Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России





В нашей стране почти семь десятилетий просуществовала командно-административная система управления. Это центра­лизованное государственное управление экономикой страны, которое заставляет предприятия выполнять плановые задания с помощью приказов и других неэкономических методов. К административному управлению пришлось прибегнуть в конце 1918 г., когда начались гражданская война и иностранная ин­тервенция. Чрезвычайные условия потребовали централизации управления страной, и командно-административная система в тех условиях военного времени себя оправдала. Однако при­казные методы не отвечали задачам мирного хозяйственного развития. В России в начале 1921 г. чисто административная си­стема управления была упразднена и введена новая экономи­ческая политика (нэп).

Но в конце 20-х — начале 30-х гг. вновь началось огосудар­ствление экономики. Вся власть перешла к централизованно­му государственному аппарату, была восстановлена админист­ративная система командования народным хозяйством. В начале 1990-х гг. стало ясно, что надо отказываться от админи­стративно-командной системы управления национальным хо­зяйством. Но какую модель регулирования выбрать? Известны следующие модели государственного регулирования (о них го­ворилось, но упомянем о них еще раз):

Классическая модель предполагает минимальное вмешатель­ство государства в экономику и основана на концепции А. Сми­та, в соответствии с которой государство является «ночным сто­рожем» рыночной экономики.

Кейнсианская модель предполагает активное и максималь­но допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель предполагает реализа­цию трех функций государства (путем его исторически оптималь­ного вмешательства в экономическую жизнь общества) — сило-


 




вой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.



Преобразование командно-административной системы уп­равления началось в России с быстрого перехода от государ­ственного регулирования к стихийному рыночному механизму. В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожило органы административного регулирования (упразднены Гос­план, Государственный комитет по материально-техническому снабжению). В результате государственные предприятия оказа­лись неподконтрольны ни рынку (его еще не было), ни плану (его уже не стало), ни государству. Была разрушена вся управ­ленческая деятельность государства. Воссоздать современное эффективное управление можно путем оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

Признано, что в первую очередь важно создать эффектив­ную централизованную вертикаль макроэкономического управ­ления — систему государственного регулирования, призванную обеспечить выработку оптимальных целей общественного раз­вития и создание условий их достижения. Сейчас централиза­ция управления диктуется необходимостью ликвидировать последствия десятилетнего упадка экономики страны. Долго­срочная общенациональная стратегия предусматривает:

а) поощрение быстрого экономического роста на основе зна­
чительного увеличения инвестиций;

б) развитие лидирующих направлений научно-технического
прогресса;

в) создание эффективной финансовой системы и др.
Большое экономическое значение имеет деятельность го­
сударства по преодолению недостатков управления страной в
1990-х гг., а также по созданию благоприятных условий хозяй­
ствования.

В связи с этим целесообразно:

• избавиться от излишнего государственного вмешательства в экономику (отказаться от разного рода разрешений, норм и правил, не предусмотренных законом);

• уменьшить число лицензируемых (разрешаемых) видов де­ятельности;


 

• сократить количество органов управления;

• проводить дальнейшее снижение налогов на юридические лица;

• улучшать правовую защиту всех форм собственности (в частности, установить четкие правила продажи и приобре­тения государственной собственности);

• создавать благоприятный деловой климат для отечествен­ного капитала (уменьшить риски, развивать инфраструкту­ру рынков, повышать стимулы накопления и т.д.).

В дальнейшем развитии нуждаются рыночные отношения. В этих целях предлагается проводить такие меры, как расши­рение участия негосударственных предприятий в оборонных исследованиях и производстве вооружений (сейчас половину потребностей в обороне обеспечивают негосударственные пред­приятия), упорядочить и снизить уровень импортных тарифов (это позволит снизить уровень потребительских цен).

Смешанная система макроэкономического регулирования предполагает одновременные и сбалансированные действия го­сударства и рынка. Это позволит избежать односторонних ре­шений и более эффективно использовать средства государства, предпринимателей и населения. При этом важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан базовых соци­альных услуг (прежде всего образования и здравоохранения), предоставить гражданам возможность достичь более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Возможно, что в будущем роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением.



Контрольные вопросы и задания

1. Укажите современные функции государства, которые до XX в. не были ему присущи.

2. Какую концепцию представляет следующее утверждение: «Государство должно стимулировать инвестиции, осуществ­лять социальные программы, не бояться бюджетного дефи­цита, не бояться инфляции»:

а) кейнсианство;

б) монетаризм?


3. Приведите примеры экономического и административно­
го воздействия государства на экономику.

4. Что представляют собой общественные товары?

5. Что вы понимаете под отрицательными экстерналиями?

6. Почему нередко именно государство в рыночном хозяйстве занимается проблемой минимизации отрицательных эк-стерналий?

7. К экономическим функциям государства в рыночной эко­номике не относятся:

а) антимонопольное регулирование;

б) обеспечение общественными благами;

в) определение цен на продукты и ресурсы;

г) перераспределение доходов;

д) достижение макроэкономической стабилизации.

8. Какие формы помощи государства частным фирмам вы можете назвать?

9. Какие существуют нефинансовые формы помощи государ­ства бизнесу?

