Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимое и случайное в исторических возможностях





Очень важно понять, как соотносятся в исторических возможностях

категории необходимого и случайного. Как писал А.И.Герцен, история -

высшее проявление саморазвития природы. Опираясь на методы позитивного

знания, Герцен видел свою задачу в создании "собственной эмбриогении

истории". Она призвана выявлять общие природе и истории закономерности

развития, и прежде всего отсутствие предопределенной цели. И природа, и

история, по мнению А.И.Герцена, открыты в своем развитии. "Ни природа, ни

история никуда не идут и потому готовы идти всюду, куда им укажут, если это

возможно, т.е. если ничего не мешает" [76, с.246]. "Растрепанная импровизация

истории" "готова идти с каждым", каждый может "вставить в нее свой стих"

[там же].

В таком представлении - весьма тонкое соединение необходимого и

случайного. С одной стороны, выбором руководят общие природе и истории

закономерности развития. С другой, природа и история открыты в развитии и

готовы подчиниться выбору субъекта, в котором более или менее значимым

обстоятельством оказывается воля случая, влияющего на принятие решения.

Но и эта самая случайность есть проявление непознанной нами необходимости.

Как писал Ф.Энгельс, "где на поверхности происходит игра случая, там сама

эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым

законам" [418].

Исходя из "собственной эмбриогении истории", Герцен утверждал в

качестве общей закономерности природы и истории многообразие путей и

форм развития, многообразие вариаций на одну и ту же тему. История,

подобно природе, может "одействорять все возможности", "она бросается во

все стороны, толкается во все ворота, творя бесчисленные вариации на одну и

ту же тему" [75]. И человек способен влиять на этот процесс, поскольку

история - свободное и необходимое дело самого человека и потому она

"вынуждена" допустить человека в сотворчество исторической необходимости.

Как подчеркивают Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская, позже эта идея будет

развита С.Л.Франком и Н.А.Бердяевым [282, с,286].

Непросто найти ту грань, перед которой действия человека, сколь

случайными бы они не казались, подчинены внешней необходимости,

диктуемой материальным миром, но за которой эти действия определяются

свободным выбором человека, его сознанием, возвысившимся над

материальным миром. Это та область, где человек руководствуется только

своими, высшими соображениями, хотя необходимым могло бы быть совсем

иное, более рациональное и объяснимое.

Необходимой, закономерной предпосылкой, которая в корне изменит

настоящее и будущее, могут оказаться результаты переосмысления прошлого и

нереализованных в нем исторических возможностей. Так, рефлексирующее

общественное сознание в Молдавии в корне изменило политические

настроения населения. С 1996 по 2001 г. число тех, кто проголосовал за

коммунистов, возросло в 7 раз. Причем последняя ошеломляющая победа во

многом обусловлена именно обещаниями радикально исправить ошибки

прошлого: придать русскому языку статус государственного, добиться

членства Молдавии в Союзе России и Белоруссии, двойного с Россией

гражданства и т.д. В своей предвыборной речи Владимир Воронин также

заявил о намерении решить наконец проблему Приднестровья, подчеркнул

приверженность к эволюционному развитию, продолжению экономических

реформ с социальной доминантой, расширению партнерства как с Востоком,

так и Западом, то есть с международными финансовыми институтами.

Разрабатываемая в данной работе концепция возможного и

действительного несколько отличается от кантовской. Триада возможное,

действительное и необходимое как выражение модальностей мож:ет быть,

есть и долж:но быть представлена несколько иным отношением возможного и

действительного (возможное не только мож:ет быть реализовано, но и с

необходимостью есть в действительном).

Н.Гартман различал в реальности два связанных модуса - возможного и

действительного. При этом он отличал возможное реальное от возможного

мыслимого. По мнению философа, действительное, может быть соотнесено

лишь с реально возможным. Мыслимо (ноуменологически) возможное

принадлежит уже другому миру: "Возможно всегда только то, что также

действительно. По крайней мере так дело обстоит в царстве реальности. В

царстве мысли (in mente) дело обстоит совершенно иначе: ведь все мыслимое,


свободное от противоречий, возможно, ибо здесь цепи условий оставляются

без внимания" [68, с.523].

[конус минковского!]

Сартр отвергает аристотелево учение о потенциях. Все, что есть,

актуально (tout est en acte). В сущем нет и не может быть никакой возможности,

никакой потенции, полагал философ. Так, например, считает Ж.-П.Сартр,

бессмысленно ставить вопрос о том, что мог бы еще создать гений Пруста, ибо

его гений просто состоит в совокупности его произведений как выражении его

личности, а вовсе не в возможности сочинить какое-то произведение [329,

С.21].

О.А.Останина вслед за С.Л.Франком отмечает в силу нашего осознания

времени различие между бытием и действительностью. "В бытии есть и то, что

есть. И то, что может быть и было; в действительности - есть то, что есть, она

определяется актуально, а не потенциально, понятие действительности

мыслимо в соотносительной связи с возможностью: то, что актуально есть,

отличается, как таковое, от того, что может быть, и предполагает за своими

пределами последнее" [286, с.25; 375, с.266].

Пребывание нереализованного в реализованном обеспечивается, во-

первых, внешним ограничением пространства реализованного (его пределы

задаются пределами пространства нереализованного). К.Ясперс пишет в связи

с этим: "История как бы со всех сторон граничит с бездной" [432, с.243]. Далее

философ поясняет: "История обладает границами, которые отделяют ее от

других реальностей - от природы и космоса. Историю со всех сторон окружает

безграничное пространство сущего вообще" [там же].

Во-вторых, сосуществование нереализованного и реализованного

обеспечивается выводом в пространство нереализованного значительной части

ресурсов-отходов, неиспользование которых стало условием использования

ресурсов, считающихся реализованными. Таким образом, лишь в единстве

свершившегося и несвершившегося может существовать бытие, первое от

второго неотделимо. К.Ясперс по этому поводу указывает: "История

становится таковой лишь посредством единения всеобщего и

индивидуального" [там же].

….

На рис.5 показаны взаимоотношения нереализованных исторических

возможностей с другими, более общими категориями бытия, включая саму

всеобщую, универсальную категорию бытия. Направление стрелки указывает

на отношение одного понятия к другому как особенного к общему

(всеобщему).

Взаимоотношения нереализованных и реализованной исторических

возможностей как общего и особенного могут быть взаимно обратимыми. Если

же сопоставлять конкретную нереализованную историческую возможность с

реализованной, то они предстают как особенное и общее.

Действительность А N

Возможность как таковая

Z Нереализованные возможност

Реализованная возможность

Рис.5. Нереализованные исторические возможности

в иерархических отношениях общего и особенного.







Date: 2015-07-01; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию