Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 35. Дать общее понятие об ощущениях, их рефлекторной сущности. Охарактеризовать основные виды ощущений
Ощущение – это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.) Ощущения – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущение – это первая ступень к познанию. Если бы человек был лишен всех ощущений, он испытывал бы дискомфорт и невозможность познавать окружающий мир. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения помогают отражать окружающий мир во всем его многообразии. Каждый орган предназначен для отражения определенных свойств: глаз – свет, ухо – звук, кожа – тепло, нос – запах, язык – вкус и т.д. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Это источник ощущений. Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И.М.Сеченова и И.П.Павлова. И.П.Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей. Анализатор состоит из 3 блоков: 1) рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. 2) афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути - участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему Эфферентные пути - участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель). 3) корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) - участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. В зависимости от вида чувствительности анализаторы бывают: зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, кожными, двигательными и др. Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозг. Поэтому ощущение как психическое явление возникает на уровне деятельности мозга. Ощущения характеризуются следующими свойствами: 1) Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Например, разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. 2) Интенсивность - количественная характеристика. Ощущения одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Определяется силой раздражителя. 3) Продолжительность - временная характеристика ощущения. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя. 4) Локализация - отображение места раздражителя в пространстве. Так, например, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Адаптация - приспособление ощущений к складывающимся или изменяющимся условиям жизни. 6) Контраст - свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. 7) Пороги ощущений. Наименьшая величина раздражения, вызывающая появление ощущения, называется нижним порогом. При воздействии очень сильного раздражения может наступить момент, когда мы перестанем осознавать ощущение. Это будет верхний порог. 8) Синестезия – возбуждение одними ощущениями новых, других ощущений. (Под влиянием звуков могут возникать цветовые ощущения; цвет может вызвать ощущение холода). 9) Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой). Английский учёный Шеррингтон выделил три основных класса ощущений. 1. Экстерорецептивные (внешние) – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Включают 2 подгруппы: контактные ощущения (при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств) и дистантные ощущения (возникновение ощущений при воздействии отдаленного раздражителя). К контактным ощущениям относят вкусовые и кожные, к дистантным - слух и зрение. Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на сетчатку глаза, к котором находятся клетки двух типов – палочки и колбочки (палочки различают белый и черный цвет в сумерках, а колбочки – цвета спектра при дневном свете) Четкость зрительных ощущений зависит от освещенности. Слуховые ощущения возникают в результате деятельности слухового анализатора. Это различение звуков человеческого голоса, музыкальных звуков, шума. Ощущения звуковой речи называется фонематическим слухом. Слух к звукам речи формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается человек. Музыкальный слух обеспечивает различение силы, высоты, длительности, тембра и ритма музыкальных звуков. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как речевой слух. Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный фон (шум дождя, шелест листьев), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грохот идущего поезда) или радости (шаги приближающегося любимого человека). На практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека. Вкусовые ощущения возникают в результате деятельности вкусового анализатора, главный орган которого – язык. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое, края чувствительны к кислому, его основание – к горькому, язык так же чувствителен к соленому. Но вкусовые ощущения сугубо индивидуальны. Они зависят от чувства голода, связаны с обонянием. Вкусовые и обонятельные ощущения у человека развиты значительно хуже, чем у животных. Кожные ощущения возможны благодаря наличию на поверхности тела различных видов нервных окончаний, чувствительных к каждому виду раздражения. Они делятся на тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). Обонятельные ощущения обеспечиваются носом. Путь от него до мозговых структур самый короткий. Обонятельные ощущения подразделяются на парфюмерные запахи, пищевые и природные. У современного человека они играют незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности (запах гари, газа) и пр. 2. Интерорецептивные (органические) сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма (ощущения голода, боли, жажды). Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Осязательные ощущения ‒ сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. У людей, лишенных зрения, осязание ‒ одно из важнейших средств ориентировки и познания. Интерорецептивные ощущения наименее осознанны (кроме болевых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека. 3. Проприоцептивные (кинестетические) отражающие движение и относительное положение тела. Они возможны благодаря рецепторам, расположенным в мышцах и сухожилиях. Благодаря им человек управляет своими движениями и координирует их. Двигательные ощущения ‒это ощущения движения и положения частей тела. Дети овладевают движениями, а, следовательно, и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта. Без двигательных ощущений мы не смогли бы нормально выполнить ни одно движение. Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе, называемый вестибулярным аппаратом У человека есть так же несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационные ощущения отражают колебания. Они не играют важной роли для человека и развиваются очень слабо. Они достигают высокого уровня развития у глухих людей.
Date: 2015-07-01; view: 522; Нарушение авторских прав |