Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения
При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:
При изучении этой темы необходимо уяснить, что цель управления – это выполнение реальной работы реальными людьми для достижения успеха организацией. Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляется с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
Управленческая проблема – это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Причины возникновения проблем: неверные правила, ошибочные требования, непредвиденные обстоятельства, неправильные действия и др. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения. Управленческое решение – обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо наоборот, воздержаться от них. Для принятия управленческих решений необходимо обладать информацией. Поэтому в данной теме раскрывается, что собой представляет информация, какая она бывает и как происходит обмен ею.
Процесс управления – это совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей.
Он обладает рядом специфических свойств: · Непрерывность. · Цикличность. · Зависимость эффективности управления от последовательности его этапов. · Динамичность. · Устойчивость. · Импульсивность.
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильное решение. Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависит от способности менеджера в нужный момент собрать, проанализировать и объяснить имеющуюся информацию. Информация – предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми. В процессе управления информация – это совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой систем и внешней среды. Она является основой процесса управления. Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации и ее непрерывным движением.
Информация, используемая для управления, подразделяется на:
· текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи (документированная. недокументированная).
Информация, используемая в процессе управления должна удовлетворять следующим требованиям:
1. необходимое и достаточное количество и качество информации, причем доминирующее значение имеет качественная сторона; 2. достоверность и точность информации; если информация является недостаточной или приблизительной, возможно принятие решения с катастрофическими последствиями; 3. своевременное получение информации; запоздалая информация не представляет практического интереса; 4. полезность; для принятия решения необходима определенная, конкретная информация; 5. технологические характеристики информации: плотность ее размещения, возможность сохранения ее в различных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, представления и т.д.
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Цели коммуникаций:
1. обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления; 2. совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией; 3. создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий; 4. регулирование и рационализация информационных потоков.
В зависимости от способа обмена информацией различают:
· Коммуникации на основе письменного обмена информацией.
В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
· отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее; · сообщение; · канал или средство передачи информации; · получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Решение – это выбор альтернативы. Вместе с тем, решение – это продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или понижает эффективность функционирования организации.
Решения, принимаемые в системе управления, могут быть классифицированы по различным признакам:
1. длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые; 2. степень обязательности: носят категорический характер, характер рекомендаций; 3. содержание: экономические, социальные, организационные, научные; 4. по формам принятия решения: единоличные, коллегиальные, коллективные; 5. по способу принятия, основанные на: интуиции, знаниях и здравом смысле, с помощью рациональной процедуры; 6. по степени определенности ситуации: в условиях определенности, риска, неопределенности.
Каждое управленческое решение, принимаемое в системе управления предприятием в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:
1. иметь ясную цель (в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно); 2. быть обоснованным, т.е. содержать количественную, расчетную основу, объединяющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных; 3. иметь адресата и сроки исполнения, т.е. иметь ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений; 4. быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями; 5. быть правомочным, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей; 6. быть эффективным, т.е. наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам; 7. быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы, как, когда и где действовать; 8. быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения еще может привести к поставленной цели; 9. обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.
Разработка управленческих решений – это один из важнейших управленческих процессов, от его эффективности в значительной степени зависит успех дела.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней культурой и т.д. Тем не менее, существует общая для любого процесса принятия решений технология. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям:
1. подготовка решения – проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения; 2. принятие решения – осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения; 3. реализация решения – принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Способы представления процесса принятия решений различны. В их основе – различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. В определенном смысле универсальным является ситуационный подход, он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, а подготовка, принятие и реализация решения осуществляется на основе всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в 3 группы: · неформальные; · коллективные; · количественные.
Неформальные методы принятия решений основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Коллективные методы принятия решений: 1. метод номинальной групповой техники – построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
2. Метод Дельфы – часто используется в случаях, когда сбор группы невозможен. Более того, в соответствие с методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, т.е. обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут. Разработка осуществляется в следующей последовательности: · членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме; · каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно; · результаты ответов собираются в центре, и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений; · каждый член группы получает копию этого материала; · ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения; · предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
3. Мозговая атака – сущность метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения вслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) большого объема информации.
Различают: · линейное моделирование – используются линейные зависимости; · динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; · вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания; · теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решений в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений; · имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. Практическая работа № 3 Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации
Вопросы для самоконтроля:
Date: 2015-06-11; view: 3028; Нарушение авторских прав |