Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства
Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства направлена на обеспечение государства денежными ресурсами и эффективное их использование. Она состоит из двух блоков: налоговая политика; политика государственных расходов. Налогообложение всегда представляет собой компромисс между государством и теми, кто платит налоги. Поиски подобного компромисса лежат в основе налоговой политики, которая определяет требования к налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия налогов. Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Она определяется такими условиями, как величина полученных доходов, сложившиеся в стране традиции, фаза промышленного цикла. Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В настоящее время среди наиболее развитых стран они колеблются от 30 до 50% ВВП. В странах, реализующих модель социально ориентированной экономики (например, шведская модель), уровень налогового бремени составляет около 50% ВВП. Здесь через перераспределение доходов активно поддерживается уровень жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. В странах, развивающихся на основе монетарных принципов, налоговое бремя составляет около 30% ВВП. Представители монетарной школы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода, поскольку высокие налоги ослабляют стимулы к труду и бизнесу. Существует разное видение направлений налоговой политики у кейнсианской и монетаристской экономических школ. Это выражается в предлагаемых ими антициклических программах. В кейнсианских стабилизационных программах для выхода из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Во время же подъема — увеличить налоговые ставки для покрытия государственного долга, накопленного в депрессивный период, когда возрастали государственные расходы во имя поддержки производства. В монетарных стабилизационных программах предлагается снижать ставки налогов не в начале экономического кризиса, а лишь после того, как производство достигнет своей низшей точки падения, по окончании волны банкротств. Это будет стимулировать только эффективные хозяйства и продвигать развитие рыночного хозяйства. Снижение налогов как один из путей экономического роста должно быть для новых производителей, малого бизнеса, для производства приоритетных товаров. Бюджетная политика — направление действий государства Расходы государства служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая расходы бюджета, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных
сфер экономики - прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды. Причем государственные расходы обладают мультипликационным эффектом. Подобный эффект объясняется тем, что увеличение госинвестиций (например, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства). Но и вторичного (производство асфальта), третичного (добыча для асфальта сырья), четвертичного (геологических работ) и т.д. Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что фискальная политика складывается из двух направлений: дискреционной фискальной политики и автоматической. Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей, т. е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос. Антициклическая фискальная политика необходима, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют такие запаздывания лагами. Более того, при осуществлении дискреционной фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения. Дело в том, что сам процесс формирования такой политики как по своему содержанию, так и по форме в большой мере является политическим процессом. В нем участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил. В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика. Автоматическая фискальная политика предполагает экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Основные встроенные стабилизаторы: 1) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий снижаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства. 2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот. 3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний. Борьба между сторонниками расширительной и ограничительной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в конце 1991-го - начале 1992 г. и продолжается по сей день.
/ Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоит основная цель кредитно-денежной политики? 2. Что представляет собой политика «дешевых» денег и «дорогих» денег? 3. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки? 4. Перечислите функции финансов и раскройте их содержание. 5. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие статьи являются наиболее важными? 6. Дайте определение сбалансированного и дефицитного бюджета. 7. Как можно преодолеть бюджетный дефицит? 8. Что такое государственный долг? 9. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера. 10. Какой принцип налогообложения (полученных благ или а) системы здравоохранения, образования; б) системы пожарной безопасности; в) строительства и оборудования площадок для занятий 11. Почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер? 12. Личный подоходный налог и налог на доходы корпораций несут на себе основную фискальную нагрузку (т.е. именно за счет этих налогов образуется основная часть поступлений в бюджет). Почему в конце 80-х - начале 90-х гг., несмотря на растущие бюджетные дефициты, правительства развитых стран проводят сокращение налоговых ставок и снижают перечень облагаемых этими видами Налогов доходов? 13. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды. Блицопрос (да/нет) 1. Дефицит государственного бюджета существует, если увеличиваются государственные расходы.
2. Налог на добавленную стоимость относится к прогрессивным подоходным налогам. 3. К косвенным налогам относится налог с наследства и дарений. 4. Автоматическая фискальная политика не зависит от решения властей. 5. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции. 6. Примером автоматического стабилизатора является пособие по безработице. 7. Дефицит госбюджета является следствием циклических колебаний в экономике. 8. Государственный долг - это сумма задолженности государства по внутренним и внешним займам. 9. Дискреционная фискальная политика — это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. 10. Увеличение нормы обязательных резервов приведет к снижению предложения денег. ,. Литература 1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. — М.: Дрофа, 2004. - Гл. 15. 2. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 17. 3. Долан Э. Дж., ЛиндсейД. Макроэкономика. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, Литера плюс, 1994. — Гл. 3. 4. Курс экономической теории: Учебник. — Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 20, 22. 5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: Республика, 1992. -Т. 1. Гл. 14, 20. 6. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Алгон ВНИИСИ, 1992. -Т. 1. Гл.9, 10, 19. 7. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело Лтд, 1993. - Гл. 21, 28, 34. 8. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 11, 12.
Примерные темы рефератов и докладов 1. Денежно-кредитная политика в нашей стране. 2. Преодоление бюджетного дефицита в России. 3. Российская налоговая система. Date: 2015-07-01; view: 1264; Нарушение авторских прав |