Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты госулорственного регулирования





Государство осуществляет свое воздействие на рыночную экономику через проведение различных видов политики: фис­кальной и денежной, социальной политики и политики регули­рования доходов; внешней экономической (их рассмотрению посвящены следующие главы этой книги).

При этом используются определенные инструменты. Под инструментом государственного воздействия на экономику пони­мают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарием государственного воздействия на экономику называют совокупность таких инст­рументов. Обычно в каждой стране этот инструментарий отра­жает специфику целей правительства и хозяйственных отноше­ний. Но всегда в инструментарии государственного воздействия на экономику любой страны есть нечто общее, отфильтрован­ное историческим опытом и логикой хозяйственной жизни. Что же это за инструментарий?

На сегодня сложились следующие инструменты:

Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков ресурсов и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством го­сударства.

Трансфертные платежи трактуются как передача государ­ством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью мак­симизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью сово­купного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.

Дотация — безвозмездная передача государством части сво­их ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличе­ния предложения или спроса на товары и услуги. Субсидия яв­ляется финансовым расходом правительства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых про­грамм. Она может выступать в форме дотации или в виде суб­венции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.


 




Федеральные финансы определяются как совокупный денеж­ный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функ­ций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов и расходов федерального правительства. Доходы и рас­ходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федераль­ный бюджет — это план доходов и расходов федерального пра­вительства.

Сальдо ресурсов и их использование может быть как положительным, так и отрицательным. Если ресурсов меньше (имеются в виду доходы), чем расходы бюджета, то говорят о дефиците федерального бюджета. Дефицит частично или пол­ностью покрывается главным образом путем размещения обя­зательств государства перед участниками рынка либо эмиссией бумажных денег (этот путь опасен из-за выхода из-под контро­ля инфляционных процессов).

Под государственным долгом понимается вся сумма обя­зательств государства перед внутренними и внешними креди­торами. Основная сумма обязательств образуется выпущен­ными, но непогашенными государственными займами вместе с начисленными процентами. Состав государственного дол­га включает долг федерального правительства (внутренний и внешний), задолженность субъектов федерации, задолженность местных органов власти, задолженность государственных пред­приятий, прочие долги.

Исторически замечено, что государственный долг растет по следующим причинам: увеличение масштабов экономики, ее ре­зультатов и влияния на это государственного фактора; дивер­сификация, развитие и рост доходов и расходов государственно­го бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров. Счи­тается, что до определенного уровня дефицит государственно­го бюджета допустим. Обычно это примерно 4-5% от ВНП. Сверх этого дефицит стимулирует инфляцию и другие отрица­тельные явления.

Фискальный федерализм — это система межправительствен­ного перераспределения финансовых средств от одного государ­ственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покры-


ваются дефициты бюджетов, сдерживается ввод новых налогов и рост налогового бремени.

Государственное предпринимательство рассматривается как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурс­ной базы которой выступает правительство: федеративное, рес­публиканское, местное. Как правило, государственное предпри­нимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточно эффектив­ном уровне. Оно имеет место и там, где риск чрезмерен, а инве­стиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников. Оно уместно в ряде капиталоемких от­раслей экономики: топливно-энергетический комплекс в райо­нах Крайнего Севера, черная металлургия, космическая про­мышленность и другие сферы. Обычно доля государственного предпринимательства варьирует от страны к стране и не остает­ся постоянной. Само по себе государственное предприниматель­ство не самоцель, а лишь средство реализации оптимальных мак­роэкономических стратегий.


Хозяйственное законодательство рассматривается как сис­тема специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресо­ваны. В то же время законодательство очерчивает «коридор сво­боды», который вправе использовать все участники макроэко­номики в целях максимизации своих целевых результатов. Целями законодательства являются: обеспечение равных пра­вил игры в конкурентной среде; сдерживание факторов, разру­шающих рынок (монополизм, инфляция, коррупция, крими­нализация экономики и др.); создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национального хозяйства в мировое хозяйство. Так, азбучным примером законодательно­го регулирования экономики является принятый в 1890 г. в США «закон Шермана». Этот закон был одним из первых пра­вовых средств ограничения процесса монополизации экономи­ки, направленных на стимулирование конкуренции.

Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, на­правленными на изменение структуры, доли и результатов функ­ционирования секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Нацио­нализация направлена на рост значимости государственного


 




предпринимательства и через это - на повышение эффектив­ности функционирования экономики.

Если национализация не приносит желаемых результатов, то используют процесс приватизации. Приватизация имеет сво­ей целью противоположный процесс — рост значимости част­ного предпринимательства и через это опять-таки повышение эффективности функционирования экономики. Очень важно, чтобы ни национализация, ни приватизация не являлись само­целью, а проводились согласованно и вели к общему по­вышению уровня эффективности функционирования смешан­ной экономики. Эта проблема в теории называется проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хо­зяйственные процессы.

Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо пробле­мы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее. Так возникают дилеммы государ­ственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов.

Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимае­мых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законода­тельного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др. Поэтому полностью реа­лизовать цели государственного регулирования практически нереально. Неплохим считается уровень, когда реализованы в основном приоритетные цели экономического развития и не допущена ситуация существенного обострения остальных про­блем.


Оценка эффективности государственного регулирования экономики за определенный период дается не только аналити­ками, экспертами, учеными. В развитых демократических госу­дарствах такая оценка дается главным образом голосованием во время парламентских выборов; сменой или продлением полно­мочий правительства; изменениями в законодательстве; други­ми способами.


В России еще только предстоит утвердить и отладить эти механизмы.







Date: 2015-07-01; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию