Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 34. Раскрыть особенности развития внимания у детей дошкольного возраста, причины и пути преодоления детской рассеянности
В дошкольном возрасте ребёнок способен концентрироваться на объекте деятельности, но его внимание носит неустойчивый, произвольный характер. У дошкольников наблюдаются трудности переключения и распределения внимания, невелик объем. На протяжении дошкольного возраста в результате воспитания и обучения, индивидуально-коррекционной работы происходит развитие основных свойств внимания и совершенствование различных его видов. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекают раздражители, которые имеют сигнальное значение и непосредственную связь с удовлетворением потребности ребенка, а так же объектами, связанными с яркими эмоциональными переживаниями. Легче переключить внимание ребенка с помощью яркой игрушки, художественного слова, интересной картинки. Но даже самой увлекательной деятельностью ребенок может сосредоточенно заниматься 10-15 минут. При рассматривании картинки выделяет не более 1-2 объектов и фон. Внимание младшего дошкольника – это его интерес, как только интерес угасает, ребенок отвлекается. Поэтому даже сказки, игры и беседы должны быть непродолжительными. В среднем дошкольном возрасте возрастает устойчивость внимания, что позволяет сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) до 15–20 минут. Игры могут привлекать ребенка в течение 30 минут. Увеличивается объем внимания. В игровой ситуации ребенок может действовать с 2–3 предметами, сосредотачиваться на картинке с 3–5 изображениями. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется способность действовать по правилу. Это первые признаки проявления произвольности внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики). В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем и возрастает устойчивость внимания. Старший дошкольник может рассматривать интересную картинку до 10 минут. Занятия могут длиться до 30 минут. Интересная игра может привлекать ребенка в течение 1ч. Внимание становится механизмом регуляции и управления деятельностью и поведением ребенка. Старшие дошкольники концентрируют внимание не только на привлекательных объектах, но и на словесных указаниях («Слушайте внимательно!»). У старших дошкольников так же наблюдаются элементы послепроизвольного внимания, когда внимание к деятельности требует проявления воли, а затем ребенок увлекается и внимание поддерживается на интересе. В этом возрасте дети способны одновременно сосредотачиваться на нескольких объектах и быстрее переключить внимание с объекта на объект. Развитию внимания способствуют игры: «Чего не стало?», «Найди различия», «Ошибка художника» и др.). Таким образом, основными направлениями развития внимания являются: – увеличение объема, устойчивости внимания; – совершенствование распределения и переключения; – складываются элементы произвольности и управления вниманием на основе развития воли, мышления и речи; – внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания. Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным. Причины такой рассеянности могут самые разнообразные, начиная от особенностей нервной системы и заканчивая попросту большим количеством времени, проведенным перед компьютером или телевизором. Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью. Необходимо укрепить здоровье, наладить его питание и отдых. Если ребенок рассеян, подавлен – следует обратить внимание на обстановку в семье. Пути и средства преодоления детской рассеянности: 1. Оптимальная организация режима дня, гибкий подход, учет индивидуальных особенностей. 2. Правильная организация детской деятельности (использование эмоционально–насыщенного материала, проявление активности ребенка в познании мира, доведение начатого дела до конца, рациональное чередование видов деятельности, умеренная нагрузка, заблаговременное информирование детей о смене видов деятельности, использование игровых ситуаций и т.д.). 3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т.е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор являете ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным осуществлять их без опоры. 4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания. В целом, развитие внимания дошкольника зависит от позиции взрослых. В.А.Сухомлинский образно указывал, что внимание ребенка кажется «пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». Поэтому более оправдана позиция, когда педагог не только исходит из задач образовательного процесса, но и стремится понять и проникнуться возрастными и индивидуальными особенностями психического развития его воспитанников. Только в этом случае можно рассчитывать на оптимальное развитие не только внимания, но и всех других психических процессов.
Date: 2015-07-01; view: 571; Нарушение авторских прав |