Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г. Официальные командировки за границу
Необходимость непрерывного изучения иностранных государств и их армий заставляет использовать всякую возможность посетить эти страны и взглянуть на ту или иную отрасль их жизни. Взаимоотношения между государствами при современных условиях дают самые разнообразные поводы для посещения иностранных государств при совершенно официальной обстановке. К таким случаям относится посылка в иностранные армии во время войны, для изучения языков и пр. К лицам, посылаемым в официальные командировки за границу, предъявляются те же требования, что и к военным агентам или дипломатическим представителям. Являясь лицами официальными и пользуясь известным гостеприимством иностранного государства, они бывают вынуждены вести свою работу вполне легальным способом, личным наблюдением. Применение агентурных способов разведки для них чрезвычайно затруднительно, так как эта работа требует навыка и опыта, что при сравнительной краткосрочности командировки едва ли осуществимо. А. И. Кук в сжатом, но богатом по содержанию изложении так характеризует роль и значение для разведки официальных представителей: «Пользующиеся на основании общепризнанного международного права экстерриториальностью, являясь вполне официальными органами, распространяемыми предусмотрительными государствами по всему земному шару, маленькие и дерзкие учреждения — консульства представляют из себя надежную опору и приветливые базисы агентурной разведки государств, их учредивших. В этом отношении Франции и Англии можно присудить первый приз. За консульствами следуют: миссии, комиссии, делегации и депутации, экскурсии и официальные командировки и путешествия с различной целью, экспедиции, концессии и предприятия и т. п. Наконец, посольства дополняют и завершают общую официальную картину. В этом отношении Японии принадлежит первое место. Упомянутые выше учреждения и лица нами понимаются как легальные (официальные) органы шпионажа. Они учреждены самой жизнью, санкционированы международным правом, без них нормальные взаимоотношения между государствами немыслимы. 1) Силы подбираются лучшие. Вполне официальное положение, к тому же почетное, гарантирует им возможность личных общений с лицами, занимающими в иностранных государствах ответственные посты (военные и гражданские), стоящими во главе предприятий государственного значения (фабрики, заводы, доки, верфи, мастерские и пр.), и маленькими, но компетентными во многих вопросах. В этом отношении ловкость и хитрость в разговорах, особенно в так называемых салонах, равно и званных вечерах, где языки обыкновенно развязываются, дают поразительные результаты, причем наблюдательность, выдержка, такт и умение настоятельно необходимы; иностранца обычно стараются побольше завлекать и занимать, поменьше ему показать и объяснить, но при наличии в иностранце нужных агенту качеств везде и всюду, будь то какое угодно предприятие, официальное торжество, смотр, учение или маневр, просто бал-вечер, званный обед или ужин — он извлечет для него нужное самым легальным и невинным путем — наблюдением, прислушиванием и запоминанием. Беспрерывное изучение всех официальных изданий, отчетов прессы и вообще иностранной литературы дополняет картину. Военные агенты (атташе) при посольствах, офицеры-аген- ты консульства играют большую роль, на их подбор обращается во всех государствах больше внимание. О них немец Рюстов пишет так: «Мы часто слышали, что военные агенты должны быть салонными шаркунами, которым в сущности самим нечего серьезно наблюдать, и главные обязанности которых состоят в прикрывании деятельности других офицеров, официально или тайно временно командируемых для изучения необходимого. Мы другого мнения. Самое важное — это хорошо выбрать военного агента. Конечно, не следует пренебрегать внешними преимуществами разного рода, потому что они всегда облегчают полезные сношения, но одних этих преимуществ недостаточно; необходимо их подкрепить широким знанием военного дела, политики и истории, природным даром наблюдательности и желанием хорошо видеть». Мы считаем, что эти люди кроме того должны быть, по возможности, компетентными и в вопросах экономических и дипломатических. Не требует доказательств то, что главные лица посольств, консульств и пр. должны, так сказать «собаку съесть» в своем деле. Но для того, чтобы работа упомянутых выше учреждений и лиц являлась бы планомерной и дала бы положительные результаты, необходимо: а) перед отправлением в иностранное государство дать личному составу вполне определенные инструкции, указания, директивы или программу деятельности, особенно различного рода специальным комиссиям, командируемым для обсуждения и разрешения тех или иных вопросов; требовать и дать возможность личному составу изучить уже имеющийся в данном государстве материал об иностранных государствах по тому или иному вопросу, дабы эти люди, зная историю вопросов, имели бы твердый фундамент для дальнейшей кропотливой работы по прибытии в иностранное государство; дать указания, куда должны переместиться эти учреждения и лица из данного иностранного государства в случае перерыва с последним дипломатических сношений; б) после командирования в иностранное государство постоянно регулировать их деятельность дачей дополнительных указаний инстанциями, их пославшими; возможно реже сменять и заменять личный состав, ибо новичок нескоро войдет в курс дела и нескоро приобретет знакомства и установит необходимые связи. 2) Место (пространство). Обыкновенно столицы, морские порты, оживленные торговые и промышленные города, административно-политические центры, колонии, спорные области, укрепленные районы и пр. — притягивают посольства, консульства и прочие учреждения и официальных лиц иностранных государств. 3) Время. Пребывание легальных учреждений и лиц данного государства в иностранных бывает большей частью длительно, что гарантирует спокойствие и планомерность в организации и ведении работы; большим минусом, однако, является то, что пребывание их в иностранном государстве мыслимо лишь в мирное время, с возникновением войны они удаляются из пределов иностранного государства, или же, в худшем случае, арестовываются. 4) Случайности возможны и мыслятся при неумелой и неосторожной работе личного состава; неизбежны они также при вторичном командировании в иностранное государство лиц, ранее там уже бывших и себя скомпрометировавших; козни государств, еще не установивших нормальных дипломатических сношений с данным иностранным государством, равно и государств — вероятных противников данного государства, не говоря уже о враждебных данному государству политических группировках, находящихся в пределах того или иного иностранного государства. Неожиданности вполне возможны, и их учитывать нужно всегда. 5) Средства и способы — дипломатические печати скрывают всякую тайну. Если учесть еще вполне легальное постоянное курсирование дипломатических курьеров, периодические поездки ответственныхлиц посольств, кон- сулств и прочих для личных докладов своим высшим инстанциям, отпуска личного состава и т. п., равно телеграфные и радиосношения этих учреждений и лиц со своими государствами — шифрованными телеграммами и радиотелеграммами, то более надежной и быстрой связи и придумать нельзя. Деньги и пр., носящие наружные признаки средств страны, в которой ведется работа, изыскиваются и приобретаются самым легальным образом на месте (в иностранном же государстве). Вполне естественно, что легальная агентура без риска себя скомпрометировать не может дать высшим инстанциям всех нужных сведений, особенно секретных. Личные наблюдения лиц легальных органов, изучение ими доступных материалов, получение от официальных учреждений или лиц иностранных государств официальных же ответов, объяснений, разъяснений и справок по тому или иному вопросу — слишком недостаточны и не могут фактически удовлетворить заинтересованные государства. Постоянное стремление к исчерпывающему осведомлению неизбежно привело к непременному участию лиц посольств, консульств и пр. в тайной агентуре, ее организации, прикрытии и поддержке, всегда самым решительным образом отвергая и отрицая это официально перед иностранным государством при малейших намеках со стороны последнего на указанное зло. Умело и прочно пущенные этими органами корни, широкие знакомства или связи, иногда даже сроднение с ответственными лицами иностранных государств, содействие в открытии торговых или иных частных предприятий гражданами своего государства, колонизации, двойные подданства и пр. в целях тайной разведки за период пребывания в чужой стране (в мирное время) обеспечивает связь с этой страной и нужную информацию даже в период войны, хотя бы через нейтральные государства. Задачи и заслуги легальных органов в отношении организации и ведения тайной агентурной разведки — громадны. Задачи сводятся к раскрытию планов войны в широком смысле». Date: 2015-07-10; view: 969; Нарушение авторских прав |