Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распоряжение Совета министров СССР о командировании в Чехословакию советских специалистов





г. Москва " 7 марта 1952 г.

СЕКРЕТНО

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 марта 1952 г. № 4821-рс
Москва, Кремль

1. В связи с просьбой Правительства Чехословацкой Республики обязать Министерство финансов СССР, Министерство судостроительной промышленности и Министерство легкой промышленности СССР командировать в 2-недельный срок в Чехословацкую Республику 10 специалистов, в том числе:

а) Министерство финансов СССР 1 специалиста для работы в качестве советника при Министерстве финансов Чехословацкой Республики сроком на один год и 3 специалистов по вопросам государственного банка, специальных банков и банковско-бухгалтерского учета и отчетности — сроком на 3 месяца;

б) Министерство судостроительной промышленности 5 специалистов для оказания технической помощи в строительстве кораблей поточным методом на чехословацких заводах в г. Комарно — сроком на один год;

в) Министерство легкой промышленности СССР 1 специалиста в области производства парашютов — сроком на 6 месяцев.

2. Условия работы и оплата труда советских специалистов, упомянутых в п. 1 настоящего распоряжения, должны быть определены в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 30 января 1950 г. № 357-122 и Советско-Чехословацким соглашением от 5 июня 1950 года1.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР И.Сталин

ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 60. Д. 714. Л. 29. Подлинник.

___________________
1 Данное распоряжение Совета министров явилось ответом на обращение правительства Чехословакии от 12 февраля 1952 г. с просьбой о командировании в страну советских специалистов (Док. № 224). Публикуемый ниже документ свидетельствует о том, что заявка чехословацкой стороны была выполнена не полностью:

 

В СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР

В соответствии с поручением Совета министров СССР от 21 февраля 1952 года о командировании 27 советских специалистов в Чехословацкую Республику по запросу правительства Чехословакии от 12 февраля сообщаем.

Министерство финансов СССР согласно подобрать не шесть, а четырех специалистов, которые смогут обеспечить соответствующую консультацию банковских и финансовых организаций Чехословакии.

Министерство судостроительной промышленности согласно подобрать 5 специалистов для оказания технической помощи по строительству кораблей поточным методом на судостроительных заводах в г. Комарно.

Министерство легкой промышленности согласно командировать 1 специалиста по производству парашютов.

Госплан РСФСР согласен командировать 1 специалиста по вопросам областного планирования.

Министерство транспортного машиностроения СССР отказывается подобрать 6 специалистов в области судостроения по профилю специалистов, запрошенных чехословацким правительством, мотивируя свой отказ недостатком таких специалистов в системе министерства.

Министерство юстиции СССР сообщило, что оно считает нецелесообразным командировать на один месяц в Чехословакию двух ответственных работников советской юстиции ввиду того, что они не смогли бы выполнить поставленную перед ними Чехословацким правительством задачу «перестройки чехословацкого судоустройства». Министерство юстиции считает более целесообразным рекомендовать Чехословацкому правительству направить в СССР небольшую группу работников юстиции и прокуратуры Чехословакии для ознакомления с организацией и деятельностью советских судов и прокуратуры.

Со своей стороны считаем, что если Чехословацкое правительство возвратится к вопросу о командировании советских специалистов в Чехословакию, то можно было бы рекомендовать Чехословацкому правительству направить в СССР небольшую группу работников юстиции и прокуратуры Чехословакии для ознакомления с организацией и деятельностью советских судов и прокуратуры.

Считаем возможным согласиться с позицией Министерства транспортного машиностроения — не направлять специалистов от этого министерства.

Что касается специалистов по бухгалтерскому учету и отчетности, то считаем целесообразным воздержаться от направления таких специалистов.

Таким образом, из 27 специалистов, о направлении которых просит Чехословацкое правительство, предлагаем направить 11 специалистов.

Проект Постановления Совета министров СССР прилагается.

Просим рассмотреть.

А.Громыко Г.Косяченко Ф.Бараненков

4 марта 1952 г. (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 60. Д. 714. Л. 26-25).

В распоряжение Совета министров не был включен также специалист по вопросам областного планирования, хотя согласие Госплана СССР имелось.


 

 

 

№ 229

Из дневника А.А.Соболева. Запись беседы с Б.Берутом
относительно позиции СССР в связи с планами Западных
держав по вовлечению Западной Германии в НАТО
1

г. Варшава "

10 марта 1952 г.
СЕКРЕТНО

Посетил Берута и по поручению правительства СССР заявил следующее.

На протяжении последнего полугодия в Германской Демократической Республике и в Западной Германии была развернута кампания, связанная с обращением Народной палаты ГДР к боннскому бундестагу о проведении общегерманских выборов в Национальное собрание с целью создания единого демократического миролюбивого германского государства. Однако в настоящее время, особенно учитывая тот факт, что правительства США, Великобритании и Франции стремятся навязать Западной Германии так называемый «Генеральный договор», чтобы подменить им мирный договор и ускорить вовлечение Западной Германии в военные планы Атлантического блока, проведенные мероприятия уже недостаточны. Возникает необходимость этим агрессивным планам трех держав в отношении Западной Германии противопоставить положительную программу мирного урегулирования с Германией.

Как известно, правительство ГДР направило правительствам СССР, США, Великобритании и Франции обращение с просьбой об ускорении заключения мирного договора с Германией.

В ответ на это обращение Советское правительство заявило правительству ГДР, что оно разделяет позицию правительства ГДР, изложенную в его обращении, и, со своей стороны, сделает все возможное, чтобы ускорить заключение мирного договора с Германией и восстановление единства германского государства.

В связи с этим Советское правительство в ближайшее время намерено направить правительствам США, Великобритании и Франции ноту с предложением безотлагательно приступить к выработке проекта мирного договора с Германией, приложив к этой ноте проект основ мирного договора.

Я передал Беруту проект ноты правительству США с приложенным к ноте проектом основ мирного договора с Германией2.

Ознакомившись с документами, Берут сказал, что на первый взгляд проект основ мирного договора не вызывает у него каких-либо вопросов. Документ составлен хорошо, и, по его мнению, послужит платформой, на основе которой может быть развернута борьба за мирное демократическое разрешение германского вопроса. Интересы Польши полностью учтены, поскольку вопрос о границах предполагается разрешить в соответствии с Потсдамским решением и поскольку предусматривается участие Польши в мирной конференции. Берут обратил внимание на то, что в проекте

 

основ мирного договора отсутствует упоминание об органе, который будет контролировать выполнение мирного договора, хотя, по его мнению, в данном документе можно об этом не упоминать.

Берут добавил, что он более внимательно посмотрит документы вместе с товарищами по руководству ПОРП, и если будут какие-либо замечания, он незамедлительно передаст их мне.

ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ (А.Соболев)

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 27. П. 48. Д. 252. Л. 3-4. Копия.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Богомолову, Б.Подцеробу, Г.Аркадьеву, в дело.
2 Речь идет о советской ноте правительствам трех западных держав от 10 марта 1952 г., получившей в исторической литературе название «предложение Сталина». Нота отражала расчеты И.Сталина на восстановление государственного единства Германии как основу урегулирования германского вопроса путем нейтрализации и демилитаризации Германии с последующим выводом с ее территории иностранных войск. Нота от 10 марта 1952 г. явилась «самым далеко идущим проектом урегулирования германского вопроса» (Волков В.К. Германский вопрос глазами Сталина (1947— 1952 гг.) // Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2000. С. 142). 25 марта 1952 г. западные державы, взявшие твердый курс на включение Западной Германии в свою оборонительную систему, отвергли советские предложения.


 

 

№ 230

Письмо В.Г.Григорьяна И.В.Сталину о пленуме ЦК РРП
по итогам проведения денежной реформы и снижения цен
в Румынии
1

г. Москва

13 марта 1952 г.

Товарищу СТАЛИНУ

29 февраля — 1 марта с.г. состоялся пленум ЦК Румынской рабочей партии. Пленум заслушал и обсудил доклад политбюро об итогах проведения денежной реформы и снижения цен.

Члены ЦК подвергли резкой критике работу Министерства финансов, Госбанка, потребительской кооперации и отвечающего за эти участки работы члена политбюро Василе Лука.

В выступлениях указывалось, что Лука вместо политики ограничения и вытеснения капиталистических элементов города и деревни проводил «крестьянскую политику» их поощрения. На пленуме было отмечено, что Лука теоретически сформулировал этот уклон и является его носителем. В результате неправильной политики в крестьянском вопросе кредит от государства получали крестьяне, имевшие по два и больше га земли, а крестьяне, имевшие менее двух га, не получали кредита. Министерство финансов и

 

Госбанк нередко проводили политику, идущую вразрез с линией ЦК, они действовали в обход ЦК и не считались с его директивами.

Кандидат в члены политбюро Киву Стойка заявил, что в Министерстве финансов командовал Якоб, а в Госбанке Вижоли (оба были заместителями Лука), проводившие свою линию, а не линию ЦК.

Члены пленума ЦК отмечали, что финансово-банковская система засорена чуждыми элементами. Из 18.000 человек, работающих в системе Министерства финансов, рабочих только 132 человека, при этом лишь один из них руководит финансовой системой в масштабе области, а другой в масштабе района. Работники Министерства финансов и Госбанка задолго до проведения реформы пустили о ней слух, что создало в республике спекулятивную лихорадку. Если до реформы ежемесячный приток вкладов в сберкассы составлял 45 млн лей, то в связи со слухами о реформе приток денег в сберкассы в ноябре составил 70 млн лей, а в декабре — 126 млн лей. Отмечалось, что в связи с этим наплывом некоторые сберкассы работали сверхурочно. Деньги, поступавшие в сберкассы, в основном принадлежали спекулянтам и кулакам, которые после проведения реформы взяли свои вклады обратно.


Члены Политбюро А.Паукер, А.Могиорош, И.Кишиневский и Т.Джорджеску подвергли резкой критике серьезные ошибки Лука. Все они отмечали, что Лука активно содействовал проведению на практике неправильной политики в крестьянском вопросе. Тов. Паукер заявила, что Лука не видит основной ошибки — неправильной политики в отношении крестьянства и не видит «своего вклада» в эту немарксистскую политику. Тов. Паукер сообщила пленуму, что на 1 марта собрано всего лишь 14% налогов, а перед реформой было собрано 11 млрд. лей, хотя работники Министерства финансов неоднократно утверждали, что невозможно собрать даже 9 млрд. лей. Если накануне реформы аппарат Министерства финансов старался собрать налоги, то после проведения реформы этот же аппарат работает по сбору налогов плохо. Под видом организации курсов с работниками своей системы Министерство финансов отвлекло их от работы по сбору налогов.

В.Лука, выступивший на пленуме два раза, по мнению членов ЦК, не дал правильной оценки своим ошибкам и, по существу, не признал их. Лишь перед заключительным словом Георгиу-Деж Лука в третий раз попросил слова. Он заявил: «Я не такой человек, который сразу признает ошибки. Я стремлюсь убедиться в том, что это ошибки... упирался, терял основной вопрос... Я думал, что у нас этих явлений нет, что мы преувеличиваем ошибки. Но это была небольшевистская линия. Вы открыли мне глаза и побороли мою надменность».

Лука заявил, что он полностью признает свои ошибки и считает, что он поступил неправильно, отказавшись от помощи политбюро. Лука заявил, что он стал пленником чуждых элементов, дал повод врагам говорить, что «у Лука своя группа, а у Георгиу-Деж своя».

 

В заключительном слове Георгиу-Деж отметил высокий уровень критики на пленуме и заявил, что главное внимание выступавших было сосредоточено на вопросах, связаных с политикой в отношении крестьянства. Георгиу-Деж подверг критике эту политику и заявил, что Лука ориентировался не на указания партии, а на советы отдельных лиц, поэтому получилось так, что линия ЦК не была линией Лука.

Пленум принял решение по обсужденному вопросу. Георгиу-Деж предложил указать в решении на допущенные Лука ошибки и отметить, что Лука признал эти ошибки.

Указом Великого Национального собрания Румынии 8 марта с.г. Лука освобожден от обязанностей министра финансов. Его заместители Якоб и Вижоли также освобождены от занимаемых ими должностей.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ ЦК ВКП(б) (В.Григорьян)

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1306. Л. 53-55. Копия.

___________________
1 Разослано Г.Маленкову, В.Молотову, Л.Берии, Н.Булганину, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Хрущеву.

 

 

№ 231

Письмо В.Г.Григорьяна И.В.Сталину о ходе обсуждения
в политбюро ЦК РРП закрытого письма ЦК о результатах
проведения денежной реформы и задачах партии
1

г. Москва

19 марта 1952 г.

Товарищу СТАЛИНУ

На недавно состоявшемся заседании политбюро ЦК Румынской рабочей партии обсуждалось закрытое письмо ЦК ко всем партийным организациям и всем членам партии о результатах проведения денежной реформы и задачах партии.

В письме говорится о необходимости развернуть борьбу с правооппортунистическим уклоном, на ликвидацию последствий этого уклона. По сообщениям т.т. Кишиневского и Константинеску, на этом заседании ПБ В.Лука не согласился с критикой допущенных им политических ошибок несмотря на то, что на пленуме ЦК 1 марта 1952 г. он заявил о полном признании своих ошибок. Лука настаивал в ПБ на том, чтобы из письма ЦК были исключены формулировки, дающие резкую оценку той правооппортунистической линии, которую на практике он проводил. В защиту Лука выступил член ПБ Теохари Джорджеску, требовавший коренной переделки письма с тем, чтобы скрыть от партии правооппортунистические ошибки В.Лука. Против предложения Т.Джорджес-ку выступили т.т. Кишиневский, Могиорош, Константинеску. Од-

 

нако после их речей Джорджеску вновь выступил в защиту своих предложений.

В связи с тем, что Джорджеску не согласился с той частью письма, где подвергается критике правооппортунистическая линия В.Лука, и настаивал на том, чтобы коренным образом переделать письмо, было внесено предложение квалифицировать в протоколе ПБ выступления Джорджеску как адвоката оппортунизма. После этого Джорджеску не настаивал на своем предложении и голосовал за письмо ЦК2.

На заседании ПБ обсуждался вопрос о засоренности аппарата Министерства финансов и Госбанка враждебными, шпионскими элементами. Указывалось, что в валютном управлении Госбанка работает большая группа лиц, имеющих связь с заграницей, активно сотрудничавших с фашистским режимом Антонеску.

Члены политбюро попросили министра внутренних дел Теохари Джорджеску объяснить, почему он не информировал политбюро о том, что в аппарате Госбанка свили себе гнездо враги народа. Отвечая на этот вопрос, Т.Джорджеску заявил, что он знал о засоренности Госбанка враждебными элементами и что год назад он поставил об этом в известность В.Лука.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ К
ОМИССИИ ЦК ВКП(б) (В.Григорьян)

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1306. Л. 56-57. Копия.

___________________
1 Разослано Г.Маленкову, В.Молотову, Л.Берии, Н.Булганину, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Хрущеву.
2 Письмо ЦК РРП «Об итогах денежной реформы и задачах партии» было разослано в местные партийные организации 15 марта 1952 г. для обсуждения. В ходе этой кампании предполагалось организовать на местах разоблачение проводивших «антипартийную работу» замаскировавшихся «оппортунистов». Итогом обсуждения явилась волна исключений из партии, затронувшая прежде всего среднее звено партийного аппарата — секретарей райкомов, горкомов и др. Мотивами исключения из РРП чаще всего являлись «враждебная деятельность», выражавшаяся в противодействии созданию коллективных хозяйств в деревне, распространение слухов, призывы к саботажу мероприятий партии и правительства (АВП РФ. Ф. 0125. Оп. 40. П. 202. Д. 12. Л. 160).

 

 

№ 232

Из дневника советника посольства СССР в Чехословакии
В.Д.Карякина. Запись беседы с заместителем премьер-министра
Чехословакии Я.Доланским о работе советских советников и др.
1

г. Прага

28 марта 1952 г.
СЕКРЕТНО

Встретился с Доланским во время перерыва в Национальном собрании. Доланскии по своей инициативе коснулся вопроса о выполнении плана. Он сказал, что правительство ЧСР встретило и

 

встречает большие трудности в составлении годичного государственного плана, а также госбюджета потому, что планирование на местах упирается в почти полное отсутствие производственных норм. До сих пор эти нормы на большинстве предприятий не только не утверждены, но и не намечены. Получается, что годовое задание мы даем тому или иному предприятию как приблизительное. Из-за этого и финансовые планы получаются неточными. В результате этого годовой госбюджет неточно отражает годовой план народного хозяйства. Финансовые органы не имеют возможности правильно финансировать и вместе с тем правильно контролировать финансовую сторону работы того или иного предприятия и целых отраслей промышленности. Отсюда получаются злоупотребления отдельных хозяйственников финансами и имеют место хищения, которые не легко вскрыть. Особенно огромный ущерб, исчисляемый в миллиардах крон, нанесен в 1951 году по линии министерства строительной промышленности, в котором беспланово и подчас совсем бесконтрольно расходуются и расхищаются огромные средства.

На мой вопрос, начата ли работа по нормированию и в течение какого срока предполагается ее провести, Доланский ответил, что правительство поручило Госплану возглавить эту работу, правда сроков не установлено, но я думаю, что к 1953 г. эта работа будет выполнена.

Далее на мой вопрос, приносят ли какую-либо пользу своей работой в хозяйственных министерствах советские советники, Доланский ответил: «О, да! Огромную пользу. Не только министры, но не в меньшей мере и я проходили сейчас новую школу у советских советников. Они нам открывают глаза при решении многих проблем. Те проблемы, которые мы не знали как разрешать, сейчас, благодаря большому опыту советских советников, мы разрешаем гораздо легче. Я сам часто встречаюсь с советниками и беседую по целому ряду вопросов и тут же намечаю указания министерствам или правительственные решения. Например, мы считали, что нашей промышленности и в будущем не обойтись без огромного импорта железных руд, чугуна и стали, что по мере роста и развития промышленности наша железорудная промышленность будет оставать. Но приехали советники Ильин и Малышев, едва начали работать, но уже показали нам, что железорудная промышленность может не отставать в бурном росте от других отраслей промышленности. Понимаете, как это чрезвычайно важно для развития экономики Чехословакии. Оказалось, что мы до сих пор добываем руду еще дедовским способом, строим полуторакилометровые штольни и тратим на их пробивку по два года там, где запасов руды хватит всего лишь на три—четыре года разработки. А наши специалисты так привыкли к этим штольням, что пробивают их даже длиной по несколько километров, хотя руда лежит на глубине всего лишь 50—70 метров, не понимая, что лифтовая техника давно ушла вперед. Из-за отсталой техники добычи себестоимость

 

руды у нас очень высокая. То же получается и в угольной промышленности».

Далее Доланский рассказал о том, что он 27 марта с.г. просидел до полуночи с советниками Солодовником и Семеновым, работающими по вопросам хлебных резервов, и понял, какая большая путаница в стране существует в вопросах проведения заготовок зерна и другой сельскохозяйственной продукции и в особенности в вопросах заготовительных цен. С помощью т.т. Солодовника и Семенова Доланский надеется провести полную реорганизацию всей заготовительной системы, заготовительных цен и организационно перестроить заготовительный аппарат.

Доланский далее сказал, что только от этих советских товарищей он узнал, что складское и элеваторное хозяйство для хранения хлебных резервов в стране находится вплачевном состоянии. Никто, ни министр внутренней торговли, ни товарищи, работающие по линии обороны страны, не ставили ранее перед ним этого вопроса.

Доланский хорошо отозвался также о работе советника по госконтролю т. Жукова2.

СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР
В ЧЕХОСЛОВАКИИ В.Карякин

АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 34. П. 207. Д. 18. Л. 1-3. Подлинник.

___________________
1 Разослано А.Вышинскому, А.Богомолову, в Генсекретариат, IV ЕО МИД СССР, в дело.
2 В.Г.Жуков был направлен на работу в Чехословакию в качестве советника в Министерство государственного контроля ЧСР. О его работе см. док. № 277.

 

 

№ 233

Из дневника А.А.Соболева. Запись беседы с членом политбюро
ЦК ПОРП Р.Замбровским о классовой борьбе в деревне
и настроениях польского крестьянства
1

г. Варшава

29 марта 1952 г.
СЕКРЕТНО

Посетил Замбровского, который возглавляет в ЦК ПОРП участок партийной работы в деревне.

Я попросил дать его оценку нынешнего этапа классовой борьбы в деревне — что нового в этой борьбе, в каких формах она ведется, какова расстановка классовых сил, каковы тенденции развития классовой борьбы в деревне.

Замбровский начал с заявления о том, что классовая борьба в деревне в настоящее время наиболее остро проявляется в вопросе о коллективизации сельского хозяйства. В течение прошлого года имело место некоторое ослабление темпа коллективизации, одна-

 

ко за последнее время партия стала уделять этому вопросу большее внимание и можно констатировать некоторые сдвиги. В течение двух с половиной месяцев 1952 года вновь организовано примерно 200 кооперативов и возникло несколько сот организационных комитетов по созданию земледельческих производственных кооперативов. Подъем в работе по коллективизации, естественно, вызвал увеличение сопротивления этому движению со стороны вражеских сил и враждебных элементов в деревне.

Замбровский особенно подчеркивал отрицательное влияние на настроение польского крестьянства осложнений в общем международном положении. Общее напряжение международного положения, несомненно, влияет отрицательным образом и на отношение польского крестьянства к созданию коллективных хозяйств. Вражеская пропаганда запугивает польского крестьянина тем, что если он войдет в колхоз, то тем самым он облегчает возможность для польского помещика вернуть отнятую у него землю. Враги нашептывают крестьянину, что, создавая кооператив, он тем самым создает хозяйство, которое в случае возникновения войны и возвращения польских помещиков будет гораздо легче отобрать у крестьян, чем отобрать землю, разделенную между многими крестьянами-единоличниками. Как ни парадоксально, но такого рода пропаганда имеет некоторый успех у польского крестьянина.

Характерной формой классовой борьбы нынешнего периода, — продолжал Замбровский, — является неплатеж налогов со стороны значительной группы крестьянства. Неплатеж налогов особенно большие размеры имеет в Белостокском и Ольштынском воеводствах. Крестьянство Белостокского воеводства всегда являлось и является наиболее отсталым, и в этом воеводстве дольше всего продолжали существовать различные банды, подогревавшие сопротивление всем мероприятиям народно-демократического режима. Что касается Ольштынского воеводства, то оно населено, главным образом, поляками, долгое время находившимися под властью немцев. Среди ольштынского населения сильны связи с немцами, репатриированными из западных областей Польши, и имеет успех вражеская пропаганда иногда даже фашистского характера.

На мой вопрос, в какой степени партия опирается на бедноту в своей работе в деревне, Замбровский ответил, что в целом, конечно, партия опирается в деревне прежде всего на бедноту. Именно с помощью бедноты были успешно проведены в последние месяцы хозяйственно-политические кампании в деревне по осуществлению обязательных хлебопоставок и мясопоставок. Именно беднота помогла во многих случаях выявить и взять хлеб у кулаков. Замбровский отметил любопытный процесс дифференциации, происходящий среди бедноты в деревне. В то время, как одна часть бедноты продолжает искать улучшения своего положения в рамках сельского хозяйства, другая часть деревенской бедноты, не порывая полностью с сельским хозяйством, устраивается на работу в промышленности, на транспорте и т.д. Эта последняя категория в общем живет гораздо лучше, чем раньше, так как имеет

 

возможность в теперешнее трудное время обеспечить себя продовольствием из своего хозяйства, и, с другой стороны, имеет доступ к открытым для рабочих источникам снабжения промышленными товарами. Крестьяне этой категории имеют возможность также спекулировать в небольшом размере, чем широко пользуются. В деревне эти слои бедноты, оторвавшиеся от крестьянской массы, уже не оказывают положительного влияния. На промышленных же предприятиях они также являются наиболее отсталой частью рабочего класса, легче всего поддающейся враждебной пропаганде.

Я спросил Замбровского, какие меры принимаются для расширения опоры партии в деревне и вовлечения крестьянства в ряды Польской объединенной рабочей партии. Замбровский подтвердил, что количество членов ПОРП в деревне нельзя признать достаточным для решения задач, стоящих перед партией в области сельского хозяйства. Примерно 160.000 членов партии в настоящее время работают в сельском хозяйстве. Этого, конечно, недостаточно. За последнюю пару лет количество крестьян в партии остается примерно на одном и том же уровне. В настоящее время партийные организации предприняли ряд организационных мер для сколачивания беспартийного крестьянского актива вокруг ПОРП в деревне, и можно отметить некоторые успехи в этом отношении. Так, выявлено около 50.000 беспартийных передовиков сельского хозяйства, которые активно участвуют в политико-массовых кампаниях вместе с членами ПОРП и которые, несомненно, являются ближайшим резервом для вовлечения в партию. Это, конечно, незначительный резерв, и партия должна будет расширить свою работу по вовлечению крестьян в партию, в особенности в тех деревнях, где еще нет партийных организаций, а таких деревень насчитывается свыше 25%.

Рассказывая о работе ПОРП в деревне, Замбровский попутно остановился на работе Объединенной крестьянской партии в деревне, отметив, что эта партия в настоящее время работает в полном контакте и под руководством ПОРП2. Объединенная крестьянская партия в настоящее время идет вместе и рядом с ПОРП, признавая рабочий класс в качестве гегемона и разделяя платформу о необходимости коллективизации польского крестьянства. Замбровский отметил, что еще имеются перспективы довольно длительного существования Объединенной крестьянской партии. В настоящее время нет оснований ставить вопрос о ликвидации этой партии, поскольку в ее рядах находится свыше 100.000 крестьян-середняков, которые в общем лояльно сотрудничают с организациями ПОРП в деревне и способствуют социалистической переделке польской деревни.

ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ (А.Соболев)

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 27. П. 38. Д. 252. Л. 7-9. Копия.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Богомолову, Б.Подцеробу, Г.Аркадьеву, в дело.

 

2 Объединенная крестьянская партия (ОКП) возникла в конце 1949 г. в результате объединения контролировавшегося коммунистами левого Стронництва людовего (СП) и бывшего оппозиционного Польского стронництва людовего (ПСЛ), руководимого до осени 1947 г. С.Миколайчиком. Объединение сопровождалось «чисткой» крестьянского движения, прежде всего рядов ПСЛ, от реальных и потенциальных сторонников Миколайчика. Советские наблюдатели внимательно отслеживали ситуацию в ОКП, фиксировали настроения и поведение членов руководства, анализировали развитие сотрудничества с ПОРП, черпая информацию в том числе и от функционеров ОКП. (См., например: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. Т. II. 1949-1953 гг. С. 703-710).

 

 

№ 234

Письмо заместителя министра внутренних дел СССР
С.С.Мамулова в секретариат В.М.Молотова с приложением
справки о численности военнопленных, содержащихся в лагерях
МВД СССР
1

г. Москва

7 апреля 1952 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

СЕКРЕТАРИАТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
товарища МОЛОТОВА В.М.

тов. ЛАВРОВУ

Согласно Вашей просьбе Министерство внутренних дел СССР направляет сведения о бывших воинских чинах, содержащихся в лагерях МВД осужденных и не осужденных военнопленных2.

ПРИЛОЖЕНИЕ: сведения на 2 листах.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ СССР (С.Мамулов)

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

СВЕДЕНИЯ
о количестве содержащихся в лагерях МВД СССР осужденных
военнопленных — по подданству и гражданству и по их бывшим
воинским чинам

На 1 марта 1952 года

Подданство или гражданство ВСЕГО осужденных военнопленных в том числе:
Генералов Офицеров Солдат и унтер-офицеров
Германии 14.194   5.462 8.526
Италии      
Австрии        
Японии 1.049      
Бельгии      
Финляндии    
Голландии      
Люксембурга    
Франции    
Югославии      
Испании      
Дании      
Греции    
Швейцарии      
Чехословакии      
Польши      
Румынии        
Венгрии        
ИТОГО: 17.467   6.310 10.910

№ 2150
«» апреля 1952 г.

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА УПВИ МВД СССР
полковник (И.Денисов)

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

СВЕДЕНИЯ
о количестве содержащихся в лагерях МВД СССР не осужденных военнопленных — по подданству и гражданству и по их бывшим воинским чинам

На 1 марта 1952 года

Подданство или гражданство Всего не осужденных военнопленных в том числе:
Генералов Офицеров Солдат и унтер-офицеров
Германии        
Австрии      
Японии    
Финляндии    
Голландии      
Югославии        
Испании   —.    
Чехословакии    
Польши    
Румынии    
Венгрии    
Норвегии      
Дании      
Прочих    
Итого: 1.236     1.169

" " апреля 1952 г.
№ кар. 2150

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА УПВИ МВД СССР
полковник (И.Денисов)

 

ГА РФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 338. Л. 133-135. Заверенная копия.

