Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распределение дисциплины по темам и видам работ (очная форма обучения)
Содержание дисциплины Раздел 1. «Введение в общую психологию» - 90 часов: Лекции - 10 часов, Самостоятельная работа - 80 часов
Тема 1. Общее представление о психологии как науке (2 часа). Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Житейская и научная психология: связь и различия. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения, а также определенном социальном институте. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения, деятельности. Функции и структура психики.
Вопросы по теме № 1 для самостоятельного изучения (15 часов): 1. Описательные характеристики психических явлений. 2. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. 3. Предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания. 4. Специфика психологического познания. 5. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности. 6. Психология и практика. Особенности практической психологии. 7. Отрасли психологии и критерии их выделения. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения. 8. Предмет и структура общей психологии. 9. Основные категории и понятия, используемые в научной психологии. 10. Представления о функциях и структуре психики человека.
Тема 2. История развития представлений о предмете психологии (4 часа). Исторический подход к пониманию предмета психологии. Роль истории психологии как отрасли психологической науки в развитии современной психологии. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции. Понятие ассоциации в психологии. Виды и свойства ассоциаций. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба. Современные проблемы, понятия и направления психологии. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Целостный подход в психологии. Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Идеографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М.Сеченова, И.П.павлова, Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилова, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и их последователей). Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории “деятельность” в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Современные подходы к определению предмета психологии. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке.
Вопросы по теме № 2 для самостоятельного изучения (30 часов): 1. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. 2. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка. 3. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. 4. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс), примеры их исследования. 5. Кризис «классической» эмпирической психологии сознания. 6. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция». 7. Проблема обусловливания. Понятие научения. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. 8. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э.Толмена. 9. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Примеры экспериментальных исследований. 10. Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии. 11. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии. Номотетический подход в современной когнитивной психологии. 12. Две линии развития психических процессов человека. 13. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. 14. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского. 15. Метод формирования как метод исследования ВПФ. 16. Знак и значение. 17. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.Лурии. 18. Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. 19. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. 20. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. 21. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований. 22. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. 23. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. 24. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. 25. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. 26. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. 27. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части»действия (П.Я.Гальперин). Виды и свойства операций. 28. Принцип единства сознания (психики) и деятельности. 29. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. 30. Проблемы интериоризации и экстериоризации. 31. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин). 32. Принципы исследования в отечественной психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип системности.
Тема 3. Методология исследования и система методов психологии (2 часа). Понятие о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Связь методов психологии с методами других наук. Проблема соотношения субъективного и объективного методов в психологии. Этапы психологического исследования. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификация методов психологии. Методы организации научного психологического исследования: лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Наблюдение и эксперимент, их виды и особенности. Опрос, анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. психодиагностиченские методы, метод тестов. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.
Вопросы по теме № 3 для самостоятельного изучения (20 часов): 1.Понятия методологии, метода, методики в психологии. 2. Специфика методов психологии по сравнению с методами других наук. 3. Классификация методов психолгического исследования (по Б.Г.Ананьеву). 4.. Методы общей психологии. 5. Классификации методов в зарубежной и отечественной психологии. 6.. Деление методов на экспериментальные и неэкспериментальные. 7..Методы научные и практические, описательные и конфирматорные (направленные на проверку гипотез), качественные и количественные, срезовые и лонгитюдные, с одним испытуемым и группой. 8. Классификация эмпирических методов психологии. 9.. Эксперимент как основной метод современной психологии. Способы выделения связей между независимыми и зависимыми переменными (физическая изоляция, рандомизация, статистический контроль). 10. Виды экспериментов. Квазиэксперименты. Естественный и формирующий эксперимент как квазиэкспериментальные методы. 11. Методы опроса: Структурированный и полуструктурированный опрос, анкетирование, беседа. 12. Тесты и их виды. 13. Косвенные методы получения информации, анализ продуктов деятельности. 25. Сравнительно-генетические методы. 14. Научное наблюдение: формулирование цели; выбор объекта, определение единиц, формирование выборки, выбор степени и формы включенности исследователя в ситуацию, выбор способа регистрации данных. Самонаблюдение. 15. Валидность методов: внутренняя и внешняя; критериальная и конструктная. 16. Этические проблемы психологического исследования. 17. особенности методов психологического воздействия на человека.
Тема 4. Эволюционное введение в психологию (2 часа). Роль психики в эволюции живых существ. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Гипотеза А.Н.леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Роль психики в эволюции животного мира (А.Н.Северцов). Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри). Возникновение, историческое развитие и структура сознания. Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Психика человека и сознание человека: соотношение между ними. Неосознаваемые процессы в психике человека. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Качественное отличие «средств» у животных и «орудий» у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизведения. Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка.
Вопросы по теме № 4 для самостоятельного изучения (15 часов): 1. Разные точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). 2. Проблема субъективных и объективных критериев психического. 3. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности, биологического смысла. 4. Психика как ориентировочная «часть» (функция) деятельности субъекта. 5. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук). 6. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение. 7. Роль психики в биологической эволюции. 8. Происхождение сознания человека в антропогенезе. 9. Сравнение сознания человека и интеллекта животных.
Date: 2015-06-11; view: 589; Нарушение авторских прав |