Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация возрастного развития (по Д.Б. Эльконину)





 

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Какая сфера психики преимуществен- но развивается Новообразования возраста
Младенчество (от рождения до 1 года) Непосредственное эмоциональное общение Отношения Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (от 1 года до 3 лет)   Предметно-манипулятивная Предметы Познавательные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)   Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия
Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет) Деятельность общения в процессе обучения и труда Основы наук. Система отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к «взрослости»
Старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет)   Учебно-профессиональная Основы наук и профессиональ- ной деятельности Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно-мотивационная) Профессиональные интересы

 

2.Возрастные особенности развития, их учет в педагогическом процессе.

Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям:

-особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические);

-особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);

-особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду).

Знание закономерностей возрастного развития детей — одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности. Учитывать возрастные особенности в педагогическом процессе значит: знать меру сил и возможностей детей каждой возрастной группы; ориентироваться на те черты, которые очень слабо развиты; предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования.

3.Основные закономерности психофизиологического развития:

1.Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды. Л.С. Выготский выделил стабильные и критические возрастные периоды, называя их возрастными кризисами.

Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека.

Критические периоды (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

В детском возрасте принято выделять:

1) кризис первого года жизни;

2) кризис трех лет;

3) кризис шести — семи лет;

4) подростковый кризис.

2.Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий.

Важно учитывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:

зону актуального развития — это существующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний;

зону ближайшего развития — это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта.

3.Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности (табл. 19).

4.Сущность индивидуального подхода в обучении.

Наряду с учетом возрастных особенностей детей педагог должен учитывать в педагогическом процессе особенности их индивидуального развития.

Индивидуальные особенности могут проявляться в:

-физическом состоянии и здоровье,

-познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатков к изучению разных предметов),

-чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте),

-степени восприимчивости педагогических влияний (уровне обучаемости и воспитуемости).

Индивидуальное развитие зависит от природных задатков и условий жизни.


Суть индивидуального подхода состоит в гибком использовании педагогических методов, средств, форм, исходя из интересов, наклонностей, свойств, качеств, притязаний и возможностей каждой личности, с целью достижения оптимальных результатов педагогического процесса по отношению к каждому воспитаннику. Например, поручение воспитаннику заданий в соответствии с его возможностями и способностями, создание заданий специальных ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества.

Индивидуальный подход — необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое педагогическое воздействие преломляется через индивидуальные особенности личности. Индивидуальный подход необходим каждому воспитаннику, как «трудному», так и благополучному, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

 

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.Охарактеризуйте периодизацию возрастного развития детей Д.Б. Эльконина.

2.Расскажите о возрастных особенностях развития детей, их учете в педагогическом процессе.

3.Выделите и обоснуйте основные закономерности психофизиологического развития.

4.Что значит учитывать индивидуальные особенности личности в педагогическом процессе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственной практики.

5.Приведите из собственного опыта спортивной или учебной деятельности примеры учета тренером, педагогом по физической культуре индивидуальных особенностей воспитанников.

 

Практическая работа:

Практическая работа № 20. «Особенности личностного развития детей школьного возраста». Заполнение таблицы.

 

Заполните таблицу, опираясь на жизненный опыт и содержание учебного занятия. Сформулируйте практические рекомендации педагогу по работе с детьми каждого выделенного возраста.

 







Date: 2015-06-11; view: 852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию