Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Временных и постоянных зубов
1. Зубов во временном прикусе 20, в постоянном — 32. 2. В постоянном прикусе есть резцы, клыки, премоляр и моляр, во временном - резцы, клыки, моляр, а премоляров нет. 3. Молочные зубы имеют голубовато-белый оттенок, а постоянные желтоватый. 4. По величине коронка и корень молочного зуба всегда меньше, чем одноименного постоянного. 5. Ширина коронок молочных зубов более выражена по сравнению с их высотой. 6. Форма коронки временных зубов более выпукла, чем постоянного, из-за чего коронка молочного зуба резко отделяется от корня. 7. В участке шейки молочного зуба есть утолщение эмали эмалевый валик. За счет этого наибольший диаметр коронка молочного зуба имеет в участке шейки, а постоянного — в участке экватора. 8. Толщина твердых тканей молочного зуба меньше, чем постоянного. 9. Твердые ткани молочных зубов меньше минерализованы по сравнению с постоянными, потому менее твердые. 10. Полость молочных зубов обширнее полости зуба постоянных зубов. 11. Корневые каналы и апикальные отверстия временных зубов шире и свободно проходные, чем постоянных, особенно в период формирования корней. 12. Корней молочных зубов менее округлое по сравнению с постоянными, более короткие и прямые. 13. Широко расходятся в стороны, поскольку между ними располагается зачаток постоянного зуба. В жизни ребенка различают три периода развития прикуса: молочный, временный и постоянный. Период молочного прикуса длится с первого дня жизни до 6-го года; переменного - от 6 до 13-15 лет; постоянного - от 15 лет до конца жизни. Прорезыванья зубов молочных и постоянных характеризуется следующими четырьмя закономерностями: сроки, порядок, одновременность и последовательность. В течение первого года жизни ребенка прорезываются сначала центральные, а потом боковые резцы; у однолетнего ребенка обычно уже есть все 8 резцов. Приблизительно у полуторагодового ребенка появляется первый моляр, а через несколько месяцев - молочный клык (А. И. Евдокимов и Т. И. Албанский). Тем не менее клыку никогда не угрожает опасность тесного стояния из-за отсутствия места, которое могло быть занято первым молочным моляром, так как еще к прорезыванья моляра клык уже занимает свое место внутри альвеолярного отростка, находясь под слизистой оболочкой. Если же молочный моляр прорезался мезиально, то клык всегда имеет возможность его отодвинуть назад, так как второй моляр был еще непрорезавшимся. За клыком прорезывается второй молочный моляр. До прорезыванья моляра боковые сегменты альвеолярных валиков находятся в контакте и высота нижней трети лица ребенка еще небольшая. Первое повышение прикуса и вместе с тем удлинения нижней трети лица ребенка начинаются с появления первых молочных моляров. Последние играют ту же роль в молочном прикусе, что и постоянные в переменном. Они поддерживают прикус на определенной высоте, и их морфологические особенности имеют большое функциональное значение. Одновременность прорезыванья выражается в том, что одноименные зубы на каждой половине челюсти прорезываются одновременно. Нарушение четности прорезыванья одноименных зубов на разных сторонах челюстей является признаком отставания роста этой стороны и может быть при определенных условиях причиной аномалийного развития челюстей и зубных рядов. Что касается последовательности прорезыванья зубов, то прорезываются сначала нижние зубы, а потом одноименные верхние, за исключением боковых резцов, из которых верхние чаще прорезываются ранее нижних. Однако из этого правила порядка прорезыванья верхних и нижних зубов и, особенно о сроках прорезыванья зубов бывают частые исключения. Это объясняется тем, что прорезыванья зубов является фактором роста всего организма в целом. Неполноценное развитие организма тянет за собой задержку прорезыванья той или другой группы зубов, а также нарушение порядка прорезыванья.
Особенности молочного прикуса.
После окончания формирования молочного прикуса, то есть до 2,5 - 3 лет жизнь ребенка, взаимоотношение между верхним и нижним зубными рядами отличается следующими признаками: 1) верхний зубной ряд больше нижнего; 2) зубные ряды - верхний и нижний - имеют форму полукруга с большим радиусом на верхней челюсти; 3) каждый верхний или нижний зуб смыкается с двумя антагонистами: верхний - с одноименной и позади стоит нижними зубами; нижний - с одноименной и впереди стоят верхними зубами; исключение составляют нижние центральные резцы и верхний второй моляр, который имеет только по одному антагонисту; 4) средних линии между верхними и нижними центральными резцами лежат в одной сагиттальной плоскости; 5) верхний первый моляр, сближаясь на каждой стороне с двумя нижним моляром в мезио-дистальном направлении, покрывает приблизительно 2/3 нижнего первого моляра и 1/3 нижнего второго; 6) моляр и фронтальные зубы заключаются своими жевательными и режущими поверхностями в одной плоскости, то есть не образуют ни трансверзальной, ни сагиттальной кривой. Зубочелюстная система - это комплекс органов и тканей, объединенных общей топографией и взаимодействующих в процессе функции. Аномалии зубов, зубных рядов и прикуса взаимосвязанные с особенностями строения и функции мышц и других мягких тканей ротовой и околоротовой области, а также с изменениями конфигурации лица и общими нарушениями организма. По данным последних исследований больше 60 % детей имеют ту или другую форму аномалии развития жевательного аппарата. Зубочелюстные аномалии можно разделить на три группы. 1. Наследственные аномалии: · сверхкомплектные зубы · увеличение межзубного промежутка между центральными резцами (диастема). 2. Прирожденные аномалии: · трещины верхней губы · трещина альвеолярного отростка · трещина твердого и мягкого неба. 3. Аномалии, которые появились после рождения ребенка (могут возникнуть в результате вредных привычек и нарушения функции дыхания): · деформации зубных рядов · деформации челюстей. Зубочелюстные аномалии разделяют на: · аномалии развития зубов; · аномалии развития и деформации зубных рядов; · аномалии развития и деформации челюстей.
Аномалии строения и изъяна развития зуба классифицируют в соответствии со следующей группировкой. I. Аномалии строения тканей зуба, которые передаются в наследство, обусловленные несовершенством строения тканей, которые образуют эмаль и дентин: — синдром Стейнтона - Капдепона (наследственное нарушение строения эмали и дентина одновременно); тип преемничества аутосомно-доминантный; — несовершенный амелогенез гипопластического типа; наследственность рецессивная, сцепленная с Х-хромосомой, и аутосомно-доминантная; — несовершенный дентиногенез гипопластического типа, наследственность рецессивная. Возникновение наследственных болезней и синдромов обусловлено, как правило, наследственно закрепленными изменениями генетического кода, названными мутациями. Мутации могут быть индуктируемые как факторами внешней среды (ионизирующая радиация, некоторые биохимически активные химические соединения), так и возникать под воздействием внутренних условий в клетке и в организме в целом. II. Аномалии строения и изъяна развития тканей зуба, возникло как закономерности патогенеза системной патологии в организме ребенка, наследственной, прирожденной и приобретенной: «янтарные» зубы при несовершенном остеогенезе; зубы Гетчинсона при прирожденном синдроме, серые, серо-синие, коричневые зубы при гемолитическом синдроме и гемолитических желтухах разной этиологии; адентия, гиподентия и шиловидные зубы при эктодермальной дисплазии, микродентия. III. Аномалии строения и изъяны развития тканей зуба, обусловленные влиянием внешних факторов, — флюороз, «тетрациклиновые» зубы, системная неспецифическая гипоплазия тканей временных и постоянных зубов, частичная и полная аплазия эмали временных зубов у детей, рожденных недоношенными и др. Очаговая гипоплазия, обусловленная травмой, длилось текущим хроническим оститом, хроническим остеомиелитом, опухолями, кистами и др. Каждая из описанных групп аномалий строения и изъянов развития имеет свои индивидуальные клинические и рентгенологические симптомы, обусловленные причиной возникновения и механизмом развития. Выраженность каждого симптома патологии в преобладающем количестве наблюдений представлена по-разному, что объясняется разной интенсивностью действия этиологических факторов, длительностью и периодом их влияния на формирующиеся структуры тканей зубов и др. Периоды антенатального формирования зубов. Каждому сроку антенатального периода отвечает определенная мера формирования и минерализации разных групп временных зубов. Знание