Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из «татар» в автохтоны
В этих условиях местные интеллектуалы и старались наделить свои народы достойным прошлым. Одним из немногих, кто тогда касался вопросов происхождения тюркоязычных групп на Северном Кавказе, был видный карачаевский политический деятель У. Дж. Алиев (1895 — 1938). Он родился в горном ауле Карт-Джурт, получил мусульманское образование вначале в Кабардино-Балкарии, затем в Дагестане, после чего преподавал в различных мусульманских школах Кавказа и даже в Уфимской семинарии. Его политическая карьера началась в 1917 г., когда он был членом Мусульманского социалистического комитета, участвовал в I съезде «горских племен Кавказа» и даже входил в ЦК СОГК. В апреле
1918 г. он стал заведующим отделом по делам мусульманского пролетариата Кавказа и Средней Азии при Наркомнаце РСФСР, а в следующем году пытался установить советскую власть в Крыму. С марта 1920 г. он возглавлял Северокавказский ревком, а летом того же года был назначен уполномоченным наркома по делам национальностей на Северном Кавказе. Тогда же он стал председателем Карачаевского ревкома. Будучи хорошим знатоком арабского языка, он работал в 1922 г. в комиссии по реформе арабского алфавита. В то же время в 1921 г. он создал первый карачаевский букварь на латинице, сыгравший большую роль в ликвидации неграмотности. Алиев был одним из организаторов Карачаево-Черкесской автономной области. В середине — второй половине 1920-х гг. он возглавлял Северокавказский крайисполком, руководил возникшим в 1926 г. Краевым национальным комитетом по вопросам культуры и просвещения, в 1927-1930 гг. был первым директором созданного в Ростове-на-Дону Северокавказского краевого горского научно-исследовательского института (СККГНИИ). В 1930-1932 гг. Алиев возглавлял Научный совет Всесоюзного центрального комитета нового алфавита. Затем он был слушателем Института красной профессуры и в 1935-1937 гг. преподавал карачаево-балкарский язык в балкарской студии МГУ. В 1938 г. он был арестован и вскоре расстрелян (Невская 1978. С. 31; Лайпанов 1985; Абаева 1995). В своей книге «Карачай», переизданной и ставшей бестселлером уже в наши годы (Лайпанов 1998. С. 154), Алиев следующим образом изображал появление тюркоязычных карачаевцев и балкарцев в горах Северного Кавказа. Он знал, что задолго до прихода тюрков в ущельях центральной части Северного Кавказа обитали ираноязычные аланы, предки осетин, оставившие богатую архитектуру, включая изумительные христианские храмы. Много веков назад аланы занимали обширные предгорные районы Северного Кавказа, но были оттеснены в горы тюркскими кочевниками, в особенности монголами. Когда-то аланы занимали и верховья р. Кубань, но к приходу туда тюркоязычных предков карачаевцев эта местность, по мнению Алиева, уже обезлюдела. Когда именно и откуда там появились карачаевцы, Алиев не знал, но был склонен доверять карачаевскому народному преданию об их передвижении из Крыма и связывал это с набегами крымских татар в XVI-XVII вв. Таким образом, в основе концепции Алиева лежал миграционистский подход, который в 1920-х гг. еще не вызывал решительных возражений и не подвергался нападкам. Между тем, подчеркивая этнографические параллели с соседними народами, Алиев допускал, что в формировании карачаевцев могли участвовать также кабардинцы, сваны, осетины, кумыки, армяне и др. Иными словами, его нисколько не смущала мысль о смешанном происхождении карачаевцев. Он даже усматривал в этом определенное достоинство — ведь смешанная кровь оздоровляет, что и делало карачаевцев самой плодовитой народностью на Северном Кавказе. Существенно, что в соседних балкарцах Алиев не просто видел родственную карачаевцам группу, а объединял их в единую народность (Алиев 1927. С. 34-45) [1]. Идеи У. Алиева о происхождении карачаевцев были развиты работавшим под его руководством заведующим социально-культурным отделом СККГНИИ, известным кавказоведом, бывшим учителем Кубанской гимназии в Екатеринодаре А. Н. Дьячковым-Тарасовым. Проведя в 1927 г. полевые исследования в Карачае и изучив письменные источники, этот автор пришел к выводу о том, что карачаевцы появились в бассейне р. Кубани в середине XVI в. К тому времени этот район, где ранее жили полуномады-аланы, запустел, и карачаевцы заселили его мирным путем. Дьячков-Тарасов без колебаний причислял карачаевский язык к кипчакской языковой группе и полагал, что речь идет о беженцах из Прикаспийско-Причерноморского региона (включая Крым), проникших в современный район своего обитания через Западный Кавказ. Пришельцев было немного, и они охотно интегрировали в свою среду представителей соседних народов. Поэтому в конечном счете Дьячков-Тарасов называл карачаевцев и балкарцев «отуреченными кавказцами» и считал, что их нельзя отрывать от Кавказа. Тем самым он еще более решительно, чем Алиев, делал шаг в сторону становившегося популярным автохтонистского подхода (Дьячков-Тарасов 1929). В начале 1930-х гг. труды Алиева и Дьячкова-Тарасова были подвергнуты острой критике за «немарксистский подход»: архаизацию горского общества, недооценку его уровня развития, преувеличение роли патриархальных отношений и тем самым «национализм», «замазывание классовой борьбы» и «защиту кулака» (Кундухов 1930; Буркин 1931; 1932. С. 145-147, 152-156). Сходная критика звучала тогда и в адрес балкарского школьного учебника (Бунегин 1930. С. 74). После этого Алиев был снят с поста директора СККГНИИ и начиная с 1930 г. работал в Москве. Взгляды, которыми руководствовались Алиев и Дьячков-Тарасов, восходили к гипотезе, выдвинутой такими признанными авторитетами по истории народов Северного Кавказа, как В. Миллер и М. Ковалевский. Посетив тюркские общины центральных районов гор Кавказа во второй половине XIX в. (тогда их официально называли «горские общества Кабарды»), они отметили, что тюркоязычное население появилось там после того, как горы уже были заселены осетинами, и до расселения кабардинцев на запад. Об этом свидетельствовали как осетинская топонимика, так и другие специфические языковые и культурные явления, позволявшие предполагать, что тюркоязычные пришельцы смешались с местным ираноязычным населением. Замечая, что осетины зовут балкарцев «аси», исследователи подчеркивали, что это не было исконным самоназванием балкарцев: скорее всего те получили его в наследство от предшествовавших обитателей (Миллер, Ковалевский 1884. С. 550-554). Такие представления были распространены и в популярной литературе, где иной раз подчеркивалось, что из всех ныне живущих в Кабардино-Балкарии народов истинными автохтонами были кабардинцы (см., напр.: Анисимов 1929. С. 47; 1930. С. 187, примеч. 1, 194; 1937. С. 79). Тогда лишь некоторые авторы рисковали производить балкарцев от раннесредневековых тюркоязычных болгар, смешавшихся с более ранними аланами-осетинами (Воробьев, Сарахан 1932. С. 20-21). Все еще живучим оставалось идущее из карачаевского фольклора представление о приходе родоначальника карачаевцев по имени Карчи с его сподвижниками из Крыма в XIV в. Эту идею поначалу разделял один из первых карачаевских историков-марксистов И. X. Тамбиев (Тамбиев 1931. С. 3-4). И. X. Тамбиев (1904—1937) происходил из горного села Учкулан. Будучи сыном пастуха, он получил в дореволюционные годы лишь начальное образование вначале в горской школе, затем в двухклассном Учкуланском училище. Свою быструю карьеру он сделал уже в советские годы, будучи вначале комсомольским, затем партийным активистом. Для этого ему пришлось продолжить свое обучение в советских партийных школах в Баталпашинскс и Ростове-на-Дону. Во второй половине 1920-х и начале 1930-х гг. он много занимался журналистикой, а в 1932 г. был назначен первым директором Карачаевского НИИ в Микоян-Шахаре. Затем он некоторое время заведовал облоно, а в 1935 г. вновь вернулся на должность директора НИИ (о нем см.: Невская 1978; Шаманов 2003). Заинтересовавшись происхождением своего народа, он вслед за Марром признал смешанное происхождение карачаевцев и балкарцев. По его мнению, в их формировании участвовали как пришлые тюркские племена (хазары, кипчаки и др.), так и многие другие группы населения. Но пальму первенства он все же отдавал тюркам и писал, что «первоначальная немногочисленная турецкая группа предков оказалась способной по своему подобию переделать сравнительно многочисленных представителей разноязычных народов». Поэтому он представлял карачаевцев и балкарцев «отуреченными яфетидами» (Тамбиев 1933. С. 63) [2]. Идея о смешанном характере карачаевцев принадлежала академику Н.Я. Марру, который хотя и называл их «горскими турками», но делал упор на их «яфетическом происхождении» и даже писал об «осетино-карачаевцах с турецким языком» (Марр 1920. С. 26). С середины 1920-х гг. Марр произвел ревизию своей теории и стал придерживаться стадиального подхода к истории языка. С этой точки зрения идеи «прародины» и «праязыка» оказывались неверными и даже «вредными», а акцент переносился на сугубо местное автохтонное развитие (об этом см.: Шнирельман 1993). В начале 1930-х гг. стадиальная теория Марра, казавшаяся идеально соответствующей марксизму, получила широкую поддержку в советской науке. В соответствии с ней идея единого пратюркского языка и тюркской прародины на Алтае отбрасывалась как «реакционная, идеалистическая, антиисторическая гипотеза». Исходя из этого, карачаевцев и балкарцев уже нельзя было считать пришельцами. Тогда один из лингвистов заявлял, что кабардино-балкарский язык был «не от природы турецким», а представлял собой «определенную ступень в развитии языка» (Боровков 1932. С. 53). А советскому археологу М. И. Артамонову казалось соблазнительным связывать образование тюркоязычных народов Северного Кавказа с влиянием Хазарской державы, «первого мощного туземного государства в европейской части нашей страны», ядро которого располагалось, по его мнению, в степях и предгорьях Чечни и Дагестана (Артамонов 1937). В 1930-е гг. концепция смешанного происхождения народов стала важной идеологической основой советского интернационализма. Если до революции осетинские интеллектуалы изображали балкарцев «горскими татарами», причинившими в прошлом много зла их предкам (Кодзоев 1903. С. 57), то теперь, как мы видели, осетин Г. Кокиев благосклонно включал предков балкарцев и карачаевцев в аланский племенной союз и писал о том, что они обитали на Северном Кавказе еще в IX—X вв. (Кокиев 1941). Похоже, что накануне войны этот подход, открыто противостоявший миграционизму, находил широкую поддержку у советских специалистов. Его разделял, например, археолог А. А. Иессен, вслед за Марром настаивавший на гетерогенном характере аланского союза, куда входили предки не только осетин, но и их нынешних соседей. Он знал о близком родстве балкарского языка с половецким (кипчакским), но полагал, что в этногенезе балкарцев большую роль сыграли аланы, перешедшие на тюркский язык (Иессен 1941. С. 23, 28-29). В те годы лингвист В. И. Абаев упрекал В. Миллера и М. Ковалевского в «индоевропейском патриотизме» и делал акцент как на интенсивном взаимовлиянии культур, так и в особенности на роли местного «яфетического» субстрата, на котором сформировались как балкарцы и карачаевцы, так и осетины (Абаев 1933). Тем самым в 1930-е гг. советские ученые, вопреки своим предшественникам, начали доказывать местные корни балкарцев и карачаевцев и их близкое родство с осетинами. Этим как бы подчеркивались древние основы советской дружбы народов, имевших общих предков.
Date: 2015-07-10; view: 1080; Нарушение авторских прав |