Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие финансов. Госбюджет
В современном цивилизованном обществе государство стало одним из действенных регуляторов экономики и для успешного решения задач государству необходимы огромные денежные средства, называемые государственными финансами. Сам термин «финансы» произошел от латинского «fi-nancia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII— XV вв. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций. Финансы — это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта. Таким образом, финансы — это не просто денежные средства государства, а именно экономические отношения, возникающие по их поводу. Ведь деньги надо в определенном порядке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, Пенсионный фонд, фонды развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т. д.) и эффективно использовать. Функции финансов: 1) аккумулирующая — создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования; 2) регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем; 3) распределительная — формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, специальные фонды, фонды предприятия; 4) контрольная — обеспечение правильности взимания нало Финансовая система большинства государств, в том числе и России, сегодня строится на принципе фискального федерализма. Принцип фискального федерализма: функции отдельных звеньев финансовой системы должны быть четко разграничены. Так, правительство полностью независимо в целях, касающих- ся нации в целом: расходы на оборону, космос, во внешних сношениях государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т. д. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет. Госбюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на государственном и 70% на местном уровне). С помощью налогового механизма в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40—50% — в Германии, Франции, Швеции. Возможны и иные источники: использование или продажа госсобственности — земли, зданий, предприятий, золота. Расходы бюджета идут по двум основным направлениям: 1) государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений, оборудования и продуктов питания для школ, больниц, армии; оплата труда работников бюджетной сферы и пр.); 2) государственные выплаты из бюджета (трансфертные платежи): пенсии, пособия, дотации и т.д. В зависимости от соотношения между доходами и расходами госбюджета различают: 1) бюджет с профицитом, с превышением доходов над расходами; 2) сбалансированный бюджет, т.е. с равновесием между доходами и расходами; 3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы. Бюджетный дефицит — это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Как решить проблему дефицитности госбюджета? Первый способ — сократить расходы бюджета. Это самый простой, но и самый болезненный путь, ибо страдать в первую очередь будут незащищенные слои общества из-за урезания со- циальных программ, ведь государство обычно финансирует нерыночные сферы. Этот путь «бьет» по социальным программам. Второй способ — увеличить доходы. Это самый лучший, но самый трудновыполнимый путь. Увеличение доходов возможно как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения. Могут быть и другие источники, например, выручка от приватизации госсобственности. Третий способ — денежная эмиссия. Это самый легкий, но самый опасный и порочный путь. Общенациональный рынок немедленно отреагирует на это скачком цен. Бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Четвертый способ — госзаймы у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций. Мера эта бюджет не спасает, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд госдолга. Государственный долг — это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам (сам долг и начисленные по нему проценты). Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга экономисты оценивают по-разному. Может ли большой внутренний государственный долг (задолженность правительства населению) каким-то образом привести к банкротству правительства? К. Макконнелл и С. Брю отвечают на этот вопрос категорическим «нет». Нет никакой необходимости погашать долг, его нужно только реинвестировать. На практике, как только подходит срок платежа по какой-то части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплаты по которым наступил (в условиях депрессии фискальная политика была бы ошибочной). Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашенных облигаций. Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно осуществлять процентные платежи. От внутреннего долга, который население «должно само себе», нужно отличать внешний долг. Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Этот долг, безусловно, является бременем, так как требует передачи реального выпуска продукции в распоряжение других стран. По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд дол. США; на 1 января 2005 г. он уменьшился до 110,5 млрд дол. Основная часть долга приходится на страны-члены Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония. Проблемы бюджетных дефицитов, займов и долгов многогранны и сложны. Но несомненно то, что радикальный путь к финансовому здоровью нации - это стабильная и эффективная экономика и рациональная жизнь общества по средствам. Date: 2015-07-01; view: 3378; Нарушение авторских прав |