анатомо-физиологических особенностей челюстно-лицевой области очень необходимо для понимания патологических процессов (травм, опухолей), которые возникают здесь, развитие и проявления которых непосредственно зависит от характеристики окружающих тканей, и выбора оптимального способа их устранения/коррекции. Врач, оказывая, например, помощь пациенту с повреждениями костей лицевого черепа, должен иметь четкое представление о возможных вариантах прохождения линии (линий) перелома. Особенно это необходимо в тех случаях, когда надо в экстремальных условиях определить объем первой медицинской помощи и вид транспортирования потерпевшего лечебное учреждение: в отсутствие рентгенологических данных придется рассчитывать только на анализ характера имеющейся травмы и знания строения лицевого черепа, особенностью которого считается то, что швы между составляющими его костями и основой черепа обычно более податливые по сравнению с самими костями, потому переломы и возникают чаще по линии швов. Что касается строения лицевого черепа, его, как известно, образуют несколько парных костей неподвижных: скуловые, нёбные и верхней челюсти, и подвижная - нижняя челюсть. Кроме этого, к лицевому черепу относят нижнюю носовую раковину, носовые и слезные кости (парные), сошник и подъязычную кость (непарные). Нижняя челюсть соединяется с основой черепа сложно устроенным ВНЧС, благодаря которому перемещается в трех плоскостях. Состоит она из тела с альвеолярным отростком и двух веток что отходят от тела под разным углом, которые заканчиваются венечными и мыщелковым отростками. Тело нижней челюсти образовано двумя пластинками компактного костного вещества (внутренней и внешней), пространство между которыми заполняет губчатая кость. Вдоль всего тела челюсти проходит нижнечелюстной (альвеолярный) канал, который имеет разное по отношению к нижнему ее краю и корешам зубов положения. Внутри альвеолярного отростка находятся корни выпадающих (то есть молочных) и постоянных зубов, коронки которых свободно выстоят в ротовую полость. Органы и ткани, из которых состоит область лица, в силу своих топографо-анатомических и функциональных особенностей характеризируются очень тесной взаимосвязью. Выходит так, что большая по своим размерам доля анатомической области здесь приходится на жевательный аппарат, который является начальными отделами пищеварительной системы, кроме того, здесь расположенные органы чувств, верхние дыхательные пути, языковой аппарат. Наличие в пределах относительно небольшой зоны таких важных и одновременно таких разнообразных по своей роли органов также является одной из особенностей челюстно-лицевой области.
6.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: А. Задачи для самоконтроля: 1. Для организации стоматологического кабинета на одно кресло выделена комната. Какой должна быть площадь этой комнаты? (Ответ: 14 кв. м) 2. Зуб долотообразной формы с широким резательным краем. Корень прямой, конусообразный. Какой это зуб? (Ответ: 21) 3. Что является основой гистологического строения эмали? (Ответ: Пучки эмалевых призм и клейкое межпризматическое вещество) В. Материалы для тестового контроля. Тестовые задания с единичным правильным ответом (= ІI): 1. Сколько периодов различают в развитии временных зубов: А. 2. В. 3. С. 4. D. 5. E. 7. (Правильный ответ: D) 2. Формирование корня и периодонта резцов временных зубов длится от: A. 1.5 - 2 годов, после прорезыванья. B. 2 - 2,5 лет, после прорезыванья. C. 2.5 - 3.5 лет, после прорезыванья. D. 3.5 - 4 годов, после прорезыванья. E. 4 - 4.5 лет, после прорезыванья. (Правильный ответ: Е) 3. Сколько периодов различают в развитии постоянных зубов? А. 2. B. 3. C. 4. D. 5. Е. 7. (Правильный ответ: С) Литература 1. Бажанов Н.Н. Стоматология.- Медицина, 1997.- 5-15с. 2. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В. Заболевания пародонта.- К.: Здоровье, 2000.- 25 - 30с. 3. Смоловар Н.І., Жирный З.П., Поликанова Л. Г. Профилактика стоматологических заболеваний в детей.- Львов: Мир, 1995. - 10-15с. 4. Терапевтическая стоматология детского возраста. / За редакторшей Л. А. Хоменко. - К., Книга плюс, 2007. - 33-37с. 5. Шаргородский А.Г., Стефанцов Н.М. Повреждения мягких тканей и костищ лица. - М.: ВУНМЦ, 2000. -18-24с.
Министерство здравоохранения Украины Высшее государственное учебное заведение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия»
«Утверждено» на заседании кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии с пластической и реконструктивной хирургией головы и шеи
Заведующий кафедрой д.м.н. Аветиков Д.С.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Полтава - 2013 Date: 2015-07-01; view: 933; Нарушение авторских прав |