 

10. Известно, что при всем своеобразии и многообразии форм регулирования экономики в разных странах везде присут­ствует такой его элемент, как кредитно-денежные, финан­совые и бюджетно-налоговые рычаги. Что конкретно под этим понимается?

11. Назовите известные вам модели регулирования государ­ством экономики. В чем их отличия друг от друга?

Блицопрос (да/нет)

1. Товары и услуги, относимые к общественным благам, про­изводятся в соответствии с рыночным спросом.

2. Общественные блага характеризуются совместным потреб­лением и неисключаемостью.

3. Сторонники классических представлений о свойствах ры­ночной экономики вероятнее всего выступили бы в под­держку роста государственного сектора в экономике.

4. При наличии государственного вмешательства рыночную экономику называют смешанной.

5. Понятие «абсолютно свободный рынок» — это абстракция.

6. Трансферты - передача государством части налоговых по-


ступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке. Субсидия целевого назначения есть субвенция. Национализация и приватизация не являются инструмен­тами государственного регулирования экономики. Результаты вмешательства государства в экономику быва­ют довольно противоречивыми.

Классическая модель предполагает максимально допусти­мое вмешательство государства в экономику.

Литература

Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 17. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Ливши­ца. — М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 4, 19. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — Гл. 17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, про­блемы и политика/Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 5.

Основы экономической теории: Учеб. пособие/Под ред. В. Д. Камаева - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — Тема 9.

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФ­РА-М, 2006. - Гл. 2.

Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 15.

Примерные темы рефератов и докладов

Нэп в России как форма хозяйствования. Регулирование государством экономики России. Роль государства на разных этапах российской истории. Анализ издержек и выгод при выборе общественных благ.


 




где М - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег (среднее число оборотов в год);

Р — средняя цена единицы продукции;

Q - общий объем произведенной за год продукции.

Таким образом, требуется определенная денежная масса для нормального функционирования рыночной экономики, поддер­жания стабильных темпов ее роста, уровня цен, занятости.

Обратимся к понятию «денежная масса».

2.2. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег

Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накоп­ления.

С увеличением денежных сбережений в банках, расшире­нием расчетов через них и бурным развитием кредита структу­ра денежной массы чрезвычайно усложнилась. Сегодня в стра­нах с развитой системой денежного обращения основная часть сделок совершается в безналичных деньгах, т.е. с использова­нием банковских депозитов, чеков, пластиковых (кредитных) карт и прочих финансовых инструментов.

Для количественной характеристики денежной массы ис­пользуют различные обобщающие показатели — денежные аг­регаты. В зависимости от степени ликвидности денежных средств выделяют следующие показатели денежной массы:

Агрегат Mf включает наличные деньги и чековые вклады. Этот агрегат обладает наивысшей ликвидностью, поскольку, выложив наличность или выписав чек со своего банковского вклада «до востребования» (по чековым счетам), любое лицо может немедленно и практически без потерь оплатить и полу­чить нужные ему товары и услуги.

Агрегат М2 помимо компонентов агрегата М охватывает такие менее ликвидные средства, как деньги на бесчековых и мелких срочных счетах, краткосрочные государственные ценные бумаги. Подобные инструменты уже нельзя использовать для покупок и платежей непосредственно, поэтому их называют


«почти деньгами» или квазиденьгами (от лат. quasi - нечто вро­де, как будто, якобы).

Агрегат М3 в дополнение к элементам М2 включает сроч­ные вклады (которыми обычно владеют предприятия), облига­ции госзаймов с большим сроком погашения и другие ценные бумаги. Такие средства еще менее ликвидны. Превращение их в «живые» деньги связано с затратами времени, а иногда и де­нежными потерями (например, из-за процентов, уплачиваемых банку при покупке и продаже облигаций).

М,, М2, М3 используются больше всего, хотя современное понятие денежной массы можно растягивать, по некоторым данным, до М7. Существуют еще агрегат L - группа ценных бу­маг, X - иностранная валюта. В практике денежной политики государства все денежные агрегаты могут служить важными ори­ентирами. Однако в большинстве случаев достаточно агрегата М , который прямо и непосредственно используется в качестве средства обращения и «командует» движением товаров и услуг.

Денежная масса в обращении представляет собой предло­жение денег. Совокупное предложение денег (MS - money supply) определяется наличием всех денег в экономике. Можно выделить четыре основных источника денежной массы в народ­ном хозяйстве:

1) центральный банк, контролирующий денежную массу (вы­пуск наличных денег);

2) купля и продажа государственных ценных бумаг;

3) кредитная эмиссия коммерческих банков;

4) движение валюты за границу и из-за границы.

Правом эмиссии наличных денег обладает только Цент­ральный банк. Кроме того, Центральный банк может увеличить или уменьшить денежное предложение путем купли и продажи государственных ценных бумаг населению, предприятиям и коммерческим банкам.

Вместе с тем система коммерческих банков вносит значи­тельную лепту в формирование денежной массы, создавая так называемые кредитные деньги. Отмечается стремительный рост объема депозитно-кредитной денежной массы (т.е. тех денег, которые значатся как вклады в банки и, следовательно, могут быть отданы в кредит). Коммерческие банки осуществляют кре­дитную эмиссию: принимая вклады и формируя свои кредит­ные ресурсы из других источников, банки выдают кредиты за-


 








Date: 2015-07-01; view: 772; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию