Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 52. Дать общее понятие психологической готовности детей к школе. Раскрыть структурные компоненты готовности⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53
Важнейшая задача возрастного развития старшего дошкольника связана с формированием психологической готовности к школьному обучению. На этот процесс определяющее влияние оказывает кризис 7 лет. По словам Л.С.Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. Симптомами этого кризиса являются: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение – это действие будет иметь для самого ребенка); 2) манерничаний (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает); 3) симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показать). Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: манерничание, капризность, вертлявость, паясничание. Он начинает строить из себя шута, говорит «не своим голосом», гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм. Ребенок становится трудновоспитуемым, начинает замыкаться, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения, становится неуправляемым. Во многом такое поведение связано с формированием у ребенка новой внутренней позиции. Новая внутренняя позиция – возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью. Специфические «дошкольные» виды деятельности теряют для ребенка свою привлекательность. Он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Иначе говоря, у ребенка этого возраста наблюдается осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых. Готовность к школьному обучению – соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе. В современной психологии часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости». Школьная зрелость (ШЗ) – сформированность необходимых качеств, ЗУНов, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Выделяют уровни ШЗ: - дети готовы к школьному обучению (ШО): имеют хорошее здоровье, освоили программу ДО, высокий уровень психического развития; - дети условно готовы к ШО: имеют хронические заболевания, в основном освоили программу ДО, имеют средний уровень сформированности психического развития; - дети неготовы к ШО: имеют серьёзные проблемы с физическим, психическим здоровьем, не усвоили программу ДО, испытывают трудности в общении, обучении. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни. Первоначальный этап пребывания в школе есть период социально- психологической адаптации ребенка к новым условиям. Адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителям, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления психики человека к изменившимся социальным условиям. Успешной адаптации ребенка к школе способствуют следующие условия: • психологическая готовность к школе; • адекватное осознание (самооценка) своего положения в группе сверстников; • правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций; • благоприятный статус ребенка в группе сверстников; • образованность родителей; • положительный стиль отношения педагога к детям и др. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик. Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться. В психологии нет однозначной позиции относительно содержания психологической готовности к школьному обучению. Но многими авторами в качестве важнейших компонентов психологической готовности выделяются интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности. Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы. Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются: - развитость познавательных процессов, речи; - сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности (умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога; умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов; умение оценивать результаты; развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация). Владение этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости» (А.П.Усова). - широта круга представлений (важно, чтобы ребенок желал узнать новое). Личностная готовность предполагает: 1. Готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. У ребенка появляется внутренняя позиция школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности. Этапы становления внутренней позиции школьника: I этап – появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохраняет дошкольный образ жизни. II этап – возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Происходит признание учителя, изменяются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни. При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений. Если основные требования к дошкольнику связаны с поведенческими проявлениями («хорошо себя вести»), то сейчас на первый план выходит требование «хорошо учиться». Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестко заданные социальные нормы (поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д.). Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Лидия Ивановна Божович считала мотивационную готовность. Мотивационная готовность – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни. Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть «детский мир» и приобщиться ко взрослой жизни. Некоторых детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т. д.), потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного положения среди других людей. Важная сторона личностной готовности к школе относится к сфере самосознания ребенка. Развитие самосознания позволяет ему более адекватно относиться к своим способностям, результатам работы, поведению. Для формирования позитивной самооценки и «Я-концепции» как компонента личностной готовности ребенка к школе важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослым. Следует помнить следующее: • Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность, завышают самооценку. • Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений, чаще занижают самооценку. • Дети, которые любят выполнять поручения, помогают кому-либо, имеют низкую самооценку. А повышает ее успех в деятельности. • Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели. Особое место в структуре психологической готовности к школьному обучению занимает социально-психологическая готовность – это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми. На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Ребенок должен вступить с учителем в новую форму отношений – внеситуативно–личностное общение, когда ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Не менее важно способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Ребенку необходимо умение общаться с другими учениками, действовать совместно с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, подчинять при необходимости, отстаивать свою позицию, чувство товарищества — это те качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям. Переход в школу связан и с изменением взаимоотношений со сверстниками, так как обучение носит коллективный характер. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, т.е. основанные на общей ответственности. Изменяются ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии. На первый план выдвигаются факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жестко фиксированные оценочные эталоны, связанные с отметкой и успехом в учебе («отличники», «троечники» и т. д.) и четко обозначенные социальные роли. Общение часто носит кооперативно-соревновательный характер. Успешное обучение в школе невозможно и без соответствующего развития эмоциональной и волевой сферы. Поэтому в качестве одного из компонентов выделяется эмоционально-волевая готовность к школьному обучению — способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности. Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую. В качестве основных критериев эмоциональной готовности детей к школе выделяются: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонкое развитие высших чувств, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать), уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнить не очень привлекательное задание. Волевая готовность формируется как результат развития соответствующих волевых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность). Показателями волевой готовности к школе являются: 1. Сформированность волевого действия. К 6-ти годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты. 2. Соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, но при поддержке взрослого он легче следует более значимому мотиву. Таким образом, все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью. Date: 2015-07-01; view: 702; Нарушение авторских прав |