Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 2. «Нах» означает «народ» а «нахчо» — «один из народа»





 

1. О нем см.: Гриценко 1966.

2. «Нах» означает «народ» а «нахчо» — «один из народа». См.: Ошаев 1928. С.6.

3. Эту версию поддержал и ингушский эмигрант. См.: Галгай 1924. С. 49

4. Любопытно, что антирусски настроенный ингушский эмигрант требовал на этом основании отказа от принятого этнонима и возвращения к исконному названию «галгай». См.: Галгай 1924.

5. О нем см.: Семёнов 1928 а.

6. Аналогичные предания имелись и у осетин, называвших строителями башен греков. См.: Блиев 1960. С. 197.

7. О Семенове см.: Крупнов 1959; Виноградов 1986; 1988. С. 103-118; Тахо-Годи 1988.

8. Среди исследователей был и молодой Е. И. Крупнов.

9. В целом такая структура занятости сохранялась и в 1960-1980-х гг. См.: Тишков 2001а. С. 123. Табл. 1.

10. О нем см.: Газиков 1997; Албогачиева 2004.

11. Производя в начале 1920-х гг. любительские раскопки, Горепекин обнаружил древние знаки и счел их за доказательство наличия у чеченцев и ингушей письменности в глубоком прошлом. См.: Албогачиева 2004.

12. Но он ни словом не упомянул ни гуннов, ни алан, ни даже монгольское нашествие и походы Тимура!

13. Жизнь показала, что прав оказался все же Б. Грозный.

14. Предшественники хеттов в Малой Азии, хатты в действительности были по языку близки абхазо-адыгам, входящим наряду с вайнахами в северокавказскую языковую семью.

15. По словам Д. Хоровица, «сожжение [врага] является символом непримиримой вражды». См.: Horowitz 2001. Р. 114.

16. Об этом см.: Албагачиев, Ахильгов 1997. С. 94; Дзидзоев 2000 а. С. 179.

17. О драматической истории защиты диссертации А. Б. Заксом.: Закс 1989. С. 164-165.

18. О том, как это делалось, см.: Катышева, Озиев 1991. С. 13-14; Богатырев, Костоев 2000. С. 105-108.

19. О роли слухов в подготовке погромов или этнических столкновений см.: Horowitz 2001. Р. 74-88.

20. Действительно, в условиях диктатуры народные танцы нередко служат знаком сопротивления режиму. См.. напр.: Noyes, Abrahams 1999. P. 93.

21. Видимо, Некрич ошибался, говоря о планах создания автономии с центром в Чимкенте. См.: Некрич 1978. С. 113.

22. Об этом см.: Виноградов, Лосев, С&памов 1963. С. 42.

23. Одновременно, подобно Шамилю, «ставленником турецких и английских империалистов» оказался вскоре и шейх Мансур. См.: Смирнов 1951. На самом же деле Шамиль так и не получил ожидаемой поддержки от Порты. Позитивные отношения между ними установились только во время Крымской войны. А на Англию и Францию он и вовсе не рассчитывал. См.: Gammer 1994. Р. 257-263. 272-274; Малашенко 2001. С. 36.

24. Впрочем, сходные суждения встречались у грузинских авторов с начала 1940-х гг. См., напр.: Джандиери, Лежава 1940. С. 97; Макалатия 1940. С. 100-101; 1945. С. 38,40-43.

25. В лучшем случае советские авторы 1940-х гг. писали об этнической гетерогенности сарматской общности, но о месте вайнахов в ней речи не было. См., напр.: Мацулевич 1947. С. 131-132.

26. Об этом см.: Виноградов 1963. С. 99.

27. Об этом см.: Шнирельман 1993. С. 57-58.

28. Так тогда думали многие советские исследователи. См., напр.: Мацулевич 1947.

29. По свидетельству его ближайшего коллеги, Крупнов тяжело переживал факт депортации северокавказских народов. См.: Мунчаев 1996. С. 3.

30. Так, ссылаясь на археологические данные, М. М. Блиев реанимирует давно отброшенную идею о том, что вайнахи поселились в горах Кавказа не ранее XI-XII вв. См.: Блиев 2004. С. 44-45.

31 По мнению Дж. Данлопа, это было сделано с целью русификации. См.: Данлоп 2001. С. 81. Того же мнения придерживается Х.-А. Нухаев. См.: Нухаев 2001. С. 98-99.

32. Об обстоятельствах этого дела см.: Костоев 1990. С. 151-152; Богатырев, Костоев 2000. С. 24. 29-30.

33. Так тогда называли Назрановскмй район.

34. Задолго до Крупнова на все эти ранние этнонимы обращали внимание такие авторы, как Н. Ф. Яковлев, Г. К. Мартиросиан и М. М. Базоркин.

35. Этот термин появился в письменных источниках в IX-XI вв. См.: Волкова 1973. С. 135-136.

36. Чеченский термин «маьлх» означат солнце, чеченцы считали себя «детьми Солнца» (Маьлхий). и в соответствии с этим осетины называли их «макхалонами». См.: Дешериев 1963. С. 55; Волкова 1973. С. 173.

37. Незадолго до того грузинский историк В. Н. Гамрекели высказал догадку о том, что двалы, заселявшие Южную Осетию до осетин, говорили на нахском языке. См.: Гамрекели 1961.

38. О критике этого подхода см.: Монгайт 1963; Кузнецов, Медынцева 1975; Гадло 1990. С. 7-10.

39. Он занимал эту должность в 1965-1973 гг., после чего в 1973-1990 гг. был Председателем Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

40. Дата была обоснована М. М. Блиевым. См.: Блиев 1959. С. 81-88.

41. Он был в этой должности в 1975-1984 гг.

42. В 2001 г. чеченский историк А. З. Ахмадов назвал это отступлением от научной истины, ибо, по его мнению, подлинная интеграция горцев в состав России стал возможной только после присоединения к ней Восточной Грузии в 1799-1801 гг. См.: Ахмадов 2001 б. С. 332-334. Между тем недавно Блиев вновь вернулся к этой дате. См.: Блиев 2004. С. 89-92.

43. Полный текст речи Власова был опубликован позднее. См.: Власов 1982.

44. К ним он причислял А. Авторханова!

45. Книга «Брест — орешек огненный» вышла лишь в 1991 г., когда ее автора давно уже не было в живых.

46. Между тем современные исследователи убедительно показывают, что в XVIII-XIX вв. царизм преследовал на Северном Кавказе колониальные цели и действовал там колониальными методами. См.: Ходорковский 1999: Гапуров 1999.

47. Калпана Сахни усматривает в этой концепции шовинизм. См.: Salmi 1997. Р. 217.

48. Например, в библиографии, помешенной в юбилейном издании, вышедшем в 1982 г., из 37 рекомендованных работ 15 принадлежали перу Виноградова лично или были написаны им в соавторстве с другими учеными, в особенности с С. Ц. Умаровым. См.: Виноградов 1982 б.

49. Книга вышла снова лишь в 1991 г.

50. Дж. Гакаев назвал это «этноэгоцентризмом». См.: Гакаев 1999. С. 150. Альтернативная история — типичное явление, связанное либо с колониализмом, либо с социальными отношениями, основанными на групповой дискриминации. Об этом см.: Cattell, Climo 2002. P. 28-29.

51. Любопытно, что и в Боснии коммунистическая риторика «братства и единства» привела лишь к усилению межэтнической напряженности. См.: Вах 1995. Р. 119-126.

52. В 1991 г. ненавистный памятник был полностью разрушен. См.: Lieven 1998. Р. 307; Умалатов 2001. С. 51.

53. На самом деле здесь следует различать две разные проблемы — уровень социального развития различных северокавказских народов, во-первых, и их отношение к России, во-вторых. По первому вопросу с Блиевым можно согласиться — действительно, в социальном плане разные северокавказские общества отличались друг от друга, хотя и не вполне так, как ему казалось. Однако это не определяло автоматически их внешнеполитические ориентации. В частности, критиками было показано, что Блиев неверно характеризовал особенности воинской культуры («наездничество») северокавказских народов, не имевшей прямого отношения к Кавказской войне, — достаточно сказать, что мюриды Шамиля выступали против нее, ибо она противоречила шариату. Кроме того, наездничество» было характерно и для адыгских «аристократических» народов, проявлявших, по мнению Блиева, прорусскую ориентацию. См.: Керашев 1994. Детально о наездничестве см.: Бгажноков 1983. С. 79-86; Мирзоев 1998.

54. Он писал: «Меня очень волнует, не обидел ли я народы, о которых пишу, — научная истина может вызвать всплеск отрицательных эмоций» (Блиев, Гаджиев, Джендубаев 1994. С. 22).

55. О проекте постановления, предложенном комиссией см.: Сайдуллаев 2002. С. 130-133. Тогда Умаров нашел в себе силы отказаться от звания «Заслуженный деятель науки ЧИ АССР».

56. О жестокостях генерала Засса см.. напр.: Ратушняк 1996. С. 255. О Ермолове см.: Gammer 1994. Р. 34-35; Кудрявцев 1996. С. 100-102.

57. По мнению одного российского историка, к войне в Чечне привел, в ча-стности, «непреодоленный нами акт сталинского геноцида». См.: Спивак 1996. С 26.

58. По наблюдениям Д. Хоровица, опасение ассимиляции со стороны более сильной группы побуждает более слабую группу к агрессивности. См.: Horowitz 1985. Р. 175-181; 2001. Р. 179-183. См. также: Kaufman 2001. Р. 26-27, 31-32.

59. В частности, созданный еше в 1939 г. местный ансамбль песни и танца получил в 1974 г. название «Вайнах».

60. Он занимал эту должность в 1966-1975 гг.

61. О живучести ислама в Чечено-Ингушетии см.: Bryan 1992. Р. 196-198.

62. Ефанов фактически воспроизводил обвинения, звучавшие в адрес наци-оналистов в начале 1930-х гг.

63. Писателю Базоркину понадобились годы напряженной борьбы, чтобы опровергнуть клевету и наветы. Об этом см.: И. М. Базоркин 2002 б. С. 240-281. Некоторые чеченские деятели образования оказались настолько втянуты в борьбу с «теорией единого потока», что продолжали вести ее и в 1990-х гг. См., напр.: Арсалиев 1996. С. 23.

64. Правда, жестко соединяя национализм с религией, партийные чиновни-ки не обратили внимание на то, что все эти лица не имели никакого отношения к исламу.

63. Так после 1944 г. называлось бывшее ингушское село Базоркино.

66. Об осетинской интерпретации этих событий см.: Гостиева. Дзадзиев 1995. Т. 2. С. 46-47, об ингушской - см.: Базоркина 1993. С. 140-141; 2001. С. 137-138; И. М. Базоркин 2002 б. С. 341.

67. При этом он искажал свидетельство Клапрота, однозначно называвшего аул ингушским селом, признавая, однако, что там жило много беглых осетин. Имеются все основания датировать возникновение аула 1730-1760-ми гг., когда осетин там еще не было. См.: Волкова 1974. С. 161.

68. Отождествление титульной нации с «коренной» встречаю протест и в других регионах СССР. Некоторые интеллектуалы хорошо сознавали, что такая концепция, противопоставлявшая одни этнические группы другим, могла вызвать лишь рост межэтнической напряженности. См., напр.: Козыбаев 1989. С. 10; Беджанов 1997. С. 310; Эфендиев 1997. С. 163; Боков 1998. С. 9: Тошенко 2003. С. 186-187.

69. Связь своей концепции с событиями 1981 г. Блиев с возмущением отметает как «недопустимые домыслы» и «нарушение научной этики». См.: Блиев 1999. С. 104. Между тем, по его собственному признанию, статья была написана к маю 1982 г., когда в связи с остротой поднятой проблемы главный редактор журнала «История СССР» И. Д. Ковальченко советовался в аппарате ЦК КПСС об уместности ее публикации. См.: Блиев, Гаджиев, Джендубаев 1994. С. 21. Поэтому сами сроки написания статьи наводят на определенные размышления.

70. См. также: Salmi 1997. Р. 155-159. В целом советская этнографизация народов находила анатогию в некоторых традициях западной антропологии, резко раскритикованных Э. Личем. См.: Leach 1989. Отчасти причины этого явления были связаны с европейским «ориентализмом», впервые глубоко проанализированным Э. Саидом. См.: Said 1975. См. также: Appadurai 1988; Behdad 1994. Но в СССР эта этнографизация получила официальную поддержку лишь во второй половине 1930-х гг. См.: Martin 2001. Р. 436, 443.

71. Любопытно, что этой этнографизации горцев отдает дань и английский журналист Анатоль Ливен. называющий чеченцев «архаическими воинами» и «примордиальной этнической нацией», хотя он предупреждает против преувеличения их «статичности» и «традиционности». См.: Lieven 1998. Р. 324-354. О критике этого см.: Тишков 2001 а.

72. О прямопротивоположной реакции осетин см.: В тумане 1994. С. 137,198.

73. Об ингушской реакции на это см.: Костоев 1990. С.131-134.

74. Об ингушских аргументах см. также: Soldatova 1995. Р. 84-85.

75. Правда, как мы знаем, Председателем Верховного Совета ЧИ АССР долгие годы был ингуш X. X. Боков.

76. Интересно, что, справедливо возмущаясь обвинениями «южных народов» в преступных наклонностях, время от времени звучавшими в советской прессе в конце 1980-х гг., осетинский ученый даже не вспоминал об аналогичных обвинениях в адрес ингушей, популярных тогда в Северной Осетии. См.: Магометов 1989. С. 27-31.

77. В этом выражается типичная для коренных народов символическая ас-социация народа со своей «исконной священной территорией», не имеющая ничего общего с либеральным принципом частной собственности на землю. Такая аборигенная концепция нередко входит в конфликт с потребностями модернизации (Levy 2000. Р. 203-221).

78. Таким образом, разрушение вайнахской общности началось с осени 1989 г., а не с лета 1990 г., как думает Дж. Данлоп. См.: Данлоп 2001. С. 98.

79. С тех пор к ней прибегали президент А. X. Галазов и другие осетинские деятели. См., напр.: Гачазов 1992; Мамсуров 1994. С. 167; Гаглоев 1997. Повторил это и адыгейский специалист по национальным отношениям. См.: Беджанов 1997. С. 168, 361-362. По свидетельству Б. У. Костоева, статью в газету «Правда» помогал составлять редактор ингушской газеты «Сердало» О. Гадаборшев, в свое время активно участвовавший в антиингушской кампании 1973 г. См.: Костоев 1995. С. 21.

80. Все эти домыслы были разоблачены ингушскими историками и общественным деятелями. См.: Богатырев 1990 б; Катышева, Озиев 1991. С. 11-14.

81. Любопытно, что тот же Кониев был одним из самых активных сторонников переименования осетин в алан. См.: Созаев 2000. С. 77.

82. О тексте закона см.: Атиева 1993 а. Т. 3. С. 263-265: Артизов 2003. С. 546-548.

83. О сложных связях этого решения с чеченскими событиями см.: Tishkov 1997. Р. 162.

84. Об осетинской версии см.: О. Шестаков 1991; Логинов 19936. С. 414-420; В тумане 1994; Гаглоев 1997; Кучиев 1997. С. 114; Пригородный район 1997; Soldatova 1995. Р. 88-90; Дзидзоев 2000 а. С. 197-198. Об ингушской см.: Дементьева 1994; Боков, Чабиев 1994. С. 24-32; Албагачиев, Ахильгов 1997. С. 113-130; Березовский и др. 1993; Мужухоев 1995. С. 27-28; Костоев 2003.

85. Об ингушско-осетинском конфликте и его корнях см. также: Политическая оценка 1994; Фокин 1995; Здравомыслов 1998; Goldenbeig 1994. Р. 200-202; Tishkov 1997. Р. 155-182; Smith 1998. Р. 106-110; Cornell 2001. Р. 251-262.

86. Фактически произошла этническая чистка, что нередко является следствием агрессивного этнонационализма. См.: Horowitz 2001. Р. 433-443.

87. Официазьный Указ президента РИ об этом вышел 14 марта 1993 г. См.: Патиев 2002 б. С. 17.

88. Об уничижительной характеристике этих новых ингушских чиновников со стороны ингушской правозашитницы см.: Яндиева 2002 б. С. 85-86.

89. Об этом см. также: Крупнов 1971. С. 179; Виноградов 1966 а. С. 143-148; 1980. С. 49-54; Великая и др. 1990. С. 89.

90. Об их изначальном христианском предназначении см., напр.: Калоев 1971. С. 285-286; Бараниченко 1979. С. 109; Кузнецов 1990 а.

91. Однако подавляющее большинство советских ученых следовали линии Семенова. См., напр.: Калоев 1971. С. 26.

92. В частности, Чокаев доказывал, что греки заимствовали у нахов миф о Прометее. См.: Чокаев 1990.

93. Впрочем, понимая новаторство своего подхода, Вагапов допускал, что его отдельные толкования лексических материалов могли быть спорными или сомнительными. См.: Вагапов 1990 а. С. 13. 105.

94. Об этом предании упоминал и Дешериев. См.: Дешериев 1963. С. 74.

95. Эта идея Исаевой нашла спрос в начале 1990-х гг., когда в ответ на территориальные претензии казаков некоторые чеченские историки доказывали, что земли к северу от Терека едва ли не исконно принадлежали чеченцам. См., напр.: Хожаев 1993 б. Между тем, судя по археологическим данным, никаких следов кобанской культуры в левобережье Терека нет. См.: Козенкова 2003. С 327-328.

96. Между тем лингвисты говорили лишь о том, что хуррито-урартские языки находились в родстве с нахско-дагестанскими языками в целом, т. е. на уровне праязыка. Это означало, что после распада последнего их пути разошлись, и история хурритских и урартских племен развивалась без всякой связи с дагестанскими или вайнахскими племенами.

97. Правда, авторы видели в нем «кумыко-вайнахскую» государственность.

98. Но есть и предположение о том, что речь идет об Аварском государстве.

99. Убедительность ингушских аргументов пришлась не по нраву осетинскому историку, и он обвинил своих коллег в пассивности. См.: Тотоев 1994. С. 85.

100. Впервые тесная связь национальных движений в СССР с экологическими проблемами была подчеркнута на круглом столе, проведенном американскими учеными в марте 1989 г. См.: Bond, Sagers 1989. P. 471-484.

101. О гневной реакции Чечено-Ингушского обкома см.: Не пора ли 1988; Фотеев 1988 а.

102. В него вошли члены завгаевского Верховного Совета ЧИ АССР. См.: Лорсанукаев 2003. С. 37.

103. Подробно о чеченской оппозиции см.: Гакаев 1997. С. 199-204; Умалатов 2001. С. 76.

104. В это время оппозиция Дудаеву еще имела целиком внутренний характер, и неверно связывать ее формирование с активным вмешательством Москвы, как это делает Дж. Данлоп. См.: Данлоп 2001. С. 152-153, 157. Российские власти начали оказывать ей поддержку много позднее. См.: Тишков, Беляева, Марченко 1995. С. 27; Тишков 2001 а. С. 227, 352; Абубакаров 1998. С. 90-96; Умалатов 2001. С. 76; German 2003. Р. 76-93: Петровский 2004.

105. Например, в них участвовали лишь 15 % избирателей, и лишь 20 % из них проголосовали за Дудаева; выборы полностью контролировались движением, лидер которого избирался в президенты; 6 из 14 районов Чечено-Ингушской республики не приняли участия в голосовании. См.: German 2003. Р. 46.

106. Это подтверждает и английский журналист. См.: Lieven 1998. Р. 337-338.

107. В советские годы Автурханов некоторое время работал в сухумской милиции, откуда, по словам Усманова, был уволен за несоответствующее должностное поведение. См.: Усманов 1997. С. 109.

108. По словам ряда зарубежных авторов, путч был инспирирован российскими политиками. См.: Goldenberg 1994. Р. 189-190: Данлоп 2001. С. 177; German 2003. Р. 82-83.

109. Его тогда поддерживали лишь 20 % чеченцев. См.: Арутюнов 1995. С. 13. Следует отметить, что дагестанцы тоже не одобряли режим Дудаева. См.: Крицкий 1995. С. 10-11.

110. О второй чеченской войне см.: Умалатов 2001.

111. О мусульманском ренессансе на Северном Кавказе см.: Bryan 1992 Р. 198-201.

112. Виктимизация и создание образа врага были тогда характерны и для восточноевропейских государств. См.: Verdery 1996. Р. 94-97.

113. О борьбе с памятниками в постсоветское время см.: Абрамян 2003.

114. Об использовании изображения башни вместо волка на новом гербе Чечни подумывают сейчас и чеченские интеллектуалы.

115. Но, как свидетельствует бывший министр правительства Дудаева, Т. Абубакаров, «тайповый фактор не имел в политике Дудаева определяющего значения». См.: Абубакаров 1998. С. 79.

116. Отсюда чувство клинической мегаломании, оставшееся у западного журналиста после бесед с Дудаевым. См.: Lieven 1998. Р. 67.

117. См. также высказывания Р. Бараева. Цит. по: Тишков 2001а. С. 460.

118. Правда, образ волка пришел к чеченцам из тюркско-монгольской символики.

119. Впрочем, в те годы и вайнахские ученые нередко публиковали свои научные гипотезы в СМИ. См., напр.: Вагапов 1990 б; Чокаев 1990.

120. Умеренную версию этого мифа воспроизвел даже известный английский научный журнал. См.: Nichols 1995. Р. 575.

121. В поисках доказательств они широко цитировали дилетантские работы Бабахяна.

122. О том, что накануне русского завоевания чеченцы уже были «независимой нацией», пишет и английский журнал. См.: Nichols 1995. Р. 577.

123. Впрочем, имелись и иные предложения о названии новой столицы, среди них — «Руслан-аре», т. е. Русланово поле, а также «Этруск». См.: Костоев 1995. С. 41-42.

124. Эти утверждения ничего, кроме возмущения, у осетин не вызывают. См., напр.: Хачирти 2002. С. 368.

125. О критике этих взглядов см.: Марковин 1994. С. 52-54.

126. О критике см.: Марковин 1994. С. 55.

127. На самом деле Дудаев происходил из горного аула Ялхорой Галанчожского района. См.: Гакаев 1997. С. 38. О разногласиях по этому вопросу см. Тишков 2001 а. С. 142.

128. Об аргах все эти авторы узнали из книги В. А. Кузнецова «Очерки истории алан». Но Кузнецов, реконструировавший этот термин по сообщению «Армянской географии» VII в., вовсе не отождествлял аргов с орстхойцами и ни слова не говорит о каком-либо политическом объединении вайнахов в доаланское время. А связь аргов с вайнахами он считал лишь гипотетической. См.: Кузнецов 1992. С. 2200-221. В рассматриваемых построениях Мужухоева чеченский историк Я. З. Ахмадов увидел «вольные допущения». См.: Ахмадов 1992. А осетинский автор вовсе отрицает какую-либо связь агров с вайнахами. См.: Дзиццойты 1992. С. 43.

129. Так что неверно представление о будто бы безоблачной дружбе между чеченцами и ингушами, разделяемое Б. Фоуксом. См.: Fowkes 1998. Р. 16.

130. Вайнахская идентичность популярна в чеченской диаспоре. В Казахстане в 1990-х гг. был организован общественный центр «Вайнах», а в Москве в 1996-1998 гг. выходил иллюстрированный журнал «Вайнах сегодня».

131. Правда, проживающий в Москве ингушский политический деятель X. X. Боков, напротив, является сторонником евразийства. См.: Боков 1998.

132. Рост негативного отношения к чеченцам стал отмечаться с 1991 г. См.: Soldatova 1995. Р. 87-88.

133. Но это не мешает некоторым чеченским тейпам возводить себя к еврейским предкам. См.: Чеснов 1999. С. 87.

134. О ложности этого представления см.: Трепавлов 1998. С. 4, 34; Кодзоев 2000.

135. Удивительно, что высокий российский чиновник подхватил известную фальшивку эпохи Ивана Грозного, с помощью которой российский посол в Константинополе пытался обосновать право Московской Руси на обладание Северным Кавказом. Тот ссылался на то, что «горские черкесы» будто бы происходили от рязанцев, убежавших от князей в горы. См.: Броневский 1996. С. 40. Об этом см.: Трепавлов 1998. С. 8; 2000. С. 9.

136. Сам Хаттаб называл себя арабом. См.: Шерматова 1999 б. С. 409.

137. О заложничестве в Чечне см.: Тишков 2001 а. С. 390-423.

138. Благодарю Д. Гакаева за эту информацию. 27.04.04.

139. Последнее название он почему-то выводит от имени пророка Моисея и произвольно связывает со столицей Хазарии.

140. Похоже, он включает в них арабов и персов!

141. По наблюдениям Тишкова, в Чечне во второй половине 1990-х гг. действительно наблюдалось охлаждение к образу Шамиля. Например, откровенно враждебную к Шамилю позицию занимает Х.-А. Нухаев. См.: Нухаев 2000. Некоторые чеченские интеллектуалы начали подчеркивать, что Шамиль был изгнан из Чечни самими чеченцами, ибо стал угрожать их свободе (Вацанаев 1997. С. 9). Однако в июле 1997 г. это не помешано чеченцам устроить в селе Ведено торжества по мучаю 200-летия со дня рождения Шамиля. См.: Тишков 2001 а. С. 153, 270.

142. Об этом см.: Shnirelman 2002 a. Любопытно, что версия истории, созданная Дауевым, пришлась по душе некоторым российским военным, которые охотно на нее ссылаются. См.: Азаров, Марушенко 2001.

143. Т. Джерман полагает, что ислам был нужен Дудаеву прежде всего для поиска зарубежных союзников в лице исламских государств. См.: German 2003 Р. 65.

144. О постепенном движении Дудаева к исламу говорил его министр информации М. Удугов. См.: Шевченко 1998.

145. Об этом процессе в более широком контексте см.: Juergensmeyer 1993.

146. Следует отметить, что северокавказский ислам, впитавший в себя некоторые местные доисламские обычаи и верования, отличается от так называемого «чистого ислама». Например, на древних мечетях дагестанского аула Кубачи можно встретить изображения животных и людей, в том числе всадников. См.: Башкиров 1928.

147. То же можно сказать о межэтнических конфликтах как на территории бывшего СССР, так и в остальном мире в целом. См.: Jenkins 1986; Gurr 1993. P. 317-318: Gurr, HaitT 1994. P. 25; Ignatieff 1999. P. 54-55; Limberg 1994. P. 64. Об ином мнении см.: Armstrong 1997.

148. Об отношении чеченцев к шариату см. также: Тишков 2001а. С. 448-449.

149. См. также мнения экспертов в газ. «Московский комсомолец» (1996. 24 сентября. С. 2).

150. Действительно, восточные чеченцы тогда находились в зависимости от сильного Эндереевского княжества. См.: Кушева 1963. С. 84.

151. Сейчас этих взглядов придерживается X. А. Хизриев. См.: Хизриев 2005. На самом деле власть Ших-мурзы ограничивалась пределами «Окоцкой земли», совпадавшей с современным Хасавюртовским обществом. Кроме того, его вайнахское происхождение не имеет строгих доказательств. См.: Кушева 1963. С. 80-81; Блиев 2004. С. 65. 69; Магомадова 2005.

152. О «древних чеченских землях», простиравшихся на север до р. Кумы и на восток до Каспия, см., напр.: Салигов 1993; Хожаев 1991 б; 1993 б.


Date: 2015-07-10; view: 516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию