Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Психология познавательных процессов





Ощущение. Понятие «ощущение». Нейрофизиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Ощущения экстерорецептивные (зрительные слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные), интерорецептивные (болевые, равновесия, ускорения), проприоцентивные (мышечно-двигательные).

Закономерности (свойства) ощущений и их учет в деятельности юриста. Чувствительность анализатора. Нижний и верхний пороги ощущений. Адаптация: понятие, виды.

Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация (повышение чувствительности одного анализатора под влиянием воздействия раздражителя на другой анализатор); синестезия (появление неспецифических для данного органа чувств ощущений).

Контраст ощущений. Последовательные образы.

Факторы, влияющие на работу органов чувств, на точность пространственной локализации раздражителя.

Развитие ведущих видов чувствительности и умения управлять своими ощущениями.

Компенсаторные возможности в области ощущений.

Восприятие. Понятие «восприятие. Аналитико-синтетическая деятельность мозга как нейрофизиологическая основа восприятия.

Вербализация образа как критерий опознания. Факторы, влияющие на процесс опознания.

Перцептивные действия: обнаружение, собственно восприятие (формирование образа), опознание (сличение, идентификация).

Классификация (виды) восприятий: в зависимости от модальности - особенностей воспринимаемого сигнала, раздражителя (зрительные, слуховые, осязательные); в зависимости от формы отражения (пространства, времени, движения); в зависимости от цели (преднамеренное, непреднамеренное); в зависимости от степени организации (организованное - наблюдение, неорганизованное).

Избирательность, предметность, целостность, активность, осмысленность, константность восприятия, организация поля восприятия.

Восприятие пространства. Восприятие формы, объемности и величины предметов. Зрительные иллюзии. Виды зрительных иллюзий: переоценка вертикальных линий, неправильное восприятие величины объекта (предмета).

Восприятие времени: как отражение объективной деятельности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие длительности явлений. Восприятие темпа и ритма.

Восприятие движения как отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Воспринимаемые параметры движения: характер движения, форма движения, амплитуда, скорость, продолжительность, ускорение, направление.

Свойства продуктивности (качественные характеристики) восприятия: активность, точность, полнота, быстрота, объем, эмоциональная окрашенность.

Внимание: понятие, физиологическая основа, свойства, виды.

Внимание как избирательная направленность сознания. Ориентировочная деятельность и внимание. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах мозговой деятельности, обеспечивающих сосредоточение на объекте. Физиологические основы внимания: наличие доминантного очага возбуждения в коре головного мозга; образование условно-рефлекторных связей и выработка дифференцировки; наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью.

Свойства (качественные характеристики) внимания: избирательность, концентрация, распределение, объем, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость, переключаемость.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; внешнее и внутреннее.

Факторы, опосредующие внимание: тип высшей нервной деятельности, целеустремленность, текущее психическое состояние, характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.п.), отношение раздражителя к потребностям, условия текущей деятельности.

Функции внимания: отбор значимых воздействий, удержание определенного вида деятельности, регуляция и контроль деятельности.

Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. Внимательность как свойство личности.

Роль внимания и внимательности в профессиональной деятельности юриста.

Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.

Память. Понятие памяти. Память и деятельность личности. Основные процессы памяти и их особенности. Виды памяти: сенсорная, произвольная, послепроизвольная, непроизвольная, оперативная, кратковременная, долговременная.

Физиологические механизмы запоминания и забывания.

Принципы организации памяти человека: роль ассоциаций в процессах памяти; память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации; использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти; зависимость запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности. Возрастные изменения процессов памяти.

Качественные характеристики памяти: скорость, объем запоминания; точность, длительность сохранения информации; способность к быстрому извлечению из памяти необходимой информации.

Приемы, улучшающие запоминание: смысловая организация материала, составление плана, составление схем и таблиц, сравнение сходных явлений и фактов, классификация.

Приемы активизации памяти: нормализация психического состояния, обращение к образной памяти, вербализация мыслительных процессов, упорядочение информации, метод проигрывания ролей, отсрочка, метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Условия и задачи развития памяти в деятельности юриста.

Воображение: понятие, физиологическая основа, виды воображения.

Воображение как процесс создания новых представлений (образов) на основе имеющегося опыта.

Остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов как физиологическая основа воображения.

Воображение как процесс преобразования представлений: вычленение значимого элемента из целостного образа предмета, изменение величины объектов, конструирование предмета, мысленное усиление свойств и качеств, перенос этого свойства на другие объекты, мысленное ослабление свойств и качеств, создание новых образов на основе обобщения.

Социальная природа воображения. Воображение как специфический вид человеческой деятельности. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, характеризующихся дефицитом информации. Воображение как «образное мышление». Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения: воссоздающее и творческое; произвольное, непроизвольное; ретроспективное, актуальное, направленное в будущее; образное (пространства, времени, движения); двигательное; эмоциональное (внешненаправленное, внутринаправленное); обонятельное; вкусовое; осязательное; слуховое; зрительное. Мечта.

Качественные характеристики воображения: новизна, оригинальность, осмысленность, тип и широта оперирования образом.

Воображения и эмоции.

Воображение и личность. Индивидуальные качества воображения. Роль фантазии в творческой деятельности человека. Воображение как способ самоизменения.

Воображение в деятельности юриста.

Представление, его физиологическая основа.

Виды представлений: по видам анализаторов, по степени обобщенности (единичные, общие) по степени проявления волевых усилий (непроизвольные, произвольные), по продолжительности (оперативные, кратковременные, долговременные).

Функции представлений: сигнальная, ориентировочная, регулирующая.

Особенности представлений: обобщенность образов, схематичность, привязанность к конкретным условиям, высокая степень осмысленности, относительная полнота образов.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Теории мышления в отечественной и зарубежной психологии.

Типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Виды мышления: по характеру решаемых задач - теоретическое, практическое; по степени развернутости - дискурсивное, интуитивное; по степени новизны и оригинальности - репродуктивное, эвристическое, творческое, критическое, рационалистическое.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, противопоставление, классификация, систематизация.

Качества мышления: гибкость, быстрота, критичность, логичность, самостоятельность, широта, глубина, экономичность.

Результат, продукт мышления: суждение, умозаключение (дедуктивное, индуктивное, по аналогии), понятие.

Интуиция: понятие, сущность, виды (генетическая, прижизненная), результат. Значение интуиции в профессиональной деятельности юриста.

Эмоции в мышлении.

Мышление и решение задач.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска (проблемная ситуация).

Подготовительный этап: осознание цели, формулирование вопросов.

Ориентирование в условиях задачи: анализ проблемной ситуации, ее составных частей и связей, гипотетический характер объяснения явлений и фактов.

Определение путей, средств и методов решения задачи: определение направленности поиска, способов решения частных задач, составление развернутого плана расследования.

Решение задачи: использование конкретных тактических комбинаций, программы деятельности в виде определенной совокупности следственно-розыскных действий.

Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи.

Характеристика мыслительной деятельности юриста: познавательная активность, глубина и широта мышления; прогностичность, рефлексивность мышления; гибкость, подвижность мыслительных процессов; самостоятельность мышления.

Способы активизации мыслительной деятельности юриста: стимуляция мотивов мыслительной деятельности, активное включение в поисковую деятельность, вербализация мыслительных процессов, метод проигрывания ролей, отсрочка, метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Использование знаний о закономерностях мышления в деятельности юриста.

Мышление и речь. Единство мышления и речи. Этапы формирования понятий. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Функции речи: обозначающая, регулирующая, коммуникативная, категориальная (понятийная), лексическая.

Виды речи: жестовая, звуковая; внешняя (устная - диалогическая, монологическая; письменная), внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь).

Речь и язык. Функции речи. Речевые особенности личности. Требования к речи юриста: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

 

Тема 4. Развитие психических процессов (чувства, эмоции, воля)

 

Эмоциональная сфера личности. Человеческие эмоции и особенности их проявления.

Структура эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций.

Эмоции и потребности.

Классификация чувств.

Понятие аффекта, фрустрации и стресса.

Мотивационная сфера личности, мотивы поведения. Психологическая характеристика мотивов.

Виды мотивов.

Влечение: понятие, виды. Способность управлять своими влечениями и поведением личности.

Процесс возникновения и формирования мотивов. Потребности, деятельность и мотивообразование.

Мотивация достижения успеха и избегания неудач. Уровень притязаний.

Воля как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Функции воли.

Теории воли (Аристотель, М. Хайдеггер, И.П. Павлов, А. Шопенгауэр, З. Фрейд, В. Вунд, современные психологи).

Волевая регуляция человеческого поведения и деятельности. Активизирующая и тормозящая функции воли.

Намерение. Волевое усилие как форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию для достижения цели.

Развитие воли у человека. Власть над чувствами и эмоциями.

Date: 2015-07-01; view: 885; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию