Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства





Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства направлена на обеспечение государства денежными ресурсами и эффективное их использование. Она состоит из двух блоков: налоговая политика; политика государственных расходов.

Налогообложение всегда представляет собой компромисс между государством и теми, кто платит налоги. Поиски подоб­ного компромисса лежат в основе налоговой политики, кото­рая определяет требования к налоговой базе, тяжести налого­вого бремени и способам изъятия налогов.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной нало­говых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Она определяется такими условиями, как величина полученных доходов, сложившиеся в стране традиции, фаза промышленно­го цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления состав­ляли в среднем 10% ВВП. В настоящее время среди наиболее развитых стран они колеблются от 30 до 50% ВВП. В странах, реализующих модель социально ориентированной экономики


(например, шведская модель), уровень налогового бремени со­ставляет около 50% ВВП. Здесь через перераспределение дохо­дов активно поддерживается уровень жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. В странах, развивающихся на основе монетар­ных принципов, налоговое бремя составляет около 30% ВВП. Представители монетарной школы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального до­хода, поскольку высокие налоги ослабляют стимулы к труду и бизнесу.

Существует разное видение направлений налоговой поли­тики у кейнсианской и монетаристской экономических школ. Это выражается в предлагаемых ими антициклических програм­мах. В кейнсианских стабилизационных программах для выхо­да из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Во время же подъема — уве­личить налоговые ставки для покрытия государственного дол­га, накопленного в депрессивный период, когда возрастали го­сударственные расходы во имя поддержки производства. В монетарных стабилизационных программах предлагается сни­жать ставки налогов не в начале экономического кризиса, а лишь после того, как производство достигнет своей низшей точки падения, по окончании волны банкротств. Это будет сти­мулировать только эффективные хозяйства и продвигать разви­тие рыночного хозяйства.

Снижение налогов как один из путей экономического ро­ста должно быть для новых производителей, малого бизнеса, для производства приоритетных товаров.

Бюджетная политика — направление действий государства
по использованию бюджетных средств. Ее целью является не
только удовлетворение текущих потребностей, но и использо­
вание ресурсов для активизации экономического роста, прида­
ния ему устойчивости, и решение социальных проблем. Потреб­
ности общества многоплановы, поэтому необходимо определять
приоритеты направления ресурсов.;

Расходы государства служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая расходы бюджета, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, посо­бий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, до­тации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных


 




сфер экономики - прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды. Причем государствен­ные расходы обладают мультипликационным эффектом.

Подобный эффект объясняется тем, что увеличение госин­вестиций (например, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строитель­ства). Но и вторичного (производство асфальта), третичного (добыча для асфальта сырья), четвертичного (геологических ра­бот) и т.д.

Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что фискальная политика складывается из двух на­правлений: дискреционной фискальной политики и автомати­ческой.

Дискреционная фискальная политика предполагает созна­тельное регулирование государством налогообложения и госу­дарственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возмож­ностей, т. е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осу­ществляется за счет роста государственных расходов и сниже­ния налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.


Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.

Антициклическая фискальная политика необходима, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, проти­воположном тому, куда ее толкают силы циклического разви­тия. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подгото­вили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономи­ке, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют та­кие запаздывания лагами.

Более того, при осуществлении дискреционной фискальной


политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые ре­шения. Дело в том, что сам процесс формирования такой по­литики как по своему содержанию, так и по форме в большой мере является политическим процессом. В нем участвуют раз­личные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равно­действующей интересов политических сил.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика предполагает эконо­мический механизм, который автоматически реагирует на изме­нение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Такие экономические механизмы называют также встроен­ными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета.

Основные встроенные стабилизаторы:

1) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и по­ступления от налогов для обеспечения таких пособий сни­жаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства.

2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль — самая чувстви­тельная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибы­лей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.

3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, ав­томатически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глу­бину и размах циклических колебаний.

Борьба между сторонниками расширительной и ограничи­тельной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в конце 1991-го - начале 1992 г. и продолжается по сей день.


 




/


Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит основная цель кредитно-денежной полити­ки?


2. Что представляет собой политика «дешевых» денег и «до­рогих» денег?

3. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки?

4. Перечислите функции финансов и раскройте их содержа­ние.

5. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие статьи являются наиболее важными?

6. Дайте определение сбалансированного и дефицитного бюд­жета.

7. Как можно преодолеть бюджетный дефицит?

8. Что такое государственный долг?

9. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера.

10. Какой принцип налогообложения (полученных благ или
платежеспособности) вы бы порекомендовали использовать
местным органам власти для финансирования:

а) системы здравоохранения, образования;

б) системы пожарной безопасности;

в) строительства и оборудования площадок для занятий
конным спортом?

11. Почему налоговые системы большинства стран носят про­грессивный характер?

12. Личный подоходный налог и налог на доходы корпораций несут на себе основную фискальную нагрузку (т.е. именно за счет этих налогов образуется основная часть поступле­ний в бюджет). Почему в конце 80-х - начале 90-х гг., не­смотря на растущие бюджетные дефициты, правительства развитых стран проводят сокращение налоговых ставок и снижают перечень облагаемых этими видами Налогов до­ходов?

13. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды.

Блицопрос (да/нет)

1. Дефицит государственного бюджета существует, если уве­личиваются государственные расходы.


 

2. Налог на добавленную стоимость относится к прогрессив­ным подоходным налогам.

3. К косвенным налогам относится налог с наследства и да­рений.

4. Автоматическая фискальная политика не зависит от реше­ния властей.

5. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции.

6. Примером автоматического стабилизатора является посо­бие по безработице.

7. Дефицит госбюджета является следствием циклических колебаний в экономике.

8. Государственный долг - это сумма задолженности государ­ства по внутренним и внешним займам.

9. Дискреционная фискальная политика — это сознательное регулирование государством налогообложения и государ­ственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и эко­номический рост.

10. Увеличение нормы обязательных резервов приведет к сни­жению предложения денег.

,. Литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. — М.: Дрофа, 2004. - Гл. 15.

2. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Ливши­ца, И.Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 17.

3. Долан Э. Дж., ЛиндсейД. Макроэкономика. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, Литера плюс, 1994. — Гл. 3.

4. Курс экономической теории: Учебник. — Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 20, 22.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: Республика, 1992. -Т. 1. Гл. 14, 20.


6. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Алгон ВНИИСИ, 1992. -Т. 1. Гл.9, 10, 19.

7. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело Лтд, 1993. - Гл. 21, 28, 34.

8. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 11, 12.


 




Примерные темы рефератов и докладов

1. Денежно-кредитная политика в нашей стране.

2. Преодоление бюджетного дефицита в России.

3. Российская налоговая система.







Date: 2015-07-01; view: 1264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию