Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция: причины и формы проявления. Уровень и темп инфляции





Как экономическое явление инфляция существует уже дли­тельное время. Считается, что она появилась чуть ли не с воз­никновением денег, с функционированием которых неразрыв­но связана.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской вой­ны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-де­нежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономичес­кой литературе понятие «инфляция» получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литера­туре — с середины 20-х гг.

Инфляция — процесс повышения общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная способ­ность денежной единицы.


Покупательная способность денег — это то количество то­варов и услуг, которое можно купить при данном уровне цен на данную денежную единицу.

Инфляция проявляется как устойчивое повышение уровня цен. Это вовсе не значит, что все цены обязательно растут.

Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься неравномерно. Одни под­скакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Инфляция - процесс двусторонний. Рост цен, с одной сто­роны, вызывает обесценение денег - с другой.

Уровень инфляции обычно измеряется с помощью показа­теля индекса цен, который отражает процент увеличения за дан­ный период стоимости так называемой рыночной, или потре­бительской, корзины, т.е. определенного набора товаров и услуг.

Уровень инфляции для данного года вычисляют следую­щим образом. Рассчитывается индекс цен для данного года. Для этого выбирается базовый период (например, за базу принима­ется предыдущий год), для которого уровень цен принимается за 100 (берутся цены определенного набора товаров):

.. Цены текущего года, „...

Индекс цен для данного года =------------------------------- 100%.

Цены базового года

Это уровень инфляции. Индекс означает, что данное отно­шение умножается на 100. Например, если «корзина» подоро­жала с 1000 до 1250 руб., то индекс = 125 % [(1250: 1000) • 100].

Темп инфляции для данного года рассчитывается по фор­муле

Индекс цен текущего года - Индекс цен прошедшего года Индекс цен текущего года

Наиболее распространенным является индекс потребитель­ских цен. Это средневзвешенное изменение всех цен на това­ры, включенные в потребительскую корзину.

Инфляция бывает нескольких видов.

Прежде всего инфляцию различают по темпам как:

1) умеренную, или ползучую (обычно не более 10% в год);

2) галопирующую (от 20 до 200% в год);

3) гиперинфляцию (более 50% в месяц в течение трех квар­талов).


 




Галопирующая инфляция — это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учиты­вает такой темп роста цен.

Гиперинфляция наносит огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, торговля переходит в бартер, разрушается национальное хозяйство.

В Боливии на рубеже 1970—1980 гг. гиперинфляция дости­гала 24000 % в год, в России в 1992 г. - около 2600%.

Самая сильная в мире инфляция произошла в Венгрии в июне 1946 г., когда золотой пенге 1931 г. выпуска стоил 130 трлн бумажных пенге. 3 июня 1946 г. были выпущены банкноты на сумму эгимиллиард биллионов.

По формам проявления различают открытую и подавлен­ную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в росте цен. Подавленная инфляция присуща экономике с административ­ным контролем над ценами и доходами: внешне цены стабиль­ны, а избыток денег трансформируется в товарный дефицит, возникают постоянные озлобленные очереди и «черный ры­нок», который в какой-то мере отражает реальные цены.

Инфляция может быть сбалансированной, когда рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг, и несбалансированной, когда рост цен имеет различные темпы по разным товарным группам.

По характеру ожиданий экономисты различают ожидаемую инфляцию и неожидаемую. Ожидаемую инфляцию можно про­гнозировать: учесть ее темпы в коллективных договорах, в це­нах на факторы производства; правительство своевременно может изменить налоги и трансферты, тогда воздействие инф­ляции на экономику в целом будет незначительным. Другое дело — неожидаемая инфляция. Она характеризуется внезапным скачком цен, что крайне негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

4.2. Причины инфляции.

Инфляция спроса и инфляция издержек


Поначалу причиной инфляции считали повсеместный пе­реход к бумажным деньгам, ведь их можно напечатать в любом количестве. Определенный резон в этом утверждении был, и когда в Германии после первой мировой войны разыгралась бешеная инфляция (цены за три года выросли в триллион раз!),


то вина за это лежала в значительной мере на Центральном банке страны. Однако даже после того, как эмиссия денег была взята под строгий контроль парламентом, инфляция не исчез­ла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие ис­следования и установила, что инфляция разнолика, у нее не­сколько причин, много форм проявления, и соответственно должны быть разные способы борьбы с ней. •

Следует иметь в виду, что не всякий рост цен — это инф­ляция. Например, если возникли диспропорции между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке, в ре­зультате чего цены на данный товар выросли, это еще не инф­ляция.

Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инф­ляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокуп­ным предложением.

Среди многих причин, которые вызывают рост цен, не все являются инфляционными.

Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. Стихийные бед­ствия также не могут считаться причиной инфляционного рос­та цен. Так, если в результате наводнения в какой-то местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на строймате­риалы. Это будет стимулировать производителей стройматериа­лов расширять предложение своей продукции, и по мере насы­щения рынка цены станут понижаться.

Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

Во-первых, это диспропорциональность, или несбаланси­рованность, государственных расходов и доходов, выражающая­ся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, дру­гими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к россу массы денег в обращении. Вспом­ним количественное уравнение обмена MV = PQ, и связь меж­ду ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется анало­гичными методами. Особенно инфляционно опасными являют­ся инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так,


непроизводительное потребление национального дохода на во­енные цели означает не только потерю общественного богат­ства. Одновременно военные ассигнования создают дополни­тельный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается раз­личными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX в. Эта структура все мень­ше напоминает условия совершенной конкуренции.

Современный рынок — это в значительной степени олиго-полистический рынок. А олигополист (несовершенный конку­рент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заин­тересованы в ее поддержании и усилении.


Ограничение притока новых производителей в отрасль оли-гополистов поддерживает длительное несоответствие совокуп­ного спроса и предложения.

В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и по технологической цепочке на другие товары.

В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выде­ляют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляцион­ных ожиданий населения и производителей — важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.

Инфляционные ожидания ведут к приобретению людьми товаров сверх своих текущих потребностей (ведь люди уверены, что рост цен будет продолжаться).

Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, мате­риалы и комплектующие изделия еще больше подорожают.

. Расширение вследствие инфляционных ожиданий текуще­го спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следова­тельно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация


в этом случае характеризуется медленным увеличением совокуп­ного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Ре­зультат — общее повышение цен.

По причинам возникновения различают два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения.

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.

Повышение цен может быть объяснимо избыточным спро­сом. Когда все имеющиеся ресурсы уже задействованы, даль­нейший рост спроса уже не может привести к увеличению объ­ема выпуска товаров, но будет приводить к повышению цен на производимые товары.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличе­ния издержек производства.

Повышение издержек сокращает объем продукции, кото­рый фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при неизменив­шемся спросе и повышается уровень цен. Мы видим, что по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены и являют­ся причиной инфляции.

Два наиболее важных источника роста издержек — это удо­рожание энергии и сырья и неоправданное повышение заработ­ной платы. Непредвиденный взлет стоимости сырья и энергии не раз в мировой практике вызывал рост издержек и был при­чиной инфляции предложения. Так, в США и большинстве дру­гих стран в 1973—1974 гг. и в 1979-1980 гг. многократное повы­шение цен на нефть и импортное сырье явилось причиной высокой инфляции. В России в 1992—1995 гг. многократное по­вышение цен на нефть, газ, уголь явилось первоначальной при­чиной высоких темпов инфляции.

При определенных обстоятельствах источником инфляции может стать рост зарплаты под давлением профсоюзов, конт­ролирующих в ряде отраслей номинальную зарплату путем за­ключения коллективных договоров. Если повышение зарплаты не уравновешивается повышением производительности труда, то увеличиваются издержки на единицу продукции.

Не следует путать эту ситуацию с другой, когда зарплата должна индексироваться вследствие уже имеющейся инфляции. Здесь инфляция — причина индексации зарплаты, а не наобо-


 









Date: 2015-07-01; view: 1249; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию