Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления коррекционно-педагогической деятельности





Проработав материал, изучив проблему, сложилась определённая система работы, целью которойявляется необходимость научить детей совершенно свободно владеть речью во всех ситуациях, развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель логопедической работы с заикающимися детьми.

Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся детей возможно благодаря решению трех основных задач:

1. Формирование навыка плавной речи.

2. Воспитание личности заикающегося ребёнка.

3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение данных задач связано с применением целого ряда логопедических технологий:

1.Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

2. Регуляция эмоционального состояния.

3.Развитие координации и ритмизации движений.

4. Формирование речевого дыхания.

5.Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

6. Развитие просодической стороны речи.

7. Развитие планирующей функции речи.

 

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, физкультурные занятия, психотренинги, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли.

В каждом из этих мнений можно найти рациональное зерно, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена:

-- на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка;

-- создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении;

-- организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.

 

Первоначально, руководствуясь методикой обследования заикающихся дошкольников предложенной Л.А.Зайцевой, используя разработки российских логопедов-практиков, была составлена схема обследования и речевая карта.

Изучив литературу по проблеме заикания у дошкольников, отобраны и применяются методики коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Исходя из своей практики, делаю вывод, что эффективным является применение различных методик в зависимости от форм работы.

Были выделены основные формы работы как учителя-дефектолога, так и рекомендуемые педагогам, включённым в коррекционно-образовательный процесс.

Первоначально рассмотрим методику С.А.Мироновой (Приложение 1), которая легла в основу построения «Программы воспитания и обучение заикающихся дошкольников», 1983г.

 

По данной методике с детьми работают учитель-дефектолог и воспитатели ДУ. Но здесь стоит отметить, что некоторые положения программы утратили свою актуальность, поэтому тематическое планирование и материал по формированию лексико-грамматических средств языка используем из «Программы воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи», 2007г.

 

Методика Чевелевой Н.А. наиболее эффективна при коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности (используется на подгрупповых занятиях по изодеятельности) (Приложение 2)

 

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).

Последовательность упражнений:

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

Система коррекционных мероприятий включала пять периодов:

î I - пропедевтический;

î II - период сопровождающей речи;

î III - период завершающей речи;

î IV - период предваряющей речи;

î V- период закрепления навыков самостоятельной речи.

Логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю подгруппами.

 

Подгрупповые занятия включают:

 

1. Голосовые и дыхательные упражнения.

2. Игры на формирование выразительных средств мимики, жестов и движений.

3. Психогимнастика.

4. Задания на формирование психофизической сферы детей.

5. Игры на развитие мелкой и общей моторики.

6.Игры на внимание.

7. Работа по автоматизации звуков

8.Упражнения на формирование лексико-

грамматических категорий языка

9. Развитие связной речи.

10. Релаксация.

Как видно во время проведения курса занятий осуществляются мероприятия, направленные на коррекцию звукопроизношения, нормализацию речевого дыхания, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. В начале курса ребенку назначается режим молчания (щадящий режим). (Приложение 5) В дальнейшем режим молчания трансформируется в режим экономного пользования речью с ограничением речевого общения и объема высказываний (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

 

На индивидуальных занятиях учителя-дефектолога, фронтальных и подгрупповых занятиях музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, на тренингах педагога-психолога, самостоятельной деятельности детей используется методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф. (Приложение 3)

 

Нарастание сложности упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности ребенка

 

Рекомендуемая последовательность:

1. сопряженная речь

2. отраженная речь

3. заученная фраза

4. ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки

5. пересказ по картинке

6. спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке)

7. самостоятельная речь

 

Date: 2015-06-11; view: 946; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию