Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 27. Дать характеристику основным мотивам поведения в дошкольном возрасте
Мотивы поведения существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник действует под влияние ситуативных чувств и желаний и не отдаёт себе отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. У старших дошкольников поступки становятся более осознанными, и старший дошкольник может вполне разумно объяснить, почему он поступил так, а не иначе. Одни и те же поступки в разном возрасте могут иметь разные побудительные причины. Наиболее типичные мотивы для детей дошкольного возраста: 1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых (желание быть похожим на взрослых, это можно использовать для регулирования поведения ребенка: «ты ведь большой, а большие одеваются сами»). Это поведение часто отражается в ходе ролевых игр; 2. Игровыемотивы, связанные с интересом к самому процессу игры (любое дело ребенок может превратить в игру); 3. Мотивы установления и сохранения, положительных взаимоотношений с окружающими. Ребенок стремиться заслужить похвалу, одобрение, ласку, и это является серьезным рычагом поведения. Постепенно важными мотивами регуляции поведения становится завоевание положительной оценки среди сверстников; 4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Возникают на рубеже раннего и дошкольного возраста, когда ребенок начинает отделять себя от других и требует уважения к себе, чтобы на него обращали внимание и исполняли его желания. Проявление самоутверждения – притязание на исполнение главных ролей в играх. 5. Познавательныемотивы. Дошкольники задают много вопросов, потрошат игрушки. Но зачастую вопросы не связаны со стремление познать окружающее, а связаны со стремлением привлечь внимание взрослых к себе, вызвать его на общение. И только в старшем дошкольном возрасте интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. 6. Соревновательные мотивы. Младшие дошкольники не сравнивают свои достижения с достижениями других. Если их поставить в условия соревнования, то они стремятся выполнять деятельность сообща, подсказывают друг другу, а на поощрение претендуют в независимости от своего результата. Постепенно появляется новая форма мотивов – стремление выиграть и быть первым. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в те виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Они постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть. 7. Нравственные мотивы выражают отношение ребенка к другим людям. Изменяются в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения. В младшем дошкольном возрасте выполнение нравственных норм поведения распространяется только на взрослых и детей, которым они симпатизируют, старшие осознают нравственные нормы и правила и считают их выполнение обязательным. 8. Общественные мотивы – желание сделать что-то для других, принести пользу. В младшем дошкольном возрасте обязательно необходимо руководство взрослого (изготовить флажок в подарок малышам). С пятилетнего возраста дети осознают, что поступки могут приносить пользу окружающим. На протяжении дошкольного возраста постепенно формируются все основные мотивы и в определенной жизненной ситуации тот или иной мотив занимает ведущее место. Это называется иерархия мотивов или соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов приводит к тому, что мотивы выстраиваются в определенную систему. Иерархия мотивов поведения формирует определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе. Эгоистическая позиция определяется мотивами самолюбия и самоутверждения. Такому ребенку безразличие другие дети, обычно он ничего не знает о своих ровесниках, не всегда помнит их имена, допускает в адрес товарища грубость, агрессивность. Такого ребенка не любят сверстники, не хотят с ним играть и дружить. Конкурентная позиция определяется мотивами достижения успеха, самоутверждения, соревновательными мотивами. Малыш с конкурентной позицией следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстников неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Такой ребенок стремится во всем быть лучшим, что вызывает излишнее напряжение и тревожность в его психике. Гуманная позиция определяется нравственными и общественными мотивами. Ребенок с такой позицией положительно относится к товарищам, очень чувствителен к состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.
Date: 2015-07-01; view: 621; Нарушение авторских прав |