Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. Представим себе личность, которая обладает пятью инди­видуальными характеристиками, обозначенными а





Представим себе личность, которая обладает пятью инди­видуальными характеристиками, обозначенными а, Ь, с, d и е. Аш объединил две основные теории, которые можно исполь­зовать для объяснения механизма сочетания этих характерис­тик и создания впечатления.

Согласно первой теории, вы просто складываете их: a + b + c + d + e = впечатление

Проблема такого подхода заключается в том, что вы пред­ставляете человека как набор отдельных черт. Но, как было ука­зано выше, в действительности вы составляете намного более интегрированное мнение.

Вторая теория предлагает концепцию более тесного объ­единения. Образно этот процесс можно представить так: вместо простого сложения отдельных черт вы как бы бросаете их в не­которую емкость и затем перемешиваете. С этой точки зрения характеристика личности человека выглядит так, как показано на рис. 4.3:

= впечатление

Рис. 4.3

Согласно Ашу, для большинства психологов второе толко­вание более приемлемо вследствие необходимости единства восприятия другого человека.

Исследование Аша, однако, не имеет отношения к факти­ческой организации личностных характеристик человека, пред­метом его

нируете и приводите в определенный порядок части для полу­чения единого целого. Имейте в виду, Аш не занимался эмоци­ональными компонентами впечатления, а исследовал только когнитивные. Он писал: «...нечто должно быть воспринято и приведено в такой порядок, чтобы мы могли это нечто полю­бить или возненавидеть» (р. 260). Аш разработал остроумный метод исследования этого процесса, который стал известен под названием «теплый — холодный».

МЕТОД

Статья Аша содержит отчет о десяти экспериментах. Насто­ящая дискуссия, однако, ограничена рассмотрением двух из них — первого и третьего, так как они наиболее сильно повли­яли на развитие психологии. В последующих исследованиях и публикациях ссылки именно на эти эксперименты встреча­ются чаще всего.

В предыдущем исследовании Аш заметил, что разные харак­теристики, которые вы наблюдаете у других людей, имеют не­одинаковый вес в процессе формирования впечатления. Име­ющие наибольшее влияние качества называют центральными, наименее важные — периферийными. Чтобы проверить суще­ствование и относительное влияние этих двух разновидностей черт, Аш предлагал испытуемым листы с описательными харак­теристиками, а затем просил выразить свое впечатление о лич­ности, которой эти качества принадлежат.

В исследовании участвовали студенты университета. В пер­вом эксперименте было 90 испытуемых в группе А и 76 — в груп­пе В. Им было предложено внимательно выслушать содержа­ние листа с прилагательными, которые характеризуют челове­ка, и на этой основе попытаться сформировать об этом человеке свое впечатление. Группы услышали следующие списки:

Группа А: интеллигентный, образованный, трудолюби­вый, теплый, решительный, практичный, предусмот­рительный.

Группа В: интеллигентный, образованный, трудолю­бивый, холодный, решительный, практичный, пре­дусмотрительный.

Как вы видите, списки идентичны, за исключением един­ственного слова: теплый изменено на холодный.

Затем испытуемым предложили написать короткий очерк характера описанного человека и выделить в каждой из 18 пар прилагательных-антонимов тот термин, который точнее соот­ветствует этому человеку. Список антонимичных пар приведен в табл. 4.1.

Таблица 4.1 Контрольный список характеристик, выданный испытуемым

1. Благородный — неблагородный

2. Хитрый — мудрый

3. Несчастный — счастливый

4. Раздражительный — добродушный

5. Юмористичный — без чувства юмора

6. Общительный — необщительный

7. Признанный —

не пользующийся признанием

8. Ненадежный — надежный

9. Важный — незначительный

10. Безжалостный — гуманный

11. Красивый — непривлекательный

12. Постоянный — колеблющийся

13. Легкомысленный — серьезный

14. Сдержанный — болтливый

15. Эгоцентричный — альтруистичный

16. Мечтательный — практичный

17. Сильный — слабый

18. Нечестный — честный

Во втором обсуждаемом в данной статье эксперименте (эксперимент № 3) в процедуре были сделаны два изменения. Во-первых, в группе А было только 20 испытуемых, а в группе В — 26. Для подобного эксперимента это относительно не­большая разница. Второе важное отличие касалось перечня черт характера:

Группа А: интеллигентный, образованный, трудо­любивый, вежливый, решительный, практичный, пре­дусмотрительный.

Группа В: интеллигентный, образованный, трудолю­бивый, резкий, решительный, практичный, преду­смотрительный.

Этих испытуемых не просили написать очерки, им предло­жили поработать с контрольным листом, идентичным исполь­зованному в эксперименте № 1.

Напомним, все было одинаковым для обеих групп и в том и в другом исследовании, за исключением замены единственно­го слова в перечне черт личности. Аш хотел выяснить, как силь­но будет влиять это одно слово на общее впечатление, создава­емое в умах испытуемых.







Date: 2015-07-01; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию