Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования и современные приложения





В течение десятилетий после выхода в свет работы Толмена множество исследований подтвердили его теорию когнитивно­го научения. Возможно, самым значительным результатом раз­вития идей и аргументов Толмена является становление когни­тивной психологии, которая в настоящее время превратилась в одну из наиболее активных и влиятельных отраслей наук о по­ведении. Главной задачей этого раздела психологии является изучение внутренних, недоступных наблюдению когнитивных процессов. А ведь всего несколько десятилетий тому назад цель­ная концепция «разума» была отвергнута как объект научного исследования. Психологам за этот промежуток времени удалось совершить полный переворот во взглядах. В настоящее время общепризнано, что такое положение вещей, когда стимул «об­рабатывается» через восприятие, внимание, размышление, ожидание, запоминание и анализ, является в конечном счете таким же, если не более важным, в определении поведенческой реакции, как и стимул сам по себе.

Теория когнитивных карт Толмена повлияла и на другую область психологии, известную как психология среды (environ­mental psychology). Она занимается изучением взаимоотноше­ний между поведением человека и средой, в которой они про­являются. Основная область исследований в психологии сре­ды связана с изучением таких объектов, как ваш город, ваш район, ваш школьный городок, здание, в котором вы работае­те. Исследование вашей концептуализации таких мест называ­ют познанием среды, а вашему точному мысленному представле­нию о них соответствует предложенный Толменом термин — «когнитивные карты». Используя базовые идеи Толмена, сторон­ники психологии среды акцентируют внимание на том, как люди воспринимают свою среду, и на том, как каждая среда должна быть сконструирована или адаптирована, чтобы опти­мально соответствовать процессам создания когнитивных карт. Одним из ведущих психологов среды, использующим идеи Тол­мена, является Линч (Lynch, 1960).

Линч предложил пять категорий характерных признаков среды, которые могут использоваться нами при создании ког­нитивных карт. 1) Пути — это воспринимаемые нами магист-

рали, по которым происходит движение, например автомобиль­ные, пешеходные, велосипедные дороги или каналы для лодок. 2) Хребты являются границами, которыми мы пользуемся в ког­нитивных картах, для того чтобы отделить одну область от дру­гой. Они не выполняют функций пути, это может быть каньон, стена или берег озера. 3) Узловые пункты — это центральные точ­ки, такие как городской парк, кольцевая развязка или фонтан, где пути или хребты встречаются. 4) Районы — большие про­странства в наших мысленных образах, объединяемые общи­ми характеристиками: театральный район или улица рестора­нов. И наконец, 5) ориентиры — заметные издалека объекты, которые вы используете как отправные точки на ваших картах. Например, башня с часами, высокое или необычной архитек­туры строение.

Прошло более 50 лет со времени публикации ранней ста­тьи Толмена, в которой он четко сформулировал свою теорию создания когнитивных карт, и на протяжении всего этого вре­мени ученые, занимающиеся исследованиями в широком ди­апазоне областей психологии, последовательно и часто ссы­лались на нее. В качестве примера можно привести современ­ную исследовательскую работу, использующую как основу модель когнитивных карт Толмена. Она посвящена способам обучения студентов правильной ориентировке в сложностях современных мультимедийных университетских библиотек и разработке более эффективных путей помощи студентам в их поисках (Ногап, 1999). Другая работа, цитирующая идеи Тол­мена, посвящена туризму. В ней изучаются пути, используе­мые так называемыми туристами-натуралистами в путеше­ствиях по нетронутым цивилизацией землям, что позволяет развивать знания о таких территориях (Young, 1999). Автор обнаружил, что на качество мысленных карт субъектов влия­ют несколько факторов, включая такие: каким способом до­бирались до места назначения, посещали ли этот регион ра­нее, сколько дней провели в этой местности, откуда прибыли туристы, а также их возраст и пол.

В настоящее время большинство путешествующих вообще не нуждаются в прибытии куда-либо в конкретное место на­значения. Так же как работа Аша нашла приложение в сфере, связанной с Интернетом, концепция Толмена о когнитивных

картах нашла свое место в исследованиях психологами Всемир­ной паутины. Давайте подумаем, чем вы занимаетесь в Интер­нете. Вы изучаете, вы путешествуете. Реально вы никуда не хо­дите, но те из вас, кто более опытен в этом деле, часто считают, что это похоже на путешествие. Вполне возможно, что вы смо­жете снова попасть в то же место, используя тот же путь. Итак, если вы задумаетесь, то создадите мысленную карту малой части виртуального пространства. Исследовательская работа в жур­нале, посвященном изучению взаимоотношений человек—ком­пьютер, описывает поведение и стратегии людей, использую­щих Интернет для путешествий (Hodkinson, Kiel & McColl-Kennedy, 2000). Исследователи смогли перевести поведение при Web-поиске в графическую форму, идентифицировать индиви­дуальный поиск в Интернете и предложить возможные методы повышения его эффективное.™.


Наконец, показательным тестом на стойкость теории во вре­мени является ее способность генерировать споры и дебаты. Те­ории Толмена, предложенные в его статье 1948 года, прошли этот тест с высокими оценками. Это еще раз доказано в статье Беннета (Bennett, 1996). Ее автор на страницах биологического журнала весьма резко заявил:

...ни для одного животного не было убедительно по­казано, что у него есть когнитивная карта... потому что во всех случаях получения новых важных резуль­татов возможны более простые объяснения...Я счи­таю, что когнитивная карта — это не более чем под­ходящая гипотеза для обсуждения пространственно­го поведения животных и что сам этот термин должен быть изъят из обращения (р. 219).

Итак, согласно Беннету, вся пятидесятилетняя история вли­яния Толмена на когнитивную психологию и психологию сре­ды должна быть отброшена. Конечно, нет.

ЛИТЕРАТУРА

Bennett, A. (1996). Do animals have cognitive maps? Journal of Experim ental Biology, 199(1), 219-224.

193

Hodkinson, С., Kiel, G., & McColl-Kennedy, J. (2000). Consumer web search behavior: Diagrammatic illustration ofwayfinding on the web. InternationalJournal of Human-Computer Studies, 52(5), 805-830.

Horan, M. (1999). What students see: Sketch maps as tools for assessing knowledge of libraries. Journal of Academic Librarianship, 25(3), 187-201.

Lynch, K. (1960). The image of the city. Cambridge, MA: MIT Press.

Young, M. (1999). Cognitive maps of nature-based tourists. Annals of Tourism Research, 26(4), 817-839.







Date: 2015-07-01; view: 384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию