Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Предмет, методы, задачи и учебно-методическая обеспеченность курса





Предмет, методы, задачи и учебно-методическая обеспеченность курса. Виды и формы заданий магистров (согласно плану в рабочей программе).

Социальная сфера — ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, здравоохранение, культура, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок.

Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения; осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения.

Иными словами, социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

по Конституции РФ Россия – социальное государство, признаками которого являются:

– доступность социальной поддержки государства для всех нуждающихся;

– правовая природа осуществления социальной политики;

– наличие бюджетных социальных выплат;

– наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

– ответственность государства за уровень благосостояния своих граждан;

– законодательное установление государственных социальных минимальных стандартов;

– наличие институтов гражданского общества.

Финансирование отраслей социальной сферы обеспечивается бюджетами всех уровней и социальным страхованием. Обратим внимание на то, что обязательства по финансированию объектов в отраслях социальной сферы в основном возложены на региональные и местные бюджеты.

Другим важным каналом финансирования служит система обязательного социального страхования. Оптимальное распределение финансовых ресурсов требует оценки положительного эффекта, который возникает в связи с производством социально-значимых общественных благ.

Основными подходами к управлению отраслями социальной сферы

выступают программно-целевые методы управления, нацеленные на рост количесвенных и качественных характеристик социальных услуг по конкретному направлению у соответствующей социальной группы. Основу программно-целевых методов составляет система программ социального развития с различными сроками действия. Логическим развитием программно-целевого метода в РФ является ряд программ, которые направлены на повышение эффективности отраслей социальной сферы и называются национальными проектами, финансируемыми в основном за счет федерального бюджета.

Еще одним подходом к управлению отраслями социальной сферы является трансформация бюджетных учреждений в автономные, которые будут обладать правом оперативного управления на имущество, находящееся в соственности РФ, субъекта РФ или муниципалитета.

Управление отраслями социальной сферы представляет одно из важейших направлений Социальной политики в целом.

Структура, задачи, функции социальной политики.

Определение: Социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям. Это политика, направленая на смягчение социальной напряженности между социальными группами.

Специфика социальной политики: государство принципиально отличается от рыночной корпорации, поскольку руководствуется не только рыночными целями, управляя социальной стратификацией и системообразующей ролью науки, образования, культуры и искусства, здравоохранения и социльного обеспечения.

Институциональная структура социальной политики:

система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты, гарантируемые государством);

система социальной помощи (забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования);

– система социального страхования ( основана на уплате страховых взносов и пропорциональной взаимосвязи между страховыми взносами и объмами получаемых социальных благ).

Значимость социальной политики:

- демографическая – средняя продолжительностьжизни в России: 1987 г. -70 лет; 1994 г. – 63, 4 г.; 2011 г. -70 лет. Ведущие страны ЕС -80 лет.

- социально-стратификационая: уменьшение доли бедных и малообеспеченных;

создание условий для гармоничного развития каждого человека.

Специфика последних лет: это мероприятия органов власти по предтвращению оттока работников с конкретной территории м/о, региона, России.

Принципы социальной политики:

принцип индивидуальной ответственности; принцип социальной компенсации; социальной солидарности, социального партнерства.

Сферы социальной политики: сферы реализации (образование, здравоохранение, культура, ЖКХ, сфера трудовых отношений); в зависимости от социально-демографической группы; от уровня государственной политики; от субъекта социальной политики.

Кто является субъектом социальной политики? конкретные ведомства на федеральном; региональном; муниципальном уровенях; партии; общественные организации; церковь; корпорации и фирмы; отдельные граждане.

Качество социальной политики измеряется при помощи количественных индикаторов и соответствия социальным стандартам.

Индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы:

– прожиточный минимум (ПМ);

– среднедушевой доход;

– размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;

– минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

– индекс потребительских цен;

– уровень безработицы;

– ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды;

– доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам;

и т.д.

Социальные стандарты делятся на технические, обязательные, рекомендательные, желательные.

Технические стандарты: определяют минимальные социальные нормативы, например, количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; наполняемость классов в школах.

Социальные стандарты являются обязательствами государства перед различными группами населения и обеспечиваются за счет бюджета.

Выделяют стандарты ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий: ПМ, МРОТ, минимальные значения ряда социальных пособий, нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами; нормативы обслуживания инвалидов, престарелых, детей-сирот и т.д.

Стандарты рациональные или средние: средняя заработная плата, средний размер пенсий; среднедушевой доход, средняя обеспеченность жильем, средние значения показателей качества жизни.

Критерии эффективности: выход на европейские социальные стандарты. Почему: вследствии ратификации Россией в 2009 г. Европейской социальной Хартии.

Однако эффективность управления социальной сферы более сложный и многоплановый вопрос.

Существуют три основных концепции критериев экономической эффективности:

– через издержки;

– через результаты деятельности;

– через соотношение затрат и результатов.

Критерии эффективности управления в социальной сфере учитывают приведенные выше показатели, но определяются такими факторами, как:

– доступность социальной услуги;

– качество социальной услуги;

– прозрачность информации о социальной политике и социальной работе.

Критерии эффективности управления в социальной сфере для государственных и муниципальных служащих это:

соответствие достигнутых результов плановым показателям и международным социальным стандартам;

– величина положительных оценок населением конкретных направлений развития социальной сферы.

В этой связи показательны оценки населением основных направлений социальной политики в России за 2011 г. Правительство РФ оценило результаты деятельности региональных властей в 2011 г. на основании методики 2007 г. Система ключевых показателей включает 74 показателя в четырех основных сферах: государственное управление, образование, здравоохранение, ЖКХ. Для этого в регионах трижды в год проводятся социологические опросы.

За 2011 г. в РФ количество людей, положительно оценивающих работу здравоохранения увеличилась с 34 до 36 %. В сфере госуправления – снизилась: с 40 до 38 %; в сфере образования – с 65 до 63 %; в сфере ЖКХ – с 24, 5% до 24%.Среди лучших регионов по результатам комплексной оценкиза 2011 г. – 10 регионов – Татария, Чувашия, Пермский край, Тюменская обл. и др. Среди худших – Калмыкия, Тува, Дагестан, Якутия, Хабаровский край, Орловская обл. и др. Свердловской области нет ни среди лучших, ни среди худших[1]. В определенной степени это связано с тем, что на долю региональных и местных бюджетов в 2010 г. приходилось, соответственно, 24,3% и 10, 6 % (в сумме – 34, 9 %) налоговых доходов, но 31, 5% и 25,8 % (в сумме – 57, 3 %) расходных полномочий в бюджетной системе РФ[2]. Подобное противоречие не способствует улучшению качества бюджетных расходов региональных и муниципальных органов власти.

На что должна быть направлена эффективность управления в социальной сфере? На создание благоприятных условий для развития человека; социальной сферы, отвечающей социальным ожиданиям людей. В рамках освещаемой проблемы в основе управленческих решений в социальной сфере лежат:

– знание социума на конкретной территории; тенденции его развития;

– анализ степени выполнения плановых показателей;

– соответствие достигнутых результатов плановым показателям и международным социальным стандартам;

– оценка гражданами состояния социальной сферы и действий органов власти;

– уровень развития партнерских отношений между органами власти, бизнеса и населением.

Цели и задачи дисциплины: сформулировать основы управленческих решений. Исходя из этого, задачами органов власти являются:

– выявление подлинной картины социальных характеристик всех социальных групп, проживающих на территории муниципального образования или региона;

– учет потребностей населения в конкретных социальных услугах;

– создание научно обоснованных программ развития отраслей социальной сферы;

– финансовое обеспечение законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов;

– создание системы контроля за выполнением принятых программ;

– формирование и укрепление всех форм социального партнерства.

Задачи студентов:

–выработка навыков к оперативному анализу состояния социума, проживающего на территории муниципального образования;

– способность к диалогу с представителями социальных групп и общественных организаций при определении социальных потребностей населения и выработке на этой основе проекта социальных программ;

– формирование навыков консультирования представителей органов власти и общественных сил по социальным вопросам;

– квалифицированное исполнение социального законодательства;

– знание и умение пользоваться: критериями социального управления; международными социальными стандартами; инструментами государственного управления в социальной сфере; способностью выстраивать научно обоснованные проекты развития в социальной сфере.

Мы исходим из того, что социальная эффективность – это соответствие управленческих решений общественным интересам потребителей, в разрезе возможных расходов. В этом случае, государственное управление эффективно тогда, когда оно характеризуется высокой степенью удовлетворенности потребностей и интересов населения; когда решаются не только текущие, но и долговременные проблемы; когда минимизируются возможные риски, прогнозируются пути решения будущих проблем.


[1] Л. Поздеев. С учетом мнения жителей. Областная газета. 17 августа 2012 г. С.3.

 

[2] Качанова Е.А. Реализация принципов регулирования расходных обязательств местного самоуправления в структуре расходов местных бюджетов России // Муниципалитет: экономика и управление. № 1 (2) март 2012. С.40.

 

Date: 2015-07-01; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию