Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация возрастного развития (по Д.Б. Эльконину)
2.Возрастные особенности развития, их учет в педагогическом процессе. Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям: -особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические); -особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения); -особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду). Знание закономерностей возрастного развития детей — одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности. Учитывать возрастные особенности в педагогическом процессе значит: знать меру сил и возможностей детей каждой возрастной группы; ориентироваться на те черты, которые очень слабо развиты; предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования. 3.Основные закономерности психофизиологического развития: 1.Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды. Л.С. Выготский выделил стабильные и критические возрастные периоды, называя их возрастными кризисами. Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте принято выделять: 1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис шести — семи лет; 4) подростковый кризис. 2.Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий. Важно учитывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития: зону актуального развития — это существующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний; зону ближайшего развития — это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта. 3.Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности (табл. 19). 4.Сущность индивидуального подхода в обучении. Наряду с учетом возрастных особенностей детей педагог должен учитывать в педагогическом процессе особенности их индивидуального развития. Индивидуальные особенности могут проявляться в: -физическом состоянии и здоровье, -познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатков к изучению разных предметов), -чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте), -степени восприимчивости педагогических влияний (уровне обучаемости и воспитуемости). Индивидуальное развитие зависит от природных задатков и условий жизни. Суть индивидуального подхода состоит в гибком использовании педагогических методов, средств, форм, исходя из интересов, наклонностей, свойств, качеств, притязаний и возможностей каждой личности, с целью достижения оптимальных результатов педагогического процесса по отношению к каждому воспитаннику. Например, поручение воспитаннику заданий в соответствии с его возможностями и способностями, создание заданий специальных ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества. Индивидуальный подход — необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое педагогическое воздействие преломляется через индивидуальные особенности личности. Индивидуальный подход необходим каждому воспитаннику, как «трудному», так и благополучному, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы: 1.Охарактеризуйте периодизацию возрастного развития детей Д.Б. Эльконина. 2.Расскажите о возрастных особенностях развития детей, их учете в педагогическом процессе. 3.Выделите и обоснуйте основные закономерности психофизиологического развития. 4.Что значит учитывать индивидуальные особенности личности в педагогическом процессе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственной практики. 5.Приведите из собственного опыта спортивной или учебной деятельности примеры учета тренером, педагогом по физической культуре индивидуальных особенностей воспитанников.
Практическая работа: Практическая работа № 20. «Особенности личностного развития детей школьного возраста». Заполнение таблицы.
Заполните таблицу, опираясь на жизненный опыт и содержание учебного занятия. Сформулируйте практические рекомендации педагогу по работе с детьми каждого выделенного возраста.
Date: 2015-06-11; view: 852; Нарушение авторских прав |