Периодизация возрастного развития (по Д.Б. Эльконину)
Возрастной
период
| Ведущая деятельность
| Объект познавательной деятельности
| Какая сфера психики преимуществен-
но развивается
| Новообразования возраста
| Младенчество (от рождения до 1 года)
| Непосредственное эмоциональное общение
| Отношения
| Личностная (потребностно-мотивационная)
| Потребность в общении. Эмоциональные отношения
| Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
| Предметно-манипулятивная
| Предметы
| Познавательные процессы
| Речь и наглядно-действенное мышление
| Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)
| Сюжетно-ролевая игра
| Отношения
| Личностная (потребностно-мотивационная)
| Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
| Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет)
| Учебно-познавательная
| Начала наук
| Интеллектуально-познавательная
| Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия
| Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
| Деятельность общения в процессе обучения и труда
| Основы наук. Система отношений в разных ситуациях
| Личностная (потребностно-мотивационная)
| Стремление к «взрослости»
| Старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет)
| Учебно-профессиональная
| Основы наук и профессиональ-
ной деятельности
| Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно-мотивационная)
| Профессиональные интересы
|
2.Возрастные особенности развития, их учет в педагогическом процессе.
Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям:
-особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические);
-особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);
-особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду).
Знание закономерностей возрастного развития детей — одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности. Учитывать возрастные особенности в педагогическом процессе значит: знать меру сил и возможностей детей каждой возрастной группы; ориентироваться на те черты, которые очень слабо развиты; предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования.
3.Основные закономерности психофизиологического развития:
1.Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды. Л.С. Выготский выделил стабильные и критические возрастные периоды, называя их возрастными кризисами.
Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека.
Критические периоды (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.
В детском возрасте принято выделять:
1) кризис первого года жизни;
2) кризис трех лет;
3) кризис шести — семи лет;
4) подростковый кризис.
2.Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий.
Важно учитывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:
зону актуального развития — это существующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний;
зону ближайшего развития — это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта.
3.Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности (табл. 19).
4.Сущность индивидуального подхода в обучении.
Наряду с учетом возрастных особенностей детей педагог должен учитывать в педагогическом процессе особенности их индивидуального развития.
Индивидуальные особенности могут проявляться в:
-физическом состоянии и здоровье,
-познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатков к изучению разных предметов),
-чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте),
-степени восприимчивости педагогических влияний (уровне обучаемости и воспитуемости).
Индивидуальное развитие зависит от природных задатков и условий жизни.
Суть индивидуального подхода состоит в гибком использовании педагогических методов, средств, форм, исходя из интересов, наклонностей, свойств, качеств, притязаний и возможностей каждой личности, с целью достижения оптимальных результатов педагогического процесса по отношению к каждому воспитаннику. Например, поручение воспитаннику заданий в соответствии с его возможностями и способностями, создание заданий специальных ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества.
Индивидуальный подход — необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое педагогическое воздействие преломляется через индивидуальные особенности личности. Индивидуальный подход необходим каждому воспитаннику, как «трудному», так и благополучному, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:
1.Охарактеризуйте периодизацию возрастного развития детей Д.Б. Эльконина.
2.Расскажите о возрастных особенностях развития детей, их учете в педагогическом процессе.
3.Выделите и обоснуйте основные закономерности психофизиологического развития.
4.Что значит учитывать индивидуальные особенности личности в педагогическом процессе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственной практики.
5.Приведите из собственного опыта спортивной или учебной деятельности примеры учета тренером, педагогом по физической культуре индивидуальных особенностей воспитанников.
Практическая работа:
Практическая работа № 20. «Особенности личностного развития детей школьного возраста». Заполнение таблицы.
Заполните таблицу, опираясь на жизненный опыт и содержание учебного занятия. Сформулируйте практические рекомендации педагогу по работе с детьми каждого выделенного возраста.
Date: 2015-06-11; view: 878; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|