Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поручение Президиума Совета министров СССР А.Я.Вышинскому в связи с просьбой Государственной штатной комиссии Румынии 3 page





7 декабря 1951 г.
СЕКРЕТНО

Встретился с Новотным по своей инициативе в помещении ЦК.

В беседе Новотный сообщил, что пленум ЦК КПЧ, состоявшийся 6 декабря, на котором присутствовали секретари обкомов, единодушно одобрил решение об аресте Сланского.

На пленуме с докладом выступил Готвальд. По докладу Готвальда выступило свыше 20 человек, преимущественно старые члены партии. Хотя Готвальд в докладе затронул два вопроса — ра-

 

зоблачение иностранного агента Сланского и задачи партии в связи с разоблачением вражеской, антипартийной работы Сланского, большинство выступавших говорили о преступной деятельности Сланского в различных отраслях политической и экономической жизни страны. Готвальд попросил первыми выступить членов ЦК Бареша, Гендриха и Франка, работавших вместе со Сланским.

Выступление Бареша, по словам Новотного, было самокритичным. Бареш признал, что Сланский готовил заговор в самом сердце партии, в ЦК КПЧ, опираясь на агентуру иностранных разведок. Бареш якобы заявил, что несмотря на допущенные им — Барешом — ошибки, он считал себя честным коммунистом. Однако на поверку оказалось, что он фактически помогал Сланскому обманывать партию, поскольку поддерживал и защищал авторитет изменника Сланского.

Далее Бареш в своем выступлении указал, что методы партийной работы Сланского и Швермовой привели фактически к ликвидации первичных парторганизаций в Остравской области и в некоторых других областях.

Характеризуя стиль работы Сланского, Бареш отметил, что Сланский все вопросы кадров решал самостоятельно, ни с кем не советуясь и не согласовывая. Вопросы армии, органов безопасности, внешней политики, а также важнейшие экономические вопросы Сланским никогда не ставились на обсуждение ни секретариата, ни президиума партии.

Выступление Гендриха, хотя и в меньшей мере, но также было самокритичным. Гендрих в своем выступлении указал, что Сланский при поддержке Швермовой всячески тормозил использование опыта работы ВКП(б) чехословацкой компартией. Предложения о посылке в Советский Союз руководящих партработников для изучения опыта и методов работы ВКП(б) Сланский под различными предлогами оттягивал. Сланский всячески стремился к популяризации своей личности и принимал все меры к тому, чтобы его везде считали первым лицом после Готвальда, а свою функцию приравнивал к функции начальника генштаба.

Франк в своем выступлении, хотя и привел несколько фактов о вражеской деятельности Сланского, но в целом его выступление было несамокритичным, путаным и не удовлетворило участников пленума.

В заключительном слове Запотоцкий указал, что Таусигова (секретарь партийной контрольной комиссии) помогала Сланскому деморализовать партию; через Таусигову Сланский был связан с органами безопасности, в частности, с зам. министра Бина и начальником отдела государственной безопасности Гора, которые информировали Сланского по всем вопросам. Новотный считает, что Бина и Гора давали Сланскому копии всех материалов, которые подготавливались ими для Копрживы. Накануне ареста Таусиговой Бина и Гора посетили Таусигову в ее кабинете, в помещении ЦК КПЧ, и унесли от нее два портфеля материалов. Новотному известно, что Таусиговой подбирались материалы на всех

 

членов президиума ЦК КПЧ, в том числе на Запотоцкого. Однако после ареста Таусиговой большое количество материалов, находившихся в сейфе Таусиговой, исчезли.

Затем Новотный сообщил, что Таусигова имела тесные связи с группой троцкистов, группирующейся вокруг Влка, Черного и Грубого. С этой же группой был связан и видный троцкист Милан Рейман. Рейман занимал руководящие посты в промышленности и профсоюзах. В последнее время Рейман работал начальником канцелярии Запотоцкого. В октябре 1949 года Рейман был арестован, и в том же году Рейман в тюрьме повесился.

Члены группировки Влка—Черного насаждали своих людей на руководящие посты в промышленности и в профсоюзах. Так, например, Питгарт и сейчас работает заместителем министра тяжелого машиностроения, Плугарж — в главке керамической промышленности, Фукатко — председателем смешанной чехословацко-советской торговой палаты и зав. одним из отделов Госплана. Влк и Грубый — также руководящие работники промышленности, а Черный — профессор Высшей школы политических и экономических наук.

В связи с разоблачением Сланского Новотному поступили компрометирующие материалы на министра юстиции Райса. Работая в канцелярии президента республики начальником политического отдела, Райс встречался с Фильдом (помощник Даллеса по разведке в Швейцарии в годы Второй мировой войны)2 во время приезда последнего в Чехословакию и снабжал его важной информацией. Вопрос о Райсе уже обсуждался партийной контрольной комиссией, но комиссия Райса реабилитировала, мотивировав это тем, что Райсу в то время было не известно, что Фильд — разведчик.

Новотный считает, что дело Райса придется вновь пересмотреть.

В ЦК имеется также ряд заявлений на министра внешней торговли Грегора. В этих заявлениях указывается, что Грегор был своевременно информирован о вражеской деятельности некоторых лиц во внешторге, но он не предпринял никаких мер для пресечения их подрывной работы.

Серьезные обвинения имеются также против секретаря ЦК КПЧ Франка. Франк был информирован об актах саботажа и вредительства, осуществляемых группой лиц в экономике, но не предпринимал против ликвидации этой группировки никаких мер и не поставил об этом в известность руководство ЦК КПЧ.

СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР
В ЧЕХОСЛОВАКИИ П.Крекотень

АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 33. П. 191. Д. 16. Л. 233-236. Подлинник.
Опубл. в: Дело Сланского (Вступительная статья Г.П.Мурашко) //
Вопросы истории. 1997. № 3. С. 16—18.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Громыко, А.Богомолову, в IV ЕО МИД СССР, в дело. На документе имеются пометы: «т. Крас[ильникову] А.И. и

 

т. Карякину В.Д. 5.I.(1952 г.)»; «г. Долгину... один [экземпляр] в ВПК т. Фролову. Пр[ошу] сделать выписки для досье и характеристик. В.К[арякин]». 2 Фильд, Ноэль — американский журналист левой ориентации, в 30-е годы сотрудничал с советской разведкой. В 1943 г. отказался восстановить с ней контакты. В 1949 г. по согласованию с Москвой был арестован в Праге органами национальной безопасности, переправлен в Будапешт, где проходил в качестве обвиняемого по «делу» Л.Райка. Осужден венгерским судом. Реабилитирован в 1956 г.

 

 

№ 213

Сопроводительная записка В.Г.Григорьяна И.В.Сталину
с приложением доклада советских советников И.Д.Злобина
и И.И.Макарова о финансовой ситуации в Румынии и позиции
В.Луки
1

г. Москва—Бухарест

5 января 1952 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

Товарищу СТАЛИНУ

Представляю записку т.т. Злобина и Макарова в ЦК ВКП(б).

Председатель Внешнеполитической
Комиссии ЦК ВКП(б) В.Григорьян

5 января 1952 года

ЦК ВКП(б)

Решением ЦК ВКП(б) от 4 августа с.г. мы были направлены в Румынию для оказания помощи румынским друзьям по вопросам экономики и денежного обращения.

*В ходе нашей работы выявились некоторые факты, которые имеют отношение к руководству ЦК РРП и о которых считаем необходимым Вам доложить2*.

В беседе с нами 15 августа с.г. (день нашего прибытия в Бухарест) т. Деж, после краткой характеристики трудностей, возникших в экономике и денежном обращении Румынии, изложил основные вопросы, в разработке которых требуется помощь советских товарищей, и особо подчеркнул вопрос о необходимости проведения в ближайшее время новой денежной реформы. Он сказал также, что в ближайшие дни этот круг вопросов будет рассмотрен в ЦК РРП. Деж специально остановился на том, что необходимость проведения денежной реформы была подсказана товарищем И.В.Сталиным и что по возвращении из Москвы он информировал об этом секретарей ЦК РРП. В заключение Деж сказал, что он лично примет участие в предстоящей работе, но что непосредственно работу возглавит секретарь ЦК В.Лука, ведающий вопросами экономики и финансов.

*20 августа мы были вызваны к т. Лука, который (при этом присутствовал министр торговли т. Малинский) неожиданно заявил, нам, что разговоры о необходимости проведения в ближай-

 

шие месяцы денежной реформы не обоснованы и не вызываются фактическим состоянием экономики страны.* Ни о какой инфляции в Румынии не может быть речи: лея держится крепко и крепнет с каждым днем. Поэтому, если и придется проводить денежную реформу, то не потому, что нам угрожает инфляция, а с тем, чтобы приравнять румынскую лею к советскому рублю. Нам надоело положение, когда за одну немецкую марку или другую какую валюту приходится выставлять десятки румынских лей. Провести денежную реформу можно будет не ранее чем через год-полтора;* сделать это мы сможем собственными силами и задерживать советских товарищей для этого нет необходимости.

Задача прибывших советских товарищей, сказал Лука, это анализ реальности пятилетнего плана, проведение некоторых мер по укреплению цен и повышению зарплаты отдельным категориям рабочих и служащих.

Мы должны выполнить намеченное в пятилетнем плане задание о повышении материального благосостояния трудящихся на 80%. У нас *есть нереальные задания по капитальному строительству, в частности по оборонному строительству, строительству канала Дунай—Черное море и гидроэлектростанции им. В.И.Ленина. Намеченные ассигнования в этой части осваиваются очень плохо.*

Поясняя свою мысль, Лука сказал, что в Советском Союзе темпы индустриализации были более высокими и проводились даже ценой *голодания народа, так как тогда Советский Союз был один; для Румынии это не является необходимым, так как мы находимся теперь в более благоприятной обстановке.*

Касаясь деревни, т. Лука особо подчеркнул, что установленные цены на сельхозпродукты низкие, поэтому крестьянину невыгодно продавать свои излишки. Надо крестьянству дать больше тех товаров, в которых оно нуждается и особенно стройматериалов.

У нас есть трудности в снабжении по карточкам и главным образом в части жиров и мяса. Но в ноябре—декабре мы эти трудности разрешим. В отношении частной торговли Лука сказал, что удельный вес ее незначителен, где-то около 10%, и она не оказывает никакого влияния на товарооборот страны (Малинский заметил, что удельный вес частной торговли равен 24—25%).

В заключение Лука сообщил, что т. Деж говорил с ним о необходимости подготовить проект решения ЦК РРП, определяющий круг вопросов, в разработке которых требуется помощь советских товарищей: такой документ сказал Лука можно легко составить в 2 дня, если мы договоримся по вопросу о денежной реформе.

В связи с такой позицией В.Лука мы в тот же день подробно информировали об этом т. Кавтарадзе. Через два дня т. Кавтарадже сообщил нам, что он говорил с т. Деж, который об этой беседе с нами Лука уже был информирован т. Малинским, что т. Деж заверил его (Кавтарадзе), что Лука, после разговора который имел с ним т. Деж, снял свои возражения и обещал оказать всемерную помощь в осуществлении намечаемой работы.

 

Несмотря на это и на наши неоднократные напоминания т.т. Деж и Кавтарадзе, составление указанного выше проекта решения ЦК РРП затянулось надолго. До 22 сентября мы работали над материалами по анализу экономики и денежного обращения РНР на основе устных указаний т. Деж от 15 августа.

Деж принял нас только 1 сентября и сообщил, что он серьезно *говорил с В.Лука, который изменил свое отношение к вопросу денежной реформы и обещал оказать в нашей работе необходимую помощь и что он теперь сам, с помощью т.т. Константинеску (член политбюро, председатель Госплана) и Малинского, готовит проект решения ЦК РРП.*

5 сентября В.Лука неожиданно ушел в отпуск. Проект решения ЦК РРП был подготовлен только 15 сентября и по указанию ЦК т. Константинеску 16 сентября выехал в район, где охотился В.Лука, для согласования этого проекта.

*По сообщению Константинеску, к проекту решения ЦК РРП Лука сделал следующие замечания:*

а) необходимость проведения денежной реформы вызывается не внутренними, а внешними соображениями, чтобы приравнять румынскую лею к советскому рублю;

б) избытка денег в обращении нет, и он против того, чтобы в решении ЦК указывать о наличии излишка денег в обращении в 15 млрд. лей;

в) он не согласен указывать в решении о росте цен на сельхозпродукты (940% к 1938 году), так как считал, что такого роста нет;

г) действующая налоговая система возможно имеет некоторые недостатки, но в целом она правильная и согласована с т. Доброхотовым (советник при Министерстве финансов);

д) денежную *реформу надо провести не раньше, как через год.*

20 сентября проект решения и замечания В.Лука обсуждались на заседании секретариата ЦК РРП. Причем проект единодушно был принят, а поправки Лука отвергнуты.

21 сентября уже с подписанным решением т.т. Деж, Паукер, Джорджеску, Кишиневским, Могиорош, Киву, Константинеску и Апостол в тот же район был послан т. Якоб — зам. т. Лука по Министерству финансов. Тов. Лука поставил свою подпись под решением, но из дальнейшего его поведения видно, что сделал он это по необходимости.

Тов. Лука вернулся из отпуска 5 октября и в беседе с нами дал понять, что в руководстве ЦК РРП товарищи плохо разбираются в экономических вопросах и что в нашей работе это надо учесть, чтобы не наделать ошибок. В конечном счете, заявил Лука, за все придется отвечать мне, как занимающемуся экономикой и финансами. Лука заявил также, что он готов теперь активно включиться в работу, но на несколько дней должен выехать в Германию на празднование второй годовщины Германской Демократической Республики.

*В связи с указанной позицией В.Лука считаем необходимым отметить еще следующие факты:*

 

1. При проведении денежной реформы 15 августа 1947 г. были установлены (1938 г. = 100): цены на промышленные товары 200%; на продукцию сельского хозяйства — 140%; номинальная зарплата рабочих и служащих — 100% и реальная — около 60% (против 20—25% на день реформы). В 1951 г. эти показатели соответственно составили: цены на промтовары — 321%; на сельхозпродукцию средние (с учетом заготовительных, закупочных и цен частного рынка) — 450% и свободного рынка — около 1000%; номинальная зарплата — 230% и реальная — около 100%.

*В значительной, если не решающей, части это положение обязано тому, что Министерство финансов, возглавляемое с ноября 1947 г. В.Лука не вело должной борьбы за режим экономии и строжайшую финансовую дисциплину в стране, встало на путь всяческого послабления налогового обложения крестьян и городского частника.* Еще в 1950 г. было освобождено от уплаты сельхозналога около половины крестьянских хозяйств (в 1951 году — четверть). Законы о проведении самообложения в сельской местности не выполнялись. Из года в год свыше 20% плана по сельхозналогу оставались в недоимке. Общая сумма недоимки в 1950 г. по налогам и сборам составила свыше 10 млрд. лей. Ставки доходности сельского хозяйства не пересматривались и в 1951 г. оказались заниженными не менее, чем в 2 раза. Размер налогового обложения частных промышленных и торговых предприятий также занижен в 2—3 раза. Достаточно сказать, что средний доход кустарей определен ниже, чем средняя зарплата рабочих, а средний размер сельхозналога, уплачиваемого кулацким хозяйством, равен сумме подоходного налога среднего служащего министерства. При наличии в стране не менее 125 тыс. кулацких хозяйств (В.Лука считает 100 тыс. хозяйств) к уплате сельхозналога привлечено всего лишь 48 тыс. кулацких хозяйств. Обязательные поставки государству сельхозпродуктов также занижены; повышенных норм для кулацких хозяйств не существует; планы поставок и госзакупок из года в год резко не выполняются; на такие важные продукты, как мясо и кожа, поставок вовсе не существует.

*Все это привело к тому, что у крестьянства не было стимула к продаже излишков своей продукции. Установленные нормы снабжения по карточкам и особенно по мясу и жирам систематически не выполнялись, что заставило рабочих и служащих большую часть своей зарплаты тратить на покупку сельхозпродуктов по спекулятивным ценам частного рынка. Среди рабочих и служащих началось «мешочничество»*. Систематическое повышение номинальной зарплаты привело, с одной стороны, к тому, что рост средней зарплаты в ряде отраслей стал обгонять рост производительности труда, с другой — к увеличению спроса на частном рынке, что при сокращенном предложении сельхозпродуктов вело к еще большему вздуванию цен и обогащению имущих слоев города и деревни.

Резко *возросла сумма денег в обращении* (до 55 млрд. лей против 26 млрд. лей на начало 1948 г.), значительная часть которых (около 25 млрд. лей) осела у имущих слоев города и деревни,

 

т.е. у тех, у кого накопились за эти годы и значительные массы сельскохозяйственных и промышленных товаров. О наличии больших денежных накоплений в деревне свидетельствует повышенный спрос крестьян на промтовары некрестьянского ассортимента, а также на строительные материалы (строятся новые дома, хозяйственные постройки). Определенное значение в этом имеет и ничем не оправданная затяжка со стороны "Министерства финансов по отысканию выданных в 1948 г. ссуд крестьянам: до сих пор не взыскано 4,6 млрд. лей.

2. Для того, чтобы показать внешнее благополучие государственного бюджета, Министерство финансов израсходовало на бюджетные цели, но помимо бюджета, за счет средств Госбанка 58 млрд. лей.

3. Решением Великого Национального собрания размер сельхозналога на 1951 год установлен в сумме 12 млрд. лей, а разверстанный Министерством финансов по областям в сумме 9 млрд. лей, т.е. на 3 млрд. лей меньше.

4. При обсуждении 27 ноября на Секретариате ЦК РРП рекомендаций нашей комиссии, составленных в точном соотношении с решением ЦК ВКП(б) от 15 ноября с.г., т. Лука поставил перед комиссией следующие вопросы:

— Индустрия однобоко растет, а сельское хозяйство отстает. Из деревни в город уходит все больше крестьян. Кто же будет кормить город?

— Нельзя ли поднять цены на пайковые товары и уменьшить подоходный налог с рабочих и служащих, т.к. у нас до сих пор с товаров, реализуемых по пайковым ценам, не взимается налог с оборота, и это затрудняет финансовую работу?

— У нас есть необходимость несколько поднять, для выравнивания, зарплату рабочих и служащих. Когда это лучше сделать — до или после реформы?

В связи с тем, что т.т. Деж, Паукер и Константинеску высказали свое недоумение по существу заданных вопросов и после нашего ответа, В.Лука заявил, что он удовлетворен ответом и снимает свои вопросы.

5. В беседе с нами 30 ноября с.г. В.Лука заявил, что все советы и рекомендации комиссии теперь для него ясны, что он с ними полностью согласен и что теперь будет организована практическая работа по их осуществлению.

""Однако до сих пор в практической деятельности министерств и ведомств, руководимых В.Лука, наблюдаются факты, которые вызывают серьезное недоумение.*

— Для создания государственных резервов Госснаб более чем за месяц до предполагаемого срока реформы дал указания не только о прекращении отпуска с баз товаров в торговую сеть, но и об изъятии на базы остатков товаров из некоторых магазинов.

— В течение длительного времени не принималось никаких специальных мер по выполнению обязательных поставок государству сельхозпродуктов. В результате этого часть середняков и особенно зажиточные слои деревни не сдали государству значительное количество хлеба, молока, шерсти. Так, на начало ноября

 

21 тыс. кулацких хозяйств не сдали государству 21 тыс. тонн хлеба. В конце ноября были разосланы уполномоченные ЦК по всем 28 областям с заданием выполнить план поставок зерновых. И вот некоторые из этих уполномоченных по приезде на место потребовали выполнения причитающихся поставок зерновых в 24 часа, угрожая судом и арестом. По состоянию на 20 декабря с.г. план обязательных поставок и закупок выполнен по зерновым на 68%, а по кукурузе всего лишь на 56%.

— В связи с тем, что с 1 января 1952 года решено выдавать, вместо квартальных, ежемесячные продовольственные карточки и вместо годовых, полугодовые промкарточки, долго спорили, надо ли на новый год отпечатать новые карточки или раздать уже изготовленные квартальные продкарточки и годовые промкарточки. И только после категорического указания т. Деж были спешно изготовлены и выданы новые карточки.

— Уже после того, как состоялся наш доклад на ЦК РРП и официально были переданы наши рекомендации, т. Малинским вносилось предложение отменить карточки до проведения денежной реформы, несмотря на отсутствие в руках государства необходимых товарных ресурсов для бескарточного снабжения населения и введения единых цен в торговле.

*— Вижоли (зам. министра финансов, председатель Госбанка) и Радулеску (зам. министра внешней торговли) дважды ставили перед нами вопрос о необходимости амнистии тех заключенных, которые могут сдать государству имеющиеся у них суммы валюты, без чего, по их мнению, объявление, в связи с реформой, обязательной сдачи населением валюты и валютных ценностей не будет иметь практического значения. При этом особо подчеркивалась возможность амнистии 5 руководящих сионистов,* которые предлагают, в случае их освобождения, сдать государству крупные суммы валюты.

*До сих пор в качестве заместителей т. Лука по Министерству финансов работают:

Модаран — бывший руководитель правого крыла молодежной организации национал-царанистской партии Маниу, занимавший ответственные посты при режимах Радеску и Антонеску, активно боролся против компартии и комсомола.*

*Якоб — родственник (зять) владельца крупной обувной фабрики в г. Клуж. Два года назад по предложению В.Лука был выдвинут в качестве постоянного представителя РНР в Совет экономической взаимопомощи, но ему было отказано в выдаче визы для въезда в СССР.*

При утверждении его членом группы румынских товарищей для непосредственной связи с нашей Комиссией были серьезные возражения, но В.Лука заявил, что он головой отвечает за честность Якоба.

*Об изложенных выше фактах мы своевременно информировали т. Кавтарадзе, а по тем из них, которые непосредственно связа-

 

ны с работой нашей Комиссии, посылались подробные телеграммы на имя т. Вышинского А.Я.*

И.Злобин
И.Макаров

29.VIII.51 г.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 201. Л. 143-151. Подлинник.

___________________
1 Разослана Г.Маленкову, В.Молотову, Л.Берии, Н.Булганину, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Хрущеву.
2 Текст, помеченный *—*, подчеркнут или отчеркнут по левому полю вертикальной линией. По всей вероятности, пометы принадлежат И.Сталину.

 

 

№ 214

Из дневника посла СССР в Чехословакии А.И.Лаврентьева.
Запись беседы с В.Копецким о кадровых перестановках
в руководстве армии и Союза молодежи,
о социальном составе КПЧ и др.
1

г. Прага

12 января 1952 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

Сегодня встретился с В.Копецким в посольстве.

1. Копецкий сообщил, что на прошлой неделе состоялось решение политсекретариата об освобождении Прохазка от обязанностей начальника генштаба и Лаштовичка от обязанностей зам. министра. Вместо Прохазки назначен див[изионный] генерал Кратохвил (и.о. нач. генштаба). Исполняющим обязанности зам. министра национальной обороны по вопросам обеспечения армии назначен див[изионный] генерал Тхорж.

Копецкий сказал, что ему непонятно, каким образом Прохазка мог попасть на пост начальника генерального штаба. Прохазка по образованию юрист, никогда не занимался и не интересовался военными вопросами. Будучи в Москве, Прохазка работал переводчиком. Правда, когда во время войны в Советском Союзе организовывалась чехословацкая бригада, то Прохазка вступил в армию, но это не давало никаких оснований выдвигать Прохазку на должность начальника генштаба. По мнению Копецкого, Прохазка был тесно связан с Райциным, в результате чего и могло быть такое его быстрое продвижение.

Лаштовичка длительное время работал в Лондоне в качестве военного радиокомментатора при чехословацком правительстве. Лаштовичка был в Испании во время испанских событий.

На политсекретариате был предрешен вопрос [об] освобождении Гейзлара от обязанностей председателя ЦК Союза молодежи. Гейзлар — ставленник Сланского. Весьма показательно то, что в последнее время искусственно задерживалось поступление в компартию политически подготовленной рабочей молодежи, которая,

 

несомненно, будучи в компартии, могла бы приносить в нынешних условиях исключительно большую пользу: эта молодежь не заражена ни социал-демократическим влиянием, ни влиянием, которое исходило от немцев во время оккупации Чехословакии.

2. Копецкий сообщил также, что на политсекретариате рассматривались данные относительно социального состава партии и другие статистические данные, относящиеся к партии. В компартии сейчас насчитывается примерно 1 млн 700 тыс. человек. В организациях по производственному принципу находится 54%, в территориальных организациях — 46%. Из них: в деревне — 28%, в городах — около 18%. По социальному составу, по данным учета, рабочих насчитывается 42,3%, крестьян — около 5,8%, служащих низшей категории — около 6,9%, служащих средней и высшей категории — около 14,9%, ремесленников — полтора процента, женщин-домашних хозяек — 15,1% и прочих — 13,5%.

Членов партии со стажем с 1921 по 1938 г. насчитывается всего лишь 0,75% и членов партии с 1938—1945 гг. — около 0,5%, все же остальные члены партии вступили либо после 1945 г., либо после 1948 г.

Копецкий также назвал цифры в отношении выходцев из других политических партий. Бывших социал-демократов в партии насчитывается 185 тыс., бывших национал-социалистов2 — 78 тыс., выходцев из народной партии — 19 тыс. и из аграрной партии и других партий — около 16 тыс.

Крайне интересные данные названы были Копецким по религиозной принадлежности. По данным учета, атеистов насчитывается всего лишь 300 тыс., а остальные принадлежат к той или иной церкви. Эти данные, сказал Копецкий, может быть, носят формальный характер. Он не думает, чтобы, кроме 300 тыс., остальные были верующими. Из 1 млн 400 тыс., несомненно, много найдется таких, которые, в действительности, являются атеистами, но формально они, видимо, под влиянием семьи или других условий, считают себя религиозными. Это заставляет серьезно задуматься о необходимости проведения большой разъяснительной и политико-воспитательной работы среди членов партии.

Копецкий при этом сказал, что вряд ли нужно будет механически подходить к вопросу о том, следует ли или не следует считать членом партии того, кто заявляет о своих религиозных убеждениях. На это я заметил, что механически подходить не нужно, но в то же время нужно учитывать то, кто заявляет о своих религиозных взглядах. Если идет речь о рабочем или крестьянине — это одно дело, а если речь идет о руководящем работнике или интеллигенте — члене партии, то это другое дело. Копецкий с этим согласился.

Копецкий сказал затем, что он постарается переслать мне ту таблицу, которая была ему дана при обсуждении на политсекретариате вопроса о составе партии. (На другой день В.Копецкий прислал справку с данными о компартии. Справка прилагается на 3 листах.)3

 

3. Касаясь решения правительства относительно ограничения числа лиц, пользующихся гарантированным снабжением4, Копецкий сказал, что в начале января в ряде мест прошли забастовки среди определенных групп рабочих и волнения в некоторых сельскохозяйственных районах. Более тридцати делегаций из различных районов были направлены в Прагу с требованием пересмотреть систему снабжения. Были случаи, когда даже члены районных комитетов партии и сотрудники райкомов отказывались работать, заявляя протесты против принятого правительством решения о новом порядке снабжения. В Оломоуцкой и Ческобудейовицкой областях были случаи, когда в деревнях члены партии сдавали свои партийные билеты. Видимо, придется внести коррективы в систему снабжения и учесть многосемейность. Есть случаи, когда, при наличии большой семьи, на предприятии работает лишь глава семьи. По букве закона остальные члены семьи, если эта семья имеет землю свыше 0,5 га, не имеют права получать карточки. Несомненно, такие семьи очутились в тяжелом положении. Поэтому дано указание рассматривать такого рода дела в индивидуальном порядке.

Трудное положение создалось и в некоторых единых сельскохозяйственных кооперативах, когда их члены оказались без продовольствия. Не предусмотрены особенности пограничных районов. Все эти вопросы будут рассматриваться в каждом конкретном случае.

4. В беседе был затронут вопрос о распространяемой Западом лживой пропаганде о том, что в Чехословакии на днях будет проведена денежная реформа. Копецкий сказал, что население целого ряда областей стала усиленно скупать продовольствие и товары ширпотреба. Этот вопрос рассматривался на заседании правительства. Через розничную торговую сеть приняты меры к тому, чтобы качественные и дефицитные товары были из продажи изъяты. Продаются малоходовые товары, которых на складах скопилось много, или очень дорогие товары. Принятые меры обеспечат сохранность запасов качественных и дефицитных товаров. Решено также по линии ЦК компартии провести совещание секретарей обкомов. С докладом на этом совещании выступит Запотоцкий.

5. Со своей стороны, я обратил внимание Копецкого на то, что в журнале «Чехословакия» от октября 1951 г. среди реклам появилось сообщение об издании сочинений В.И.Ленина с публикацией фотопортрета Ленина. Копецкий крайне смутился и сказал, что он примет меры к тому, чтобы выяснить, кто в этом виновен.

Date: 2015-06-11; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию