Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и метод философской компаративистики





1. Выявлены базовые концептуальные ценностные положения

трансгуманизма, которые формулируются вне зависимости от исторического

контекста определённой эпохи.

2. Установлено, что трансгуманизм как мировоззрение можно считать

имеющим смысл, если решены вопросы возможности и допустимости

применения технологий, которым трансгуманизм посвящен.

3. С метаэтической позиции автора сделан вывод о преждевременности

консеквенциональных суждений относительно трансчеловеческих

перспектив, порождаемых генной инженерией, и произвольном характере

категорических суждений, порождающих путаницу.

4. Автором сформулирован ряд контраргументов философской критике

физикализма и убеждений о возможности создания искусственного

интеллекта. Такую критику представляют собой аргументы метафизического

эпифеноменализма и аргументы теории интенциональности.

5. Получен вывод о том, что универсальной практической и

внеморальной целью трансгуманизма является достижение власти над всеми

сторонами человеческой жизнедеятельности, • включающими и

наследственные параметры, и содержание памяти.

1. Трансгуманизм может существовать независимо от метафизической

телеологии. В то же время, с точки зрения современной аналитической

философии трансгуманизм обладает собственной онтологией, которая

понимается как совокупность истинных естественнонаучных пропозиций. Из

исключения телеологических суждений из оснований трансгуманизма не

следует присущая логическому позитивизму первой половины XX века

необходимость в элиминации метафизики. Оценка или выполнение подобной

масштабной задачи не является предметом данного исследования. Имеет

значение то, что трансгуманизм может существовать без доставшихся в

качестве исторического наследия непроверяемых допущений о целях

существования человеческого вида и эволюции. Важно также то, что нет

непосредственной связи между моральными или социальными ценностями

определённой исторической эпохи и трансгуманизмом; трансгуманизм может

представлять интерес для различных режимов и социально-политических

движений. Единственные ценностные суждения, которые являются

фундаментальными для трансгуманизма, являются ценностные суждения о

конкретных технологических результатах.

2. Трансгуманизм может быть признан имеющим смысл как

философское направление, если технологические результаты, с которыми

связан трансгуманизм, являются достижимыми, и могут быть достигнуты

положительные ценностные суждения об этих результатах. Во-первых,

должны относиться к области истинных пропозиций научные утверждения

или существовать технологические способы достижения результатов,

которым посвящен трансгуманизм. В противном случае, предметом данного

направления остаётся лишь игра воображения. Во-вторых, технологические

перспективы, которым посвящен трансгуманизм, должны быть

востребованными хотя бы для какой-либо группы людей.

3. Негативные консекеенцаоналъные оценочные высказывания о

последствиях генной инженерии, такие как высказывания о возможности

возникновения новой формы неравенства, не являются достаточными для

заключительного вывода: сама такая возможность не влечёт за собой

оценочное согласие относительно подобной перспективы. Другим

основанием для критики консеквенциональных оценочных высказываний о

генной инженерии является тот факт, что некоторые нежелательные

последствия можно избежать или преодолеть, что сводит подлинную

этическую дискуссию к составлению инструкции по технике безопасности.

Если согласиться с тем, что способность вырабатывать реакции является

способом приспособления к условиям окружающей среды, то следует

признать: имеет прагматический смысл только оценка непосредственногоопыта настоящего времени, то есть единичных эмпирических прецедентов.

Слабость категориальных оценочных высказываний относительно

человеческой генной инженерии заключается в их метафизическом

характере, поскольку исследователи, опирающиеся на категорические

суждения, испытывают затруднения с недвусмысленным определением

пределов ≪человеческой природы≫, ≪божественной воли≫ или ≪естественного

порядка вещей≫ и смешивают естественнонаучную статистику с

классической метафизикой. Таким образом, в настоящий момент общие

оценочные суждения относительно человеческой генной инженерии

преждевременны потому, что не являются адекватными опыту, то есть не

связаны с прецедентами. Оценочные суждения адекватны опыту человека,

если касаются непосредственно известных ему предметов и событий.

Оценочные высказывания относительно предметов и событий, человеку

неизвестных непосредственно, или относительно общих классов различных

предметов и событий, такие как категоричные суждения, не являются

адекватными опыту. Адекватное опыту оценочное суждение выполняет свою

основную роль: служит цели приспособления к обстоятельствам. Не

являющееся адекватным оценочное высказывание может быть выражением

общего настроения, не имеющим поведенческих последствий.

Нельзя также забывать, что имена персонажей

рассматриваемых здесь мифов стали с течением времени нарицательными, а

сюжетные ходы стали конвенциональными иносказаниями современности, в

частности о гордыне учёного, выходе искусственных сил из-под контроля,

чудовищности и противоестественности некоторых результатов прогресса.

Во-вторых, как будет видно при более подробном анализе, трансгуманизм

включает определённую эстетическую позицию, которая находит свою опору

в классической мифологии и более позднем художественном творчестве;

можно даже утверждать, что трансгуманизм продолжает миф.

Дедал, - архитектор, изобретатель и скульптор, - фигурирует в одном из

известнейших эллинских мифов - о Миносе, Минотавре, Тесее и Ариадне51.

Вместе со своим сыном Икаром он бежит с Крита при помощи своего

изобретения - скреплённых воском крыльев. В этом сюжете Икар совершает

знаменитую ошибку непослушания и чрезмерного употребления технологии,

которая приводит его к гибели. Хотя сохранилось незначительное количество

античных произведений искусства, связанных с этим мифом, сюжет о Дедале

приобрёл популярность в европейской культуре начиная с XIV века. Как и

Прометей, Икар является персонажем, чьи действия характеризуются как

хюбрис (тЗРрц, невоздержанность, бесчинство') - греческое понятие, в

широком смысле обозначавшее ряд тяжких преступлений, а в узком смысле в

трагедиях обозначавшее вызов судьбе и богам; свершение, которое вело

персонажа к гибели.

Имеет значение и широко известен сюжет иудейской мифологии о

големе, глиняном великане, оживляемом при помощи магии52. Миф о големе

созвучен с сюжетом об Адаме, которого Яхве создаёт из красной глины, и

позже отражается в гностической паре творец-творение, где творение

отягощено злом. Сюжет о создании, выходящем из-под контроля создателя

повторяется в истории об ≪ученике чародея≫ у Лукиана, который позже

использует Гёте. Каббалистический сюжет о големе становится популярным

в Новое время, у И. Рейхлина, А. Арнима и Э. Гофмана. Отражение сюжета о

големе можно обнаружить в романе Мэри Шелли ≪Франкенштейн, или

современный Прометей≫, посвященной судьбе учёного Виктора

Франкенштейна и созданного им искусственного человека - знаменитого

чудовища Франкенштейна. Сюжет о чудовище у Шелли может является

источником или художественным выражением тех чувств, которые

вызывают у широкой публики в настоящее время генная инженерия или

перспектива создания искусственного интеллекта. Другим релевантным

сюжетом является легенда об Иоганне Фаусте, который, вероятно, имел

реальный исторический прообраз: некоего учёного и якобы чернокнижника,

жившего в конце XV - начале XVI веков. Сюжет существует в нескольких

версиях, среди которых наиболее известными являются версии легенды

Кристофера Марло и, в особенности, Иоганна Гёте. История о Фаусте стала

метафорой, изображающей поступление персональным качеством, таким как

метафора человечности - душа, ради достижения практически безграничных

знания или власти. Метафорически о трансгуманизме можно говорить как о

фаустианской сделке.__

Итальянский философ-гуманист и, неоплатоник второй половины XV.века,

Джованни Пико из рода герцогов Мирандола в своей: ≪Речи о достоинстве

••• •; 24

человека≫, которая должна была стать вступлением к философско-

теологическому диспуту в Риме, от лица персонажа-Творца обращается к

Адаму как символу человеческого рода: ≪Образ прочих творений определен в

пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими

пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я

тебя предоставляю.... Я не сделал тебя~ ни небесным, ни земным, ни

смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер,

сформировал себя в образе, который ты предпочтешь≫.

В эпоху Просвещения Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де

Кондорсе в работе ≪Эскиз исторической картины прогресса человеческого

разума≫, по собственным словам, ставит своей целью ≪показать путем

рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитиичеловеческих способностей, что способность человека к совершенствованию

действительно безгранична что не было намечено никакого предела в

развитии человеческих способностей, что способность человека к

совершенствованию действительно безгранична... по крайней мере до тех

пор, пока земля будет занимать то лее самое место в мировой системе и

пока общие законы этой системы не вызовут на земном шаре ни общего

потрясения, ни изменений, которые не позволили бы более человеческому

роду на нем сохраняться, развернуть свои способности и находить такие

СП

же источники существования≫.

Рассуждение Кондорсе об историческом

прогрессе, таким образом, представляет собой историцизм в попперовском

смысле, однако представляет особый интерес высказывание автора о

будущем: ≪Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в

будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение

неравенства между нациями, прогресс равенства между различными

классами того же народа, наконец, действительное совершенствование

человека≫.

Кондорсе делает вполне ожидаемые предсказания, говоря о

развитии машинного производства, сельского хозяйства, наук, но затем, что в

особенности важно, пишет: ≪...мы могли уже заключить, что человеческая

способность совершенствоваться безгранична. Между тем мы до сих пор

полагали, что человек сохранит свои естественные способности и своюорганизацию в том Dice виде, в каком она находится теперь. Нам остается,

таким образом, исследовать последний вопрос, какова была бы

достоверность и размер наших надежд, если бы можно было

предположить, что эти способности и эта организация также доступны

t

улучшению≫60.

Разговор о пафосе; который!лежит в; основании трансгуманизма; был

бы неполным без упоминания работ Фридриха^Вильгельм.Ницше, в которых

. тот. писал, о сверхчеловеке:

≪Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно

превзойти. Что сделали вьц чтобы превзойти его?... '

Человек - этоканат, натянутый между животным и сверхчеловеком,

- канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный

назад,, опасны страхи остановка.

Там же.с. 615-616.

Там же. с. 616.

В человеке валено то, что он мост, а не цель: в человеке можно

любить только то, что он переход и гибель≫.

В ≪Сумерках идолов≫ Ницше пишет, что

свойственные рациональной философии Античности и Средневековья

≪Суждения о ценности жизни, за или против, в конце концов никогда не

могут быть истинными: они имеют ценность лишь как симптомы, они

принимаются в соображение лишь как симптомы...≫ 5.

В целях полноты картины исторического контекста трансгуманизма

должен быть упомянут русский автор XIX века, Николай Фёдорович

Фёдоров. Данный автор оказал влияние на Циолковского и Вернадского, и в

особенности на представление последнего о ноосфере68. Философия

Фёдорова представляет собой метафизически нагруженную утопию, которую

в отечественной традиции сопоставляют с социальными утопиями Сен-

Симона, Фурье и Оуэна69, однако в целом является более метафизической и

связанной с интерпретацией христианской религиозной традиции, чем

социальной. Фёдоров пишет о бессмертии и управлении природой: ≪задача

[Общего Дела] заключается в том, чтобы и самую природу, силы природы,

обратить в орудие всеобщего воскрешения и чрез всеобщее воскрешение

—1Г\

стать союзом бессмертных существ≫. В целом, философия ≪Общего

Дела≫ Фёдорова представляет собой эклектическое соединение философии,

неканонически интерпретируемой религии и метафизически нагруженных

рассуждений на тему практического применения некоторых научных •

открытий, и включает ряд произвольных утверждений, которые, подобно

религиозным, могут быть лишь приняты на веру.__

Date: 2015-07-01; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию