Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 1





Красноярск

УДК 616.314 – 089.28 (075.8): 616 - 07

ББК 56.6

П 81

Пропедевтическая ортопедическая стоматология: учебное пособие к аудиторной работе для студентов 2 курса обучающихся по специальности 060105 - стоматология / сост.: Г.Г Манашев, С.В Кунгуров, Д.В Киприн и др. - Красноярск: типография КрасГМУ, 2012 – 239 с.

Составители: д.м.н. Манашев Г.Г., к.м.н. Кунгуров С.В., к.м.н., доц. Киприн Д.В., Селифонова А.В.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105- «Стоматология». Учебный материал адаптирован для профессиональной подготовки студентов медицинского ВУЗа. Для каждой темы имеются тестовые вопросы и ситуационные задачи.

Рецензенты:

Профессор кафедры Стоматологии ИПО, Институт стоматологии КрасГМУ, д.м.н. Чижов Ю.В.

Протокол ЦКМС

КрасГМУ

 

 

Содержание

 

 

Занятие №1. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога-ортопеда. Основные понятия о работе врача-стоматолога с помощником «в четыре руки».

 

 

Занятие №2. Дезинфекция и стерилизация в ортопедической стоматологии. Средства защиты медицинского персонала. Профилактика инфекционных и ятрогенных заболеваний.

 

 

Занятие №3. Зубочелюстная функциональная система. Скелет жевательного аппарата. Основные группы зубов и их анатомо-топографическая характеристика в возрастном аспекте. Строение зубных рядов. Зубные дуги и их форма. Понятие о зубной, альвеолярной, базальной дугах. Окклюзионные кривые и окклюзионная плоскость. Топографические взаимоотношения различных элементов зубочелюстной системы. Понятие об "относительном физиологическом покое" и "высоте нижнего отдела лица".

 

Занятие №4. Зубочелюстная функциональная система. Анатомо-функциональное состояние тканей пародонта. Определение понятия "жевательная сила", "жевательное давление", "эффективность жевания". Влияние состояния тканей пародонта на функционирование ортопедических конструкций.

 

 

Занятие №5. Зубочелюстная функциональная система. Височно-нижнечелюстной сустав. Строение, топографические взаимоотношения элементов сустава. Взаимосвязь формы и функции, возрастные изменения.

 

Занятие №6. Биомеханика жевательного аппарата. Движения нижней челюсти, взаимоотношение всех звеньев зубочелюстной системы. Фазы жевательных движений нижней челюсти при откусывании и разжевывании пищи. Угол сагиттального суставного и резцового пути. Соотношения зубных рядов при выдвижении нижней челюсти.

 

 

Занятие №7. Зубочелюстная функциональная система. Артикуляция, окклюзия, прикус. Окклюзия как частный вид артикуляции. Виды окклюзии - центральная, боковая (левая, правая), передняя.

 

Занятие №8. Виды физиологического прикуса. Понятие о «трехпунктном контакте». Центральная окклюзия, ее признаки (суставной, мышечный, зубной). Определение центральной окклюзии. Различные методы фиксации положения зубных рядов в центральной окклюзии.

 

 

Занятие №9. Организация и проведение первичного приема больного у врача- стоматолога ортопеда. Опрос, осмотр лица, пальпация мягких тканей и костной основы челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстных суставов. Обследование мягких тканей полости рта, зубов, зубных рядов. Определение типа прикуса (интерактивные методы).

 

 

Занятие №10. Заполнение амбулаторной карты пациента на приеме у врача-стоматолога-ортопеда.Ролевая игра «Ведение амбулаторной карты стоматологического больного» (интерактивные методы).

 

 

Занятие №11. Оттискные ложки, правильность их подбора. Особенности снятие оттисков с зубных рядов челюстей. Технологии изготовления гипсовых моделей зубных рядов челюстей.

 

Занятие №12. Лицевые дуги, их разновидности.

 

 

Занятие №13. Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти (окклюдатор, артикулятор). Особенности гипсовки моделей челюстей в окклюдатор (артикулятор).

 

Занятие №14. Семиология (симптоматология) при патологии твердых тканей зубов различной этиологии. Индекс разрушения окклюзионной поверхности зуба (ИРОПЗ).

 

 

Занятие №15. Вкладки и штифтовые конструкции. Требования к состоянию корня зуба при изготовлении штифтовой конструкции. Правила препарирования твердых тканей зуба под вкладку. Набор необходимых инструментов.


Занятие №16. Методы изготовления вкладок. Штифтовые зубы. Классификации штифтовых зубов. Основные конструкции штифтовых зубов.

 

 

Занятие №17. Искусственные коронки - их виды, классификация. Особенности препарирования твердых тканей зуба (одонтопрепарирования) под ортопедическую конструкцию. Реакция тканей зуба на препарирование.

 

 

Занятие №18. Особенности изготовления искусственных коронок зубов. Клинико-лабораторные этапы изготовления металлической штампованной коронки, металлической штампованной коронки с пластмассовой облицовкой, пластмассовой коронки.

 

Занятие № 1.

 

Тема занятия: Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога-ортопеда. Основные понятия о работе врача-стоматолога с помощником «в четыре руки».

 

Значение изучения темы: Эргономическая организация работы медицинского работника включает следующие моменты: оборудование, рабочая мебель, рабочая одежда и инструментарий учитывают антропометрические измерения и анатомо-физиологические особенности организма медицинского работника в соответствии с требованиями технической эстетики, гигиены труда и техники безопасности; стоматологические кабинеты и рабочие помещения рационально устроены на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства, внутренней отделки интерьера. Наиболее подходящей является комбинация мебели в форме буквы «U»;Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах и юнитах; правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.

Эргономика влияет на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним:

- стандартизация, способствующая снижению числа инструментов,

- специальная укладка инструментов, удобная для работы врача и медсестры (система tray - поднос),

- конструирование рукояток инструментов с учетом анатомо-физиологичес­ких особенностей работающей кисти врача,

- цветная маркировка рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различия,

- соответствующие режимы хранения, дезинфекции и стерилизации.

В процессе лечения стоматологического больного применяются различные инструменты. Однако имеется постоянный набор инструментов, с помощью которого осуществляется первичный осмотр и последующее лечение больного. В такой набор входят: стоматологическое зеркало, стоматологический пинцет, угловой зонд, металлический шпатель.

 

Цели обучения:

Общая цель.

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);


способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые аспекты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско – правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности новых современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).

Учебная цель:

- знать организацию рабочего места врача; набор инструментов для обследования стоматологического больного;

- уметь работать с помощником врача-стоматолога «в четыре руки»;

- иметь представление об особенностях строения и эксплуатации, применяемых в работе стоматолога механизмов.

 

Место проведения практического занятия: стоматологическая поликлиника КрасГМУ, фантомный класс ортопедической стоматологии, зуботехническая лаборатория.

Структура содержания темы:

 

Аннотация темы:

 

1. Рабочее место врача включает:

- бормашину,

- стоматологическое кресло,

- врачебный столик,

- стул для врача.

 

На врачебном столике должны быть:

- медикаменты,

- лоток с инструментарием,

- наконечник,

- абразивные материалы.

 

рабочее место врача-стоматолога

 

Инструменты ортопедического отделения.

 

Боры колесовидные и фиссурные для снятия металлических коронок, алмазные - для препарирования твердых тканей зуба.

Дискодержатели.

Карборундовые камни и головки.

Диски сепарационные металлические и карборундовые.

Шпатель зуботехнический.

Нож для гипса.

Пинцет зуботехнический.

Ножницы для металла.

Щипцы крампонные - для нагиба кламмера, краев металлических коронок.

Щипцы клювовидные - для поправки края металлической коронки.

Наковальня с зуботехническим молотком из металла - применяется для обработки коронок.

Ложки для металла.

Горелка нагревательная спиртовая.


Чашки резиновые для замешивания гипса.

Металлические и пластмассовые ложки для получения оттисков.

Зеркало, инструменты для осмотра полости рта пациента.

Фрезы металлические и карборундовые разных фасонов для коррекции пластмассового протеза.

При лечении пациента важно придать ему такое положение, при котором он бы сидел свободно, без напряжения, и в то же время, данное положение было удобным для врача. Для этой цели применяется стоматологическое кресло, снабженное механизмами, с помощью которых можно откинуть спинку кресла и придать больному лежачее положение, что создает врачу наилучшие условия для манипулирования в полости рта и возможность работы с помощником врача-стоматолога, который располагается слева от больного.

Если больной лежит в стоматологическом кресле - это обеспечивает хороший обзор всех квадрантов челюстей, что позволяет свободно и без напряжения работать, находясь в непосредственной близости к лежачему пациенту.

Соответствие орудий труда и окружающей среды анатомическим, физиологическим и психологическим возможностям организма человека является одним из принципов эргономики (ergos - работа, nomos - закон).

 

боры фиссурные, колесовидный для снятия металлический коронок

 

боры алмазные

 

дискодержатель для углового наконечника

 

фрезы металлические

 

сепарационный диск

 

шпатель зуботехнический, шпатель для гипса широкий, нож для гипса (инструменты для работы с гипсом)

 

ножницы для металла

 

щипцы крампоновые

 

щипцы клювовидные

 

наковальня с зуботехническим молотком из металла

 

горелка нагревательная спиртовая

 

чашка резиновая для замешивания гипса

 

металлические ложки для получение оттисков

 

зеркало и зонды стоматологические

 

Эргономическая организация работы медицинского работника включает следующие моменты:

1. Оборудование, рабочая мебель, рабочая одежда и инструментарий учитывают антропометрические измерения и анатомо-физиологические особенности организма медицинского работника в соответствии с требованиями технической эстетики, гигиены труда и техники безопасности.

2. Стоматологические кабинеты и рабочие помещения рационально устроены на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства, внутренней отделки интерьера. Наиболее подходящей является комбинация мебели в форме буквы «U».

3. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах и юнитах.

4. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.

 

1.Эргономика влияет на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним:

- стандартизация, способствующая снижению числа инструментов,

- специальная укладка инструментов, удобная для работы врача и медсестры (система tray - поднос),

- конструирование рукояток инструментов с учетом анатомо-физиологичес­ких особенностей работающей кисти врача,

- цветная маркировка рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различия,

эндодонтические инструменты

 

- соответствующие режимы хранения, дезинфекции и стерилизации.

 

шкаф "Ультралайт"

 

2. В процессе лечения стоматологического больного применяются различные инструменты. Однако имеется постоянный набор инструментов, с помощью которого осуществляется первичный осмотр и последующее лечение больного. В такой набор входят: стоматологическое зеркало, стоматологический пинцет, угловой зонд, металлический шпатель.

 

набор инструментов

 

3. Турбина имеет в своем составе ротор, вращающийся на двух подшипниках, вставленных в головку наконечника. На лопасти рабочего колеса направлены под определенным углом два сопла. Воздух под давлением 350 н/см2 выходит из сопла и заставляет рабочее колесо вращаться со скоростью 250 тыс. об./ мин. в полость вала ротора ввернута пластмассовая втулка с отверстием для бора, который удерживается за счет ее упругости. В нижней части головки имеются два отверстия диаметром 0,25 см для выхода охлажденной смеси на рабочую часть вставленного в турбину бора. Внутри наконечника проложена полихлорвиниловая трубка диаметром 3 мм, по ней к бору поступает охлажденная смесь. Турбинный наконечник присоединяется к мундштуку. В торцовой части его два отверстия различных диаметров, которые соединяются с двумя трубками на наконечнике, а накидная гайка плотно прижимает наконечник к мундштуку. Диаметр используемых боров - 4 мм.

Микромотор представляет собой коллекторный двигатель постоянного тока типа ДПМ-25, Ж - 25 мм, длиной - 45,5 мм, m - 120 г, с постоянной частотой вращения 9000 об./мин. Наконечники к нему бывают прямые и угловые.

 

турбинный наконечник

 

Список УИРС.

1. Зарисуйте рабочее место врача-стоматолога

2.Зарисуйте инструментарий, применяемый для обследования стоматологического больного и обозначьте назначение каждого.

3.Зарисуйте схему работы врача-стоматолога в "четыре руки".

 

 







Date: 2015-07-01; view: 1933; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию