Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Мотивация работников





При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Мотивация и стимулирование работников.
  2. Содержательные теории мотивации.
  3. Процессуальные теории мотивации.

 

 

В истории человечества известны всего два способа обеспечения участия работника в деятельности организации: – заставить (принуждение) и заинтересовать (мотивация). Однако, труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работника в качественности его результатов.

 

Проблема мотивации труда злободневна не только для Беларуси, но и для всех государств, что обусловлено необходимостью роста производительности труда и повышения уровня доходности производства. Ежедневно менеджер сталкивается с проблемой мотивации труда сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

 

Человек, получивший образование, опыт, знания, навыки в определенной области хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам возможность реализовать себя, их труд будет высокоэффективным.

 

Значит, мотивировать сотрудников – это затронуть важные интересы и дать им шанс реализовать себя в процессе трудовой деятельности. А для того, чтобы интерес к своей работе не исчез, необходимо стимулировать сотрудников.

 

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к активной деятельности, определяют ее границы и формы и придают направленность, ориентированную на достижение определенных личных целей и коллективных задач.

 

Мотивация – это процесс побуждения к труду.

 

Управление деятельностью сотрудника осуществляется с помощью механизмов мотивации и стимулирования.

 

Под мотивом того или иного действия работника понимаются причины (пусть не всегда осознанные), побудившие его это действие совершить.

 

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

 

В основе процесса мотивации работника лежит удовлетворение его потребностей.

 

Потребность – это чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо (нужда), принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида (физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо).

 

Потребности служат мотивом к действию, когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

 

Стимулирование – это средство приведения в действие интересов, форма организации экономических отношений в процессе производства и распределения материальных благ.

Оно имеет различные виды. Одним из самых распространенных является материальное стимулирование, роль которого исключительно велика.

Материальная заинтересованность – есть осознанная людьми объективная связь между возможностью удовлетворить потребности и необходимостью решения тех или иных экономических задач.

 

Степень взаимосвязи между удовлетворением потребностей и результатом зависит от того, в какой мере на человека действуют стимулы.

 

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, и суть его состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

 

Стимулирование работников организации не ограничивается только уровнем заработной платы. Можно выделить следующие виды стимулирования.

 

Неденежное стимулирование – этобесплатные либо льготные путевки на отдых, лечение, бытовое обслуживание, материальные подарки, предоставление служебного жилья, лучшее оборудование, инструмент и т.д.

Социальное стимулирование – социальное признание, участие в управлении, наделение полномочиями, создание условий для профессионального и карьерного роста.

Психологическое стимулирование – личные психологический комфорт, ощущение защищенности, причастность к делам фирмы, конструктивное профессиональное общение.

Творческое стимулирование – это возможность для раскрытия творческих способностей, творческого потенциала сотрудников, самореализация, самосовершенствование.

Моральное стимулирование – уважение со стороны коллег и руководства, помещение на доску почета, устная похвала, благодарность, присвоение определенных званий, вручение почетных грамот, переходящие вымпелы и другие знаки отличия и т.д.


 

Современные теории мотивации можно разделить на две группы:

 

1. Содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений человека, которые заставляют его действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, из связь с мотивацией человека к деятельности, пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

 

 

2. Процессуальные теории мотивации - базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В них анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т.е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей.

 

 
 

 


Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение мотивации.

2. Дайте определение стимулирования.

3. В чем заключаются отличительные особенности мотивации от стимулирования работников?

4. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

5. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.







Date: 2015-06-11; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию