Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Власть и руководство





При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Понятие власти, влияния и лидерства
  2. Способы влияние на людей. Формы власти
  3. Стили руководства
  4. Управленческая решетка ГРИД

 

 

Управление – процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий – управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой – различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с различными формами влияния менеджера на подчиненных, как должен вести себя менеджер, который является лидером, какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления людей на достижение целей организации.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

 

Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелания, угрозу, приказ, мнение и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач, т.е. быть лидером.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителей, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Существуют пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении.

2. Власть, основанная на вознаграждении.

3. Экспертная власть.

4. Эталонная власть (власть примера).

5. Законная власть.

 

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.

Слово «стиль» имеет греческое происхождение, и первоначально означало стержень для писания на восковой доске, а уже позднее употреблялось в значении «почерк».

 

Сегодня «Стиль руководства» – это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, это способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

 

Стиль руководства представляет собой форму реализации методов управления. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления.

 

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип «почерк» руководителя, который регламентируется его личными качествами и действия которого повторить практически не возможно. Как нет на руке двух одинаковых отпечатков пальцев, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

 

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделил следующие стили руководства:

 

1. Авторитарный (директивный) – данный стиль характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Такой менеджер: единоначально решает все вопросы, не советуясь с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкций; не терпит возражений и замечаний в свой адрес; требует строгого выполнения инструкций, приказов; часто резок с людьми, всегда приказывает, командует, но никогда не просит. Руководитель такого коллектива обычно не информирует коллектив о действительном состоянии дел на предприятии, не раскрывает перспектив развития, а указывает только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижается активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат.

 

2. Демократический стиль – используется наиболее часто. Менеджер стремиться, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о состоянии дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, требователен, но справедлив, доверяет людям. Руководитель демократ отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. Дисциплина и порядок держатся на сознательности работников, а не на страхе перед руководителем. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, как правило, отсутствуют деструктивные конфликтные ситуации, высок престиж руководителя.

 

3. Либеральный (невмешательский) – руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное выполнение директив вышестоящих органов управления. Основные средства воздействия на коллектив - уговоры и просьбы. Такой менеджер боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в общении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет.

 

 

Каждый из перечисленных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Хороший руководитель использует преимущества каждого стиля в зависимости от сложившейся ситуации.

 

 

Управленческая решетка ГРИД разработана Р. Блейком и Дж. Мутоном. В данной системе представлены различные способы реализации полномочий руководителем. Действия руководителя осуществляется в двух направлениях:

ось Х – забота о производстве – это стремление получить положительные производственные результаты, любой ценой, невзирая на персонал;

ось У – забота о людях – это стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных трудовых условий, учет желаний и потребностей, повышение заработной платы, премирование.

Балл 1 – низкая степень Балл 9 – высокая степень

Управление «загородным» клубом
Выделяют 5 основных типов руководства, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.

 

       
 
Высокая степень
   
 


У

9 1.9              
Коллективное управление
9.9

8                  
              9+9    
                   
          5.5      
Режим подчинения руководителю

                   
                   
                 
Низкая степень
1

1.1              
Х
9.1

                   

Высокая степень
Забота о производстве
«Нищета управления»

 

1.1. “ Нищета управления”- Минимум заботы о производстве и о нуждах работников. Руководитель принимает лишь усилия для того, чтобы сохранить свое место в организации.

1.9. “Управление загородным клубом” - Минимальная забота о производстве сочетается с максимальной заботой о людях. Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками. При этом руководитель, ослабляет внимание к решению производственных задач.

5.5. Управление “человеком организации” - Теория руководителя с философией «золотой середины», т.е. нахождение компромисса, обеспечивающего мирное существование руководителя и подчиненных. Этот тип управления ориентирован на сохранение существующего положения.

9.1. Режим подчинения руководителю - Максимальная забота о производстве сочетается с минимальной заботой о подчиненных. Руководитель отдает приоритет максимизации производственных показателей, диктуя подчиненным, что и как они должны делать.

9.9. Коллективное управление – максимальная забота о производстве и о людях.

Дополнительные типы руководства:

9+9 «Патернализм» (матернализм) - Высокий уровень заботы о производстве в сочетании с высоким уровнем заботы о людях. Отличается полом руководителя.

«Оппортунизм» - сочетание нескольких подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя.

«Фасадизм» - применяется, когда необходимо показать внешнюю сторону явлений. Руководитель избегает раскрывать свои намерения, и создает позитивную репутацию, помогающую поддерживать обман.

Date: 2015-06-11; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию