с вотчинниками Кандинской волости в 1755 г.91 Через 7 лет по VII ревизии тептярей насчитывалось 40 душ м.п.*
82ЦГИА РБ. Ф. 100. Оп. 2. Д. 555. Л. 66-67; Ф. 1. Оп. 1. Д. 1150.Л. 62. 83 ЦГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1330. Л. 15. 84 МИБ. Ч. 1. С. 192; Т. 3. С. 62-63. 85 Там же. С. 345; Т. 3. С. 62. * В знаменателе показано количество дворов. 86 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1257. Л. 18. 87 Там же. Д. 4678. Л. 15. 88 Там же. Д. 1257. Л. 18. 89 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4022. Л. 53. 90 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114. 91 Там же. С. 115; МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 39. * Выбыли «в башкирский род» в 1763 г. 43 мужчины, в 1794 г. - 62 человека обоего пола. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. 9 - История сел и деревень Башкортостана Первая советская перепись указала ошибочно всех жителей башкирами, но они составляли половину населения деревни. Должны были показать башкир и тептярей. Нелишне будет, если отметим, что тептяри, зафиксированные в 1762 г., были первоначально ясачными татарами. Дальнейшее развитие деревни и этнический состав ее жителей характеризуется в следующей таблице. Таблица 66 его дом. За это он получил от властей 100 руб. и после подавления восстания был удостоен «серебряной медали и сабли». Жил в д. Тавларово94. 3 октября того же года Урмекей принял на свою вотчину из той же д. Тавларово еще ясачных татар Москова Табеева, Урку Урмеева, Сюрмея Алышева «с товарыщи» в 14 дворах с условием уплаты ему по одной кунице в год (границы его вотчины: с д. Тавларово по левой стороне Куревой дороги на р. Идяш вверх до канлинской линии, оттуда до вершины Карамалы, до первого Кунлюка, затем оттуда назад по Юкаликулю до его устья)95. Есть еще и другие припуски тептярей по договорам от 24 марта 1714 и 1771 гг.96 Тогда припускались башкиры из Айлин-ской волости Троицкогочуезда. В 1858 г. башкир-припу-щенников было 46 душ м.п.97 Так сформировалось этнически смешанное население Урмекеево. Это видно в следующей таблице.
В 1870 г. указано наличие двух мечетей, «училища». В 1843 г. 297 башкир засеяли 312 пудов озимого и 1528 пудов ярового хлеба. Ими было посажено 48 пудов картофеля. Д. Нугуш («Туктагулово тож») являлась выселком из д. Туктагулово. В 1795 г. она состояла из 12 домов, где жили 54 мужчины и 48 женщин. Все — башкиры. В 1816 г. их было 105 человек при 11 дворах, в 1834 г. — 142 (12 домов), по другим данным, в 50 дворах — 479 башкир, в 1859 г. -189 (21 двор), в 1870 г. — 197 башкир при 35 дворах. В материалах переписи 1920 г. ее нет. В 1843 г. 142 жителя засеяли 192 пуда озимого и 560 пудов ярового хлеба, посадили 16 пудов картофеля. * * * В 18-ю юрту 12-го кантона входили 11 башкирских деревень (из них 8 сегодня относится к Туймазинскому району), в том числе к Кандинской волости относились 4. Более ранней из них является д. Урмекеево. Названа так по имени влиятельного канлинского вотчинника Урме-кея Кунгилдина, припускавшего 3 октября 1710 г. ясачных татар Якупа Немичева, Рысая Давлеткильдеева, Сапара Бикметова92. Тогда он жил в д. Кыр-Канлы, затем переименованной в Урмекеево. Кыр-Канлы — коренное поселение башкир-вотчинников Кандинской или Кыр-Канлинской волости. Еще 16 августа 1710 г. Урмекей, Сююш Сарагулов «с товарыщи» припустили в свою вотчину по р. Чермасан татар д. Тавларово Сеита Илкина, Ахмета Тукаева за участие их в уплате казне башкирского ясака93. В другом припускном договоре от 19 августа 1704 г. кыр-канлинец Аблай Исанбаев с сыном Балтаем припустил башкир Якупа Маметева с его братом Рысаем Давлет-кильдеевым на свою вотчину в вершинах р. Сюнь. Башкиры Якуп и Рысай — выходцы из д. Тавларово. Сын Якупа впоследствии стал кантонным начальником 10-го башкирского кантона. Он защищал Уфу от пугачевцев, где «служил изрядно», но земляки-пугачевцы разорили ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 430. Л. 27; МИБ. Т. 3. С. 62. МИБ. Т. 3. С. 60. Если башкирское население в конце XVIII в. составляло почти 90 % жителей, то в середине 30-х гг. XIX в. -только 34 %. В 1834 г. из 75 башкир 36 были припущенни-ками. В 1870 г. тептяри были показаны в составе башкир, а в 1920 г. башкиры — среди тептярей и татар. В обоих случаях допущена ошибка. В 1843 г. на каждого из 75 башкир сеяли по 7,2 пуда хлеба. Во время башкирского восстания 1735—1739 гг. вокруг этой деревни разворачивались важные события. В частности, карательный отряд начальника Комиссии башкирских дел генерал-лейтенанта А. И. Румянцева в конце июня 1736 г. остановился лагерем у д. Урмекеево. Тогда один из предводителей восставших башкир старшина Юрматынской волости Кильмяк-абыз Нурушев с 8-тысячным отрядом напал на лагерь генерала, но встретил упорное сопротивление. Несмотря на потери, Румянцев смог выиграть сражение и рассеять отряд Киль-мяка, который был вынужден некоторое время скрываться в камышах озера Кандры98. Деревня при устье р. Чукады Чукадытамак также относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости. Это поселение безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда99, сохранивших свое сословие, не переходя в тептяри. Одна- 94 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 430. Л. 26. 95 МИБ. Т. 3. С. 63. 96 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. ПО, 97 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18. 99 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
ко нам не известны точное время их поселения и дата договора с канлинцами о припуске. Предположительно можно указать 30-е гг. XVIII в. как время их припуска канлинцами. Все ревизии и переписи этническое происхождение их правильно указывают как башкирское, что видно в табл. 68. Таблица 68 В 1864—1919 гг. Чукадытамак — центр одноименной волости, здесь были правление, мечеть, 3 мельницы. По VIII ревизии в 36 дворах 7 глав семей имели по несколько жен. Посев хлеба на каждого из 319 человек равнялся лишь пуду хлеба (1843 г.). Картофель еле-еле проникал в общество чукадытамаковцев: тогда было посажено 12 пудов. Формулярный список одного из жителей, походного старшины Тазитдина Кулушева (1783 г.) дает интересные сведения о видах службы башкирских казаков: в 1806—1812 гг. находился с отрядом башкир в ставке казахского хана Ширгазы, затем на летней пограничной службе вдоль р. Яик (Урал) в районе Илецкой Защиты препровождал в г. Уральск казенный транспорт с продуктами100. Около озера Кандры на карте 1737 г. показана одноименная деревня101. На карте 1781 г.102 их уже две. Одна из них и есть д. Кандрыкуль — поселение башкир-канлинцев, владельцев вотчин из Урмекеевой тюбы. Они в 1782 г. приняли тептярей, с которыми через 3 года 2 июня оформили договорную запись, узаконив их припуск103. О развитии деревни приводим таблицу. Таблица 69 Д. Кандры-Кутуй — поселение канлинцев-вотчинни-ков. Она не отмечена V ревизией 1795 г., но в 1816 г. в ней зафиксировано 15 дворов с 114 жителями. Значит, она возникла между этими годами. При этом отметим, что она выделилась из д. Кандрыкуль. Такое утверждение основано на том, что в этих поселениях жили братья Кудайметевы (или Кудашметовы): в коренной — Кучум, Кусем, Кунзяп, Яней (1758—1822) Кудашметовы, в новой — Хатынбай, Мендияр, Сензяп (1765—1819) Кудашметовы. Первопоселенцем д. Кандры-Кутуй был их брат Кутуй Кудайметов (1759—1819). Его сыновья Абдулнасыр, 1789 г., Гадилына, 1783 г., и Гали, 1779 г. Последний служил юртовым старшиной; его сын Ахметша. В 1859 г. зафиксированы Мухамет (1791—1858), Абдулзелил (1793—1857), Арслан (1803 г.), Габдулвахит (1807 г.), Гумер (1809 г.), Габдулгаллям (1811-1853), Габ-драфик (1815 г.), Тухватулла (1820 г.) Кутуевы (ЦГИА РБ. Ф. 138. Ои. 2. Д. 735). Таблица 70 В 1843 г. на каждого из 176 жителей было засеяно по 2,5 пуда хлеба. 150 ульев имели в собственности ее жители. Д. Букаево — поселение башкир-вотчинников — с середины XVIII в. становится национально смешанным. По договору от 24 июля 1758 г. они припустили марийцев, ставших тептярями. Известны сыновья и потомки первопоселенца Букая. Старший из них Бикташ Букаев (1763—1831), его первый сын Ишмухамет (его Мухаметханнан, Мухаметлатиф), второй сын Абдуллатип (его Абдулгафар, Афлятун). Младший сын Букая Нуруш, 1767 г., еще был жив в 1834 г.; его сын Гайнулла, 1794 г.; его сыновья Мухамет-гали, Габидулла, Мухаметсалим, Мухаметкарим, Хайбул-ла, Абдулла. Сегодня нет д. Букаево, но все-таки проследим ее развитие. Таблица 71 В 1843 г. посев равнялся 1128 пудам хлеба. Это означало, что на каждого из 304 жителей приходилось по 3,7 пуда. На всю деревню было посажено 24 пуда картофеля. В деревне были мечеть и мельница. Тогда же по 100 ульев приходилось на башкир и тептярей. В 1834 г. здесь было 6 двоеженцев и 2 троеженца; один из них 5 5-летний Кадыргул Сулейманов; его сыновья Ямангул, Исламгул, Имангул. 100 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4022. Л. 18. 101 МИБ. Т. 4. Ч. 1 (Приложение). 102 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 20627. 103 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114. У башкир-мусульман была мечеть. Аульная община имела кузницу, 4 мельницы. У башкир зафиксировано 35 ульев, 125 бортей, у марийцев — 54 улья. На 84 башкира было засеяно 120 пудов озимого и 256 пудов ярового хлеба. ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
* * * Д. Кыска-Елга — поселение канлинцев-вотчинников. Однако они составляли незначительную часть жителей: 10 человек в 1834 г. Подавляющее большинство сельчан представляли башкиры-припущенники: 274 человека в 1834 г. Жили здесь и тептяри, которые поселились по договору с канлинцами от 1785 г.104 В первой половине XIX в. башкиры находились в составе 16-й юрты 12-го башкирского кантона. Таблица 72 Абдуллгаллям Гаделынин, 1782 г., в 30-х гг. XIX в. служил юртовым старшиной 18-й юрты 12-го башкирского кантона. Он имел серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1812 года» и «В память Отечественной войны 1812 года», когда «с 5-м башкирским полком против французских войск находился»107. Таблица 74 Между 1905—1919 гг. образовалась д. Ново-Арсланбе-ково, куда переехали вотчинники, которых в 1920 г. насчитывалось 714 человек при 140 дворах. В 1843 г. 12 башкир засеяли 64 пуда озимого и 322 пуда ярового хлеба.
В 70-х гг. XIX в. в деревне действовали мечеть и «училище». В 1843 г. на 274 башкира было засеяно лишь 16 пудов озимого и 528 пудов ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля. 16-й юрте подчинялись и деревни Кубовской волости. Кубовцы в годы Генерального межевания имели 39 тыс. десятин земли. Вотчинников по VII ревизии насчитывалось лишь 254 души м.п. (33,3 %), в то время как припущенников было 507 душ м.п. (66,7 %)105. Одно из трех кубовских поселений называется Сайра-ново, по которому у нас мало материала. О припуске тептярей в 1840 г. было сказано, что они владеют землей «без документов более 200 лет совместно с башкирами-вотчинниками». О припуске татар нет сведений. Таблица 73 В 1843 г. 134 башкирами было засеяно 608 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. Имели 135 ульев. Д. Арсланбеково становится этнически смешанной в середине XVIII в., когда по договорам от 12 октября 1758 и 1 марта 1781 гг. кубовцы-вотчинники приняли тептярей106. * * * Несколько поселений Киргизской волости входят в состав Туймазинского района. Это — Аблаево, Тукмак-Каран, Бятки. О волости мы уже говорили, когда речь шла о селах Шаранского района. Д. Аблаево по pp. Ик и Акуш в 1795 г. состояла из 8 дворов с 53 башкирами и одного дома с 2 служилыми татарами108. По VII ревизии 1816 г. этнический состав жителей еще больше усложняется. Аблаевцы-вотчинники приняли безземельных башкир и мишарей. Таблица 75 Как видно, мишари и татары по истечении 60-летнего срока договора до 1859 г. переехали в другие поселения, поэтому учитывались одни башкиры и в последующих переписях. В 1917 г. в 90 дворах проживали 540 башкир109. В 1804 г. на 104 башкира было засеяно лишь 168 пудов хлеба. Относительно названия и возраста деревни следует сказать следующее: в 1834 г. VIII ревизия зафиксировала 58-летнего Ихсана Аблаева, сына первопоселенца. Возраст Ихсана (1776 г.) дает нам возможность предположить время возникновения деревни — вторая половина XVIII в.
104 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 116. 105 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 64. 106 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 91. Башкирский край. Вып. 1. С. 108. БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Д. Тукмак-Каран — тоже сравнительно молодое по возрасту поселение башкир-киргизцев. Она была известна и под названием Гауыл. Здесь жили и торговые и ясачные татары. Часть татар не имела документов на пользование земли, остальные были приняты по договору от 27 сентября 1739 г.110 Развитие деревни можно проследить по следующей таблице. Таблица 76 Торговые татары между 1816—1833 гг. оставили данное поселение. Перепись 1920 г. ошибочно показала этническое происхождение жителей: здесь жили и башкиры, и татары. В 1843 г. на каждого из башкир сеяли лишь 1,5 пуда хлеба. Было посажено 12 пудов картофеля. Им принадлежало 70 ульев. В д. Бятки при одноименной речке башкиры-вотчинники припустили тептярей и служилых татар на основании заключенных с ними договоров от 22 июня 1752 и 1753 гг. Ясачные татары Муса и Танатар Дусаевы, сотник из Казанского уезда Тойка Габдуллин, ясачный татарин из д. Стерлитамаково по р. Стерля, притоку р. Ик Мухаметсалим Ишметов с сыновьями и братьями, мулла из д. Катай Адигам Ибрашев получили разрешение «заводиться домами в д. Бетки и пользоваться угодьями», за что башкиры получили от них по 2 руб. с каждого. А ежегодная плата их равнялась 10 коп. с двора. В 1753 г. вотчинники уступили им «лес» под названием Каракю Урман с условием уплаты 5 руб. в год111. Таблица 77 (1772—1823) с сыновьями Хусаином, Кулыпарипом и внуком Шарафутдином и Исламгул Утягулов, 1772 г., с детьми Абдулатифом, Абдулмазитом, Абдуляппаром. В 1917 г. башкиры-припущенники оказались среди тептярей"2. В восстании Пугачева участвовали 8 ясачных татар. Посев хлеба в 1843 г. равнялся 8 пудам на каждого из 13 башкир. Date: 2015-07-10; view: 2181; Нарушение авторских прав |