___________________
1 Разослано в секретариат МВД СССР, в УПВИ МВД СССР.
2 Аналогичная справка, включавшая также сведения об интернированных гражданах (осужденных и неосужденных), содержавшихся в лагерях МВД СССР, и о ходе репатриации, была 30 марта 1952 г. направлена в секретариат В.М.Молотова по его запросу (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 гг. Т. П. 1949—1953 гг. С. 711—712).

 

 

№ 235

Из дневника П.Г.Крекотеня. Запись беседы с заведующим
отделом партийных кадров ЦК КПЧ Б.Келлером о состоянии
низовых парторганизаций, вещании западных радиостанций
на Чехословакию и др.
1

г. Прага

8 апреля 1952 г.
СЕКРЕТНО

В связи с указанием Центра посетил Келлера и просил его сообщить краткие данные, характеризующие политическое лицо чехословацких ученых З.Фейфара и Я.Брода2.

1. На мой вопрос, как прошли районные партконференции, Келлер сообщил, что районные партийные конференции уже подходят к концу. Прошедшие партийные конференции показывают, что партийная работа в этом году несколько улучшилась, но, однако, еще имеется много недостатков. На партийных конференциях мало говорилось о партийной работе, больше говорилось о производственных, чисто технических вопросах, которые лучше было бы обсуждать на производственных совещаниях или на профсоюзных собраниях. На конференциях говорилось о Сланском, но в плане того, что сделал Сланский, каковы последствия враждебной деятельности Сланского, как это отразилось на партийной работе в районах, говорилось очень мало.

 

На районных партийных конференциях было освобождено от обязанностей около 40—50% секретарей райкомов. В прошлом году было освобождено свыше 90%.

2. В связи с подготовкой к партийным конференциям отдел партийных кадров сделал попытку в какой-то степени изучить деятельность первичных партийных организаций.

В чешских областях насчитывается 33 тыс. партийных организаций, из них в январе провели собрания 23 тыс. партийных организаций. На партийных собраниях 17 тыс. партийных организаций выступали члены ЦК КПЧ, члены обкомов и райкомов, что, естественно, придало партийным собраниям оживление и активность. Такие факты в прошлые годы не отмечались.

В январе выбыло из партии 10 тыс. человек, из них 6.800 по неизвестным причинам. Принято в партию в январе 700 чел. Келлер считает, что положение с чтением членами партии партийной печати обстоит неблагополучно. Центральный орган партии газету «Руде право» выписывает лишь 21% членов партии, а областную партийную прессу всего лишь 6%.

3. После ареста Сланского в основном сохранились почти все прежние секретари обкомов. Вероятно, будет освобожден от обязанностей секретаря Пардубицкого обкома Беран. Беран работает неплохо, старый член партии, но за ним имеются факты, компрометирующие его как партийного руководителя. В 1947 году Беран и группа работников Пардубицкого обкома в целях личного обогащения взяла значительную сумму средств от ряда государственных предприятий. Вопрос этот уже в свое время разбирался партийной контрольной комиссией. Ряд работников был привлечен за это к ответственности, но Беран вышел из этого дела сухим. Сейчас Келлер лично вновь проверил это дело и установил, что Беран является виновным в расхищении государственной собственности, и партийной комиссии эти факты также были известны. Бывший секретарь партийной контрольной комиссии Таусигова, зная об этих фактах, скрыла это от Центрального комитета и взяла под защиту Берана.

Келлер считает, что в этом деле не все ясно и с политической стороны, поскольку Таусигова часто практиковала такой прием, какой она применила и в отношении Берана. Зная что-либо о члене партии, компрометирующее его, Таусигова обычно скрывала это от партии и держала этого члена партии в своих руках для того, чтобы использовать его в своих антипартийных целях. Вероятно, что Таусигова также поступила и с Бераном. Келлер не сомневается, что о деле Берана знал и Сланский.

4. По мнению Келлера, клика Сланского нанесла значительный ущерб в области идеологии. Лично Келлеру известно, что Швермова выступала в роли «теоретика» новых организационных принципов чехословацкой партии. Так, например, когда Келлеру было поручено написать брошюру об основных принципах большевистской партии и Келлер показал эту брошюру Швермовой, то Швермова заявила, что все это уже известно, обо всем этом уже написано у Сталина, на что Келлер ей ответил, что он и не пре-

 

тендует на то, чтобы написать что-либо новое об организационных принципах большевистской партии. Швермова в ответ на это заявила Келлеру, что за недостатком времени она еще не успела разработать основные принципы чехословацкой партии, однако в этой области ею уже кое-что делается. Теперь Келлеру понятно, почему в уставе партии (КПЧ) указывается, что партия не руководствуется учением Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина, а опирается на это учение. Враги, занимавшие руководящие посты в компартии Чехословакии, готовили ревизию марксистско-ленинского учения о партии.

Келлер считает, что значительный вред в области идеологии нанес также бывший секретарь ЦК по агитации и пропаганде Бареш. Келлер помнит, как Бареш запрещал употреблять такие термины, как «под руководством рабочего класса», «диктатура пролетариата», требуя, чтобы это заменили словом «трудящиеся». Указывая на то, что нельзя употреблять такие термины, как «под руководством рабочего класса», «диктатура пролетариата», Бареш объяснял это тем, что это сейчас несвоевременно.

5. По словам Келлера, западные радиостанции имеют хорошую информацию о положении в Чехословакии. Келлер предполагает, что, вероятно, руководство этих радиостанций имеет здесь сеть своих корреспондентов. Не исключено, что такие корреспонденты имеются прежде всего в Брно, откуда материал направляется в Австрию, в Остраве и в Праге.

Вызывает особенное беспокойство то, что слухи, распространяемые западным радио, оказывают влияние не только на рядовых членов партии, но и на их функционеров. В этом отношении особенно показателен факт с появившейся версией об аресте Запотоцкого. Единственным источником этой «утки» было западное радио. Тем не менее в некоторых районах руководители районных партийных организаций поверили этим слухам и были даже случаи, когда вычеркивали фамилию Запотоцкого из списков в почетный президиум.

О том, какое влияние имеет западное радио на население, Келлер привел, в частности, такой факт. В одном из районов Градец-Краловской области выступил на собрании кулак, который заявил, что «с меня Трумэна хватит по горло. Я поверил западному радио, не вступил в кооператив, не выполнил контингента поставок, за что меня оштрафовали на крупную сумму, зарезал своих коров, перестал обрабатывать землю, т.к. был убежден, слушая западное радио, что народно-демократический режим в ближайшее время рушится. Все это привело только к крупным убыткам и нанесло большой материальный ущерб моему хозяйству». Этот кулак заявил, что он дорого заплатил за то, что он верил передачам западных радиостанций.

6. Далее Келлер сообщил, что в Остраве все еще по-прежнему сложная ситуация. План добычи угля не выполняется. Строительство отстает от намеченных сроков. По мнению Келлера, Остравский обком партии и его секретарь Инеман не справляются с теми

 

задачами, которые сейчас возложены на Остраву. Несколько дней тому назад Инеман и другие члены обкома были в ЦК. Из их сообщений вытекает, что якобы в Остраве все горняки-фашисты и социал-демократы. Это лишь еще раз характеризует, что Остравский обком, хотя нужно подчеркнуть, что в Остраве сложная обстановка, не разбирается в обстановке, все сваливает в одну кучу и не руководит конкретно. Правда, в Остравской области сильное засилье социал-демократов, имеются и участники бывших фашистских организаций, но ни в коем случае нельзя называть всех горняков фашистами и социал-демократами.

О том, что в Остраве необходимо руководить конкретно, Келлер привел такой факт. Остравский район план добычи угля выполняет. В то же время районы Карвина и Орлова плана добычи не выполняют. Однако здесь следует учесть, что в Карвине и Орлове работают горняки преимущественно польской национальности, которые заражены националистическими тенденциями, вследствие той враждебной пропаганды, которую вела среди поляков группа бывшего депутата парламента Цисларжа. Есть основания полагать, что польский консул в Остраве был тесно связан с Цисларжем и поддерживал националистические стремления группы Цисларжа.

7. Говоря о Сланском, которого Келлер знает хорошо, Келлер заметил, что Сланский был освобожден от обязанностей секретаря ЦК еще перед войной решением ИККИ. В этом решении Сланскому запрещалось навсегда занимать этот пост. При этом Келлер заметил, что вот как плохо получается, когда забываем о старых решениях руководящих партийных организаций.

8. Келлер считает, что профсоюзы работают еще плохо. Необходимо менять все руководство Центрального комитета профсоюзов, поскольку оно не справляется с теми задачами, которые сейчас возлагаются на профсоюзы. Среди руководящих работников профсоюзов все время продолжается скрытая борьба. По мнению Келлера, в руководстве профсоюзов сколько людей, столько и группировок. Причем, председатель ЦК профсоюзов Зупка не может держать в руках секретарей, которые часто без его ведома обсуждают важнейшие вопросы.

9. На мой вопрос, какая существует связь между ЦК КПЧ и ЦК КПС, Келлер, засмеявшись, ответил: «Личная связь с тов. Широким хорошая, но с аппаратом ЦК КПС плохая, поскольку ЦК КПЧ недостаточно информирован о работе партийных организаций словацкой компартии, а работники ЦК КПЧ почти не выезжают и не знакомятся с работой парторганизаций в Словакии».

10. Келлер также указал, что еще и сейчас имеются люди, которые скомпрометировали себя в период оккупации, но занимают ответственные посты. Так, например, зам. начальника политического отдела канцелярии президента Кнапп, по имеющимся сведениям, якобы в период оккупации состоял членом еврейской организации, тесно сотрудничавшей с гестапо. Эта организация составляла список евреев, которые должны быть направлены в конц-

 

лагеря, а затем передавала их гестапо. Келлер пока не может доказать это документально, поскольку евреи, которые располагают фактами о Кнаппе, не желают об этом сообщить партийным органам, в связи с чем и не удается пока разоблачить Кнаппа.

11. В заключение Келлер сообщил, что некоторые парторганизации неправильно понимают вопрос о разоблачении Сланского и о борьбе с теми методами, которые проводила клика Сланского в партийной работе. Это особенно показательно для руководства Градец-Краловского обкома. Руководство Градец-Краловского обкома заявило, что в их организации не были установлены враги из клики Сланского, в связи с чем у них нет оснований вести борьбу против сторонников Сланского. В результате этого руководство Градец-Краловского обкома не вело борьбу против ошибочных антибольшевистских методов в партийной работе, не боролось за то, чтобы эти методы ликвидировать.

СОВЕТНИК ПОСОЛЬСТВА СССР
В ЧЕХОСЛОВАКИИ П.Крекотень

АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 34. П. 207. Д. 18. Л. 20-26. Подлинник.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Богомолову, в Генсекретариат, в IV ЕО МИД СССР. На документе имеется помета: «2 копии для ВПК и т. Красильникову А.И.Звонков».
2 Фейфар 3. — врач-кардиолог, научный сотрудник Института кровообращения; Брод Я. — с 1951 г. научный сотрудник, затем руководитель Института кровообращения. В годы Второй мировой войны находился в эмиграции в Англии, добровольно вступил в британскую армию.

 

 

№ 236

Донесение заместителя по политической части Главного
военного советника генерал-майора Н.И.Ряпосова
С.М.Штеменко о беседе с Г.Георгиу-Дежем
1

г. Бухарест

18 апреля 1952 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

НАЧАЛЬНИКУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА СОВЕТСКОЙ АРМИИ
ГЕНЕРАЛУ АРМИИ тов. ШТЕМЕНКО С.М.

Представляю донесение о вопросах, поставленных генеральным секретарем ЦК Румынской рабочей партии товарищем Георгиу-Деж в личной беседе со мной 15 апреля 1952 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Упомянутое в тексте на 11 листах.

ЗАМ. ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ГЛАВНОГО ВОЕННОГО СОВЕТНИКА
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР (Ряпосов)

 

18 апреля 1952 года
№ 00277

СОВ. СЕКРЕТНО

НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОВЕТСКОЙ АРМИИ

Генерал-полковнику тов. КУЗНЕЦОВУ Ф.Ф.

Докладываю о вопросах, поставленных генеральным секретарем ЦК Румынской рабочей партии тов. Георгиу-Деж в личной беседе со мной 15 апреля 1952 года.

15 апреля с.г. секретарь ЦК РРП тов. Кишиневский пригласил меня ознакомить его с состоянием партийно-политической работы в румынской армии. Спустя несколько минут после начала нашей беседы в кабинет к тов. Кишиневскому вошел генеральный секретарь ЦК РРП тов. Г.Деж и после того, как закончилось изложение о состоянии партийно-политической работы в армии, тов. Г.Деж указал, что в целях более конкретного руководства со стороны ЦК работой Главного политического управления секретариат ЦК уполномочил тов. Кишиневского, при этом тов. Г.Деж обратил внимание на необходимость и дальнейшего усиления партийно-политической работы в вооруженных силах РНР. Далее, обращаясь ко мне, тов. Г.Деж сказал, что он хочет ознакомить меня с последними решениями ЦК РРП:

1. О снятии с должности командующего ПВО страны, разжаловании и увольнении из армии члена ЦК генерал-майора ДОНЧА за антисоветское, националистическое, протитовское поведение, за обман ЦК и скрытие факта вступления в брак с советской гражданкой и зверское обращение с женой и детьми, за использование своего служебного положения в личных и корыстных целях (о чем в наших докладах неоднократно об этом указывалось).

Тов. Деж указал, что ЦК РРП принимал все меры к тому, чтобы т. ДОНЧА поставить на место, однако этого ДОНЧА не понял и очевидно не хотел понимать, он продолжал окружать себя сомнительными в политическом отношении людьми, перестал считаться с интересами государства и партийной дисциплиной, игнорировал указания военных советников, не работал над собой и допускал большие ошибки в своей практической работе. За такое поведение члена ЦК РРП секретариат ЦК решением 12 апреля отстранил ДОНЧА от занимаемой должности, разжаловал и предложил министру ВС уволить ДОНЧА из рядов румынской армии, а вопрос о его партийности передал на рассмотрение в Центральную контрольную комиссию.

Тов. Георгиу-Деж рассказал о том, что проявление правого оппортунизма в рядах РРП заключается в том, что Василиу Луко2 — секретарь ЦК РРП и другие вместо осуществления политики партии по укреплению союза рабочего класса с трудящимся крестьянством и неустанной борьбы с кулаком скатились на путь поблажек и систематических уступок капиталистическим элементам деревни; они недооценивают силу классовых врагов и опасности проникно-

 

вения кулацких элементов в колхозы. В своих выступлениях В.Лука ориентировался на так называемые «ключевые элементы» села, т.е. на зажиточные слои крестьянства.

Вместо решительной борьбы с кулаком, который в конце 1951 года отказался дать государству хлеб, чем создал значительные трудности в снабжении рабочих и служащих, В.Лука продолжал утверждать, что в Румынии нет кулаков-мироедов, а есть кулаки-труженики. В.Лука, будучи зам. председателя Совета министров и министром финансов, предоставил Министерство финансов и Государственный банк в руки враждебных элементов: А.Вижоли, А.Якоб, Модеран и др.

Эти враги народа пытались противопоставить В.Лука руководству партии, а сам Лука фактически изолировал от партии и правительства Министерство финансов. Так в период 1949—51 гг. было незаконно освобождено от с.х.налога 1.200.000 крестьянских хозяйств. С.х.налог устанавливался на базе заниженных доходов, особенно зажиточных крестьян. Количество кулацких хозяйств искусственно занижалось. Если в 1949 г. было 150.000 кулацких х-в, что составляло 5,5% всех крестьянских хозяйств, а фактически их было 7—10%, то при установлении обязательных поставок и с.х.налога облагалось всего лишь 50—60 тыс. — 2,5%.

Министерство финансов, идя на уступки кулацким элементам, устанавливало завышенные цены на с-х продукты и значительно пониженные цены на промышленные товары.

Все это привело к невыполнению плана заготовок и государственных закупок и позволило спекулянтам и кулакам поднять цены на рынке и оказать сопротивление экономическим мероприятиям государства.

Эти антипартийные взгляды в политике партии о союзе рабочего класса с трудящимся крестьянством, в вопросе обмена между городом и деревней и роли кооперации как регулятора рыночных цен неоднократно высказывал В.Лука в статьях и публичных выступлениях. На эти антипартийные позиции В.Лука вступил еще в 1947 году, отстаивая необходимость пересмотра установившихся соотношений между заработной платой и ценами на промышленные товары и на с/х продукцию и, не встречая решительного отпора, проводил в своей практической работе линию в угоду капиталистическим элементам.

В национальной политике партии В.Лука требовал создания Венгерской автономной национальной республики в рамках Румынской Народной Республики, утверждая, что «национальное единство сильнее классовых различий».

Пленум ЦК РРП, осудив проявление правого уклона в партии, назначил комиссию по расследованию деятельности В.Лука в Министерстве финансов и кооперации, поручил этой комиссии провести проверку аппарата Министерства финансов, Государственного банка и кооперации3.

Далее, продолжая беседу, тов. Георгиу-Деж изложил позиции по данному вопросу секретаря ЦК РРП, министра внутренних дел

 

Теохари Джиорджеску4, которую он занял на политбюро, пленуме ЦК и после пленума. При этом Георгиу-Деж сказал, что поведение Теохари я считаю наиболее опасным, чем В.Лука.

Теохари Джиорджеску после пленума ЦК, который осудил правооппортунистическую линию, проводимую Лука в вопросе союза рабочего класса с трудовым крестьянством, и усиления политики ограничения и вытеснения капиталистических элементов в деревне5, выразил свое решение о закрытом письме ЦК ко всем организациям и членам партии на этом письме, сделав различные пометки и знаки вопроса, явился ко мне и заявил о своем несогласии с этим документом, хотя он на пленуме ЦК за него голосовал. Кстати сказать, Теохари на политбюро и пленуме ЦК вел себя несерьезно, политической оценки поведения Лука не сделал, пытался отделаться шутками и репликами. После этого заявления Георгиу-Деж собрал секретариат ЦК для обсуждения этого заявления Теохари. На секретариате ЦК Теохари выступил в защиту В.Лука, повел себя наступательно, обвиняя членов ЦК в неправильной линии.

В течение пяти с половиной часов Теохари не признал своих ошибок. Такое поведение Теохари тов. Георгиу-Деж оценил как наиболее опасное, чем открытая антипартийная линия В.Лука. Наступательная тактика Теохари на секретариате ЦК есть ни что иное, по оценке тов. Деж, как попытка прощупать единство и крепость ЦК РРП после пленума и возможность сколотить блок.

При этом Георгиу-Деж указал, что сосредоточение власти в руках Теохари как зам. председателя Совета министров, ведающего органами народных советов, как министра внутренних дел, которому подчинены карательные органы, органы госбезопасности и милиция, как секретаря ЦК, ведающего руководящими партийными кадрами, он считает ненормальным и высказал соображения о необходимости освобождения Теохари с поста министра внутренних дел.

При этом тов. Г.Деж указал на исключительную засоренность органов госбезопасности и милиции чуждыми элементами как следствие слабой работы этих органов по борьбе с врагами и привел пример. В странах народной демократии вскрыты крупные шпионские гнезда, у нас же, отмечал он, органы госбезопаности не могут в течение нескольких лет довести до логического конца дела таких матерых врагов, как Патрашкану6, заместителя секретаря ЦК Фореша7, Т.Петреску и других. Потому что свидетели по их делу по непонятным причинам «исчезли или умерли», может ли, сказал тов. Г.Деж, при таком положении дел Теохари оставаться на посту министра внутренних дел.

К этому тов. Г.Деж добавил, что когда член политбюро ЦК Мирон Константинеску на секретариате ЦК сделал замечание Теохари о плохой работе органов госбезопасности по разоблачению врагов народа и засоренности госаппарата, в том числе и органов МВД, ему Теохари ответил, что надо больше смотреть в своем учреждении и нечего беспокоиться об органах госбезопасности. На что М.Константинеску ему законно ответил: засорен-

 

ность Госплана является следствием плохой работы органов госбезопасности, после этого М.Константинеску, и другие выехали на празднование 7 годовщины Освобождения Венгрии. Воспользовавшись этим случаем отсутствия М.Константинеску, Теохари без ведома ЦК, использовав свое положение, вскрыл несколько сейфов в кабинетах Госплана, изъяв из них ряд документов в целях того, как сказал Г.Деж, чтобы скомпрометировать перед ЦК М.Константинеску.

В заключение Г.Деж сказал, могу ли я быть уверенным, что при таком положении люди, подчиненные Теохари, не вскроют завтра мой и сейфы других членов ЦК РРП.

По всем этим вопросам тов. Г.Деж сказал мне, что он в ближайшее время будет в Москве и после этого, посоветовавшись там, он примет соответствующее решение и меры и просил об этом разговоре ничего не говорить министру Боднараш 8.

В прошлых квартальных докладах нами неоднократно указывалось, что деятельность и поведение Теохари Джиорджеску вызывают сомнение по следующим обстоятельствам:

1. В Румынии до сих пор не проведено ни одного сколько-нибудь крупного политического судебного процесса над врагами народа. Если при этом принять во внимание, что из 26 дипломатических миссий в Румынии 19 представляют империалистические государства.

Так в течение нескольких лет маринуется дело явных врагов Патрашкану и бывшего заместителя секретаря ЦК Фореша, [дела] под всякими предлогами затягиваются, а свидетели по непонятным причинам исчезли или «умерли» при загадочных обстоятельствах.

