Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России





В нашей стране почти семь десятилетий просуществовала командно-административная система управления. Это центра­лизованное государственное управление экономикой страны, которое заставляет предприятия выполнять плановые задания с помощью приказов и других неэкономических методов. К административному управлению пришлось прибегнуть в конце 1918 г., когда начались гражданская война и иностранная ин­тервенция. Чрезвычайные условия потребовали централизации управления страной, и командно-административная система в тех условиях военного времени себя оправдала. Однако при­казные методы не отвечали задачам мирного хозяйственного развития. В России в начале 1921 г. чисто административная си­стема управления была упразднена и введена новая экономи­ческая политика (нэп).

Но в конце 20-х — начале 30-х гг. вновь началось огосудар­ствление экономики. Вся власть перешла к централизованно­му государственному аппарату, была восстановлена админист­ративная система командования народным хозяйством. В начале 1990-х гг. стало ясно, что надо отказываться от админи­стративно-командной системы управления национальным хо­зяйством. Но какую модель регулирования выбрать? Известны следующие модели государственного регулирования (о них го­ворилось, но упомянем о них еще раз):

Классическая модель предполагает минимальное вмешатель­ство государства в экономику и основана на концепции А. Сми­та, в соответствии с которой государство является «ночным сто­рожем» рыночной экономики.

Кейнсианская модель предполагает активное и максималь­но допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель предполагает реализа­цию трех функций государства (путем его исторически оптималь­ного вмешательства в экономическую жизнь общества) — сило-


 




вой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.



Преобразование командно-административной системы уп­равления началось в России с быстрого перехода от государ­ственного регулирования к стихийному рыночному механизму. В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожило органы административного регулирования (упразднены Гос­план, Государственный комитет по материально-техническому снабжению). В результате государственные предприятия оказа­лись неподконтрольны ни рынку (его еще не было), ни плану (его уже не стало), ни государству. Была разрушена вся управ­ленческая деятельность государства. Воссоздать современное эффективное управление можно путем оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

Признано, что в первую очередь важно создать эффектив­ную централизованную вертикаль макроэкономического управ­ления — систему государственного регулирования, призванную обеспечить выработку оптимальных целей общественного раз­вития и создание условий их достижения. Сейчас централиза­ция управления диктуется необходимостью ликвидировать последствия десятилетнего упадка экономики страны. Долго­срочная общенациональная стратегия предусматривает:

а) поощрение быстрого экономического роста на основе зна­
чительного увеличения инвестиций;

б) развитие лидирующих направлений научно-технического
прогресса;

в) создание эффективной финансовой системы и др.
Большое экономическое значение имеет деятельность го­
сударства по преодолению недостатков управления страной в
1990-х гг., а также по созданию благоприятных условий хозяй­
ствования.

В связи с этим целесообразно:

• избавиться от излишнего государственного вмешательства в экономику (отказаться от разного рода разрешений, норм и правил, не предусмотренных законом);

• уменьшить число лицензируемых (разрешаемых) видов де­ятельности;


 

• сократить количество органов управления;

• проводить дальнейшее снижение налогов на юридические лица;

• улучшать правовую защиту всех форм собственности (в частности, установить четкие правила продажи и приобре­тения государственной собственности);

• создавать благоприятный деловой климат для отечествен­ного капитала (уменьшить риски, развивать инфраструкту­ру рынков, повышать стимулы накопления и т.д.).

В дальнейшем развитии нуждаются рыночные отношения. В этих целях предлагается проводить такие меры, как расши­рение участия негосударственных предприятий в оборонных исследованиях и производстве вооружений (сейчас половину потребностей в обороне обеспечивают негосударственные пред­приятия), упорядочить и снизить уровень импортных тарифов (это позволит снизить уровень потребительских цен).

Смешанная система макроэкономического регулирования предполагает одновременные и сбалансированные действия го­сударства и рынка. Это позволит избежать односторонних ре­шений и более эффективно использовать средства государства, предпринимателей и населения. При этом важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан базовых соци­альных услуг (прежде всего образования и здравоохранения), предоставить гражданам возможность достичь более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Возможно, что в будущем роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением.



Контрольные вопросы и задания

1. Укажите современные функции государства, которые до XX в. не были ему присущи.

2. Какую концепцию представляет следующее утверждение: «Государство должно стимулировать инвестиции, осуществ­лять социальные программы, не бояться бюджетного дефи­цита, не бояться инфляции»:

а) кейнсианство;

б) монетаризм?


3. Приведите примеры экономического и административно­
го воздействия государства на экономику.

4. Что представляют собой общественные товары?

5. Что вы понимаете под отрицательными экстерналиями?

6. Почему нередко именно государство в рыночном хозяйстве занимается проблемой минимизации отрицательных эк-стерналий?

7. К экономическим функциям государства в рыночной эко­номике не относятся:

а) антимонопольное регулирование;

б) обеспечение общественными благами;

в) определение цен на продукты и ресурсы;

г) перераспределение доходов;

д) достижение макроэкономической стабилизации.

8. Какие формы помощи государства частным фирмам вы можете назвать?

9. Какие существуют нефинансовые формы помощи государ­ства бизнесу?

 

10. Известно, что при всем своеобразии и многообразии форм регулирования экономики в разных странах везде присут­ствует такой его элемент, как кредитно-денежные, финан­совые и бюджетно-налоговые рычаги. Что конкретно под этим понимается?

11. Назовите известные вам модели регулирования государ­ством экономики. В чем их отличия друг от друга?

Блицопрос (да/нет)

1. Товары и услуги, относимые к общественным благам, про­изводятся в соответствии с рыночным спросом.

2. Общественные блага характеризуются совместным потреб­лением и неисключаемостью.

3. Сторонники классических представлений о свойствах ры­ночной экономики вероятнее всего выступили бы в под­держку роста государственного сектора в экономике.

4. При наличии государственного вмешательства рыночную экономику называют смешанной.

5. Понятие «абсолютно свободный рынок» — это абстракция.

6. Трансферты - передача государством части налоговых по-


ступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке. Субсидия целевого назначения есть субвенция. Национализация и приватизация не являются инструмен­тами государственного регулирования экономики. Результаты вмешательства государства в экономику быва­ют довольно противоречивыми.

Классическая модель предполагает максимально допусти­мое вмешательство государства в экономику.

Литература

Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 17. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Ливши­ца. — М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 4, 19. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — Гл. 17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, про­блемы и политика/Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 5.

Основы экономической теории: Учеб. пособие/Под ред. В. Д. Камаева - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — Тема 9.

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФ­РА-М, 2006. - Гл. 2.

Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 15.

Примерные темы рефератов и докладов

Нэп в России как форма хозяйствования. Регулирование государством экономики России. Роль государства на разных этапах российской истории. Анализ издержек и выгод при выборе общественных благ.


 




где М - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег (среднее число оборотов в год);

Р — средняя цена единицы продукции;

Q - общий объем произведенной за год продукции.

Таким образом, требуется определенная денежная масса для нормального функционирования рыночной экономики, поддер­жания стабильных темпов ее роста, уровня цен, занятости.

Обратимся к понятию «денежная масса».

2.2. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег

Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накоп­ления.

С увеличением денежных сбережений в банках, расшире­нием расчетов через них и бурным развитием кредита структу­ра денежной массы чрезвычайно усложнилась. Сегодня в стра­нах с развитой системой денежного обращения основная часть сделок совершается в безналичных деньгах, т.е. с использова­нием банковских депозитов, чеков, пластиковых (кредитных) карт и прочих финансовых инструментов.

Для количественной характеристики денежной массы ис­пользуют различные обобщающие показатели — денежные аг­регаты. В зависимости от степени ликвидности денежных средств выделяют следующие показатели денежной массы:

Агрегат Mf включает наличные деньги и чековые вклады. Этот агрегат обладает наивысшей ликвидностью, поскольку, выложив наличность или выписав чек со своего банковского вклада «до востребования» (по чековым счетам), любое лицо может немедленно и практически без потерь оплатить и полу­чить нужные ему товары и услуги.

Агрегат М2 помимо компонентов агрегата М охватывает такие менее ликвидные средства, как деньги на бесчековых и мелких срочных счетах, краткосрочные государственные ценные бумаги. Подобные инструменты уже нельзя использовать для покупок и платежей непосредственно, поэтому их называют


«почти деньгами» или квазиденьгами (от лат. quasi - нечто вро­де, как будто, якобы).

Агрегат М3 в дополнение к элементам М2 включает сроч­ные вклады (которыми обычно владеют предприятия), облига­ции госзаймов с большим сроком погашения и другие ценные бумаги. Такие средства еще менее ликвидны. Превращение их в «живые» деньги связано с затратами времени, а иногда и де­нежными потерями (например, из-за процентов, уплачиваемых банку при покупке и продаже облигаций).

М,, М2, М3 используются больше всего, хотя современное понятие денежной массы можно растягивать, по некоторым данным, до М7. Существуют еще агрегат L - группа ценных бу­маг, X - иностранная валюта. В практике денежной политики государства все денежные агрегаты могут служить важными ори­ентирами. Однако в большинстве случаев достаточно агрегата М , который прямо и непосредственно используется в качестве средства обращения и «командует» движением товаров и услуг.

Денежная масса в обращении представляет собой предло­жение денег. Совокупное предложение денег (MS - money supply) определяется наличием всех денег в экономике. Можно выделить четыре основных источника денежной массы в народ­ном хозяйстве:

1) центральный банк, контролирующий денежную массу (вы­пуск наличных денег);

2) купля и продажа государственных ценных бумаг;

3) кредитная эмиссия коммерческих банков;

4) движение валюты за границу и из-за границы.

Правом эмиссии наличных денег обладает только Цент­ральный банк. Кроме того, Центральный банк может увеличить или уменьшить денежное предложение путем купли и продажи государственных ценных бумаг населению, предприятиям и коммерческим банкам.

Вместе с тем система коммерческих банков вносит значи­тельную лепту в формирование денежной массы, создавая так называемые кредитные деньги. Отмечается стремительный рост объема депозитно-кредитной денежной массы (т.е. тех денег, которые значатся как вклады в банки и, следовательно, могут быть отданы в кредит). Коммерческие банки осуществляют кре­дитную эмиссию: принимая вклады и формируя свои кредит­ные ресурсы из других источников, банки выдают кредиты за-


 








Date: 2015-07-01; view: 520; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию