Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 1. Предмет, методы, задачи и учебно-методическая обеспеченность курса
Предмет, методы, задачи и учебно-методическая обеспеченность курса. Виды и формы заданий магистров (согласно плану в рабочей программе). Социальная сфера — ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, здравоохранение, культура, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения; осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения. Иными словами, социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. по Конституции РФ Россия – социальное государство, признаками которого являются: – доступность социальной поддержки государства для всех нуждающихся; – правовая природа осуществления социальной политики; – наличие бюджетных социальных выплат; – наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; – ответственность государства за уровень благосостояния своих граждан; – законодательное установление государственных социальных минимальных стандартов; – наличие институтов гражданского общества. Финансирование отраслей социальной сферы обеспечивается бюджетами всех уровней и социальным страхованием. Обратим внимание на то, что обязательства по финансированию объектов в отраслях социальной сферы в основном возложены на региональные и местные бюджеты. Другим важным каналом финансирования служит система обязательного социального страхования. Оптимальное распределение финансовых ресурсов требует оценки положительного эффекта, который возникает в связи с производством социально-значимых общественных благ. Основными подходами к управлению отраслями социальной сферы выступают программно-целевые методы управления, нацеленные на рост количесвенных и качественных характеристик социальных услуг по конкретному направлению у соответствующей социальной группы. Основу программно-целевых методов составляет система программ социального развития с различными сроками действия. Логическим развитием программно-целевого метода в РФ является ряд программ, которые направлены на повышение эффективности отраслей социальной сферы и называются национальными проектами, финансируемыми в основном за счет федерального бюджета. Еще одним подходом к управлению отраслями социальной сферы является трансформация бюджетных учреждений в автономные, которые будут обладать правом оперативного управления на имущество, находящееся в соственности РФ, субъекта РФ или муниципалитета. Управление отраслями социальной сферы представляет одно из важейших направлений Социальной политики в целом. Структура, задачи, функции социальной политики. Определение: Социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям. Это политика, направленая на смягчение социальной напряженности между социальными группами. Специфика социальной политики: государство принципиально отличается от рыночной корпорации, поскольку руководствуется не только рыночными целями, управляя социальной стратификацией и системообразующей ролью науки, образования, культуры и искусства, здравоохранения и социльного обеспечения. Институциональная структура социальной политики: – система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты, гарантируемые государством); – система социальной помощи (забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования); – система социального страхования ( основана на уплате страховых взносов и пропорциональной взаимосвязи между страховыми взносами и объмами получаемых социальных благ). Значимость социальной политики: - демографическая – средняя продолжительностьжизни в России: 1987 г. -70 лет; 1994 г. – 63, 4 г.; 2011 г. -70 лет. Ведущие страны ЕС -80 лет. - социально-стратификационая: уменьшение доли бедных и малообеспеченных; создание условий для гармоничного развития каждого человека. Специфика последних лет: это мероприятия органов власти по предтвращению оттока работников с конкретной территории м/о, региона, России. Принципы социальной политики: принцип индивидуальной ответственности; принцип социальной компенсации; социальной солидарности, социального партнерства. Сферы социальной политики: сферы реализации (образование, здравоохранение, культура, ЖКХ, сфера трудовых отношений); в зависимости от социально-демографической группы; от уровня государственной политики; от субъекта социальной политики. Кто является субъектом социальной политики? конкретные ведомства на федеральном; региональном; муниципальном уровенях; партии; общественные организации; церковь; корпорации и фирмы; отдельные граждане. Качество социальной политики измеряется при помощи количественных индикаторов и соответствия социальным стандартам. Индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы: – прожиточный минимум (ПМ); – среднедушевой доход; – размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы; – минимальный размер оплаты труда (МРОТ); – индекс потребительских цен; – уровень безработицы; – ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды; – доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам; и т.д. Социальные стандарты делятся на технические, обязательные, рекомендательные, желательные. Технические стандарты: определяют минимальные социальные нормативы, например, количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; наполняемость классов в школах. Социальные стандарты являются обязательствами государства перед различными группами населения и обеспечиваются за счет бюджета. Выделяют стандарты ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий: ПМ, МРОТ, минимальные значения ряда социальных пособий, нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами; нормативы обслуживания инвалидов, престарелых, детей-сирот и т.д. Стандарты рациональные или средние: средняя заработная плата, средний размер пенсий; среднедушевой доход, средняя обеспеченность жильем, средние значения показателей качества жизни. Критерии эффективности: выход на европейские социальные стандарты. Почему: вследствии ратификации Россией в 2009 г. Европейской социальной Хартии. Однако эффективность управления социальной сферы более сложный и многоплановый вопрос. Существуют три основных концепции критериев экономической эффективности: – через издержки; – через результаты деятельности; – через соотношение затрат и результатов. Критерии эффективности управления в социальной сфере учитывают приведенные выше показатели, но определяются такими факторами, как: – доступность социальной услуги; – качество социальной услуги; – прозрачность информации о социальной политике и социальной работе. Критерии эффективности управления в социальной сфере для государственных и муниципальных служащих это: соответствие достигнутых результов плановым показателям и международным социальным стандартам; – величина положительных оценок населением конкретных направлений развития социальной сферы. В этой связи показательны оценки населением основных направлений социальной политики в России за 2011 г. Правительство РФ оценило результаты деятельности региональных властей в 2011 г. на основании методики 2007 г. Система ключевых показателей включает 74 показателя в четырех основных сферах: государственное управление, образование, здравоохранение, ЖКХ. Для этого в регионах трижды в год проводятся социологические опросы. За 2011 г. в РФ количество людей, положительно оценивающих работу здравоохранения увеличилась с 34 до 36 %. В сфере госуправления – снизилась: с 40 до 38 %; в сфере образования – с 65 до 63 %; в сфере ЖКХ – с 24, 5% до 24%.Среди лучших регионов по результатам комплексной оценкиза 2011 г. – 10 регионов – Татария, Чувашия, Пермский край, Тюменская обл. и др. Среди худших – Калмыкия, Тува, Дагестан, Якутия, Хабаровский край, Орловская обл. и др. Свердловской области нет ни среди лучших, ни среди худших[1]. В определенной степени это связано с тем, что на долю региональных и местных бюджетов в 2010 г. приходилось, соответственно, 24,3% и 10, 6 % (в сумме – 34, 9 %) налоговых доходов, но 31, 5% и 25,8 % (в сумме – 57, 3 %) расходных полномочий в бюджетной системе РФ[2]. Подобное противоречие не способствует улучшению качества бюджетных расходов региональных и муниципальных органов власти. На что должна быть направлена эффективность управления в социальной сфере? На создание благоприятных условий для развития человека; социальной сферы, отвечающей социальным ожиданиям людей. В рамках освещаемой проблемы в основе управленческих решений в социальной сфере лежат: – знание социума на конкретной территории; тенденции его развития; – анализ степени выполнения плановых показателей; – соответствие достигнутых результатов плановым показателям и международным социальным стандартам; – оценка гражданами состояния социальной сферы и действий органов власти; – уровень развития партнерских отношений между органами власти, бизнеса и населением. Цели и задачи дисциплины: сформулировать основы управленческих решений. Исходя из этого, задачами органов власти являются: – выявление подлинной картины социальных характеристик всех социальных групп, проживающих на территории муниципального образования или региона; – учет потребностей населения в конкретных социальных услугах; – создание научно обоснованных программ развития отраслей социальной сферы; – финансовое обеспечение законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов; – создание системы контроля за выполнением принятых программ; – формирование и укрепление всех форм социального партнерства. Задачи студентов: –выработка навыков к оперативному анализу состояния социума, проживающего на территории муниципального образования; – способность к диалогу с представителями социальных групп и общественных организаций при определении социальных потребностей населения и выработке на этой основе проекта социальных программ; – формирование навыков консультирования представителей органов власти и общественных сил по социальным вопросам; – квалифицированное исполнение социального законодательства; – знание и умение пользоваться: критериями социального управления; международными социальными стандартами; инструментами государственного управления в социальной сфере; способностью выстраивать научно обоснованные проекты развития в социальной сфере. Мы исходим из того, что социальная эффективность – это соответствие управленческих решений общественным интересам потребителей, в разрезе возможных расходов. В этом случае, государственное управление эффективно тогда, когда оно характеризуется высокой степенью удовлетворенности потребностей и интересов населения; когда решаются не только текущие, но и долговременные проблемы; когда минимизируются возможные риски, прогнозируются пути решения будущих проблем. [1] Л. Поздеев. С учетом мнения жителей. Областная газета. 17 августа 2012 г. С.3.
[2] Качанова Е.А. Реализация принципов регулирования расходных обязательств местного самоуправления в структуре расходов местных бюджетов России // Муниципалитет: экономика и управление. № 1 (2) март 2012. С.40.
Date: 2015-07-01; view: 476; Нарушение авторских прав |