Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Tolman E. С. (1948). Cognitive maps in rats and men. Psychological Review, 55,189-208





Многие исследовательские работы включены в настоящий сборник потому, что лежащие в их основе теоретические поло­жения и обсуждаемые открытия противоречили общепринятым в то время представлениям. Исследование Уотсоном малень­кого Альберта, создание концепции сновидений Хобсоном и Мак-Карли, теория Харлоу о формировании привязанностей в младенчестве, открытие Бошардом генетических влияний на личность и наблюдения Ла Пьером взаимосвязей между уста­новками и поведением — все эти работы бросили вызов суще­ствовавшему в их время статус-кво психологического мышле­ния и, таким образом, подготовили почву для новых и часто революционных интерпретаций поведения человека. Именно такой вклад внесли в психологию и исследования, проведен­ные Эдвардом Толменом (Edward С. Tolman), в том числе — его теоретические положения в области научения и познания. В то время когда в психологии признавалось научение только по типу «стимул — ответная реакция» и при этом упускалась не­доступная для наблюдения психическая активность, психолог Толмен из Калифорнийского университета в Беркли провел эк­сперименты, которые продемонстрировали существование сложной внутренней когнитивной активности даже у крыс. И эти мыслительные процессы можно было изучать, не прибе­гая к прямому наблюдению за ними. Работа Толмена настоль­ко значительна, что его считают основателем школы, которую в наши дни называют когнитивным бихевиоризмом.

Чтобы понять точку зрения Толмена, представьте на минуту, что вы хотите пройти от того места, где находитесь, до ближай­шей почты или видеомагазина. Наверняка у вас в уме уже сло­жилось изображение места, где расположен нужный вам объект.

А теперь подумайте, каким путем вы туда доберетесь. Вы знаете, по каким определенным улицам вы пойдете или как поедете на метро, в каком месте обязательно повернете и, наконец, войдете в здание. Эта картинка в вашем уме, на которой запечатлено ваше местонахождение относительно почты или видеомагазина, а так­же путь следования к этому месту называется мысленным обра­зом. Толмен назвал такие образы когнитивными картами. Он утверждал, что не только люди, но и животные, включая крыс, пользуются когнитивными картами, то есть думают о своем мире образами, подобными когнитивным картам. Но разве кого-ни­будь интересует, как думает крыса? И все же если бы вы были ученым-теоретиком, изучающим процесс научения в 1930-е и 1940-е годы, то использовали бы как главный исследовательский метод анализ поведения крыс в лабиринтах.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В первой половине XX века теоретики процессов обучения были на передовых рубежах психологии. Пытаясь объяснить ме­ханизмы, вовлеченные в обучение, они демонстрировали рес­пектабельность психологии как подлинной науки. С тех пор как психология выделилась из философии в самостоятельную на­учную дисциплину, прошло только несколько десятилетий. Многие исследователи считали лучшим способом доказатель­ства научного потенциала психологии ее построение по типу точных наук, таких как физика. Эта идея привела психологов-теоретиков к выводу, что, как и в физике, объектом изучения должны быть наглядные и доступные измерению события. Действительно, как определенный, имеющий отношение к орга­низму стимул, так и ответная поведенческая реакция могут быть измерены. То, что происходит внутри организма между двумя этими событиями, невозможно непосредственно наблюдать и измерять. По этой причине внутренние процессы считались не важными и вообще не подлежащими изучению. Итак, соглас­но излагаемой точке зрения, процесс обучения крысы, пробе­гающей лабиринт все быстрее и быстрее и с меньшим количе­ством ошибок, строится по принципу: стимулы — успешные от­ветные реакции — поощрение (пища в конце лабиринта). Ограничение объяснения поведения связью «стимул — ответ-

ная реакция» определило суть бихевиоризма и доминировало в течение первых 50 лет короткой истории психологии.

Однако в 1930—1940-е годы сформировалась небольшая группа ученых во главе с Э. Толменом, которая придержива­лась другого мнения: наиболее важные процессы происходят внутри обучающегося организма. Фактически Толмен предла­гал два существенных изменения в толковании сути проблемы. Одно из них заключалось в том, что реальная природа и слож­ность процесса обучения не могут быть полностью поняты без выяснения внутренних мыслительных процессов, сопровожда­ющих непосредственно наблюдаемую связь «стимул — реакция». В своей известной статье 1948 года Толмен констатировал, что это и составляет предмет его дискуссионных положений:

Мы полагаем, что во время процесса обучения в моз­ге крысы создается нечто подобное топографической карте местности. Мы согласны с коллегами другой школы («стимул — реакция») в том, что на крысу, бега­ющую по лабиринту, воздействует стимул, результа­том которого в конце концов обязательно является реакция на него. Но мы считаем, что внутренние про­цессы в мозге более сложны, более организованны и часто,., более автономны, чем представляют психо­логи, которые ограничиваются рассмотрением только стимула и ответной реакции (р. 192).

Второе предложение Толмена состоите следующем: несмотря на невозможность напрямую наблюдать внутренние когнитивные процессы, можно делать о них объективные и научно обоснован­ные заключения из доступного для наблюдения поведения.







Date: 2015-07-01; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию