Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип взаимосвязи качественных, и количественных характеристик





Восхождение от единичного к общему обеспечивает выделение общего из отдельного, отделение его от единичного, а также создание целостных идеальных образов, образование общих понятий и соответствующих общих суждений. Но оно не может отделить необходимое от случайного, в связи с чем не способно дать истинного знания. Восхождение от общего к единичному способно привести к истинному знанию, но при условии, если общие посылки, из которых выводятся менее общие и единичные, суждения, отражают необходимые свойства и связи действительности. Отделить же общие суждения (определения), отражающие необходимые свойства и связи, от общих суждений (определений), фиксирующих случайные свойства и связи, сама по себе дедукция не может. Для этого требуются новые формы мышления и особые формы связи субъекта с исследуемой действительностью. В частности, необходима разработка соответствующих гипотез и обращение к практике для их проверки. В разрабатываемых гипотезах прежде всего предпринимается попытка раскрыть обусловленность того или иного выявленного свойства соответствующими факторами, его детерминированность теми или иными обстоятельствами. Одной из форм детерминации свойств исследуемого объекта является обусловленность качественных его характеристик (изменений) количественными и, наоборот, количественных характеристик (изменений) качественными.

Рассматривая объект во всех его связях и отношениях, субъект выявляет присущие ему свойства и осмысливает их не только в плане принадлежности данному объекту или многим, но и с точки зрения того, что они характеризуют в объекте - качество или количество, указывают ли на то, чем объект является, или на его величину, размеры.

На первых, начальных ступенях познания объекта его выявляемые качественные и количественные характеристики

рассматриваются как самостоятельные, независимые друг от друга, как сосуществующие. Но по мере дальнейшего развития познания субъект начинает выявлять и фиксировать их взаимосвязь, взаимозависимость. Данную закономерность познания можно проследить на истории развития знаний о теплоте и электрических явлениях.

В самом деле, замечая случаи тепловых излучений, люди прежде всего направляли свое внимание на то, чтобы понять, что собой представляет это явление, то есть стремились уяснить его качество. С этой целью они сравнивали его с движением нагретого воздуха, световыми лучами (Шееле, 1778 г.) и другими явлениями. В результате исследований, в частности, было установлено (Ламберт, 1779 г.), что распространение и отражение «лучистой теплоты» происходит так же, как и световых лучей. По мере выявления качественных характеристик теплового излучения ученые стали переходить к исследованию количественной стороны данного явления.

Значительный шаг в исследовании количественных характеристик теплового излучения сделал шотландский физик Джон Лесли. Он установил, что количество испускаемых телом тепловых лучей пропорционально повышению его температуры. Од также обнаружил, что способность лучеиспускания у различных тел не одинаковая. Д. Лесли нашел, что наибольшей способностью испускания тепловых лучей обладает сажа. Приняв ее лучеиспускательную способность за 100, он определил, что у бумаги она равна 98, у льда — 85, у ртути — 20, у олова, серебра, меди, золота — 12 и т. д. Несколько позже опыты Д. Лесли были повторены итальянским физиком М. Меллони, который получил примерно такие же данные. Исследуя количественную сторону лучеиспускательной способности, Д. Лесли выявил ее связь с лучепоглощательной способностью тел. Он установил, что тела, сильно излучающие тепло, имеют большую поглощаемость и, наоборот, чем меньше тело излучает тепла, тем меньше оно и поглощает его.

Мы видим, что качественные и количественные характеристики при изучении теплового излучения на первых порах рассматривались как вполне самостоятельные, не связанные между собой.

Эту закономерность можно наблюдать и на истории познания электрических явлений.

Например, обнаружив свойство натертого янтаря притягивать легкие тела, люди прежде всего задались целью понять, что собой представляет это явление, то есть выяснить его качественную сторону. Чтобы уяснить, какими особенностями оно обладает, они сравнивали его с другими явлениями. Сопоставляя электрические явления с магнитными, английский физик Д. Джильберт еще в XVII в. отметил, что электрическая сила возникает благодаря трению, что она исчезает при соприкосновении с некоторыми телами, притягивает самые различные тела и т. д. Несколько позже немецкий физик О. фон Герике заметил, что ненаэлектризованное тело сначала притягивается наэлектризованным, а затем, после того как они коснутся друг друга, отталкивается, и сделал отсюда вывод о том, что наряду с электрическим притяжением существует и электрическое отталкивание. Он установил также, что некоторые тела способны проводить электричество от одного тела к другому. В 1728 г. английский физик С. Грей, обобщая, ряд проведенных им опытов с электричеством, сделал вывод о том, что все тела делятся на проводники и изоляторы. Спустя некоторое время французский физик Ш. Дюфе установил, что электричество качественно неоднородно, что существует два его рода. К первому роду он отнес электричество, получаемое посредством трения в стекле, драгоценных камнях, волосах, шерсти и т. д., ко второму — получаемое в янтаре, смоле, шелке и т. д. III. Дюфе также определил, что тела, наэлектризованные электричеством одного и того же рода, отталкиваются, тела же, наэлектризованные электричеством разного рода, притягиваются. Затем физики Э. Клейст и Мусхедбрук открыли явления, связанные с заряжением и разрядкой бу-


тылки, названной впоследствии лейденской банкой, а английский физик Д. Кантон открыл такое явление, как способность тела, находящегося на изолированней подставке, наэлектризовываться в результате приближения к лему заряженного тела. В 1758 г. русский физик Ф. У. Т. Эпинус, сравнивая электрические силы с силами тяготения, высказал мысль о действии электрических сил на расстоянии. Итальянский физик Джованни Беккарио заметил способность электричества разлагать воду и т. д.

Так, выявляя одно за другим свойства электричества, ученые составляли себе все Солее и более полнее представление о его качестве.

После определенного уяснения качественной стороны электрических явлений внимание исследователей стало переключаться на выявлениеих количественных характеристик. Решающий шаг в этом направлении был сделан французским физиком Ш. Кулоном. Используя созданный им прибор для измерения сил электрического воздействия (крутильные весы), он установил, что сила, с которой действуют друг на друга два одинаково наэлектризованных тела, уменьшается в том же отношении, в каком возрастает квадрат расстояния между ними. Вместе с тем Ш. Кулон показал, что электрическое притяжение или отталкивание возрастает с увеличением зарядов взаимодействующих наэлектризованных тел. Установив ряд существенных количественных характеристик электричества, французский физик вывел единицу измерений электричества.

Начиная с XIX в. наблюдается переход к исследованию взаимосвязи качественной и количественной сторон электрических явлений. В 1802 г. русский физик В. В. Петров установил, что электрический ток, достигший известной силы, проходя через угольные электроды, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, превращается в свет. В 1826 г. немецкий физик Г.Ом выявил зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного

сечения и природы вещества, из которого он сделан. Несколько позже немецкий физик Рисе открыл зависимость выделяющегося в проводнике тепла от количества электрического заряда, а русский физик Э. X. Ленд и английский физик Дж. Джоуль установили, что количество тепла, выделяющегося при прохождении электрического тока по проводнику, зависит от сопротивления проводники, силы тока и времени и т. д.


Точно так же качественные и количественные характеристики теплового излучения, вначале представлявшиеся как две самостоятельные, не связанные между собой группы свойств, при дальнейшем, более глубоком изучении обнаружили свою зависимость друг от друга. В 1800 г. английский астроном и оптик В. Гершель установил, что в различных частях спектра теплота распределяется неодинаково. Помещая термометр в каждый из семи главных цветов, он определил, что тепловой эффект особенно значителен в части спектра, соответствующей красному цвету, и в части спектра, ему предшествующей. По направлению к фиолетовому цвету тепловые действия лучей убывают. Несколько позже, в 1886 г., американский астрофизик С. Ланглей довольно точно установил распределение энергии в солнечном и других спектрах. Он, например, выявил, что места спектра, соответствующие волнам 0,55(i — 0,60 pi, то есть желтым и зеленым лучам, имеют максимальную величину энергии. Он также показал, что по направлению к красному и фиолетовому концам спектра энергия значительно падает. Далее, изучая спектр Солнца, С. Ланглей обратил внимание на то, что максимум энергии в нем перемещается в ту или иную сторону в зависимости от толщины атмосферного слоя, который вынуждены проходить идущие от Солнца лучи. Чем более тонкий атмосферный слой они проходят (чем выше положение Солнца), тем больше максимум энергии в спектре перемещается к фиолетовому концу. И наоборот, чем более толстый слой атмосферы проходят лучи (чем ниже положение Солнца), тем больше максимум энергии

будет смещен в сторону красного конца спектра. Аналогичное явление С. Ланглей заметил и при изучении распределения энергии в инфракрасном спектре, излучаемом угольной сажей при разных температурах.

Следовательно, по мере накопления знания о качественной и количественной сторонах исследуемого объекта познание переходит к выявлению их взаимной связи.

Взаимозависимость качественных и количественных характеристик впервые теоретически была осмыслена и выражена в виде всеобщего закона перехода количества в качество Гегелем. На материалистической и научной основе этот закон получил всестороннее осмысление и дальнейшую разработку в марксистской философии. Обобщая достижения естествознания своего времени, Ф. Энгельс показал, что взаимосвязь качественных и количественных характеристик материальных образований, переход количественных изменений в качественные и обратно имеет место во всех областях действительности, о чем наглядно свидетельствуют данные наук о природе и обществе. В физике, отмечает Ф. Энгельс, «каждое изменение есть переход количества в качество — следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы... Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока электрической лампочки накаливания раскалилась до свечения... так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения,— поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, и у каждого газа имеется своя критическая точка, при достижении которой давление и охлаждение превращают его в капельножидкое состояние. Одним словом, так называемые константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела,— где, следовательно, количество переходит в качест-


во» 1. Обращаясь к химии, Энгельс продолжает: «Но сжит величайшие триумфы открытый Гегелем закон природы празднует в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава,.. Как отличен веселящий газ (закись азота N2O) от азотного ангидряда (пятиокиси азота N2O5)! Первый — это газ, второй, при обыкновенной температуре,— твердое кристаллическое тело. А между тем все отличие между ними до составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими расположены еще три других окисла азота (NO, N2O3, NO2), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга» 2. Данные факты, так же как и факты из общественных наук, приведенные Энгельсом в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы», убедительно показывают, что переход количестве иных изменений в качественные является всеобщим законом, действующим во всех областях действительности.

Некоторые западные философы, враждебно относящиеся к марксизму, отвергающие его теоретические положения, выступают и против данного Ф. Энгельсом обоснования всеобщности основных законов диалектики. Так, французский философ П. Раймон пишет, касаясь закона перехода количественных изменений в качественные; «Закон взаимопревращения количества и качества присутствует в обеих работах (имеются в виду работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг».—4. Ш.),.. То деньги, накапливаясь, превращаются в капитал, то прибавление атомов дает определенное вещество, то мамлюки, увеличиваясь в количестве, становятся из победителей побежденными, то от физики происходит переход к химии, то движения взаимно превращаются друг в друга.. то свойства тел меняются в зависимости от их температуры... Но разве изменения всегда

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 387.

2 Там же, с. 387—388.

являются только количественными? Так, например, недостаточно накопить денет, чтобы сделать из них капитал, именно функция денег различает эти два термина, а не количество их; недостаточно увеличивать число атомов, чтобы получить другое вещество, ведь в то же время изменяется и их организация; недостаточно изменить число мамлюков, чтобы они стали побежденными, но именно их специфическая организация и методы ведения сражения способствуют или препятствуют победе, в зависимости от их количества. Приводя эти примеры, Энгельс, таким образом, в свою очередь игнорирует действительность экономики, химии и тактики, а его «диалектика» игнорирует науку»1.

Когда П. Раймон говорит о том, что недостаточно накопить деньги, чтобы они превратились в капитал, так же как недостаточно увеличить число атомов, чтобы получить новое вещество, ибо в первом случае нужно еще добиться того, чтобы деньги стали выполнять соответствующую функцию, а во втором — изменить организацию атомов в молекуле, он в принципе выражает правильную мысль. Действительно, для того, чтобы количество превратилось в качество, необходимо, чтобы количественные изменения тех или иных факторов вызвали изменение качества, преобразование свойств и связей, указывающих на то, что собой вещь представляет. Но эту-то мысль как раз и обосновывает Ф. Энгельс. Количественные изменения не непосредственно переходят в новое качество, а через качественные изменения, представляющие собой скачок, перерыв непрерывности.

Аналогичным образом обстоит дело и с мамлюками. Ф. Энгельс специально подчеркивает, что увеличение числа Мамлюков влияет па победу не само по себе, а лишь в преломлении через определенную их организацию.

Таким образом, не Ф. Энгельс игнорирует действительное положение вещей, «реальность экономики, химии,

1 Raymond P. MateriaUsme dialectique et logique. P., 1877, p. 117.

тактики», данные науки, а автор, пытающийся его критиковать. В самом деле, П. Раймон хочет убедить нас в том, что закон перехода количественных изменений в качественные не действует в природе и обществе, а действительность и изучающие ее науки свидетельствуют о том, что он действует повсюду, во всех областях действительности, во всех материальных образованиях.

Марио Бунге, отвергая два других закона диалектики — законы единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания,— готов признать данный закон, но сопровождает это различными оговорками и уточнениями.

Во-первых, он считает.невозможным сам переход количественных изменений в качественные и обратно. Во-вторых, по его млению, качество и количество не являются противоположностями. «В любом случае,— заявляет он,— количество не противополагается качеству, если последнее принимается тождественным свойству»1. В третьих, из всего содержания закона М. Бунге рассматривает как имеющую смысл лишь вторую его часть, то есть обусловленность количественных изменений качеством, но и та, по его мнению, сама то себе не относится к диалектике, поскольку не выражает противоречия. Он пишет: «Вторая часть ночти тривиальна: если свойство А переходит в свойство В, то способ изменения В отличен от способа изменения А. Но отметим, что, поскольку эта гипотеза не содержит типично диалектического понятия противоположности, она сама по себе не является типично диалектическим утверждением, если, конечно, не совершается та ошибка, что и количество и качество не рассматриваются как взаимно противоположные»2. В-четвертых, даже в таком «уточненном», а в действительности очищенном от диалектичности виде закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, по Бунге, не может быть законом. В лучшем случае его

1 Bunge М. A Critical Examination of Dialectics.— In: Dialectics. International Institute of Philosophy. The Hague, 1975, p. 72.

2 Bunge М. Method, Model and Matter. Dordrecht, 1973, p. 182.

можно считать гипотезой: «...тезис количества—качества имеет смысл и даже может быть истинным. Тем не менее его следует принять скорее как гипотезу, а не как то, чему следует слепо доверять...» 1

Таким образом, уточнения формулировки закона перехода количественных изменений в качественные и обратно, по сути дела, выхолащивают его диалектическую суть, с тем чтобы сделать его приемлемым для мышления, отрицающего какие-либо противоречия в объективной действительности, а вместе с этим и переход противоположностей друг в Друга.

Но современное развитие науки доказывает, что в объективной действительности господствует диалектика, что ее законы охватывают все области действительности, все материальные образования, являются универсальными. «...Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» 2.

Но вернемся к закону перехода количественных изменений в качественные. Итак, качество и количество в вещи находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Качественная определенность существенным образом зависит от количества соответствующих элементов, образующих вещь, изменения взаимодействий между ними, а также изменений количественных характеристик тех или иных ее сторон, которые эти взаимодействия вызывают.

Однако следует иметь в виду, что не всякое количественное изменение вызывает изменение качества. Существует определенная самостоятельность качественной и количественной определенностей, особые границы, в пределах кото-

1 Bunge М. A Critical Examination of Dialectics,— In: Dialectics, p. 72.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 367.

рых количественные изменения не вызывают изменения качества. Эта относительная самостоятельность качественных и количественных характеристик и обусловливает то обстоятельство, что на первых, начальных ступенях познания того или иного материального образования его качественные и количественные характеристики рассматриваются как сосуществующие, не связанные между собой.

Взаимосвязь качества и количества — единство противоположностей. В самом деде, количественная и качественная определенности имеют противоположные тенденции: количество постоянно изменяется, качество относительно устойчиво, остается одним я тем же, пока количественные изменения не достигнут определенного предела, не выйдут за рамки меры. Выход количественных изменений за эти рамки обусловливает изменение качества, его преобразование в другое качество. Но с появлением нового качества изменяются и количественные характеристики, возникает новая количественная определенность, которая, изменяясь в рамках данного качества, при достижении известного предела вызывает его изменение, и т. д. без конца. Материя развивается путем постепенного накопления количественных изменений, перехода их в свою противоположность — качественные изменения, обусловливающие соответствующие количественные изменения, формирование нового качественного состояния и т. д. без конца.

Если качественные характеристики зависят от количественных характеристик, а количественные, в свою очередь, от качественных, то в процессе познания объекта следует не только фиксировать эти характеристики, но и выявлять их взаимосвязь, взаимообусловленность, составляющую важнейший момент его сущности.

Взаимообусловленность качества и количества, качественных изменений и изменений количественных в исследуемой области действительности может служить исходным методологическим принципом при построении теории. В частности, принцип взаимообусловленности качества и коли-

чества играл такую роль при построении периодической системы химических элементов Д. И. Менделеевым. Он обратил внимание на то, что всем химическим элементам свойствен определенный атомный вес, причем каждый элемент имеет свой, сугубо специфический атомный вес. Д. И. Менделеев предположил, не определяется ли их природа, а вместе с тем и их свойства атомным весом. С этой целью он распределил различные химические элементы в порядке возрастания их атомных весов и заметил, что их свойства периодически повторяются. Это уже говорило о том, что свойства химических элементов зависят от их атомных весов. После выделения общей количественной стороны необходимо было, исходя из нее, объяснить специфические качественные характеристики, свойственные отдельным группам химических элементов, а также присущие атомам одного и того же элемента.

В той мере, в какой это было возможно при том уровне развития науки, Д. И. Менделеев решил данную задачу. Исходя из атомного веса как общего принципа или общей основы группировки всех химических элементов в учитывая свойства, присущие той или иной группе элементов, он объединил их в стройную систему, которая не только включила в себя уже известные химические элементы и уточнила их особенные свойства, ио и дала возможность предсказать существование новых, еще не открытых элементов, раскрыть новые, еще ае известные особенные свойства.

«Менделеев доказал, — писал Ф. Энгельс по данному поводу, — что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химически» свойства одного из этих неизвестных элементов,— названного им экаалюминием, потому что в начинающемся с алюминия ряду он непосредственно следует за алюминием,— и предсказал приблизительно его удельный и атомный вею и его атомный объем. Несколько лет спустя Лекок де Буабодран действительно

открыл этот элемент, и оказалось, что предсказания Менделеева, с совершенно незначительными отклонениями оправдались. Экаалюминий получил свою реализацию в галлий... Менделеев,— заключает Ф. Энгельс,— применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту еще не известной планеты— Нептуна» 1.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно обусловливает требование учитывать в процессе познания взаимосвязь качественных и количественных характеристик, качественных и количественных изменений.







Date: 2015-07-01; view: 1263; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию