Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента
При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы: 1. Понятие о менеджменте, предмет и содержание науки 2. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению) 3. Категории менеджмента 4. Принципы менеджмента
Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.
Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова «manage» - менедж – управлять.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
Существует 3 класса управления: - в неживой природе (технических системах); - в организмах (биологических системах); - в обществе (социальных системах)
Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент Менеджмент > Руководство Субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению. Объект менеджмента – чаще всего выступает работник, но это может быть и предприятие (организация) или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности, процессы, системы.
Предмет науки управления - это отношения управления, возникающие между руководителями и подчиненными.
Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах: · как вид деятельности и процесс управления; · как науку и искусство управления; · как аппарат управления деятельностью современной организации.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке. Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Категории, используемые в управлении: · объект и субъект управления; · функции; · виды; · методы; · принципы. Виды менеджмента: · стратегический менеджмент; · маркетинговый менеджмент; · производственный менеджмент; · финансовый менеджмент; · кадровый менеджмент; · инновационный менеджмент.
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Принципы менеджмента: · Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления · Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении · Принцип научной обоснованности управления · Принцип плановости · Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности · Принцип демократизации управления · Принцип мотивации
Данные принципы не являются какой-то догмой (положение, неизменное при всех обстоятельствах), т.к. экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.
Вся история человечества – это и история управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались люди, которые направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья). Например, строительство египетских пирамид, где необходима была четкая организация работы множества людей и контроль за их деятельностью. Поэтому, управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности, в любой период истории развития общества. Эволюция менеджмента – это процесс его изменения, исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину. Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики управления: I период – древний период (начиная с 9-7 тыс.лет до н.э. до 18 в) самый длительный
II период – индустриальный период (1776-1890)
III период – период систематизации (1856-1960)
IV период – информационный период (1960г. по настоящее время)
В начале 20 в США и странах Зап. Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение 4 основные концепции менеджмента.
1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.), наиболее яркими представителями которой являлись Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. Основной заслугой этой школы было доказательство того, что управление – это самостоятельная специальность, и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые выполняют, как это было до сих пор, а те которые умеют управлять профессионально.
2. Школа административного управления (1920 – 1950 гг.). Основатели школы - Анри Файоль, Линделл Урвик, Джеймс Муни стремились создать универсальные принципы эффективного управления организацией в целом, сосредотачивая внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности (задачах управления).
3. Школа «человеческих отношений» (1930 – 1950 гг.) в ее основе было осознание человеческого фактора как основного элемента эффективных организаций. Наиболее яркие ее представители – Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Роберт Оуэн. 4. Школа поведенческих наук (начиная с 50-х годов по настоящее время), представленная Крисом Анджерисом, Ренсисом Лайкертом, Дугласом Мак-Грегором, Абрхамом Маслоу и др., основной упор делает на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, содержания и качества трудовой жизни. В ходе развития теории управления взгляды на менеджмент претерпевали различные изменения. Многие школы предлагали свое понимание сущности и основных идей управленческой деятельности. Наиболее общим, можно сказать философским, взглядом на менеджмент является подход.
Подход – это главная (концептуальная) идея.
Современные подходы к менеджменту имеют свои особенности. Они рассматривают управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, зависящее от внутреннего состояния и внешнего окружения организации. Такие подходы нередко называют синтетическими.
В менеджменте выделяют следующие современные подходы к управлению, которые внесли большой вклад в развитие теории и практики управления:
Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. Такое разделение труда образует уровни управления: Date: 2015-06-11; view: 795; Нарушение авторских прав |