Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2.1. Власть и руководство
При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:
Управление – процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий – управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой – различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с различными формами влияния менеджера на подчиненных, как должен вести себя менеджер, который является лидером, какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления людей на достижение целей организации. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелания, угрозу, приказ, мнение и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач, т.е. быть лидером. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителей, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Существуют пять основных форм власти: 1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть, основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть (власть примера). 5. Законная власть.
Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях. Слово «стиль» имеет греческое происхождение, и первоначально означало стержень для писания на восковой доске, а уже позднее употреблялось в значении «почерк».
Сегодня «Стиль руководства» – это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, это способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Стиль руководства представляет собой форму реализации методов управления. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип «почерк» руководителя, который регламентируется его личными качествами и действия которого повторить практически не возможно. Как нет на руке двух одинаковых отпечатков пальцев, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделил следующие стили руководства:
1. Авторитарный (директивный) – данный стиль характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Такой менеджер: единоначально решает все вопросы, не советуясь с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкций; не терпит возражений и замечаний в свой адрес; требует строгого выполнения инструкций, приказов; часто резок с людьми, всегда приказывает, командует, но никогда не просит. Руководитель такого коллектива обычно не информирует коллектив о действительном состоянии дел на предприятии, не раскрывает перспектив развития, а указывает только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижается активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат.
2. Демократический стиль – используется наиболее часто. Менеджер стремиться, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о состоянии дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, требователен, но справедлив, доверяет людям. Руководитель демократ отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. Дисциплина и порядок держатся на сознательности работников, а не на страхе перед руководителем. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, как правило, отсутствуют деструктивные конфликтные ситуации, высок престиж руководителя.
3. Либеральный (невмешательский) – руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное выполнение директив вышестоящих органов управления. Основные средства воздействия на коллектив - уговоры и просьбы. Такой менеджер боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в общении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет.
Каждый из перечисленных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Хороший руководитель использует преимущества каждого стиля в зависимости от сложившейся ситуации.
Управленческая решетка ГРИД разработана Р. Блейком и Дж. Мутоном. В данной системе представлены различные способы реализации полномочий руководителем. Действия руководителя осуществляется в двух направлениях: ось Х – забота о производстве – это стремление получить положительные производственные результаты, любой ценой, невзирая на персонал; ось У – забота о людях – это стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных трудовых условий, учет желаний и потребностей, повышение заработной платы, премирование. Балл 1 – низкая степень Балл 9 – высокая степень
У
1.1. “ Нищета управления”- Минимум заботы о производстве и о нуждах работников. Руководитель принимает лишь усилия для того, чтобы сохранить свое место в организации. 1.9. “Управление загородным клубом” - Минимальная забота о производстве сочетается с максимальной заботой о людях. Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками. При этом руководитель, ослабляет внимание к решению производственных задач. 5.5. Управление “человеком организации” - Теория руководителя с философией «золотой середины», т.е. нахождение компромисса, обеспечивающего мирное существование руководителя и подчиненных. Этот тип управления ориентирован на сохранение существующего положения. 9.1. Режим подчинения руководителю - Максимальная забота о производстве сочетается с минимальной заботой о подчиненных. Руководитель отдает приоритет максимизации производственных показателей, диктуя подчиненным, что и как они должны делать. 9.9. Коллективное управление – максимальная забота о производстве и о людях. Дополнительные типы руководства: 9+9 «Патернализм» (матернализм) - Высокий уровень заботы о производстве в сочетании с высоким уровнем заботы о людях. Отличается полом руководителя. «Оппортунизм» - сочетание нескольких подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя. «Фасадизм» - применяется, когда необходимо показать внешнюю сторону явлений. Руководитель избегает раскрывать свои намерения, и создает позитивную репутацию, помогающую поддерживать обман. Date: 2015-06-11; view: 591; Нарушение авторских прав |