Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба чеченцев-аккинцев





 

 

В 1990-е гг. Чечня, подхватывая лозунг ирредентизма, претендовала на дагестанские территории, остро необходимые ей в сложившейся геополитической обстановке для выхода к морю (Малышева 1996. С. 27; Султанов 1998). Именно этот фактор в первую очередь определял военно-политическое положение в Дагестане. Речь идет о довольно крупной чеченской общине, обитающей в центральных районах Дагестана — Хасавюртовском, Новолакском (Ауховском), Бабаюртовском, Казбековском, Кизилюртовском и ряде других. Самой старой группой из этих чеченцев являются чеченцы-аккинцы (окочане, ококи, ауховцы позднесредневековых письменных источников), насчитывающие 50 тыс. человек. В конце 1943 г. с разрешения властей Дагестана они образовали свой национальный Ауховский район, расположенный у границы с Чечней к югу от Хасавюртовского района. Однако уже в конце февратя 1944 г. чеченцы-аккинцы разделили трагическую участь всех остальных чеченцев и были депортированы в Казахстан и Киргизию. Назад в Дагестан им довелось вернуться лишь в 1957-1960 гг., однако мало кому из них удалось поселиться на земле своих предков. Ведь по постановлению Совета министров Дагестанской АССР от 16 июля 1958 г. они не имели права возвращаться в Новолакский и Казбековский районы. Вплоть до 1961 г. они вели борьбу за возвращение в родные места, но под угрозой новых репрессий им пришлось на время смириться и поселиться там, где указали власти (Чергизбиев 1990. С. 180-182; Джамаддинов 1991; Бугай, Гонов 1998. С. 294; Полян 2001. С. 161).

С тех пор они не переставали требовать возвращения своих бывших жилищ и подворий, занятых лакцами и аварцами. Это вело к межэтнической напряженности и выливалось в столкновения, иногда с трагическими последствиями (см., напр.: Коркмазов 1994. С. 158; Артизов 2003. С. 177-178, 220-221). Так, в 1964 г. чеченцы-аккинцы сделали очередную попытку вернуться в родные места. Тогда это привело власти в замешательство, и они не нашли ничего лучшего как объявить это «беспорядками», хотя чеченцы действовали организованно и сознательно подчеркивали мирный характер своего движения. Никаких мер против участников событий тогда принято не было (Козлов 1999. С. 396-400). Затем такие попытки были еще раз повторены в 1976 и 1985 гг. в селе Чапаево (Богатырев, Костоев 2000. С. 98), а в 1989 г. во многих местах. В ответ местные партийные руководители пытались настраивать аварцев и лакцев против чеченцев-аккинцев, а 3 июля 1989 г. провели митинг в Новолакском районе, где звучало требование выселить последних из Дагестана (Чергизбиев 1990. С. 182).

После очередного массового митинга чеченцев-аккиниев в Махачкале в апреле 1991 г. (Казиханов 1991), III съезд народных депутатов Дагестана, проходивший в столице Дагестана в июне 1991 г., по согласованию с лакским населением Новолакского района принял во имя восстановления справедливости постановление о восстановлении Ауховского района. Тем самым проблема чеченцев-аккиниев формально была решена, и начали проводиться мероприятия по переселению оттуда лакцев и вселению чеченцев. Однако начиная с осени 1991 г., не дожидаясь окончания сложных мероприятий по переселению, рассчитанных на несколько лет, чеченцы пытались силой овладеть местными землями и населенными пунктами, а также стали предъявлять территориальные претензии к соседним районам Дагестана. Мало того, среди местных чеченцев появилась тенденция отождествлять себя с вновь образованной осенью 1991 г. Чеченской Республикой, и на въезде в Новолакский район был установлен шит с ее гербом (Алиев. Курбанов, Юсупова 1994; Cornell 2001. Р. 278). Считая себя гражданами Чеченской Республики, чеченцы-аккинцы участвовали в выборах ее президента (Ротарь 1999. С. 37). Между тем Ауховский район до сих пор не восстановлен, и чеченцы-аккинцы вновь и вновь выступают с требованием довести до конца их реабилитацию. Последний раз они устроили такой митинг 23 февраля 2004 г. в ознаменование 60-летней годовщины депортации.

Одновременно все более давало о себе знать стремление Чеченской Республики получить выход к Каспийскому морю: известно выражение А. Масхадова о том, что «Хасавюрт — священная земля вайнахов». Секретарь Совета безопасности Республики Дагестан М. Толбоев, ссылаясь на частные беседы с руководителями Чечни, подтверждал летом 1997 г. стремление Грозного к территориальной экспансии за счет Дагестана. Сходные настроения охватили и чеченцев-аккинцев, переводящих название «Дагестан» как «земля предков» (Ротарь 1997 а; 1997 б; 1997 в; Тарасов 1997). Создание в 1998 г. «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана» и попытка вооруженного нападения на Дагестан в августе-сентябре 1999 г. опирались на концепцию, согласно которой Терско-Сулакское междуречье являлось неотъемлемой частью древних чеченских земель (Макаров 2000. С. 49).

Такая концепция начала формироваться во второй половине 1980-х гг., когда некоторые чеченские историки стали пересматривать историю заселения чеченцами-аккинцами дагестанских земель. Как известно, их группа, сформировавшаяся в верховьях р. Гехи, переселилась в район своего нынешнего обитания лишь во второй половине XVI в., когда и возникло Ауховское общество (Ибрагимов 1991). При этом тот факт, что переселение чеченцев с гор на равнину началось именно в районе Ичкерии, объясняется давними тесными контактами местных чеченцев с соседними кумыками; поэтому соседняя равнина, где жили их родственни-ки, не была для них совершенно чуждым регионом. Не случайно среди равнинного чеченского населения преобладают потомки выходцев из Ичкерии. Имеются веские основания предполагать, что среди равнинных ококов встречались не только аккинцы, но и ичкеринцы (Умаров 1968. С. 237-239).

Вместе с тем в течение последних пятнадцати-двадцати лет у чеченских историков наблюдалось стремление удревнить дату начала переселения на равнину и преувеличить роль своих предков в местной средневековой истории. Пожалуй, первым на этот путь встал X. А. Хизриев, заявивший со ссылкой на археолога А. В. Гадло, что вайнахи проживали в районе Ауха якобы еше в раннем Средневековье (Хизриев 1984. С. 30: 1992 а. С. 91). Между тем в работе Гадло, посвященной раскопкам городища Казар-кала в Новолакском районе, речь шла о позднесарматском ираноязычном населении, которое примерно в середине I тыс. н. э. сменилось тюркскими кочевниками. О вайнахах он даже не упоминал (Гадло 1974).

Затем историк Я.З. Ахмадов принялся преувеличивать политическую роль чеченцев на северо-западе Дагестана, который в источниках представляется «Кумыцкой землей», где господствовали кумыкские владетели (Кушева 1963. С. 43-58, 62). Вначале взгляды Ахмадова отличались умеренностью: он соглашался с тем, что аул Эндерей с округой находился в конце XVI — начале XVII в. Под властью кумыкского князя Салтан-Магмута (Султан-Махмуда), сына дагестанского шамхала (Кушева 1963. С. 69), но высказывал предположение, что в его войске встречались вайнахи и что чеченцы составляли большую часть подвластного ему населения. Тогда он признавал, что в XVII-XVIII вв. княжествами Северо-Западного Дагестана управляли кумыкские князья (Ахмадов 1975) [150]. Но позднее он не только делал акцент на том, что до перехода в руки Салтан-Магмута Эндереевская земля находилась под покровительством вайнахского князя Ших-мурзы Окуцкого (поэтому он называл ее «кумыкско-чеченским» княжеством), но приписывал последнему власть над обширными землями Чечни и Северного Дагестана от Дарьяла до Дербента (Ахмадов 1988. С. 39—59) [151]. Правда, в те годы Ахмадов всячески подчеркивал лояльность вайнахских князей Московскому царству и, напротив, протурецкие настроения среди кумыков (Ахмадов 1988. С. 58-59, 78-79).

Аспирант ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР А. Адилсултанов также доказывал, что в XV-XVIII вв. якобы шло постоянное сокращение ауховских территорий на плоскости, причем это он ставил в вину исключительно царским войскам (Адилсултанов 1989). В 1992 г., т. е. именно тогда, когда в Дагестане проводились практические мероприятия по решению аккинской проблемы, А. А. Адилсултанов обнародовал некие хроники-рукописи, якобы хранившиеся у местных жителей, — он условно назвал их «рукописью Ибрагимова-Магомедова». Некритически используя данные археологии и весьма неопределенные сообщения античных авторов, он пытался доказать, что аккинцы (ауховцы) обитали в Терско-Сулакском межтуречье с самого начала нашей эры. Подобно дру-гим чеченским авторам, о которых шла речь выше, он разделял идею о том, что предки вайнахов обитали на плоскости в глубочайшей древности. Иные подходы он отметал как заведомо искажающие историческую действительность по идеологическим соображениям. Вместе с тем, ссылаясь на так называемые «хроники», он рисовал фантастическую картину расселения чеченцев-аккинцев в XVI-XVIII вв., когда они будто бы занимали изрядную часть Северного Дагестана вплоть до Каспийского моря, где использовали рыболовные угодья о. Чечень (Адилсултанов 1992. С. 9-18, 30).

Если его предшественник Ахмадов все же допускал двухкомпонентный кумыкско-чеченский состав населения Окоцкой земли, то Адилсултанов вовсе не упоминал кумыков и рисовал сообщество чеченцев одним из могущественных политических образований в позднесредневековом Дагестане. Адилсултанов был не одинок, и изложенная им версия неоднократно транслировалась чеченскими СМИ [152], рассматривалась на научных конференциях и даже фигурировала в резолюции III съезда чеченцев Дагестана, состоявшегося 14 декабря 1996 г. в Хасавюрте (Ибрагимов 1997. С. 62). Она же в качестве достоверно установленного факта воспроизводится официальными изданиями Чеченской Республики (Чеченская Республика 1995. С. 17) и фигурирует в обобщающих трудах чеченских ученых, посвященных Чечне и ее народу (Айдаев 1996. С. 146; Сигаури 1997. С. 224). В последние годы книга Адилсултанова получила широкую популярность среди чеченцев-аккинцев, которые рассматривают ее как изложение истинной истории своих предков (Мансуров 1997). Между тем эта версия истории вызывает возмущение у соседних кумыков.

 

 

Date: 2015-07-10; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию