Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты госулорственного регулирования





Государство осуществляет свое воздействие на рыночную экономику через проведение различных видов политики: фис­кальной и денежной, социальной политики и политики регули­рования доходов; внешней экономической (их рассмотрению посвящены следующие главы этой книги).

При этом используются определенные инструменты. Под инструментом государственного воздействия на экономикупони­мают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарием государственного воздействия на экономику называют совокупность таких инст­рументов. Обычно в каждой стране этот инструментарий отра­жает специфику целей правительства и хозяйственных отноше­ний. Но всегда в инструментарии государственного воздействия на экономику любой страны есть нечто общее, отфильтрован­ное историческим опытом и логикой хозяйственной жизни. Что же это за инструментарий?

На сегодня сложились следующие инструменты:

Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков ресурсов и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством го­сударства.

Трансфертные платежи трактуются как передача государ­ством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью мак­симизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью сово­купного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.

Дотация — безвозмездная передача государством части сво­их ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличе­ния предложения или спроса на товары и услуги. Субсидия яв­ляется финансовым расходом правительства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых про­грамм. Она может выступать в форме дотации или в виде суб­венции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.


 




Федеральные финансы определяются как совокупный денеж­ный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функ­ций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов и расходов федерального правительства. Доходы и рас­ходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федераль­ный бюджет — это план доходов и расходов федерального пра­вительства.



Сальдо ресурсов и их использование может быть как положительным, так и отрицательным. Если ресурсов меньше (имеются в виду доходы), чем расходы бюджета, то говорят о дефиците федерального бюджета. Дефицит частично или пол­ностью покрывается главным образом путем размещения обя­зательств государства перед участниками рынка либо эмиссией бумажных денег (этот путь опасен из-за выхода из-под контро­ля инфляционных процессов).

Под государственным долгом понимается вся сумма обя­зательств государства перед внутренними и внешними креди­торами. Основная сумма обязательств образуется выпущен­ными, но непогашенными государственными займами вместе с начисленными процентами. Состав государственного дол­га включает долг федерального правительства (внутренний и внешний), задолженность субъектов федерации, задолженность местных органов власти, задолженность государственных пред­приятий, прочие долги.

Исторически замечено, что государственный долг растет по следующим причинам: увеличение масштабов экономики, ее ре­зультатов и влияния на это государственного фактора; дивер­сификация, развитие и рост доходов и расходов государственно­го бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров. Счи­тается, что до определенного уровня дефицит государственно­го бюджета допустим. Обычно это примерно 4-5% от ВНП. Сверх этого дефицит стимулирует инфляцию и другие отрица­тельные явления.

Фискальный федерализм — это система межправительствен­ного перераспределения финансовых средств от одного государ­ственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покры-


ваются дефициты бюджетов, сдерживается ввод новых налогов и рост налогового бремени.

Государственное предпринимательство рассматривается как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурс­ной базы которой выступает правительство: федеративное, рес­публиканское, местное. Как правило, государственное предпри­нимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточно эффектив­ном уровне. Оно имеет место и там, где риск чрезмерен, а инве­стиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников. Оно уместно в ряде капиталоемких от­раслей экономики: топливно-энергетический комплекс в райо­нах Крайнего Севера, черная металлургия, космическая про­мышленность и другие сферы. Обычно доля государственного предпринимательства варьирует от страны к стране и не остает­ся постоянной. Само по себе государственное предприниматель­ство не самоцель, а лишь средство реализации оптимальных мак­роэкономических стратегий.



Хозяйственное законодательство рассматривается как сис­тема специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресо­ваны. В то же время законодательство очерчивает «коридор сво­боды», который вправе использовать все участники макроэко­номики в целях максимизации своих целевых результатов. Целями законодательства являются: обеспечение равных пра­вил игры в конкурентной среде; сдерживание факторов, разру­шающих рынок (монополизм, инфляция, коррупция, крими­нализация экономики и др.); создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национального хозяйства в мировое хозяйство. Так, азбучным примером законодательно­го регулирования экономики является принятый в 1890 г. в США «закон Шермана». Этот закон был одним из первых пра­вовых средств ограничения процесса монополизации экономи­ки, направленных на стимулирование конкуренции.

Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, на­правленными на изменение структуры, доли и результатов функ­ционирования секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Нацио­нализация направлена на рост значимости государственного


 




предпринимательства и через это - на повышение эффектив­ности функционирования экономики.

Если национализация не приносит желаемых результатов, то используют процесс приватизации. Приватизация имеет сво­ей целью противоположный процесс — рост значимости част­ного предпринимательства и через это опять-таки повышение эффективности функционирования экономики. Очень важно, чтобы ни национализация, ни приватизация не являлись само­целью, а проводились согласованно и вели к общему по­вышению уровня эффективности функционирования смешан­ной экономики. Эта проблема в теории называется проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хо­зяйственные процессы.

Если внимательно посмотреть на результаты вмешательства государства в экономику, то можно заметить, что они весьма противоречивы. Нередко попытки решения какой-либо пробле­мы означают, что решение других проблем откладывается, что делает их острее, насущнее. Так возникают дилеммы государ­ственного регулирования экономики: в рамках ограниченных государственных и негосударственных ресурсов решение одной проблемы приводит к потерям альтернативных экономических ресурсов.

Обычно выбор той или иной активной стороны в дилемме государственного регулирования зависит от многих принимае­мых во внимание институциональных факторов: природного, технологического, исторического, экономического, законода­тельного, фактора традиций, социального, психологического, политического, международного и др. Поэтому полностью реа­лизовать цели государственного регулирования практически нереально. Неплохим считается уровень, когда реализованы в основном приоритетные цели экономического развития и не допущена ситуация существенного обострения остальных про­блем.

Оценка эффективности государственного регулирования экономики за определенный период дается не только аналити­ками, экспертами, учеными. В развитых демократических госу­дарствах такая оценка дается главным образом голосованием во время парламентских выборов; сменой или продлением полно­мочий правительства; изменениями в законодательстве; други­ми способами.


В России еще только предстоит утвердить и отладить эти механизмы.








Date: 2015-07-01; view: 162; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию