Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инструменты госулорственного регулирования
Государство осуществляет свое воздействие на рыночную экономику через проведение различных видов политики: фискальной и денежной, социальной политики и политики регулирования доходов; внешней экономической (их рассмотрению посвящены следующие главы этой книги). При этом используются определенные инструменты. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарием государственного воздействия на экономику называют совокупность таких инструментов. Обычно в каждой стране этот инструментарий отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений. Но всегда в инструментарии государственного воздействия на экономику любой страны есть нечто общее, отфильтрованное историческим опытом и логикой хозяйственной жизни. Что же это за инструментарий? На сегодня сложились следующие инструменты: Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков ресурсов и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства. Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент. Дотация — безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Субсидия является финансовым расходом правительства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Она может выступать в форме дотации или в виде субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.
Федеральные финансы определяются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов и расходов федерального правительства. Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет — это план доходов и расходов федерального правительства. Сальдо ресурсов и их использование может быть как положительным, так и отрицательным. Если ресурсов меньше (имеются в виду доходы), чем расходы бюджета, то говорят о дефиците федерального бюджета. Дефицит частично или полностью покрывается главным образом путем размещения обязательств государства перед участниками рынка либо эмиссией бумажных денег (этот путь опасен из-за выхода из-под контроля инфляционных процессов). Под государственным долгом понимается вся сумма обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами. Основная сумма обязательств образуется выпущенными, но непогашенными государственными займами вместе с начисленными процентами. Состав государственного долга включает долг федерального правительства (внутренний и внешний), задолженность субъектов федерации, задолженность местных органов власти, задолженность государственных предприятий, прочие долги. Исторически замечено, что государственный долг растет по следующим причинам: увеличение масштабов экономики, ее результатов и влияния на это государственного фактора; диверсификация, развитие и рост доходов и расходов государственного бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров. Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим. Обычно это примерно 4-5% от ВНП. Сверх этого дефицит стимулирует инфляцию и другие отрицательные явления. Фискальный федерализм — это система межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покры- ваются дефициты бюджетов, сдерживается ввод новых налогов и рост налогового бремени. Государственное предпринимательство рассматривается как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство: федеративное, республиканское, местное. Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточно эффективном уровне. Оно имеет место и там, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников. Оно уместно в ряде капиталоемких отраслей экономики: топливно-энергетический комплекс в районах Крайнего Севера, черная металлургия, космическая промышленность и другие сферы. Обычно доля государственного предпринимательства варьирует от страны к стране и не остается постоянной. Само по себе государственное предпринимательство не самоцель, а лишь средство реализации оптимальных макроэкономических стратегий. Хозяйственное законодательство рассматривается как система специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресованы. В то же время законодательство очерчивает «коридор свободы», который вправе использовать все участники макроэкономики в целях максимизации своих целевых результатов. Целями законодательства являются: обеспечение равных правил игры в конкурентной среде; сдерживание факторов, разрушающих рынок (монополизм, инфляция, коррупция, криминализация экономики и др.); создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национального хозяйства в мировое хозяйство. Так, азбучным примером законодательного регулирования экономики является принятый в 1890 г. в США «закон Шермана». Этот закон был одним из первых правовых средств ограничения процесса монополизации экономики, направленных на стимулирование конкуренции. Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, направленными на изменение структуры, доли и результатов функционирования секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Национализация направлена на рост значимости государственного
предпринимательства и через это - на повышение эффективности функционирования экономики. Если национализация не приносит желаемых результатов, то используют процесс приватизации. Приватизация имеет своей целью противоположный процесс — рост значимости частного предпринимательства и через это опять-таки повышение эффективности функционирования экономики. Очень важно, чтобы ни национализация, ни приватизация не являлись самоцелью, а проводились согласованно и вели к общему повышению уровня эффективности функционирования смешанной экономики. Эта проблема в теории называется проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хозяйственные процессы. Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо проблемы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее. Так возникают дилеммы государственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов. Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимаемых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законодательного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др. Поэтому полностью реализовать цели государственного регулирования практически нереально. Неплохим считается уровень, когда реализованы в основном приоритетные цели экономического развития и не допущена ситуация существенного обострения остальных проблем. Оценка эффективности государственного регулирования экономики за определенный период дается не только аналитиками, экспертами, учеными. В развитых демократических государствах такая оценка дается главным образом голосованием во время парламентских выборов; сменой или продлением полномочий правительства; изменениями в законодательстве; другими способами. В России еще только предстоит утвердить и отладить эти механизмы. Date: 2015-07-01; view: 671; Нарушение авторских прав |