Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 10Стр 1 из 27Следующая ⇒
Институциональные характеристики социального страхования. Известны следующие основные формы (институты) социальной защиты: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная страховая инициатива; социальные услуги, оказываемые предприятиями. (Концепция четырех столпов). Оптимальной пропорцией распределения страховой нагрузки между работниками и работодателями считается 50 на 50. В условиях рыночной экономики основным институтом социальной защиты является система социального страхования. Минимальными уровнями социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев являются 40 –50 % замещение з/платы. Система социального страхования предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. В основе классификации видов социального страхования – различные виды социального риска. В силу этого, социальное страхование – это система правовых, экономических и организационных мер по компенсации и минимизации отдельных видов социальных рисков; как вероятностных: – страхование от потери трудоспособности; – страхование от несчастных случаев на производстве; – страхование на случай безработицы; – медицинское страхование. Так и предопределенных социальных рисков: пенсионный возраст. Существуют две формы социального страхования: государственное и дополнительное, предполагающее возврат взносов. Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты. Важнейшими из них являются:
Социальное страхование, действующее на принципах коллективной и персональной ответственности, является механизмом, работающим только в условиях рынка. В силу этого, В РФ были созданы четыре государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный; занятости, социального и медицинского страхования. Через них проходит треть социальных расходов государства. Порядок формирования доходов для государственной системы Социального страхования осуществляется за счет целевых социальных платежей от фонда оплаты труда, в форме обязательных отчислений юридических и физических лиц. Базовые характеристики обязательного социального страхования: обязательность взносов, публичность взаимоотношений, обязательность получения страховых выплат, высокий уровень сохранности финансовых средств; достаточная дешевизна, самоуправляемые формы организации обязательного социального страхования. На долю социального страхования в РКС приходится 60 – 70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15 –25 % ВВП. Это позволяет замещать работнику в случае болезни, старости 40 – 50 % прежнего заработка. Это позволяет институтам социального страхования, кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков, выполнять иные функции: организацию оздоровления и лечения населения; программ по реабилитации инвалидов и др. Существующее распределение страховых взносов: Структура социальных налогов в РФ в 2001– 2012 гг.(в %)[1]
Как видно, налоговая политика является наиболее важным государственным инструментом, но, одновременно, это – сфера острой политической борьбы различных социальных групп. Структура трудовых пенсий по старости (%) [2]
В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года. Предлагаемое учеными и специалистами распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (в % от объема фонда заработной платы)
Таблица[3]
Как видно, за основу взят вариант, при котором возрастает налоговая нагрузка на предпринимателей. Но это ниже уровня налоговой нагрузки большинства стран Европы и США. Каким образом предложенный учеными вариант может поменять размеры социально-страховых выплат в рамках социальной защиты? Таблица[4] Размеры социально-страховых выплат застрахованным лицам (% от объема заработной платы)
Реализация модели финансового обеспечения предлагаемой учеными позволит приблизиться к мировым стандартам в относительных величинах. Это потребует колоссальных усилий со стороны государства и бизнеса. По подсчетам Центра социальной политики института экономики РАН, потребуется не менее 1,2 трлн. рублей ежегодных дополнительных расходов только на дополнительные прямые расходы на поддержку пенсионной системы. Фонд национального благостояния покроет лишь меньшую часть этой суммы. Остальной надо найти внутри бюджетной системы России, но без увеличения ЕСН и введения прогрессивного подоходного налога не обойтись [5]. Увеличение ЕСН произошло с 2011 г. (с 26 до 34 %), но вновь было сокращено до 30 % в 2012 г. В России требуется и усиление координирующей роли государства: 1. Безотлагательное законодательное определение величин страховых взносов в различные отрасли социального страхования. 2. Нормативное определение минимально-необходимых уровней социальных гарантий. 3. Создание механизмов страховой солидарности отдельных профессиональных групп. 4. Формирование механизма увязки страховых взносов с уровнем рентабельности отраслей, прибыли и налоговых отчислений. 5. Подконтрольность систем социального страхования со стороны страхователей. 6. Государство должно выступать инициатором согласованных действий пр-ва предпринимательских и профсоюзных структур. Социальный консенсус должен быть укреплен на основе законодательных и нормативных актов на базе механизмов трипартизма. Механизмы социального страхования, отвечающие современному европейскому уровню, будут созданы лишь после решения следующих задач: 1. Определение уровней доходов, достаточных для страховых взносов; 2. Обоснование оптимальной доли ВВП, используемой на финансирование страхования и его отдельных видов; 3. Определение нормативных характеристик предоставления права на выплаты (возраст, размеры выплат). Предлагаемый учеными вариант: 58 % от фонда зарплаты вносит работодатель, 12 % – работник, 30 % – государство. Но при этом, четкое распределение по видам социальной помощи. Кроме того: такой вариант не замыкается только на государственном страховании. [1] http://www.pfrf.ru/rates_premiums/ Дата обращения 30 декабря 2012.
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%// дата обращения 30 декабря 2012. [3] Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 90.
[4] Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 90.
[5] Прожить на пенсию // Российская газета. 2008. 5 февраля. С.5. Date: 2015-07-01; view: 392; Нарушение авторских прав |