Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России
В нашей стране почти семь десятилетий просуществовала командно-административная система управления. Это централизованное государственное управление экономикой страны, которое заставляет предприятия выполнять плановые задания с помощью приказов и других неэкономических методов. К административному управлению пришлось прибегнуть в конце 1918 г., когда начались гражданская война и иностранная интервенция. Чрезвычайные условия потребовали централизации управления страной, и командно-административная система в тех условиях военного времени себя оправдала. Однако приказные методы не отвечали задачам мирного хозяйственного развития. В России в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена и введена новая экономическая политика (нэп). Но в конце 20-х — начале 30-х гг. вновь началось огосударствление экономики. Вся власть перешла к централизованному государственному аппарату, была восстановлена административная система командования народным хозяйством. В начале 1990-х гг. стало ясно, что надо отказываться от административно-командной системы управления национальным хозяйством. Но какую модель регулирования выбрать? Известны следующие модели государственного регулирования (о них говорилось, но упомянем о них еще раз): Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой государство является «ночным сторожем» рыночной экономики. Кейнсианская модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества) — сило-
вой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы. Преобразование командно-административной системы управления началось в России с быстрого перехода от государственного регулирования к стихийному рыночному механизму. В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожило органы административного регулирования (упразднены Госплан, Государственный комитет по материально-техническому снабжению). В результате государственные предприятия оказались неподконтрольны ни рынку (его еще не было), ни плану (его уже не стало), ни государству. Была разрушена вся управленческая деятельность государства. Воссоздать современное эффективное управление можно путем оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности. Признано, что в первую очередь важно создать эффективную централизованную вертикаль макроэкономического управления — систему государственного регулирования, призванную обеспечить выработку оптимальных целей общественного развития и создание условий их достижения. Сейчас централизация управления диктуется необходимостью ликвидировать последствия десятилетнего упадка экономики страны. Долгосрочная общенациональная стратегия предусматривает: а) поощрение быстрого экономического роста на основе зна б) развитие лидирующих направлений научно-технического в) создание эффективной финансовой системы и др. В связи с этим целесообразно: • избавиться от излишнего государственного вмешательства в экономику (отказаться от разного рода разрешений, норм и правил, не предусмотренных законом); • уменьшить число лицензируемых (разрешаемых) видов деятельности;
• сократить количество органов управления; • проводить дальнейшее снижение налогов на юридические лица; • улучшать правовую защиту всех форм собственности (в частности, установить четкие правила продажи и приобретения государственной собственности); • создавать благоприятный деловой климат для отечественного капитала (уменьшить риски, развивать инфраструктуру рынков, повышать стимулы накопления и т.д.). В дальнейшем развитии нуждаются рыночные отношения. В этих целях предлагается проводить такие меры, как расширение участия негосударственных предприятий в оборонных исследованиях и производстве вооружений (сейчас половину потребностей в обороне обеспечивают негосударственные предприятия), упорядочить и снизить уровень импортных тарифов (это позволит снизить уровень потребительских цен). Смешанная система макроэкономического регулирования предполагает одновременные и сбалансированные действия государства и рынка. Это позволит избежать односторонних решений и более эффективно использовать средства государства, предпринимателей и населения. При этом важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг (прежде всего образования и здравоохранения), предоставить гражданам возможность достичь более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Возможно, что в будущем роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением. Контрольные вопросы и задания 1. Укажите современные функции государства, которые до XX в. не были ему присущи. 2. Какую концепцию представляет следующее утверждение: «Государство должно стимулировать инвестиции, осуществлять социальные программы, не бояться бюджетного дефицита, не бояться инфляции»: а) кейнсианство; б) монетаризм? 3. Приведите примеры экономического и административно 4. Что представляют собой общественные товары? 5. Что вы понимаете под отрицательными экстерналиями? 6. Почему нередко именно государство в рыночном хозяйстве занимается проблемой минимизации отрицательных эк-стерналий? 7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) антимонопольное регулирование; б) обеспечение общественными благами; в) определение цен на продукты и ресурсы; г) перераспределение доходов; д) достижение макроэкономической стабилизации. 8. Какие формы помощи государства частным фирмам вы можете назвать? 9. Какие существуют нефинансовые формы помощи государства бизнесу?
