Раздел 3. Психология личности (102 часа)
Лекции - 12 часов. Самостоятельная работа 90 часов.
Тема 9. Проблема психологии личности в психологии (4 часа). Предпосылки современных представлений о личности. Исторические особенности становления и развития представлений о личности. Личность в философии, социологии и психологии. Многозначность понятия личности в современной психологии. Социальные условия развития личности. Роль социализации в формировании личности.
Теория в психологическом исследовании личности. Теория в психологии личности и ее специфика. Функции теорий личности. Структура теории личности.
Методы исследования личности.
Бихевиористский подход к рассмотрению личности. Специфика бихевиористского рассмотрения личности. Необихевиористская традиция в рассмотрении проблематики личности – синтез когнитивной и поведенческой ориентаций. Психоаналитическое направление в теории личности. Классический психоаналитический взгляд на личность. Индивидуальная теория личности А. Адлера. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга. Психодинамический подход к рассмотрению личности. Причины выделения психодинамического подхода из классического психоанализа. Эпигенетический принцип в Эго-теория личности Э. Эриксона.. Стадии психосоциального развития. Гуманистическая психология. A.Маслоу. (Целостность личности, неуместность экспериментов, наличие внутреннего мира, творческий потенциал, психическое здоровье личности как норма, иерархия мотивов, самоактуализация и самореализация как основной мотив развития, дефицитарные мотивы и мотивы роста, личностный рост). Гуманистическая теория личности Э Фромма (преодоление одиночества, позитивная свобода, экзистенциальные потребности, социальные типы характера). Экзистенциально-феноменологический подход к личности. Интеракционистский подход к анализу личности. Диспозиционное направление в теории личности. Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности. Когнитивная традиция в теории личности. Когнитивный подход к рассмотрению личности. Личностный конструкт как элемент структуры личности. Проблема личности в отечественной психологии.
Вопросы по теме № 9 для самостоятельного изучения (20 часов):
1. Дискуссия о предмете психологии личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).
2. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Предварительные представления о структуре личности.
3. Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
4. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С. Выготский, Б.Н. Ананьев, Л.И. Божович).
5. Радикально-бихевиористский подход к поведению личности Дж. Уотсона.
6. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры: концепция взаимного детерминизма; ожидаемая самоэффективность; саморегуляция познания и поведения; научение через моделирование; подкрепление; саморегулируемое изменение.
7. Теория социального научения Дж. Роттера: потенциал поведения; ожидания; значимость подкрепления; психологическая ситуация; прогноз поведения; потребности; локусы контроля.
8. Ранние ревизии подхода З. Фрейда (А. Адлер, К. Г. Юнг). “Эго”, комплексы индивидуального бессознательного, архетипы коллективного бессознательного.
9. Социокультурная теория личности К.Хорни (развитие личности; этиология неврозов; стратегии компенсации базальной тревоги; ориентации личности).
10. Концепция психологической защиты А. Фрейд.
11. Теория объектных отношений (В. Файерберн, Д. Винникот, М. Малер, О. Кернберг). Понятие объекта и объектных отношений. Влияние характера обращения в раннем детстве на проблемность личности.
12. Гуманистическая теория личности Э. Фромма (преодоление одиночества, позитивная свобода, экзистенциальные потребности, социальные типы характера). 13. Гуманистическая трактовка сущности человека в концепции К. Роджерса. Личность и ее потенциал развития. Личностный рост. Иерархия потребностей и мотивов поведения. Самоактуализация.
14. Развитие личности. Основные параметры личности. Ребенок и внутренние критерии развития.
15. Соотношение врожденного и приобретенного (социального) в развитии личности. Роль субъективного опыта в развитии личности. Деформация личностного развития.
16. Специфика феноменологического подхода к рассмотрению личности.
17. Специфика экзистенциального подхода к личности.
18. Интеракционистский подход к личности.
19. Специфика факторного подхода к рассмотрению личности.
20. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта: понятие личности; концепция черт; понятие проприума; функциональная автономия; природа человека; подход к личности с позиций факторного анализа.
21. Факторная модель личности В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского.
22. Основные характеристики когнитивистского подхода к структуре личности (Ф. Франселла, Д. Баннистер, С. Эпстейн).
23. Деятельностный подход к проблеме личности.
24. Диспозиция как элемент анализа строения личности (К.К. Платонов, В.А. Ядов). 25. Структура личности в теории установки (Д.Н. Узнадзе и др.).
26. Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна.
27. Структурные компоненты самосознания: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Самоотношение и самооценка (В.В. Столин, И.И. Чеснокова).
28. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
29. Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В.Давыдов).
Тема 10. Направленность личности (2часа). Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Историческая природа потребностей человека. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические теории мотивации. Проблема биологической и социальной детерминации мотивации.
Проблема мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе человека. Кризисы детского возраста и смена ведущей мотивации. Исследования мотивации различных видов деятельности – мотивация, обучения, мотивация труда.
Определения понятия направленности личности в отечественной психологии. Различные проявления направленности. Проблема социальных потребностей и мотивов. Ценностные ориентации и установки. Мотивация достижений. Самооценка, уровень притязаний, фрустрации в развитии личности. Методы исследования мотивационной сферы личности.
Вопросы по теме № 10 для самостоятельного изучения (20 часов):
1. Мотив как результат опредмечивания потребностей.
2. Мотивы и установки. Потребности и эмоции
3. Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации.
4. Разновидности биологических потребностей, их строение. Специфика биологических потребностей человека.
5. Развитие биологической мотивации в онтогенезе. Поисковая активность как особая фаза развития потребностей. Роль безусловных раздражителей в развитии потребностей.
6. Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредствованность интеллектом мотивации человека.
7. Особенности опредмечивания потребностей в условиях высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека.
8. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста (Д.Б.Эльконин).
9. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения.
10. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы.
11. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования.
12. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.
13. Ситуативное развитие мотивации. Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования.
14. Основные подходы к изучению мотивации.
15. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии: основные понятия,.принципы, представления о механизмах, методы исследования.
16. Специфика исследований мотивации в школе К.Левина: основные понятия и результаты.
17. Уровень притязаний и его исследование.
18. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии. Когнитивный диссонанс.
19. Потребность в игре, специфика ее проявления у человека.
20.Особенности эстетической и нравственной мотивации, их развитие в онтогенезе. 21. Результаты исследований мотивации труда и учебной деятельности.
22. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффиляции, помощи, власти, агрессии.
23. Проблема отклонений в мотивационном развитии человека. Мотивация преступного поведения.
24. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности.
Тема 11 Темперамент и характер (2 часа). Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Соотношение темперамента и характера.
Характер и его формирование. Общее представление о строении характера. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стил Подходы к изучению индивидуального характера. Типологические модели характера. Методы и методики изучения характерактерологических особенностей личности.
Вопросы по теме № 11 для самостоятельного изучения (20 часов):
1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
2. Классические теории темперамента.
3. Современные представления о типах высшей нервной деятельности человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М.Русалов, Я. Стреляу, Х. Айзенк).
4. Изучение свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуально-психологических различий.
5. Методы экспериментального исследования типологических свойств нервной системы.
6. Проблема психологических проявлений свойств нервной системы в трудовой и учебной деятельности.
7. Постановка проблемы характера в классическом психоанализе З Фрейда. 8. Проблема характера в индивидуальной психологии А.Адлера.
8. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
9. Характер в телесно ориентированном психоанализе: В.Райх, А.Лоуэн.
10. Социодинамические теории характера: Э.Фромм, К.Хорни.
11. Строение тела и особенности психики. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Конституциональные теории характера: Э.Кречмер, У.Шелдон.
12.Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф. Лазурский).
13. Клинический подход к изучению индивидуального характера.
14.Типологическая модель характера К.Леонгарда.
15.Акцентуированная черта как основа классификации характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко.
16.Проблема характера в работах Б.С.Братуся.
Тема 12. Психология способностей (2 часа). Понятие о способностях. Связь способностей со свойствами ВНД человека. Психоморфологизмы в учении о способностях. Способности и характер. Формирование способностей. Талантливость и гениальность. Диагностика способностей и тестология. Общие и специальные способности: методы их изучения. Дискуссии в отечественной психологии о наследственных предпосылках способностей. Теории способностей в зарубежной психологии. Способности и развитие личности.
Общий интеллект. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Проблемы надежности и валидности тестов. Тесты на общий интеллект и специальные способности. Структура интеллекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей. Интеллект и креативность.
Вопросы по теме № 12 для самостоятельного изучения (15 часов):
1. Основные проблемы психологии способностей.
2. История учений о способностях в различных направлениях психологической науки.
3. Предпосылки развития способностей.
4. Соотношение общих и специальных способностей.
5. Соотношение способностей и склонностей.
6. Понятия одаренности, таланта, гениальности.
7. Представления о природе и структуре интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.
8. Преимущества и недостатки измерения интеллекта методом тестов.
9. Проблема развития способностей.
Тема 13. Типология индивидуальности (2 часа). Индивидуально-психологические особенности человека. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.
Понятие о типологии и типах в психологии. Различные основания построения типологий индивидуальных различий. Типологии темперамента.
Сравнительный обзор различных типологий характера и типологий личности.
Вопросы по теме № 13 для самостоятельного изучения (15 часов):
1. Преимущества и недостатки типологического подхода.
2. Сравнительный анализ различных типологий (гуморальных, конституциональных), их вклада в современное понимание природы индивидуальных различий.
3. Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания.
4. Исследовательские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер.
5. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии характера.
6. Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.
7.Проблема соотношения характера и личности.
8.Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности.
Date: 2015-06-11; view: 873; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|