Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. Психические процессы (88 часов)
Лекции - 8 часов, самостоятельная работа - 80 часов Тема 5. Психология ощущения и восприятия (2 часа). Чувственный уровень познания. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в истории учений об ощущениях. Многообразие ощущений, их классификации. Специфика ощущений различной модальности. Свойства ощущений. Проблема измерения чувствительности. Основной психофизический закон. Понятие восприятия. Различные подходы к пониманию закономерностей восприятия в истории психологии. Теории восприятия. Понятие апперцепции. Построение перцептивного образа. Роль движений и деятельности в формировании образов восприятия. Перцептивные действия, этапы их формирования. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие человека человеком.
Вопросы по теме № 5 для самостоятельного изучения (20 часов): 1. Понятие и значение ощущений. Различные представления о роли ощущений в отражении реальности (теории И.Мюллера, Г.Гельмгольца и др.). 2. Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. 3. Классификация ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений. 4. Чувствительность и ее изменения. 5. Измерение чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. 6. Сенсорная организация человека. 7. Субсенсорный диапазон. 8. Закономерности построения образа восприятия. 9. Методы исследования восприятия. 10. Особенности восприятия пространства, времени, движения. 11. Иллюзии и галлюцинации. 12. Развитие восприятия в онтогенезе человека. 13. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория. 14. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла. 15. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Примеры зкспериментальных исследований на новорожденных животных, младенцах, прозревших слепых. 16. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Перцептивные действия, этапы их формирования. 17. Определение и виды константности восприятия. Процедура ее измерения. Коэффициент константности. 18. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт). Психофизический (психофизиологический) параллелизм, его психологический смысл (на примере гештальтпсихологии). 19. Зрительные иллюзии. 20. Восприятие движения. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Параллакс. Оценка скорости и направления движения. Иллюзии движения. Автокинетический эффект. 21. Физиологические основы слухового восприятия. Параметры слуховых ощущений и их физические корреляты: громкость, высота, тембр. Локализация звука. 22. Дефекты слухового восприятия. Эмоциональное воздействие звука. 23. Тактильный анализатор. Механизм осязания. Пороги тактильной чувствительности на разных участках тела. Роль движений в тактильном ощущении. Активное и пассивное осязание. 24. Экологическая концепция восприятия. Методы исследования восприятия.
Тема 6. Психология памяти, внимания, воображения (2 часа). Роль памяти в жизни и деятельности человека. Память и другие психические процессы. Теории памяти. Деятельностный подход в исследованиях памяти (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Процессы памяти. Виды памяти. Память и деятельность. Развитие памяти. Индивидуальные особенности памяти. Понятие и основные функции внимания. Внимание как ключевая проблема сознания. История учений о внимании. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания. Понятие воображения. Функции воображения. Различные подходы к воображению в истории психологии. Виды воображения. Развитие воображения. Воображение и творческие способности.
Вопросы по теме № 6 для самостоятельного изучения (20 часов): 1. Сравнительный анализ различных теорий памяти. 2. Роль ассоцианизма в исследованиях памяти, открытие закона памяти Г.Эббингаузом. 3. Память и научение. 4. Физиологические, биохимические основы памяти и механизмы памяти. 5. Выделение видов и типов памтяи по различным основаниям. 6. Основные характеристики процессов памяти. 7. Общий обзор методов и методик исследования памяти. 8. Феноменология памяти. Забывание в повседневной жизни. Аномалии памяти. Феноменальная память. Виды амнезий. Гипермнезии. Парамнезии. Ложные воспоминания. 9. Исследование памяти в когнитивной психологии 10. Понятие мнемической деятельности: её роль и место в жизнедеятельности человека. 11. Основные характеристики и формы произвольного запоминания. Понятие мнемической направленности. Задачи и установки запоминания. 12. Мотивация и продуктивность произвольного запоминания. Мотивация и забывание. Анализ причин и механизмов забывания в работах Фрейда. 13. Экспериментальное исследование припоминания действий и забывания намерений в школе Левина: эксперименты Биренбаум и Зейгарник. Эффект Зейгарник. 14.Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Анализ исследований П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. 15. Проблема развития памяти и различные подходы к её постановке и решению. Развитие сознания и уровни памяти. 16. Память и старение. Социализация памяти человека. 17. Роль средств в организации и развитии памяти. Память и речь. 18. Основные виды, функции и критерии внимания. Свойства и типы внимания. 19. 19. Проблема внимания: история и современное состояние. Внимание как проблема междисциплинарных исследований. 20. Внимание как ключевая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. 21. Учение Вундта об апперцепции. Виды и функции апперцепции. 22. Полярное представление о внимании в структурной психологии Титченера: внимание как атрибут процессов сознания. Виды и свойства внимания по Титченеру. 23. Моторная теория внимания Рибо. 24. Теория волевого внимания Ланге: характеристика подхода, определение, механизмы и виды внимания. 25. Проблема внимания в гештальтпсихологии: внимание как эго-объектная сила. 26. Обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры экспериментальных исследований. 27. Возрождение фундаментальных исследований внимания и возникновение когнитивной психологии. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. 28.Деятельностный подход к постановке и решению проблемы внимания и его варианты. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности. 29.Принцип развития и необходимость его реализации в исследовании внимания. Генетические классификации видов внимания. Социальная природа высших форм внимания. Внимание как высшая психическая функция по Выготскому. 30. Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания. 31. Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания по Гальперину. 32.Проблема путей и способов развития внимания. 33. Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия. 34. Творческое воображение как построение способов представления реальности. 35. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов. 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве. Соотношение результатов фундаментальных и прикладных исследований творчества. 37.Эмпирические описания “творческой личности” и житейские представления о ней.
Тема 7. Психология мышления и речи (2 часа). Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Феномены мышления. Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства. Общефилософские основы психологического изучения мышления. Познание и мышление: проблема объективности и истины. Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, "искусственного интеллекта". Специфика психологического изучения мышления. Подходы к пониманию мышления в истории психологии. Классификация видов мышления. Мышление как процесс решения задач. Исследования основных операций мышления. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Разные подходы к проблеме развития мышления. Мышление и обучение. Основные методы. Методики и процедуры исследования мышления. Понятие речи как психического процесса и как процесса, регулирующего всю психическую деятельность человека. Соотношение речи и языка. Функции речи. Слово как единица мышления и речи. Методы исследования речи. Виды речи. Развитие речи в онтогенезе.
Вопросы по теме № 7 для самостоятельного изучения (20 часов): 1. Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. 2. Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Ах Н., Марбе К.). 3. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление - новый объект исследований (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер). 4. Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований принципа удовольствия и принципа реальности. Проблема мотивации мышления. Участие защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. 5. Понимание мышления Дж.Уотсоном. Мышление и речь – бихевиористский вариант решения проблемы. Исследования мышления в необихевиоризме. 6.Методология изучения мышления как познавательного процесса в когнитивных теориях: информационная парадигма. 7. Критерии выделения мышления как особого познавательного процесса. Общая характеристика мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач.. 8. Характеристика и сравнение основных видов мышления. 9. Основные методы, методики и процедуры экспериментальных исследований мышления. 10. Исследования мышления в школе С.Л.Рубинштейна. Основные процессуальные формы мышления: анализ, синтез, анализ через синтез, обобщение. 11. Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин). Умственное действие, его виды и характеристики, типы ориентировочной основы. Формирование умственных действий и развитие мышления. 12.Описание стадий мыслительного процесса (схемы Г.Уоллеса, К.Дункера, О.Зельца, школа С.Л.Рубинштейна). 13. Основные подходы к изучению интеллекта и способностей: история и современное состояние. Роль биологических и социальных факторов в их развитии. 14.Структура интеллекта и проблема измерения уровня его развития. Понятие коэффициент интеллекта (IQ). 15. Диагностические возможности интеллектуальных тестов. Проблема тестирования творческого мышления. Соотношение уровня развития интеллекта и творческого мышления. 16. Индивидуальные особенности и типы мышления: а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности: параметры и методы диагностики; б) типологические подходы к классификации "мыслящих личностей". 17. Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к изучению мышлению. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация. 18. Эмоции и мышление. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности. Феномены эмоционального обнаружения проблемы, эмоционального решения и эмоционального закрепления хода решения. 19. Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Интеллектуальная стадия в развитии психики. Основные направления исследования интеллекта животных. Развитие мышления в антропогенезе. Труд и становление мышления как особой познавательной деятельности (по А.Н.Леонтьеву). 20. Культурно - историческая концепция развития мышления человека. Психологическая характеристика "первобытного", архаического мышления. Специфика "античного" и "средневекового" мышления. Особенности мышления в тоталитарном обществе. 21. Онтогенетический подход к выделению стадий развития мышления. речи и представления мира ребенком. Экспериментальные исследования онтогенеза мышления и речи. 22. Стадии развития интеллекта (концепция Ж.Пиаже). Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Роль онтогенетических исследований для общепсихологической концепции мышления. 23. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского и проблема изучения речевого мышления. 24. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. 25.Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи. 26. Процесс и условия развития речевого мышления. Основные этапы развития значений по Л.С.Выготскому: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий. 27. Язык и речь. Речь и речевая деятельность. Вербальное и невербальное общение. 28. Виды и функции речи. Проблема взаимоотношений речи и мышления в различных психологических концепциях. 29. Психофизиологические исследования внутренней речи. 30. Мышление как процесс понимания. Основные проблемы психологии мышления. Соотношение понятий «мышление» и «ум», «мудрость», «рассудок», «разум», Тема 8. Психология эмоций и воли (2 часа). Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Специфика психического отражения в эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Основные проблемы психологии эмоций. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновение эмоционального процесса. Данные экспериментальных исследований и теоретические представления о соотношении эмоций и процессов познания. Предметность эмоций. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Проблема возможности экспериментального исследования эмоций. Методы исследования эмоций. Выражение эмоций. Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.
Вопросы по теме № 8 для самостоятельного изучения (20 часов): 1. Учение об аффектах Б.Спинозы. 2.Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Представление В.Вундта о слиянии чувств и их влиянии на протекание познавательных процессов. 3.Интеллектуалистическая трактовка эмоций. 4.Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. 5.Теория Джемса-Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Критика данной теории (Э.Клапаред, У.Кеннон). 6.Физиологические теории эмоций. 7.Современные зарубежные концепции эмоций. 8.Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, П.В.Симонова. 9.Условия возникновения эмоционального процесса. Данные экспериментальных исследований и теоретические представления о возникновении эмоций. 10.Освещение вопросов о функциях эмоций в различных концепциях. Функции оценки, побуждения, регуляции познавательных процессов (закрепления, торможения, следообразования, предвосхищения, эвристическая), коммуникации, активации. 11.Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. 12. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. 13. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. 14.Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Диагностика аффективных следов. Последствия сильных переживаний. 15.Стресс (напряженность). Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. 16.Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. 17.Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации 18.Гнев и агрессия. 19.Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. 20.Эмоции успеха-неуспеха. 21.Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека. 22.Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение. 23.Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций. Физиологические показатели эмоций. 24.Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы. 25. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. 26. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора.
Date: 2015-06-11; view: 642; Нарушение авторских прав |