10. Известно, что при всем своеобразии и многообразии форм регулирования экономики в разных странах везде присутствует такой его элемент, как кредитно-денежные, финансовые и бюджетно-налоговые рычаги. Что конкретно под этим понимается? 11. Назовите известные вам модели регулирования государством экономики. В чем их отличия друг от друга? Блицопрос (да/нет) 1. Товары и услуги, относимые к общественным благам, производятся в соответствии с рыночным спросом. 2. Общественные блага характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью. 3. Сторонники классических представлений о свойствах рыночной экономики вероятнее всего выступили бы в поддержку роста государственного сектора в экономике. 4. При наличии государственного вмешательства рыночную экономику называют смешанной. 5. Понятие «абсолютно свободный рынок» — это абстракция. 6. Трансферты - передача государством части налоговых по- ступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке. Субсидия целевого назначения есть субвенция. Национализация и приватизация не являются инструментами государственного регулирования экономики. Результаты вмешательства государства в экономику бывают довольно противоречивыми. Классическая модель предполагает максимально допустимое вмешательство государства в экономику. Литература Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 17. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица. — М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 4, 19. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — Гл. 17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 5. Основы экономической теории: Учеб. пособие/Под ред. В. Д. Камаева - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — Тема 9. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006. - Гл. 2. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 15. Примерные темы рефератов и докладов Нэп в России как форма хозяйствования. Регулирование государством экономики России. Роль государства на разных этапах российской истории. Анализ издержек и выгод при выборе общественных благ.
где М - денежная масса в обращении; V - скорость обращения денег (среднее число оборотов в год); Р — средняя цена единицы продукции; Q - общий объем произведенной за год продукции. Таким образом, требуется определенная денежная масса для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня цен, занятости. Обратимся к понятию «денежная масса». 2.2. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления. С увеличением денежных сбережений в банках, расширением расчетов через них и бурным развитием кредита структура денежной массы чрезвычайно усложнилась. Сегодня в странах с развитой системой денежного обращения основная часть сделок совершается в безналичных деньгах, т.е. с использованием банковских депозитов, чеков, пластиковых (кредитных) карт и прочих финансовых инструментов. Для количественной характеристики денежной массы используют различные обобщающие показатели — денежные агрегаты. В зависимости от степени ликвидности денежных средств выделяют следующие показатели денежной массы: Агрегат Mf включает наличные деньги и чековые вклады. Этот агрегат обладает наивысшей ликвидностью, поскольку, выложив наличность или выписав чек со своего банковского вклада «до востребования» (по чековым счетам), любое лицо может немедленно и практически без потерь оплатить и получить нужные ему товары и услуги. Агрегат М2 помимо компонентов агрегата М охватывает такие менее ликвидные средства, как деньги на бесчековых и мелких срочных счетах, краткосрочные государственные ценные бумаги. Подобные инструменты уже нельзя использовать для покупок и платежей непосредственно, поэтому их называют «почти деньгами» или квазиденьгами (от лат. quasi - нечто вроде, как будто, якобы). Агрегат М3 в дополнение к элементам М2 включает срочные вклады (которыми обычно владеют предприятия), облигации госзаймов с большим сроком погашения и другие ценные бумаги. Такие средства еще менее ликвидны. Превращение их в «живые» деньги связано с затратами времени, а иногда и денежными потерями (например, из-за процентов, уплачиваемых банку при покупке и продаже облигаций). М,, М2, М3 используются больше всего, хотя современное понятие денежной массы можно растягивать, по некоторым данным, до М7. Существуют еще агрегат L - группа ценных бумаг, X - иностранная валюта. В практике денежной политики государства все денежные агрегаты могут служить важными ориентирами. Однако в большинстве случаев достаточно агрегата М, который прямо и непосредственно используется в качестве средства обращения и «командует» движением товаров и услуг. Денежная масса в обращении представляет собой предложение денег. Совокупное предложение денег (MS - money supply) определяется наличием всех денег в экономике. Можно выделить четыре основных источника денежной массы в народном хозяйстве: 1) центральный банк, контролирующий денежную массу (выпуск наличных денег); 2) купля и продажа государственных ценных бумаг; 3) кредитная эмиссия коммерческих банков; 4) движение валюты за границу и из-за границы. Правом эмиссии наличных денег обладает только Центральный банк. Кроме того, Центральный банк может увеличить или уменьшить денежное предложение путем купли и продажи государственных ценных бумаг населению, предприятиям и коммерческим банкам. Вместе с тем система коммерческих банков вносит значительную лепту в формирование денежной массы, создавая так называемые кредитные деньги. Отмечается стремительный рост объема депозитно-кредитной денежной массы (т.е. тех денег, которые значатся как вклады в банки и, следовательно, могут быть отданы в кредит). Коммерческие банки осуществляют кредитную эмиссию: принимая вклады и формируя свои кредитные ресурсы из других источников, банки выдают кредиты за-
Date: 2015-07-01; view: 1959; Нарушение авторских прав |