2. Бывший председатель Военного трибунала и начальник политических тюрем Румынии при фашистском режиме Антонеску ныне генерал Петреску, который в свое время судил всех нынешних руководителей Румынской рабочей партии, до сих пор является председателем Военного трибунала и ведет все политические процессы.

В 1951 году по нашей настоятельной рекомендации решением ЦК РРП он был уволен из рядов армии, однако же вскоре по настоянию Теохари был вновь восстановлен в должности и переведен в органы МВД.

3. В 1950 году с помощью наших советников были разработаны новые положения о судопроизводстве, уголовно-процессуальный кодекс и другие документы в соответствии с конституцией РНР, тем не менее эти документы продолжают лежать без движения у Теохари.

И еще хуже того, — люди, арестованные по разным причинам, без суда и следствия по единоличному решению министра внутренних дел Теохари направляются в исправительно-трудовые лагери и другие места заключения.

4. Обращает на себя внимание большая засоренность враждебными элементами органов, подведомственных Теохари как мини-

 

стру внутренних дел. Достаточно сказать, что продолжительное время у него заместителем по войскам МГБ пребывал военный преступник генерал-лейтенант Драгонеску — бывший начальник лагерей советских военнопленных в Румынии. С его личного ведома многие из них были зверски уничтожены. И после того, как он был исключен из рядов РРП, по настоянию Теохари генерал Драгонеску продолжает работать в органах МВД, только на другой должности.

5. О засоренности органов МВД свидетельствует и тот факт, как судебное следствие по делу 75 бывших работников МВД, которые, пользуясь покровительством Теохари, используя свое служебное положение, обворовывали государство, пользуясь кредитом и плановым государственным сырьем, завели частные производственные мастерские, фермы и тому подобное, а продукцию этих предприятий сбывали на рынке.

6. В Бухаресте имеется санитарно-бактериологический институт им. Кантакузина, этот институт, по утверждению наших специалистов тов. Алексеенко И.П. и Павлова П.В., разводит без всякой надобности живую культуру чумы и холеры.

Разведение живой культуры холеры в этом институте они объясняют необходимостью производства противохолерной вакцины.

Вот этот институт и эти в высшей степени опасные бактериологические средства находятся в руках профессора Михаяшть, этот профессор, по заявлению тов. Алексеенко, находился в тесной связи с английским консульством и американской миссией, а вокруг него группируется еще 15 проходимцев, среди них бывший личный врач Антонеску Темиш, полковники из свиты короля Михая и т.п. Тов. Алексеенко еще в апреле 1951 года докладывал Теохари как министру внутренних дел о положении дел в этом институте и в присутствии зам. Теохари по госбезопасности тов. Пантилие подробно рассказывал, какую опасность для страны в случае осложнения обстановки представляет культура холеры и чумы в руках этих проходимцев. Министр внутренних дел Теохари ответил, что у нас иногда увлекаются левизной, что выражается в гонении на старых специалистов без надобности. «Он же академик, крупный ученый и организатор», — сказал Теохари. По мнению тов. Павлова, работающего в этом институте советником, Михаяшть никакой не ученый и плохой организатор.

В разговоре с т. Алексеенко Теохари спросил его, интересуются ли этим институтом империалистические разведки? На это тов. Алексеенко ответил, что он убежден в том, что они очень интересуются таким институтом в Бухаресте, если они очень много внимания уделяли сравнительно небольшой и слабой бактериологической лаборатории Чехословакии, но несмотря на все это положение в институте не изменилось, больше того, фразу Теохари о том, что у нас увлекаются левизной в отношении старых специалистов, стал повторять и министр здравоохранения тов. Мерзо и другие.

 

Зам. министра госконтроля тов. Ванда Никольская в беседе с нашими товарищами по этому вопросу сообщила, что им (Госконтролю) говорят из Министерства внутренних дел, что им нечего лезть в этот институт и таким образом препятствуют расследованию дел в институте.

7. В личной беседе со мной министр госконтроля тов. Варило9 высказал, что у нас в Румынии очень слабая бдительность. Это выражается в том, что несмотря на выгодное стратегическое положение, которое занимает Румыния, она граничит с Советским Союзом и имеет общую границу с титовской Югославией, а также большие капиталовложения в прошлом империалистических государств, природные богатства Румынии, тем не менее у нас до сих пор не раскрыты шпионские и диверсионные гнезда империалистических разведок хотя мы повседневно чувствуем в своей работе их подрывную деятельность. При этом тов. Варило сказал «неужели империалистов менее интересует Румыния, нежели Болгария, где такой заинтересованности они не имеют, но раскрытие контрреволюционных элементов показало о их большой подрывной работе в Болгарии».

Информируя Вас об этом, считаю, что этот откровенный разговор тов. Г.Деж со мной в продолжении нескольких часов и в присутствии тов. Кишиневского, которого он просил переводить слова, которые он еще не совсем хорошо может выражать по-русски, этот разговор вызван необходимостью тов. Г.Деж, очевидно, проверить свои мысли и выложить перед советским человеком о тех нездоровых явлениях, сложившихся за последнее время в руководстве Румынской рабочей партией.

Я полагаю, что тов. Г.Деж, кроме того, имел в виду, что настоящий разговор будет известен ЦК ВКП(б). В заключение тов. Г.Деж сказал, что о поведении секретаря ЦК Теохари он еще не ставил в известность членов политбюро ЦК РРП 10, так как там имеются социал-демократы и просил об этом ничего не говорить и министру вооруженных сил Боднараш.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ВОЕННОГО СОВЕТНИКА
ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР (Ряпосов)

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1306. Л. 59-70. Заверенная копия.

___________________
1 24 апреля 1952 г. министр вооруженных сил СССР А.М.Василевский и С.М.Штеменко копию донесения Ряпосова «о некоторых руководящих лицах Румынской рабочей партии и их поведении» направили В.М.Молотову (РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1306. Л. 58).
2 Так в тексте. Правильно: Василе Лука.
3 Доклад комиссии, руководимой А.Могиорошем, 26 мая 1952 г. был обсужден и утвержден на заседании политбюро ЦК РРП (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 гг. Т. II. 1949—1953 гг. С. 744-745).

 

4 Так в тексте. Здесь и далее следует читать: Джорджеску.
5 Речь идет о пленуме ЦК РРП, состоявшемся 28 февраля — 1 марта 1952 г.
6 Так в тексте. Здесь и далее правильно: Пэтрэшкану. Следствие по «делу» Пэтрэшкану, действительно, затянулось. Отстраненный от политической жизни в начале 1948 г. Пэтрэшкану 24 августа 1948 г. был арестован, но до конца 1949 г. находился под домашним арестом. На том этапе он обвинялся в националистических проявлениях, что отразило, по нашему мнению, желание румынского руководства продемонстрировать свое согласие со сталинскими оценками (февраль 1947 г.) наличия в румынской компартии носителей национализма. Полученная в секретариате Информбюро в сентябре 1949 г. информация о подготовке к созданию в Румынии «общества или партии коммунистов-ветеранов, недовольных нынешним руководством и обстановкой в стране», упоминание в связи с этим имени Пэтрэшкану стали серьезным импульсом для эскалации обвинений. Крайне негативную роль сыграл в это время сотрудник се







Date: 2015-06-11; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.1 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию