Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаранский район башкирские и тептярские поселения





Все населенные пункты района возникли на вотчинных землях Кыр-Еланской, Киргизской и Кандинской волостей. Кыр-Еланская волость является частью Еланской волости.

В «Описании башкирских волостей», составленном Уфимской провинциальной канцелярией в 1730 г., о территориальном расположении земель еланских волостей сказано следующее: «волость Ички-Иланская по Белой реке и по Базе реке, леса и степи; волость Тышкы-Иланская в Базинских и в Икских вершинах и по другим речкам, леса и степи; волость Иланская, что писано выше сего, и Ички-Иланская, обе в одних урочищах».

В настоящее время на кыр-еланской земле расположена часть Шаранского, Чекмагушевского, Туймазин-ского, Илишевского и Ермекеевского районов.

О происхождении племени елан имеются гипотезы, которые нашли место в монографии видного историка-этнографа профессора Р. Г. Кузеева. Племя елан историки считают древнейшим башкирским образованием, опираясь прежде всего на значение этнонима елан — змея, а также на упоминание в 922 г. арабского путешественника Ибн-Фадлана о поклонении древних башкир змеям. Р. Г. Кузеев связывает происхождение еланцев с кипчаками, аргументируя это временем их совместной миграции в Приаралье в домонгольский период и тем, что еланские тамги, их структура, явно кипчакского типа.

Значительное количество деревень района находится на земле Киргизской волости. Крупный ученый С.И. Ру-


 


Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 145. Там же.

РГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 46. ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 146.


70 Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии. С. 33.


БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД



 


денко считал, что среди древних башкир были и немногочисленные киргизы, образовавшие особое племя, но впоследствии ассимилированные первыми1. Р. Г. Кузеев развивает его мысль, предполагая, что башкирские киргизы являются потомками древних (енисейских) киргизов. Предки башкирских киргизов, захваченные волной кочевнических передвижений, переселились на Сырда-рью, где в VIII—X вв. их этническая история протекала в огузской среде. В дальнейшем в составе кипчаков они проникли к западу от Волги, а в золотоордынскую эпоху — на Бугульминскую возвышенность2. Известна и родословная башкирских киргизов, опубликованная на страницах журнала «Шура» за 1913 г. (№ 10). Родоначальником их показан Коркут-Ата (он «из рода Саитзада, жившего по берегам Хазара и Желтого моря...»), его сын Ахмет-би, его — Мухамет-би, его — Янаба-би, его — Ку-шук-би, живший в д. Киргизово и принявший русское подданство в XVI в. Его сыновья Аккуш-би и Куккуз-би. У Аккуша был сын Бутамыш-би, его Бурамыш-би. Близнецы Кылчан и Тонуч Куккузевы «получили жалованную грамоту от царя Алексея Михайловича», правившего в 1645—1676 гг. Последние сведения этого шежере подтверждаются владенной грамотой, действительно полученной жителем д. Старокиргизово (ныне Илишев-ский район) Кулчаном (Кылчаном) Куккузевым в 7140 (—5508=1632) г., только не от Алексея Михайловича, а от его отца Михаила Федоровича Романова (основателя династии Романовых, царствовавших в России в 1613—1917 гг.). Получили ее через уфимского воеводу князя М. Ю. Трубецкого.

Приводим текст упомянутой грамоты с определением границ волостной земли, хотя часть названий ориентиров в ней искажена. Речь идет о части киргизской вотчины после ее раздела между наследниками. «Дали... грамоту башкирцам Уфимского уезда Киргизской волости деревни Старый Киргиз Кулчанке Куккузеву с товарыщи на землю, на сенные покосы, озера, истоки и на лес и вотчину и на всякие угодьи и на бортной ухожий для того в нынешнем во РМ (140) году били челом они Кулчанка с товарыщи: доносят, что дедам и отцам их по грамоте в Уфимском уезде в Киргизской волости (даны во владение) пашни и сенные покосы и всякие угодьи и бортные ухожьи и (за это) платят де они с той вотчины и со всех угодьев в казну ясаку 82 куницы, кроме медвяного с бортных ухожей, озера, истоки и всякие угодьи Киргизской волости д. Старый Киргиз з башкирцами Чегиром Кулча-новым с товарыщи, всего 15 человекам, по разделу отцовскому владеть по межам: по течению Белой реки по правую сторону от деревни Старый Киргиз через реку Белую на устье речки Маништы и вверх с той речки по правую сторону до Мяны Буруны по степям и до устья Кичю и чрез речку Кичю по лугам Базыев вверх по тому логу чрез речку Лязяды(?) по степи ж до речки Чекурчи (?) и вверх по той речки по правую сторону речки Маты, а по речке Мате по обе стороны до вершины по течению той речки... сторону... ману и по течению Писаману по правую сторону к деревне Малой Маты чрез Мату до устья речки Балчиклы и до вершины Телгазы и вниз по



течению по обе стороны до речки Тигану (?) и по той р. Тигану до вершины, идучи к верху по правую сторону чрез лес Куза по горе до вершины Суходолу, а с вершины и до устья того же долу по склонам ево по правую сторону до речки Зюни (Сюнь) и по Зюне вверх по течению левой стороны до устья Зарзасу (Сарсаз?) и вверх по той речки до вершины по течению правой стороны, от вершины Зорсас до вершины речки Сагыны и по течению оной по правую сторону до речки Узянь, а по Узеню до реки Ик, чрез Ик реку до речки Кривой Туб и вверх по речке Ику половина левой стороны до устья речки Ютазы и чрез Ютазу до устья речки Дымской и чрез устья речки Дымской до той прямо Маклаку по бугру до вершины речки Клану (?) и до вершины речки Бавлы, а от вершины Бавлы до устья речки Нижний Усоюрт и вверх и до вершины речки Дымской, от вершины Дымской до вершины речки Степнаго Заю и по Заю до речки Зирыклы чрез речку Лесной Заи до устья речки Имашу до вершины речки Ютазы, до истоку Кугует (Кичует?) до Кантубы чрез Ик до Каинлы чрез черной лес...»3

Как видно, киргизская вотчина занимала большую территорию, на западе ее границы доходили до берегов двух речек Зай (ныне Республика Татарстан).

В начале XIX в. башкиры-вотчинники (асабы) Киргизской волости отмечали, что только на той вотчине, границы которой описаны в грамоте, «состоят деревни: Караерыково, Бетки, Аблаева, Тукмак, Каран, Заитова, Чекан, Кугарчин-Буляк, где жительствуют башкирцы и несколькими дворами припущенники, тептяри и татара да целыми жительствами по припуску башкирцев поселившиеся деревни: Нижние и Верхние Ташлы, Устюмова, Курутутелева, Зарыклы, Сакатова, Чукаева, Барсукова, в коих жительствуют Стерлитамакского уезда Тамьян-ской волости башкирцы и казенного ведомства тептяри, служилые и ясачные татара и черемиса и из черемиса тептяри, новокрещеная мордва с платежей асабам с каждого двора ежегодно по 10 копеек».

Кушук-би вполне мог быть современником бурных событий середины XVI в.

Белебеевский уезд с центром в г. Белебей возник, как и все другие, по указу Екатерины II от 18 мая 1781 г. Тогда же Белебей и уезд получили герб, утвержденный императрицей: «Бегущая куница в серебряном поле, в знак таковых зверей изобилия. Сие внесено и во все вновь сочиненные гербы в верхней части щита, во означение того, что те города принадлежат Уфимскому наместничеству». Собственный герб Белебея напоминает о боевом прошлом башкир: «в красном поле два поЛоженныя со стрелами крестообразно черные оправленныя золотом колчана, употребляемые и поныне с похвалою онаго города жителями»4.

Белебеевский уезд, наряду с Мензелинским, Бугуль-минским, Бирским и Уфимским, еще в XVIII в. считался этнически смешанным регионом. Нигде в Башкирии нет такого пестрого состава населения, как в северо-западной области. Там между башкирскими деревнями, помимо русских селений, повсюду встречаются деревни тептярей, татар, мишарей, чувашей, мари, удмуртов. На западе произошло территориальное смешение башкир и татар.


 


1 Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М., 1955. С. 329.


1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 362.


3 ЦГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1019. Л. 47.

4 ПСЗ. Т. 1. Номер документа 15427. С. 578-579.



ШАРАНСКИИ РАЙОН


 


Перемещение татар, мишарей и тептярей из татар в башкирскую среду привело к численному сокращению башкирских деревень, поскольку они обосновывались в них. И соответственно увеличилось количество этнически смешанных населенных пунктов. Об этом свидетельствуют нижеследующие факты, извлеченные из ЦГАДА в Москве.

По материалам V ревизии (переписи) 1795 г. очень ярко виден этнический состав деревень.

Таблица 18

Как видно по таблице, в Бугульминском уезде подавляющее большинство башкир жили вместе с тептярями и татарами. В Мензелинском уезде (сегодня восточные районы Республики Татарстан) из 150 деревень, где проживали башкиры, 88 были национально смешанными. Больше половины башкир (54,4%) 186 деревень Белебеевского уезда жили вместе с татарами, мишарями, тептярями. Западные районы Башкирии раньше всех стали зоной земледелия, полукочевые башкиры стали оседлыми земледельцами. Этот регион больше других мест края стал быстро колонизуемым русскими и нерусскими крестьянами.

Территориальное смешение башкир и татар, мишарей, количественный рост переселенцев привели к сближению башкир с тюркоязычными припущенниками в области культуры и хозяйства. Языковое сближение их способствовало языковой ассимиляции башкир татарами при сохранении этнического самосознания. В Бугульминском и Мензелинском уездах к 1920 г. произошла не только языковая, но и этническая ассимиляция башкир татарами. Около 200 тыс. башкир по переписи 1897 г. почти полностью сменили свою национальность на татарскую к 1920 г. Часть башкир западных районов Башкортостана, переняв черты татарского языка, сохранила свое этническое лицо, другая часть пополнила татарский этнос.

А теперь сделаем попытку вкратце проследить раннюю историю нерусских населенных пунктов района.

* * *

Начнем разговор с истории деревень Кыр-Еланской волости.

Ранние деревни башкир-вотчинников носили названия волостей — это этнонимы; у них были деревни под


названиями: Елан, Кыр-Елан, Тышкы-Елан и т.д. Затем они получают названия рек, озер и имена первопоселенцев.

Одной из самых ранних деревень кыр-еланцев была Шаранбаш-Князево. Первое название ее — от гидронима, т.е. указывает на характер местности, где она возникла: это — верховья р. Шаран: баш — исток; слово шар означает болото, болотистое место или название рыбы сазан — шаран5. До конца XVIII в. она называлась Шаранбаш, затем в скобках указывали «Князево тож». Однако следует думать, что первое название деревни было более ранним, чем второе. Князево происходит от имени башкира — кыр-еланца Князя (известно, что слово «князь» тюркского происхождения). Его сыновья, внуки и правнуки в первой половине XIX в; жили в родном поселении. Старший из них 76-летний в 1834 г. Муфат Князев, его сыновья Идрис и Гибатулла Муфатовы (его сын Рах-матулла); 66-летний Кадырбак (его тамга IX) Князев; младший сын Кидрас Князев (1771—1826), сыновья Кидраса Зайнитдин (его Сайфи, Саттар), Фаткутдин (его Хисаметдин), Габдуллатиф, Гайнитдин. Был и Мысыр Князев6.


Подпоручик Аслай Бакиров из д. Шаранбаш-Князево — кавалер ордена.

В документе за 1727 г. упоминается данная деревня. В одной записи говорилось: «Уфимского уезду Казанской дороги Иланской волости деревни Тоненковы (?) ясаш-ной башкирец Бердекей Минлигулов, будучи в Бирску, дал сию запись того же уезда деревни Шаранбаш новокрещеным Федору да Ивану да Сему Петровым детям в том: отдал я, Бердекей с товарыщи, им, Федору з братьями, в вотчине своей в Ыланской волости в наших, Бер-декеевых, урочищах старую усадьбу деревню Шаранбаш с пашенными землями и сенными покосы, и бортные ухожья, старыя их дельные дерева, которые вотчины они, Федор з братьями, владели напередь сего с нами, Берде-кеем с товарыщи, вопще. И им, Федору з братьями, в той вотчине пашню пахать и сено косить, и борти вновь делать, и зверя и птицу и рыбу ловить, и в императорского величества казну ясак с тое вотчины платить по прежнему по кунице на всякой год беспереводно. И в той вотчине мне, Бердекею с товарищи, и детям моим ему, Федору з братьями, обид и раззорения никакова не чинить, и от сторонних людей своих братьи башкирцев и других иноверцов оборонять, и убытков никаких не доводить. А ежели я, Бердекей, с тов. против сей записи, что писано выше сего, в чем не устоим, и ему, Федору, з братьями по сей записи взять на мне, Бердекее, с товарыщи и на детях моих за неустойку 10 руб. денег. А ся запись и впредь в запись»7. Тамга Бердекея Y.

Выходит, что новокрещеные и до этого договорного письма от 26 июля 1727 г. жили в этой деревне и пользовались вотчиной Бердекея. Обычно договор о припуске заключали сроком на 8—12 лет, в течение которого пашня беспрерывно обрабатывалась и поэтому истощалась. Обе стороны были вольны возобновлять прежний договор на старых условиях или прервать его. В данном случае решено было его возобновить. Срок обычного договора под-

5 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 169

6 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 1. Д. 1884; Оп. 2. Д. 513.

7 То есть могли возобновить договор. МИБ. Т. 3. С. 244.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД



 


сказывает нам время оформления первого условия — это примерно начало XVIII в.

По V ревизии в д. Шаранбаш-Князево проживали 67 башкир (8 дворов) и 24 тептяря (3 двора)8. 125 башкир и 40 припущенников показала VII ревизия. 246 башкир-вотчинников, 32 башкира-припущенника9, а также 62 тептяря насчитала VIII ревизия 10.

Сохранился интересный документ о башкирах-припущенниках, сохранивших вотчинное право в своей родной волости даже по истечении большого срока. Жители д. Куручево (ныне Бакалинский район) Абдра-шит Сагитов, Тазитдин Хисаметдинов со всеми родственниками доказывали, что они являются припущенниками Киргизской волости, но они — вотчинники д. Шаранбаш Кыр-Еланской волости. Оказалось, что их прадед Акмур-за Тойбахтин был жителем этой деревни, причем сохранились его квитанции за 1741 г. об уплате казне ясака медом и деньгами. Жители Шаранбаша после представления истцами своей шежере-родословной признали их одновотчинниками и в 1835 г. приняли их к себе11.

После наделения всех сословий соответствующими пропорциями земель казна, заводовладельцы, помещики захватывали остатки башкирских вотчинных земель. Все это приводило к земельным спорам. Об этом свидетельствуют следующие факты. 13 января 1882 г. жители Шаранбаш-Князево приехали на 20 подводах в дачу малолетнего князя Чингиза (из д. Чингиз-Иваново), прогнали полесовщика, сделали «весьма большую порубку леса» и увезли домой. В марте-мае продолжали его порубку. В мае месяце они засеяли вспаханную помещичью (князя Чингиза) землю. В начале следующего месяца они не допустили приказчика делить луга. Одним словом, шаранбашевцы и башкиры из д. Турбеево «истребили до 500 десятин леса». Тогда же продолжались лесные порубки в имениях Тевкелевых12. В июне 1884 г. они же захватили спорный покос, прогнав урядника. По заявлению одного чиновника, была опасность, что «аграрный пожар скоро уже охватит всю губернию»13. В восстании Пугачева активное участие принимали башкиры 134 дворов во главе со старшиной Кыр-Еланской волости Аптикеем (Абдюкей) Москововым14.

В период кантонного управления д. Шаранбаш-Князево входила в 13-ю юрту 12-го башкирского кантона. В 1834 г. из 246 башкир припущенниками были 22 человека.

А теперь о количестве жителей во второй половине XIX и начале XX в. В 1859 г. в д. Шаранбаш-Князево было учтено башкир-вотчинников и их припущенников всего 541 человек и 68 дворов. Среди жителей были и марийцы. В 1870 г. все жители показаны тептярями, в том числе собственно тептярей было 549, марийцев — 191 человек. В целом здесь допущена ошибка по определению их национальности. В 1920 г. все жители стали башкирами

8 ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 171.

9 ЮАС. Вып. 2. С. 299.

ШЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755 (1816 г.); Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 120.

11 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 1. Д. 1884. Л. 2, 12, 10, 14.

12 ОИБ. Т. 1. Ч. 2. С. 224.

13 Крестьянское движение в России в 1881—1889 годах.
С. 246, 247, 249, 379-380.

14 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 279.


(в 254 дворах 1291 человек). В самом деле, там жили и башкиры, и тептяри, и марийцы.

Башкиры д. Тархан состояли из тарханов (несли только военную службу, других повинностей в пользу казны не выполняли) и рядовых. Тарханами в 70-х гг. XVIII в. являлись Илкей Бигишев, Москов Кадергулов, Максют Кушаев; рядовыми общинниками — Алексей и Аднагул Ахметевы, Усман Уразметев, Султангул Теменеев, Ишку-ват и Муртаза Исаевы, Башир Шарипов, Кутлугуш Дюс-кеев, Юмилтей Шигаев, Мурат Ишалеев и др. Все перечисленные башкиры 27 октября 1753 г. продали часть своих земель по р. Аменек бугульминским служилым татарам. А те перепродали эти угодья уфимскому прокурору Н. И. Тимашеву15.

В то время деревня называлась Ишан Тархан, т.е. башкир Ишан, имеющий тарханское звание.

К III ревизии 1762 г. в деревне проживали ясачные татары (24 мужчины) и тептяри (7 мужчин), припущенные кыр-еланскими башкирами. К концу века ясачные татары оказались среди тептярей16.

Кроме того, тарханами были припущены безземельные башкиры, часть которых приобретает землю путем покупки, часть остается в сословии припущенников. В 1762 г. 10 ясачных татар перешли в д. Игаметово по р. Ик.

В восстании Пугачева участвовали башкиры во главе со старшиной Аптикеем Москововым и 7 ясачных татар.

По ревизиям 1816 и 1834 гг. были зафиксированы следующие имена башкир: Абдулкарим Заитович Мани-шев (1753 года рождения); его старший сын Ибниамин, его сын Хабибрахман, его Мухаметамин (сослан на поселение в 1811 г.), его сын Гумер; средний сын Мухаметрахим (его Абдулманняф); младший Мухаметшариф (его Абдулхан-нан). Сулейман Сулюков (1758—1812); его сыновья Габи-дулла (его Гизатулла, Ибатулла, сын Ибатуллы Аглиулла, Абдуллатиф), Абдулнасыр (его Абдулкадыр), Габдулвахит (находился на поселении с 1818 г.); сыновья Габдулвахита Ахмадий, Абдулягафар, Абдулсалих. Зиганша — младший сын Сулеймана; его сын Минлигул. Таймас Султыев (1753 г.); его сыновья Туйгун, Идрис, Исхак, Ахмет, Муха-метша, Ахтям, Муратша. Юлдаш Заитов, 1773 г.; его сыновья Шагиахмет, Габдулвали, Галиакбер, Шагингарей, Москов. Миндияр и Бахтияр Фазыловы. Габзелил (сын Габдулгани), Ягафар (сыновья Сайфитдин, Хуснитдин), Назметдин, Фахритдин Танатаровы. Аднагул (сын Саит-баттал), Сафаргали, Мингалий (с 1832 г. на поселении в Сибири, его сын Мухаметсадык) Валитовы.

Из 12 семей башкир д. Тархан 5 семей в 1832 г. основали д. Новотарханово в Бугурусланском уезде Оренбургской губернии. Среди ее первопоселенцев находились Таймас Султыев, сыновья Абдулкарима Заитова, Зиганша Сулейманов, Юлдаш Заитов17.

В 1783 г. тептярей было 7 человек.

В 1795 г. по д. Тархан было учтено 10 дворов башкирских тарханов из 32 мужчин и 26 женщин, 13 дворов тептярей из 34 мужчин и 25 женщин18. 46 мужчин из башкир и 42 мужчины из тептярей зафиксировали в 1816 г.19

15 МИБ. Т. 5. С. 92-94.

16 ЦГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 379.

17 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513.

18 ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929.

19 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.



ШАРАНСКИЙ РАЙОН


 


В 1834 г. очередная ревизия отметила две деревни под названием Тархан, стоящие друг от друга в 5 верстах.

В первой из них, находящейся в 75 верстах от центра уезда
Белебея, в 35 дворах проживали 255 башкир и тептярей,

9 мишарей обоего пола. Она имела 2 водяные мельницы,
40 ульев. Во второй д. Тархан — в 80 верстах от Белебея —
находилось 8 дворов башкир из 33 человек. Они владели
одной мельницей и 10 ульями. В дальнейшем население
показывается без разграничения по этносам. Перепись
1859 г. указала одно поселение с 49 домами и 376 жителя
ми. Все они показаны припущенниками. Тот же самый
односторонний подход видим по данным 1870 г., когда
428 человек при 85 дворах отнесены лишь к башкирам.
Здесь надо было отдельно учитывать, кроме башкир,
и тептярей (среди них были татары и часть безземельных
башкир) и незначительное число мишарей. И, наконец,
перепись 1920 г. показала всех жителей (816 человек при
161 дворе) только тептярями, что не совсем соответствует
действительности. Как видим, сведения последних пере
писей не следует абсолютизировать.

Наратасты (от татарского слова нарат — сосна, асты — низ)20 — поселение тептярей. Оно было известно до заключения договорного письма, составленного в 1738 г. между башкирами Кыр-Еланской волости и тептярями. Башкиры Абдулла Явгильдин, Яканай Туканов припустили в свою вотчину Салима Биганова «с товарыщи» семью дворами с условием уплаты ими ясака по 5 куниц в год. Упоминаются границы вотчины по ориентирам: «до речки Шаран и устья речки Ардиш; от кочевьи по горе до одной сосны, через р. Сюнь до устья р. Базгия, по той речке до вершины р. Агир, Усень» и т. д.21 В другом договоре от 9 сентября 1745 г. теми же кыр-еланцами был припущен ясачный татарин Юлмет Сырымов22. Башкиры этой деревни в 1750 г. вместе с вотчинниками д. Япры-ково (ныне Туймазинский район) припустили в д. Турк-менево 6 семей башкир из д. Барчино Байлярской волости (братья Амай, Магадий, Нияз, Сатый Усейновы) с платежом по 1 руб. 10 коп. двора в год23.

В состав ясачных татар д. Наратасты попадали и участники восстания 1735—1740 гг. Так, например, с 1740 г. среди них оказался башкир Кутуш Сулюков, по просьбе которого, изучив родословную, власти и односельчане признали его «природным башкирцем». Его сын Аннувар Кутушев, находившийся среди ясачных татар, впоследствии был переведен в тептяри24. Так формируется тептяр-ское население деревни.

IV ревизия 1783 г. взяла на учет тептярей — 42 мужчины и 39 женщин. 52 мужчины и 59 женщин было в 1795 г. Из них башкир 20 человек. VII ревизия зафиксировала 120 тептярей обоего пола, живших в 20 дворах. 247 человек при 44 домах учтено в 1834 г. Среди них — тептяри, ясачные новокрещеные чуваши и татары (9 человек). Деревня имела мечеть, 2 мельницы, 50 ульев. X ревизия выявила 261 человека и 42 двора.,Все — припущенники. 1870 г. показал 78 домов и 442 жителя, из них башкир — 317, татар — 37, чувашей — 85 человек. По всему видно,


что тептяри оказались среди башкир. Советская перепись 1920 г. учла 1206 человек, 220 дворов. Все — башкиры и чуваши. В данном случае не только тептяри, но и татары увеличили количество башкир. По приведенным цифрам видно, что логичнее было бы указать сначала тептярей, затем татар и башкир и, наконец, чувашей.

Чалмалы — коренное поселение башкир Кыр-Еланской волости, расположенное при одноименной речке и ставшее тептярским. Тептяри были припущены вотчинниками Чалмалы. Приводим договорное письмо об этом. «Лета 7200 (—5508=1692) майя 16 дня мы Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирцы — я, Усеин Урсаков, Тюменяк Кудайметов, Якуп Солтанов, Кузы Кудайметов, Уразай Урсаков, все с мирскаго согласия дали сие договорное письмо в том, что жалованную нам и предкам нашим от великих государей царей вотчинную землю, состоящую по нижеписанным урочищам Уфимскаго уезду Казанской дороги ясашных тептярей и бобылей Елдашу Килееву, Усеину Байбулатову, Дюсею Осипову, Уразгильде Тойгильдину с товарыщи, своими детьми и со всеми родящимися на вечное пребывание и те отданные им межи и урочища значутся: во первых, по речкам Сюнь и р. Улек и самого устья по правую сторону от Улек Илгиной деревни, поворотя вниз по Сюню. Отдав степь по р. Тегермен, Уткаул, Кайраклы из оброка с двора по 10 копеек, взяли наперед по 10 рубль с двора»25.

Ясачные татары обосновались в д. Чалмалы в 30-х гг. XVIII в. по следующему договору. «1730 года 22 декабря Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирец Кадыргул Кулумбетов дал на Уфе от крепостных дел сию на себя запись тое, же Казанской дороги разных деревень ясачным татарам, а именно: деревни Емадыбаш Тимбетю Нурметеву с товарыщи, деревни Дюрметевой Селейману Кильдиярову с товарыщи, деревни Улькан Недыру Тойкину с тов., деревни Дертулю Юзею Токину с тов.» в том, что уступил землю под поселение домами26.

В 1795 г. было 25 дворов с 190 жителями. В 1816 г. зафиксировали 146, в 1834 г. — 210, в 1850 г. — 236, в 1859 г. — 267 тептярей мл.27 В 30-х гг. деревня имела 2 мельницы, 140 ульев, 75 домов. В 1870 г. в 114 домах проживали 324 мужчины и 335 женщин. Из них башкир — 641, татар — 18 человек. Эти данные не подтверждаются предыдущими сведениями, поскольку тептяри ни разу не были показаны ревизиями в национальном составе деревень. Перепись 1920 г. считает всех жителей тептярями (1050 человек, 216 дворов).

В 30-х гг. XVIII в. жителям деревни принадлежали 2 водяные мельницы и 140 ульев.

Тептярская д. Юмадыбаш берет свое начало от договорной записи башкир Кыр-Еланской волости, данной тептярям в 1692 г. Однако ее текст не сохранился. 13 января 1728 г. башкиры д. Ильчимбетово (ныне Туймазинский район) продали часть своих земель вдоль р. Юмадыбаш тептярям одноимённой деревни28. И, наконец, припуск новых тептярей был осуществлен


 


Словарь топонимов Башкирской АССР.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л. 123.

Там же. Л. 128.

Там же. Д. 4871 (2). Л. 25.

НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 33.


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л, 53.
Там же. Л. 54..

Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 69. Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1).


БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД



 


кыр-еланцами в 1731 г.29 «Лета тысяча семьсот тридцать перваго майя двадцать осьмаго дня Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирцы Дюмей Дюсембетов (основоположник д. Стародюмеево Илишевского района?) да Харашай Азаматов з детьми своими дали, будучи в Уфе, сию запись Уфимскаго уезду тое же Казанской дороги деревни Емадытамак есашному тептярю Тлевкею Исылову в том, что припустили мы, Дюмей и Харашай, ево, Тлевкея, в вотчинную свою землю в повытья после умершего брата нашего для поселения деревнею ему, Тлевкею и детям ево... и вольно ему, Тлевкею, во оной нашей вотчине лазить мед со пчелами и борти делать и дуплениц искать и рыбу и бобров ловить и всякаго зверя и птицу побивать и сена косить и юртом строитца, бревна и дрова рубить и лубьи снимать и всяким употреблением употреблятца, чем и мы употребляемся, а нам, Дюмею и Харашаю, ево, Тлевкея, жену ево и детей со оной вотчиной земли никакими нападками не ссылать и от оной вотчинной земли не отказывать, а владеть ему, Тлевкею, жене ево и детям оной нашей вотчиной землею вечно, за который припуск платить ему, Тлевкею, показанного нашего брата ясак и всякие подати, какие впредь спросят, тако ж в вотчинной земле какие будут дела и учинятца убытки помогать ему, Тлевкею, не отговориваясь ничем, а ежели из нас против сей записи кто в чем не устоит и за всякую неустойку на неус-тоящим взять правому денег сто..рублев- и с убытки и к сей записи датчики тамги свои приложили: Дюмеева , Харашаева »...

О развитии деревни приводим цифры, извлеченные из материалов ревизий и переписей30.

Таблица 19

Ни в одном документе этнический состав тептярей не был определен. Поэтому следует считать неожиданным и нелогичным утверждение переписи 1920 г. о национальной принадлежности юмадыбашевцев.

В восстании Пугачева участвовало 105 ясачных татар, впоследствии ставших тептярями. В итоге получается, что

29 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 69.

301762 г. - ЦГАДА. Ф. 350. Он. 2. Д. 3791; 1795 г. - ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34; 1816 т.- ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69; 1834 г. - Там же; 1859 г. - Там же. Ф. 2. Оп. Г. Д. 15158; 1870 г. -Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45; 1906 г.— Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии; 1917 г.- Башкирский край. Вып. 1. Уфа, 1919; 1920 г.— Список населенных пунктов Башреспублики.


деревня принадлежала татарскому и тептярскому населению.

В 3.0—70-х гг. XIX в. жителям д. Юмадыбаш принадлежало 4—5 водяных мельниц, 6—7 бакалейных лавок. Они также владели 510 ульями.

В литературе можно найти материалы о расслоении крестьянства д. Юмадыбаш. В 1915 г. на долю 48 % дворов приходилось 18 % посева (по 1,8 десятины на одно хозяйство), а на долю 8,6 % зажиточных крестьян и кулаков — 24 % (по 14 десятин на одно хозяйство). Из 508 дворов бесскотных хозяйств было 8%, бескоровных — 31,5 %, безлошадных — 24,6.%. Это были батраки и поденщики с наделом. На другом полюсе 24 % дворов высшей группы имели 69 % коров, 8,6 % дворов — 25,7 % лошадей31.

Д. Турбеево, расположенная при р. Ардаш, возникла на основе заключенного договора между башкирами Кыр-Еланской волости и припущенными на их землю тептярями от 20 мая 7201 (— 5508=1693) г. Условие приема тептярей — уплата ими части башкирского кунич-ного ясака. На тех же условиях были припущены и мишари. Это произошло в 1698 и 1707 гг.32

Турбеево имела еще одно название — Шаранбаш.

В 1783 г. здесь проживали 29, в 1795 г. — 54 тептяря. 11 из них прибыли в том же году из д. Туктамышево Бугульминского уезда. VII ревизия показала 53 мужчины (16 дворов). 60 человек и 11 домов было в 1834 г. X ревизия учла 252 тептяря и 42 двора. В 1870 г. зафиксировали 47 домов и 274 человека. Советская перепись 1920 г. показала две деревни: тептяри (629 человек) жили в 135 дворах в Старотурбеево, башкиры (40 человек) в 19 домах в Новотурбеево, возникшем после 1906 г. Как видим, упомянутые выше мишари ни разу не были показаны ни одной ревизией и переписью.

В 1728 г. тептяри были приняты башкиром Заитом Тимашевым в его д. Еремкино, принадлежащую Кыр-Еланской волости. Через 5—6 лет припуск тептярей был повторен. Теперь в припуске участвовали не только ерем-кинцы, но и башкиры д. Ильчимбетово (ныне Туймазин-ский район). Приводим текст этого договора. «1734 года марта 20-го дня Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости команды старшины Москова Да-влеткулова Кучуковой тюбы деревни Ильчимбетовой башкирцы Муртаза Дюмеев, Мурза Бузаев живущим в деревне Еремкиной по записи Заита Тимашева со всего согласия дали сие договорное письмо (тептярской) команды старшины Муслима Усманова тептярям Есупу Енысаеву, Танышаю Сяпканову, Сафармятю Сармашову, Усману Усянкину (в том, что) в той д. Еремкиной жительство иметь по прежним урочищам, землю пахать, сено косить, лес рубить и зверей ловить, хмель щипать, мельницы прудить, с такой выгодой бобров и лесных пчел (находить)... и по нахождению с асабами (т.е. вотчинниками-башкирами) пополам делить. За вечное владение каждогодно з двора по десяти копеек асабам платить Во уверении чего Муртаза Дюмеев тамгу приложил такову , Мурза Бузаев ,ЗаитТимашев »33.

Жили здесь служилые и ясачные татары, припущенные кыр-еланцами без письменного договора

31 ОИБ.Т. 1.4. 2. С. 414.

32 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.

33 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л. 76; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.
Л. 114.



ШАРАНСКИЙ РАЙОН


 


В 1762 г. было учтено 48 мужчин из татар. IV ревизия 1783 г. зафиксировала только тептярей (65 человек), V — 68 тептярей. Среди жителей из татар было 48 пугачевцев.

В 1816 г. было 75 тептярей, 36 служилых татар, 45 ясачных татар, 30 башкир. Без определения этнической принадлежности жителей X ревизия показала 122 жителя и 20 домов В 1870 г. в 45 дворах проживало 146 татар, 136 башкир. Советская перепись 1920 г. зафиксировала 635 человек при 117 дворах, правильно определяя их национальность как татар и башкир.

Кучуково — поселение тептярей, возникшее по договору башкир Япрыковой тюбы Кыр-Еланской волости, данному тептярям 15 марта 1742 г.34 Его текст не удалось найти, как и фамилию первопоселенца Кучука. В 1783 г. жители деревни состояли из 86 тептярей, в 1795 г. их было столько же в 13 дворах. Кроме того, здесь же жили 43 чуваша (4 дома) и 7 марийцев при одном дворе. VIII ревизия выявила 274 тептяря и чуваша, имеющих 42 дома. Им принадлежали 89 ульев, водяная мельница. 202 тептяря и 120 чувашей было в 1870 г. 297 тептярей и чувашей при 62 дворах показала перепись 1920 г. Деревню тогда называли Татарское Кучуково, сегодня Таткучуково. Название ее свидетельствует о преобладающем этническом составе населения.

О времени основания своей деревни тептярь Курам-ша Ниязгулов в 1839 г. писал следующее: «Доверители мои деревни Сарсазовой как самое поселение, так и владение землею в Кыриланской волости возымели с давних времен по данной от вотчинников башкирцев в 1742 году марта 9-го дня записе на вечные годы с платежом в казну ясака»35. Здесь имеется в виду, что они должны были уплатить за припуск часть ясака башкир.

В Сарсазе в 1783 г. было зафиксировано 69 мужчин и 59 женщин. В 1795 г. их было соответственно 87 и 80. Все - тептяри36. В 1816 г. было 162, в 1834 г. — 208 душ м.п. По X ревизии — 339 мужчин и 353 женщины (107 дворов). 382 мужчины и 361 женщина при 130 домах — в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показала 1181 тептяря (204 дома).

Тептярская д. Улик-Елга возникла задолго до башкирского восстания 1735—1740 гг., хотя землей владели по договору 1771 г. Он содержит по этому поводу интересные сведения. Вот этот договор: «1772 года Уфимского уезду Казанской дороги Кыриланской волости команды старшины Елая Уразметова деревни Улик-Зилги деревенские жители, призвав к себе асабов Бикташа Тюменяко-ва, Сюндюка Сагындыкова, Умитея Кугышева, деревни Япрыковой Сатыя Тимкеева объявили, что отцы, деды, прадеды ваши отдали во владения для распашки земли, но только данное от них (договорное) письмо утратилось в бывшее Акаевское замешание*, однако мы по старым урочищам и межам по речке Илчетамак по большой дороге вверх по долгому логу по дороге по полевые ворота вверх по Сарсазу по вышеписанным межам для вырубки бревен и снимания лубков с хмелевым щипанием до вершины Улик Зилги, в чем дали по вышеписанному основа-

34 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 353.

35 Там же. Л. 252.

36 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34.

* Акай Кусимов — один из руководителей башкирского восстания 1735—1736 гг. на Казанской дороге.


нию вновь договорное письмо, в чем мы асабы тамги приложили: »37.

Доказательством того, что деревня возникла до 70-х гг. XVIII в., служат сведения III ревизии, проведенной в 1762 г., когда было учтено 30 мужчин из татар, перешедших в тептярское сословие перед IV ревизией 1783 г. Тогда всех их, но уже тептярей, был 51 человек. V ревизия выявила 82 тептяря. По VII ревизии их — 36 душ м.п., 5 душ ясачных татар, по VIII — 51 душа, татар — 4 души м.п. В 1859 г. в 20 дворах проживало 177 тептярей. 1870 год показал 200 башкир и 6 татар, что далеко от действительности. Подавляющее большинство их — тептяри, как и в 1920 г., когда их было 462 человека при 96 домах.

Дюрменево при одноименной речке — поселение башкир Кыр-Еланской волости, ставшее по большинству населения татарско-башкирским. Вотчинники дд. Тюме-няково и Дюрменево сначала припустили тептярей, затем - служилых и ясачных татар. Припуск был осуществлен в 1782 г. Обратим внимание на содержание договора с акцентом на следующие вопросы: кто кого за что припустил. «В 1782 года марта 15-го дня Уфимского уезду Казанской дороги команды старшины Абдикея Московова вотчинники башкирцы деревни Тюменяковой Бикташ Тюме-няков с сыном своим Баязитом, той же Кыриланской волости деревни Дюрменевой Юлдаш Юзеев и Абзай Кач-кинов дали сей договор Казанского уезду Арчинской (Арской!) дороги Едыгерской волости Надыру Назирову, Габдулгазизу Назирову, Мирсагиту Кульметову, Исмагилу Нурушеву, Фейзулле Шарипову, Абдулкариму Шарипову, Вахметю Мустаеву в том, что мы сами, не имея возможности делать мосты, городить прясла, исправлять других повинностей, припустили их к равному с нами жительству в деревню Дюрменеву, где должны они пользоваться хлебопашеством, сено косить и рубить леса, щипанием хмелю, звериною ловлей с платой нам, башкирцам, каждогодно по 10 коп. с двора оброку. Межи угодьям: по урочищам по старым владениям деревни Дюрменевой, начиная от вершины Улук Ильги за лесом, называемым Асан Кош баши, от оного речка Игырбаш, от оного речка же Тигер-мен Ильги баш, от оного Тюлки Урди, от того места Таш Кичу, от оного места до деревни Чалмалы пониже Бикти-мира, называемого Улу Узан, от оного прямо по этому договору. Кто будет им делать притеснений или спорить, то должны мы сами очищать. Во удостоверение чего тамги свои прилагаем именно вотчинники» (далее следуют имена и тамги башкир)38.

О развитии деревни приводим следующие сведения.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871. Л. 67. Там же. Д. 4871 (1). Л. 58-59.

Таблица 20


БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД



 


Как видно по таблице, башкиры, припускавшие теп-тярей и татар, не учитывались ревизиями. Это дает повод предположить, что они осели в других деревнях Кыр-Еланской волости. Зато тептяри с 70 -х гг. XIX. в. записывались башкирами. Обычно среди тептярей имелись и башкиры, потерявшие вотчинное право. Но в данном случае тептярями стали татары — выходцы из Арской дороги Казанского уезда. Выходит, что деревня была этнически смешанной.

Служилые и ясачные татары были припущены по договору от 15 мая 1782 г. теми же башкирами Кыр-Елан-ской волости. 15 душ татар м.п. вышли из дд. Булава, Урино, Кулларово Арской дороги Казанского уезда. Условие припуска — уплата оброка башкирам в размере 10 коп. с двора в год39.

Под названием Новотавларово было два поселения. Одно из них при р. Шалтык относится к Шаранскому району. Жители его — тептяри.

В 1841 г. о времени его возникновения они сами говорили неопределенно, заявив, что «мы заселились в сие наше селение весьма с давняго времени, но сколько будет онаго совершенно не припомним, по припуску вотчинников башкирцев Кыр-Еланской волости»40. Тептяри действительно были припущены кыр-еланцами по договорной записи от 1 июля 7140 (—5508=1632) г.41 И это время —1632 г. — является датой основания деревни. Ее название свидетельствует о генетических связях жителей с поселенцами этнически смешанной д. Тавларово нынешнего Буздякского района.


Нижнезаитово расположена в Шаранском районе. Ее первопоселенцы — башкиры-вотчинники киргизского племени, впоследствии волости. Деревня расположена при р. Чекен. Название деревни антропонимического характера, т.е. Заит — основатель деревни. Однако источники не позволяют нам выяснить его личность. Обычно названия поселений связаны с именами старшин, тарханов, мулл. Возможно, Заит — старшина волости или влиятельный вотчинник. Обе деревни генетически были тесно связаны, поэтому есть основание предположить, что Нижнезаитово основали выходцы из Верхнезаитово. В опубликованных источниках упоминается д. Заитово, житель которой Араптан Муканов наряду с жителями других башкирских деревень Киргизской волости (Кугар-чи-Буляк, Куктово, Исанбаево, Шамметово, Кадыкеево, Илишево, Ябалаково, Киргизово, Аишево, Куручево, Карабашево, Тупеево*), в 1749 г. припустили на свою вотчинную землю ясачных татар из Арской дороги Казанского уезда сроком на 10 лет для построения двух хуторов в урочищах по pp. Бай и Ютады с получением от них 30 руб.42 Тамга заитовца Араптана — Ш.

По договорной записи от 1 января 1783 г. башкиры Киргизской волости припустили тептярей43. Однако из них 30 мужчин жили здесь с 1771 г., сохранив сословие ясачных татар. Затем они стали тептярями.

О развитии Нижнезаитово рассказывают материалы ревизий и переписей (табл. 22).

Таблица 22


 




Таблица 21

Приведенные сведения говорят о том, что первопоселенцами были татары, затем ставшие тептярями, выйдя из своей общины и сословия. В последующем тептяри записались башкирами. Однако по своему происхождению жители деревни были татарами.

* * *

А теперь обратим внимание на поселения Киргизской волости.

У башкир-киргизцев было две деревни под названием Заитово. Одна из них называлась Верхнезаитово, ныне относится к Туймазинскому району, вернее, находится в составе г. Октябрьский.


Таким образом, и здесь, как в д. Новотавларово, татары перешли в тептярское сословие. Этнический состав деревни: башкиры и татары.

Башкиры в 1798—1865 гг. находились в военном сословии. Д. Заитово входила в состав 4-й юрты [д. Барсу-ково, Кугарчи-Буляк, Чекан-Тамак (Кулчубаево), Бятки с двумя дворами башкир, Аблаево, Тукмак-Каран, Тюме-няково, Исмаилово, Какрыбашево, Байракатуба или Дав-летбаево, Ильчимбетово, Япрыково] 12-го башкирского кантона. Тептяри во главе с собственным старшиной, подчиненным гражданскому губернатору Оренбургской, а с 1865 г. Уфимской губернии, входили в одну из 99 теп-тярских команд,


 


Там же. Л. 61; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.

Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 64. Л. 269.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 120.


* Эти деревни находятся в Шаранском (Кугарчи-Буляк), Бакалинском (Куручево), Илишевском районах и Республике Татарстан (Аишево, Кадыкеево).

42 МИБ. Т. 3. С. 468-469.

43 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 116.



ШАРАНСКИЙ РАЙОН


 



Таблица 23

В 1816 г. в Заитово проживали потомки башкира-первопоселенца: это один из его сыновей 84-летний Муса Заитов, его 50-летний сын Гайса. У Гайсы были сыновья Мустафа, Файзулла, Фазулла, Рахматулла, Кинзягул. Второй сын первопоселенца 75-летний Иштиряк Заитов, его сыновья Тупый и Хазихалик, его Габдулсалик. VII ревизия называет имя сына упомянутого Араптана Муканова — 86-летнего Куклея Араптанова. Из других долгожителей упомянем 83-летнего Абиша Килеева, сын которого Исламгул Абишев служил старшиной 4-й юрты44.

Ревизии дают интересные сведения о формах брака в Заитово. Например, в 1816 г. в 41 башкирском дворе выявили 7 семей, где главы их имели по две жены. Остальные семьи были моногамными, т.е. у глав семей было по одной жене. Следует подчеркнуть, что многоженство — удел лишь зажиточных и богатых.

В 1843 г. в деревне на 219 башкир засеяно только 112 пудов озимого, 712 пудов ярового хлеба, 12 пудов картофеля.

Башкирская д. Кугарчи-Буляк находится при одноименной речке. Как вотчинники ее жители в лице Аднагу-ла Сюлюкова участвовали в припуске ясачных татар для поселения в своей вотчине по pp. Бай и Ютады сроком на 10 лет, а также наряду с башкирами трех сопредельных волостей, в отдаче дворцовым крестьянам в оброчное владение сроком на 20 лет половины мест рыбных ловель в курье Костоватой (Иргыныш)45. Костоватую курью по-другому называли Иски-Идель. Тамга Аднагула — Т. Тот самый Аднагул Сюлюков, уже второй раз ставший старшиной Киргизской волости (его сын Санзяп Аднагулов) с башкирами-вотчинниками дд. Тупеево, Туктагулово, Куктово, Илишево, Катай в 1763 г. еще раз принимал участие в отдаче тем же крестьянам в кортом (оброчное владение) мест рыбных ловель в озерах Татыш, Темели, Исили, Акбулат, Кытыл, ИялаН-Куль, Большое Кызай, Новое «с мелкими озерки и с вешними заливы» сроком на 15 лет46.

Вотчинники дд. Кугарчи-Буляк и Заитово в 1814 г. затеяли долгую тяжбу о сенокосных местах под названием Назяр по прошению жителя Заитово Абдулнасыра Арас-ламбекова, обвинявшего ответчиков в захвате их сенокосных лугов. Результаты тяжбы не известны, поскольку дело не было закончено и по истечении 15 лет47.

В Крестьянской войне 1773—1775 гг. участвовало 59 ясачных татар из этой деревни. Однако к V ревизии их осталось 28 мужчин и 18 женщин, проживавших в 5 домах. Время их припуска, как и тептярей (в 1795 г. их было 3 мужчины и 4 женщины при 2 дворах), не известно по причине того, по словам самих татар и тептярей, что «договор на права поселения отобран одним писарем»48.

В 1795 г. 85 башкир проживали в 10 дворах.

В последующее время национальный состав жителей был нижеследующим.


Сведения о численности и этническом составе населения свидетельствуют о том, что между 1773—1800 гг. количество ясачных татар уменьшилось с 59 до 5 душ м.п. Кроме того, из ревизских материалов исчезли тептяри. Это можно объяснить лишь истечением срока договорных условий о припуске и о нежелании одной из сторон продлевать его. Поэтому большинство ясачных татар и все тептяри оставили Кугарчи-Буляк. Подавляющее большинство населения деревни — башкиры. Жили здесь и татары.

Д. Барсуково находится при одноименной речке и является поселением припущенников как башкир, так и тептярей из татар. В деревне не было представителей башкир-вотчинников Киргизской волости. Время первого припуска как башкир-некиргизцев, так и татар не известно. Но известно, что здесь III ревизией 1762 г.49 зафиксировано 30 душ м.п. ясачных татар. Они все участвовали в Крестьянской войне 1773—1775 гг. В 1783 г. ясачные татары стали тептярями, но количество их сократилось: 19 мужчин и 16 женщин50. По договорному письму от 10 июля 1783 г. на вотчинную землю Киргизской волости были припущены башкиры Тамьянской волости Стерлитамакского уезда. От имени 6 семей договор получил тамьянец Даут Бикметов «с товарыщи». Они получили возможность владеть землей и строиться домами. По этому же договору были припущены и ясачные татары51. Их было также 6 семей. К V ревизии 1795 г. в Барсуково зафиксированы башкиры-припущенники (59 человек при 8 домах) и тептяри (44 человека при 4 дворах). Получается, что ясачные татары стали тептярями. Как бы то ни было, многие татары оставили деревню по истечении срока договора, рассчитанного на 8—12 лет, поэтому их численность между III и IV ревизиями уменьшилась.

О дальнейшем развитии деревни и этническом составе ее жителей приводим следующие сведения.

Таблица 24


 


44 ЦГИА РБ. Ф. 138. On. 2. Д. 156 (1816 г.).

45 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36; Т. 3. С. 468-470.

46 Там же. С. 268.

47 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 888. Л. 3.

48 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 18. Л. 4.


* ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755, 15158; Ф. 172. Оп. 1. Д. 18, 61; Список населенных мест Российской империи. Т. 45. Список населенных пунктов Башреспублики.

49 ЦГАДА. Ф. 350. Оп. 1-3. Д. 3791. Л. 509.

50 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 29.

51 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 18. Л. 4.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД



 



Таблица 26

Национальность жителей в 1870, 1920 гг. определена по преобладающему количеству башкир. Но здесь жили и тептяри, происходившие из ясачных татар.

В 1843 г. в деревне на 146 башкир было засеяно 37 четвертей (296 пудов) озимого и 80 четвертей (640 пудов) ярового хлеба, т.е. чуть больше 7 пудов на каждого из них. По тептярям нет сведений. Картофель дошел до наших краев лишь в 20—30-х гг. XIX в. Не только среди башкир, татар, марийцев, но и среди русских крестьян картофель еще представлял «чертов корень», поэтому он с трудом пробивал себе путь, несмотря на насильственные меры властей по его разведению. Известен даже «картофельный бунт» крестьян (русских и нерусских) Челябинского уезда в 1843 г., направленный против насилия губернских, уездных, заводских властей. В тот год башкиры Барсукове посадили картофеля всего лишь 1,5 четверти, т.е. 12 пудов52. Деревня входила в 4-ю юрту 12-го башкирского кантона, расположенного в Белебеевском уезде. Ее жители в конце XIX в. имели 2 мельницы. Была и мечеть. Тептяри подчинялись только своему старшине, несли повинности своего сословия.

Название д. Чекан-Тамак происходит от местоположения при устье одноименной речки. Поселение имеет и другое имя — Кулчубаево. Деревня вошла в состав 4-й юрты 12-го башкирского кантона. Башкиры д. Кулчубаево (Чекан-Тамак) в 1798—1865 гг. находились в военном сословии. Вотчинники деревни участвовали в делах общины, в частности в отдаче в аренду земель. В 1751 г. сотник Кунур Темиров, наряду с другими башкирами Киргизской волости, принимал участие в отдаче дворцовым крестьянам Каракулинской волости в оброчное владение половины мест рыбных ловель в курье Костова-той (Иргыныш) сроком на 20 лет53.

В 1742 г. по договору башкир Киргизской волости в эту деревню были припущены 5 семей ясачных татар и тептярей. 18 сентября 1782 г. ясачный татарин Бакир Якметев с тов. был припущен с правом владения землей «бессрочно». В 1816 г. припустили 18 душ ясачных татар сроком на 90 лет54. Это были выходцы из д. Елан Чаныр-баш Надырово Уфимского уезда.

Развитие деревни видно в таблице.


В д. Зириклы по не известным нам причинам в 1834 г. жили ясачные татары (54 мужчины) из дд. Заитовб (Нижнее) и Кандрыкуль (14 мужчин), но учитывавшиеся ревизиями в своих деревнях.

По приведенным сведениям видно, что башкиры не были зафиксированы в деревне. Тем не менее в конце XIX в. они появились. Оказалось, что все тептяри перешли в башкиры. Но этнический состав тептярей нам не известен. Все же четко можно сказать, что деревня была основана татарами, где жили и тептяри, в числе которых были татары и башкиры, лишенные вотчинного права.

В д. Нижние Ташлы жили тептяри, припущенные башкирами Киргизской волости. Текст договора нам не известен. По словам самих тептярей, они живут на земле упомянутой волости «с давняго времени». Но деревня возникла между III (1762 г.) и IV (1783 г.) ревизиями.

Таблица 27


 




Таблица 25

При одноименной речке находилась д. Зириклы. Это — поселение ясачных татар и тептярей. Однако время припуска всех этих сословий не известно по причине того, что договор об их припуске был утрачен «во время Пугачева бунта». Ясачные татары и тептяри были припущены вотчинниками Киргизской волости.

Этнический состав жителей можно проследить по следующей таблице.

52 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 177.

53МИБ. Т.4.Ч. 1.С. 34.

54 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 18.


Как видно по таблице, в 1870 и 1920 гг. все тептяри учтены башкирами. Этнический состав тептярей нам не известен. Поэтому можно только предположить, что среди них были как безземельные башкиры, так и татары.

Д. Верхние Ташлы возникла перед IV ревизией. По договорной записи башкир Киргизской волости 1782 г. киргизцы припустили тогда ясачных татар, тептярей из татар и башкир.

Таблица 28



ШАРАНСКИЙ РАЙОН


 



По данным двух переписей видно, что тептяри полностью вошли в состав татар. Преобладающей национальностью татары были и в 1870 г., и в 1920 г. Но среди жителей деревни были и башкиры.

Ташлинцам принадлежало 4 мельницы. Владели 200 ульями (1870). Действовала мечеть.

К Кыр-Еланской волости относились еще несколько деревень. Одна из них — Алпаево. Она возникла по договору башкир Кыр-Еланской волости от 9 марта 1742 г. Ее основали тептяри. В 1762 г. их насчитывалось 29 душ м.п. IV ревизия показала 46, V — 57 тептярей обоего пола. В 1795 г. в 16 домах проживало 97, в 1859 г. — 302 мужчины и женщины из тептярей. Тептярями были 685 алпаев-цевив 1920 г.

Д. Новокарьявды, расположенная на кыр-еланской земле, впервые упоминается в 1870 г., тогда она имела 30 дворов с 180 жителями из татар. В 1920 г. в 65 домах проживало 367 татар.

Деревень под названием Тамьян было несколько. Одна из них — Старый Тамьян по р. Сюнь — упоминается в опубликованных документах за 1761 г.; при ней тогда имелась мельница. В полуверстах от деревни была найдена медная руда для будущего Курганского завода55.

Название деревни происходит от этнонима — названия башкирской Тамьянской волости. В одном «реестре» за 1730 г. перечисляются расположенные по pp. Ик и Сюнь такие башкирские волости, как Тангаурская, Ирехтинская, Бурзянская, Кипчакская, Сарыш-Кипчак-ская, Айская, Курпеч-Табынская, Сенирянская, Табын-ская. Среди них есть и Тамьянская56. Была известна не только волость, но и деревня такого же названия57. После подавления восстания 1735—1740 гг. волость исчезает, а деревня становится этнически смешанной: жили здесь и башкиры, уже лишенные вотчинного права, и припущенные кыр-еланцами татары. Они все назывались тептярями. В 1797 г. была припущена еще одна группа тептярей58.

Таблица 29

Одним словом, среди тептярей деревни были и башкиры, и татары.

* * *

К Канлинской волости относились три деревни. Сегодняшняя д. Старые Тлявли по р. Сюнь возникла по заключенному в 1702 г. и возобновленному в 1750 г.

55 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 207.

56 Там же. Ч. 1. С. 137.

57 Там же. С. 192.

58 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4619.


договору башкир Канлинской волости с татарами. Название от антропонима. С 1783 г. татары вышли из своего ясачного сословия и перешли в новое — тептярское. В начале XX в. из коренной деревни образовался выселок, переросший в самостоятельное поселение под названием Кыр-Тлявли (сегодня Кир-Тлявли) или Новые Тавли.

О развитии коренной деревни приводим таблицу.

Таблица 30

В восстании Пугачева участвовали 60 тлявлинцев.

Д. Нуреево, находившаяся по р. Сюнь, впервые учтена III ревизией 1762 г. Тогда в ней проживало 49 душ м.п. ясачных татар. Незадолго до этого они были приняты канлинцами на правах припущенников. Второй припуск татар в эту деревню был осуществлен 6 января 1791 г.

Рост численности населения виден в таблице.


Таблица 31

Таблица наглядно показывает изменение сословия жителей: татары перешли в тептяри, а последние стали башкирами. Однако деревню основали и в ней жили и татары.

49 нуреевцев были пугачевцами.

Из-за отсутствия источников и литературы затрудняемся определить генетические связи всех остальных татарских поселений, кроме Новобайкиево с населением 96 человек в 1920 г., по-видимому, выделившегося из коренного поселения Старобайкиево (Базы-Баш), и д. Бахча, образованной из д. Новые Каргалы между 1920—1926 гг. Д. Суюндуково основали жители одноименного поселения ныне Бакалинского района. В 1920 г. в ней в 95 домах проживало 519 человек. Дд. Алмаш,


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД



 


Буляк, Булансаз, Исаметово, Каракашлы, Каразыбаш, Кызыл-Чулпан, Мичуринск, Сюньбаш, Тан, Таллыкуль, Тимирово, Тугаряк, Таш-Чишма, Укияз, Хафизово, Шар-лыкбаш возникли после переписи 1920 г., некоторые — после 1926 г.

Марийские поселения

Марийским населением на территории района было создано 24 деревни, из них наиболее ранними являлось около 10 поселений.

Дд. Биктышево, Биккулово и Урсаево возникли по договорной записи башкир д. Карьявды Кыр-Еланской волости, данной марийцам 1 июля 7140 (1632) г.59 Марийцы находились в тептярском сословии.

Развитие д. Биктышево показываем в таблице.


названием Кичкиняш, со временем ставшим марийским. «Аз есть Казак Тоймамбетов сын Уфимскаго уезду Казанские дороги Тышки Иланские волости ясашной башкирец дал есмя на Уфе свою запись Уфимскаго уезду Казанские дороги деревни Мошкиной ясачному чувашу Кичкиняшу Пербердееву да Баглышу Бикбулатову да Бектимиру Бик-булатову да Иману Байкееву в том, нынешнем в 7159 (—5508=1651) году февраля в 7-й день пустил я, Казак, их, чуваш, в вотчину свою, а та моя вотчина (находится) одна по Шарану речке по одной стороне черной лес, бортные угодья и бобровые гоны да по Ямаде речке (находится) дуб-ник». Чуваши должны были заплатить в казну недоимки башкира в размере 15 куниц60. Через 100 лет по новому договору от 2 февраля 1)52 г. были припущены марийцы, перешедшие в тептярское сословие61.

Развитие д. Кичкиняш видно в таблице.

Таблица 35



Таблица 32


Динамика народонаселения д. Биккулово также видна в таблице.

Таблица 33

Развитие д. Урусаево тоже показываем в таблице.

Таблица 34


О судьбе чувашей — основателей деревни — статистических данных нет. Остается лишь предположить, что они или ассимилировались марийцами, или покинули свое поселение. В пользу последней версии говорят следующие факты: в 1783 г. — 7, в 1795 г. — 5 жителей д. Кичкиняш переехали в д. Тархан62.

Со второй половины XIX в. в д. Кичкиняш находилось волостное правление припущенников одноименной волости. Деревня тогда имела 2 мельницы. Жителям принадлежало 120 ульев.

Из жителей деревни 17 мужчин участвовали в восстании Пугачева.

Д. Новый Кичкиняш выделилась из коренного поселения после переписи 1926 г.

Д. Емметово была основана на основе договорной записи башкир Кыр-Еланской волости, данной марийским крестьянам 11 августа 7143 (1635) г.

Развитие д. Емметово показано в таблице.


 



Приводим текст договорной записи башкира Кыр-Еланской волости о припуске и о поселении чувашей под

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 268, 357.


ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 227.

Там же. Л. 214.

Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34.


Таблица 36



ШАРАНСКИЙ РАЙОН


 


Д. Мещерово в XVII — начале XVIII в. называлась Кан-мурзино. В 7206 (1698) г. Канмурза и его «товарыщи» заключили договор с башкирами Кыр-Еланской волости о припуске и уплате за это вотчинникам по 10 коп. с двора в год63. Мещер (Мишар) и его сын Четлык Мещеров (1728—1786) были марийскими старшинами64. В 1707 г. кыр-еланцы припустили еще несколько марийцев.

Таблица 37

Среди повстанцев в 1773—1775 гг. были 23 урсаевца и 46 мещеровцев.

Д. Чупаево возникла по договору башкир Кыр-Елан-
ской волости, данному марийцам 26 июня 1742 г. За при
пуск они платили вотчинникам по одной гривне с двора
в год65. Марийцы получили возможность создать свое
поселение и пользоваться кыр-еланскими земельными
угодиями с разрешения старшины волости Москова Дав-
леткулова. Однако спустя много лет башкиры д. Пускак-
Куяново (ныне Старбпучкаково Чекмагушевского рай
она) Айса и Кугуш Куяновы, азанчи Бухар Юддашев,.
юртовой сотник Абзалил Чебакаев, рядовой Абдулкарим
Сырыев выступили против условий припуска 1742 г.
и продали часть земли, данной марийцам в кортом,
башкирам д. Тархан. Недовольные этим действием
вотчинников, жители д. Чупаево в 1804 г. написали
жалобу, поставили свои тамги66: старшина Сарбаш Сарбу-
латов , деревенский начальник Ишмряй Алдаров ,
рядовые Шансеит Танашаев , Биккиня Сарбулатов ,
Пасей Тансаров , Гумер Имакаев , Тымбай Тынба-
рисов , Байдымер, Байгул и Айгалда Минглишевы *>,
Алпамыш Имаев , Ямбулат Янгаев 3, Абзай Менлигу-
лов , Максим Урускулов , Уразбай Яманаев , Ураз-
гильда Уразов , Токбай Тынбаев .Однако дело было







Date: 2015-07-10; view: 7458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.14 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию