Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вера во всесилие науки, которая является важнейшим принципом,





поскольку служит способом решения задачи устроения бытия человека.

Эти идеи служили основанием уверенности в возможности

достижения общественного идеала - построения силами человека

справедливого и гуманного общества.

Русским космистам свойственно своеобразное понимание роли

человечества во Вселенной. Человек воспринимается как разумное

существо, образовавшееся из живого вещества нашей планеты,

предназначенное стать активным фактором в космической эволюции.

Достигнув космического сознания, он превращается в активное,

действующее во Вселенной существо, могущее способствовать ее

улучшению. Таким образом, космическая эволюция оказывается связанной

с действиями человека по достижению самосовершенствования. Согласно

"русскому космизму", мир сейчас находится в фазе перехода от "биосферы"

(сферы жизни) к "ноосфере" (сфере разума). Во время этой фазы должно

произойти объединение всего человечества в единый организм, что

закончится образованием более высокого "планетарного сознания",

способного разумно направлять дальнейшее развитие, изменяя и улучшая

Вселенную, преодолевая болезни и смерть, и, наконец, привести к

появлению бессмертного человечества. "Образ человечества,

распространяющего свое ноократическое правление на Вселенную, что

дает ему возможность осуществить "всеобщий космический план"

превращения себя во всемогущий бессмертный организм, и

приобретающего таким образом статус Бога; это - образ, быстро

раскрывающий свой безусловно мессианский и тоталитарный характер"'.

Это дает повод критикам "русского космизма" А. Дугину и Н. Гаврющину

назвать его "теневой идеологией" русского коммунизма.

Слово "утопия" означает в переводе с греческого "место, которого

нет". Утопия - это развернутое описание общественной, прежде всего

государственно-политической и частной жизни воображаемой страны,

соответствующей тому или иному социальному идеалу. Задачей всякой

утопии является выработка оптимального варианта людского общежития,

социального и духовного совершенствования человечества. Под утопией

понимается описание идеального общественно-политического строя,

созданного не на основе научного изучения реальных возможностей

развития общества, а по принципу долженствования, выводимого из

рационально определенного понятия справедливости, по принципу

конструирования идеальной системы. Утопии русских космистов выходят

за рамки классического определения. У них утопия не ограничивается

описанием общественной и государственно-политической жизни

воображаемой страны, соответствующей определенному социальному

идеалу. Они идут дальше этого описания и посягают не на тот или иной

общественный строй, а на весь природно-мировой порядок.

Необходимо прояснить, что лежит в основании утопического

сознания. Понятие идеала является важным конструктивным элементом

утопического сознания. При оценке действительности утопист расчленяет в

своем сознании всю действительность на два противоположных полюса -

положительный и отрицательный (бедный-богатый, справедливый-

несправедливый, нравственный-безнравственный). Отрицательные оценки

фиксируют противоречия между субъектом и его стремлениями, между

существующей социальной действительностью и нравственным

состоянием общества. Эти противоречия становятся источником

формирования идеала. Сам идеал возникает из неудовлетворенности

человека наличным бытием. Ориентация на совершенное общество, на

идеал является признаком утопии. Специфичным для утопии является,

однако, не сама по себе ориентация на идеал, а его особое понимание,

особое отношение к нему.

в утопии идеал приобретает имманентный эмпирической

действительности характер, из ориентира превращается в цель.

Утверждение возможности превращения идеала в действительность

составляет суть утопизма. В утопическом сознании понимание идеала как

регулятивного принципа, обеспечивающего возможность совершенства,

как ценностного ориентира заменяется пониманием идеала как проекта,

плана будущего совершенного общества. Как отмечал Г.В. Флоровский в

статье "Метафизические предпосылки утопизма"', утопист не исходит из

идеала, а буквально приходит, точнее, намеревается прийти к нему.

Мотив Правды является одним из центральных в процессе поиска

идеалов. Слово "правда" имеет для русских людей особое значение, о чем

свидетельствует отечественная история. "Русской правдой" назывался

первый свод законов древней Киевской Руси, отражающий представления

наших предков о справедливом государственном устройстве. Много веков

спустя так же был назван конституционный проект главы Южного

общества декабристов П.И. Пестеля. Ф.М. Достоевский, собираясь

выпускать литературный журнал, писал в письме к брату: "Что же касается

до названия "Правда", то оно, по-моему, превосходно, удивительно и

можно чести приписать выдумку названия. Это прямо в точку. И мысль

наиболее подходящую заключает, и к обстоятельствам идет, а главное - в

нем есть некоторая наивность, вера... "^

Чуть позднее, в конце XIX столетия, был опубликован трактат

русского философа Н.К. Михайловского "Письма о правде и неправде", где

он различает две ипостаси русского слова "правда" - "правда-истина" и

"правда-справедливость". Михайловский допускает противопоставление

этих двух ипостасей; так, истина объективная - правда субъективная;

истина описательная, беспристрастная - правда практическая, стремящаяся

к реализации нравственного идеала. Песмотря на противопоставление

"правды-истины" и "правды-справедливости", философ считал, что эти

понятия родственные и взаимосвязанные друг с другом. Слово "правда" в

русском языке обозначает как истину, так и справедливость, в связи с чем

Михайловский пишет: "... как велик дух русского народа, уразумевший

родственность истины и справедливости, самим языком свидетельствующий, что для него справедливость есть только отражение

истины в мире практическом, а истина - только отражение справедливости

в области теории; что истина и справедливость не могут противоречить

друг другу"'. "Везде, где есть место обеим половинам единой Правды, то

есть во всех делах, затрагивающих человека как животное общественное,

одной истины человеку мало - нужна еще и справедливость"^.

[гносеолого-аксиологический синкретизм – основа русского утопизма, а может, и утопизма вообще]

Пытаясь проанализировать сильные и слабые стороны утопии,

прежде всего обратим внимание на ее положительные характеристики,

которые достаточно убедительно раскрыты в статье П. Тиллиха "Критика и

оправдание утопий". Философ считает, что любая оценка утопии должна

начинаться с ее положительного значения и указывает три положительные

характеристики утопии: 1) правдивость, 2) плодотворность и 3) сила.

Однако, наравне с утверждением положительных характеристик

утопии, а именно: правдивости, плодотворности и силы утопии, Тиллих

утверждает и ее прямо противоположные отрицательные характеристики,

то есть 1) лживость, 2) неплодотворность и 3) бессилие.

1. Лживость утопии состоит в том, что она забывает конечность и

отчуждение человека, забывает, что человек как конечный есть единство

бытия и небытия, и забывает, что человек согласно условиям

существования всегда является ушедщим от его истины или сути бытия.

"Пока утопия предполагает человеческую сущность бытия, она будет не в

' Paul Tillih. Critique and justification of Utopia// Utopias and Utopian thought, 1955, p. 297-298.

^ Сиоран. Искушение существованием// Механизм утопии. М., 2003, с.319.

состоянии понимать, что человек ушел от сущности" ^

Иными словами, лживость утопии состоит в ее ложном

представлении о человеке.

2. Неплодотворность утопии заключается в том, что она описывает

отсутствующие возможности как реальные и поддается чистому принятию

желаемого за действительное, которое имеет дело с реальным. В утопии

происходит проектирование желаемого, воспринимаемого как факт, и в

этом, по словам Тиллиха, состоит пагубный идеализм утопического

сознания.

3. Бессилие утопии проявляется в том, что ее негативное содержание

лживости и неплодородности неизбежно ведет к разочарованию. Тиллих

пишет, что это разочарование испытывало человека снова и снова, и таким

глубоким способом, который разрушает человека в самых глубинных

уровнях его бытия. В движении от настоящего в будущее, которое утопия

провозгласила как финал и установила как абсолютное, случаются

непредвиденные обстоятельства, не вписывающиеся в схему идеального

будущего, что вызывает у приверженцев утопии жестокое разочарование.

Из-за неспособности утопии преодолеть ее временность, по мысли

Тиллиха, возникают два очень разрушительных последствия. Первое

состоит в том, что те, кто переносят такое разочарование, могут стать

фанатиками против их собственной воли. Это особенно касается части

интеллигенции, которая предала себя утопии не как чему-то

предварительному, но как конкретному окончательному. Такой фанатизм

способен заразить массы людей, в том числе и тех, кто не разделял

утопической точки зрения изначально.__

В соответствии с указанными в I главе течениями в русском

космизме Н.Ф. Федоров принадлежит к религиозно-философскому

направлению, тогда как представителями естественнонаучного

направления являются К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский. В идейном

отношении, по мнению Ф.И. Гиренка, русский космизм распадается на

"проективистов" и "органицистов"'. К проективистам относятся

Ф.Н. Федоров и К.Э. Циолковский, которые понимают проект в качестве

места встречи (и преобразования) человека и природы, тогда как

В.И. Вернадский является органицистом, понимающим эволюцию как

естественно необходимое развитие и усложнение организмов (в целом

"живого вещества"), которого Гиренок называет символом "земных

космистов".

Любая утопия включает в себя два элемента: критический

(негативный) и конструктивный (положительный). С помощью

критического элемента описываются недостатки существующего

государства, а с помощью конструктивного - то, что непременно должно

возникнуть вместо существующего.

Пемецкий исследователь

творчества Федорова М. Хагемайстер выделяет три основных направления,

по которым строятся многочисленные утопические проекты Федорова: "в

философии - это преодоление разделения между мыпшением и действием;

в социальной сфере - это меры к объединению всех людей с придачей

общего направления их деятельности; в сфере столкновения с природой -

это господство над природой и полная перестройка всего естественного,

искусственное восстановление всех мертвых". Федоров утверждает, что

человек обладает ≪проективной способностью≫, которая синтезирует

разъединенные Кантом теоретический и практический разум. После

трансцендентальной аналитики Канта должна следовать ≪проектика≫, что

означает соединение воли и разума. "Для философии ставится задача стать

конкретным и живым знанием, что невозможно, пока ее основанием

является теоретический разум. В отличие от последнего, раскрывающего

' Бердяев Н. А. Религия воскрешения (≪Философия общего цела≫)// Мутные лики. М., 2004, с. 14.

^ Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben; Werk und Wirkung. Munchen 1989. S. 104.

что есть это, проектика ответит на вопрос что должно быть. Это означает,

что она будет стремиться от пассивного, спекулятивного объяснения

сущего к активному проекту должного сущего, будет становиться проектом

общего дела. Федоров выделяет способность мышления быть окрыленным

желанием и чувством и стремится заменить или дополнить действительное

желаемым, что объединяет неживое объективное с недоказанным

субъективным посредством проективного в то, что должно быть"'. По

существу Федоров дает определение утопическому мышлению, которое

становится приоритетным в его проектах. У Канта само "должное" имеет

рациональное обоснование, у Федорова последним основанием является

экзистенция - это смерть, чувство вины и неродственность. Поэтому общее

дело направлено на превращение этих чувств в их противоположность -

родственность и бессмертие.__

[Маркс и Федоров – ПРАКТИКА против ИДЕОЛАТРИИ]

Отсюда у Федорова появляется

определенный автоматизм осуществления возврата. Зеньковский отмечает,

что ≪Федоров как-то наивно верил, что, соединившись в ≪общем деле≫, все

люди через это ≪общее дело≫ (воскрешение усопших) внутренне

преобразятся...Тут, по видимому, действовало то убеждение, что само

объединение людей (для ≪общего дела≫) уже устранит ≪небратство≫ между

людьми≫'. Последователь Федорова Циолковский также наивно полагал.

' Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. ч.1. Л., 1991, с. 148.

что если поместить людей в ≪общественные дома≫, они сами

преобразуются из эгоистов в альтруистов.

[БОЛЬШИНСТВО УТОПИСТОВ – НЕДОУЧКИ, САМОУЧКИ и т.п.]

Мыслитель подходит революционным образом к факту

индивидуальной конечности человека. Смерть для него не онтологическая

фатальность, а "свойство, состояние, обусловленное причинами, но не

качество, без коего человек перестает быть, что он есть и чем должен

быть"'. Смерть не является действительной, пока человечеством не

предприняты все попытки для ее устранения. "Действительною смерть

может быть названа только тогда, когда никакими средствами восстановить

жизнь невозможно или когда все средства, какие только могут

существовать в природе, какие только могут быть открыты человеческим

родом, были уже употреблены"^. Поэтому надо все человеческие силы

бросить на борьбу со смертью, на борьбу против уничтожения

человеческого "Я", которое ощущается Федоровым как катастрофа,

ставящая под сомнение разумность всего порядка вещей. Борьба за

онтологическую свободу человека, за его бытийственную независимость от

сил разрушения и смерти представляется философу неизмеримо

существеннее всякой другой борьбы, социальной или политической.

С. Семенова и А. Гачева в статье "Смерть, бессмертие и воскрешение

в "Философии общего дела" пишут, что Федоров услышал в христианстве

главное - "его религиозный материализм: реабилитацию тела, как

обязательной составной части воскрешенного преображенного существа,

то есть спасение целостного духовно-душевно-телесного состава

человека"'.

Пути воскрешения, описанные Федоровым, ведут к воссозданию

только лишь потенции личности, определенной формальной

предрасположенности, сосуда личности умершего человека, а не самой

личности. Ошибка Федорова состоит в том, что он относится к умершему

человеку как к машине, которую надо только собрать, и сознание сразу же

возвратиться к ней.

Энергия, которую должны использовать живуш;ие для воскрешения

умерших, есть трансформированная эротическая энергия. В настоящее

время эта энергия расходуется прежде всего на воспроизведение человека

как природного существа, и поэтому она должна быть радикально

трансформирована. "Темная родотворная энергия" должна быть

претворена, в "светлую творческую энергию", направленную на познание

мира, его регуляцию, воссоздание и преображение утраченной жизни.

Утопический проект Федорова можно назвать деонтологическим,

предполагающим не просто должный мир, но должное действие, с

помощью которого терпеливо, трудно и с напряжением общих сил

строится должный мир. Проект понимается философом как некий мост,

связывающий существующий мир с должным, действительность с идеалом.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - яркий

представитель философии русского космизма, основоположник

современной космонавтики, подобно Федорову, создал свою космическую

утопию, носящую, однако, не религиозно-философский характер, а

технократический.

Его утопические идеи отражены во многих работах, в частности,

"Горе и гений", "Мысли о лучшем общественном устройстве", "Утописты",

"Этика или естественные основы нравственности", "Идеальный строй

жизни", "Устройство людей на Земле", "Горе человечества", "Руководители

человечества", "Жизнь человечества", "Радость смерти", "Грезы о Земле и

Небе" и других.

Объектом критики Циолковского, прежде всего, является

несоверщенная природа человека, и здесь он солидарен с Федоровым,

считавшим несовершенство человека и всего природного порядка бытия, в

котором властвует смертоносная ≪слепая сила≫, страшным злом. "Человек

по природе неблагодарное, жестокое и ограниченное существо... Человек

подобен бактерии, которая убивает и доброе и злое без различия", - пишет

Циолковский в статье "Жизнь человечества"'.

Создание лучшего общественного устройства, по мнению

Циолковского, будет способствовать усовершенствованию человека, при

' Циолковский К.Э. Жизнь человечества// Космическая философия// Под ред. ак. B.C.

Авдуевского, М., 2001, с. 205.

этом преследуется главная цель - счастье человечества в настоящем и

будущем. Предложенное Циолковским общественное устройство должно

удовлетворять всем разумным естественным потребностям людей, которые

он определяет как "много свободного времени", "короткий обязательный

труд", "чистый воздух", "здоровая пища" и "достаточная материальная

обеспеченность".

Каждое небольшое сообщество, живущее в одном здании, в котором

в течение нескольких лет люди изучают друг друга, сможет выделить из

своих членов "наиболее великодушных, общественных, талантливых,

здоровых, долголетних, плодовитых и красивых людей". Эти избранные

первого порядка составят высшее общество второго порядка. Общество

второго порядка выделит из своей среды лучших для составления общества

третьего порядка и так далее.

Циолковский критически смотрит на современные ему поселения, он

пишет, что в хорошую погоду они только дают пыль, а в плохую - грязь. В

домах пыль, грязь, насекомые, бактерии. Людей изнуряет суета, возня со

скотиной, заботы о детях и непроизводительный труд.

"Общественный дом" на несколько сот человек имеет огромные

преимущества по сравнению с существующими поселениями. Этот дом

окружен "научно возделанными полями и садами, устроен он согласно

последнему слову науки". Он сделан из металла, камня и стекла и не

сгорает, не доступен для паразитов и бактерий. В "общественном доме"

существуют общие залы для каждого пола, возраста и разных занятий,

общие столовые, мастерские, больницы и щколы. Люди трудятся только

шесть часов (причем труд соответствует полу, свойствам, возрасту и

наклонностям), а в остальное время отдыхают.

Общество во главе с председателем занимается регуляцией браков.

Врачующиеся спрашивают разрешения на вступление в брак у

председателя, который, как правило, разрешает брак, но не всегда с правом

деторождения (если боится плохого потомства). Брак может быть допущен

на основании склонности людей, но деторождение - только с разрешения

общества. Человек или существо, еще не появившееся на свет, имеет права,

которые состоят в том, чтобы иметь совершенное тело, ум и нравственные

качества.

Постепенно порода человека улучшается. В брак вступают все

желающие, но каждый имеет тем меньше потомства, чем менее он

совершенен и способен вести общественную жизнь. Так общество

противится неудачному деторождению.

Н.К. Гаврюшин, высказываясь в

адрес Циолковского следующим образом: "Взявшись управлять

человечеством, это дитя досужей фантазии ученого ума действительно

осуществляет на земле "идеальный строй жизни", отобрав для размножения

одну лучшую пару людей, безболезненно усыпит или кастрирует всех

остальных"'.

Жестокость Циолковского в его утопии подчас не знает границ. Так,

он предлагает убить человека, у которого в жизни началась "черная

полоса", безболезненным способом и с восхищением представляет себе

создание машины, способной в один миг уничтожить человека. "Когда

начинается у человека жизненная тягота, убьем его безболезненным

способом. Врачи уверяют, что такой способ есть. В самом деле, если

устроить машину, которая в тысячную долю секунды... раскрашивает

человека на мельчайшие кусочки, то как это разрушение может ощущать

человек?"^.

[ОРУЭЛЛ!!!]

Следует сказать, что своим седьмым правом человек почти не будет

пользоваться, поскольку убийцы и преступники будут сосланы обществом

на, так называемые, отруба, а продолжение их рода будет запрещено.

Циолковский считает, что с течением времени род убийц вымрет и

останутся в человечестве только истинные люди.

При этом, семейный эгоизм

будет упраздняться по мере возрастания разумности и нравственности

человечества за счет эволюции Вселенной и организмов людей,

достигающих ≪лучистого состояния≫, когда человек будет питаться только

лучами Солнца, как растение, и все его силы будут уходить не на

физическое выживание, а на нравственное совершенствование.

В своей утопии Циолковский, как и многие утописты, в том числе

Кампанелла и Федоров, придает большое значение знанию и науке, считая,

что они способствуют усовершенствованию жизни общества и

усовершенствованию самого человека. Развитие научного знания позволит

расширить границы продолжительности индивидуальной жизни человека и

способствовать эволюции человеческих свойств, что, по мнению русских

философов-космистов, является залогом бесконечного совершенствования

человеческого рода во Вселенной.

Предметом знания для людей должно быть то, как добыть пишу,

одежду, как устроить дом, как защитить себя от враждебных действий

природы, от зверей и злых людей, как сохранить здоровье, продлить жизнь,

как сделать счастливыми всех людей. "Знание должно способствовать

удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей

любознательности"'. "Знание делает нас счастливыми... Только знание

может открыть нам глаза, правильно оценить вселенную и указать ее

' Там же, с. 45.

прошедшее и будущее"'. Источником же знания является разум,

познающий объективную реальность в ее космических масштабах.

Для Циолковского, так же, как и для Федорова, космические полеты

были средством для совершенствования человечества и достижения им

вечного блаженства. "Многие думают, - говорил К.Э. Циолковский - что я

хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было

бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод

проникновения в глубину космоса, но не самоцель"^.

В книге "Будущее Земли и человечества" мыслитель-космист дает

грандиозную панораму того, что ожидает человечество на пути разума,

свободы и могущества. Вселенная действует опосредованно через высшие

формы жизни. В основе деятельности этих высших форм - право на

жестокую регуляцию жизни в рамках эволюционного отбора: "разум и

могущество высших существ, зародивщихся на высших планетах,

ликвидируют зачаточную жизнь на иных планетах и заселяют их своим

потомством""*. Право на насилие, обоснованное биологической

необходимостью и высшими целями эволюции Вселенной, рассматривается философом как общий закон развития. При этом, однако,

он уверен, что даже совершая насилие, космос рождает не зло, "а разум и

счастье всего сущего". Отрицание права на жизнь "низших форм",

оправдание насилия по отношению к ним обосновывается

целесообразностью эволюционного процесса, сверхразумностью

Вселенной.

"Низшие формы" во Вселенной уничтожают не только высшие

существа космоса, но и люди. Пока люди способны уничтожить "низшие

формы" только на Земле и должны это делать. Па поверхности Земли, по

мнению Циолковского, надо сохранить лишь то, что поддерживает и

развивает разумные формы жизни. Приспособленные к существованию

людей регионы должны быть освобождены от диких лесов, от животных и

"бесперспективных растений". Преобразования важно распространить на

глубины океанов, морей, рек и водоемов, истребив там хищников и

сохранив лишь то, что необходимо человеку для жизнедеятельности. Под

интеллектуальный контроль надо поставить круговорот воды,

формирование атмосферы. Естественные природные ресурсы в чистом

виде без влияния человека существовать и функционировать не должны.

На всем будет лежать печать разумности. Циолковский, таким образом,

предлагает не программу взаимодействия человечества с окружающей его

средой, на основе накопленных знаний, которую выдвигал Федоров, а

программу обширной преобразовательной и эксплуатационной

деятельности в отношении всех естественных процессов, сообразно с

потребностями и интересами человека, в соответствии с поставленными им

целями.__

Человек в утопии Циолковского преобразует не только внешнюю

природу, но и свою собственную. Начинает он с укрепления разума и

подавления страстей. Апофеоз развития в данном направлении

представляют "совершенные организмы, малочувствительные к радостям и

страданиям. Молодость их не очень восторгает и старость их не мучает...

не смертный покой, но жизнь, богатая делами, великими поступками,

только философски спокойная. Она стоит на страже нашей планеты и

распоряжается мудро жизнью и природой. Не позволяет она возникновение

несчастий, горя, болезней, смертных агоний, грубых редких радостей,

наслаждений и неизбежно сопутствующих им мучений"'. Здесь

Циолковский повторяет мысли Эпикура, для которого спокойная жизнь без

телесных и душевных страданий является целью, к которой стремится

человек. ≪Здоровье тела и безмятежность души... есть цель счастливой

жизни; ведь ради этого мы все делаем, - именно, чтобы не иметь ни

страданий, ни тревог≫. Но если у Эпикура человек испытывает

удовольствие от отсутствия телесных страданий и душевных тревог и

живет настоящим (≪лови момент≫), то у Циолковского, согласно его

утопическим представлениям, человек должен жить для будущей

' Циолковский К.Э. Нирвана// Космическая философия// Под ред. Акад. B.C. Авдуевского,

М.,2001,с.263.

^ цит. по кн. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

Древний мир-эпоха Просвещения. М: Политиздат, 1991, с. 126.

бессмертной и блаженной жизни, в которой не будет ни страстей, ни

болезней, ни удовольствий в привычном смысле слова. Человека будущего

Циолковский уподобляет бесстрастной сложной машине, живущей почти

бесконечно. ≪Какая-нибудь сложная машина не испытывает страстей,

однако силой ума машиниста или особенностями своего устройства она

сохраняется и действует очень долго≫'.__

Таким образом, сверхчеловек у Ницше и Циолковского захватывает место

Бога, утверждая самого себя в качестве высшей ценности.

Тело человека, по мнению философа, смертно и тленно, а ≪атом-дух≫

бессмертен, так как он не уничтожаем. Важно сказать, что ≪атомы-духи≫ у

Циолковского являются подлинными ≪гражданами Вселенной≫, тогда как

человек, подобно всему живому, - всего лишь среда обитания таких

атомов. Счастье Вселенной, по его мнению, есть счастье атома, которое

зависит от того, в какое существо он попадет. ≪Если атом может попасть

только в совершенное существо, если во Вселенной могут существовать

только такие, если в ней нет никакого зла, никаких страданий - то как же

атом может быть несчастлив? Он всюду натыкается на одно счастье≫.

Циолковский сравнивает человека с храмом, который содержит в себе

множество "атомов-духов". Цикл жизни одного духа в человеческом теле

достигает 4-6 месяцев, после чего переходит в другое тело (не обязательно

в человеческое). Говоря об ≪атоме-духе≫, Циолковский занимает позицию

' Циолковский К.Э. Радость смерти// Космическая философия// Под ред. Акад. B.C. Авдуевского,

М.,2001,с.219.

^ Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие// Очерки о Вселенной. М.,

1992,0.85.

панпсихизма, согласно которому атомы способны к ощущению.

Панпсихизм является неоднократно возобновляемой традицией в истории

философии.__

[сумасшествие!!!!!!!]

С точки зрения Циолковского, являющегося

сторонником реинкарнации и поклонником восточной философии и

эзотерики, бессмертные атомы способны ассоциироваться в будущем, но в

иную личность. "До вашего зачатия атомы ваши были рассеяны и

находились в воде, почве, воздухе, в эфире, на других планетах, на солнце

и т.п. Но это не помешало принять им жизнь, которая сейчас играет в вас.

После вашего разрушения или смерти они опять разбредутся по вселенной.

Это уже было до вашего зачатия и не помешало вам получить жизнь.

Следовательно, после смерти ваше положение будет ничуть не хуже того,

которое было до вашей настоящей жизни. Ясно, что последняя снова

возникнет и будет всегда возникать после каждого разрушения"^.

Общим основанием построения утопий для Федорова и

Циолковского является признание незавершенности наличного вида

человека, его "промежуточности" (термин, который ввел В.И. Вернадский).

Разница между ними в суждениях о том, какими путями и во имя каких

целей жизнь и разум человека будут совершенствоваться. Так, "Философия

общего дела" выдвигает благородный идеал возрождения всех поколений

умерших предков. Напротив, "Космическая философия" Циолковского

считает целесообразным, на основе этических аргументов, уничтожение

низкоразвитых форм жизни. В.В. Казютинский в статье "Космическая

философия К.Э. Циолковского"^ пишет, что в обоих случаях мы имеем

дело с идеей регуляции природы как целенаправленного вмешательства в

эволюционный процесс, однако цели и последствия этой регуляции

оказываются диаметрально противоположными.

Бурный прогресс науки и техники, в который безгранично верил

Циолковский, и совершенствование человека рассматривались им как два

параллельных процесса, предполагающих друг друга. Поэтому

совершенствование человека понималось им чисто технически. Он

предлагал для этой цели такие механические методы, как регулирование

деторождения, работа над "метаморфозой вещества", при этом

нравственная, духовная суть человека не затрагивалась.

Человек будущего, каким его представляет Циолковский, - это

деятельный субъект, создающий продукты с помощью орудий труда, т.е.

тот же homo faber - человек производящий. Смысл его деятельности

заключается в стремлении победить, поставить на службу все явления

природы. И в этом отношении утопизм Циолковского может быть назван

прометеизмом. Восходя к высотам космической разумной жизни, человек

победит нужду и достигнет счастья. Однако за достижение этих высоких

целей Циолковский предлагает заплатить слишком высокую цену. Этой

ценой оказывается сам человек. "Космическое животное", каким должен

стать человек в результате автоэволюции, теряет все привычные

человеческие качества. Новое человеческое существо может быть названо

нооантропом или антропоидом, но только не человеком, ведь данное

существо не нуждается в обычных средствах поддержания жизни: оно

живет как растение, поглощая энергию непосредственно из Космоса, оно

утратило все человеческие страсти и желания, освобождено от всяких

страданий и смерти, его единственной задачей, в конце концов, является

управление Вселенной. ≪На долю человека в пределе останется только

мысль, так как энергия и искусство заменяется силами природы и

' Гаврюшин Н.К. Иллюзии и прозрения русского космизма// Философия русского космизма. М.,

1996,0.215

No

человеческими приспособлениями или машинами≫'. Здесь с очевидностью

возникают вопросы: "Как такое машиноподобное чудовище, лишенное

страстей и желаний, может быть счастливо? Способно ли оно вообще

ощущать себя счастливым? Неужели всемогущество может составлять

счастье?"

В.И. Вернадский (1863-1945), как указывалось ранее является

органицистом, в отличие от проективистов Федорова и Циолковского. Как

органицист, "земной космист", Вернадский вкладывает в свое учение о

ноосфере не столько утопическое и проективное содержание, сколько

научное, основанное на фактических обобщениях. Учение Вернадского о

ноосфере нельзя назвать полноценным проектом по сравнению с проектами

преобразования природы и человека у Федорова и Циолковского. У

Вернадского мы не видим такой степени разработанности проекта и такой

детальности в описании будущего состояния мироздания.

Таким образом, эволюция, происходящая в биосфере, приводит к

эволюции самой биосферы, которая под влиянием человеческой

деятельности (научной, социальной и трудовой) переходит в новое

состояние - ноосферу. Термин "ноосфера" (от греческого nous-разум и

sphaira-сфера, поверхность шара) впервые ввел в науку в 1927 году

французский математик Леруа. Идея ноосферы была выдвинута им под

влиянием лекций В.И. Вернадского по геохимии, прочитанных в Сорбонне

в 1923 году. Впервые Леруа употребил этот термин в своих лекциях в

Коллеж де Франс в Париже. Более полное развитие эти мысли получили в

работе Леруа ≪Происхождение человечества и эволюция разума≫ (1928), в

которой он пишет, что принимает учение Вернадского о биосфере, но

считает, что под влиянием разумной человеческой деятельности она сейчас

испытывает глубокие качественные изменения и переходит в новое

состояние, которое он предлагает назвать ≪ноосферой≫.

Леруа подчеркивал, что пришел к идее ноосферы вместе со своим

другом, геологом и палеонтологом П. Тейяром де Шарденом, который

подробно изложил свое учение о ноосфере в фундаментальном труде

≪Феномен человека≫ (1938).

"Решающее значение в переходе планеты Земля в качественно новую

стадию своей истории - ноосферу - имеет активная, целенаправленная,

преобразующая природу сознательная общественно-трудовая деятельность

людей. Именно человеческое общество, охватившее своей деятельностью

всю планету, разум, научная мысль и труд людей, созданная ими

производительная сила, наука и техника отличают ноосферу от других

геосфер Земли"^ - пишет Вернадский. Итак, ноосфера - это биосфера

Земли, переработанная научной мыслью и организованным трудом. Таким

образом, Вернадский, исходя из своей биосферной концепции, развивает

учение о ноосфере как о продолжении биосферы.

[эволюция эволюции]

Вернадский

видит здесь выход в автотрофности человечества, независимости его

питания от других организмов. "Непосредственный синтез пищи без

посредничества организованных существ, как только он будет открыт,

коренным образом изменит будущее человека≫;

Относительно утопического содержания ноосферной концепции

Вернадского высказывается и В.А. Кутырев. В статье "Ноосфера как

утопия" он пишет, что учение о ноосфере Вернадского с самого начала

несло в себе аксиологические и онтологические подходы без какого-либо

их разграничения, ценностные характеристики ноогенеза были однозначно

положительными, что противоречит диалектике жизни. Понятие ноосферы

' Забелин И.М. Помпеи гениального ума: ≪Размышления натуралиста" В.И. Вернадского и

современная наука// Новый мир, 1979, №4, с.2О1.

сейчас выступает одновременно и как утопия и как реальность. Как

утопия - это состояние благоустроенности и гармонии в жизни людей, а

как реальность - это искусственная среда, техносфера, которая подавляет и

вытесняет биосферу. Техносфера, угрожая господством над природой и

человечеством, является денотатом ноосферы.

В.А. Кутырев предлагает различать трактовку ноосферы как

утопическую мечту и ее реальное состояние. "В мировоззренческих

теориях элементы утопии неистребимы. Утопия - некая система идей,

выходящих за рамки наличного бытия и связанных, помимо знания, верой

и надеждой. Утопии - бывшие мифы, но мифы разума, пришедшие на

смену мифам чувственного воображения в процессе исторической

рационализации человеческого духа"'.

Проблема бессмертия личности интересовала Вернадского на

протяжении всей жизни. Он писал, что для полного удовлетворения

человека важен только один вопрос - вопрос о бессмертии личности.

Вернадский рассматривал проблему бессмертия своеобразно.

≪Только в минуту

глубокого отчаяния могли Руссо и последователи мечтать о возвращении в

золотое, природное состояние, мог Паскаль вполне уйти в религию. Пельзя

уйти ни туда, ни сюда, пока есть сомнение - сомнение в том, что, может

быть, мысль - основа личностного бессмертия, и что она создатель

Вернадский В.И. Письма И.Е Вернадской. 1889-1892. М.,1991, с. 71.

гармонии в мировом хаосе.,,≫'. Здесь в концентрированной форме

выражена сущность представлений Вернадского о бессмертии. Итак,

бессмертие человека определяется его личностью, его социальными

взаимоотношениями.

...

В наше время продолжателями "общего дела" Федорова,

образовавшими международную общественную организацию,

называющуюся Академией Наследия Общего Дела (АНОД/ANOD)

развивается именно научно-технический потенциал философии Федорова.

Целями деятельности АНОД являются естественнонаучное и материально-

техническое обеспечение программы "общего дела". В поле ее

деятельности - разработка таких тем как конструкция "полижизнь" -

многократность жизни бытия субъекта, достигаемая техническими

приемами и организационными мерами, а также пересадка сознания в

биологический субстрат, сохранение сознания.

Существует в настоящее время и международное философское

движение "трансгуманизм", в основе концепции которого лежит

предположение, что человек не является последним звеном эволюции и,

следовательно, может совершенствоваться до бесконечности. В своих

деятельности участники трансгуманистического движения опираются на

новейшие научные достижения в области нанотехнологии и генной

инженерии и разрабатывают возможности значительного повышения

умственных и физических способностей человека, а также возможности

ликвидации старения и смерти.

 

Казённое Дмитрий Константинович

Date: 2015-07-01; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию