Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Официальные командировки за границу





Необходимость непрерывного изучения иностранных государств и их армий заставляет использовать всякую возможность посетить эти страны и взглянуть на ту или иную отрасль их жизни. Взаимоотношения между госу­дарствами при современных условиях дают самые разнообразные поводы для посещения иностранных государств при совершенно официальной об­становке. К таким случаям относится посылка в иностранные армии во вре­мя войны, для изучения языков и пр.

К лицам, посылаемым в официальные командировки за границу, предъяв­ляются те же требования, что и к военным агентам или дипломатическим представителям. Являясь лицами официальными и пользуясь известным гостеприимством иностранного государства, они бывают вынуждены вести свою работу вполне легальным способом, личным наблюдением. Примене­ние агентурных способов разведки для них чрезвычайно затруднительно, так как эта работа требует навыка и опыта, что при сравнительной краткосроч­ности командировки едва ли осуществимо.

А. И. Кук в сжатом, но богатом по содержанию изложении так характе­ризует роль и значение для разведки официальных представителей:

«Пользующиеся на основании общепризнанного международного права экстерриториальностью, являясь вполне официальными органами, распро­страняемыми предусмотрительными государствами по всему земному шару, маленькие и дерзкие учреждения — консульства представляют из себя на­дежную опору и приветливые базисы агентурной разведки государств, их учредивших. В этом отношении Франции и Англии можно присудить пер­вый приз.

За консульствами следуют: миссии, комиссии, делегации и депутации, экскурсии и официальные командировки и путешествия с различной це­лью, экспедиции, концессии и предприятия и т. п. Наконец, посольства до­полняют и завершают общую официальную картину. В этом отношении Японии принадлежит первое место. Упомянутые выше учреждения и лица нами понимаются как легальные (официальные) органы шпионажа. Они учреждены самой жизнью, санкционированы международным правом, без них нормальные взаимоотношения между государствами немыслимы.

1) Силы подбираются лучшие. Вполне официальное положение, к тому же почетное, гарантирует им возможность личных общений с лицами, зани­мающими в иностранных государствах ответственные посты (военные и гражданские), стоящими во главе предприятий государственного значения (фабрики, заводы, доки, верфи, мастерские и пр.), и маленькими, но компе­тентными во многих вопросах. В этом отношении ловкость и хитрость в раз­говорах, особенно в так называемых салонах, равно и званных вечерах, где языки обыкновенно развязываются, дают поразительные результаты, при­чем наблюдательность, выдержка, такт и умение настоятельно необходимы; иностранца обычно стараются побольше завлекать и занимать, поменьше ему показать и объяснить, но при наличии в иностранце нужных агенту ка­честв везде и всюду, будь то какое угодно предприятие, официальное торже­ство, смотр, учение или маневр, просто бал-вечер, званный обед или ужин — он извлечет для него нужное самым легальным и невинным путем — наблю­дением, прислушиванием и запоминанием. Беспрерывное изучение всех официальных изданий, отчетов прессы и вообще иностранной литературы дополняет картину. Военные агенты (атташе) при посольствах, офицеры-аген- ты консульства играют большую роль, на их подбор обращается во всех го­сударствах больше внимание. О них немец Рюстов пишет так: «Мы часто слышали, что военные агенты должны быть салонными шаркунами, кото­рым в сущности самим нечего серьезно наблюдать, и главные обязанности которых состоят в прикрывании деятельности других офицеров, официаль­но или тайно временно командируемых для изучения необходимого. Мы дру­гого мнения. Самое важное — это хорошо выбрать военного агента. Конеч­но, не следует пренебрегать внешними преимуществами разного рода, пото­му что они всегда облегчают полезные сношения, но одних этих преимуществ недостаточно; необходимо их подкрепить широким знанием военного дела, политики и истории, природным даром наблюдательности и желанием хоро­шо видеть».

Мы считаем, что эти люди кроме того должны быть, по возможности, компетентными и в вопросах экономических и дипломатических.

Не требует доказательств то, что главные лица посольств, консульств и пр. должны, так сказать «собаку съесть» в своем деле.

Но для того, чтобы работа упомянутых выше учреждений и лиц являлась бы планомерной и дала бы положительные результаты, необходимо: а) перед отправлением в иностранное государство дать личному составу вполне опре­деленные инструкции, указания, директивы или программу деятельности, особенно различного рода специальным комиссиям, командируемым для обсуждения и разрешения тех или иных вопросов; требовать и дать возмож­ность личному составу изучить уже имеющийся в данном государстве мате­риал об иностранных государствах по тому или иному вопросу, дабы эти люди, зная историю вопросов, имели бы твердый фундамент для дальнейшей кро­потливой работы по прибытии в иностранное государство; дать указания, куда должны переместиться эти учреждения и лица из данного иностранного государства в случае перерыва с последним дипломатических сношений; б) после командирования в иностранное государство постоянно регулировать их деятельность дачей дополнительных указаний инстанциями, их послав­шими; возможно реже сменять и заменять личный состав, ибо новичок не­скоро войдет в курс дела и нескоро приобретет знакомства и установит необ­ходимые связи.


2) Место (пространство). Обыкновенно столицы, морские порты, ожив­ленные торговые и промышленные города, административно-политические центры, колонии, спорные области, укрепленные районы и пр. — притяги­вают посольства, консульства и прочие учреждения и официальных лиц ино­странных государств.

3) Время. Пребывание легальных учреждений и лиц данного государства в иностранных бывает большей частью длительно, что гарантирует спокой­ствие и планомерность в организации и ведении работы; большим минусом, однако, является то, что пребывание их в иностранном государстве мыслимо лишь в мирное время, с возникновением войны они удаляются из пределов иностранного государства, или же, в худшем случае, арестовываются.

4) Случайности возможны и мыслятся при неумелой и неосторожной ра­боте личного состава; неизбежны они также при вторичном командировании в иностранное государство лиц, ранее там уже бывших и себя скомпромети­ровавших; козни государств, еще не установивших нормальных дипломати­ческих сношений с данным иностранным государством, равно и государств — вероятных противников данного государства, не говоря уже о враждебных данному государству политических группировках, находящихся в пределах того или иного иностранного государства. Неожиданности вполне возмож­ны, и их учитывать нужно всегда.

5) Средства и способы — дипломатические печати скрывают всякую тай­ну. Если учесть еще вполне легальное постоянное курсирование дипломати­ческих курьеров, периодические поездки ответственныхлиц посольств, кон- сулств и прочих для личных докладов своим высшим инстанциям, отпуска личного состава и т. п., равно телеграфные и радиосношения этих учрежде­ний и лиц со своими государствами — шифрованными телеграммами и ра­диотелеграммами, то более надежной и быстрой связи и придумать нельзя. Деньги и пр., носящие наружные признаки средств страны, в которой ведет­ся работа, изыскиваются и приобретаются самым легальным образом на месте (в иностранном же государстве). Вполне естественно, что легальная агентура без риска себя скомпрометировать не может дать высшим инстан­циям всех нужных сведений, особенно секретных.

Личные наблюдения лиц легальных органов, изучение ими доступных материалов, получение от официальных учреждений или лиц иностранных государств официальных же ответов, объяснений, разъяснений и справок по тому или иному вопросу — слишком недостаточны и не могут фактически удовлетворить заинтересованные государства. Постоянное стремление к ис­черпывающему осведомлению неизбежно привело к непременному участию лиц посольств, консульств и пр. в тайной агентуре, ее организации, прикры­тии и поддержке, всегда самым решительным образом отвергая и отрицая это официально перед иностранным государством при малейших намеках со стороны последнего на указанное зло.

Умело и прочно пущенные этими органами корни, широкие знакомства или связи, иногда даже сроднение с ответственными лицами иностранных го­сударств, содействие в открытии торговых или иных частных предприятий гражданами своего государства, колонизации, двойные подданства и пр. в целях тайной разведки за период пребывания в чужой стране (в мирное время) обеспечивает связь с этой страной и нужную информацию даже в период вой­ны, хотя бы через нейтральные государства. Задачи и заслуги легальных орга­нов в отношении организации и ведения тайной агентурной разведки — гро­мадны. Задачи сводятся к раскрытию планов войны в широком смысле».







Date: 2015-07-10; view: 969; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию